ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Публикация «Психологический тренинг для родителей

Добрый вечер уважаемые родители. Я благодарю Вас за то, что вы пришли на тренинг: «Если что, я с тобой!» Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, ведь детский сад-это одна большая, дружная семья

Наверное, ничто не вызывает у человека столь сильные переживания, как его собственные дети. Как найти общий язык со своим ребенком, как сделать так, чтобы вы и ребенок понимали друг друга без слов. Об этом мы сегодня и поговорим.

Предлагаю Вам, поучаствовать в играх; где-то порассуждаем, где-то попробуем встать на место своего ребенка.

Я надеюсь, что вы еще лучше будете понимать своего ребенка, еще более трепетно будете относиться к переживаниям своего ребенка, еще больше будете понимать интересы друг друга.

Итак, начнем с приветствия друг друга.

Разминка «Подари улыбку»

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.

1. Упражнение “Слово – ассоциация”

Педагог-психолог: «Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку, которая поможет настроиться на совместную работу”.

Всем вместе предлагает подобрать к слову “мороженое” слово – ассоциацию (например, “жара”). Далее к “жаре” – “море”.

Ведущий начинает игру, произнося слово “семья”, рядом стоящий участник берет массажный мяч и проговаривает свое слово – ассоциацию. Упражнение проводится по кругу.

2. Упражнение «Цветок»

Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека – это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?

Помочь найти положительные качества своего ребенка Вам поможет игра «Цветок».

Инструкция: предлагаю сделать запись в лепестке. На нем вы пишите ласковое имя своего ребенка и его положительные качества.

Вывод: Посмотрите, какая у нас получилась ласковая и добрая ромашка! Может быть, некоторые качества у вас и совпали.

– Было трудно?

– Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?

– Легко ли Вам было заполнять? Почему?

3. Упражнение «Как тебе лучше?»

Психолог: приглашаю родителей (6 человек) объединиться в пары и каждой паре преодолеть короткую дистанцию по ленте. Предлагаю карточки с высказываниями, которыми вы будете сопровождать движение своего напарника – «ребенка»

Условия прохождения: один участник проходит по ленте, а другой в это время сопровождает его движение сначала словами:

1.«Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю», 2.«Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься».

3. И последнее: «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».

Вывод: выполняя упражнение каждый из вас был в роли ребенка или в роли родителя, как вы себя чувствовали? В какой роли вы себя чувствовали комфортнее, в роли того ребенка, который шел, или того родителя, который сопровождал. Какие слова мешали Вам идти, какие наоборот помогли. Родители обсуждают свои чувства.

4. Упражнение «Чтение сказки»

Цель: показать родителям, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком, и при беседе с ребенком, при чтении художественной литературы и т. д

Давайте посмотрим, как же мы общаемся с ребенком, насколько важен нам момент общения с нашими детьми.

Трем участникам предлагаются детские книжки со сказками, первый участник читает отрывок сказки, отвернувшись спиной к родителям, второй – лицом к родителям, но не отрывая взгляда от текста, а третий – рассказывает эмоционально, используя жесты и мимику, выразительно, практически не смотря в текст.

После прочтения предлагается ответить на вопросы: Что вы чувствовали, когда к вам сидели спиной? А когда совсем не смотрели на вас? И понравилось ли эмоционально выразительное чтение, глаза в глаза? Также происходит и при общении с нашими детьми.

5. Упражнение «Чего хотят дети?»

Примечание. Для упражнения понадобится рисунок сердца, разрезанный на части. Каждая часть нумеруется – чтобы в дальнейшем было удобнее и легче собрать мозаику.

Слово педагога-психолога: «Представьте мысленно, что вы вернулись в детство. Вам 5-6 лет. Вспомните, чего больше всего хотелось? Запишите одной фразой». Участники записывают свои ответы на розданных им частях сердцах, после чего зачитывают и анализируют написанное. Затем педагог-психолог предлагает из полученных частей собрать мозаику и делает вывод: «Чего на самом деле хотят дети – это много любви, тепла и ласки».

Ну, вот и подошел к концу наш тренинг. Хотелось бы, чтобы он помог вам в воспитании ваших детей. В заключении я предлагаю упражнение «Аплодисменты». Давайте представим на одной ладошке улыбку, а на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить аплодисментами. Уважаемые родители, наша встреча показала, какие вы находчивые, заботливые и любящие родители. Спасибо.

Рефлексия участников тренинга.

Занятие №3

Цель: познакомить родителей с техникой активного слушания, пробовать использовать такие приемы активного слушания как пересказ, отражение чувств.

1. Упражнение «Подарок».

Инструкция: участники по очереди дарят подарок своему соседу слева, но делают это невербально, то есть без слов. После завершения круга каждый говорит, какой подарок он получил.

Уточнение (выяснение) относится к непосредственному содержанию того, что говорит другой человек. Например: «Объясни, пожалуйста, что это значит?», «Не повторишь ли еще раз?»Уточнение следует отличать от выспрашивания. Выспрашивание может разрушить желание говорящего сообщать что-либо.

Отражение чувств – это проговаривание чувств, которые испытывает другой человек. « Мне кажется, ты обижен». « Ты чувствуешь себя расстроенным». Чувства надо называть в утвердительной форме, так как вопрос меньше вызывает сочувствия. Этот прием способствует установлению контакта, и повышает желание другого человека рассказывать о себе.

Проговаривание подтекста заключается в дальнейшем проговаривании мыслей собеседника. Оно не должно превращаться в оценивание.

Например: «Ты мог бы быть  и поскромнее». Оценивание блокирует желание рассказывать о проблеме.

Резюмирование используется в продолжительных беседах и переговорах («Итак, мы договорились с тобой, что»)

Работа в парах для тренировки приема пересказа. Один партнер слушает и пересказывает, возвращая мысли собеседнику. Затем нужно поменяться ролями. Тема для обсуждения должна быть та, которая, по мнению родителей, тревожит ребенка. Ведущий предлагает поделиться впечатлениями после проведенного упражнения.

3. Упражнение направлено на умение отражать чувства ребенка. Родителям предлагаются  ситуации, а они должны описать чувства, которые испытывает ребенок и то, что бы они ответили  ему в этих случаях.

Домашнее задание. В общении с ребенком использовать методы и приемы активного слушания.

В заключительной части занятия   ведущий предлагает сесть поудобнее, постараться расслабиться и прослушать сеанс аудиозаписи «Подводный мир».

«Эффективное общение с ребенком»

Педагог – психолог

МДОУ № 175

Актуальность: Вопрос эффективного взаимодействия и взаимопонимания между родителями и детьми на современном этапе приобрел большую актуальность. Вместе с тем, как ребенок взрослеет и меняется, должны меняться и совершенствоваться детско-родительские отношения. Специально организованные групповые формы работы с родителями дают им возможность избавиться от ощущения одиночества, уникальности собственных проблем, взглянуть на свой педагогический опыт с другой стороны.

Цель: Ознакомление участников со стилями общения в семье; формирование ответственного отношения родителей к воспитанию физически и психически здорового подрастающего поколения. Побудить родителей делиться своим опытом семейного воспитания; подвести их к анализу личного педагогического воздействия, изменения неадекватных родительских установок.

Ресурсы и оборудование: цветные маркеры, карандаши, заготовки с рамками для картин; бумажные заготовки с пословицами, заготовки с правилам группы; стикеры в форме корабликов, демонстрационная карта «Океан родительской любви», на которой указаны пункты остановок: остров «Стили воспитания», подводные рифы, пещера сокровищ, бухта «Взаимопонимание»; демонстрационный плакат «Овощной пирог»; бланки для групповой работы; волшебная шкатулка; талисманы по количеству участников; памятка «Морские узлы на память».

Ход проведения тренинга психолога

1. Информационное сообщение (5 мин.)

. Здравствуйте, уважаемые гости. Спасибо, что откликнулись на приглашение. Сегодня мы будем говорить об очень важных вещах, в воспитании детей, налаживании хороших контактов с ними. Предлагаю вам совершить увлекательное морское путешествие по океану родительской любви, которая будет длиться какое-то время при попутном ветре и хорошем настроении участников.

2. Собираем команду

Упражнение на знакомство «Фотография» (15 мин.)

Цель: познакомить участников друг с другом; создать атмосферу принятия и безопасности; формировать позитивный настрой на работу; снятие напряжения, создание непринужденной атмосферы в группе и условий для самореализации; ознакомление с кругом интересов участников группы.

Психолог: Перед выходом в море, капитан собирает команду, знакомится с членами экипажа и пассажирами. И нам необходимо познакомиться поближе. Сделаем это необычным способом.

Инструкция: Предлагаю вам с помощью фломастеров и карандашей, на заготовке для картин, за 5 мин. нарисовать вашу фотографию со своими детьми, и оформить бейджик с вашим именем.

Участники выполняют задание.

Назовите свое имя, представляете свою картинку и расскажете о своем ребенке важное.

Вывод. Давайте поприветствуем друг друга аплодисментами! Вот мы с вами и познакомились.

3. Актуализация вопроса.

Создание мотивации на активную работу (5 мин.)

Семья – это своеобразный центр формирования личности ребенка, воспитание его характера, воли, общественного сознания, здесь ребенок приобретает умения и навыки в общении и человеческом взаимопонимании. Любовь и уважение взрослых, поддержка родителей для ребенка – пример для подражания.

Для дальнейшего эффективного взаимодействия нам необходимо составить правила работы нашей группы.

4. Изучаем прогноз погоды

Работа в группах «Принятие правил группы» (10 мин.)

Цель: обосновать необходимость выработки и соблюдения определенных правил работы в группе, выбрать правила работы в группе, создать рабочую и доброжелательную атмосферу во время совместной работы.

Инструкция: На корабле всегда будет сухо и солнечно, если мы будем активно работать по определенным правилам и избегать конфликтов и недоразумений. А поможет нам в этом народная мудрость.

Используя заготовки нужно создать правила работы, соединив правую и левую половинки так, чтобы в одной строке слева были народные пословицы, а справа – правила работы в группе (составленные из 4-х частей). Каждое правило и пословицы состоит из 2-х частей.

Примерный перечень правил:

Век живи – век учись

Как тут говорить, когда не дают рта раскрыть

Надо знать, что и где говорить

Расскажи другу – пойдет по кругу

Можно и шутить, а можно и дело делать

Не перебивай, говори по очереди

Будь открыт для новых знаний и идей

Не отклоняйся от темы обсуждения

Не критикуй и не осуждай никаких высказываний участников

Работай в хорошем настроении

Вывод: Все согласны и принимают эти правила работы? Может вы считаете нужным что-то добавить? Очень хорошо! Я оставляю правила на доске, чтобы возвращаться к ним в случае необходимости. Я уверена, теперь не будет недоразумений в нашей работе! Мы теперь команда!

5. Собираемся в путешествие

Наши ожидания. Упражнение «Берег надежды» (10 мин.)

Цель: определение надежд и ожиданий от работы в группе; выявление круга проблем, которые случаются в семейном воспитании; активизация внимания участников.

Психолог: Мы начинаем наше путешествие по Океану родительской любви. Уважаемые родители, перед вами стикеры в форме корабликов. Запишите на них надежды и ожидания от нашей встречи. Озвучьте их и приклейте к плакату в начале нашего путешествия – на берегу.

В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Собственно, умение взаимодействовать с детьми – очень важная вещь. Родительское воспитание является первым и самым влиятельным в жизни ребенка.

6. Остров «Самопознание»

Тестирование «Мой стиль воспитания» (15 мин.)

Цель: систематизировать знания участников о стиле родительского воспитания; активизировать внимание.

Психолог: Вижу в подзорную трубу, мы приближаемся к неизвестному острову. А называется он «Стили родительского воспитания». Давайте сойдем на берег и разведаем обстановку.

Характеристику стилей родительского воспитания определяют две сквозные линии: контроль и поддержка. Контроль – это аспект, в котором родители пытаются сформировать поведение своего ребенка. Поддержка – это осознание потребностей детей и ответ на них с стороны родителей. Комбинация этих двух аспектов приводит к 3 стилям родительского воспитания.

А каких именно, предлагаю узнать из результатов теста. Выберите вариант ответа для каждого из десяти вопросов.

Теперь подсчитайте ответы – А, Б или В.

Предпочтительный вариант ответов укажет на характерный для Вас стиль воспитания.

А – авторитарный

Б – демократический

В – либеральный

Демократический стиль характеризуется наличием благоприятного микроклимата в семье: взаимное уважение и поддержка, эмоциональное восприятие ребенка как отдельной личности, учет его мнения, взглядов, чувств и потребностей. Особенностью этого стиля взаимоотношений является твердое, последовательное и одновременно гибкое воспитание. Родители открыты к общению и обсуждают с детьми установленные правила поведения. Взрослые всегда объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение с ребенком. В поведении ребенка ценится как послушание, так и независимость. Между детьми и такими родителями теплые отношения и доверительные отношения.

Авторитарному стилю присущ чрезмерный контроль родителей за деятельностью, взглядами, даже чувствами, жизнью детей. Наблюдается ограничение их инициативности. При этом избыточный родительский контроль делает невозможным развитие самостоятельности ребенка. Все решения принимаются только родителями, от детей требуется только безоговорочное послушание и молчаливая покорность. В случае неповиновения могут быть применены физические наказания. Между детьми и такими родителями прохладные отношения.

Единственным преимуществом либерального стиля являются теплые, близкие отношения между членами семьи, родители полностью открыты для общения с детьми. Однако, не существует правил, запретов и ограничений, прослеживается низкий уровень контроля. Дети получают полную свободу и самостоятельность в поступках, решениях, приобретении опыта. При таком поведении родителей ребенка ничто не удерживает от проявления асоциального поведения.

??? Какой стиль воспитания самый эффективный?

Вывод: Поэтому наиболее целесообразным является демократический стиль воспитания, когда родители готовы в случае необходимости помочь ребенку, постоянно общаются с ребенком, верят в его способность к успешной самостоятельной деятельности.

Зарядка (5 мин.)

Для следующего упражнения предлагаю вам объединиться в три группы по принципу: «Капитан, матрос, Юнга». Займите свои места за рабочими столами.

7. Подводные рифы

Работа в группах «Какими вырастут наши дети» (15 мин.)

Цель: активизировать психолого-педагогические знания родителей, закрепить представление об особенностях разных стилей воспитания и их последствиях для ребенка; подобрать адекватные способы взаимодействия с детьми.

Инструкция: отплывать с острова надо осторожно, чтобы не наткнуться на подводные рифы. Чтобы подробнее ознакомиться с особенностями каждого воспитательного стиля и осознать последствия их воздействия на ребенка нужно заполнить таблицу.

Возьмите на столах рабочие карточки розового цвета и посоветовавшись найдите в таблице подходящее место для вашего стиля воспитания (капитаны – авторитарный, матросы – демократический, юнги – либеральный). Познакомьте нас с последствиями для ребенка, стиля, который вам достался и рекомендациями, как эти негативные последствия устранить. ( Приложение 2)

Обсуждение результатов, презентация работы.

Авторитарное отцовство воспитывает робких, мрачных, враждебно настроенных, зависимых, пассивных, раздраженных и агрессивных детей. В подростковом возрасте психологически сильные дети проявляют бунтарство и неповиновение, при первой возможности выходят из-под родительского контроля и даже прибегают к мести.

В результате соблюдения демократического стиля у ребенка формируются такие личностные качества, как исполнительность и ответственность, они имеют адекватную самооценку, хорошо развитые необходимые социальные навыки. Дети у таких родителей хорошо адаптированы, уверены в себе, они успешно учатся в школе.

Либеральный стиль обычно воспитывает инфантильных, неадекватных, неприхотливых к себе, беспринципных людей. Такие дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно.

Вывод: Родители наиболее значимые для ребенка люди и именно от того, какой стиль воспитания вы выбираете, зависит то каким человеком агрессивным или хорошим, открытым или замкнутым он станет.

Конечно, в воспитании ребенка невозможно придерживаться какого-то одного стиля, и в разных ситуациях родители могут применять различные подходы в зависимости от ситуации.

8. Время подкрепиться и восстановить силы

Упражнение «Пирог воспитания» (15 мин.)

Цель: помочь участникам выявить ложные методы и приемы воспитания, проанализировать их последствия, найти пути устранения негативных воздействий на ребенка.

Инструкция: Мы долгое время в пути, поэтому предлагаю вам подкрепиться и восстановить силы. Испечем себе овощной пирог! На каждом столе есть изображение овощей – начинки для пирога. Обсудите в группах и укажите на рисунках методы и приемы, которые именно вы используете в воспитании детей.

Лук: наказание, приказы, замечания, насмешки, нотации, предостережения, игнорирование, обида, допрос.

Красный острый перец, лук, чеснок: критика, манипулирование, поучения, нравоучения.

Листья салата, томат: личный пример, выслушивание, комплимент, поощрения, доброжелательные интонации, заинтересованность.

Кабачок, морковь: улыбка, поддержка, похвала.

Выберите по три ингредиента от группы и озвучьте, наклеивая.

Соберем наш пирог (наклеивание овощей на ватман).

Теперь посмотрим на наше «блюдо» – в нем достаточно много острых, горьких и не очень приятных на вкус ингредиентов и очень мало одних овощей – положительных методов общения с ребенком.

Вывод: Как видим, ваши мнения, но думаю, каждый из вас согласится, что именно от правильности родительских слов и фраз зависит эффективность общения с детьми и результат воспитания.

Нам необходимо пересмотреть методы воспитания и составить универсальные рецепты общения и налаживания доверительных отношений с ребенком.

9. Пейзажи тропического острова

Упражнение «Сложи пазл» (10 мин.)

Цель: снятие эмоционального напряжения и мышечных зажимов участников, активизация внимания, настройки на групповую работу.

Ход: участникам предлагается составить пейзажи тропического острова.

Зарядка и объединение участников в две рабочие группы.

10. Бухта взаимопонимания

Упражнение «Я – сообщения» (15 мин.)

Цель: формирование умений конструктивного общения с ребенком. Распознавание и преобразование «Ты – сообщение» в «Я – сообщение».

Психолог: Довольно часто взрослые не замечают того, что общение может подавлять ребенка, занижать его самооценку.

Что чувствует ребенок, когда мы говорим:

– Пойди отсюда, не мешай – меня никто не любит;

– Займись своими делами, мне некогда – я никому не нужен;

Нужно внимательно подбирать слова, о деятельности и поведении ребенка. В этом поможет переход от «Ты – сообщений», когда ребенок чувствует обиду, грусть в «Я – сообщение», когда осуждается поступок ребенка, а не ребенок.

– «Когда ты сделаешь телевизор тише, голова от тебя трещит!» – «Я очень устала. Мне хотелось бы, чтобы дома было тихо».

– «Какой ты простофиля! Сколько от тебя хлопот» – «Мне очень трудно повторять одно и тоже раз за разом. Я надеюсь, что в другой раз мне придется меньше повторять».

– «Ты опять опоздала! Думаешь только о себе!» – «Когда ты опаздываешь, я волнуюсь, потому что не знаю, что с тобой и где ты, мне бы очень хотелось, чтобы ты нашел возможность предупреждать меня о своем местонахождении».

Предлагаю вам в группах обсудить ситуации и выбрать наиболее эффективный способ общения с ребенком и обоснуйте ответ.

Ситуация Малыш с энтузиазмом катает по полу свою машинку. Вы спешите на работу, сын мешает, путается под ногами, одним словом, раздражает вас.

Вариант 1: «Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и я все время спотыкаюсь.»

Вариант 2: «Перестань здесь ползать, ты мне мешаешь».

Ситуация: Ваш Малыш несколько дней обещает убрать игрушки в своей комнате, но ничего при этом не делает.

Вариант 1: «Ты меня выведешь, если не уберешь в комнате».

Вариант 2: «Когда я захожу в твою комнату и вижу там беспорядок, у меня резко портится настроение. »

Ситуация. Подходя к дому, вы встречаете собственного сына: лицо вымазанное, пуговицы оторваны, рубашка вылезла из брюк. Прохожие оглядываются, улыбаются, вам же неприятен вид сына и немного стыдно перед соседями. Однако ребенок ничего не замечает, он прекрасно провел время, а сейчас рад встрече с вами.

Вариант 1: «Ну что у тебя за вид? Посмотри, на кого ты похож!»

Вариант 2: «Я не люблю, когда дети ходят замарашками, и мне стыдно от взглядов соседей»

Ситуация: вы забираете ребенка из детского сада. И постоянно долго ждете, пока она оденется.

Вариант 1: «Я очень нервничаю, когда жду тебя в раздевалке, ведь мы можем не успеть к началу твоего любимого мультфильма.»

Вариант 2: «Сколько можно ждать! Из-за тебя мы опаздываем!»

Вывод: Я-сообщение имеет ряд преимуществ по сравнению с «Ты-сообщением».

Оно позволяет вам выразить свои негативные чувства в безобидной для ребенка форме.

Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искренними в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и они могут довериться.

11. Пещера сокровищ

Упражнение «Волшебная шкатулка советов» (10 мин.)

Цель: познакомить участников с конструктивными методами налаживания отношений с ребенком.

Инструкция: У меня в руках, волшебная шкатулка, она содержит в себе подсказки, которые помогут нам наладить положительную связь в семье и получить радость от общения с ребенком. ( Приложение 4).

Предлагаю вам получить по одной подсказке и представить ее всем участникам

(Обработка материала участниками).

В память о нашем разговоре предлагаю вам рекомендации для оптимизации взаимоотношений с вашим ребенком «Морские узлы на память» (Приложение 5)

12. Курс к родным берегам

Рефлексия «Берег реализованных планов» (5 мин.)

Цель: развитие саморефлексии; выяснение, оправдались ли ожидания участников, остались ли проблемные вопросы.

Инструкция: Наше путешествие по Океану родительской любви завершилось, поэтому давайте определим, оправдались ли ваши ожидания, было ли что-то полезным для вас, остались ли еще открытые вопросы. Запишите это на корабликах и расположите их на плакате таким образом, чтобы было понятно, какое расстояние вы преодолели сегодня и продвинулись в общении со своим ребенком: полностью прошли весь путь и все осознали, или находитесь только на полпути и уже знаете о чем вам следует работать.

13. Подведение итогов (5 мин.)

Цель: вербализация итогов встречи; побудить формировать планы на будущее с учетом знаний, полученных на встрече.

Психолог: Спасибо за активную работу. Хочется верить, что наша встреча не пройдет бесследно и, когда вы вспомните о том, что вас сегодня удивило или порадовало, придало сил и веры в себя. В память о путешествии даю вам рекомендации по общению с ребенком «Узелки на память».

Пусть в общении с детьми вас осыпает звездопад новых открытий и свершений. Желаю вам окунуться в сияющий праздничный коктейль с восхищенных взглядов, признаний и благодарности ваших детей. Вдохните полной грудью ощущение того, что в вашей семье царит понимание, поддержка, доверие.

Тест для родителей «КАКОЙ У ВАС СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ?»

Инструкция: выберите вариант ответа для каждого из десяти вопросов.

1. Как вы считаете, должен ребенок делиться с вами своими мыслями и чувствами?

А) обязательно. Он должен рассказывать обо всем, что с ней происходит;

Б) рассказывать только то, чем он сам захочет поделиться;

В) ребенок должен оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Что вы сделаете, если узнаете, что ваш ребенок взял без разрешения чужую игрушку?

А) отругать его при других детях, заставите вернуть игрушку и извиниться;

Б) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему право самому принять правильное решение;

В) предоставите детям возможность самим разбираться в своих проблемах.

3. Какой будет ваша реакция, если ребенок, хорошо и быстро выполнит ваше поручение?

А) примете как должное и скажете: «Всегда бы так».

Б) похвалите его, расскажете родным и знакомым о том, что он у вас молодец;

4. Как вы отреагируете на сквернословие ребенка?

А) строго накажу;

Б) постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято;

В) не стану придавать этому значения, если это не выходит за разумные пределы.

5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы выберете?

А) включитесь в игру: поможете, подскажете, сделаете замечание;

Б) проследите за тем, как дети играют и общаются;

В) займетесь своими делами.

6. Вы пришли за ребенком в детский сад, надеясь, что он быстро оденется, и вы успеете зайти на почту, но он под разными предлогами отвлекается от сборов, «тянет время». Что вы будете делать?

А) разозлитесь и отругаете ребенка;

Б) расскажете ему о своих планах и попросите одеваться быстрее;

В) попробуете сами быстренько его одеть.

7. Какова ваша стратегия воспитания?

А) ребенок глупый и неопытный, взрослые должны воспитать и научить его,

Б) в процессе воспитания должно осуществляться сотрудничество взрослого с ребенком;

В) решающую роль в развитии ребенка играет наследственность, ребенка уже не переделать, поэтому главная задача родителей, следить, чтобы он был здоровым, сытым не осуществлял неприемлемых поступков.

8. Ваш ребенок «прилип» к телевизору, вместо того, чтобы ложиться спать. Как вы поступите в этой ситуации?

А) без слов выключите телевизор и уложите ребенка спать;

Б) объясните, как для него важен сон и попросите его через 10 минут быть в постели

В) позволите ему лечь позже, но поднимете с утра в обычное время.

9. Ребенок не хочет выполнять вашу просьбу или поручение. Что вы будете делать?

А) заставите его выполнить ваше поручение;

Б) постараетесь обыграть свое поручение в интересной для ребенка форме;

В) ничего не станете делать. Сами все сделаете.

10. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А) попробую вывести его на чистую воду и пристыдить;

Б) попробую разобраться, что его побудило солгать;

Теперь подсчитайте, каких ответов – А, Б или В больше.

А – авторитарный Б – демократический В – либеральный

Советы из волшебной шкатулки

Прикосновение – одно из важнейших проявлений любви к ребенку. В первые годы жизни ребенку необходимо, чтобы взрослые брали его на руки, обнимали, гладили по голове, целовали и тому подобное. Тактильная ласка одинаково важна и для мальчиков, и для девочек. Выражая свою любовь к ребенку этого возраста с помощью нежных прикосновений, поцелуев, вы добиваетесь большего эмоционального отклика, чем словами «Я тебя люблю».

Слова поощрения. Когда мы хвалим ребенка, мы благодарим его за то, что он сделал, чего достиг сам. Однако, не надо хвалить ребенка слишком часто, ведь тогда слова потеряют всю силу и смысл. Каждая похвала должна быть обоснованной и искренней.

Время, посвященное общению с ребенком – это ваш подарок для него. Вы как бы говорите: «Ты нужна мне. Мне нравится быть с тобой». Иногда дети, для которых родители не находят достаточно времени, именно плохими поступками привлекают к себе их внимание: быть наказанным лучше, чем быть забытым. Поэтому как бы вы не были заняты, нужно уделять время не только домашним делам, просмотру телепередач, другим удовольствием, но прежде всего – своему ребенку.

Подарок. Многие родители используют подарки, чтобы «откупиться» от ребенка. Дети, которые получают эти подарки, начинают считать, что любовь можно заменить различными вещами.

Следует помнить, что ни количество, ни стоимость подарков не отображают силу чувства. Настоящий подарок дарят искренне: не в обмен, а просто так.

Помощь. Каждый день дети обращаются к нам с различными вопросами, просьбами о помощи. Задача взрослых – услышать вопросы и ответить на них, вовремя помочь ребенку. Если взрослые помогают ребенку и делают это с радостью, душа ребенка наполняется любовью. Если родители ворчат и ругают ребенка, такая помощь ее не радует.

На каждом этапе развития ребенка мы по-разному выражаем свою любовь к нему. Очень важно выбрать именно ту форму выражения (прикосновение, слова поощрения, время, подарки, помощь), которая ведет к сердцу ребенка.

Рекомендации родителям «Морские узлы на память»

1. Поверьте в неповторимость своего ребенка, в том, что он единственный уникальный, не похожий ни на одного другого, и не является вашей точной копией. Принимайте его таким, какой он есть, подчеркивайте его сильные свойства.

2. Будьте внимательными и чуткими к ребенку, избегайте оскорблений и угроз.

3. Сочетайте уважение к ребенку с требовательностью, не стесняйтесь проявлять любовь к ребенку, дайте ему понять, что будете любить его при любых обстоятельствах.

4. Старайтесь, чтобы ваша любовь не превратилась во вседозволенность и безнадзорность.

5. Дети повторяют действия взрослых, прежде всего родителей. Станьте образцом для них.

6. Поощряйте личную ответственность и самостоятельность.

7. Требуйте обдуманного поведения.

8. Чутко относитесь к запросам ребенка.

9. Старайтесь влиять на ребенка просьбой. И если просьба не выполняется, только тогда используйте инструкции и приказы.

10. Заботьтесь о постоянном соблюдении дисциплины.

11. Наказание не должно вытеснять любовь. Оно должно быть справедливым, учитывая поступок и мотив.

12. Чаще общайтесь с детьми, выслушивайте их.

Публикация «Тренинг с родителями ясельных групп „Мой ребенок идет в детский сад“» размещена в разделах

Материал: нить, бисер (по количеству участников, кукла, разноцветные ленты, рисунок яблони, яблочки (по количеству участников, клей карандаш.

Содержание тренингового занятия:

1. Приветствие. Знакомство.

2. Сообщение темы. Теория.

3. Упражнение «Мостик».

4. Релаксация «Погодный массаж».

5. Упражнение «Кукла».

6. Рефлексия «Дерево»

7. Раздача рекомендаций.

1. Приветствие и знакомство участников. Упражнение «Бусы».

Материал: нить, бисер по количеству присутствующих.

Вот у нас в итоге получились красивые бусы. Эти бусы в течение всего совместно проведенного времени будут являться неким символом сплоченности, единства, взаимопонимания.

После приветствия, психолог знакомит родителей с правилами проведения тренинга. « Правила работы в группе»:

• открытое общение,

• безоценочные суждения,

• здесь и сейчас.

2. Сообщение темы:

Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом приводящим к: позитивным результатам (адаптированность) – негативным (стресс).

Как должен быть подготовлен ребенок к периоду адаптации?

Должны быть сформированы следующие культурно-гигиенические навыки: самостоятельно есть разнообразную пищу;

своевременно сообщать о своих потребностях: проситься в туалет, на горшок;

мыть руки при помощи взрослых, пользоваться полотенцем, носовым платком.

Домашний режим целесообразно приблизить к режиму детского сада.

В период адаптации прислушивайтесь к советам и просьбам персонала. Наблюдайте за изменениями в состоянии здоровья малыша и своевременно сообщайте о них работникам детского сада. В период адаптации малыш особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним. Будьте внимательны к малышу, заботливы и терпеливы. Дома необходимо поддерживать спокойную обстановку, не перегружайте впечатлениями.

Можно выделить признаки успешной адаптации малыша в детском саду:

Нормальный сон (засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не разговаривает во сне); хороший аппетит. Нормальное поведение, дома ведет себя обычно – не цепляется за маму, не бегает, не капризничает и т. п. ; нормальное настроение, легко просыпается утром; желание идти в детский сад.

Факторы, мешающие адаптации малыша к детском саду: слишком сильная зависимость ребенка от мамы; чрезмерная тревожность родителей; нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу; воспитание ребенка в духе вседозволенности; несоблюдение режима дня дома.

Необходимо помнить о том, что от родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребенка. Не стоит говорить фразы: “Вот будешь вести себя плохо, в садике тебя накажут”. По утрам, когда собираетесь в детский сад, старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день. Тогда он точно будет удачным и для вас и для вашего малыша.

3. Далее проводится упражнение «Мостик».

Инструкция: «На полу лежит из материала узкая дорожка, «мостик», по которому с разных сторон навстречу друг другу должны пройти два человека. Внизу река, а мостик настолько узок, что по нему свободно может пройти только один человек».

Психолог задаёт в этой ситуации вопрос: «Как поведёте себя вы, встретившись с другим человеком на середине мостика?»

Родители должны показать, как они будут действовать в данной ситуации (возможные варианты: один может присесть, другой — перешагнуть через него; один может вернуться и подождать, пока свободно пройдёт другой и т. д.)

Психолог подводит родителей к выводу о том, что при любых конфликтных ситуациях можно найти выход.

4. Релаксационное упражнение «Погодный массаж».

Психолог предлагает участникам тренинга встать друг за другом в кругу. По указанию психолога, родители выполняют движения на спине впереди стоящего человека.

«Мелкий дождь» – легкое постукивание подушечками пальцев по спине,

«Ливень» – движение пальцев вниз вверх,

«Сильный дождь» – постукивание усиливается,

«Ураган» – потрясти спину слегка,

«Ветер» – круговые движения по спине,

«Солнце» – поглаживание по спине.

5. Психолог продолжает вести беседу с родителями. Упражнение

«Посмотрите, на стульчике сидит кукла, так же есть множество ленточек. Мы с вами сейчас попробуем проследить, как часто мы говорим ребенку: «Нельзя!» (Родители по очереди начинают говорить и завязывать ленточку на кукле: «нельзя бегать», «нельзя кричать», «нельзя прыгать», «не маши руками», «не показывай пальцами» и т. д.)

«Представьте, пожалуйста, на месте этой куклы своего ребенка. Посмотрите, что случилось с нашей куклой. Она перевязана с ног до головы. Так мы «связываем» наших детей, требуя от них выполнения наших инструкций». Далее проводится обсуждение данного упражнения.

6. Итоговое упражнение «Дерево». Психолог предлагает родителям посмотреть на рисунок яблони. « Перед вами рисунок яблони, и на нем еще нет яблочек. Представьте, пожалуйста, что дерево – это наш детский сад». У вас на столах лежат яблочки, напишите на них ваши предложения для создания еще более благоприятных условий в развитии нашей большой семьи под названием – детский сад. Каждый родитель, прикрепляя свое яблочко к дереву, говорит пожелания всем присутствующим родителям.

7. Рекомендации родителям.

Ход тренинга

Добрый день уважаемые родители. Я благодарю Вас за то, что вы пришли на наше занятие «Прежде всего мы родители».

Предлагаю Вам, поучаствовать в упражнениях; где-то по рассуждаем, где-то попробуем встать на место своего ребенка.

Я надеюсь, что вы еще лучше будете понимать своих детей, еще более трепетно будете относиться к переживаниям своего ребенка, еще больше будете понимать интересы друг друга.

Попрошу всех встать в круг, и взяться за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.

Выполнив упражнение, всем участникам предлагается занять свои места.

Воспитатель: Мы уже определились, что значит быть родителем (Быть родителем — это труд. И начинаться он должен с работы над собой) и прежде чем мы продолжим, предлагаю обсудить правила работы на занятии.

Правила тренинга :

1. Стараемся слушать и слышать друг друга.

2. Кратко и четко, высказываем свои мысли, не забываем об основной теме.

3. Обсуждаем проблему, а не личность.

4. Реализуем правило «здесь и сейчас».

5. Говорим только от своего имени.

Воспитатель: Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном, и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения. Родитель – это профессия, которой надо учиться, а выучившись, постоянно самосовершенствоваться, причем независимо от того, сколько у вас детей – один или много.

Упражнение 2. « Цветок»

Воспитатель: Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека – это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?

– Было трудно? – Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?

Воспитатель: Мы понимаем, что на плечах родителей лежит огромная ответственность за здоровье, развитие, счастье наших детей. Но всегда ли мы осознаем эту меру, всегда ли действуем адекватно сложившейся ситуации? Предлагаю всем собравшимся сегодня ответить на следующие вопросы.

ТЕСТ «Мера заботы»

Напротив каждой фразы отметьте число баллов, соответствующее вашему суждению по заданному вопросу.

Категорически не согласен – 1 балл;

Я не спешил бы с этим согласиться – 2 балла;

Это, пожалуй, верно – 3 балла;

Совершенно верно, я считаю именно так – 4 балла.

1. Родители должны предвидеть все проблемы ребенка, чтобы помочь ему их преодолеть.

2. Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьей.

3. Маленького ребенка следует крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся.

4. Когда ребенок делает то, что обязан, он находиться на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.

5. Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушением психики.

6. Воспитание – это тяжелый труд.

7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.

8. Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это, скорее всего, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи.

9. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь.

10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон жизни.

11. Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.

12. Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило бы менее организованно.

13. В рационе семьи все самое вкусное и полезное должно, в первую очередь, доставаться ребенку.

14. Лучшая защита от инфекционных заболеваний – ограничение контакта с окружающими.

15. Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребенок себе в друзья.

40 баллов и выше – все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребёнка были надёжно защищены. Однако это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребёнок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его интересов, самооценки. У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести свой груз ответственности за них.

25 – 40 баллов – вы заняли верную позицию в воспитании своего ребёнка. Он получает достаточное количество внимания и заботы старших, но при этом получает возможность проявлять свою независимость и взрослость.

Меньше 25 баллов – вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребёнка. Вас больше волнуют проблемы на работе и супружеские взаимоотношения.

Релаксация «Разговор с собой»

Все сидят по кругу, звучит спокойная музыка, имитирующая плеск волн.

Воспитатель: Сейчас каждый из вас совершит путешествие. Садимся по удобнее, закрываем глаза. Представьте, что вы идете по тропинке, спускаетесь к реке. Вода тихо струится, переливается. Вы смотрите на воду – и вдруг мир вокруг вас меняется. Я не знаю как, но вы знаете это. Вы смотрите на берег и видите вдалеке маленького ребенка. Он играет один. Он кажется вам очень близким. Вы подходите и видите, что это вы сам, только маленький, беспечный, беззащитный. Он глядит на мир большими, изумленными глазами. Он еще многого не знает. Подойдите к нему ближе. Сейчас вы сможете прикоснуться к нему. Вы можете сказать ему какие-то важные, нужные слова. Поблагодарите его за то, что он помог вам стать тем, кто вы есть сейчас. Теперь вы можете впустить его внутрь себя или отпустить его. Только помните, что в вас всегда есть частичка этого маленького существа. Открываем глаза.

Упражнение 3. « Кувшин чувств»

Давайте представим, что наши чувства и эмоции — это некий сосуд. На дне сосуда находится самое главное его содержимое, и когда нам хорошо, то сосуд невозможно выплеснуть. Когда же нам плохо, то из него льется, как говорится, через край.

Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать, — это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку. Когда ему будет достаточно, он сам отойдет.

При этом вы ни в коем случае не похлопывайте его по спине и не поглаживайте, будто бы «все это такие мелочи, что до свадьбы заживет». Вы просто его обнимайте.

Ребенок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним ни случилось.

Ребенку подобные знаки безусловного приятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.

Упражнение 4. « Чего хотят дети?»

Воспитатель: «Представьте мысленно, что вы вернулись в детство. Вам 5-6 лет. Вспомните, чего больше всего хотелось? Запишите одной фразой». ( Участники записывают свои ответы на розданных им частях сердцах, после чего зачитывают и анализируют написанное). Затем из полученных частей собрать мозаику и делает вывод: «Чего на самом деле хотят дети – это много любви, тепла и ласки».

Упражнение 5 «Снежинка»

(Воспитатель раздает каждому участнику по листку бумаги).

Воспитатель: «Сейчас мы выполним с вами интересное упражнение. У вас в руках листы бумаги, все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Главное условие, не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию:

– сложите лист пополам

– оторвите правый верхний уголок

– опять сложите пополам

– снова оторвите правый верхний уголок

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку.

Сейчас я попрошу Вас найти и среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

Нашли? А почему? Как вы думаете?»

Воспитатель: «У всех ли одинаковые листки? Чем они отличаются? В чем листки похожи? Каков смысл задания?»

Психолог подводит к выводу : «Каждый понимает инструкцию по-своему, все мы разные. Читая нотации, правила детям, можно ли быть уверенным, что они нас правильно поняли и все уяснили? Был бы пример – у всех было бы одинаково. Должен быть пример родительского поведения для детей. Можно сколько угодно говорить, как правильно переходить дорогу, но если вы сами не соблюдаете эти правила, можете быть уверены, что и ваш ребенок их нарушит».

Наша встреча подошла к концу, и хотелось бы услышать ответы на следующие вопросы.

1. С чем вы уходите с этой встречи (настроение, переживания, мысли?

2. Что вы пожелаете себе и своим близким?

Уважаемые родители! Надеюсь, сегодняшняя встреча показала вам, какая великая миссия быть родителем. Как не просто быть родителем и какое это счастье!

На этом наше занятие закончено.

Удачи вам и душевного благополучия! Всем спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *