ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

Разработка урока по технологии в 5 классе

по теме: «Швейные ручные работы».

Урок № 2

организовать деятельность учащихся по приобретению умений и навыков выполнять ручные швейные операции

урок общеметодологической направленности

развивающего и личностно – ориентированного обучения, игровые технологии.

1. Сформировать навыки обмётывания  срезов косыми и петельными стежками, смётывания и замётывания деталей.

2. Закрепить правила безопасного труда с ручными инструментами и утюгом.

3. Научить оценивать качество обмётывания косыми стежками, смётывание и замётывание деталей срезов.

Дидактические средства обучения: учебник технологии 5 класс, проектор, материалы ЭОР; инструменты и приспособления для ручных работ, образцы стежков.

Презентация «Виды ручных швов»

о требованиях к выполнению ручных работ, терминологии ручных работ, правилах безопасного труда с ручными инструментами и утюгом.

выполнять ручные работы, соблюдать правила безопасного труда.

сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, поиск информации, прогнозирование

целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, оценка и самооценка

: диалог, организация учебного сотрудничества.

формирование мотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, проявление технико-технологического и экономического мышления

1. Проверка знаний по теме предыдущего урока («Швейные ручные работы»

Что называется стежком, строчкой, швом?

Что принято считать длиной стежка?

Что называется смёточным швом?

Где применяется смёточный шов?

Как правильно организовать рабочее место для выполнения ручных работ?

2. Игра по закреплению правил безопасного труда на уроках технологии

На прошлом уроке мы разделились на 3 бригады, и каждой было дано задание подготовить небольшие сообщения о ручных инструментах, которые мы используем при выполнении ручных работ.

Слово предоставляется бригаде №1

– У нас вот такая загадка:

На пальце одном

Ведёрко вверх дном. Что это?

( учащиеся отвечают – напёрсток)

– Отгадайте загадку:

Маленького роста Я

Тонкая и острая

Носом путь себе ищу

За собою хвост тащу. Что это?

(учащиеся отвечают – игла)

Ручные швейные иголки бывают разной толщины и длины. У каждой свой номер: от 0 до 12, и чем она толще, тем больше номер. Иголки должны быть острыми, с ушком достаточного размера. Начиная работу, нужно пересчитать их, а после её окончания – проверить, все ли они на месте. Если обнаружиться пропажа, необходимо отыскать иглу, в этом нам может помочь магнит.

Самый лучший способ хранения иголок – игольница из плотной ткани. Хранить иголку рекомендуется вместе с ниткой – при таком способе её труднее потерять.

Какие правила безопасного труда при работе с иглой и портновскими булавками необходимо соблюдать?

1. Храните иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке или подушечке)   2.не оставляйте их на рабочем месте;

3. не берите иголку, булавки в рот и не вкалывайте их в одежду;

4. не оставляйте иголку и булавки в изделии;

5.не используйте в работе ржавые иглы и булавки;

6. сломанные иглы  и булавок собирайте и выбрасывайте, завернув  в бумагу;

7. посчитайте количество взятых булавок перед началом работы и количество по окончанию работы, оно  должно совпадать;

Наша загадка самая простая:

-Два конца, два кольца

Посередине гвоздик. Что это?

(учащиеся отвечают – ножницы)

А знаете ли вы, чтобы ножницы подольше послужили, их нужно содержать в образцовом порядке. Храните ножницы только в сухом месте, после раскроя протирайте тряпочкой, следите, чтобы центральный винт не был разболтанным, но и не слишком тугим. Ножницы должны быть хорошо наточены. Можно сказать, что портновские ножницы – это самый важный аксессуар для швеи, и подчас от правильного выбора и состояния ножниц зависит качество и скорость работы.

Какие правила безопасного труда необходимо соблюдать при работе с ножницами?

1.    Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2.    При работе внимательно следите за направлением резания.

3.    Не оставляйте ножницы под тканью с раскрытыми лезвиями.

4.    Не кладите ножницы на край стола.

5.    Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

6.    Не режьте ножницами навесу, а только над столом.

8.    Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

Учитель: Ещё будем играть в загадки? Кто хочет загадать?

– То назад, то вперёд

Ходит, бродит пароход.

Остановишь – горе

Правильно – утюг. Давайте вспомним правила безопасного труда при работе утюгом.

1. Перед включением электрического утюга в сеть встать на резиновый коврик. 2. Включать электрический утюг в сеть и выключать из нее только сухими руками. 3. Электрический утюг ставить на термоизоляционную подставку. 4. При работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюга не касалась электрического шнура. 5. Во избежание ожога рук не касаться горячих металлических частей утюга6. Во избежание пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг без присмотра. 7. Следить за положением терморегулятора

3. Изложение нового материала

На прошлом занятии мы познакомились с прямыми стежками, а сегодня узнаем, что такое косые и петельные стежки.

По назначению строчки делятся на две группы:

Строчки временного назначения.

Строчки постоянного назначения.

Требования к выполнению ручных работ.

При пошиве изделий часто возникает проблема – осыпающиеся срезы ткани.

Один из способов предохранения их от осыпания – обмётывание, которое можно выполнить вручную косыми или петельными стежками. Обметывание предохраняет срез от осыпания.

Обметочный косой шов применяют для обметывания срезов более тонких тканей. Косым швом шьют слева направо. Чтобы край ткани не скручивался, не натягивают  туго нить

Петлеобразный обметочный шов прочнее косого стежка и применяется при обметывании очень сыпучих тканей. Шьют слева направо: иголкой прокалывают  край сзади, обводят нитку вокруг острия иголки и затем протягивают иголку через ткань. Нить слегка натягивают, чтобы край ткани не скручивался

При изготовлении швейных изделий в процессе пошива применяются следующие ручные операции: смётывание, намётывание,  вымётывание, обмётывание срезов, пришивание.

Терминология ручных работ.

Раздаю учащимся инструкционные карты

В ходе объяснения комментирую  каждый термин и выполняемую операцию.

Показ и объяснения приёмов работы с учётом правил техники безопасности.

Указание и рекомендации по осуществлению самоконтроля за ходом работы и её результатами.

4. Самостоятельная работа учащихся.

Выполнить в рабочей тетради задание № 17, пункт 1, 2

Изготовление образцов косой и петельной обмёточных строчек

Повторение правил безопасной работы. Вырабатываем критерии оценки практической работы

Объясняется ученикам последовательность выполнения задания, демонстрируются приёмы обмётывания как самим учителем, так и с помощью презентации «Виды ручных швов».

Учащиеся выполняют полученное задание, используя инструкционные карты. Учитель, обходя класс, рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения приёмов работы, соблюдения технических условий, правил

Во время практической работы выполняется упражнение для снятия усталости глаз.

Окончание практической работы, уборка рабочих мест

6. Контроль формирования знаний и умений

Итоги практической работы. Анализ типичных ошибок, раскрытие их причин и пути их исправления.

Оценка практической работы учащихся

Критерии оценки: правильно выполненные образцы ручных строчек, Правильно организовано рабочее место, соблюдение правил  безопасного труда.

Проверка знаний, полученных на уроке

-Что нового узнали на уроке?

-Научились ли вы чему-нибудь сегодня на уроке?

-Понятна ли вам технология ручных работ?

-какие затруднения возникли у вас при выполнении практической работы?

– Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные на этом занятии, в дальнейшей жизни?

Вместе  с ребятами сформулируем вывод урока.

Изучить материал параграфа №18, ответить на вопросы


ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

Тема урока: Ручные швы

Технология 5 класс

Разработала учитель технологии: Трофимова Ольга Леонидовна.


ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

Ответь на вопросы


ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

Цель урока:  Овладеть основами древнего

выполнения ручных стежков и строчек

–  Воспитывать аккуратность при выполнении

работы, заинтересованность в конечном

результате своего труда.


ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

Качество изделий зависит от:

Работа портного требует старания и терпения

Не качественная строчка:


ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

Основные понятия ручной работы

Часть строчки между

2-мя проколами иглы

Ряд повторяющихся стежков

Место соединения деталей

4. Длина стежка

Расстояние между началом и концом стежка

5. Ширина шва

Расстояние от срезов детали до строчки


ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

1. Шов «вперед иголка» (сметочный стежок)

1. Обметочный (петельный)

2. Копировальный стежок (силки)


ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

Ручные строчки временного назначения

1. Шов «вперед иголка» (сметочный стежок):


ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

2. Копировальный стежок (силки):


ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

Ручные строчки постоянного назначения

1. Обметочный (петельный):


ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

– Применяют для постоянного закрепления подогнутых краев детали


ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

3. Отделочные: – служат для украшения изделия


ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

Техника безопасности при работе с иглой, ножницами и нитками


ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

Практическая работа: «Выполнение ручных стежков и строчек».

«Изготовить игольницу «Яблочко»

1 способ: используя сметочные стежки

2 способ: используя петельные стежки


ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

Необходимые инструменты и материалы для работы


ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

Закрепляем детали изделия булавками


ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

Детали изделия закрепляем временной строчкой – «шов вперед иголка», удаляем из изделия булавки, внутрь изделия помещаем наполнитель.


ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

По краю изделия выполняем отделочный шов постоянного назначения – «петельный шов».


ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

1. Чему вы научились сегодня на уроке?

2. Назовите эти швы.

3. Перечислите основные понятия

4. Какие строчки бывают?


ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

1. Новейшая энциклопедия. Вышивка: самое полное и подробное пошаговое руководство для начинающих/ Дарья Егорова, Ирина Ключникова, Анна Шантуаль. – Москва: Издательство «Э», 2017.

Раздел. Материальные технологии.

Вариант Б: Технологии обработки текстильных материалов.

Тема урока. Швейные ручные работы. Перенос линий выкройки, смётывание, стачивание.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с ручными швейными операциями и терминологией; приобретению умений выполнять ручные швейные операции.

Материальные технологииТехнологии обработки текстильных материалов§25. Швейные ручные работы

При изготовлении швейного изделия одни операции выполняют на швейной машине (машинные операции), другие — руками (ручные работы).

Швейные ручные работы выполняют иглой с применением ручных стежков и строчек, которые могут быть временными и постоянными. Временными строчками закрепляют подогнутый край изделия, соединяют детали между собой, чтобы получить качественную машинную строчку или провести примерку изделия. В дальнейшем эти строчки удаляют.

Постоянными ручными стежками также можно соединить детали между собой, пришить пуговицы, подшить низ изделия.

В зависимости от вида работы швея может выполнять её стоя или сидя за столом. Высота стула должна быть такой, чтобы ноги стояли на полу или на специальной подставке. Во время работы нужно следить за правильной осанкой, положением позвоночника. Рабочее место должно быть хорошо освещено.

Инструменты и приспособления для ручных работ

Для швейных ручных работ необходимы некоторые специальные инструменты и приспособления. С большинством из них вы уже знакомы.

Ручные швейные иглы бывают различной длины и толщины. Чем тоньше ткань, с которой вы работаете, тем тоньше нужна игла. Для шитья короткими стежками используют короткие иглы, для шитья длинными стежками (при смётывании) — длинные. Игла должна быть идеально гладкой и ровной. Ржавчина или повреждённое остриё делают её негодной для шитья: такая игла испортит ткань, она более опасна при ранении.

Наперсток предназначен для защиты пальца от уколов во время работы с иглами. Его подбирают по размеру среднего пальца рабочей руки. Напёрсток не должен соскакивать с пальца или слишком сжимать его.

Маленькие ножницы нужны для мелких работ, например для отрезания нитки.

Распарывателем очень удобно распускать машинные и ручные швы.

Понятие о стежке, строчке и шве

Основной способ соединения деталей из ткани — с помощью ниток. Такое соединение называется ниточным. При соединении материалов игла совершает постоянно повторяющуюся работу: она дважды прокалывает ткань, протаскивает нитку и оставляет за собой стежок. Стежок состоит из лицевой и изнаночной частей. Их общую длину называют длиной стежка. Несколько стежков, проложенных друг за другом, называются строчкой (рис. 125). Соединение строчкой двух или нескольких слоев материала называют швом. Расстояние от края детали до строчки — шириной шва.

Рис. 125. Строчка прямых стежков

Все стежки должны быть ровными, расстояние между ними как с лицевой, так и с изнаночной стороны — одинаковым, а нитки равномерно затянутыми.

Длина стежков зависит от их вида и толщины материала.

Требования к выполнению ручных работ

1. Толщина меловых линий, наносимых на ткань при раскрое, не должна быть больше 1 мм.

2. При выполнении строчек временного назначения подбирают нитки, контрастные цвету ткани.

3. Цвет строчек постоянного назначения должен совпадать с цветом ткани.

4. Номер иглы должен соответствовать толщине ткани и характеру выполняемой операции.

5. Длину стежков и расстояние между ними нужно выбирать в зависимости от выполняемой операции и вида ткани.

6. Для удаления ниток временного назначения их нужно разрезать ножницами через каждые 10 – 15 см, затем осторожно вытянуть концы ниток.

Перенос линий выкройки на детали кроя портновскими булавками и мелом

Если контурные линии детали нужно видеть на изнаночной стороне обеих деталей кроя, можно воспользоваться портновскими булавками и мелом. Этот способ непригоден для очень тонких тканей, так как булавкой можно вызвать раздвижку нитей.

1. Вколоть булавки насквозь через два слоя ткани в точках пересечения прямых линий (рис. 126, а).

При переносе кривых линий булавки вкалывают так часто, как это нужно, чтобы выявить контуры линии.

2. Перевернуть детали кроя и соединить точки, обозначенные булавками, с помощью линейки и портновского мела (рис. 126, б).


ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

Рис. 126. Перенос линий выкройки на детали кроя портновскими булавками

Перенос линий выкройки на детали кроя прямыми стежками

Если линии выкройки должны быть видны с лицевой стороны детали, их переносят с помощью копировальных стежков ниткой контрастного цвета. Самыми простыми копировальными стежками являются прямые стежки.

1. Детали разъединить.

2. Проложить строчку прямых стежков по следу меловой линии отдельно в каждой детали (рис. 127).

Рис. 127. Перенос линий выкройки на детали кроя с помощью прямых стежков

Ручная закрепка

Начало и конец строчки ручных стежков нужно закреплять не узелком, а двумя-тремя короткими стежками на одном месте (рис. 128). Такую закрепку легко удалить. Попадая под машинную иглу, она не портит строчку.

Рис. 128. Выполнение ручной закрепки

Практическая работа № 39

Изготовление образца ручных работ

Внимание! Помним и соблюдаем правила безопасной работы.

Вам потребуются: детали кроя, выкроенные на прошлом уроке; линейка; портновские ножницы; булавки; портновский мел; катушечные нитки основного (в цвет ткани) и контрастного цвета.

1. Отколите выкройку (рис. 133, а). Перенесите линии выкройки на парную деталь с помощью булавок, портновского мела и линейки (рис. 133, б).

2. Разъедините детали. Перенесите ниткой контрастного цвета на лицевую сторону каждой детали одну из линий выкройки с помощью прямых стежков. Это линия перегиба припусков на подгибку (рис. 133 в).

Рис. 133. Изготовление образца ручных работ:а – детали кроя; б – перенос линий выкройки на парную деталь с помощью булавок, линейки и карандаша; в – смётывание и стачивание деталей; г – готовый образец

3. Выполните ручные работы.

1) Сложите две детали вместе лицевой стороной внутрь так, чтобы линии перегиба и линии шва совпали. Сколите булавками.

2) Сметайте, прокладывая временную строчку на расстоянии 1 мм от линии шва в сторону срезов ниткой контрастного цвета в одно сложение (на рис. 130 — нитка красного цвета).

3) Стачайте вручную детали по линии шва петлеобразными стежками (назад иглу) ниткой синего цвета в одно сложение (на рис. 131 и 133, в — нитка синего цвета).

4) Удалите нитку временного назначения (контрастного цвета).

5) Разверните детали. Разверните припуски на шов. Обметайте один продольный срез косыми, а другой — петельными ручными стежками ниткой контрастного цвета в одно сложение (см. рис. 129 и 133, г).

6) Подверните по линии перегиба один из припусков на изнаночную сторону и заметайте (см. рис. 132, а и 133, г).

7) Подверните по линии перегиба второй припуск на подгибку детали и заметайте по краю; подверните ещё раз припуск на подгибку на 10 мм и заметайте (см. рис. 132, б и 133, г).

Запоминаем опорные понятия

Ниточное соединение деталей, стежок, длина стежка, строчка, шов, ширина шва, обмётывание, смётывание, стачивание, заметывание: с открытым срезом, с закрытым срезом.

Самостоятельная работа

Работа с информацией.

Ознакомьтесь, выполнив поиск в Интернете и других источниках информации, с историей создания иглы .

Проверяем свои знания

1. Для чего используют швейные ручные работы?

2. Зачем нужно обмётывать срезы?

3. Чем различаются операции смётывания и замётывания?

Конспект урока технологии 5 класс

разработала  Хохлова Валентина

Васильевна учитель технологии

МКОУ «Поныровская средняя

Цель: создать условия для формирования правил выполнения

ручных прямых стежков, выполнения закрепки в строчке

прямых стежков, успешного оценивания своей деятельности и  деятельности  других, для  работы  с  подготовленными образцами (технологическими  картами), высказывания  своих  суждений.

:  образцы стежков и строчек, набор ручных

инструментов, хлопчатобумажные образцы, нитки, ПК, презентация

Тип урока: изучение нового материала

Знать  терминологию  по  теме  «Швейные  ручные  работы», правила  выполнения  прямых  стежков,

Умения: выдвигать  предложения  и  доказывать, понимать  учебную  задачу  урока  и  стремиться  её  выполнять, умение работать  в  паре, формулировать  правила  безопасной  работы  с  иглой, булавками, нитками  и  ножницами.

Осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей.

Громко прозвенел звонок

наши ушки- на макушке.

Ни минуты не теряем.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня мы с вами проведём урок технологии. А знаете ли вы, что технология в переводе с греческого означает-«искусство, мастерство, умение».

(На учителе одета ткань в виде швейного изделия, а на манекене готовое изделие из той же ткани)

предлагает ответить детям на вопрос. Что на мне одето?)

отвечают (предполагаемые ответы детей)

– Молодцы ребята!

–А что вы видите на манекене?

– Отвечают предполагаемые ответы детей)

1) На манекене фартук;

2) На манекене косынка;

– По способу выполнения все швейные работы делятся на машинные и ручные. Каким способом выполнено это изделие на швейной машине или при помощи иголки, ниток и золотых рук швеи?

– Ребята, вы правильно ответили.

А вот теперь ответьте мне на вопрос, можно ли сшить швейное изделие если у нас не будет швейной машинки?

– (предполагаемые ответы детей)

Да, конечно можно.

-Как будет называться этот вид работ?

– Молодцы ребята и выводит тему урока на экране.

Тема урока: Швейные ручные работы.

А сейчас ребята, я расскажу вам притчу.

Притча. У одного крестьянина были ленивые сыновья. Умирая, он сказал им, что зарыл все свое золото на поле, и что это их наследство. Естественно, они принялись искать это золото и перерыли все поле. Не найдя ничего, они решили, что отец все раздал бедным и забыл об этом, а так как поле было уже вспахано, то решили посадить туда пшеницу и прожили год в достатке. Следующим летом они подумали, что могли пропустить зарытое золото и перерыли поле снова. Также ничего не нашли и посадили пшеницу. Так они постепенно привыкли к труду и поняли, почему отец дал им такое указ.

– А как вы думаете ребята, что поняли сыновья и почему отец им дал такой указ? Может вы , знаете пословицы и поговорки о труде, которые вам помогут ответить на мой вопрос?

II. Проверка знаний

Учитель- Пришло время вспомнить знакомые вам ранее инструменты и приспособления и поговорим о новых ранее не знакомых.

-Какие инструменты и приспособления необходимы для выполнения ручных работ?

Учитель- смотрим на экран, ребята.

К инструментам для ручных работ относятся:

К приспособлениям относятся:

III. Изучение нового материала(«Швейные ручные работы»)

Учитель- В начальной школе вы выполняли ручные швейные работы, поэтому попробуйте ответить на мои вопросы.

-Какие правила безопасного труда нужно выполнять, когда работаешь с иголками, булавками, ножницами, нитками?

Дети- (предполагаемые ответы детей)

Объяснение нового материала

Учитель- На современных швейных фабриках ручного труда почти нет, так как для производства важно выпускать много качественной продукции и за короткий срок. Поэтому на фабриках почти все операции выполняют швейные машины.

Ручной труд применяется при пошиве одежды в условиях ателье или дома, когда одежду изготавливают для конкретного заказчика. Это делают при помощи обычной швейной иглы. Как мы уже с вами выяснили, что для выполнения ручных работ нам необходимы инструменты и приспособления и всё необходимое находится на вашем рабочем месте в коробочках.

(смотрят содержимое коробки)

–  Для того, чтобы приступить к практической части урока я познакомлю вас с общими понятиями,  дети работают в таблице.

Шов – это место соединения деталей.

Строчка – это ряд повторяющихся стежков.

Стежок – это переплетение ниток между двумя проколами иглы.

Длина стежка – расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Ширина шва – расстояние от среза детали до строчки.

Выполнение практической работы.

– А теперь мы можем смело приступить к выполнению ручных работ. А начнем мы с выполнения строчки прямых стежков.  Но вначале я покажу вам, как это выполнять правильно. ( Показываю на большом образце контрастными нитками и большой иголкой.) Не забывайте, что в начале и в конце строчки необходимо ставить закрепку. В начале строчки –это узелок, а в конце строчки-два, три стежка примерно в одном месте.

Учитель- Строчка прямых стежков может образовать смёточный шов, которым можно соединить две или больше деталей и прошить на швейной машинке, тогда машинная строчка будет выполнена более качественно.

Учитель- перед началом выполнения ручных работ, давайте обратимся к требованиям по выполнению ручных работ ( инструкциялежит на столе).

-Молодцы ребята, вы хорошо справились с работай. А вот, как бы вы оценили себя? Что получилось, а что не очень?

Исходное положение – стоя, спина прямая;

руки, согнутые в локтях, подняты над головой,

ладони касаются друг друга. Нужно встать на носки и очень медленно приседать. Далее нужно медленно вернуться в исходное положение. И так повторить 3 раза.

(Образец -2 «Шов назад иголка»)

Самое распространенное использование этого шва при зашивании распоровшегося шва. Учитель показывает на своем образце, принцип выполнения шва «Назад иголка»

работают с образцом и оценивают свою работу самостоятельно.

Также и работу своих одноклассников.

Учитель- Ребята, какими видами работ мы овладели на сегодняшнем уроке?

Дети- (предполагаемые ответы)

1) Шов вперед иголку;

2) шов назад иголку.

Учитель- предлагает ученикам сшить подушку- игольницу.

Дети-соглашаются и приступают к работе.

Выполнение подушки- игольницы своими руками.

По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные

V. Домашнее задание . (кто не дошил игольницу делают это дома под присмотром родителей и декорируют её по своему усмотрению. Кто дошил, те просто её декорируют)

VI. Уборка рабочих мест.

VII. Подведение итогов урока учителем

Учитель- Ребята, мне очень понравилась ваша работа. Вы были активными, трудолюбивыми и уж точно не похожими на тех братьев из притчи. А сейчас я хочу чтобы вы составили букет ( на стикерах –  цветочках я предлагаю вам написать ответы на вопросы:

Учитель задаёт вопросы

1) было ли мнеинтересно на уроке?

2) с каким настроением я работали?

3) чему я научился?

ручная игла, нитки, ножницы, напёрсток, ПК, проектор.

детали из хлопчатобумажной ткани, нитки, две пуговицы.

: стенд с образцами швов.

I. Организационный момент.

II. Проверка пройденного материала

Чем отличается изнаночная сторона от лицевой?

– Как определить направление долевой нити?

– Расскажите о хлопке

– Расскажите о льне

-Образец полотняного переплетения

III. Актуализация знаний

На прошлом уроке я вам говорила, что мы начинаем изучать большой раздел: «Изготовление швейных изделий». Мы уже познакомились с тем, как люди изготавливают ткань.

Нам достаточно знаний, чтобы изготовить изделие?

Конечно, нет. Мы ещё не научились шить.

Значит сегодня на уроке мы будем чему учиться? (шить)

Шить можно чем?(машинка, ручная игла)

При изготовлении швейных изделий одни операции выполняются на швейной машине – наз. Машинные операции, другие ручными инструментами (например ручные иглы) – наз. Ручные работы.  Ручных работы служат подготовкой для машинных работ, как вы думаете с чем мы познакомимся сначала?

В тетрадях запишите число, тема урока: «Ручные работы».

У вас на столах карточки, которые мы с вами заполним втечение урока. ( ЗХУ)

1 столбик-«знаю». В него вы записываете все, что вы ранее изучали или слышали о ручных швейных работах. Заполняем 1 столбик.

2 столбик-«хочу узнать». Подумайте и запишите, что бы вы хотели узнать и что нужно узнать, чтобы правильно и безопасно сшить изделие своими руками (как, чем, ТБ)

Все эти вопросы  будут  нашего урока, которую мы должны выполнить.

3 столбик мы заполним в конце уроков и проверим все ли мы выполнили.

При шитье одежды в ателье и дома раскроенное изделие сначала соединяют вручную, а затем сшивают на швейной машине. Ручные работы применяют при отделке изделия и при выполнении таких операций, как обмётывание петель и срезов, пришивание пуговиц.

Чем мы будем пользоваться при ручных швейных работах?

Все это называется инструменты и приспособления.

В тетрадь записываем: Иглы. № 1-12. Больше номер-толще игла (в школе № 3)Нечетные-длиннее.   Нитки. № 100-10. 100-самые тонкие.(в школе-50-40)

Качество инструментов и приспособлений.

Чем обычно соединяют детали швейного изделия?(нитками).

При ниточном соединении образуются стежки и строчки.

– это расстояние между двумя последовательными проколами иглы. – это ряд повторяющихся стежков на ткани.

– это место соединения деталей.

– расстояние от среза детали до строчки. ( Записать в тетрадь)

Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения.

Схема в тетрадь

Временные строчки нужны для того, чтобы проложить качественную машинную строчку.

Постоянные строчки и стежки применяются при пришивании пуговиц, вместо машинной строчки.

Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми из ручных строчек, продолжим на следующих уроках.

В тетрадь запишем таблицу.

V. Текущий инструктаж.

Перед началом любого дела надо оборудовать своё рабочее место. принято называть участок кабинета, предназначенный для выполнения определённой работы и оснащённый в соответствии с этой работой. Для ручных работ необходим рабочий стол, на котором располагают инструменты и приспособления. Вся работа выполняется на столе, обрабатываемую деталь следует держать перед собой.

Большое влияние на самочувствие учащихся и качество их работы оказывает правильная посадка. Неправильное положение корпуса вызывает преждевременную усталость, снижение работоспособности, а также способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости.

Правильная посадка во время работы заключается в следующем:

Необходимо помнить, что неисправный инструмент и незнание безопасных способов работы может привести к несчастному случаю.

Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

Правила техники безопасности при выполнении влажно-тепловых работ. Слайд 12

VI. Практическая работа: «Выполнение ручных стежков и строчек».

VI. Анализ допущенных отклонений

сравнить качество строчек с образцами; проверить выполнение технических условий.

VII. Заключительная часть.

Заполните 3 столбик карточки и скажите, мы выполнили, что хотели?

VII. Домашнее задание:

Первые ножницы изобретены полторы тысячи лет до нашей эры. Самые старые ножницы в Восточной Европе найдены под Смоленском, в Гнездово. По составу материала, из которого они были изготовлены, ученые определили, что ими работал кожевник X в.

На Руси ножницы делали кустари, занимавшиеся изготовлением ножей. Материалом для изготовления ножниц служило железо, сталь, иногда даже серебро, покрытое позолотой.

Некоторые мастера-изготовители давали волю фантазии: из-под их рук выходила диковинная птица с клювом, который резал ткань. Это были настоящие художники, которые превращали простой рабочий инструмент в произведение искусства. Иногда украшений на ножницах было так много, что это затрудняло пользование инструментом, и они оставались чисто декоративным предметом. Например, так получилось с ножницами, кольца которых были увиты металлическими виноградными лозами с кистями винограда.

Созданы электрические ножницы, которые режут толстую кожу, резину, линолеум, пластик со скоростью 20 метром в минуту.

Самые совершенные – лазерные ножницы, их используют на швейных предприятиях. Электронная вычислительная машина составляет и воспроизводит на экране выкройки одежды любого фасона, придуманного модельерами. Оператор-раскройщик вносит в эти выкройки с помощью светового карандаша окончательные изменения, и лазерные ножницы автоматически разрезают ткань по этим выкройкам.

До появления пуговиц даже верхнюю одежду надевали через голову. В Европу пуговицы завезли из Турции около 900 лет назад. Модны были крупные пуговицы диаметром несколько сантиметров. В пуговицы вставляли портреты, цветы, бабочек и покрывали стеклом. Также пуговицы делали из жемчуга, дерева, перламутра, кости, рога, кожи и драгоценных камней. Их пришивали на одежду сотнями – уже не для удобства, а для красоты.

В древние времена до появления утюгов на Руси, а также в Средней и Северной Европе пользовались деревянным прессом для распрямления ткани после стирки. Затем появилась деревянная каталка, на которую наматывали бельё, потом прокатывали по доске несколько раз.

В XIV в. Начали применять деревянную утюжильную машину. Она приводилась в действие зубчатым колесом вручную или конным воротом и имела деревянные валики, двигающиеся по доске.

Первый утюг появился в начале XVI в. Он представлял собой большой, тяжелый корпус, сделанный из латуни, стали или чугуна, с широкой отполированной нижней поверхностью и деревянной ручкой. Нагревали такие утюги на плите, или раскаленным железом, либо углями, которые закладывали внутрь корпуса. Манжеты и некоторые другие вещи утюжили с помощью специального приспособления из латуни в форме колокола, внутри которого находилось раскаленное железо. Изделия из тонких тканей утюжили стеклянным цилиндром, которым распрямляли их до удаления всех мелких складок.

Н протяжении трех последующих веков конструкция утюга менялась незначительно, улучшалось качество и возрастала скорость работы.

Существенным достижением начала XX в. Считается создание электрического утюга, не зависящего от внешнего нагревателя, обязательным элементом которого стал терморегулятор. Затем начали применять устройства для увлажнения тканей при утюжении; традиционную чугунную подошву сменила более легкая алюминиевая или с антипригарным покрытием; корпус и ручки стали изготавливать из жаростойких пластмасс. Это основные характеристики современного бытового электроутюга.

Приложение № 1

Идёт пароход, то взад, то вперёд, а за ним такая гладь – ни морщинки не видать.

Приложение № 2

Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ


ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС РУЧНЫЕ ШВЫ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *