Планируемые результаты внеурочной деятельности «Я исследователь» в начальной школе в условиях реализации ФГОС средствами СДО
Клепец Елена Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «Ермаковская СОШ №2»
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В статье рассматриваются планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности на примере внеурочной деятельности «Я-исследователь».
планируемые результаты внеурочной деятельности, внеурочная деятельность, проектно-исследовательская деятельность, Способ диалектического обучения
Внеурочная деятельность входит в часть учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса и является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса школы.
организации внеурочной деятельности является достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; создание благоприятных условий для развития ребёнка.
Задачи внеурочной деятельности школы:
– обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в школе,
– организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся;
– включение учащихся в разностороннюю деятельность;
– формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
– развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
– воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
– развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
– формирование здорового образа жизни;
Способов достижения планируемых результатов множество. Понятно, что каждый педагог находит для себя, а главное для своего класса более приемлемый. Мне, например, в этом хорошо помогает способ диалектического обучения. На протяжении уже нескольких лет я решаю для себя такие вопросы: Как оптимизировать учебную нагрузку учащихся, улучшить условия для развития ребенка
Сегодня я поделюсь своими наработками в решении этих проблем во внеурочной деятельности «Я-исследователь». На занятиях мы не только систематизируем знания по окружающему миру. Но и знакомимся с понятиями, которые изучают в старших классах. Несмотря на сложность некоторых понятий, ученики начальных классов очень хорошо разбираются в них, а главное, ребята приобретают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата, желание презентовать свою работу; и самое важное – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивированность их к учению и познанию.
Развитие умения задавать вопросы и анализировать
Сегодня я вам представлю фрагменты из нескольких занятий по теме «Как использует человек цвет и запах растений». Сейчас я вам предлагаю побыть в роли учеников.
– Посмотрите на экран. Прочитайте слова, записанные на экране.
Цветок, корень, стебель, лист, плод, цвет.
– Сгруппируйте слова по какому-то признаку и запишите столбиками. Обобщите эти понятия.
– Почему вы так разделили? Определите основание деления (индивидуально, а потом в группе).
– О чем может пойти речь на нашем занятии?
– Так что мы понимаем под словом растения? (, одно из царств органического мира», важнейшим отличием которых от других живых организмов является способность к синтезу всех необходимых органических веществ из неорганических)
– Укажите теперь лишнее понятие среди данных, назвав критерий, по которому вы выделили это понятие.
Основание деления: органы растения. Лишнее: цвет ( по наличию пигмента)
– У вас на столе находятся части цветка: соберите воедино их так, чтобы у вас получился целый цветок. Подпишите название каждой части. Определите назначение каждой части. ( Индивидуально, потом в группе).
Цветок располагается на (Цветоножка — часть стебля, несущая цветок.)
Расширенная часть цветка называется (Цветоложе — верхняя часть цветоножки, к которой прикрепляются все части цветка — чашечка, венчик, тычинки, пестики.)
На цветоложе располагаются остальные части цветка: (Чашелистики защищают цветок еще в бутоне), (Лепестки играют иную роль, чем чашелистики: они привлекают опылителей и содействуют успешному опылению.). Совокупность лепестков составляет венчик обрамляет чашечку, состоит из листочков — лепестков
Главные части цветка – это образуют большое количество микроспор – пыльцу) и пестик (формирование плода и семян) Они располагаются в центре цветка.
– А теперь сравните с таблицей. ( На экране таблица «Строение цветка» )
– Сформулируйте вопрос-понятие к слову цветок, используя карточку №1 (Что такое цветок? Что называется цветком?)
Цветок – это часть растения, предназначенная для выработки пыльцы или семян, или того и другого вместе.
Здесь можно предложить игру, которая позволяет развивать аналитические способности.
Игра «Найди ошибки»
– Самая яркая часть цветка – венчик. Именно он бывает окрашен в разные цвета. Венчик состоит из лепестков.
– Выскажите свои предположения, зачем цветку яркость лепестков. Выберите в группе наиболее удачное предположение и представьте свои варианты.
Окраску цветку придают его второстепенные части, играющие защитную или «сигнальную» роль, привлекая к себе насекомых.
Развитие умения переводить информацию из одной формы в другую
– Выскажите свои версии, что придаёт растениям цвет? (предположения). Трудолюбивые пчёлы, принесли нам слово. Запишите его в клеточках, и вы узнаете это вещество.
– Поработайте с материалом карточки, узнайте названия пигментов и распределите цвета в нужный столбик таблицы.
ОТЧЕГО ЦВЕТЫ ИМЕЮТ ЦВЕТ?
Окраска зависит от содержащихся в клеточном соке растений красящих веществ, или пигментов. Пигмент – окрашенное вещество в организме, участвующее в его жизнедеятельности и придающее цвет , цветкам, листьям.
«Антоцианы» — так называются пигменты, придающие цветам красный, сиреневый, синий, фиолетовый и другие оттенки. Эти пигменты растворяются соком цветков.
Другие цвета, такие, как желтый, оранжевый, зеленый, образуются благодаря другим пигментам. К ним относятся «пластиды». У этих пигментов различная химическая структура. Бесцветные пластиды называют лейкопластами, окрашенные — хромопластами, а зеленые пластиды зовутся хлоропластами. Пластиды присутствуют только в растительных клетках.
(найден у всех зеленых растений) имеет голубовато-зеленый цвет.
– бесцветные пластиды,
– пластиды оранжево-красного и желтого цвета, образующиеся из лейкопластов и хлоропластов. Они встречаются в клетках лепестков (лютик, нарцисс, тюльпан, одуванчик), зрелых плодов (томат, тыква, арбуз, апельсин), редко – корнеплодов (морковь, кормовая свекла), а также в осенних листьях. Итак, раскраска цветов зависит от наличия пигментов «антоцианов» и «пластидов». Одни пигменты обеспечивают одну окраску, другие — другую.
– Обсудите в группах результаты индивидуального труда. Представьте классу свои результаты.
– Установите основание деления в данной таблице.
Здесь же можно предложить по карточке №3 сравнить пигменты.
Развитие умения работать с текстом (структурирование текста, составление логических схем)
– Построить логическую схему к понятию «Пигменты».
антоцианы пластиды
лейкопласты хромопласты хлоропласты
Развитие умения высказывать суждения и делать умозаключения
– Докажите, что этот цветок содержит пигмент «антоциан» (по рисунку который собирали).
Все цветы красного цвета имеют пигмент антоциан.
Этот цветок красного цвета.
Следовательно, этот цветок имеет пигмент антоциан.
– Составьте толковый словарик по теме занятия. Для этого укажите стрелками пояснения к словам.
Развитие умений наблюдать
-Давайте понаблюдаем наличие различных пигментов в растении практическим путём. Предположите, как это можно сделать? ( На столах салфетка, цветы, листья).
– Сделайте вывод.
– Чем объяснить, что растения имеют запах? Выдвигают гипотезы. Подтвердим свое предположение. Сначала прочитаем статью в интернете. (
Развитие умения работать с текстом (составление рассказа по плану)
– Составьте рассказ по плану. Сравните результаты индивидуального труда и представьте ответ классу.
1. Какое вещество придаёт запах?
2. При каких условиях мы чувствуем запах?
3. Отчего зависит разнообразие запахов?
Почему цветы пахнут?
Только десятая часть всех растений опыляется ветром, а большинство цветов опыляют насекомые, иногда даже летучие мыши и птицы переносят между растениями созревшую пыльцу. Чтобы привлечь опылителей, цветы выделяют смеси пахущих веществ, которые могут переноситься на большие расстояния водой и ветром.
Запах цветам придают специальные масла, которые содержаться на лепестках, семенах, плодах, в листьях, корнях и коре. Эти масла выступают катализатором роста растения. Эфирные масла очень легкие, во многом это объясняется тем, что в них не содержится жира. Они имеют сложную структуру, разлагаются при определенных условиях и образуют летучее масло.
Люди ощущают запах, когда летучее масло испаряется. Химический состав эфирных масел очень сложен, нередко количество веществ, содержащихся в них, достигает пятисот разновидностей и далеко не все из них можно распознать и изучить.
