ТИПОЛОГИЯ И СТРУКТУРА УРОКОВ УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Ключевым элементом классно- урочной системы обучения является – урок.

Урок – форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятия по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.

Типы уроков по дидактическим целям и месту уроков в общей системе:

1) комбинированные (смешанные) уроки;

2) уроки изучения новых знаний;

3) уроки формирования новых умений и навыков;

4) уроки обобщения и систематизации изученного;

5) уроки проверки (контроля) и коррекции знаний, умений;

6) уроки закрепления и повторения знаний.

1) Организационный этап (определение готовности учащихся к работе на уроке).

2) Постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися.

3) Проверка выполнения домашнего задания (определение уровня усвоения материала по предыдущей теме и готовности к восприятию нового материала).

4) Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

5) Объяснение учителем и усвоение учащимися новых знаний (основная задача этого этапа – формирование у школьников представлений об изучаемых явлениях, фактах, понятиях, их сущности и взаимосвязях).

6) Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

7) Закрепление знаний (организация деятельности учащихся по применению новых знаний, выработка соответствующих умений и навыков).

8) Обобщение и систематизация знаний.

9) Контроль и самоконтроль знаний.

10) Информация о Д/З (сообщение задания на дом, разъяснение его основных идей и способов выполнения).

1. Подведение итогов урока (организация рефлексивной деятельности учащихся: чему научились на уроке, что узнали нового и т.д.).

Требования к современному уроку:

1. Дидактические ( образовательные):

1) Четкое определение места и задач данного урока в системе уроков

2) Реализация принципов целостного педагогического процесса.

3) Определение содержания урока в соответствии с целями и задачами, учебной программой, уровнем подготовки учащихся.

4) Прогнозирование уровня усвоения учащимися знаний, сформированности умений и навыков на уроке.

5) Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля.

6) Сочетание различных общих форм организации учебной работы.

7) Разнообразие типов и видов урока.

8) Осуществление межпредметных связей.

2. Воспитательные и развивающие (психологические):

· Развитие различных видов мышления, памяти, внимания. Реализация принципов развивающего обучения.

· Учет уровня развития и психологических, индивидуальных особенностей учащихся.

· Развитие познавательных интересов.

· Формирование потребности в знаниях, готовности и умений самообразования.

· Развитие способностей учащихся, в том числе творческих.

· Обеспечение условий учебно-познавательной деятельности учащихся.

· Организация и обогащение опыта общения, отношений, сотрудничества.

· Формирование научного мировоззрения, основ базовой культуры личности.

· Создание комфортной психологической атмосферы, гуманные взаимоотношения между педагогом и учащимися, соблюдение учителем педагогического такта и т.п.

3. Организационные требования:

· Наличие продуманного плана проведения урока.

· Организационная четкость проведения урока, своевременное начало, высокая плотность, оптимальный темп обучения, логическая стройность и завершенность.

· Структурная гибкость и подвижность урока.

· Подготовка и рациональное использование различных средств обучения.

· Создание деловой атмосферы на уроке, самоорганизация учащихся.

· Организация рефлексивной деятельности учителя и учащихся, направленной на анализ и оценивание результатов урока.

· Оптимальный температурный режим.

· Воздушный режим.

· Соответствие мебели росту ученика, соблюдение им правильной рабочей позы.

· Соблюдение норм освещения.

· Предупреждение утомления и переутомления.

· Чередование видов деятельности.

· Проведение физкультурных, «психологических» пауз лечебно-профилактического характера.

Урок
— единица,
основная форма образовательного
процесса, четко ограниченная временными
рамками, возрастным составом участников,
планом и учебной программой. В уроке
как дидактической конструкции представлены
все компоненты учебного процесса: цель,
задачи, содержание, методы и средства.

В
современной дидактике существуют
различные подходы к классификации
уроков в зависимости от того, какие
признаки берутся за основу. Наиболее
употребительной является классификация
уроков по дидактическим целям (рис. 44).


ТИПОЛОГИЯ И СТРУКТУРА УРОКОВ УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Рис.
44. Типы уроков по дидактическим целям

Под
структурой урока понимают его внутреннее
строение, последовательность отдельных
этапов, отражающих цель, дидактические
задачи и особенности их практической
реализации. Классическая (традиционная)
структура урока опирается на формальные
ступени обучения: подготовка к усвоению
новых знаний, усвоение новых знаний и
умений, их закрепление и систематизация,
применение на практике.

Соответствующий
этой структуре урок называется
комбинированным.
Он состоит из следующих этапов:

организационный
этап (определение готовности учащихся
к работе на уроке);

постановка
цели и задач урока, осознание и принятие
их учащимися;

проверка
выполнения домашнего задания (определение
уровня усвоения материала по предыдущей
теме и готовности к восприятию нового
материала);

подготовка
к активной учебно-познавательной
деятельности;

объяснение
учителем и усвоение учащимися новых
знаний (основная задача этого этапа —
формирование у школьников представлений
об изучаемых явлениях, фактах, понятиях,
их сущности и взаимосвязях);

первичная
проверка понимания учащимися нового
материала;

закрепление
знаний (организация деятельности
учащихся по применению новых знаний,
выработка соответствующих умений и
навыков);

обобщение
и систематизация знаний;

контроль
и самоконтроль знаний;

информация
о домашнем задании (сообщение задания
на дом, разъяснение его основных идей
и способов выполнения);

подведение
итогов урока (организация рефлексивной
деятельности учащихся: чему научились
на уроке, что узнали нового и т. п.).

Тип
комбинированного урока
один из самых распространенных в
педагогической практике. Последовательность
элементов в его структуре не является
жестко закрепленной. Урок этого типа
позволяет одновременно решать несколько
учебно-воспитательных задач. Проведение
комбинированного урока требует от
учителя правильной регламентации
времени на отдельные этапы.
Например, затягивание этапа повторения
пройденного или проверки домашнего
задания приводит к сокращению времени
на изучение нового материала, развитие
познавательных процессов и т. п. Эти
недостатки могут отчасти компенсироваться
проведением уроков других типов, а также
нестандартных уроков.

Охарактеризуем
некоторые другие типы уроков. Содержанием
урока
изучения новых знаний является
неизвестный учащимся учебный материал
достаточно большого объема, требующий
значительного времени на его изучение.
Структура урока
изучения новых знаний
состоит из следующих элементов:
организация начала урока, постановка
цели и задач; объяснение нового материла
(изложение учителем и (или) организация
самостоятельной работы учащихся с
учебником, приборами, компьютерной
техникой и т. п.); проверка понимания и
первичное закрепление материала;
комментирование домашнего задания;
подведение итогов урока. ( Далее,
характеризуя структуру уроков других
типов, не будем указывать первый и
заключительный этапы, так как они
являются обязательными.)

Уроки
обобщения и систематизации изученного
проводятся в конце изучения отдельных
тем, разделов, всего курса в целом. Для
того чтобы сформировать у учащихся
систему теоретических знаний, на уроке
выделяются основные положения,
показывается взаимосвязь изученных
фактов, событий, систематизируются и
обобщаются изученные знания. Кроме
того, проводится проверка знаний, умений
и навыков по изученным темам или разделам.
Соответственно, в структуре урока
данного типа можно выделить следующие
этапы: вступительное слово учителя, в
котором намечаются пределы (границы)
повторения материала; повторение и
обобщение учебного материала с
использованием разных видов и форм
опроса; анализ и оценка работы учащихся,
диагностика глубины и прочности знаний;
рекомендация учащимся способов и
содержания дальнейшей самостоятельной
работы; постановка домашнего задания.

Урок как основная форма организации учебного процесса

Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса.

Только на уроке можно увидеть: -каковы отношения преподавателя и обучающегося; -глубоко или поверхностно он знает свой предмет; -кто он: примитивный информатор или организатор процесса учения детей; -обеспечивает ли он прочные знания, умения и навыки ;

Общие требования к уроку: ДИДАКТИЧЕСКИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ.

Компоненты урока: Организационный – организация обучающихся в течение всего урока, готовность обучающегося к уроку, порядок и дисциплина. Целевой – постановка целей учения перед обучающимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.

Компоненты урока: Коммуникативный – уровень общения преподавателя с коллективом обучающихся. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного коллектива и т.п. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности обучающегося на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности обучающихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Цели и задачи урока В целях и задачах необходимо проектировать деятельность педагога и обучающихся. Цель – это запрограммированный результат , который должен быть получен в конце урока (модель желаемого будущего) Лишь в том случае, когда обучающийся осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной . Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными обучающимися , перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Цели урока должны быть максимально конкретными , чтобы при подведении итога урока мы могли обоснованно ответить на вопрос “Достиг ли урок поставленной цели?”.

Цели и задачи урока Задачи – это шаги по достижению поставленной цели. К задачам урока относятся: организация взаимодействия; усвоение знаний, умений, навыков; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др. Задачи урока нужно формулировать так, чтобы было видно, посредством чего достигались поставленные цели урока. Задачи ставятся ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ на понятном им языке (что должны сделать учащиеся на уроке)

Воспитательные цели Формирование нравственных качеств: Требовательности к себе Гордости Добросовестности Ответственности Чувства собственного достоинства Честности Скромности Самоуважения Настойчивости Аккуратности Чувства долга Ответственности Трудолюбия Сопереживания Чувства гордости за достигнутое Патриотические чувства

Воспитательные цели Формирование нравственных качеств: Формирование гуманных отношений к «другим людям»: Товарищества Доброты Деликатности Вежливости Скромности Дисциплинированности Ответственности Честности

Развивающие цели На уроке должна быть поставлена и развивающая цель. Развивающие цели содействуют: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи обучающихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности. Например: учить сравнивать, учить выделять главное, учить строить аналоги, развивать глазомер, развивать аналитические умения развивать умение ориентироваться на местности .

Развивающие цели Развитие мышления: Учить анализировать Учить выделять главное Учить сравнивать Учить строить аналогии Учить обобщать и систематизировать Учить доказывать и опровергать Учить определять и объяснять понятия Учить ставить и разрешать проблемы

Все уроки можно разделить на группы: – Урок ознакомление обучающихся с новым материалом; -Урок закрепление знаний; -Обобщающие уроки -Урок проверки знаний, умений, навыков.

Урок ознакомления Это урок, содержание которого является новой, неизвестный обучающимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение. Структура урока ознакомления: Повторение предыдущего материала; Объяснение учителем нового материала; Проверка понимания и первичное закрепление знаний; Задание на дом. Формы урока ознакомления: Лекция, экскурсия, беседа, лабораторная работа, конференция, традиционный урок

Урок закрепления Основным содержанием работы на этом уроке является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их упрочения. Структура урока закрепления: Проверка домашнего задания; Выполнение устных упражнений; Выполнение письменных упражнений; Проверка выполнения заданий; Задание на дом. Формы урока закрепления: Семинар, практикум, консультация, лабораторная работа, конференция, урок ключевых задач, работа в парах постоянного и смешанного типа

Урок обобщения: Систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях обучающихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Такие уроки проводят в конце изучения отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом. Их обязательными элементами являются вступление и заключение педагога. Формы уроков обобщения: Рассказ, краткие сообщения, чтение отдельных мест из учебника или беседы педагога с обучающимися.

Урок проверки знаний, умений и навыков: Позволяет педагогу выявить уровень обученности обучающихся в определенной области, установить недостатки в овладении материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от обучающегося применения всех его знаний, умений, навыков по данной теме. Проверка может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Формы уроков проверки ЗУН: Самостоятельная работа, урок-зачёт, контрольная работа, собеседование, викторины, игры и т.д.

Форма обучения
– внешняя сторона организации учебной
работы, которая связана с количеством
учащихся, местом и временем обучения.

Общая форма учебного
процесса – такая его характеристика,
в основе которой лежит та или иная
структура общения педагога и учащихся,
обуславливающая особенности их
взаимодействия (по В. К. Дьяченко). С
учетом же внешнего строения и оформления
педагогического процесса выделяют
конкретные формы обучения и воспитания.
Конкретная форма обучения (воспитания)
– это отрезок времени учебно-воспитательного
процесса, своеобразный по педагогическим
задачам, содержанию, конструкции.

Индивидуальная
форма обучения Ученик выполняет
учебное задание и ни с кем в данный
отрезок
времени не вступает в непосредственное
общение

Парная форма
обучения Учитель работает
с одним учеником, дает ему консультацию.

Или же два
ученика решают вместе задачу,

разучивают
стихотворение, проводят опыт и т.п.

Групповая форма
обучения Один говорящий обучает
одновременно несколько

человек
(от двух до ста и более). Выступающие
могут меняться, но в каждый момент
времени один говорит, остальные слушают

Коллективная форма
обучения Учащиеся работают в парах
сменного состава в которых

они выполняют поочередно роль учителя
и ученика

Индивидуальная,
парная, групповая (общеклассная,
фронтальная, бригадная и т.п.) формы
педагогического процесса являются
традиционными. Коллективная форма
(работа учащихся в парах сменного
состава) применяется в учебно-воспитательном
процессе намного реже. В реальном
педагогическом процессе все общие формы
обучения и воспитания тесно взаимосвязаны
и применяются в единстве.

Применение общих
форм обучения в соответствии с конкретными
целями обучения дает множество конкретных
форм учебной работы: урок, урок-лекция,
урок-семинар, кружковые или факультативные
занятия, консультация, зачет, экзамен,
коллоквиум, собеседование, учебная
конференция и другие.

(+ см. формы организации
обучения – тест п.4)

Классно-урочная
система, возникла в школах Чехии, Западной
Беларуси и Украины в XVI-XVII веках.
Теоретическое обоснование классно-урочной
системы осуществил Я. А. Коменский.инициатором этой
системы был Джон Сил, ректор школы в
голландском местечке Цволле, который
еще в 1374 г. ввел в этой начальной школе
деление учащихся на классы и определил
порядок перехода в следующий класс.
Классно-урочную систему развивал также
Иоганесс Штурм, который в XVI веке, будучи
ректором школы в Страсбурге, разделил
учащихся на десять классов, при этом
каждый класс работал в соответствии со
своей программой. В дальнейшем существенный
вклад в ее развитие внесли И. Г. Песталоцци,
И. Ф. Гербарт, А. Дистервег, К. Д. Ушинский
и другие педагоги. Классно-урочная
система получила широкое распространение
в мировом школьном образовании.
Характерные черты классно-урочной
системы: учащиеся приблизительно одного
возраста образуют классы, состав которых
за период обучения изменяется
незначительно; каждый класс работает
по своему годовому учебному и недельному
расписанию; основной единицей занятий
является урок, который посвящается
обычно одному предмету; работой учащихся
на уроке руководит учитель.

Урок – единица,
основная форма образовательного
процесса, четко ограниченная временными
рамками, возрастным составом участников,
планом и учебной программой. В уроке
как дидактической конструкции представлены
все компоненты учебного процесса: цель,
задачи, содержание, методы и средства.
В современной дидактике существуют
различные подходы к классификации
уроков в зависимости от того, какие
признаки берутся за основу.

Наиболее
употребительной является классификация
уроков по дидактическим целям (см. схему
13, с. 83).


ТИПОЛОГИЯ И СТРУКТУРА УРОКОВ УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Структура урока –
это его внутреннее строение,
последовательность отдельных этапов,
отражающих цель, дидактические задачи
и особенности их практической реализации.
Классическая (традиционная) структура
урока опирается на формальные ступени
обучения: подготовка к усвоению новых
знаний; усвоение новых знаний и умений;
их закрепление и систематизация;
применение на практике. Соответствующий
этой структуре урок называется
комбинированным. Он состоит из следующих
этапов:

· организационный
этап (определение готовности учащихся
к работе на уроке);

· постановка
цели и задач урока, осознание и принятие
их учащимися;

· проверка
выполнения домашнего задания (определение
уровня усвоения материала по предыдущей
теме и готовности к восприятию нового
материала);

· подготовка
к активной учебно-познавательной
деятельности;

· объяснение
учителем и усвоение учащимися новых
знаний (основная задача этого этапа –
формирование у школьников представлений
об изучаемых явлениях, фактах, понятиях,
их сущности и взаимосвязях);

· первичная
проверка понимания учащимися нового
материала;

· закрепление
знаний (организация деятельности
учащихся по применению новых знаний,
выработка соответствующих умений и
навыков);

· обобщение и
систематизация знаний;

· контроль и
самоконтроль знаний;

· информация
о домашнем задании (сообщение задания
на дом, разъяснение его основных идей
и способов выполнения);

· подведение
итогов урока (организация рефлексивной
деятельности учащихся: чему научились
на уроке, что узнали нового и т.п.).

Тип комбинированного
урока один из самых распространенных
в педагогической практике. Последовательность
элементов в его структуре не является
жестко закрепленной. Урок этого типа
позволяет одновременно решать несколько
учебно-воспитательных задач. Проведение
комбинированного урока требует от
учителя правильной регламентации
времени на отдельные этапы. Например,
затягивание этапа повторения пройденного
или проверки домашнего задания приводит
к сокращению времени на изучение нового
материала, развитие познавательных
процессов и т.п. Эти недостатки могут
отчасти компенсироваться проведением
других типов уроков, а также нестандартных
уроков.

Требования к
уроку в дидактике подразделяют на
дидактические, воспитательные и
развивающие, организационные и
гигиенические
(см. таблицу 10, с. 86).

Таблица
10. Требования к современному уроку

Соседние файлы в предмете Педагогика

Урок
– форма организации обучения с группой
учащихся; законченный в смысловом,
временном и организационном отношении
отрезок (этап, звено, элемент) учебного
процесса.

Основными
характеристиками урока являются понятия
«тип урока», «структура урока». «вид
урока».

Классификация
уроков по типам называется типологией
урока. Следует
отметить, что в современной дидактике
нет единства в подходах к типологии
урока, поскольку за основу классификаций
берутся различные параметры деления
уроков на типы: методика проведения,
структура, характер деятельности учителя
или деятельности учащихся.

Наибольшую
поддержку среди теоретиков и практиков
получила классификация, согласно которой
тип урока
– это его характеристика, определяющаяся
дидактической целью и местом урока в
общей системе уроков по определенной
теме.

В соответствии с
этим выделяют следующие типы урока:

Следующей
базовой характеристикой урока является
структура,
под которой понимают как внутреннее
строение, последовательность отдельных
его этапов.

Рассмотрим структуру
основных типов урока.

1.
Урок изучения
новых знаний:

2.
Урок
формирования новых навыков и умений

3.
Урок
практического применения знаний, навыков
и умений:

4.
Урок обобщения
и систематизации изученного:

5. Урок контроля
и коррекции знаний, навыков и умений:

Вид
урока – это
характеристика, отражающая методику
проведения урока.

В
современной дидактике принято выделять
традиционные и нетрадиционные виды
урока.

Традиционный
вид урока
(традиционный четырехкомпонентный
урок), характеризуется наличием различных
комбинаций его основных четырех
компонентов:

В
современной педагогической практике
применяется множество нетрадиционных
видов урока,
среди которых можно назвать путешествие,
концерт, суд, диспут, брифинг,
пресс-конференцию, заочную экскурсию,
КВН, конкурс «Что? Где? Когда?» и др. Все
это многообразие видов, по существу,
выступает модификациями урока-игры,
подготовка и проведение которого
предполагает три взаимосвязанных этапа.

1.
Подготовительный этап включает в себя:

2.
Этап разработки игры содержит следующие
элементы:

3.
Этап реализации игры в учебном процессе
представляет собой педагогические
действия преподавателя по следующим
параметрам:

Проведение
урока-игры позволяет решить целый спектр
задач:

Все
это позволяет рассматривать урок-игру
как действенный фактор совершенствования
образовательного процесса.

Мельникова Мария Николаевна — педагог-психолог, учитель истории и обществознания, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 25 им. И.А. Копылова, п. Фряново, городской округ Щелково, Московская область

Аннотация: в статье анализируются понятие урока, его признаки и виды: традиционный и современный, для чего предназначен урок, его задачи и цели: обучение, развитие и воспитание, какова эффективность урока, подготовка к уроку педагога, а также подготовка к уроку обучающегося: самостоятельная подготовка обучающегося и изучение дополнительной литературы, а также самоконтроль и коррекция своих действий при изучении предмета, требования к современному уроку, а также рассматривается формирование личности в коллективе, взаимодействие педагога и обучающегося, а также атмосфера в коллективе, психологический комфорт.

Ключевые слова: урок, современный урок, личность, педагогика, проблемы урока, здоровье, психология.

LESSON IS THE MAIN FORM OF ORGANIZING EDUCATION IN A MODERN SCHOOL. R EQUIREMENTS FOR A MODERN LESSON

Melnikova Maria Nikolaevna – Teacher-Psychologist, Teacher of history and social studies, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL № 25 NAMED AFTER I. A. K OPYLOV, FRYANOVO VILLAGE, SHCHELKOVO URBAN DISTRICT, MOSCOW REGION

Abstract: the article analyzes the concept of a lesson, its signs and types: traditional and modern, for which the lesson is intended, its tasks and goals: training, development and education, what is the effectiveness of the lesson, preparation for the lesson of the teacher, as well as preparation for the lesson of the student: self-preparation of the student and the study of additional literature, as well as self-control and correction of their actions in the study of the subject, the requirements for a modern lesson, as well as the formation of a personality in a team, the interaction of a teacher and a student, as well as the atmosphere in the team, psychological comfort.

Keywords: lesson, modern lesson, personality, pedagogy, lesson problems, health, psychology.

УДК 372. 1.

Исторически, учёные теоретики и практики искали различные возможности эффективного, обучения и усвоение материала подрастающим поколением. Для того чтобы обучить детей, были придуманы школы, начавшие своё развитие ещё при Петре I, который и организовал уроки с педагогами.

Уроком принято называть время для занятий и обучения. Слово «урок» – означает «давать задание, выполнять работу».

М. Н. Скаткин в своём труде «Дидактика средней школы» даёт следующее определение: урок – это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развёртывания деятельности учителя и учащихся. Согласно концепции, М. И. Махмутова: урок – это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы, средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения1.

1 Шегаева А. В. Урок как основная форма организации обучения в современной школе. Научный журнал «Молодой учёный». ( Элект. ресурс): http://www.rn u ^ш^г h ve/66/11096/

Можно выделить основные признаки урока: имеет строго обозначенные рамки учебного времени в России, как правило, длительность урока 40-45 минут, между которыми имеется свободное время – перемена по 5-15 минут, иногда больше, например, на обед); на уроке присутствует постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности к учебной работе; один урок отводится на изучение только одного предмета; урок имеет дидактическую структуру; урок строится, исходя из целей и задач обучения и развития, закономерностей и принципов учебного процесса и направлен на обучение, развитие и воспитание; организатором и руководителем урока является учитель (педагог).

Урок включает три цели: обучение, развитие и воспитание. Однако главная функция урока должна состоять в развитии индивидуальности и формировании личности, отдельных их качеств в единстве.

Принято выделять традиционный урок и современный урок. Традиционный урок – это урок, основная цель которого состоит только в прочном усвоении знаний, формировании умений и навыков, где активную роль играет учитель. На традиционном уроке не происходит познавательной активности и самостоятельной работы учащихся. Современный урок появился на базе традиционного урока, в результате его совершенствования.

Современный урок способствует более широкому развитию познавательных способностей учащихся, приобретает творческий характер, к самостоятельной работе предъявляются всё более новые требования. Особенностью современного урока помимо знаний и умений, полученных на уроке от учителя, является то, что учащийся должен изучить дополнительную литературу, а изучение нового материала сопровождается коллективным обсуждением, переходящим к индивидуальному самостоятельному выполнению задания. Современный урок -это организованное педагогом духовное общение группы, где содержание – это научное знание, а конечный итог – это интеллект ученика.

Урок будет эффективным, в том случае, когда коллектив класса выступает как единое целое, а каждый ученик в отдельности участвует в ней как член коллектива, выполняя порученную ему часть общей работы. Эффективность современного урока достигается при условии решения всего круга поставленных задач, концентрации внимания и мышления школьников на главных, ведущих идеях и понятиях изучаемой темы, организации поисковой деятельности, оказывающей положительное влияние на появление и развитие познавательных интересов учащихся.

Вопрос о типологии уроков является одним из трудных. В педагогической литературе множество классификаций уроков, но единой до сих пор нет. В одной из классификаций выделили нестандартные типы уроков: уроки-лекции; уроки-семинары; уроки-зачёты; уроки-конференции; уроки-игры, и также стандартные: урок получения новых знаний, комбинированные (смешанные) уроки, уроки обобщения, систематизации и контроля и т.д.

Согласно Федеральному Государственному стандарту второго поколения новые знания учащиеся должны получать ежедневно на каждом занятии, операции самоконтроля и коррекции -необходимая составляющая целостности современного учебно-воспитательного процесса.

Урок играет ведущую роль в развитии и формировании личности. Поэтому его разработка и проведение представляет значительную сложность. Урок должен вызывать интерес, это позволит лучше его понять и поспособствовать более легкому и быстрому усвоению знаний. Успех правильного планирования урока зависит от того, насколько четко учитель представляет себе, что должны учащиеся усвоить, уметь, знать и т.д.

В подготовке учителя к уроку различают два этапа: предварительный и непосредственный. Предварительная подготовка к уроку состоит в изучении учителем специальной, педагогической и методической литературы, в ознакомлении с содержанием и требованиями учебной программы и объяснительной запиской к ней, с учебниками и учебными пособиями. Непосредственная подготовка учителя к уроку заключается в конкретизации тематического планирования применительно к каждому уроку, продумывании и составлении планов отдельных уроков, отборе и проверке необходимых пособий и оборудования1.

Подготовка учащихся к предстоящим урокам в идеале предполагает: ознакомление их с планом работы на предстоящих уроках; выполнение подготовительных домашних заданий; предварительное знакомство с отдельными разделами или темами учебника; чтение дополнительной литературы; проведение наблюдений и несложных опытов, которые могут

1 Бабанский Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение. 1983 г. ( Элек. ресурс): http://www.detskiysad .ru/ped/ped 175 .html.

способствовать изучению нового материала. Однако на деле подготовка обучающихся заметно отличается.

Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются1:

– Использование новейших достижений науки, педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

– Реализация на уроке всех дидактических принципов и правил.

– Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

– Связь с ранее изученными знаниями и умениями.

– Мотивация и активизация развития всех сфер личности. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.

– Эффективное использование педагогических средств.

– Формирование необходимых знаний, умений, навыков, умения учиться, потребности постоянно пополнять знания.

С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных, психологических и развивающих требованиях.

Поэтому, главная задача учителя – организация и проведение урока. Но кроме этого, в классе должна быть атмосфера, располагающая к восприятию новых знаний. А этому способствует дружественная обстановка в классе. Эффективность проведенного урока в современных условиях напрямую зависит от единства коллектива, умения ладить между собой и коллективно выполнять поставленные во время урока задачи. В современных условиях необходимо учитывать и применять на практике новые технологии, мотивировать учеников, следить за тем, чтобы в процессе обучения ученики не повредили своё здоровье не достаточным освещением и др.

В настоящее время перед педагогом стоит большая проблема поиска наиболее адекватных и эффективных форм педагогического проектирования уроков. Сегодня это как никогда актуально в силу развития теории педагогического проектирования и педагогических технологий.

Список литературы / References

1. Шегаева А. В. Урок как основная форма организации обучения в современной школе.

http://www.rn u h.ru/ar h ve/66/11096/ (дата обращения: 21.09.2020).

доступа: http://www.det k y ad.ru/ped/ped175.htm / (дата обращения: 21.09.2020).

пресс. 2004. С. 229.

Литература

  • Бондаренко С. Н.
    Урок – творчество учителя. – М.,1974
  • Львова Ю. Л.
    Творческая лаборатория учителя. – М.,
    1980
  • Онищук В. А. Урок
    в современной школе. – М., 1981
  • Яковлев Н. М.
    Методика и техника урока в школе. – М.,
    1987

1.
Формы
организации обучения, их развитие в
дидактике

Форма
– (лат).
наружный вид, внешние очертания. Форма
обучения –
внешняя сторона организации учебного
процесса, которая связана с количеством
обучаемых, временем и местом обучения,
порядком его осуществления. По количеству
учащихся различают индивидуальные,
коллективные и групповые формы обучения.

(Античность,
средневековье, в некоторых странах до
XVIII
в.)


содержание
образования и темп обучения полностью
индивидуализируются с учетом природных
задатков и психологических особенностей
ученика;


учебные задания
выполняются учеником с непосредственной
или косвенной помощью педагога, что
обусловливает высокую результативность
процесса обучения;


возможность
осуществления педагогом систематического
контроля за работой учащегося


отсутствует
возможность приобрести навыки работы
в коллективе, сравнить результаты своей
работы с результатами работы других;

(Я. А.
Коменский обосновывает классно-урочную
систему обучения- XVII
в.)


осуществляется
обучение учащихся приблизительного
одного возраста и одинакового уровня
подготовки;


каждый поток
учащихся работает в соответствии со
своим учебным планом;


учебной работой
учащихся руководит педагог, работая со
всем коллективом над одним и тем же
материалом;


система
является более экономичной, так как
педагог работает сразу с большой группой
обучаемых;


занятия проводятся
в определенном месте строго по расписанию,
для отдыха отводится определенный
период времени (выходные дни, каникулы);

– для
учащихся есть возможность сравнивать
результаты своей работы;


формируются навыки
работы в коллективе, общения с коллегами


однородность
содержания образования и одинаковый
объем материала;


отсутствие условий
для развития одаренных и слабоуспевающих
учеников;


ориентации в
процессе обучения на среднего ученика

Осуществляется
во основном в виде лабораторных занятий.
Небольшие группы учащихся (10-15 чел.)
работают самостоятельно над решением
теоретических и практических задач под
руководством педагога. Состав группы
бывает постоянным и реже сменным.
Преподаватель осуществляет необходимые
индивидуальные рекомендации. Работа
каждого ученика анализируется и
оценивается индивидуально, при анализе
выполненного задания привлекается
внимание всей группы.

3. Интересы и
склонности

Успех урока зависит
от множества факторов: а) от уровня
знаний учителя, его профессиональной
подготовки, общего уровня культуры; б)
от способностей учеников, их степени
интереса к предмету, от их мотивированности
к предмету и процессу обучения в целом;
в) от эмоционального фона в классе во
время урока; г) от психологического
климата в классе ( учитель должен следить
за реакцией учеников, их настроением и
т.д.); д) от педагогического такта учителя,
его эмпатического понимания; е) от
целостности и логической взаимосвязи
уроков; ж) от творческого самочувствия
учителя, его настроенности на работу;
з) от целенаправленности и целостности
(концептуальности) урока.

Яковлев в книге
«Методика и техника урока в школе»
пишет: «Ваш урок – это непосредственное
продолжение и развитие тех идей, которые
были усвоены учащимися раньше и в то же
время это ступенька к будущим знаниям».

Готовясь к уроку,
учитель должен давать себе отчет в том,
к осознанию каких идей он подводит
учащихся, чего он хочет добиться в
развитии своих учеников, их внимания,
наблюдательности, памяти, мышления и
т.д.

Считается, что
все уроки должны иметь единую структуру
и определяется это уровнями преподавания
или уровнями учения. Структура урока
определяется целями, содержанием,
дидактическими задачами, возрастом
учащихся, а также методами и средствами
обучения. Это объясняется тем, что
современный урок – элемент системы,
тесно связанный как с предыдущими, так
и с последующими занятиями.

Перечисленные типы уроков в «чистом»
виде в школьной практике встречаются
редко. Как правило, в ходе отдельных
уроков осуществляются сразу все функции,
причем доминирует одна, например,
объяснение нового материала. Остальные
функции носят вспомогательный характер,
например, проверка знаний выступает в
качестве условия подготовки к проработке
с учащимися новой темы.

В дидактике существует различные подходы
к классификации уроков.

В зависимости от того, какие признаки
считаются основополагающими, предлагаются
разные варианты типологии уроков.

В целом типы уроков определяются его
дидактической функцией: объяснение,
закрепление, проверка, оценка знаний и
т.д. В зависимости от способов проведения
уроков различают уроки-беседы,
уроки-лекции, уроки- практические
занятия, киноуроки и т.д.

По характеру познавательной деятельности
учащиеся различают: уроки первичного
восприятия фактов, уроки образования
понятий и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *