Министерство образование и науки Астраханской области
ОАОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах»
по МДК «Русский язык с методикой преподавания»
«Фрагмент урока по теме «Работа со словарным словом «Медведь»»
УМК « Начальная школа 21 века »
Учебник «Русский язык» Иванов С. В., Кузнецова М. И.
Тема урока: Работа со словарным словом «Медведь»
Тип урока: открытие новых знаний.
1. Отработать правильное написание детьми слова медведь.
2. Учить работать со словарём.
3. Совершенствовать умение применять на практике правила правописания безударных гласных.
-презентация на интерактивной доске;
– учебник «Русский язык» Иванов С. В., Кузнецова М. И.
урока развивающего контроля
Учебный предмет: русский язык
Автор УМК : УМК «Школа 2100» Р. Н Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В.
Пронина. М.: Баласс, 2013 г
Тема урока: Безударные гласные в корне
слова
Тип урока: урок развивающего контроля
Цель урока: формирование способности обучающихся к
осуществлению контрольной функции
1.
Формирование у учащихся способностей к оцениванию результатов своей
деятельности
2.
Выявление и коррекция предметных результатов по теме «Безударные
гласные в корне слова»
1. Повторить правило
2. Повторить алгоритм нахождения
безударных гласных в корне слова, подбора проверочных слов.
3. Исправить свои ошибки в проверочной
работе.
4. Совершенствовать умение правильно
писать слова с изученной орфограммой.
Вставь безударные гласные (проверь в уме), подчеркни
орфограмму.
Наступили сильные м_розы. Снег завалил с_довые дорожки.
Птицы з_мой г_л_дают. Дети устроили для птиц к_рмушки. Девочки насыпали пш_на.
Г_лодные птицы быстро скл_вали весь корм. Как х_р_шо, что у птиц есть настоящие
друзья!
Тест: “Безударные гласные в корне слов”.
Цель: проверить умение правильно обозначать
безударные гласные в корне слова;
1. Напиши опасные гласные
2. Как проверить безударную гласную в корне?
3. Найди слово с безударной гласной Я?
4. К проверочным подбери по 2 проверяемых:
5. Проверочным для слова ГОЛУБКА является:
а) голубь б) голубой в)голубчик
1. а о и е я
4. Лесной, лесник.
Индивидуальный
лист ( для тех, кто выполнил проверочную работу без ошибок0
Тест: “Безударные
гласные в корне слов”.
умение
правильно обозначать безударные гласные в корне слова;
1.
Чтобы проверить безударную гласную
в ________________ слова, нужно ___________________ или _________________,
чтобы на эту гласную падало ударение.
2.
Найди слово с безударной гласной Я?
4. Запиши
ещё по 2 однокоренных слова, безударную гласную подчеркни.
Звон, ____________________ , ______________________
Гость, ____________________ , ______________________
Ночь, ____________________ , ______________________
5. Составь
и запиши 4 однокоренных слова с помощью приставок ЗА-, ПЕРЕ-, ОБ-,
суффиксов -К-, -Н- и корнем -МОРОЗ-,
_____________________________________________________________
6.
Вставь буквы, устно подбери проверочные.
7.
Какое предложение верно?
а) Бабушка рано поседела.
б) поседела на лавочке.
рование темы и цели урока
. Повторение изученного
Закрепление с элементами самоконтроля, самооценки
Притча. Приём «Вопрос к тексту»
Притча – это краткий поучительный рассказ. Однажды величайший мастер стрельбы из лука повесил на дерево мишень и спросил своих учеников, что они видят. Один сказал, что видит дерево и мишень. Другой увидел дерево с мишенью, листву, солнце и птиц на небе. И только один ученик ответил: – Как я ни стараюсь, не вижу ничего, кроме центра мишени». Учитель повернулся к ученикам и произнёс:
– Знайте, только такой человек может стать попадающим в цель.
Давайте порассуждаем, какими качествами должен обладать человек, чтобы он смог достичь поставленной цели?
Я верю, что вы обладаете такими качествами, которые помогут вам достичь цели пока в учёбе, а в дальнейшем и в жизни
Перед вами дорожка из слов
Стр-ла, л-ства, пт-ца, гн-здо (Слайд 2-3)
Найдите лишнее? Почему? (птица)
Сформулируйте тему урока на основе оставшихся слов на доске (Слайд 4)
Тема: Правописание безударных гласных в корне слова
Какую цель мы поставим перед собой?
Учиться писать слова с безударной гласной в корне слова.
Сколько способов проверки безударной гласной мы знаем?
По изменению слова (Слайд 5)
Докажите, что вы владеете этими способами.
Словарная работа (работа в группах).
Оценивать работу будем в оценочных листах по критериям.
Правильный ответ – 1б.
Неправильный – 0б.
Вспомните по 1 слову из словаря.
Проверка: Приём « Лови ошибку»
Участник группы читает всему классу словарные слова, которые получились в результате совместной работы, все слушают, при необходимости исправляют и добавляют.
Какой способ проверки требуют эти слова? (Слайд 6)
Буквенный диктант (карточки с гласными буквами)
Стрела, листва, гнездо.
Самостоятельная работа (Слайд 7)
Вставить пропущенную букву в словах:
е, е, о, я
Оцените этот вид работы
На партах возьмите карточку розового цвета
(на карточках слова с безударной гласной, а на обратной стороне проверочное слово)
По моему сигналу встаньте, задвиньте стулья и начните передвигаться под музыку. Когда музыка остановится, найдите пару с другого стола и обсудите написание безударной гласной в корне слова.
Оцените данный вид работы
Перед вами на листочках таблица, где записаны утверждения, если вы согласны с утверждениями, ставите +, если нет, – Приём « Да+» « Нет -»
Совпали ли ваши утверждения с товарищем?
Сверить с образцом (Слайд 8)
Самооценка учебной деятельности на уроке.
Подведём итог урока.
Посчитайте, сколько баллов вы набрали. ( Слайд 9)
10б. – красный кружок
9б. – зелёный кружок
8б. – жёлтый кружок
Наклейте кружочек в ту часть мишени, которая соответствует количеству баллов.
Ребята, какие качества вам помогли достичь цели урока?
(Слайд 10) Внимательность
Ученику – удача.
Учителю – радость. ( Слайд 11)
Предлагает прочитать слова и найти лишнее.
Предлагает сформулировать тему и цель урока.
Учащиеся формулируют тему и цель урока.
Работа в группе
Работают по алгоритму
Каждая группа зачитывает словарные слова
Учащиеся показывают пропущенную букву в слове.
Учащиеся записывают только
пропущенную букву в словах.
с эталоном на экране
Дети берут карточки розового цвета, передвигаются под музыку,
музыка останавливается,образуют пары и обсуждают написание слов с безударной гласной по карточке
встречаются с товарищем, обсуждают задание.
Взаимопроверка и самооценка с эталоном на экране.
Учащиеся считают баллы и наклеивают кружочки на мишень. Каждая группа представляет результат работы.
Развиваем умения извлекать информацию из текста
Обобщать и классифицировать по признакам
Развиваем умения слушать и понимать других
Развиваем умение взаимоконтроля и самооценки
Умение работать в паре
На основе анализа делать выводы
Развиваем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
Развиваем умение оценивать свою деятельность по заданным критериям
Из опыта работы в первом классе
МКОУ «Лозовская СОШ», учитель начальных классов: Пахомова В. В.
Статья на тему:
«Примерные виды творческих заданий и упражнений на уроках грамоте и русского языка».
Учителям начальных классов хорошо известно, что у многих детей возникают трудности в формировании письменной речи, выражающиеся на письме и в чтении в специфических ошибках разного генеза.
Приступая к работе, учитель должен помнить о том, что каждый ребёнок, приходящий в школу, любит и хочет работать в тетради. И надо позволить ему сделать это так, чтобы результаты выполнения даже самого маленького задания радовали его. Необходимо хвалить ребенка за достижения, помня о том, что только положительные эмоции, радость от работы, будут создавать дальнейшую мотивацию овладения письменной речью.
Наступила осень.
Часто идут дожди.
Птицы улетают.
– Такой необычный диктант может быть записан яркими фломастерами. А после выполнения задания следует восстановить «зашифрованную» запись, активизирована тем самым память детей.
1.2. Еще необычнее будет задание сосчитать количество пробелов (пропусков) между словами.
Зима пришла.
Выпал пушистый снег.
Замерзли реки.
Какая красивая зима!
– Такие диктанты могут проводиться в 1 классе почти на каждом уроке по следам интересных событий, прочитанного. Составлять их могут и сами дети. Задания эти способствуют развитию речевого творчества детей.
2. Списывание предложений.
Детям с трудом дается списывание с образца. Объясняется это тем, что при данном виде деятельности приходиться перераспределять внимание между образцом и собственным написание в тетради, приходиться удерживать в памяти отрезки списываемого, постоянно сличать написанное и образец. Для этого полезно упражнять в списывании с одновременными творческими заданиями. Появляется дополнительный мотив «усовершенствовать» либо исправить написанное, возрастает интерес к заданию.
2.1. Предлагаю записанное учителем без пробелов между словами предложение записать в тетрадь.
Перед ребенком сразу встанет вопрос «как переписывать». Правильно, или так как есть? Появится проблема – возникнет необходимость решить её.
2.2. Списать предложение заведомо неверное по смыслу.
Медведь боится волка.
Папа младше сына.
2.3. Списать предложение с одновременным заданием: изменить в нем одно слово.
Ребята идут в школу.
Мальчики идут в школу.
Ребята бегут в школу.
Ребята идут из школы.
Ребята идут из библиотеки.
