ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО МАТЕМАТИКЕ 5 КЛАСС НА ПРЕДМЕТ

Технология развития критического мышления направлена на развитие мыслительных
навыков учащихся, необходимых в любой деятельности человека: принятии решений,
работе с информацией, поиске ответов на проблемные вопросы, анализе явлений
действительности.

Базовая модель технологии:

Трехфазовая структура урока (вызов, осмысление, рефлексия) позволяет
максимально задействовать все ресурсы личности ученика, способствует поддержанию
интереса учащихся к процессу обучения, пробуждает исследовательскую и творческую
активность.

Слайды 4, 5, 6.

Основные приемы технологии:

Чтение текста с пометками:
+ я это знал,
– я этого не знал,
! это меня удивило
? хотел бы узнать подробнее.

Составление таблицы, выписываются основные положения из текста

Рассмотрим применение этих стратегий на примере урока алгебры в 8 классе
“Квадратные уравнения. Основные понятия”.

Технологическая карта урока:

I. Стадия вызова (кластер).
II. Стадия осмыслении (инсерт, кластер).
III. Стадия рефлексии (графический способ представления информации в виде
таблицы. Выполнение практического задания).

Важную роль в обучении играет организация самостоятельной деятельности
школьников в процессе изучения теоретического материала.

На стадии вызова.

1. Работа с текстом:

Из данных уравнений выбрать квадратные

1) x2 – 1 = 0;
2) x3 + 6x – 1=0;
3)

– 4 = 0;
4) 5x = 0;
5) 2×2 – 5x +6 = 0;
6) 7x – x2 + 3 = 0

2. Прочитайте п.19 стр.112 учебника, найдите определения

полного и неполного квадратного уравнения;

приведенного и неприведенного квадратного уравнения;

корня квадратного уравнения;

3. Изобразите информацию в виде графического приема “гроздья”

1. Квадратные уравнения: 1) x2 – 1 = 0; 5) 2×2 – 5x + 6
= 0; 6) 7x – x2 + 3=0

2. Вопросы классу:

Продолжается работа с данным приемом и на стадии осмысления

Стадия осмысления. Приемы Инсерт, кластер.

1-й этап – систематизация, оформление в кластер; по ходу работы с текстом
вносятся исправления и дополнения в грозди.

2-й этап – нахождение взаимосвязей между ветвями;

3-й этап – мозговой штурм (идеи решения неполных квадратных уравнений) ,

1-й этап. Презентация кластера

Оформление кластера осуществлялось различными цветами. Информация, которую
ученик отмечал самостоятельно, фиксировалась пастой одного цвета, дополненная
или исправленная информация – другой пастой. В процессе такой работы ученику и
учителю было легко отследить пробелы в знаниях и сделать соответствующие выводы.

2-й этап. Нахождение взаимосвязей между ветвями.

3-й этап. Решение неполных квадратных уравнений.

Здесь используется так же прием работы с текстом, который носит название
инсерт.

Слайд 13. Учитель вместе с учащимися на конкретных примерах
рассматривает три вида неполных квадратных уравнений: ax2 = 0, ax2
+ bx = 0, ax2 + c = 0 и способы их решения. Во время работы
учащиеся делают на полях пометки:

Полученные данные обучающиеся заносят в таблицу:

Слайды 14–17. Веселая зарядка.

III. Стадия рефлексии (или размышления).

– Возвращение к таблице (ее уточнение и дополнение с учетом того нового, что
узнали).
– Выполнение практического задания.
– Определение способов применения этой информации на практике.

Этот материал обобщается, формулируются выводы о способах решения, о
количестве и виде корней различных неполных квадратных уравнений. Полученные
данные заносятся в таблицу

Задание классу: работа в парах

Разбейте следующие уравнения на две группы по какому-либо признаку:

1-я группа: приведенные и неприведенные.

2-я группа: полные и неполные.

Какие из этих уравнений вы можете решить? (Неполные квадратные уравнения.)

Решением каждого уравнения выбирается соответствующая буква, ребята решив
уравнения, должны получить слово “Эврика.”

Итог урока: “Эврика” крикнул Архимед, когда открыл известный вам закон.

А, что вы открыли для себя сегодня? Что вы узнали нового?

Домашнее задание: п24; № 24.4а), № 24.8б), №24.9а), 24.12а), №24.16б),
24.18б), 24.20б

Прежде определим признаки критического
мышления:

Педагогическая технология развития
критического мышления.

Ведущие целевые ориентации: Мотивация к
учению. Расширение знаний и развитие
интеллектуальных умений. Развитие рефлексивного
мышления. Формирование обобщений.

Цель применения технологии развития
критического мышления: Развитие мыслительных
навыков учащихся, необходимых для учёбы и
обычной жизни (умение принимать взвешенные
решения, работать с информацией, анализировать,
рассматривать различные стороны решения).

Некоторые правила технологии РМК:

1. Задавайтесь вопросами, интересуйтесь.

Речь идет не о поверхностном любопытстве,
проявляющемся в том, чтобы всюду совать свой нос,
а о любознательности, пытливости,
интеллектуальной жажде.

Вопросы могут служить мотивацией к изучению
материала, могут способствовать лучшему
закреплению изученного, а также работать на
рефлексию.

Приёмы постановки вопросов:

1.”Толстый” и “тонкий” вопрос.( этап контроля
знаний) Составьте вопросы по теме, по тексту.

2. Таблица вопросов. Основой являются вопросы,
начинающиеся с вопросительных слов.

2. Анализируйте идеи, предположения, тексты.

Анализ – это исходная мыслительная операция,
с которой начинается процесс мышления. Для его
осуществления нужно разложить идею или объект на
составные части.

Анализировать можно по нескольким
направлениям: “это я уже знаю”, “это я слышал”,
“это не знаю”. Другой пример: “это я понимаю и
объясню другому”, “это я понимаю, но объяснить
не смогу”, “это я не понимаю”.

“ИНСЕРТ” проставление значков в
тексте.(разметка текста).

– “уже знал”, +
“новое”, (-) –“думал иначе или не знал” , ?- не
понял, есть вопросы итоговая таблица.

3. Исследуйте факты, доказательства.

4. Высказывайте свои предложения, мысли, идеи,
а также считайтесь с другими мнениями.

1.“Ромашка” Блума. ( как вариант домашнего
задания) По теме составить вопросы, учитывая их
назначение.

2. Концептуальная таблица. ( Сравнительный
анализ)

Тема “Функции”. Обобщающий урок. 9класс.

Можно попросить учащихся заполнить таблицу,
работая в группах. Затем провести обсуждение и
сравнение результатов.

8 КЛАСС. Урок с применением технологии РКМ.

Окружность. Взаимное расположение прямой и
окружности.

Главная дидактическая цель урока: Добиться
умения самостоятельно формулировать
определения понятий: окружность, радиус, диаметр,
хорда каждым учащимся.

Игра “Верю-не верю”

Цель игры: Вызвать интерес к изучению
темы “окружность”, создать положительную
мотивацию самостоятельного изучения текста по
теме.

Проводится в начале урока, после сообщения
темы.

Далее предлагается текст.

“Ни 30 лет, ни 30 столетий не оказывают
никакого влияния на ясность или на красоту
геометрических истин”. Кэрролл Л.

Самая простая из кривых линий – окружность. Это
одна из древнейших геометрических фигур. Ещё
вавилоняне и древние индийцы считали самым
важным элементом окружности – радиус. Слово это
латинское и означает “луч”. В древности не было
этого термина: Евклид и другие учёные говорили
просто “прямая из центра”, Ф. Виет писал что
“радиус” – это “элегантное слово”.
Общепринятым термин “радиус” становится лишь в
конце XVII в. Впервые термин “радиус” встречается
в “Геометрии” французского ученого Рамса,
изданной в 1569 году.

В Древней Греции круг и окружность считались
венцом совершенства. Действительно в каждой
своей точке окружность “устроена” одинаково,
что позволяет ей как бы двигаться “по себе”. На
плоскости этим свойством обладает еще лишь
прямая. Одно из интереснейших свойств круга
состоит в том, что он при заданном периметре
ограничивает максимальную площадь.

В русском языке слово “круглый” тоже стало
означать высокую степень чего-либо: “круглый
отличник”, “круглый сирота” и даже “круглый
дурак”.

