ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ МЕТОД ПРОЕКТОВ

Технология проектного обучения

«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню

Алина Ганзенко

Эксперт по предмету «Педагогика»

Проектным обучением называют образовательную технологию, центр которой — сам учащийся, а цель — формирование у него самостоятельности, инициативности и креативности. Эти качества развиваются благодаря его собственным действиям в процессе познания интересных и значимых тем. Разбираемся, в чем суть этой технологии и какие у нее отличительные черты.

Цели проектного обучения

Как учить легко

Основная цель проектного обучения — научить детей находить решения без вмешательства взрослого. Учитель лишь мотивирует и направляет ребенка, в случае необходимости подсказывает, где найти нужную информацию.

Кроме основной, у метода проектного обучения есть и другие цели:

Эффективность проектного обучения заключается в том, что учащиеся мотивированы на самостоятельную работу и поиск информации в разных источниках от библиотек до интернета. Они учатся распределять время и работать с полученными данными, организуют работу в группах и приобретают навыки коллективного или индивидуального принятия решений.

Технология проектного обучения

Татьяна Сорова

Цель и принципы технологии проектного обучения

Технология проектного обучения – один из способов организации эффективного образовательного процесса, основанного на личностной ориентации и направленного на формирование у учащихся таких качеств как самостоятельность, инициативность и способности к творчеству.

Даная технология предусматривает поэтапную организацию образовательного проекта.

Основной целью технологии проектного обучения является создание эффективных условий обучения.

Эффективность технологии проектного обучения основана на том, что:

Принципами технологии проектного обучения является то, что:

Структура образовательного процесса, организованного по технологии проектного обучения

Структура образовательного процесса с использованием технологии проектного обучения включает в себя следующие составляющие.

«Технология проектного обучения» 👇

Важное значение, при организации проектного обучения, имеет правильность оценки полученных результатов. Принято выделять следующие критерии оценок:

В том случае, если установлено, что цели в рамках проекта достигнуты в полном объеме, то цели вне рамок так же считаются достигнутыми, а у учащихся отмечается повышение уровня способностей и мотивации на учебную деятельность.

Классификация технологий проектного обучения

Проекты можно разделить и по другим критериям:

Технология проектного обучения не популярна, так как при ней у учеников нет последовательности и структурности в обучении. Однако в последнее время к ней стали возвращаться, конечно же, с изменениями.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 25.04.2023

Суть метода проектного обучения

Технология проектного обучения возникла в 20-е годы XX века в США и была связана с гуманистическим течением в образовании, которое уделяло повышенное внимание личности и индивидуальности человека. Считалось, что обучение должно быть связано с темами, которые интересуют каждого ученика по отдельности или в группе. Ребенок вовлекается в реальные и близкие ему ситуации, проживает их на собственном опыте, находит методы решения задач и так осваивает навыки и компетенции, новые способы взаимодействия в социокультурной среде. Обучение переходит от теории к практике, теоретические знания соединяются с эмпирическими. Важно, чтобы ребенок воспринимал знания как действительно важные и необходимые.

Основные принципы метода проектного обучения — диалогичность, проблемность, интегративность и контекстность.

Требования к проектному методу обучения

Основные требования к использованию метода проектов:

Эффективность организации проекта во многом зависит от его типа. Различают несколько типов проектов, в зависимости от:

Метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.

Вовлеки меня – и я научусь»

Ведущей технологией сегодня является технология проектного обучения.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы 20-го столетия в США и связывался  с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные и новые знания, которые еще предстоит приобрести. Где, каким образом? Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов встроен в структуру системы образования.  Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике – знания должны быть востребованы в собственном социальном опыте.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Главная идея проектного обучения состоит в следующем: научить школьников учиться или, иначе, научить совершать учебную деятельность. С большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно. А это значит, что учащийся должен почувствовать себя на уроке активным участником учебного процесса, а не пассивным исполнителем воли учителя.

Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся:

Суть проектного обучения  состоит в том, что учащиеся в процессе работы над проектом постигают реальные процессы, проживают конкретные ситуации, приобщаются к проникновению в глубь явлений, конструированию  новых процессов, объектов и т.д.

По количеству участников  можно выделить проекты:

, т.е. когда каждый учащийся самостоятельно готовит проект от его начала и до конца: все собранные материалы представляет классу и защищает перед классом свой проект;

т.е. когда класс делится на группы (команды) по подготовке проекта.

Командный способ имеет следующие правила и принципы:

По продолжительности проведения проекты могут быть:

Как правило, краткосрочные проекты проводятся на уроке (двух-трех) по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета. Что касается проектов средней и значительной продолжительности, то такие проекты являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем и тогда они могут представлять собой программу проектов.

Этапы работы над проектом

(Как  правило, работа над проектом проходит в шесть стадий)

Определение темы и целей проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей. Ученики обсуждают проект с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.

Учитель предлагает идеи, высказывает предположения, а учащиеся разрабатывают план действий, формулируют задачи, выдвигают гипотезы, которые будут подтверждены или опровергнуты на следующем этапе работы.

Это стадия сбора информации, решения промежуточных задач. Учитель наблюдает за деятельностью школьников, советует, косвенно руководит ими.

Результаты и выводы.

Учащиеся анализируют собранную информацию, оформляют результаты проведенного исследования и формулируют выводы.

5. Представление результатов.

Формы представления результатов могут быть разными: устный отчет, письменный отчет, представление модели, презентация и т.п. Учитель, как и другие участники обсуждения, задает вопросы.

6. Оценка результата и процесса.

Учащиеся принимают участие в оценке проекта: они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность школьников, качество информационных источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, а также активность учащихся во время дискуссии.

Учим мыслить, а не пересказывать

Проектное обучение способствует развитию интереса у учащихся к данному предмету, повышению мотивации учения вообще, расширяет его кругозор.

Технологию проектного обучения нужно вводить в практику современного обучения. Ведь если цели достигнуты, мы можем рассчитывать на получение качественно-нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащихся и их самостоятельности в познавательной деятельности.

В последнее десятилетие наблюдается снижение положительной мотивации к учению вообще и   к изучению химии, в том числе у значительной части учащихся, хотя общество в настоящее время все больше осознает значимость ее изучения.

Этот парадоксальный факт  может быть  объясним: с одной стороны, ученик средней школы понимает важность получения высшего образования (иначе не преуспеешь в жизни) а с другой стороны, понимает его недоступность (все больше становиться платных ВУЗов). Эти ученики не видят перспективы для себя лично и не заинтересованы в изучении  химии, считая, что она не нужна для его будущей профессии менеджера, продавца  и т.д. У части школьников положительная мотивация недостаточна, а порой отсутствует, т.к. при изучении химии они сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей (особенностей памяти, восприятия, мышления)

Я опробовала данный метод в 9б классе (класс математический, в котором были в основном сильные ребята по всем предметам, слабо успевали по химии только трое учеников).

Надо сразу оговориться, что проектная форма применима только в сильных классах. Ибо, чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны  владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом (выделять главную мысль), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п.; умение работать с разнообразным справочным материалом. К творческим умениям относятся: умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать  свою мысль. Т.о. для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая, осуществляется в целостной системе обучения в школе, причем совсем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая подготовительная работа должна проводиться постоянно, систематически и параллельно  с работой над текстом. Поэтому я и выбрала для данной работы класс, который соответствует этим требованиям.

Прежде чем использовать метод проектов при изучении какого-либо раздела или вопроса программы, нужно все тщательно продумать, разработать, просчитать; четко определить учебные задачи, продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Необходимо спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов.

Методику проектного обучения,  я опробовала на теме «Галогены» в системе уроков по теме «Неметаллы» в 9 классе. На изучение темы в программе отведено 2 часа. Информация, изучаемая на уроке, достаточно обширна; время урока ограничено, поэтому целесообразно изучение этой темы в рамках урока-проекта, где учащиеся работают в группах.

Следует отметить, что при такой форме работы наряду с преимуществом имеются определенные трудности из-за нехватки времени, непривычности этой формы, недостаточной подготовки учителя к данной форме работы, недостаточного уровня сформированности у школьников умений исследовательской деятельности, трудности вовлечения слабых учащихся.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым  подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, “осязаемыми”, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный результат, готовый к внедрению.

Умение пользоваться методом проектов, групповым обучением – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Разберитесь в новых ФГОС

Проектная деятельность состоит из нескольких этапов, в каждом из которых учитель и ученик выполняют определенные действия.

1 этап. Подготовка

Педагог выбирает интересные темы, а затем обсуждает их вместе с учащимися. Вместе они делают выбор в пользу одной из них, если это групповой проект. Ребята могут и сами предложить актуальную для них тему.

Затем учитель разделяет тему на подтемы, из которых вновь нужно выбрать интересующую.

Класс самостоятельно делится на подгруппы, однако преподаватель может распределить учеников так, как считает нужным.

Групповые проекты помогают сформировать личностные универсальные учебные действия (УУД). Подробнее о видах УУД и о том, как они организуют учебную деятельность в рамках ФГОС, мы рассказывали в отдельной статье.

Учитель ищет подходящую литературу и другие источники информации, ставит вопросы, требующие ответа. По желанию ученики принимают в этом участие.

Учитель или учащиеся принимают решение по поводу оформления результатов работы.

2 этап. Разработка проекта

Ученики активно работают над проектом, а учитель мотивирует, направляет и консультирует по любым возникающим вопросам. Этот период занимает больше всего времени.

3 этап. Оформление итогов

Оформление результатов проекта в соответствии с принятыми ранее правилами. Это может быть доклад, макет, презентация и пр.

4 этап. Презентация

Демонстрация итогов работы над проектом перед учителем, родителями, учениками других классов или школ. Может проходить в игровой форме. Учащиеся рассказывают, какие приемы использовали для получения информации, с какими проблемами столкнулись, чему научились и к каким выводам пришли, показывают результат работы.

5 этап. Рефлексия

Учитель и ученики оценивают проделанную работу, делятся впечатлениями, обсуждают и ставят оценки.

Педагоги отмечают, достигнута ли цель проекта, полностью ли раскрыта тема и какова социальная значимость проведенной работы. Также важны доступность изложения, умение ученика ответить на вопросы по теме и влияние проекта на развитие его личности.

Чтобы проектное обучение приносило пользу и отвечало поставленным задачам, необходима правильная подготовка как учителей, так и учеников. Это должен быть целостный системный подход.

Педагог перестает быть просто источником знаний, а становится организатором и координатором исследовательской работы. Он поддерживает учеников на каждом этапе работы над проектом, создает творческую среду, стимулирует постоянное личностное развитие.

Приоритетное условие успеха — мотивированность учащихся, их заинтересованность и понимание важности подобной работы. Учащиеся детально прорабатывают интересующую тему, пробуют себя в разных ролях, что может оказаться полезным при выборе будущей профессии.

Сущность проектного метода обучения

Проектный метод обучения – это метод, направленный на развитие творческих и познавательный процессов, критического мышления, умения самостоятельно получать знания и применять их в практической деятельности, ориентироваться в информационном пространстве.

Одной из особенностей метода проектов можно назвать то, что он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, организованную в виду индивидуальной, парной или групповой работы, выполнение которой ограничено конкретным временным отрезком. Самостоятельная деятельность учащихся направлена на поиск и усвоение учебной информации. Метод проектов органично сочетается с методом сотрудничества в обучении.

Проектный метод обучения предполагает осуществление работы не только над осознанием какой-то проблемы, но и над процессом ее раскрытия. От учащегося требуется спланировать действия работы над решением проблемы, сформулировать гипотезу и замысел решения, четко распределить роли, если работа осуществляется в группе, описать задание для каждого члена и условия взаимодействия.

Использование проектного метода обучения осуществляется тогда, когда в образовательном процессе возникает творческая или исследовательская задача, решение которой требует от учащихся использования интегрированных знаний в различных областях, а также применения исследовательских методик.
Особенность проектного метода обучения заключается в том, что существенным вопросом является теоретическая, практическая и познавательная значимость полученных результатов.

Проектный метод обучения предусматривает разработку проекта, который заранее тщательно планируется педагогом и обсуждается с учащимися. Процесс внедрения проекта в образовательный процесс предполагает подробное структурирование содержательной части, с выделением и указанием получения предполагаемых результатов на каждом этапе. Кроме того, педагог заранее обозначает, чем могут пользоваться учащиеся в процессе работы над проектом (ПК, Интернет и т.д.).

«Проектный метод обучения» 👇

Таким образом, основой проектных методов обучения является исследовательская деятельность учащихся, организованная педагогом и направленная на развитие их творческого потенциала и познавательной активности.

Все проекты уникальны и оригинальны, направлены на решение конкретных задач, ограничены во времени и подразумевают организованное выполнение связанных между собой действий.

Проекты делятся на виды по шести разным основаниям:

Этапы организации проектного метода обучения

Организация проектного метода обучения предусмотрена последовательность следующих этапов:

Возможные проблемы организации проектных методов обучения чаще всего возникают, в случае если педагог не имеет необходимых знаний и опыта:

Выбор тематики проектных методов обучения в разных ситуациях осуществляется по-разному:

Тематика проектных методов обучения может касаться различных областей науки, теоретических и практических вопросов учебной программы. Основная цель темы проектного метода обучения – это углубление и расширение знаний отдельных учащихся, а также дифференциация образовательного процесса. Чаще всего тема проекта определяется на основании практического вопроса, который является актуальным в рамках практической жизнедеятельности, требует привлечения знаний учащихся не по одному определенному предмету, а одновременно из разных областей. Таким образом, в процессе реализации проекта достигается естественная интеграция знаний учащихся.