Технологии проведения учебного занятия
Учебное занятие – основной элемент образовательных отношений в дополнительном образовании, но на современном этапе существенно меняется их форма организации. Главное не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний. Превратить учебное занятие в технологичное педагогу помогает:
· четкое, поэтапное объяснение на высоком уровне учебного материала или обучение практических действий;
· установка не на запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний.
· реализация индивидуального подхода на каждом учебном занятии (выяснение целей и возможностей, творческого потенциала каждого ребенка на основе знания способностей, потребностей и склонностей).
Технология проведения учебного занятия, построенного в соответствии с теорией общего развития (Л. В. Занков) включает:
· ознакомление детей с планом занятия и объяснение нового материала;
· выделение основных терминов и правил, оформление конспекта занятия;
· выполнение практических и творческих заданий с помощью алгоритмов и образцов;
· выполнение творческих заданий для развития интереса к определенному виду деятельности.
Технология проведения учебного занятия в системе дифференцированного обучения (И. Унт) предполагает несколько этапов:
Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается в детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.
Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодится и почему без этого нельзя (иными словами, «завести мотор»). На этом этапе вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие.
Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый добывает знания сам.
Итоговый этап – оценка лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.
Технология проведения учебного занятия в соответствии с теорией проблемного обучения (М. И. Махмутов, И. Я. Лернер):
· ознакомление обучающихся с планом занятия и постановка проблемы;
· дробление проблемы на отдельные задачи;
· выбор алгоритмов решения задач и изучение основного учебного материала;
· анализ полученных результатов, формулировка выводов.
Групповая технология складывается из следующих элементов:
· постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;
· планирование работы в группах;
· обсуждение результатов;
· сообщение о результатах;
· подведение итогов, общий вывод о достижениях.
Технология построения учебного занятия в соответствии с теорией педагогики сотрудничества:
· ознакомление обучающихся с будущими результатами занятия и объяснение практического значения учебного материала;
· составление крупных блоков основного содержания учебного материала;
· дифференциация учебного материала для свободного выбора обучающимися заданий (при сохранении обязательного минимума), исключение принуждения в обучении и воспитании, свободный выбор уровня сложности;
· повторение приемов и алгоритмов выполнения творческих заданий;
· выполнение практических и творческих заданий с применением игровых и групповых форм работы, с использованием активных методов обучения;
· самоанализ и самооценка детьми результатов своей деятельности на занятии;
· выполнение заданий по культуре поведения, по воспитанию нравственности и т.п.
Технологическая цепочка группового творческого воспитательного дела (И. П. Волков, И. П. Иванов):
· Психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др.).
· Коллективное планирование. Можно построить в форме «мозгового штурма» в виде ответов на вопросы (Коллектив делится на микрогруппы, которые обсуждают ответы на вопросы: для кого? Где и когда? Как организовать? Кто участвует? Кто руководит? Затем заслушиваются варианты ответов каждой группы и осуществляется совместный выбор лучшего варианта).
· Коллективная подготовка дела. Выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана.
· Собственно деятельность (высокий культурный уровень). Осуществление разработанного плана.
· Завершение, подведение итогов (сбор, огонек, круглый стол). Ответы на вопросы: что удалось, почему? Что не получилось? Как улучшить?
· Результаты коллективного дела.
Технология проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов:
· Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации).
· Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).
· Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).
МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ, ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Учебное занятие в системе учреждения дополнительного образования детей – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение и воспитание детей (развитие способностей, воспитание морально-этических качеств, передача знаний, умений).
Учебное занятие – не самоцель. Это инструмент воспитания и развития личности, и этим инструментом педагогу дополнительного образования необходимо владеть.
Подготовка занятия непосредственно перед его началом включает:
• приход педагога на занятие не позже чем за 10 минут до его начала;
• проветривание учебного кабинета;
• подготовка методических и дидактических материалов к занятию;
• проверка и подготовка материалов и инструментов, необходимых для проведения занятия.
При подготовке занятия в творческом объединении педагогу необходимо:
1. Определить направление деятельности на занятии, то есть поставить цель.
Целевые установки занятия должны быть направлены на определенные конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. Цель должна быть конкретна и достижима за одно занятие.
2. Определить задачи проведения занятия. Задач должно быть не больше 3-х, и они должны раскрывать цель, конкретизировать её, определять содержание основных этапов занятия. На первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия.
4. Определить и выбрать тип и структуру занятия с учетом психофизиологических и возрастных особенностей воспитанников, учащихся, слушателей.
5. Составить план проведения занятия. Определить основные занятия, их последовательность. Время, выделяемое на каждый из этапов, организующие работу педагога и детей, продумать обучения и воспитания.
6. Продумать специфику занятия, логику построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определить объем образовательного компонента учебного материала.
7. Необходимо продумать дидактические средства и приёмы объединения, которые будут использованы на занятии.
этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на этапе – анализируются все выполненные работы и отмечаются даже самые небольшие достижения детей. Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.
К занятию подготавливается раздаточный материал, аудио, видеоматериал и др. Необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала.
Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, определяется объем и форма самостоятельной работы с детьми. Разрабатывается краткий конспект предстоящего занятия.
Педагогу необходимо помнить, что ему необходимо выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей с учетом года и уровня обучения, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих технологий.
Наиболее устоявшимся и традиционным является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема. Учебное занятие остается основной формой организации учебной работы, взаимодействия педагога и воспитанников. Меняются форма, структура, технология занятия, но оно и сейчас играет роль центра, вокруг которого «вращаются» все другие формы учебно – воспитательной работы в дополнительном образовании
Подготовка занятия в учебном кабинете
Предварительная подготовка педагога к занятию включает:
3) продумывание и отбор содержания теоретической части занятия;
4) продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей;
5) подбор методических материалов по теме занятия;
6) выполнение практической работы;
7) составление плана занятия (при необходимости).
Подготовка и проведение итогового занятия
Итоговые занятия могут проводиться:
• по окончании учебного года;
• по окончании полугодия;
Содержание итогового занятия обязательно должно включать проверку теоретических знаний детей и их практической подготовки.
Подготовка педагогом детей к итоговому занятию
а) обсуждение с детьми значения итоговых занятий в целостном учебном процессе;
б) уведомление детей о дате, времени и форме проведения итогового занятия (не менее чем за неделю до его проведения);
в) обсуждение с учащимися формы и критериев оценки результатов занятия;
г) сообщение детям вопросов, тем, которые необходимо повторить к итоговому занятию.
Кроме того, можно предложить детям принести свои работы, выполненные за отчетный период.
Подготовка педагога к итоговому занятию заключается в составлении теоретических вопросов, продумывании и отработке практических заданий, подготовке методических материалов.
На самом итоговом занятии нужно создать спокойную рабочую атмосферу, настроить детей на результативное выполнение контрольных заданий.
В конце занятия следует подвести итоги: обсудить результаты, выставить оценки (в соответствии с ранее обсужденной формой и критериями).
Одной из форм подведения итогов может стать самоконтроль результатов (в соответствии с имеющимися критериями) или взаимный контроль учащихся, а также коллективное обсуждение и оценка результатов выполнения контрольных заданий.
1. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: учебное пособие. М.:Владос, 2002.-65
2. Журнал «Завуч». – 2000. – № 8. – 51 с.
4. Информационно – методический журнал «Внешкольник»-М. – 2002. – № 5 – 64 с.
5. Колесникова Н. В. Учим созидать: Развитие творческих способностей детей в кружковой деятельности.// Народное образование. 2002, № 4, С 12-14.
6. Ромадина, Л. П. Справочник завуча. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 587 с.
7. Сысоев В. Кружковая работа как средство развития интересов и способностей детей. //Воспитание школьников. 1981, с 30-32.
8. Тучкова, Т. У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя. – М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2003.
Подготовила Пушина Н. А.
ТРЕБОВАНИЕ К АНАЛИЗУ ЗАНЯТИЯ
Грамотный анализ занятия является условием совершенствования учебной деятельности детского объединения внешкольного образования и профессиональной деятельности педагога.
Анализ учебного занятия должен опираться на
• единства требований;
• доступности и оптимальности;
• объективности и доброжелательности;
Можно выделить следующие основные аспекты, от которых зависят успех проведения занятия детского объединения и оценка профессионализма педагога:
1) организация занятия;
2) дидактическая деятельность педагога;
3) воспитывающая деятельность педагога;
5) характеристика учебной группы (разные грани
проявления детей в деятельности).
в совокупности определяют:
• состояние документации (журнал, конспект) педагога;
• соответствие темы занятия образовательной программе и плану работы детского объединения на учебный год;
• соответствие организации занятия санитарно – гигиеническим требованиям;
• учет уровня работоспособности детей;
• выполнение правил техники безопасности и охраны
• рациональность использования времени на занятии;
• оптимальность оборудования и оснащения кабинета и
• организация ведения документации учащихся.
• опора на основные принципы дидактики;
• оптимальность используемых методов обучения, их соответствие логике занятия, возрасту и развитию детей;
• эффективность контроля педагога за учебной деятельностью учащихся;
• объективность оценок их деятельности;
• степень технической оснащенности занятия;
• уровень методического обеспечения занятия;
• оптимальность использования технических средств и методических материалов;
• умелое использование смены видов деятельности;
• обеспечение обратной связи;
• достижение поставленной дидактической цели занятия.
педагога на занятии определяют:
• воспитывающая направленность содержания занятия, наличие в нем идейной составляющей;
• опора на основные принципы воспитания;
• решение задач нравственного воспитания;
• эффективность формирования у детей трудолюбия и трудовых навыков;
• использование педагогом возможностей занятия в профессиональной ориентации
•формирование у детей интеллектуальной культуры, потребности в знаниях, познавательной активности;
• реализация задач физического и гигиенического воспитания учащихся;
• обеспечение связи занятия с жизнью страны и самих учащихся;
• степень эстетического воздействия содержания и организации занятия на учащихся.
Профессионально-личностную характеристику («портрет») педагога
• знание им учебного предмета, свободное владение учебным материалом;
• его речь;
• педагогическая культура и такт;
• внешний вид педагога на занятии;
• позиция педагога по отношению к учащимся;
• стиль педагогического руководства;
• степень воздействия личности педагога на учащихся.
Характеристику группы (разные грани проявления детей в деятельности)
• степень их активности и работоспособности на занятии;
• заинтересованность темой и содержанием занятия;
• сформированность у детей навыков самостоятельной работы;
• выполнение учащимися поставленных учебных задач занятия;
• коммуникативная активность детей;
• интеллектуальное развитие учащихся;
• сформированность навыков работы с оборудованием и инструментами, учебно-методическими пособиями;
• организованность и дисциплинированность учащихся на занятии;
• стиль отношения детей к педагогу и друг к другу;
• внешний вид детей.
По данной схеме может осуществляться анализ учебного занятия детского объединения. Она может быть использована также в качестве плана беседы с педагогом или проведения им самоанализа.
1. Обобщающий урок-сказка по в 8 классе по теме: «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений: оксиды, основания, кислоты, соли» (Учебник Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана по неорганической химии за 8 класс).
Методика подготовки учащихся:
В ходе изучения данной темы в конце каждого занятия делается вывод об основных свойствах данного класса веществ. Учащимся объясняются цели данного урока. По желанию учащиеся выбирают то, что они будут подготавливать. Ученикам, которые не поняли данную тему или не успевают по данному предмету, учитель может помочь, составив цепочку реакций, на основе которой ребята подготовят урок.
Первая группа учеников рассказывает в сказке, как образовался выбранный ими оксид, с чем он взаимодействовал, и что получилось. Параллельно показывается презентация, в которой отражены данные реакции.
Один из учеников показывает реакции (это могут быть качественные реакции, реакции получения какого либо оксида или реакции взаимодействия оксидов с другими веществами)
По такой же схеме рассказывают вторая, третья и четвертая группа об основаниях, кислотах и солях соответственно.
В конце занятия один из учащихся делает вывод о каждом классе неорганических соединений.
Учитель не мешает детям проводить занятие, и вмешивается, если есть какие-то неточности или если учащиеся не смогли правильно расставить акценты в своем выступлении. В конце занятия учитель должен похвалить учащихся, которые проявили инициативу, отметить яркие, креативные, оригинальные презентации и сказки, так же следует отметить недостатки, неточности в выступлениях.
2. Пример урока русского языка.
Объяснение нового материала нужно планировать так, чтобы в него входило как можно больше самостоятельных заданий и дети, наблюдая, сами делали сопоставления, чтобы они подводились к самостоятельным выводам, сознательно усваивали формулировки изучаемых правил и определений. С этой целью изучение нового материала можно практиковать на материале самостоятельной работы учащихся (как метода обучения), которую они выполняли дома или в классе. Например, приступая к изучению сложных слов, учитель даст самостоятельную работу такого характера: списать с доски следующие слова, выделив в них корни (ниже приводим вид записи в тетради ученика).
Выполнив такое задание, дети сами смогут установить способы образования сложных слов, а следовательно, и их правописание. Окончательному выводу правила предшествует организованная учителем беседа, в процессе которой выясняются следующие вопросы:
1. Чем отличаются слова первого столбика от слов второго? (Способом образования.)
2. Как образованы сложные слова в обоих случаях? (При помощи соединительных гласных – в первом случае, без соединительных гласных – во втором.)
Далее учащимся предлагается сделать вывод и подтвердить его примерами.
3. Пример урока физики.
Имитационная модель игры. На предприятие (завод, строительная организация, проектный институт) прибывает экспертная комиссия фирмы. Её задача: оценить качество продукции. Учитель в качестве руководителя предприятия предлагает всем учащимся класса стать членами экспертной группы.
С докладами на комиссии выступают работники предприятия, назначенные руководителем. Участники экспертной группы по каждому докладу составляют акт приёма на бланке по специальной форме, где указываются достоинства доклада, ошибки. Дополнения, выводы. Указываются фамилии отвечающего и эксперта.
Подготовка к игре. Специальной подготовки к игре не проводится. Для учащихся такая игра – обычный отчёт о выполнении домашнего задания. Учитель более тщательно, чем обычно, подбирает вопросы и с помощью учащихся класса готовит бланки актов приёмки. Общее число бланков равно числу учащихся класса, умноженному на число ответов.
Игра, как и всякий опрос, должна занимать не более 20-25 мин урока. Для докладов планируют два-три вопроса. Акты заполняют во время ответа товарища, причём ошибки не только фиксируют, но и исправляют. В конце каждого доклада учащимся предоставляют время для его общей оценки и вывода.
План оценки ответа может быть следующим:
1. Оценка правильности ответа.
2. Характеристика глубины ответа (достаточны ли обоснования, доказательства и примеры).
3. Характеристика полноты ответа.
4. Оценка логичности построения ответа. В этом случае акт экспертизы будет содержать не только исправление ошибок и дополнения, но и оценку достоинств ответа, что должно быть характерно для любого акта. Все акты оцениваются руководителями предприятий – учителями.
Имитационная модель игры. В НИИ, занимающемся изучением данной темы, есть следующие вакансии: заведующий лабораторией, старший научный сотрудник, лаборант. На конкурсной основе происходит отбор специалистов. Оценивают участников конкурса группы экспертов: теоретики экспериментаторы, практики.
На должность принимаются претенденты, которые сумели правильно и чётко ответить на поставленные перед ними вопросы.
Подготовка к игре. Учитель выбирает общую тему для игры и определяет задания для тестов трёх категорий сложности (три вакантные должности).
Готовятся приборы и материалы для постановки опытов. Карточка-тест включает в себя три вопроса: теоретический, экспериментальный (подразумевает постановку опыта и его объяснение), задачу.
Учащиеся тоже готовятся и оформляют класс для игры (рисуют плакат с названиями лаборатории и вакантных должностей, таблички на стол экспертов).
Прежде всего, выявляются претенденты на вакантные должности (не более двух-трёх человек на должность). Претендентам выдаются карточки-тесты, и они занимают заранее приготовленные для них места и приступают к работе. Затем класс делится на три группы экспертов.
Экспертам выдаются карточки подобные карточкам-тестам претендентов, но только с вопросами, соответствующими их специальности. Группы экспертов могу разделиться на подгруппы. Разные подгруппы будут работать с карточками разной сложности (3-5 мин). Всем учащимся: претендентам и экспертам – отводится время для составления ответов на вопросы теста (15 мин).
Заслушивание ответов – самая ответственная часть урока. Эксперты, выслушав ответы претендентов, дают рецензии, отмечая правильность ответа, его полноту, чёткость, и предлагают свой ответ на этот же вопрос. После совещания они высказывают своё мнение о претендентах
.
Далее следует подведение итогов конкурса. Прошедшие по конкурсу занимают свои рабочие места за столами с табличками «Лаборант», «Старший научный сотрудник», «Заведующий лабораторией». Им выдаются удостоверения (5 мин).
Ниже рассматривается ход игры «Вакансия» по теме «Количество теплоты»
Карточка-тест претенденту на должность лаборанта:
1. Теоретический вопрос (задача). При сгорании пороха массой 3 кг выделилось 11 400 кДж энергии. Вычислите удельную теплоту сгорания топлива.
2. Практический вопрос. Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?
3. Эксперимент. Возьмите учебные весы, установите их на лапке штатива и уравновесьте. Поднесите снизу под чашку весов горящую спичку на расстоянии 10-12 см. почему они выходят из равновесия?
Карточка-тест претенденту на должность старшего научного сотрудника:
1. теоретический вопрос. В алюминиевой кастрюле, масса которой 800 г, нагревается вода объёмом 5 л от 10° С до кипения. Какое количество теплоты пойдёт на нагревание кастрюли и воды?
2. Практический вопрос. В промышленных холодильниках воздух охлаждается с помощью труб, по которым течёт охлажденная жидкость. Где надо располагать эти трубы: вверху или внизу помещения?
3. Эксперимент. Положите на полоску бумаги металлический цилиндр и внесите в пламя. Почему бумага не горит?
Карточка-тест претенденту на должность заведующего лабораторией:
1. Теоретический вопрос. Как изменится температура свинцового шара массой 2кг, если он упадёт с высоты 26 м на стальную плиту? (Считайте, что вся кинетическая энергия превращается в его внутреннюю энергию).
2. Практический вопрос. Возможны ли конвекционные потоки в искусственном спутнике Земли (в состоянии невесомости)?
4. Эксперимент. Зажгите свечу, накройте её цилиндрической трубкой. Пламя уменьшится и может погаснуть. Почему? Если трубку приподнять, то свеча горит ярче. Почему?
4. Пример урока математики.
Приведем пример использования элементов игры при организации контроля. Миненкова М. и Широкова О. несколько лет подряд проводили комбинированные зачеты по теме «Решение уравнений и координатная плоскость», для которых разработали карточки с индивидуальными заданиями. Например, в каждой карточке для 6-ого класса содержится несколько уравнений и пара чисел, одно из которых – буква. Ученики решают уравнение, находят соответствующую координату и строят соответствующие точки. Последовательно решая ряд уравнений, выстраивая точки и соединяя их, они получают рисунок.
Приведем пример одной из карточек для 6-ого класса.
Решите уравнения, и построить по точкам соответствующий рисунок.
1. 6х+10=4х+12. (х;3)
2. 7х+25=10х+6. (х;6)
3. 3у+16=8у-9. (5;у)
4. 0,4(6у-7)=0,5(3у+7). (5;у)
5. 4(3-х)=7(2х-5). (х;8)
6. 9,6-(2,6+х)=4. (х;8)
7. 1,7-0,6а=0,3-0,4а. (-6;а)
8. 17-4х=5-6х. (х;5)
9. 2,8-3,2х=-4,8-5,1х. (х;6)
10. 0,2(5х-2)=0,3(2х-1)-0,9. (х;3)
11. 5м+27=4м+21. (м;-4)
12. 4(1-0,5а)=-2(3+2а). (а;-7)
13. 3у-17=8у+18. (4;у)
14. 1-5(1,5+х)=6-7,5х. (х;-4)
15. 2у-1,5(у-1)=3. (1;у)
Очень важен творческий подход учителя к организации урока, в частности к организации начала урока. « Как правило, удачно выбранный вид деятельности учащихся вначале урока настраивает их на плодотворную работу на протяжении всех 45 минут». Новое начало урока позволяет избежать однообразия в построении занятия, обеспечивает интерес учащихся.
5. Пример урока иностранного языка.
У урока иностранного языка своя специфика, которую учитель иностранного языка не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы, является отличительной особенностью урока иностранного языка. Иноязычная коммуникация базируется на теории речевой деятельности. Коммуникативное обучение иностранному языку носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством “речевой деятельности”, которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях “социального взаимодействия” общающихся людей. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.
Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок-спектакль, урок-праздник, видео-урок, урок-экскурсия, урок-интервью и другие формы занятий.
Использование Интернета на уроках иностранного языка. Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатлительными услугами. Неудивительно, что и преподаватели иностранного языка по достоинству оценили потенциал глобальной сети Интернет. Но, прежде всего, необходимо помнить о дидактических задачах, особенностях познавательной деятельности учащихся, обусловленными определенными целями образования. Интернет со всеми своими ресурсами — средство реализации этих целей и задач. Поэтому, прежде всего, следует определить, для решения каких дидактических задач в практике обучения иностранного языка могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которая представляет всемирная сеть.
Интернет создает уникальные возможности для изучения иностранного языка, он создает естественную языковую среду.
Готовясь к очередному уроку, учителю важно иметь в виду дидактические свойства и функции каждого из отбираемых средств обучения, четко представляя себе, для решения какой методической задачи то или иное средство обучения может оказаться наиболее эффективным.
Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:
Включение материалов сети в содержание урока позволяет учащимся лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместных исследовательских, научных и творческих проектах, развивать любознательность и мастерство.
Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы.
Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа-носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы.
Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики — представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развитию и мотивированности речевой деятельности обучаемых.
Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала. Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Практика показывает, что видео-уроки являются эффективной формой обучения.
Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля — творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.
Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы. Использование урока-праздника и урока-интервью.
Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации. Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью — это своеобразный диалог. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения.
В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например, “Свободное время”, “Планы на будущее”, “Биография” и т. д.Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией. Однако при работе с такими темами, как “Моя школа” или “Мой город”, равноправный диалог теряет смысл, поскольку партнерам незачем обмениваться информацией. Коммуникация приобретает чисто формальный характер.
В такой ситуации логично прибегнуть к элементам ролевого диалога. При этом один из партнеров продолжает оставаться самим собой, то есть российским школьником, тогда как второй должен сыграть роль его зарубежного сверстника.
Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы.
Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор. К современным технологиям относится и Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.
Целесообразно использование метода ажурной ножовки или пилы, который применяется при большом объеме материала. Например, три текста – три группы.
1 стадия – происходит деление на группы.
2 стадия – эксперты группы А работают над текстом №1, группы В – над текстом №2, группы С – над текстом №3.
Каждая группа подробно работает над текстом, а затем все возвращаются в свою домашнюю группу.
В группах эксперты обмениваются информацией по всем трем текстам. Контроль знаний – проверяется каждый ученик по любому тексту, независимо от того, над каким текстом он работал.
Соотношение традиционных и нетрадиционных форм уроков
Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, газет, презентаций и другого вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока.
Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация школ, оснащение школ проекторами – позволяет придумывать новые нестандартные уроки.
Учитель должен помнить, что не все типы работ на разных этапах обучения знакомы ребятам. Поэтому стоит подробнее говорить о новых видах работы, о целях и задачах, которые ставятся перед учащимися. Приветствовать нестандартные подходы и идеи учащихся.
Правила на каждый день, которые помогут учителю:
Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;
– Ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;
– Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.
– На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её.
– Самое главное – мой эмоциональный настрой. Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей.
– Если после моего урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребенка он не оставил следа.