Главный смысл разработки федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС) заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов. Иначе говоря, ФГОС предназначен не для фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.
Основные образовательные технологии и методики в ОС «Школа 2100» и их соответствие требованиям ФГОС:
– Технология проблемно-диалогического обучения;
– Технология формирования типа правильной читательской деятельности;
– Технология оценивания.
ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1-4 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя (авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова и др.).
Из образовательной программы «Школа 2100»:
«Сквозная цель образования – воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления».
– Кого можно назвать «грамотным читателем»?
Грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты
рефлексировать на содержание текстов:
Великий И. В. Гете сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы, – одна из самых актуальных дидактических задач.
Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагает работать с новым текстом на уроке традиционная методика. Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений, затем объясняет значение непонятных (с его точки зрения) слов, которые он сам заранее выписал из текста, потом (опять же сам) выразительно читает текст вслух, и только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя. Получается, что текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан учителем. В результате деятельность детей немотивированна и им неинтересно. Более того, им не ясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, как они задаются, по какому принципу. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению.
Решением этой проблемы является технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором Н. Н. Светловской и заявленная в Образовательной программе «Школа 2100».
На материале текстов учебника строится развитие умений слушать и читать текст, формирование правильной читательской деятельности.
Этапов работы с текстом будет три.
Внутри каждого этапа существует определённая последовательность «шагов».
Рассмотрим, как работает данная технология на конкретном примере: тексте Геннадия Цыферова « Как цыплёнок рисовал».
I этап. Работа с текстом до чтения.
Работа над пониманием текста начинается ещё до его чтения. Дети анализируют иллюстрацию, соотносят её содержание с заглавием произведения и раздела книги, читают ключевые слова, предполагают, о чём будет текст, который им предстоит читать.
1. – Прочитайте ключевые слова: (На доске: цыплёнок, десять цветных карандашей, разноцветный котёнок, разноухую шапку)
2. Работа с иллюстрацией.
– Кто изображен на иллюстрации? Почему ты так думаешь?
3. Прочитайте имя автора. Знакомо ли Вам это имя? ( Читали в «Букваре» «Про чудака-лягушонка». Герои Г. Цыферова малыши, они фантазёры и очень забавны.)
4. – Прочитайте название рассказа и предположите о чем он? (Прогнозирование)
(Название, иллюстрация, ключевые слова позволяют предположить, что речь пойдёт о цыплёнке, который рисовал котёнка цветными карандашами.)
5. Этап завершается постановкой цели:
«Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения».
Уже к концу 1-го класса ребенок овладевает элементами самостоятельного диалога с автором.
II этап. Работа с текстом во время чтения
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное жужжащее чтение.
Хочется обратить внимание на методический приём – первичное знакомство с текстом доверяется детям. Они читают текст про себя, проверяют свои предположения. Лишь в редких случаях учитель сам читает текст – чтение-слушание, или комбинированное чтение (трудный и большой по объёму, в стихотворении сложный ритм, необычная рифма).
Первая группа вопросов предлагается после первичного чтения, направлена на достижение понимания на уровне содержания.
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
– Подтвердились ли наши предположения? – Кто герой этого текста?2. Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Вторая группа вопросов задаётся по ходу чтения, носит уточняющий характер. Это вопросы к автору, ответы на них нужно искать в тексте. Хотелось бы обратить внимание на то, что в процессе работы с текстом параллельно с отработкой техники чтения идёт работа над выразительностью чтения, объясняется и уточняется значение слов.
1-й абзац
– Почему цыплёнок решил нарисовать одного разноцветного котёнка, а не 10 и не 5, как думал раньше?
2-й абзац
-Прочитайте, какой получился котёнок. ( Читайте медленно, вчитываясь в каждое слово, представь, что ты цыплёнок, рисуешь и меняешь карандаши)
(был разноцветный)
3-й абзац
– Как объясняет сам художник, почему он нарисовал такого котёнка? Прочитайте.
ПРИЕМ: диалог с автором
интерпретация текста
Задача интерпретации – извлечение из текста максимума заложенных в него смыслов.
III этап. Работа с текстом после чтения
Данный этап позволяет углубить первоначальное понимание, и достичь понимания на уровне смыла (понимание основной мысли, чтение между строк). Это проблемный вопрос ко всему тексту:
– Какой был цыплёнок? ( Г. Цыферов прямо не сказал, но мы можем это понять, как бы «прочитать между строк». ( Выдумщик, фантазёр, с чувством юмора)
Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.
Вопросы по иллюстрации:
– Подберите к иллюстрации подходящее предложение из текста
– Кому понравилось, как рисовал цыплёнок? Почему?
Опора на технологию не означает, что остальные уроки работы с текстом в «Букваре» или «Литературном чтении» должны быть однообразны по своей структуре и организации. Структура этапов может меняться.
Но такая технология продуктивного чтения применима и на других уроках в начальной школе (окружающий мир, русский язык, математика, риторика).
Такой подход действительно является обоснованным и рациональным, как показывают наблюдения, он позволяет добиваться высоких результатов обучения.
В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников направлены на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы:
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение»
в 1 классе являются следующие умения:
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
Предмет «Литературное чтение» прежде всего способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». Приобщение к литературе как искусству слова формирует индивидуальный эстетический вкус.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.
Знакомство с «элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий» способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.
Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.
КГУ «Начальная школа №2 города Зыряновска»
Применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивное чтение) на уроках литературного чтения для повышения качества знаний учащихся.
учитель начальных классов
декабрь 2012г.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивное чтение)
учитель: Егорова А. В.
«Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело”.
К. Д. Ушинский.
Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использование педагогами в работе приемов изучающего чтения.
Использование этих приемов предусматривается и в рамках технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения), разработанной профессором Н. Н. Светловской.
Этапы организации работы обучающихся с художественным текстом
Знакомство с новым произведением начинается с предвосхищения, предугадывания предстоящего чтения. Ученики пытаются определить направленность текста – смысловую, тематическую, эмоциональную, выделить героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, иллюстрациям. ( Разве не так мы, взрослые, выбираем книги в магазине или библиотеке?) Всё это происходит с опорой на читательский опыт. Данный этап завершается постановкой целей урока.
Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение-слушание, комбинированное чтение (на выбор учителя) с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия текста, например: с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы и т. д.
2. Перечитывание текста. Медленное “вдумчивое” повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов. Постановка вопросов к тексту и к автору. Комментирование текста. Постановка уточняющих вопросов к каждой его смысловой части.
3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений предположений обучающихся о содержании литературного произведения с окончательными выводами по тексту. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия, иллюстраций к произведению. Беседа об особенностях восприятия литературного произведения разными людьми на примере сравнения видения художника-иллюстратора с видением обучающихся.
4. Творческие задания для обучающихся. Задания должны быть направлены на выявление эмоционального отношения детей к литературному произведению, осмысление школьниками содержания текста, развитие у них воображения и т. д.
В технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения) существуют разные приемы анализа художественного текста, остановимся на двух наиболее эффективных: “диалог с автором” и комментированное чтение.
1.”Диалог” обучающихся с автором литературного произведения – это прием работы с текстом во время его чтения.
Крайне важно научить учеников видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. Как правило, писатель сам на них и отвечает. В любом случае эти вопросы требуют остановки, обдумывания, ответов-предположений и далее – проверки их точности по ходу дальнейшего чтения.
При переходе детей от совместного обучающего чтения с учителем к самостоятельному чтению педагогу важно помочь им научиться самостоятельно вести “диалог с автором”.
Можно расставить для детей в тексте (в конце предложений) “сигналы”:
В – вопрос (найди, задай);
О – ответ (ответь на этот вопрос);
П – проверка (проверь точность своих предположений).
Учитель должен стараться “включать” творческое воображение обучающихся. Дети по деталям повествования и отдельным фразам в речи героев могут спрогнозировать, что может случиться дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться произведение или его часть.
Задача учителя – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые они могут узнать в процессе чтения, например: “Чем это можно объяснить?”, “Что из этого следует?”, “Что сейчас случится?”, “Почему именно так?”, “Для чего?”, “Кто такой?”. Возникающие вопросы предполагают появление ответов-предположений и самопроверку по ходу дальнейшего чтения.
Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений.
Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, для того чтобы показать, каким мог бы быть наш “диалог с автором”, обеспечить “погружение” в текст.
Комментировать текст нужно в том месте, где это действительно необходимо, а не после того как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Поэтому чтение ребенка можно прервать в любой момент. Ни в коем случае нельзя прерывать чтение ребенка словами: “Стоп!”, “Достаточно!”, “Хватит!”, “Остановись здесь!” и т. п. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно.
Приемы прерывания чтения обучающихся:
формулировка максимально “свернутого”, “сжатого” вопроса, не предполагающего дальнейшей беседы, например: “Догадались, почему?”.
Не нужно требовать от детей развернутых ответов, пусть они будут краткими, но наполненными эмоциями.
Использование цветных геометрических моделей жанров и тематики литературных произведений (цвет геометрической жанровой модели символизирует тематику произведения:
например, зеленый треугольник обозначает стихотворение о природе, коричневый круг — сказку о животных и т.д.).
восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы и соедините их между собой.
*Исключение иностранных букв:
QМАRЛSЬWЧFИGКN – ЗVВZЕЗJSДQА
О И М Р Ц
Б И А Н К И
Ж И Т К О В
*Чтение имени автора с зашифрованными буквами
*Фамилия, имя, отчество автора или название произведения записываются с пропуском гласных букв. Учащиеся должны прочитать слова, ориентируясь только на согласные.
«ПРНЦСС Н ГРШН»
(«Принцесса на горошине»)
*В данном упражнении слова предопределяются аналогичным образом, но по согласным:
Е Е И Е У Ы А Ы
. Выделение фамилии автора из данного ряда по какому – либо признаку.
Е. И. Чарушин, С. В. Михалков, В. В. Бианки
(Михалков –фамилия поэта, другие – прозаики)
Выделение фамилии автора из данного перечня по нескольким признакам одновременно.
И. А. Крылов, Н. Н. Носов, В. Ю. Драгунский
(Крылов – баснописец)
Определение названия произведения путем продолжения цепочки, разбросанным морфемам
продолжите цепочку и определите название произведения
*По разбросанным по доске морфемам слов ученики определяют тему урока:
уч пол иц ы ие ов скрип
5. Составление фамилии, имени, отчества автора или названия произведения из ответов на вопросы литературных викторин и при разгадывании шарад.
*В названии произведения Д. Н. Мамина – Сибиряка одно слово.
Первая часть этого слова является приставкой в слове
Вторая часть — буква в русском языке всегда ударная
Последняя часть — слово мышь, написанное с грубой орфографической ошибкой.
Методические приемы организации продуктивного чтения
В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
С чего начинается осмысление учеником учебного материала?
Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи.
О замечательном американском педагоге Бенджамине Блуме обычно говорят, как об авторе известной «Таксономии учебных целей». Но он же является и автором нескольких приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума».
На гранях кубика написаны начала вопросов:
«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»
Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.
Более сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а с хрестоматией, другими дополнительными материалами. И тут необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.
Важно как можно быстрее усвоить значение незнакомых слов, и не только уяснить, а применить в нестандартных ситуациях. Приём «драмогерменевтика» я назвала бы ещё «пребыванием в содержании». Тогда термин (незнакомое слово) усваивается учащимися гораздо быстрее и глубже.
Пометки на полях
Ещё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления.
Применение нового подхода к организации урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения способствует более эффективному развитию устной речи школьников, повышает качество работы по совершенствованию правильности, беглости, сознательности чтения, стимулирует интерес учащихся к уроку литературного чтения: по результатам анкетирования 60% учащихся класса самым любимым школьным предметом назвали литературное чтение.
Виды работ над текстом:
1. Чтение произведения и определение его жанра.
2. Чтение и пометка непонятных слов.
3. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
4. Чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворению.
5. Чтение и рисование обложки к рассказу, сказке.
6. Чтение произведения и соотнесение рисунков порядку цепочке событий в произведении. 7.Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору. 8.Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
9. Чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту).
10. Чтение, деление текста на части.
11. Чтение, составление словесного плана или плана в виде рисунка.
12. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
13. Чтение текста и сбор пословицы из слов.
14. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
15. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
16. Чтение по ролям.
17. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
18. Чтение с последующим инсценированием прочитанного отрывка.
19. Чтение предложений с использованием заменителей. Например, прочитайте и подумайте, каким символом, знаком можно изобразить говорящего. Нарисуйте символы слева от реплик.
20. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой и т.д.
21. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, с однородными членами предложения.
22. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
23. Установление путём чтения причинно-следственных связей.
24. Нахождение и чтение слов, словосочетаний, которые можно использовать при написании сочинения.
25. Чтение с выписыванием слов на заданную тему. Например «зима».
26. Чтение текста голосом героя.
27. Чтение и нахождение слов, которые, по-твоему, устарели.
28. Чтение стихотворения и пересказ его прозой.
29. Чтение и подбор из текста слов – признаков.
30. Чтение и объяснение одним предложением значение слова.
31. Чтение и дописывание предложений словами из текста.
32. Чтение и вписывание в предложения подходящих по смыслу слов.
33. Чтение и выделение рифм, обращений; слов и выражений, которые придают тексту торжественность.
34. Чтение и разгадывание (составление) кроссворда.
35. Чтение, заполнение схемы и выделение красной стрелкой тех, к кому герой произведения относился с любовью, а синей – кого не любил.
36. Чтение и заполнение таблицы словами из текста.
37. Чтение и выполнение тестовой работы.
38. Чтение и раскрашивание картины, используя краски Художника –Осени.
39. Чтение, пересказ прочитанного произведения с помощью жестов, мимики.
40. Чтение, перемена ударного слова в предложении, перемена порядка слов, изменение жестов.
41. Чтение и пересказ от лица героя произведения.
42. Чтение, представление и описание героя произведения.
43. Чтение сказки и изменение хода событий.
44. Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.
45. Чтение, придумывание продолжения рассказа.
46. Чтение, придумывание другого заголовка к произведению.
47. Чтение, создание своего образа. Например, образа «счастья», «красоты».
48. Чтение и проведение следственного эксперимента. Например, кто мог сказать такие слова?
49. Чтение, расшифровка обряда.
50. Чтение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
51. Чтение, характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.
52. Чтение, самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: описание места действия.
Использование на уроках литературного чтения описанных выше видов работы над текстом влияет на развитие интереса к чтению и книге, овладение осознанным чтением, развитие эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения.
Выступление на городском семинаре творческой группы учителей начальных классов, работающих по программам ОС «Школа 2100».
(Хулапова Т. В. учитель – методист ОС «Школа 2100», учитель начальных классов МОУ «Гимназия №9»).
Технология формирования типа правильной читательской деятельности.
(Максимально эффектно учит самостоятельному чтению).
Предполагает особую работу с текстом на уроке:
Что значит понять текст? Это вычитать из него все виды текстовой информации:
Идеальный читатель начинает размышлять над текстом до чтения и продолжает работать после чтения. Идеальный читатель не торопится, он не пропускает важные слова для понимания. Умеет и читает между строк. Внимание к слову является основой понимания текста. Объяснение лексического значения слова в контексте – золотое правило читателя.
Планируя урок литературного чтения важно помнить, что главное на уроке чтения – это осознанность чтения, т.к. ребёнок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить на них ответы здесь же, в тексте, уметь размышлять и сопереживать, а также он должен уметь делать элементарный анализ прочитанного.
Во-вторых, нужно понимать. Что мы учим читать ребёнка не для нас, взрослых, а для него самого. А это значит, что его нужно научить понимать чужие мысли, заключённые в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения.
В-третьих, необходимо уделять равное внимание и чтению вслух, и чтению про себя.
Итак, этапов работы с текстами будет три: до начала чтения, в процессе чтения и после чтения.
Цель: развитие такого важного читательского умения как антиципация, т.е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.
Учитель ставит задачу провести диалог с автором через текст, проверить и уточнить свои первоначальные предположения. Детям на уроках нужно показать. Что чтение – это общение не непосредственное, а через текст, созданный автором. Оно затруднено, потому что в тексте отсутствует интонация и логическое ударение, которые облегчают понимание устной речи. Но в тексте есть знаки препинания, и показать детям их смысловую роль необходимо. Также важно показать, что сама последовательность высказываний в тексте может «накапливать смысл», что само слово в окружении других слов значит гораздо больше, чем взятое отдельно.
Цель: достижение понимания на уровне содержания.
По ходу чтения ведётся словарная работа (объяснение и уточнение значения слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, и само слово толкуется в контексте, а не вне него. Вопросы, которые задаёт учитель по ходу чтения – это вопросы к автору. Ответы на которые нужно искать или в уже прочитанной части, или в той, которую ещё нужно прочитать. Таким образом, дети идут по тексту вслед за автором, Попутно думают над смыслом слов, наблюдают, как разворачиваются перед ними характеры героев, работают над языком, представляют картины, которые нарисовал автор, видят, как постепенно «накапливаются смыслы» в тексте.
Цель: достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»).
Именно после чтения произведения, а не до. Поскольку это ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе только углубит понимание произведения.
как ИТОГ урока
Чьё произведение читали? С какими мыслями уходим с урока? Какое слово писателя заставит тебя ещё раз вернуться к этому произведению? Узнал ли ты о себе что-то новое? Хотел бы ещё почитать произведения этого автора?
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
имени А. П. Румянцева
Открытое заседание научно-методической кафедры учителей начальных классов «Педагогические технологии, используемые при построении урока в информационно образовательной среде»
деятельности (технология продуктивного чтения)
Эпиграф выбран мною неслучайно. Школьная практика подтверждает, что в досуге сегодняшнего подростка чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к литературе у подростков заметно снижается. Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению.
Решением этой проблемы является технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором Н. Н. Светловской и заявленная в Образовательной программе «Школа 2100».
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.
Ниже приведена подробная структура технологии продуктивного чтения.
Данная технология такова, что может эффективно использоваться при работе с любыми текстами, любой информацией.
Можно заключить, что формирование типа правильной читательской деятельности является сложным процессом, тем более у младших школьников, в котором находят свое выражение знания ребенка, планирование своей деятельности учителем, целеполагание.
Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на уроках окружающего мира, истории и даже иностранном языке.