Если вы когда-либо пробовали получить
информацию от бюрократической организации, вас,
скорее всего “погоняли по кругу”. Фраза “ходить
по кругу” обычно не ассоциируется с прогрессом.
Но в период индустриальной революции, выражение
“ходить по кругу” очень точно отражало
прогресс. Шкивы и механизмы давали машинам
возможность увеличить производительность и
значит сократить рабочую неделю.

Без понятия круга и окружности было бы трудно
говорить о круговращении жизни. Круги повсюду
вокруг нас. Окружности и циклы идут, взявшись за
руки. Циклы получаются при движении по кругу. Мы
изучаем циклы земли, они помогают нам
разобраться, когда надо сажать растения и когда
мы должны вставать.

Представление об окружности даёт линия
движения модели самолёта, прикреплённого шнуром
к руке человека, также обод колеса, спицы
которого соответствуют радиусам окружности.

Термин “хорда” (от греческого “струна”) был
введён в современном смысле европейскими
учёными в XII-XIII веках.

Определение касательной как прямой, имеющей с
окружностью только одну общую точку, встречается
впервые в учебнике “Элементы геометрии”
французского математика Лежандра (1752-1833 гг.). В
“Началах” Евклида даётся следующее
определение: прямая касается круга, если она
встречает круг, но при продолжении не пересекает
его

По материалам книг: Г. Глейзер “История
математики в школе”, С Акимова “Занимательная
математика”.

Прочитав текст, составьте в тетради таблицу
вопросов по нему, так чтобы вопрос начинался с
указанного слова.

Изучив таблицу, сформулируйте геометрические
определения понятий, используя ключевые слова.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Рассмотрите прямую m,
точку М вне её и отрезок МК.

Постройте в тетради три окружности с центром в
точке М:

1. Радиус окружности r < MK

2. Радиус окружности r = MK

Дайте определение расстояния от точки до
прямой: Расстояние от точки до прямой – это

Сделайте вывод о взаимном расположении
прямой и окружности, в зависимости от радиуса и
расстояния от центра до прямой.

Обсудите свои выводы с товарищем по парте.

  • М. Г. Ермолаева. Современный урок: тенденции,
    возможности, анализ. С Пб. 2007.
  • Ю. Н. Кулюткина. Е.Б. Спасская. Образовательные
    технологии. К АРО СПб 2001.
  • О. Б. Епишева. Технология обучения математике на
    основе деятельностного подхода. Просвещение
    Москва 2003.

«Все наше достоинство – в способности мыслить.

Только мысль возносит нас, а не пространство

и время, в которых мы ничто.

Постараемся же мыслить достойно –

в этом основа нравственности».

Б. Паскаль

Введение

Термин «критическое мышление» известен уже давно из работ таких известных психологов, как Жан Пиаже, Лев Семенович Выготский. Критическое мышление (в данной технологии) – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.

Критическое мышление – это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении учебных проблем.

Чем еще привлекает меня данная технология? Детей нелегко мотивировать на уроках математики. И мне приходится постоянно придумывать, как заинтересовать ребенка? Порой в этом процессе мы больше отдаем предпочтение форме и забываем о содержании. Данная технология с четкой структурой, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов:

1.1. Базовая модель РКМЧП

В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки математики в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

Принципиальными моментами для технологии «РКМЧП» являются:

Технология РКМ имеет две особенности:

Первый этап работы называется стадия вызова – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. Другими словами «создание мотива к обучению». На этой стадии у ребёнка возникают собственные цели и мотивы для изучения нового.

Вторая стадия называется осмысление содержания (получение новой информации). Преподаватель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники информации. А ученики со временем начинают более вдумчиво читать, слушать, задавать разнообразные вопросы.

Задачи стадии реализации смысла:

Третья стадия – стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы педагог проверил память своих учащихся, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы. Задачи стадии рефлексии:

1.2 Приемы и методы, применяемые в технологии развития критического мышления

На разных стадиях используются приёмы и методы технологии развития критического мышления:

I стадия вызова

Как методический прием «мозговой штурм» используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова». На первом этапе учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме; на втором – учащееся обмениваются информацией. Мой педагогический опыт показывает, что парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Кроме того, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

«Верные и неверные утверждения» на уроках геометрии.

Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Рефлексия. На стадии рефлексии «работают» все выше перечисленные приёмы. Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т.д.

Дискуссия. Форма групповой дискуссии способствует развитию общения, становлению самостоятельности мышления. Дискуссия может использоваться как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии. Класс делиться на две группы, даётся задание для обсуждения в группах. В итоге каждая группа должна создать памятку и защитить её.

Заключение

Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, педагог перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Данная технология позволяет учителю: давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем, позволяет каждому ученику актуализировать свои знания и опыт, услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Таким образом, достигая всех необходимых результатов и повышая, таким образом, мотивацию к изучению предмета.

Однако любые образовательные технологии – еще не гарантия успеха.

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Татьяна Викторовна Смолеусова,

профессор, кандидат педагогических наук, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

• критическое мышление • мотивация учебной деятельности • формирование УУД

• математическое образование • технология РКМЧП • синквейн

Использование инновационных, интерактивных технологий необходимо на современном этапе для обновления математического образования, реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), организации си-стемно-деятельностного подхода в обучении, эффективного формирования универсальных учебных действий (УУД), достижения новых целей и решения основных задач математического образования.

В данной статье мы постараемся ответить на методические вопросы: «Какие новые цели математического образования можно достигать средствами РКМЧП? Для каких основных задач математического образования из ФГОС НОО может быть полезна технология РКМЧП? Как применять РКМЧП на уроках математики?»

Технология РКМЧП предлагает учителям конкретные приёмы для мотивации учебной деятельности, осмысления математических понятий и правил, обучения сообща, реф-

• позитивная мотивация учения, идущая от интересов учеников;

• самостоятельность и активность учеников – субъектов обучения;

• осознание школьниками ценности личности;

• осуществление учащимися активного поиска информации;

• размышления школьников о том, что они узнали из этой информации;

• выражение собственного мнения учениками;

• связь обучения с жизнью;

• создание условий для вариативности, индивидуализации и дифференциации обучения;

• возможность интеграции отдельных дисциплин;

• формирование таких черт, как направленность на самореализацию, удовлетворение потребности в самоутверждении, рефлексии;

• организация мышления при помощи графических организаторов;

• развитие навыков общения, культуры работы с текстом;

• формирование у учеников умений учиться, работать в группе, графически оформлять модель текстового материала, творчески интерпретировать имеющуюся информацию, ранжировать информацию по степени новизны и значимости, ориентироваться в потоке окружающей информации.

В основе технологии РКМЧП лежат три стадии: вызов, осмысление и рефлексия. Они

важны для реализации системно-деятель-ностного подхода, так как соответствуют трём компонентам учебной деятельности: мотива-ционно-целевой, операционно-содержатель-ный и рефлексивно-оценочный. Реализация каждой стадии технологии РКМЧП осуществляется при помощи разнообразных технологичных приёмов, имеющих свои названия.

Приведём примеры использования нескольких приёмов РКМЧП на математическом содержании.

1. Использование приёма «3-Х – У» («Знаю – Хочу узнать – Узнал») и заполнение таблицы 3 – Х – У направлено на развитие мыслительных способностей учащихся, самостоятельности мышления, выработку собственной позиции. Работу можно проводить устно или с использованием графического организатора (см. таблицу 1).

Знаю о тонне Хочу узнать о тонне Узнал о тонне

Единица измерения массы. С её помощью взвешивают большие предметы. Для взвешивания необходимы весы, отличающиеся от тех, которыми взвешивают предметы в килограммах и граммах Сколько тонн сена нужно корове на зиму? Сколько тонн угля сжигают при отоплении? Съедает ли человек в течение года тонну картофеля? Откуда произошло слово тонна? Почему в слове тонна пишут две буквы н? Масса джипа больше или меньше тонны? Почему на мосту можно увидеть запись 3т? Сколько граммов в тонне? На уроке нашли ответы на два вопроса из восьми: на четвёртый и восьмой вопросы. По остальным шести вопросам решили сделать проекты

Знаю о делении Хочу узнать о делении Узнал о делении

Делить нужно поровну. Делить можно с остатком, столбиком. Делить на 0 нельзя 1. Как быстро разделить большое число? 2. Как быстрее делить: в уме или на калькуляторе? 3. Что означают слова раздельное питание? Их говорят в том случае, когда что-то делят? 4. Почему в книгах встречается слово раздел? В этом случае что-то делят? Нашли ответ на вопрос 2: на калькуляторе не всегда удобно делить. Например, если надо разделить на 1 число 1 739 320, то делимое набирать долго. В таком случае легче делить устно. Остальные вопросы лягут в основу минипроектов

2. В ходе применения приёма «Прогноз» текст делится на смысловые части, а ученики прогнозируют его продолжение, например:

• Как вы думаете, какой вопрос можно сформулировать к условию задачи: «На первой полке в магазине стоят 7 игрушек, а на второй – на 3 игрушки больше»?

• Рассмотрите графическую модель задачи. Как можно сформулировать её вопрос?

• Какое следующее число будет в ряду: 5, 10, 15, 20, 25,.?

Синквейн – это пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX в. под влиянием японской поэзии. В дальнейшем она стала использоваться в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи. Некоторые методисты полагают, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, средства оценки сформи-

рованности понятийного и словарного багажа учащихся. В ходе математического образования полезно составлять синквейны для рефлексии, обобщения, закрепления, осмысления математических понятий.

Первая строка синквейна состоит из одного слова (обычно существительного или местоимения), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь (тема стихотворения).

Вторая строка включает два слова (чаще всего прилагательные или причастия), которые описывают признаки и свойства соответствующего предмета или объекта.

Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями, характеризующими действия объекта.

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка содержит одно слово-резюме, слово-ассоциацию, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улуч-

шения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Синквейн полезно составлять для следующих математических понятий: числа, задачи, линии, цифры, математика, величины, единицы измерения, равенства, фигуры, сложение, вычитание и т.д. На уроках математики можно использовать прямые и модифицированные задания, связанные с синквейнами.

Решать, думать, вычислять. Заставляет логически мыслить. Наука.

Пример модифицированного задания «Запиши в первой строке слово, по которому составлен синквейн»:

Двузначные, однозначные. Считать, складывать, вычитать. Это главное в математике. Счётные палочки.

Пример прямого задания: «Составь синквейн к понятию математика». Ученики могут выполнить это задание следующим образом:

Математика. Сложная, точная.

4. Суть использования приёма «Сюжетная таблица» состоит в том, что, читая текст, ученик делает в ней записи, создавая таким образом «скелет», модель текста энциклопедической статьи по истории математики или текста задачи (см. таблицы 4 и 5).

Таблица 4 помогает школьникам воссоздавать прочитанный сюжет текста, структурировать свои мысли и прочитанную информацию. При этом они овладевают алгоритмическим и логическим мышлением, учатся анализировать текст, разбивать его на смысловые фрагменты.

При анализе текстовой задачи могут возникать другие вопросы. Тогда таблица может быть изменена (см. таблицу 5).

Таблица 5 помогает младшим школьникам не только воссоздать сюжет и числовые данные задачи, понять, переформулировать её, но и сделать к ней модель.

5. Для успешной адаптации во взрослой жизни необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ («тонкие» вопросы), и на которые нель-

зя ответить определённо («толстые» вопросы). С этой целью можно использовать приём заполнения таблицы «Толстые и тонкие вопросы». При обсуждении таблицы 6 необходимо акцентировать внимание на том факте, что на «толстые» вопросы можно дать несколько ответов, а на «тонкие» -только один. Обучать различению вопросов можно начинать со второго класса.

«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы

Что.? Почему вы думаете, что.?

Когда.? В чём разница между.?

Сколько.? В чём сходство между.?

Работа по вопросам ведётся в несколько Этап 1. Школьники задают вопросы по та-этапов. блице и записывают в ней продолжение

каждого вопроса. Сначала они придумывают «тонкие» вопросы, потом – «толстые».

Этап 2. В ходе работы с текстом ученики составляют по нему сначала «тонкие» вопросы, потом – «толстые» и записывают их в таблицу.

Этап 3. В ходе прослушивания текста учащиеся записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу к каждой части текста. Потом они задают их одноклассникам. Для того, чтобы дети успевали записывать вопросы, после чтения каждой части текста учитель должен делать паузы.

Такая работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развитию умения задавать продуманные вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

• а) «тонких» вопросов по математике: «Что здесь изображено? (Луч.) Сколько сторон в треугольнике? (3.)»;

6. В начале урока математики можно использовать приём «Верные и неверные утверждения» или «Верите ли вы?»

Учитель предлагает школьникам несколько утверждений и просит их выбрать верные, которые описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Ученики должны обосновать свой выбор. После зна-

комства с основной информацией (например, в учебнике) школьники возвращаются к выбранным ими утверждениям и оценивают их достоверность, опираясь на новые знания.

Например, перед изучением темы «Двузначные числа» педагог может предложить ученикам выбрать верные утверждения из следующих:

• Здесь написаны только двузначные числа: 10, 11, 2, 12, 22, 25, 99.

• Все числа двузначные.

• Есть двузначные числа, записанные при помощи одной цифры.

• Двузначные числа могут быть круглыми.

• Результат сложения может быть двузначным числом.

• При вычитании всегда получается двузначное число.

7. Приём «Вставь пропущенные.» напоминает задания с «окошками». Инструкции при его использовании могут быть такими: «Вставь пропущенные слова в текст задачи. Вставь пропущенные числа в текст задачи. Вставь пропущенные цифры. Вставь пропущенные знаки действий в решение задачи. Вставь пропущенные слова в правило. Вставь пропущенные слова в определение. Вставь пропущенные слова в таблицу, составленную по диаграмме».

8. Приём «Сводная таблица» (см. таблицу 7) направлен на обобщение знаний младших школьников, помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями, фактами или понятиями. Таблица состоит из трёх колонок. В средней перечислены категории, по которым будет проходить сравнение. Она называется линия сравнения. В колонки, расположенные слева и справа от линии сравнения, заносится информация, полученная в результате сравнения. Количество строк в таблице определяется основаниями для сравнения и варьируется в зависимости от их числа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Равенство сторон обязательно?

Окончание таблицы 7

Какими буквами обозначают вершины?

Как найти периметр?

Наличие прямых углов

Вокруг нас есть предметы такой формы?

В таблице 8 представлен результат заполнения сводной таблицы 7. Возможны варианты заполнения таблицы в ходе индивидуальной, парной, групповой или фронтальной работы.

Обязательно Равенство сторон обязательно? Не обязательно

а ‘ 4 Как найти периметр? а + в + с

Обязательно, все углы прямые Наличие прямых углов Не обязательно

Да. Кафельная плитка и др. Вокруг нас есть предметы такой формы? Да. Косынка, дорожный знак и др.

Технология РКМЧП не отрицает полезные традиции. Она даёт учителю возможность грамотно организовать учебную деятельность, личностно-ориентированное обучение, помогает с готовностью «пойти» за учениками, но не уйти от цели урока, решить новые задачи образования и достигнуть планируемых метапредметных и личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Вся работа в этом плане направлена на самое главное – создать на уроке условия, помогающие ученикам самостоятельно добывать знания на основе уже имеющегося опыта и из предлагаемых источников. Некоторые задания использовались в математическом образовании и раньше, их не относили к какому-то приёму, называли развивающими. Использование технологичных приёмов РКМЧП позволяет педагогу более системно использовать развивающее обучение, формировать УУД, развивать критическое мышление, работать с графическими организаторами как моделями для рассуждений и размышлений.

Более подробное описание применения технологий РКМЧП на уроках математики можно найти в других публикациях автора статьи. □

1. Бахарева С. Э., Сайдакова Л. А., Смоле-усова Т. В. О возможности и необходимости обучения «РКМЧП» в системе ИПК // Технология РКМЧП в вузе. Перспективы для школьного образования XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. — М., 2001.

2. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. — М., 2004.

3. Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. — 2004. — № 2.

4. Примерная программа по математике. — М. 2009.

5. Смолеусова Т. В., Венедиктова Е. И. Технология РКМЧП на уроке математики для реализации требований ФГОС НОО // Сибирский учитель. — 2013. — № 4.

6. Смолеусова Т. В. Математика в схемах и таблицах. Справочник для учителя начальной школы. — Самара, 2004.

7. Смолеусова Т. В. Время методических инноваций // Начальная школа. — 2014. — № 2. — С. 78-83.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М., 2014.

9. Фундаментальное ядро содержания общего образования. — М., 2009.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *