Лилия Зайнагутдинова Игровой тренинг с родителями и детьми старшего дошкольного возраста
Цель: – профилактика неблагополучия детско-родительских отношений,
гармонизация эмоциональных связей в семье
– обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми.
– создать условия для эмоционального сближения членов семьи; укреплению внутрисемейных связей и отношений.
-обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;
Наталья Почтарева Тренинг для детей и родителей «Мы вместе»
Цель: сплочение коллектива, гармонизация детского – родительского взаимодействия, снятие психоэмоционального напряжения.
1. Способствовать формированию дружного коллектива путем совместного и одновременного выполнения упражнений.
2. Учить действовать согласованно, развивать умения сотрудничать, управлять своим поведением.
3. Развивать координацию движений и воображение, внимание
4. Способствовать повышению самооценки детей.
5. Установление доверительных отношений между членами семьи.
6. Снятие психоэмоционального напряжения участников занятия.
ЕЛЕНА ШУМКИНА Игровой тренинг для родителей и детей «Школа любящих родителей»
Игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность учебной и трудовой деятельности, его отношения к людям.
Дети любят играть где угодно и во что угодно, а если к их играм подключаются еще и родители, то игра становится не просто игрой, а источником радости потому, что по средствам игры у ребенка и родителей происходит общение. Совместная игра детей и родителей способствует гармонизации внутрисемейных отношений, воспитывает у детей чувство доверия и уверенности в себе.
Родительское собрание в нетрадиционной форме
Тренинг для детей и родителей»
Воспитатель :Царахова Л. Х.
Родительские собрания являются неотъемлемой частью работы с родителями в детском саду. Главной целью родительских собраний является взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в детском саду.
Традиционно родительское собрание проводится фронтально. Родители слушают о жизни группы, о проводимых занятиях.
В последнее время стали популярны так называемые нетрадиционные родительские собрания, предполагающие присутствие родителей с детьми. Нетрадиционные родительские собрания проводятся в полуигровой форме, чтобы детям тоже было интересно, но, по сути, это лекция для родителей по педагогике- советы, на что обратить внимание в процессе воспитания ребенка. Одним из видов нетрадиционных родительских собраний является детско-родительский тренинг.
Тренинг для детей и родителей «Мы вместе».
Цель: способствовать установлению и развитию взаимопонимания родителя и ребенка.
Здравствуйте. Я сегодня очень рада вас видеть в этом зале. Давайте сейчас все вместе возьмемся за руки и поприветствуем друг друга «Добрый день!»
Мы стоим рука в руке,
Вместе мы большая сила
Не оставим вдалеке
Мы друг друга!Нам под силу!
Цель: создание группового единства.
Начать нашу сегодняшнюю встречу я хочу с упражнения «Имя»
Цель: знакомство с особенностями характера участников группы, подчеркивающие индивидуальные особенности каждого.
Каждому участнику предлагается назвать Свое имя и охарактеризовать себя первой его буквой.
Сегодня наша встреча посвящена одной из важнейших тем. Наверное, ничто не вызывает у человека столько эмоций и переживаний, как собственные дети. Как найти общий язык, как сделать, чтобы вы с ребенком понимали друг друга без слов.
Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно – как мы проявляем это чувство.
Родительство, наверное, является наиболее глубокой ответственностью, которую только может принять на себя взрослый человек.
Наиболее важно, особой ролью родительской деятельности является любить и воспитывать своих детей, а также формировать в них чувства высокого самоуважения и уверенности в себе.
Общение и отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети хорошо усваивают то, что представлено наглядно, все хочет познавать на собственном опыте. Его особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть от него. Запоминает малыш не все, а только то, что его поразило. Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером.
Речь детей лучше развивается в атмосфере любви, спокойствия, когда взрослые внимательно слушают их, общаются с детьми, читают им сказки и обсуждают прочитанное.
Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.
Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть, что она проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу, и ребенок должен чувствовать любовь.
«Счастье – это когда тебя любят и понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться.
Итак, давайте пойдем с вами по тропинке родительской любви.
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, – это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними.
Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.
Упражнение «Солнце любви»
Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.
Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.
Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.
Ведущий: Зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.
В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).
Обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие.
Упражнение «Недетские запреты»
Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т.д.
После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».
Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:
– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?
– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
– Что хотелось развязать в первую очередь?
– Что вы чувствуете сейчас?
Рефлексия участников, игравших роль взрослого:
– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
– Что вам хотелось сделать?
– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
– Какие чувства вы испытываете сейчас?
Теперь, зная, что испытывают ваши дети, вам будет проще выстраивать диалог с ребенком.
А сейчас посмотрим, какие из вас получатся художники. Мы поиграем в игру «Двое с фломастером».
Цель: сформировать навыки взаимодействия, развитие коммуникативных навыков и воображения.
Перед вами листок бумаги и фломастер. Вы, держа один фломастер вдвоем должны нарисовать рисунок. Который будет отражать ваше настроение.
А теперь расскажите о своем настроении. Обсуждение рисунков.
Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.
У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться.
Завершая нашу встречу, давайте встанем все руки за руку и скажем друг другу «До новых встреч!»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 222»
Тренинг для родителей и детей младшего школьного возраста
Педагог – психолог
Трофимова Алёна Андреевна
В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения, поэтому одной из задач тренинга является формирование навыков сотрудничества с ребенком.
Цель: способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.
1. повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.
2. помочь родителям научиться играть и общаться со своим ребенком, адекватно оценивать его (уровень развития, достижения, проблемы и пр.) и определять оптимальные пути взаимодействия с ним.
3. научить участников тренинга способам снятия эмоционального напряжения, уметь находить выход негативных эмоций, не причиняя вреда другим членам семьи;
4. формировать у каждого из участников тренинга чувства эмпатии;
5. формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей;
6. создать условия для эмоционального сближения членов семьи.
Описание: Данный тренинг рекомендован психологам, воспитателям, учителям начальных классов
– состав участников – 4–6 детско-родительских пар (до 12 человек), дети 6 – 8 лет
краски, кисточки, вода,
карандаши цветные и простые, ластик,
Занятие 1. Знакомство
Цель: создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, ознакомить участников с основными принципами тренинга.
Здравствуйте, я сегодня очень рада вас всех видеть вместе. Сегодня наша встреча посвящена одной из важнейших тем. Наверное, ничто не вызывает у человека столь сильные переживания, как его собственные дети. Как найти общий язык, как сделать так, чтобы вы с ребенком понимали друг друга без слов.
2. Правила группы:
– общение по принципу «здесь и теперь»;
– персонификация высказываний;
– конфиденциальность всего происходящего в группе;
– правило «стоп» для участников группы;
– правило «вето» для руководителя группы.
Цель: знакомство с особенностями характера участников группы, подчеркивание индивидуальности каждого.
Каждому участнику предлагается назвать свое имя и охарактеризовать себя.
Упражнение «Семейный герб»
С давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые отражают в лаконичной форме жизненную философию, главную ценность семьи. Участникам в парах «родитель – ребёнок» предлагается нарисовать свой герб, это не обязательно должно быть что-то конкретное, может быть сочетание цветов, геометрических фигур, цветовых пятен и др. Затем все рисунки выкладываются в цент круга на полу и ведущий предлагает каждому рассказать про свой герб, что он символизирует. Рядом с гербом предлагается написать свой жизненный девиз. Девиз должен быть кратким и отражать суть жизненных устремлений, позиций, идею или цель семьи.
Вопросы для обсуждения:
• что нового узнали участники группы о себе и других;
• какие чувства они испытывают сейчас,
• чем бы хотели поделиться друг с другом.
Упражнение «Любящие родители»
Участникам предложить сначала роль «родителя», а потом они меняются со своими детьми ролями – исполняют роль «ребенка», а их дети роль «родителя». Упражнение хорошо выполнять сидя на ковре.
Звучит спокойная музыка
Родители укачивают своего любимого ребенка. Сначала мама или папа нежно прижимает его к себе, с доброй улыбкой смотрит на него. Мама или папа гладит ребенка по телу, начиная от головы, далее гладит руки, тело ребенка, постепенно перемещаясь вниз к ногам, смотрит на ребенка, ласково и с любовью, мерно покачиваясь по музыку вправо-влево.
• кому из участников какая роль больше понравилась и чем?
Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, произвольный контроль, преодоление неуверенности.
Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу, разбиваясь на пары. Один человек в паре – водящий, другой – «зеркало». Водящий смотрится в «зеркало», а оно отражает все его движения. По сигналу ведущего участники меняются ролями, затем напарниками.
Упражнение «Игра без правил»
Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.
• какие чувства они испытывали во время упражнения.
Цель: Укрепление уверенности родителей и детей в том, что они любимы.
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Всем участникам встать в круг. Предлагается выбрать способ поздороваться как можно с большим количеством участников разными способами: словами, улыбкой, локтем, коленом, спиной, бедром, лбом.
Обсуждение домашнего задания
Дети и родители отвечают на вопросы.
• Удалось ли найти в поступках детей такие стороны поведения, которые вызывают радость, удовольствие, воодушевление?
• Какие индивидуальные особенности вашего ребенка выявляются этими поступками?
Важно предоставить возможность высказаться всем – и родителям и детям.
Необходимое количество участников трое, желательно, родители и ребёнок. Двое встают на расстоянии метра лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперёд. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глазами. Ему даётся команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!». Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперёд, там, где ребёнок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2 – 3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличится.
Цель: развитие произвольности, умения принимать на себя ответственность, заботу о других.
Звучит веселая музыка. Участники встают друг за другом. Первый человек – «паровозик», все остальные – «вагоны». У «вагонов» глаза при движении закрыты. « Паровоз» отвечает за движение состава, чтобы он ни во что не врезался и чтобы вагончикам было комфортно перемещаться. Каждому участнику важно побывать и в роли «паровоза», и в роли «вагона».
• Какая роль понравилась больше и почему?
• Какой «паровоз» был более заботливым и осторожным?
Цель: эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений между родителями и детьми, принятие друг друга, тактильный контакт.
Упражнение проводится в парах (родитель и ребенок). Один из пары «сворачивается» в клубок и сохраняет это положение. Задача второго – развернуть его, найти подход, создать условия, при которых «ежик» захочет сам раскрутиться, установить взаимопонимание. Запрещаются силовые приемы, щекотка, уговаривание словами. Затем участники меняются ролями.
• Как вы себя чувствуете?
• Где можно использовать такие прикосновения?
Цель: анализ и осознание каждым участником качественных изменений, произошедших за время тренинга; Подведение итогов. Отработка навыков сотрудничества.
Каждый участник рисует какой-нибудь «подарок». После этого «подарки» дарятся друг другу так, чтобы никто не остался с пустыми руками.
Упражнение «Волшебный камень»
Приятно было слышать о себе хорошие слова? Волшебный камень помог Вам сказать много доброго и хорошего друг другу. Давайте с еще большей любовью и вниманием относиться друг к другу.
Упражнение «Распускающийся бутон»
Цель: активизация совместной деятельности, создание позитивного настроения, развитие умения синхронизировать свои действия с действиями других.
Участники садятся на пол и берутся за руки. Необходимо встать, плавно, одновременно, не опуская рук, после чего «цветок» начинает распускаться (все отклоняются назад, крепко держа друг друга за руки) и качаться на ветру.
• какие чувства испытывали во время упражнения.
Упражнение «Общий рисунок»
Все участники совместно на большом листе бумаги рисуют один рисунок на свободную тему
•какие чувства испытывали во время упражнения;
•что вызвало затруднения.
Подведение итогов. Заключительная рефлексия. Ритуал прощания.
На тренинге мы ближе узнали друг друга, наш зал наполнился улыбками и радостью. И я хочу, чтоб все мы запомнили об этом дне. Наша сегодняшняя встреча подходит к концу, и я хотела бы услышать от вас, что вам сегодня больше всего понравилось, с какими чувствами вы сегодня уйдете домой.
• Изменились ли ваши взаимоотношения?
• Что показалось вам самым важным и полезным в такой работе?
• Что вы сами приобрели в процессе тренинга?
• Что бы вы пожелали друг другу и себе?
Публикация «Тренинг для детей и родителей „Мы вместе“» размещена в разделах
В дошкольном возрасте ведущая деятельность – игровая. Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов. Особое значение игра имеет для развития произвольного поведения, которое бесспорно понадобится с поступлением в школу, а значит, и тренировать его нужно уже сейчас.
1. Знакомство «Поём имя»
Представьте, что мы разучились разговаривать и умеем только петь, а нам нужно друг с другом познакомиться. Давайте поиграем в такое знакомство. По очереди, каждый из нас «споёт» своё имя, а следом ваше имя хором споют все дети и взрослые. Какую песенку услышите, ту и повторите.
2. “ Давайте поздороваемся”
Всем участникам встать в круг. Предлагается поздороваться как можно с большим количеством участников разными способами:
Смена способов на удар бубна.
(задание по цвету, величине, материалу; способствовать тактильному контакту участников)
Участники в кругу. По команде, начиная с первого, каждый участник последовательно делает один хлопок. Хлопки должны идти друг за другом. Один участник делает только один хлопок, ни больше, не меньше. Оптимальное время выполнение 3-5 сек.
5. « Счет до 10»
Участники, не договариваясь, по очереди считают до 10, можно до 15. Дается несколько попыток. При совпадении счета, игра начинается сначала
6. « Передай предмет»
Цель: Способствовать формированию дружного коллектива, учить действовать согласованно, развивать координацию движений и воображение.
Сидя в кругу. Педагог передает по кругу воображаемый предмет: горячую картошку, льдинку, лягушку, песчинку. Предмет должен пройти весь круг и вернуться к водящему, не изменившись (картофелина не остыла, лягушка не ускакала, песчинка не потерялась, льдинка не растаяла)
7. Упражнение «Любимое поведение».
Родителям предлагается вспомнить и сказать, что они любят в поведении своих детей.
8. « Танцующие птицы»
Взрослые – «птицы» под музыку учат птенцов птичьему танцу. Используются только руки. Затем дети «птенцы» танцуют произвольно.
9. Игра с парашютом «Яблочко на тарелочке»
Участники стараются прокатить мяч по парашюту, не уронив его. Затем можно добавить еще мяч. Время засекается.
Для каждой пары. – Изобразите то, что написано на карточке. Задача других, угадать, кто это.
И т. д. карточки разные
11. Упражнение “Любящие родители”
Участникам предложить сначала роль “родителя”, а потом они меняются со своими детьми ролями – исполняют роль “ребенка”, а их дети роль “родителя”. Упражнение выполняется сидя на ковре или на стульях. ( Звучит колыбельная музыка).
“Родители укачивают своего любимого ребенка. Сначала мама или папа нежно прижимает его к себе, с доброй улыбкой смотрит на него. Мама или папа гладит ребенка по телу, начиная от головы, далее гладит руки, тело ребенка, постепенно перемещаясь вниз к ногам, смотрит на ребенка, ласково и с любовью, мерно покачиваясь по музыку вправо-влево”. Обсуждение ролей, кому из участников какая роль больше понравилась и чем.
12. Живая скульптура «Цветок добра, тепла и любви»
Дети и родители по инструкции «скульптора» (психолога) объединяются в цветок. Под музыку он открывается солнышку и кружится.
Ребята, а вам понравилось играть вместе с мамами? А взрослым понравилось играть? Спасибо вам за отзывчивость, за хорошее настроение.
Ход проведения тренинга
1. Подготовительная часть.
1. Разминка (bodi-code1)
2. Игра-микс «Движения-передвижения».
Родители стоят во внешнем круге, дети во внутреннем круге. Дети повторяют за ведущим движения, оговоренные в стихотворении. Родители меняются местами так же под слова ведущего, ориентируясь на те слова, которые относятся к взрослым.
-поменяйтесь местами те, кто часто играет с ребенком
-те, кто любит зиму
-те, у кого один ребенок
-те, кто любит танцевать
-те, у кого есть в семье мальчик и девочка
-те, кто любит синий цвет
-у кого хорошие отношения с детьми.
Тот, кто любит есть бананы,
Пусть мигнет двумя глазами
Тот кто любит кушать груши,
Пусть потрёт скорее уши
Кто весёлый озорник,
тот покажет мне язык.
У кого собака есть,
нужно на пол быстро сесть
Кто тут любит есть конфеты, тот похлопает коленки.
У кого есть дома кошка,
Тот попрыгает немножко
2. Основная часть.
Работа с карточками эмоций.
-Каждая пара не глядя, достает смайлик с какой-либо эмоцией: Радость, Страх, Гнев, Обида, Робость.
– Каждая пара кидает кубик настроения
Далее участникам предлагается карточки-картинки, фото с эмоциями детей, зверюшек, мультгероями, МАК «Монстрики чувств». Задача каждой пары определить ту эмоцию, выпавшую им в ходе жеребьевки на основе печатных материалов.
Затем педагог-психолог подводит участников тренинга к мысли, что «Все эмоции важны, все эмоции нужны», т. к они показывают нам, что мы все живые люди. Однако, важно ведь не только уметь различать и определять свои эмоции и эмоции другого человека, но также важно уметь с ними справляться, особенно с такими как Ярость, Злость, Гнев, Обида и другие негативные чувства -учиться без вреда для себя и других ПРОЖИВАТЬ эти чувства, чтобы отношения приносили радостные, хорошие чувства всем. Остановимся на одном из негативных чувств, таком чувстве как Гнев.
Работа с карточками по эмоции «Гнев». На видеопроекторе демонстрируются фото, картинки иллюстрации с эмоцией гнев, ведется беседа о том, как гнев проявляется, что нужно делать чтобы справиться с гневом. Предлагается для изучения «Градусник Эмоций» со шкалой – стадиями развития гнева. С УПЕР-ХОРОШО-ПРЕДУПРЕЖДАЛКА-ВРЕДИНА-ЗЛОБНЫЙ ТРОЛЛЬ
Как проявляется гнев: учащается дыхание, сердце готово выпрыгнуть из груди, т. е бьется часто-часто,- краснеет лицо, выступает пот, сжимаются кулаки, напрягается все тело, может появиться дрожь, хочется топнуть ногой, покричать, стукнуть предметом или выкинуть его подальше.
СПОСОБЫ справиться с Гневом
*Игра “Кто быстрее?”
Цель: отреагирование скрытой негативной энергии. Каждой паре дается газета, которую необходимо порвать на мелкие кусочки (“снег”) в течение 1 минуты.
*Игра “Снежный бой”
Задача каждого -покидать заранее скомканные бумажные снежки, либо засыпать “снегом” (который мы только что с вами изготовили)
Ведущий. Вы — снеговички и живете в своих домиках. Вот однажды что- то произошло, и снеговички поссорились. А так как их никто не научил, как надо ссориться, они устроили настоящий снежный бой. Предлагаю и вам последовать их примеру. Кто-то из вас стоит в “домике”, кто-то — за его пределами. —соперника, не оставив на своей территории ни снежинки. Игра продолжается 2 минуты под веселую музыку и заканчивается по сигналу ведущего. Победил тот, на чьей территории меньше “снега”. Обсуждение: — Какие чувства вы испытали в ходе игры?
*Дыхательная гимнастика «4-7-8».
Помогает успокоится и привести себя в спокойное состояние дыхательная гимнастика «4-7-8». НА 4 сек (1,2,3,4)-делаем вдох, на 7 секунд- задерживаем дыхание, на 8 сек- плавно выдыхаем воздух Повторить несколько раз.
* Надуть гневом воздушный шарик и отпустить его.
*А что же еще нам может помочь прогнать ГНЕВ?
Работа с участниками, которые называют и другие способы справиться с гневом
Можно нарисовать гнев, затем порвать рисунок
Можно вылепить гнев
Потопать ногами и покричать
*Танцы, физические упражнения
Упражнение «Bodi-code» либо танец на ускорение «Маленьких утят», «Арам-зам-зам»
* Упражнение «Колыбелька»
Возвращает контур безопасности и дает ресурс.
Взрослый сидит на полу, обнимая сидящего перед ним ребенка (обхватывая руками и ногами, чуть покачиваясь и шепча что-то теплое на ушко.
* Телесная игра «Кнопка Радости». Для безопасного возвращения контакта с телом. Ребенок не говоря партнеру придумывает звук (песенку- шумелку). Задумывает место на теле- кнопку, которая бы, если к ней прикоснуться, включала бы этот звук. Партнер по игре, мягко прикасаясь к телу должен найти эту кнопку. Потом ребенок ищет кнопку, которую загадал партнер.
*Упражнение «Защитное Крыло»
Согласитесь, ведь самый ближний наш круг –мама, папа, дети, друзья –это те люди, которые дают нам поддержку. Когда ребенку нужно почувствовать безопасность, дистанцироваться от большого количества людей, почувствовать поддержку- можно положить правую руку на левое плечо. ( Так обозначается личная территория и возникает ощущение прикосновения друга к плечу). Подобное упражнение и воспоминание о своей поддержке предотвратит моменты закипания.
*Упражнение «Волшебное Превращение- прогоняем ГНЕВ!»
Для участников тренинга-каждой паре,- предлагается гневный смайлик (принцип изготовления как объемный шарик из бумаги). Далее каждая пара родитель-взрослый из предложенных вариантов картинок, наклеек, рисунков составляет свой визуальный рецепт как справиться с гневом. На последней странице гневный смайлик превращается в добродушный
3. Ритуал окончания занятия «Доброе тепло».
– выделяется три листа формата А5 со смайликами: спокойный, радостный, грустный. И взрослые, и дети в зависимости от того, понравилось или нет занятие, наклеивают цветочки –фишки на определенный смайлик.
– силуэты человечка (можно как пряничный) с грустным и веселым лицом- предлагаем участникам тренинга выбрать человечка в зависимости от предпочтения.
Техники работы с гневом
Некоторые примеры базовых правил:
1. не причинять физических страданий другим людям, то есть нельзя драться, пинаться, щипаться или ограничивать физическую свободу другого человека;
2. не портить ничьи личные вещи, то есть не кидать, не рвать и не ломать что бы то ни было;
3. не сквернословить, будь то в адрес родителей, родственников или друзей.
Хотя вам, вероятно, захочется включить сюда и другие правила, помните, что детям нужно некоторое свободное пространство для самовыражения. Хотя ваша главная задача — научить ребенка управлять гневом, будьте осторожны и не подавляйте у него все проявления гнева. Приведем некоторые примеры того, как дети могут эффективно справиться со своим гневом.
Подсказки о том, как победить гнев
Начните с разработки шкалы гнева, которая поможет ребенку быть в курсе уровня своего гнева и даст возможность следить за ним. Цифра 1 на этой шкале означает отсутствие гнева (полное спокойствие, а цифра 10 означает наивысшую точку гнева, которая может привести к негативным последствиям. Цифры между 1 и 10 представляют разные уровни гнева. Дети и родители могут использовать шкалу, чтобы определять, усиливается ли гнев. Затем предложите детям разные способы справиться со своим гневом до того, как он достигнет отметки «10». Иногда достаточно просто вопроса о том, где сейчас находится их уровень гнева, чтобы начать распутывать сложную ситуацию. Затем предложите детям использовать любую из перечисленных ниже стратегий.
Техники управления гневом:
Один из способов побороть гнев – определенные модели альтернативного поведения: это может быть медленный счет, визуализация знака «Стоп» или глубокий и медленный вдох и выдох. Потренируйтесь вместе с детьми проделывать эти простенькие упражнения. Как только ваши дети начинают сердиться, предлагайте им выбрать другое поведение, которым они могли бы заменить негативные эмоции. Тренируйтесь, когда дети спокойны, например перед сном.
Вознаграждение и поощрение
Вознаграждение и поощрение за альтернативное поведение может мотивировать детей измениться. Создайте список вознаграждений, которые могут получить ваши дети, если будут прибегать к альтернативному поведению. Когда дети начинают терять контроль над собой, помогайте им, напоминая о пройденных тренировках управлении гневом. Убедитесь в том, что вы не забываете про вознаграждение, потому что без него совладать с гневом очень трудно.
Для профилактики приступов гнева научите детей технике отвлечения. Помогите детям просто перестать думать о событии, вызвавшем их гнев и делать упражнения на успокоение- вы не призываете ребенка игнорировать свои чувства, но даете ему время остыть, чтобы гнев не успел обернуться потерей контроля надо собой.
Техники расслабления и дыхательные упражнения
Исследования показывают, что техники расслабления и дыхательные упражнения способны быстро остановить гнев, поскольку организм не может одновременно быть и возбужден, и расслаблен. Это также может показать детям, что расслабление способно снизить стресс и гнев.
Покажите детям, как глубоко дышать, и подробно расскажите об этом упражнении: пусть они закроют глаза, глубоко вдохнут и обратят внимание, как их легкие и грудь при этом поднимаются. Пусть они продолжат вдох, а затем выдохнут через нос. Это можно повторять в течение нескольких минут, концентрируясь на порядке действий. Скажите ребенку, что когда он так дышит, то освобождается от всяких плохих мыслей. Поначалу ваши дети могут подумать, что это глупое упражнение, но через некоторое время они увидят, что оно действительно помогает расслабить мышцы и снизить напряжение.
Создав в доме комнату гнева, вы разрешаете детям удалиться в безопасное место, если гнев у них усиливается. Будет очень полезно, если вы поместите в эту комнату предметы, с помощью которых дети смогут физически выразить свой гнев безопасным для всех образом, например, попрыгать на специальном диване или покусать подушки. В комнате гнева также можно выразить свой гнев словами, которые не приемлемы в других частях дома, например, поругаться пли покричать в специальный рупор для выплеска гнева
Тренировка умения постоять за себя
Тренировка умения постоять за себя – важное условие обучения вашего ребенка эффективно управлять своим гневом. Если с детьми обращаются агрессивно, первой их реакцией будет ответить так же агрессивно. Самозащита может заменить агрессию. Для этого научите детей вставать па защиту своих прав, сохраняя вежливость. Достойно и твердо проявляя себя, дети тем самым говорят, что их мысли, чувства и убеждения важны сами по себе и что им не надо прибегать к агрессии, чтобы добиться своего.
Наконец, для эффективной техники управления гневом абсолютно необходимо устраивать тайм-аут. Использование тайм-аута важно, потому что он напоминает детям, что было нарушено общепринятое правило и за этим последует наказание. Устраивать тайм-аут можно по-разному. Можно отправить ребенка посидеть в одиночестве в наказание за нарушение правил. Объявите перемирие и предложите детям попробовать сделать что-то другое, например, прогуляться вокруг квартала, чтобы успокоиться. Наконец, вы можете (и часто должны) устраивать тайм-аут для самих себя, чтобы предотвратить эскалацию гнева. Это не только снимает напряжение, но и показывает детям вашу собственную уязвимость и подверженность гневу, свойственные любому человеку.
Публикация «Игровой тренинг для родителей и детей „Школа любящих родителей“» размещена в разделах
И сами взрослые в игре могут понять много нового и научиться очень многому, и при этом безопаснее и легче, чем в реальных жизненных условиях. Всё это прекрасно известно профессионалам, разрабатывающим и проводящим тренинги. Игровые элементы включает в себя почти любой тренинг, независимо от того, чему он призван обучать или что корректировать.
Игровые тренинги для родителей и детей помогают взрослым лучше понять ребенка, приобрести опыт общения с ним.
Игры и упражнения:
1. Упражнение «Обнимашки». Часто ли вы обнимаете своих детей, просто так, без всякой на то причины? А как вы думаете, существует ли необходимое количество объятий для поддержания хорошего самочувствия?
Известный американский семейный психотерапевт Виржиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия каждому необходимы, просто для выживания, а для хорошего самочувствия не менее 8 объятий в день. И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому».
Родителям и детям предлагается обнять друг друга на столько крепко, на сколько это возможно.
2. Упражнение «Ласковое имя». Сначала педагог начиная с себя,называет свое полное имя, а затем свое имя в уменьшительно-ласкательной форме. Далее по кругу все выполняют это упражнение, пока очередь снова не дойдет до педагога.
3. Игра «Угадай ребенка». Родителям по очереди завязывают глаза, дети сидят на стульчиках. Каждый родитель должен на ощупь найти своего ребенка.
4. « Я и мое настроение». В игре участвуют два и более человек. Они перекидывают друг другу мяч, называя и показывая при этом какое-либо настроение (эмоцию). Когда участник возвращает мяч обратно, он называет противоположное настроение (эмоцию).
Веселый – грустный;
Добрый – злой;
Молчаливый – общительный. И т. д.
Эмоциональные проявления нередко очень сложно не только показать мимикой и жестами, но и выразить словами.
5. Игра «Рассказ про маму». Ребятам предлагается по очереди рассказать о своих родителях, с которыми они пришли.
6. Игра «Золотые ворота». Игра проводится совместно родители – дети.
7. Упражнение «Любимое поведение». Родителям предлагается вспомнить и сказать, что они любят в поведении своих детей.
8. Танец разминка (танец маленьких утят). Звучит песня «танец маленьких утят». Все участники тренинга вместе исполняют всем знакомый танец.
9. Упражнение «+ качества». Родителям предлагается вспомнить и назвать 3 положительных качества своего ребенка.
10. Упражнение «Сборщики». Участники игры – две пары «ребенок – родитель». На ковре разбросаны мелкие игрушки. Ребенок и его родитель берутся за руки, а двумя свободными руками они должны собрать как можно больше предметов за определенное время. Упражнение выполняется под музыку, как только она прекращает звучать – игра останавливается и подсчитывается количество собранных предметов.
11. Упражнение «Гусеница». Взрослая гусеница: родители встают друг за другом. Детская гусеница: дети встают друг за другом. Между каждым звеном гусеницы прокладывается воздушный шарик. Гусеница начинает движение по комнате. Важно, чтобы гусеница не распалась, нужно удерживать шары без помощи рук. Выполняется под музыку.
12. Упражнение «Совместный рисунок». Паре ребенок – родитель выдается один простой и шесть цветных карандашей. Каждая пара должна нарисовать совместный рисунок на заданную тему, например, «Золотая осень». Рассматриваем рисунки и делимся впечатлениями.
Конечно, взрослому легче указать как нужно себя вести ребенку, усадить, запретить, сказать, чтоб не мешал. Но для ребенка такие усилия родителей нередко становится источником беспокойства, вызывают тревогу.
Чтобы получить поддержку взрослого, ребенок может прикинуться глупым, беспомощным, слабым, скучающим, медлительным. В игре же и игровых отношениях он учится поддерживать себя сам. Ведь в своей игре ребенок всегда успешен. Этим и уникальна игровая деятельность как воспитательное средство.
Дорогие родители! Танцуйте, пойте, играйте вместе с своими детьми. Хороший ребенок – счастливый ребенок. Счастливый ребенок – счастливые и здоровые родители».
Публикация «Игровой тренинг с родителями и детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
-научить участников тренинга способам снятия эмоционального напряжения, уметь находить выход негативным эмоциям, не причиняя вреда другим членам семьи;
– повышение ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей;-формирование навыков эмоциональной поддержки друг друга у детей и родителей;
-формировать у каждого из участников тренинга чувства эмпатии, повышение родительской компетентности при общении с детьми (в понимании и принятии друг друга)
-создавать условия для гармонизации отношений родители+ детский сад.
•Повышение психологической защищенности детей, укрепление психического здоровья участников тренинга;
• Улучшение психологического микроклимата в семье;
•Сформированность начальных навыков рефлексии,
саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний.
Организация тренинга : группа детей и родителей (до 10 человек, т. е до 5 детско-родительских пар)
Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по спортивному залу или музыкальному залу в момент разминки, принятие удобного положения тела во время релаксации.
карточки с эмоциями детей, животных, МАК карты «Монстрики чувств»,наклейки, карандаши, фломастеры, картинки-иллюстрации, музыкальное сопровождение, и т. д.
Продолжительность –60 минут, в зависимости от количества участников и их работоспособности.
Ведущий тренинга : педагог-психолог