Цветы обладают ароматом, вот поэтому они пахнут и привлекают тех, кто им нужен для опыления. Различные запахи, которые испускают цветы, зависят от химических элементов летучих масел, их сочетание создает различные запахи. У пчел в усиках есть , поэтому цветы, которые опыляются пчелами, имеют запах. Раскрывающиеся только ночью цветы имеют очень сильный аромат, что помогает находить их в темноте ночным мотылькам. Некоторые цветы имеют противный запах гниющего мяса или подобных разлагающихся веществ — они, таким образом, привлекают к себе мух. Цветы, имеющие с человеческой точки зрения неприятный запах привлекают летучих мышей, которые нуждаются в растениях для питания.
– 1 группа отвечает на первый пункт плана, 2 группа – на второй, 3 группа – на третий.
• Цветы имеют запах при наличии эфирных масел на лепестках.
• При определённых условиях эти масла становятся летучими и очень быстро испаряются.
Развитие умения находить причину и следствие
– Посмотрите на экран и найдите причину и следствие.
Цветы обладают ароматом, поэтому они привлекают опылителей.
– Докажите опытным путём наличие масла в органе растения, лежащего у вас на столах (апельсин, хвоя, семена).
– Сделайте вывод.
Развитие умения работать с различными источниками информации
– Используя эти знания, люди с древних времён изготавливали духи из цветов. Этот процесс назывался «анфлераж».
– Посмотрите фильм и распределите этапы в нужном порядке.
-сверху клали очищенное свиное сало;
-на них помещали кусочки стекла;
– брали деревянные рамы;
– покрывали лепестками цветов;
– получают эссенцию.
-Сверьте с моим образцом. (на экране)
Этот опыт проводится в домашних условиях.
Развитие умения экспериментировать
Попробуем смоделировать современный метод. Поместим хвою кедра (герани, Кору апельсина) в колбу с небольшим количеством воды. Колбу закроем пробкой с длинной стеклянной трубкой, опускающейся вниз под углом; конец трубки поместим в пробирку, поставленную в стакан с холодной водой. Колбу нагреем на спиртовке. Эфирное масло вместе с парами воды испаряется и проходит по трубке в пузырек, где и охлаждается. Для получения духов эфирное масло растворим в слегка подогретом спирте.
В результате опыта мы пришли к что духи можно получить в домашних условиях из многих растений.
Ожидаемые результаты от внеурочной деятельности:
– создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;
– творческая самореализация детей;
– формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
– психологический комфорт и социальная защищённость каждого ребёнка;
– реализация игрового сюжета в деятельности детей.
Воспитательным результатом внеурочной деятельности должно стать непосредственное духовно-нравственное, личностное, деятельностное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной образовательной деятельности.
Уровни планируемых результатов внеурочной образовательной деятельности:
– первый уровень достигается в процессе взаимодействия с педагогом: приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе);
– второй уровень достигается в дружественной детской среде: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях:
– представление коллективного результата группы обучающихся;
– индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;
– качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.
К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку учащихся, улучшить условия для развития ребенка, учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников средствами СДО направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки и техники.
Представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления происходит в форме творческой презентации, творческого отчёта и пр. Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио — накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.
И вот уже на протяжении многих лет мои обучающие получают призовые места в районных и краевых конкурсах исследовательских работ. Два года мои ребята представляли наш район на Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо» в городе Москва.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов.
· осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире);
· готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
· готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
· осознание ценности самостоятельности и инициативы;
· наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
· проявление интереса к способам познания;
· стремление к самоизменению;
· сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
· установка на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;
· осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
· активное участие в жизни семьи;
· приобретение опыта успешного межличностного общения;
· готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
· проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;
· соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
· освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире;
· готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
· осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
· умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
· умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
· ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;;
· повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
· активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
· готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:
овладение универсальными учебными познавательными действиями;
овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
овладение универсальными регулятивными действиями.
освоение обучающимися межпредметных понятий (используются
в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
· способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
· готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
способность к совместной деятельности;
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.
базовые логические действия
владеть базовыми логическими операциями:
сопоставления и сравнения,
группировки, систематизации и классификации,
анализа, синтеза, обобщения,
владеть приёмами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако-символических средств;
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
базовые исследовательские действия
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным
и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной
в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
работа с информацией
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение
к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи
и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты , выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
принятие себя и других
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности.
в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и литература».
По учебному предмету «Русский язык»:
понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;
овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;
представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;
извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;
анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи;
определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по контексту).
По учебному предмету «Литература»:
овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения;
овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа).
в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по учебному предмету
практических (жизненных) ситуациях следующие предметные математические умения и навыки:
· Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами; выполнять проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений; использовать калькулятор;
· Решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами),
решать основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через другие; интерпретировать результаты решения задач с учётом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов;
· Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах числового набора;
· Оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;
· Пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных прямых в пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие; использовать свойства изученных фигур для их распознавания, построения; применять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей;
· Находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников; находить длину окружности, плошадь круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям; решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях; пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы величины через другие;
· Использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами зависимости между величинами; понимать графический способ представления и анализа информации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей, использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей;
• Переходить от словесной формулировки задачи к её алгебраической модели с помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат; использовать неравенства при решении различных задач;
• Решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями, использовать свойства последовательностей.
· умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практико-ориентированного характера;
умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования, применять методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе;
· умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений;
· умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружающую природную среду;
· умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;
· сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их преодоления;
· умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья;
· умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных технологических процессов.
в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
·освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая базовые финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых отношений
· формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций;
· формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на определение качества жизни человека, семьи и финансового благополучия;
· формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг;
· формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе фишинг)
· формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);
· приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами, определения моделей целесообразного финансового поведения, составления личного финансового плана.
·освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;
·формирование предпосылок научного типа мышления;
·освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.
способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия, сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки;
проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;
демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений, выражений и т.п.;
предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области энерго- и ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми потребностями, в области межличностных взаимоотношений;
ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов, предложения по изобретательству.
Планируемые результаты внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Сухопарина Евгения Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Кантемировский лицей», р.п. Кантемировка Воронежской области
Целью организации внеурочной деятельности является достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; создание благоприятных условий для развития ребёнка.
метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные). Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку учащихся, улучшить условия для развития ребенка, учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
Результаты и формы внеурочной деятельности по направлениям:
Цель: формирование у школьников ориентаций на общечеловеческие нравственные и эстетические ценности.
Результаты: сформированное позитивное отношение школьников к общечеловеческим ценностям нашего общества.
Формы работы: творческая мастерская, беседы, чтение художественных произведений, экскурсионная деятельность в школьном музее, выставки работ. Детям имеют возможность продемонстрировать свои способности на общешкольных мероприятиях.
Социальное — психологическое направление.
Цель: Формирование у школьников социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, навыков общения со сверстниками, со взрослыми людьми, с окружающим миром.
Результаты: сформированность у школьников знаний о нормах поведения человека в обществе, положительного отношения к школе, городу, к общечеловеческим ценностям общества (отечество, труд, познание, жизнь, человек).
Формы работы: игровая, проектная деятельность, тренинги, практическая работа, круглый стол, дискуссия.
Цель: развитие интеллектуальных способностей каждого ребёнка через формирование познавательного и эмоционального интереса, интенсивное накопление знаний об информационных технологиях, а также добывание информации о других странах, о традициях и о культуре.
Результаты: сформированность у школьников знаний о нормах поведения в совместной деятельности, о способах действий, позитивного отношения к информационной среде, проектные работы, создание базы данных.
Формы работы: форумы, конкурсы, игры-путешествия, олимпиады, игры, практическая работа, проекты.
Художественно – эстетическое направление.
Цель: формирование у школьников эстетических знаний, развитие эстетического интереса к искусству.
Результаты: сформированность у школьников позитивного отношения искусству, участие в школьных музыкальных спектаклях, праздниках, концертах, в конкурсах и соревнованиях.
Формы работы: творческая мастерская, игровая, театральная студия, хореогафический кружок, ИЗО-студия, музыкальная студия и др.
Цель: формирование здорового образа жизни школьников, способствующего познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Результаты: сформированные знания о здоровом образе жизни, жизненной активности, физической гибкости, участие в соревнованиях и показательных выступлениях.
Формы работы: игровые занятия, шахматный кружок, секции по легкой атлетике, гимнастике, футболу и др.
Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.