ТРЕБОВАНИЯ К КУРСАМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

2.1. Дистанционное обучение – обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, реализуемых с применением информационных и телекоммуникационных технологий, при опосредованном взаимодействии обучающего и преподавателя. Дистанционное обучение проводится в форматах:

а) при одновременном присутствии в сети обучающегося и преподавателя (режим онлайн), при котором курс обучения транслируется по телекоммуникационным каналам в режиме реального времени в виде синхронной телепередачи, видеоконференции, видеотрансляции на удаленные точки доступа;

б) предоставление аудиторам доступа к просмотру видеозаписи курса обучения по программам повышения квалификации (режим оффлайн).

2.2. Дистанционное обучение предполагает возможное использование электронных материалов курса (лекции, презентации, иллюстрации, схемы, веб-страницы, аудио- и видеофайлы, ссылки на Интернет-ресурсы) и интерактивных средств обучения, с помощью которых осуществляется взаимодействие с участниками обучения.

2.3. Основными требованиями к организации дистанционного обучения по программам повышения квалификации в дополнение к обучению, предусмотренному частью 9 статьи 11 Федерального закона “Об аудиторской деятельности”, являются:

а) наличие у образовательной организации персонала, имеющего соответствующий уровень подготовки;

б) наличие у образовательной организации аппаратного и программного обеспечения, позволяющего реализовывать обучение по программам повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий;

г) проведение идентификации аудиторов при регистрации на обучение;

д) ведение журнала участия аудиторов в прослушивании курса обучения в электронной форме, обеспечивающей фиксацию виртуального присутствия обучающихся;

е) выдача документа (удостоверения) установленного образца;

ж) выполнение требований к составу и порядку предоставления отчетности, направляемой УМЦ в саморегулируемую организацию аудиторов, в том числе реестра выданных удостоверений аудиторам с указанием их основного регистрационного номера записи;

з) наличие утвержденных саморегулируемой организацией аудиторов внутренних документов, устанавливающих контроль за фактическим проведением обучения.

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 26.05.2021 N 144-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя информационные технологии, технические средства, электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, которые содержат электронные учебно-методические материалы, а также включающей в себя государственные информационные системы в случаях, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи, и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 30.12.2021 N 472-ФЗ)

3.1. При реализации основных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, предусматривающих обработку персональных данных обучающихся, организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна использовать государственные информационные системы, создаваемые, модернизируемые и эксплуатируемые для реализации указанных образовательных программ.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 30.12.2021 N 472-ФЗ)

4. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.

5. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

УТВЕРЖДЕНприказом Министерства образованияи науки Российской Федерацииот 23 августа 2017 г. N 816

Порядокприменения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ

1. Настоящий Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ устанавливает правила применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных образовательных программ и/или дополнительных образовательных программ (далее – образовательные программы).

2. Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, определяется Министерством образования и науки Российской Федерации*

.

3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее – организации), реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.

4. Организации доводят до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

5. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:

местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся*

;

организации обеспечивают соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации;

организации самостоятельно определяют порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий*

;

организации самостоятельно определяют соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории.

6. При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций:

создает условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся*

;

обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.

7. Организации вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть “Интернет”.

8. Освоение обучающимся образовательных программ или их частей в виде онлайн-курсов подтверждается документом об образовании и (или) о квалификации либо документом об обучении, выданным организацией, реализующей образовательные программы или их части в виде онлайн-курсов.

Организация, которой обучающимся представлен документ об образовании и (или) о квалификации либо документ об обучении, подтверждающий освоение им образовательной программы или ее части в виде онлайн-курсов в иной организации, допускает обучающегося к промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы, или зачитывает результат обучения в качестве результата промежуточной аттестации на основании данного документа. Зачет результатов обучения осуществляется в порядке и формах, установленных организацией самостоятельно*

, посредством сопоставления планируемых результатов обучения по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам, определенным образовательной программой, с результатами обучения по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы, по которой обучающийся проходил обучение, при представлении обучающимся документов, подтверждающих пройденное им обучение.

9. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 “О государственной тайне”*

, Федерального закона от 27 июля 2006 г. 152-ФЗ “О персональных данных”*

, Федерального закона от 22 октября 2004 г. 25-ФЗ “Об архивном деле в Российской Федерации”*

.

*

Часть 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2930, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008; N 18, ст. 2625; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292; 2017, N 18, ст. 2670; N 31, ст. 4765) (далее – Федеральный закон N 273).

*

Часть 4 статьи 16 Федерального закона N 273.

*

Часть 1 статьи 28 Федерального закона N 273.

*

Часть 3 статьи 16 Федерального закона N 273.

*

Часть 1 статьи 28, пункт 7 части 1 статьи 34 Федерального закона N 273.

*

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, стр. 8220-8235, ст. 4673; 2003, N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4449; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2007, N 49, ст. 6055, ст. 6079; 2009, N 29, ст. 3617; 2010, N 47, ст. 6033; 2011, N 30, ст. 4590, ст. 4596; N 46, ст. 6407; 2013, N 51, ст. 6697; 2015, N 10, ст. 1393.

*

Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, ст. 4243; 2016, N 27, ст. 4164; 2017, N 9, ст. 1276; N 27, ст. 3945; N 31, ст. 4772.

*

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 43, ст. 4169; 2006, N 50, ст. 5280; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 20, ст. 2253; 2010, N 19, ст. 2291; N 31, ст. 4196; 2013, N 7, ст. 611; 2014, N 40, ст. 5320; 2015, N 48, ст. 6723; 2016, N 10, ст. 1317; N 22, ст. 3097; 2017, N 25, ст. 3596.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В марте 2020 года  Минпросвещения РФ рекомендовало учебным заведениям при необходимости временно перевести школьников на дистанционное обучение. Такое решение приняли после заседания оперативного штаба по предупреждению распространения коронавирусной инфекции COVID-19.

Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

Ст. 16 Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Но практика показала, что не бывает отдельно дистанционного или электронного обучения. Оба эти формата комбинируются для достижения максимального результата при имеющихся возможностях.

При составлении расписания дистанционных уроков образовательная организация должна обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

Нужно учитывать образовательную недельную нагрузку, равномерно распределять ее в течение учебной недели, учитывать объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня, чередование предметов в течение дня и недели,  продолжительность уроков и перемен, продолжительность  непрерывного нахождения за компьютером, физкультминутки и зарядка для глаз, объем домашнего задания.

При организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения образовательной организации необходимо руководствоваться Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

В нем говорится, что в практике обучения существует также синхронное и асинхронное обучение. Синхронное обучение – форма организации образовательного процесса в режиме реального времени вне зависимости от наличия/отсутствия цифровых технологий (учитель и ученики могут здесь и сейчас общаться, получать обратную связь). Асинхронное обучение – форма организации образовательного процесса, при которой обратная связь возможна с задержкой во времени (например, обучение с использованием электронной почты).

Анализируя готовность к переходу на дистанционный (электронный) формат взаимодействия с учениками, учитель также отвечает на вопросы:

1. Есть ли у меня необходимые навыки и опыт реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий?

2. Кто может оказать техническую поддержку мне и моим ученикам?

3. Как будет осуществляться информирование семей учеников?

4. Как ученики будут получать расписание и материалы к урокам?

5. Все ли мои ученики имеют необходимые устройства дома?

6. Есть ли в моих классах чат, группа в социальных сетях и т.п.?

7. Какие электронные ресурсы я могу использовать?

8. Какие сервисы для организации онлайн-уроков я могу использовать?

9. Как будет осуществляться оценка знаний и умений учеников?

10. Как можно получить обратную связь от родителей?

Ответы на вопросы позволяют выявить существующие дефициты и поставить задачи, которые условно могут быть разделены на 3 группы:

Далее планируются первоочередные мероприятия, назначаются ответственные, утверждаются сроки исполнения.  При решении первоочередных задач исполнители могут воспользоваться следующими чек-листами. Задачи учителя / классного руководителя:

1. Свяжитесь с семьей и выясните, есть ли в доме компьютер, планшет, смартфон, сеть Интернет.

2. Составьте список учеников, у которых нет возможности подключаться к онлайн-урокам.

3. Установите регламент передачи вам учебных материалов учителями-предметниками (канал передачи, сроки).

4. Проведите консультацию для учеников и их родителей.

Далее были разработаны Практические рекомендации в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816

При реализации образовательных программ образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность:

Работникам образовательной организации рекомендуется:

При необходимости допускается интеграция форм обучения, например очного и электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Псковский государственный университет»

в г. Великие Луки Псковской области

РАЗРАБОТКА ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА

В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ do3.pskgu.ru MOODLE

Методические рекомендации предназначены для преподавателей, реализующих дистанционные курсы по дисциплинам (модулям) в системе дистанционного обучения do3.pskgu.ru MOODLE.

Составитель: Cафонова Л. Ю., нач. У МО филиала ПсковГУ в г. Великие Луки   Псковской области

2. Методические рекомендации по содержанию структурных элементов курса

3. Методические указания по трансляции занятий онлайн и размещении учебно-методических материалов в СДО

3.1.    Лекционный материал

Дистанционный курс (ДК) – это основной информационный образовательный ресурс при реализации технологии дистанционного обучения, предназначенный для изложения четко структурированного на дидактические блоки и модули учебного материала дисциплины (МДК, темы МДК), обеспечения оперативного самоконтроля и контроля обучающихся, мотивации и управления познавательной деятельностью студентов, организации активной составляющей дистанционного курса.

ДК должен полностью соответствовать требованиям ФГОС и рабочей программе соответствующей учебной дисциплины (модуля).

Состав и структура ДК конкретной дисциплины (модуля, МДК) формируются разработчиком курса (преподавателем или группой преподавателей).

В минимальный состав каждого ДК должны быть включены структурные элементы, представленные в таблице 1.

Таблица 1 − Структурные элементы ДК

2.1. Общие сведения о курсе

Название электронного ресурса должно соответствовать названию дисциплины (модуля) по ФГОС.

Сведения об авторе (авторах). В сведениях об авторе (авторах) указывается фамилия, имя, отчество разработчика курса, ученая степень и ученое звание (при наличии).

В аннотации необходимо указать, для какой аудитории предназначается курс, его цели и задачи.

Аннотация содержит общую информацию о курсе.

Рабочая программа дисциплины  – определяет цели, задачи, содержание и объем дисциплины. Оформляется по общим правилам оформления рабочих программ.

В курсе размещается утвержденный вариант рабочей программы в формате pdf и листы изменений к рабочей программе (при наличии).

Указывается форма промежуточной аттестации, размещаются критерии оценки.

Критерии оценки зависят от формы промежуточной аттестации:

Проведение зачета/ дифференцированного зачета/ экзамена

Проведение квалификационного экзамена

Проведение экзамена по междисциплинарному курсу (МДК)

представление отчета и документации по практике, защиту отчета в форме ответов на контрольные вопросы в формате видео-конференции

Система оценивания ВКР проводится в соответствии с критериями

выставления оценок (соответствия уровня подготовки выпускника требованиям ФГОС) на основе выполнения и защиты им выпускной квалификационной работы

Все виды занятий в системе дистанционного обучения необходимо проводить согласно расписанию в форме онлайн-трансляций.

Взаимодействие преподавателя и студента в филиале ПсковГУ организовано через СДО do3.pskgu.ru.

Кроме того, онлайн-трансляции поточных лекций целесообразно организовывать на платформе ZOOM с указанием ссылки на конкретную лекцию в созданном курсе СДО.

Преподавателю необходимо обеспечивать фиксацию хода образовательного процесса, включая фиксацию времени взаимодействия в рамках процесса обучения по конкретной дисциплине (модулю) и его результатов.

В СДО do3.pskgu.ru все выполненные студентами задания сохраняются в системе.

Запись онлайн-трансляции занятий необходимо вести согласно инструкциям (приложение 1, приложение 2).

В качестве дополнительных учебно-методических материалов к онлайн-трансляции, в зависимости от типа занятий, преподавателю целесообразно разместить в СДО следующие материалы в любом из представленных форматов:

3.1. Лекционный материал

В данном структурном элементе должна содержаться основная учебная информация, при этом лекция должна быть организована и наполнена так, чтобы:

– обзорно освещать материал с выделением ключевых вопросов;

– содержать всю необходимую информацию для успешного ответа на промежуточные и контрольные вопросы по теме и тестовые задания;

– минимизировать обращение студента к дополнительным источникам информации;

– включать в себя дополнительные элементы для иллюстрации изучаемого материала – звук, видео, графику, анимацию и т.д., при этом включаемые элементы не должны превалировать над основным информационным содержанием лекции, не отвлекать внимание студента (слушателя) от основного учебного процесса, а наоборот, удерживать их внимание;

– содержать ссылки (список рекомендуемой литературы по теме) на литературные источники по теме согласно приведенной библиографии в рабочей программе курса, с указанием конкретных глав, разделов, страниц;

– включать вопросы для самоконтроля после каждого раздела (темы) лекции;

– завершаться краткими выводами с целью ориентирования студента на определенную совокупность сведений, которые следует надежно усвоить и запомнить.

Презентационные лекции отражают основные понятия дисциплин (терминологию) и позволяют в обобщенном виде представить содержание дисциплины.

Размещение презентаций в дистанционном курсе значительно повышает информативность и выразительность подаваемого материала, поскольку при этом одновременно задействованы как слуховой, так и зрительный каналы восприятия информации обучающимися.

Подборки статей или фрагменты учебных пособий

Целесообразно использовать в том случае, если необходимая информация недоступна, содержится в объемных изданиях или в других случаях, оправданных логикой дистанционного курса.

3.2. Материал для практических (лабораторных) работ;

курсовых работ (проектов)

В курсе дистанционного обучения необходимо своевременно в соответствии с расписанием размещать материал для практических занятий, учебно-методические указания по выполнению практических (лабораторных) работ, курсовых работ (проектов) и задания для студентов.

К данным размещенным материалам в обязательном порядке должны прилагаться:

Перед размещенным материалом в обязательном порядке составляется график выполнения заданий

Вопросы для подготовки к зачету (экзамену) – допускается приведение примерных вопросов.

Перечень тем рефератов – должен содержать требования к их оформлению и другую информацию, необходимую, с точки зрения преподавателя, для успешной реализации задачи.

Задания для контрольных и самостоятельных работ – должны сопровождаться четкими указаниями по их выполнению и выбора номера варианта.

Вопросы и тесты для самопроверки – целесообразны для выполнения студентами задания по изучаемой теме для более полного ее усвоения и закрепления.

Тесты или практико-ориентированные задания для проведения текущей аттестации – должны содержать задания, аналогичные, используемым при формировании заданий самоконтроля и промежуточной аттестации.

или практико-ориентированные задания – могут содержать задания для проверки уровня знаний обучающихся как по разделу учебной дисциплины (модуля), так и по всему курсу.

3.4. Материалы по организации дипломного проектирования

В курсе дистанционного обучения необходимо своевременно в соответствии с графиком дипломного проектирования размещать материал по подготовке выпускной квалификационной работы.

Основные требования, предъявляемые к курсам дистанционного обучения

при переходе к ФГОС  нового поколения

Качество дистанционного обучения во многом зависит от создания дидактически совершенных учебных материалов. Этот аспект требует очень внимательного и ответственного отношения к разработке курса. В статье сформулированы основные этапы создания дистанционного курса, требования, определяющие его качество, предложена структура.

курс дистанционного обучения, педагогический дизайн, требования к курсу, структурирование курса.

ХХI век называют веком информационных технологий. Компьютеры,  Интернет, спутниковое телевидение, мультимедиа стремительно вошли в нашу жизнь. В обществе создается ситуация, когда без умения пользоваться информационными технологиями становится сложно ориентироваться в современном мире.

В мире, который становится всё более зависимым от современных компьютерных технологий, школьники и учителя должны освоить новые жизненно необходимые навыки.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, которые способны работать с информацией: собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем.

Поэтому  решая эту задачу и формируя информационную грамотность учащегося, учитель должен развивать у учащихся умение осуществлять поиск в сети Интернет, классифицировать информацию, критически подходить к ней и выкристаллизовывать самое главное.

По прогнозам ЮНЕСКО в XXI веке учащиеся средней школы будут проводить в школе лишь 30 – 40 % времени, 40% будет отведено на дистанционное обучение и остальное время на самообразование. Отсюда все повышающийся интерес к дистанционному обучению не только университетскому,  но и школьному, в системе повышения квалификации, пр., т.е. ко всем формам непрерывного образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:

Какие требования выдвигает  новый ФГОС НОО?

Стандарт выдвигает три группы требований:

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Новый виток разработки электронного образовательного контента связан со стартовавшим в 2011 году комплексным проектом федерального уровня «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 13-р).

Каковы же перспективы развития дистанционного обучения?

На сегодняшний день ДО реализуется для учащихся с ОВЗ, часто болеющих детей, а также для талантливых и одаренных учащихся.

Однако, как показывает практика спектр применения дистанционного обучения может быть гораздо шире. Э ОК можно использовать на уроках (при изучении новых тем, опросе, в качестве наглядных визуальных материалов, виртуальных лабораторных работ, дополнительных домашних заданий).

Курс можно использовать, когда объявлен карантин, когда на длительное время объявлены актированные дни,  для экстерната, для обучения с использованием дополнительных материалов и при внеклассной работе.

Таким образом, ЭОК может использоваться в качестве электронного учебника (в более широкой перспективе –  ЭОР).

Любой курс дистанционного обучения – это полноценный учебный процесс.

Сравнительная характеристика традиционного учебника и электронного курса

Электронный учебный курс должен включать

На базовом (основном) уровне:

На дополнительном уровне:

Курс является высоко организованным электронным средством учебного назначения. При создании электронных образовательных изданий следует соблюдать ряд требований, чтобы в результате получился ресурс, отвечающий целям и  задачам учебного курса.

Традиционные дидактические требования.

5.         Сознательность обучения;

6.        Системность и последовательность изложения материала;

7.         Единство образовательных, развивающих и воспитательных

Специфические дидактические требования

3.        Развитие интеллектуального потенциала;

4.        Системность и целостность.

1.        Соответствие уровню развития обучающегося;

2.        Ориентация на тезаурус возрастной группы;

3.        Развитие образного и логического мышления.

Отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки – вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории.

Курс ДО – это не только сам текст занятий, а целостный процесс, включающий поиск подходящей информации в сетях, обмен письмами, как с кураторам курса, так и с другими учащимися, обращение к базам данных, периодическим информационным изданиям, распространяемых посредством Интернет.

При создании курсов ДО необходимо учитывать следующие требования:

Оценка. В ходе работы с компьютером ученики должны знать, как они справляются с учебным материалом. Большинство учеников, как правило, стимулирует небольшое число оставшихся заданий, большое число выполненных заданий стимулирует меньше.

Что такое “хороший” дистанционный курс? Дистанционный курс должен:

Для успешного проведения дистанционного курса следует:

Основные этапы создания электронного курса:

Дальнейшее совершенствование курсов дистанционного обучения связано со следующими факторами:

Мультимедийность – озвученные видео- и слайдфильмы, анимация, графика;- Насыщенная интерактивность, включая математические модели процессов и явлений;- Использование потокового аудио и видео. – Многообразие контрольных и тестовых заданий;- Большой объем учебного материала, который, благодаря мультимедиа легко усваивается;- Общение слушателей между собой.-Использование комбинированных методов доставки курсов: Интернет, Интранет, программы на CD-ROM и т.д.

ЭОР – ЭУ – ЭУМК – образовательный контент

Итак, в современных условиях назрела необходимость в формировании новой культуры представления образовательного контента и работы с ним. Одно из перспективных решений в этой области – замена традиционных бумажных учебников электронными учебниками нового поколения, реализованными на современных мобильных устройствах.         По аналогии с печатными (бумажными) учебными изданиями (ГОСТ 7.60-90) среди учебных электронных изданий выделим: электронные учебники, электронные учебные пособия, дополняющие учебники; электронные учебные пособия частично (полностью) заменяющие учебники, электронные справочные издания, электронные учебно-методические комплексы.

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – структурированная совокупность ЭОР, содержащих взаимосвязанный образовательный контент и предназначенных для совместного применения в образовательном процессе .

Электронные учебные модули (ЭУМК) – электронные образовательные ресурсы нового поколения  федерального портала ФЦИОР

В настоящее время современные электронные образовательные ресурсы делятся по формам предоставления информации на следующие типы:

В курсе представлены различные ресурсы и элементы курса.

Ресурсы                                                             Элементы

текстовая страница                                        глоссарий

пояснения                                                         задания

WEB-страница                                                   тесты

ссылка на файл или  WEB-страницу                                  опрос

ссылка на каталог                                                                 анкета

Анализ работы с ДО (в частности в МБОУСОШ № 28) продемонстрировал, что ряд учеников зарегистрировавшихся на курсах не смогли ими пользоваться из – за отсутствия навыков работы с данными обучающими курсами. Поэтому было решено с данного  учебного года внести в курс Информатики 5 класса ряд тем, позволяющих ученику получить навыки работы с информационными технологиями.

Кроме того для учеников начальной школы организованы дополнительные внеурочные занятия по получению навыков работы с дистанционными курсами.

Таким образом мы стремимся к организации в нашей школе смешанного очно – дистанционного обучения.

Анализ итогов реализации ДО в нашей школе показал, что большинство учеников получают не только знания в области информационных технологий, но и повышают познавательную активность, учебную мотивацию, развивают коммуникативные навыки, умение видеть проблемы и предполагать пути их решения, приобретают навыки поиска, систематизации и анализа полученной информации, а также опыт работы в команде.

Перспективы развития дистанционного обучения:

Дальнейшие развитие систем дистанционного обучения предполагают обеспечение максимальной интерактивности. На самом деле не секрет, что обучение только тогда становится полноценным, когда достигается имитация реального общения с преподавателем, – вот к этому и следует стремиться.

Необходимо использовать сочетание различных типов электронных коммуникаций, что позволяет компенсировать недостаток личного контакта за счет виртуального общения.

Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования – “образование для всех” и “образование через всю жизнь”.