МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
АДМИНИСТРАЦИИ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«БУЖАНИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
141326, Московская область, Сергиево-Посадский район,
Лицензия Министерства образования Московской области: серия 50Л 01 №0006155от 03.09.2015г.
«Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку»
Составила: Бикташева Алина Азатовна
Классный руководитель 9 класса
2015-2016 учебный год
Коммуникативная направленность в обучении английскому языку в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Рассматривая цели Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, навыков и умений обучающихся, иными словами , определяющие современное образование.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности или коммуникативного подхода к обучению, то есть способности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. учебного процесса. Также, изучение иностранного языка должно способствовать приобщению обучающихся к культуре и традициям стран изучаемого языка. В современных условиях востребован специалист, владеющий иностранным языком. Готовность и способность учащихся общаться на английском языке подразумевает следующие развитие коммуникативных умений учащихся в говорении, чтении, аудировании и письме, сформированных в процессе обучения английскому языку.
Актуальность данной темы ставит перед учителями вопросы:
Как научить школьников иноязычному общению?
Как сделать так, чтобы интерес учащихся сохранялся до конца урока?
Чтобы они понимали цели, поставленные учителем, чтобы учащиеся были активными участниками реализации этих целей
Для этого следует выделить наиболее , способствующие развитию коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации нового образовательного стандарта:
· создание на каждом уроке реальной коммуникации;
· проведение нестандартных уроков;
· создание проектов с применением информационно-коммуникационных технологий;
· применение личностно ориентированного подхода, где ученик – в центре учебного процесса;
· включение учащихся в игровую деятельность;
· сочетание самостоятельной индивидуальной работы с групповой;
· развитие творчества, умения работать с различными источниками информации;
Важными принципами обучения иностранному языку в современной школе являются:
-Коммуникативная направленность в обучении Иностранному языку
Научить учеников общаться на иностранном языке в условиях учебного процесса – задача непростая. Настоящую речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении. Уроки иностранного языка – это уроки общения. Большой преградой для учителей Иностранного языка в преподавании – отсутствие языковой среды. На уроках следует создавать условия для общения, разыгрывать конкретную ситуацию общения, насколько это возможно: создание игровых ситуаций, использование занимательного английского, физкультминуток – всё это совершенствует речевую деятельность, активизирует ранее изученный материал.
Важным требованием современного процесса обучения является активизация деятельности учащихся, способствующая формированию их активной жизненной позиции, самостоятельности, развития интереса к предмету, повышению качества знаний.
«Иностранный язык» должен соответствовать потребностям учащихся. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ученику конкретного определенного возраста – игровую, познавательную, эстетическую. Это дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в школе и формировать метапредметные общеучебные умения. Важно создавать условия, где ученики учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ.
В новом ФГОС универсальных учебных действий, обеспечивающих учащимся , то есть способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию, что на данный момент является важнейшей ключевой задачей современной системы образования
– Личностно-ориентированный характер обучения появляется у школьников от их собственного участия в процессе общения за счет разнообразия заданий, их дифференциации по степени трудности. Если пропадает чувство уверенности в пропадает интерес к языку. Поэтому основная цель современного учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели.
-Учет ведущей деятельности учащихся. Включение учащихся в игровую деятельность приводит к естественному желанию говорить на языке, не вызывает скуки и утомления. Применять также можно лексические, грамматические, фонетические игры. Формой урока может стать – . Данная технология является основой системы работы в младших классах. Именно она обеспечивает, во-первых, эмоциональное воздействие на учащихся, во-вторых, способствует актуализации опорных знаний, в-третьих, облегчает овладение речевыми навыками. Игровым фоном урока может быть выбран главный диснеевский герой Микки Маус, или выдуманные персонажи урока: ребята из разных англоговорящих стран, герои мультфильмов, девочка Аня из международного лагеря, или ребята называют себя именами детей англоговорящих стран в детском лагере, все это приводит учащихся к естественному желанию говорить на языке, не вызывая скуки и утомления.
– Наглядность – одна из составляющих уроков: тематические картинки, плакаты, открытки, рисунки детей – все это дополнительные положительные эмоции. Используя такой прием введения лексики – ученик слово видит, слышит, произносит, читает, имитирует действие.
– Социокультурная направленность процесса обучения иностранному языку- в использовании лингвострановедческих сведений и фактов, название страны изучаемого языка. Это содействует воспитанию учеников в контексте «диалога культур», повышает их познавательную, творческую, коммуникативную активность на уроках.
на уроке английского языка как нельзя лучше способствует достижению желаемого результата, устраняя скуку на уроке и положительно влияя на развитие коммуникативных умений школьника. Чтобы овладеть иностранным языком, недостаточно только воспроизвести материал учебника. Развитие изобретательных и творческих способностей многократно увеличивает э самого урока, создавая условия для раскрытия личности учащегося. Созданию творческой атмосферы на уроке помогают мне специальные . Так, например, приемы на уроке могут развивать творческую активность обучающихся. Все экспромты на уроке должны быть заранее подготовлены.
· фонетическая зарядка
· игровые технологии
· практические задания с применением пословиц и поговорок
· защита рефератов и проектов
· использование песен и стихов
· домашние задания с творческой направленностью
· применение компьютерных технологий
· внеклассная работа
· участие в творческих конкурсах
Урок начинается с , можно провести её в занимательной форме: устроить так называемый фонетический конкурс среди школьников.
Еще одним эффективным приёмом является использование пословиц, поговорок и рифмовок. Их можно использовать в фонетической зарядке, при предъявлении лексических единиц, при изучении грамматики, поскольку эта форма наиболее удобна для запоминания и фонетической отработки материала. Заучивание и сочинение небольших по объёму поговорок и рифмовок не требует от детей больших усилий для усвоения языкового материала.
– Внеклассная работа – развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся.
Внеклассная работа тесно связана с урочной деятельностью. Предварительно проводится огромная подготовительная работа. На уроках отрабатывается необходимая лексика, разучиваются песни и стихи. При подготовке таких уроков-праздников, как День Святого Валентина, Рождество, требуется детальная проработка соответствующих тем.
Цель таких мероприятий – расширить знания о традициях и обычаях англоязычных стран, активизировать умения и навыки учеников, таким образом повысить интерес к языку.
– Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
Одним из приоритетных направлений школьного образования является сохранение и укрепление здоровья детей.
Организация уроков обучения иностранному языку должна проходить с привлечением большого количества игровых моментов, двигательных упражнений. Смена видов деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов, повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка.
Как известно, эмоциональный тон урока определяет результат обучения. Разумная требовательность, рабочая атмосфера и благоприятные условия для общения и есть тот оптимальный режим урока, который вырабатывает у учащихся положительную мотивацию к урокам иностранного языка.
Иностранные языки
январь-март
2018
Чухольская Елена Николаевна,
учитель английского языка ГУО “Средняя школа №13 г. Слуцка”
Первое, что хотелось бы отметить – язык, будь
то родной или иностранный, служит средством общения, позволяющим осуществлять взаимодействие людей между собой, воздействовать друг на друга в естественных условиях социальной жизни. Будучи
средством общения, изучаемый язык постоянно должен находиться в состоянии “готовности к употреблению”. Поэтому ведущей идеей представляемого мной педагогического опыта является столь необходимый на современном этапе обучения школьников иностранному
языку. На мой взгляд, важность обоснования коммуникативного метода не подлежит сомнению.
Как показала практика, из всех умений, предусмотренных программойхуже всего учащиеся овладевают именно разговорной речью. Недостаток усвоения разговорной речи
особенно ощущается в старшем звене школы, когда от учащихся требуется не только задавать вопросы и уметь на них отвечать, но и умение вести беседу.
Очень важным фактором в обучении является поддержание постоянного интереса учащихся. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации,
повышением интереса к предмету, которая способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения. Наиболее сильным мотивирующим
фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов обучения
способствует:
– закреплению языковых явлений в памяти,
– созданию более стойких зрительных и слуховых образов,
– поддержанию интереса и активности учащихся.
Поэтому на уроках я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся, создавая:
– потребность в общении (вводная беседа);
– проблемную ситуацию.
В современной методической литературе появился новый термин, описывающий современных подростков: теперь это не просто тинэйджеры
(от английского –к), а скринэйджеры (от английского – экран). Проводя большую часть времени в интернете, современные подростки приучились воспринимать с экрана компьютера
или мобильного телефона большой объём информации. Порой им кажется, что они знают и умеют абсолютно всё, и что удивить их уже нечем.
Из курса психологии, да и из жизненного опыта мы знаем, что первое впечатление – оно, хоть и бывает обманчивым, но всё-таки, является очень важным и
запоминающимся. А старинная русская пословица гласит: «какой настрой – такой покрой». Таким образом, я стараюсь уделять большое значение речевой разминке в начале урока.
В начале урока иностранного языка обычно отмечается иноязычно-речевая
скованность, и учителю важно постараться настроить обучающихся на общение, создать рабочий контакт как можно с большим числом учеников, т.е. осуществить речевую подготовку естественным путем.
Такая речевая подготовка носит название «речевая зарядка» (warmer or warming up).
Речевые зарядки – это такой вид деятельности в начале урока (обычно не более 5 минут), который преследует две цели:
ввести в тему урока и являться переходным этапом к дальнейшей работе.
вызвать у учащихся желание говорить по-английски;
настроить слуховой и речевой аппарат учащихся на иностранный язык;
повторить изученный на предыдущих уроках языковой материал;
активизировать речевую деятельность с целью сохранения образов в долговременной памяти на основе новых ситуаций;
развивать спонтанную речь учащихся.
Речевая зарядка занимает немного времени, ее следует проводить в быстром темпе. Учитель может жестами попросить других учеников помочь отвечающему, сам подсказать
нужное слово.
В современных учебниках зарубежных авторов речевой разминке всё также уделяется огромное значение: работа над любым видом речевой деятельности, будь-то
восприятие на слух, письмо, говорение или просто введение нового грамматического материала не обходится без «», т.е. речевой разминки. И здесь же её функции – снять напряжение, настроить учащегося на говорение, установить
контакт между ним и учителем.
Таким образом, для учителя речевая разминка – это, во-первых, способ заинтересовать, привлечь внимание учащихся. А во-вторых, это
уникальный инструмент обучения языку во всех его аспектах (языковой аспект-лексика, грамматика, фонетика; социо-культурный аспект и др.) одновременно.
Прекрасным материалом для речевой зарядки являются местные и внутришкольные темы, новости последних дней, а также традиционные:
House and home, environment;
Free time, entertainment;
Relations with other people;
Health and bodycare;
Food and drink;
Опираясь на перечень тем, можно предложить некоторые из них для организации речевых зарядок:
Вчера мой друг (сын, дочь) весело смеялся весь день. Что вызвало у него такой смех?
(Учащиеся домысливают причину смеха: видел смешной фильм, прочитал что-нибудь интересное, увидел смешную ситуацию и т.д.)
Вчера ко мне зашел друг, которого я давно не видела. Мы пошли вместе гулять и хорошо провели время.
(Учащиеся пытаются определить, кто этот друг, почему мы давно не виделись, что помогло встретиться, куда пошли вместе, встретимся ли опять).
На пошлой неделе к нам в город приезжали студенты из США.
(Учащиеся пытаются узнать, из какого они штата, города, где учатся, чем увлекаются, что посмотрели в нашем городе, что им понравилось, что нет).
Вчера мы с друзьями ужинали в кафе.
(Учащиеся пытаются догадаться, в каком кафе, где оно находится, что заказывали, что понравилось, была ли музыка).
В воскресенье моя подруга подобрала собаку/котенка. У него/нее сломана лапка.
(Учащиеся пытаются узнать, где нашли животное, какой породы, что с ним произошло, как ему помогли).
На прошлой неделе я не ходила в бассейн, хотя стараюсь не пропускать его посещения.
(Учащиеся стремятся выяснить причину: был ли закрыт бассейн, болезнь, много работы, морозная погода, приехали друзья).
Мой родственник потерял кошелек в магазине.
(Учащиеся пытаются узнать, в каком магазине, сколько было денег, что было кроме денег, как это случилось).
Опыт работы показывает, что, проводя речевую разминку на каждом уроке, лексический запас учащихся значительно увеличивается, и лексика, используемая в
речевой разминке, легче и быстрее переходит в активный словарь учащихся. Вот несколько примеров других речевых разминок.
Речевая разминка №1How are you feeling today?» или «Как вы себя чувствуете». Уже с самых первых уроков первого года обучения учащиеся учат вопрос
«How are you» и несколько вариантов ответа. Но мы на этом не останавливаемся. Мы предлагаем учащимся как минимум 30 вариантов ответов на этот вопрос, на
пример,e . На одном уроке вводится только одно слово. Главная идея данной разминки
заключается в том, чтобы ученик объяснил когда, при каких обстоятельствах он чувствует себя именно так, когда он чувствовал себя так в последний раз, почему, и т.д. Таким образом, мы расширяем
словарный запас ученика, тренируем его умение монологического высказывания, а также учим его выражать свои чувства и уметь объяснять их причину, что несомненно является хорошим
воспитательным моментом.
Речевая разминка №2». В нашей методической копилке есть, поистине, ценная книжечка, в которой прописаны коротенькие правила как надо жить, чтобы
быть счастливым. Например, 1. Watch a sunrise at least once a year. 2. Complement three people
every day. 3. Remember other peoples
birthdays и т.д. Урок начинается с того, что учащиеся читают «инструкцию», написанную на доске,
переводят её, и затем высказывают своё отношение к данному правилу: поступают ли они так в жизни или нет, при каких обстоятельствах, когда последний раз они это делали и т.д. И вновь
мы расширяем словарный запас ученика, т.к. в данных инструкциях содержатся много новых слов, но краткость и лаконичность высказывания способствуют их очень быстрому запоминанию. Тренируем
речевое умение монологического высказывания, а именно учим выражать своё мнение, отношение, уметь объяснять причину, что, несомненно, является хорошим воспитательным моментом.
Впоследствии учащиеся начинают придумывать и предлагать свои собственные Life
Instructions
Речевая разминка №3
Очень неожиданное задание, но действительно вызывающее неподдельный интерес и стремление высказаться. В данном случае мы
напрямую следуем принципу персонализации: учащийся рассказывает именно о себе, а не о ком-то и чём-то абстрактном. Он говорит о своей повседневной рутине, и таким образом, он
испытывает чувство успеха, когда понимает, что он может доступно выразить себя на иностранном языке, говоря о простых повседневных вещах. Кроме того в данном случае, мы не только расширяем
словарный запас, но и тренируем грамматическую структуру прошедшего времени.
Речевая разминка №4 Урок начинается с краткого
обзора новостей. Как правило, это задание даётся на дом на предыдущем уроке. Новости могут быть абсолютно разного плана, как политические, криминальные, музыкальные, так и новости последней серии
какого-нибудь сериала. Выбор остаётся за учащимся. Но, конечно же, существуют учащиеся, которые живут здесь и сейчас и не понимают смысла домашнего задания, а по сему, никогда его и не
делают. Такие учащиеся есть в каждом классе, но они также принимают активное участие в докладе новостей, и на помощь им приходят мобильные телефоны. Задание превращается в ролевую игру: первую же
новость из интернета надо перевести на английский язык. Таким образом, они примеряют на себя роль устных переводчиков, что доставляет им огромное удовольствие. И вновь здесь расширяем словарный
запас, отрабатываем грамматические структуры, особенно к данному случаю хорошо подходит пассивный залог.
Опыт работы показывает, что, если речевая разминка проводится на каждом уроке, лексический запас учащихся значительно увеличивается, и лексика, используемая в
речевой разминке, легче и быстрее переходит в активный словарь учащихся.
И еще, хотелось бы отметить, что атмосфера общения является ведущей чертой современного урока иностранного языка. Создать атмосферу иноязычного общения означает
настроить обучающихся на иноязычный лад: ввести в тему беседы, вызвать их речевую заинтересованность, обеспечить речевое партнерство. Для этого учителю необходимо обратить особое внимание при
подготовке урока на речевую зарядку, речевую подготовку, установку на урок, установки в процессе урока.
При обучении общению наиболее важен речевой контакт: учитель и ученики должны стать речевыми партнерами. Это не произойдет, если учитель будет прерывать учеников,
возмущаться их незнанием чего-либо, раздражаться по любому поводу, не признавать шуток и не улыбаться, т.е. фактически оградит себя от контакта.
Бабаянц, А. В. Технология стимуляции реального общения на иностранном языке / А. В. Бабаянц // Иностранные языки в школе. – 2005. – №3. – С.60-66.
Искрин, С. А. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку / С. А. Искрин // Иностранные языки в школе. – 2004. – №2. – С. 40-44.
Комаров, А. С. Творческий подход к планированию урока английского языка / А. С. Комаров // Иностранные языки в школе. – 2006. – №3. – С.45-49.
Пассов, Е. И. Программа – концепция коммуникативного иноязычного образования / Е. И. Пассов. – М.: Народное образование, 2000. – 294с.
Программно-методические материалы. Иностранные языки для общеобразовательных учебных заведений. Начальная школа. М.: Дрофа, 2001. – 160с.
Цетлин, В. С. Реальные ситуации общения на уроке / В. С. Цетлин // Иностранные языки в школе. – 2000. – №3. – С.71-75.
«Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку»
1. Условия возникновения данной проблемы.
С каждым годом возрастает значение межнационального общения, в связи с чем, стремление к овладению иностранными языками развивается во все больших масштабах. На сегодняшний день, исходя из особенностей развития современного общества, экономики, политики в нашей стране знание иностранного языка стало жизненно важным.
Целью изучения иностранного языка является формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей школьников. Важно показать учащимся практическое применение их знаний, умений и навыков. Вне языкового окружения недостаточно насытить урок разнообразными упражнениями, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Не менее важным аспектом является формирование мотивации к изучению английского языка.
Коммуникативный системно – деятельностный подход является ведущим средством достижения данной цели. Он обеспечивает полный и взвешенный охват всех сторон, аспектов и операций овладения иностранным языком в комплексе всех его функций важным становится формирование умений работать с информацией, развития творческой личности, умеющей находить и получать информацию, способной самостоятельно ориентироваться в жизненном пространстве. Человек говорит, чтобы воздействовать на поведение, мысли и чувства других людей через речевую деятельность. Значит, научить коммуникации можно только за счет вовлечения учащихся вразличного рода деятельность, путем моделирования реальных жизненных ситуаций общения на основе систематизации языкового материала, что и дает нам системно – деятельностный подход.
Работая в течение многих лет со школьниками старшего звена , выявила для себя, что наша молодежь менее приспособлена к окружающей действительности, чем их иностранные сверстники, имеют больше комплексов не только с точки зрения языковой компетентности, но и в совместной деятельности в целом.
Для решения данной проблемы определила для себя методическую тему «Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку» с целью развития личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. Для эффективного достижения ключевых профессиональных задач строю обучение на понимании сущности учебной работы как процесса взаимодействия учителя и ученика, обучающихся друг с другом, включающего в себя гуманистические взаимоотношения, стремление к соучастию, сопереживанию, принятию друг друга.
Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь.
3. Постановка проблемы.
Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с данными. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке. Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству
Основной задачей обучения иностранному языку на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, рассматривающейся как определенный уровень развития языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций, которые позволяют обучаемому целесообразно варьировать речевое поведение в зависимости от функционального фактора иноязычного общения.
Процесс обучения в рамках коммуникативно-деятельностного подхода строится по модели коммуникации. В соответствии с этой моделью обучение максимально приближено к реальному общению. Поскольку обсуждаемые проблемы не имеют, как правило, однозначного решения, то обсуждающие их участники – учитель и ученики – равноправны как речевые партнеры. Поэтому основной чертой данного подхода является коммуникативность, которая включает в себя целый ряд характеристик, позволяющих осуществлять переход от первых социальных контактов к ситуациям. « Коммуникативность предусматривает речевую направленность обучения, стимулирование речемыслительной активности, обеспечение индивидуализации, учет функциональности речи, создание ситуативности обучения, соблюдение принципа новизны и нешаблонности организации учебного процесса».
Параметры коммуникативного общения реализуются в коммуникативном поведении учителя, активном поведении ученика, в предметах обсуждения, ситуации общения, использовании речевых средств.
Ситуации могут быть реальными, условными, воображаемыми, сказочными. Главное – все они должны соотноситься с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Ситуации могут быть конкретными, и тогда речь учащегося является их непосредственным отражением. Для учащихся среднего и старшего звена создаются абстрактные и проблемные ситуации. Учащиеся выражают своё собственное суждение, отношение, соглашаются или опровергают мнение учителя или другого ученика, используя различные речевые клише. Поэтому обсуждение проблемы есть реальное общение на уроке. Ситуацию можно изобразить при помощи наглядных средств (ситуативных картинок, магнитной доски), которые будут отражать определённое место и время действия, сделать ее статичной или динамичной (изменить компоненты, переставить действующих лиц, добавить новых персонажей).
Очень важно, чтобы учащиеся могли “пропустить ситуацию через себя”, придавая ей личностный характер. Это повышает эффективность усвоения иностранного языка, т.к. наряду с интеллектом подключаются детские эмоции. Личностно-значимой ситуацию делает роль, которую учащиеся получают на время или постоянно. Наиболее адекватным приёмом обучения говорению являются различные формы драматизации, включая импровизации и ролевые игры.
В общении, основой которого является обсуждаемая проблема, наряду с коммуникативной функцией языка выступает и познавательная, поэтому коммуникативно-деятельностный подход имеет большие перспективы для развития интеллектуальных возможностей учащихся. Ориентируясь на общение и активную деятельность школьников, основным при его осуществлении является выработка мышления и поведенческих умений. Этому способствует обучение общению на иностранном языке, вовлечение личности в деятельность в течение учебного процесса, формирование способности постоянно трудиться.
Коммуникативно-деятельностный подход ставит в центр обучения иностранному языку субъектно-субъектную схему общения, т.е. обучающийся выступает как активный, творческий субъект учебной деятельности, управляемой педагогом; способствует развитию инициативности учащихся, их способности к творческому поиску. Ученик должен ощущать, что вся система работы ориентирована на его непосредственную деятельность, опыт, мировоззрение, интересы, чувства, которые учитываются при организации общения на уроке. Таким образом, содержание занятий строится на обсуждении актуальных жизненных проблем, а не готовых тем или текстов.
Кроме того, данный подход позволяет реализовать принцип индивидуализации, так как овладение коммуникативной функцией иностранного языка предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов учащихся, их способностей, наклонностей и пожеланий.
Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражения смысла, грамматика служит фундаментом для достижения этой цели. Учащимся необходимо знать, какими языковыми средствами выразить свою мысль в непосредственной ситуации на уроке, когда они обмениваются мнениями, опытом и знаниями. Учащиеся должны осознавать, что грамматические формы необходимы для выполнения коммуникативной задачи, и что очень важно соотношение между формой и ее использованием в речи. При коммуникативном системно – деятельностном подходе введение грамматических форм и работа над ними осуществляется в контексте с тем, чтобы учащиеся могли видеть, как они используются для передачи значения. Инструкция к заданиям содержит речевую задачу. Немаловажно и то, что механические воспроизводящие упражнения отсутствуют: их место занимают игровые ситуации, работа с партнером, задания на поиск ошибок, сравнения и сопоставления, подключающие не только память, но и логику, умение мыслить аналитически и образно. Весь комплекс приемов помогает создать иноязычную среду, в которой должны “функционировать” учащиеся: читать, общаться, участвовать в ролевых играх, излагать свои мысли, делать выводы.
Коммуникативная методика способствует быстрому овладению учащимися навыками разговорной речи. Это обеспечивается за счёт усвоения различных видов монологической речи, типовых диалогов и форм языкового моделирования. Здесь, на первом плане находится конкретная языковая модель. Основной единицей урока и всей стратегии обучения данной методики является акт говорения.
В рамках внедрения технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре обеспечиваю вовлечение каждого ученика в процесс активного учения. Работая с детьми средней ступени предлагаю задания с учетом специфики класса, давая возможность пофантазировать, оказаться вдруг жителями другого континента, пусть виртуально, но попасть в языковую среду, где можно выражать свои мысли, не боясь допустить ошибки. Поэтому часто провожу уроки-игры «В магазине», «В аэропорту» и т.п. Считаю, что именно такие уроки способствуют практическому применению языковых навыков.
В старшем звене, опираясь на личностно-ориентированный подход, создаю условия для реализации креативных возможностей школьников, активизируя их интерес к английскому языку. Для этого использую проектную методику, в ходе которой подростки демонстрируют творческие, художественные способности, совершенствуя лексико-грамматические навыки. В рамках данной методики ребята часто работают в группах, что позволяет каждому ученику почувствовать себя востребованным в процессе общения на иностранном языке.
На уроках английского языка, основной целью которых является формирование всех видов языковой компетенции, большое внимание уделяю воспитательному аспекту, поэтому прибегаю к нетрадиционным формам урока: урок-дискуссия, урок-заочная экскурсия и т.д. Нередко урок английского языка в старшем классе – это диалог между учителем и учениками, с использованием оценочных суждений, высказыванием и аргументацией своего мнения по поводу видения той или иной проблемы. В процессе такого диалога столкнулась с трудностью: не всегда сразу удается разговорить детей. Причина, как мне кажется, не только в ограниченном объеме владения лексическими единицами. Порой дети боятся, что их мнение не будет принято, т.к. не совпадает с мнением окружающих. В таких случаях придерживаюсь своей системы оценивания, главным критерием которой является не абсолютно правильное мнение, а умение ребенка аргументировано и грамотно отстаивать свою точку зрения, его способность выйти из сложной ситуации. Для этого создаю на уроках атмосферу успеха, где любое мнение имеет право на существование и дети чувствуют себя уверенно и комфортно.
Учитывая активную мыслительную деятельность старшеклассников, помимо совершенствования речевых навыков, активизирую работу по лексико-грамматическому тестированию, аудированию текстов, заполнению разного рода анкет.
Учитывая запрос учащихся, мною был разработан элективный курc
«Разговорный английский»,Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях требуют повышения коммуникативной компетенции школьников. При общении важно знать правила речевого поведения. Поэтому раздел речевого этикета должен стать неотъемлемой частью программы «Разговорного английского». Необходимость данного курса обусловлена тем, что в существующих учебниках английского языка этому аспекту уделяется недостаточное внимание. Кроме того, тема данной программы актуальна для подготовки учащихся к итоговой аттестации за курс основной школы и к ЕГЭ.
Так как практическое владение иностранным языком необходимо во всех сферах профессиональной деятельности, предлагаемый элективный курс универсален и может быть рекомендован учащимся старших классов при выборе ими любого профиля.
Цель данного курса – совершенствование у школьников умений и навыков устной речи в типичных для англоязычной культуры ситуациях общения.развитие речевых способностей обучение приемам познавательной деятельностиразвитие личностной активностиразвитие творческого мышленияразвитие мыслительных операций ( способность к догадке, логически излагать мысль, самостоятельно обобщать, уметь анализировать, сравнивать и т. д.)развитие навыков дискуссии и аргументации овладение формулами речевого этикетасовершенствование диалогической и монологической форм речиповторение и систематизация лексических и грамматических средств, усвоенных ранееобучение решению коммуникативных задач, необходимыхдля ведения диалогов следующих типов: диалог-расспрос,диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениямиформирование лексических навыков аудирования, чтения,говорения воспитание положительного, уважительного и толерантного отношения к культуре англоязычных стран формирование терпимого отношения к мнению другого человекаформирование потребности и способности к сотрудничеству взаимопомощи при работе в паре и группе формирование сознательного отношения к этическим нормам поведения
. Теоретические знания закрепляются разбором конкретных ситуаций в области говорения. Значительную часть отводимого на курс времени занимают практические занятия. Практическая направленность занятий позволяет обеспечить коммуникативную подготовку учащихся к грамотному и эффективному владению английским языком.
В целях повышения мотивации к изучению английского языка в старших классах заведены листы успешности, в которых ребята отражают все сданные ими устные и письменные темы, а также контроль аудирования и чтения. Такой лист позволяет учащимся видеть рельные результаты своего труда и мотивирует на улучшение качества знаний. Кроме того, считаю целесообразным знакомить учащихся с различными программами обмена, реализуя которые, они могут обучаться, а в дальнейшем и работать за границей, реально применяя полученные ими в школе навыки владения иностранным языком.