– После этого прочитываются и обсуждаются собственные варианты.
2.4. Следующий вид упражнения – списывание с сокращением, в котором непременным является условие сократить каждое последующее предложение на одно слово.
Вова ел вкусный суп.
Вова ел суп.
Выполняя и обсуждая это задание дети смогут понять значение различных членов предложения, ведь предложение в итоге сокращается до грамматической основы, несущей в себе основную смысловую нагрузку.
2.5. Списывание предложений с добавлениями может быть подключено на последующих этапах работы.
Ученики решают задачу.
Ученики решают легкую задачу.
– Выполняя эти и подобные им задания, решается пропедевтическая задача распространения предложения, синтаксический разбор, предупреждение появления ахроматизмов на письме, а также расширяется объем кратковременной памяти учащихся.
2.6. Списывание незаконченных предложений с заданием закончить их.
Подобные задания готовят первоклассников к усвоению правила о раздельном написании значимого слова и предлога, подводят к падежным изменениям имен существительных, формируют и обобщающую и ситуативную функции слова.2.
Слуховой диктант слов.
3.1. Пропуск целого слова – нередкая ошибка в тетрадях учащихся. При овладении слоговым анализом слов может быть использована цифровая запись. Диктант слов разной слоговой структуры станет наиболее продуктивным, количество анализируемых слов увеличится во много раз, если учитель предложит детям цифровую запись, обозначающую
3.1.1. количество слогов в слове: мак
,маки
, маковка
3.2 Пропуски гласных – одна из наиболее часто встречающихся ошибок. Это объясняется тем, что основную смысловую нагрузку в словах русского языка несут на себе согласные. Предлагаю детям не совсем обычный слуховой диктант: вместо целых слов они записывают гласные из этих слов. Методически оправданной будет следующая последовательность подобных диктантов.
3.2.1. Диктант слов, начинающихся с ударных гласных первого ряда (соответственно записываются только начальные ударные гласные)
Игры (и). остров (о). арка (а), астры (а), иглы (и). эхо (э). утка (у). улей (у).
Дети быстро и легко справляются с этим диктантом. Одновременно решаются вопросы дифференциации гласных о и а, о и у, и и э (звуки эти нередко смешиваются детьми из-за их артикуляторного сходства)
3.2.2. Диктант односложных слов, где гласные пишутся так же как и звучат:
Дом, нож, рак, кит, сон, сын, сыр, мак. Дым, бык, лак, лось, конь, сом.
3.2.3. Диктант двусложных слов несколько труднее. Возникает возможность ошибочной записи безударной гласной. Оправданным будет «орфографическое» проговаривание. Одновременно учу детей проверять безударные гласные.
Сахар, мука, кони, коза, грибы, дома, сани, лиса.
Постепенно в работу включаю слова с гласными второго ряда.
3.2.4. Диктант трехсложных слов выполняется также. Во втором полугодии 1 класса и во 2 классе такие диктанты эффективны для проверки усвоения словарных слов.
Корова (о-о-а), сорока (о-о-а), ворона (о-о-а).
3.3. Работа с цифровым рядом.
Пропуски согласных в стечениях и их перестановки часто встречаются в работах учеников.
Для диктанта подбираются слова со стечением согласных. Перед учащимися на столе цифровые ряды от 1 до 10. Цифры можно записать в каждой тетради.
Дается задание найти место звука (буквы) в словах и записать цифрой в тетрадях. Например, найти место (р), в словах: бросить
, зебра
, подобрать
, привезти
, грачи
.
3. Упражнения для усвоения графических навыков.
– Одним из наиболее стойких типов специфических ошибок письма являются смешения букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений руки. Это – ошибки по кинетическому сходству.
С переходом на стадию связного письма, с увеличением объема письменных работ, темпа работы число подобных ошибок значительно возрастает
Предлагаю виды тренировочных упражнений на минутках чистописания:
с – е, с – о, э – с, у – д – з, л – и, м – ш, в – д, т – ш, п – и, Е – З.
4.1. Списывание слов и предложений с одновременной расшифровкой зашифрованных букв.
Деꜜушка уꜜит рыꜜу.
(Дедушка удит рыбу.)
Баꜜушка люꜜит соꜜирать гриꜜы.
Бабушка любит собирать грибы.
Обратное задание – зашифровать записанные или продиктованные предложения.
( В зоопарке ꜜыли зеꜜры, оꜜезьяны, ꜜегемоты)
В зоопарке были зебры, обезьяны, бегемоты.
4.2. Списывание слов и предложений с одновременным исправлением ошибок. Известно, что развитие функции контроля несколько опережает развитие функции самоконтроля. Ребенок будет предельно внимателен и быстрее найдет ошибку у другого, чем в своей работе.
Например, списать с доски предложения с ошибочно записанными словами:
Редята содирают делые гриды. (б – д)
Ребята собирают белые грибы.
Тараход опходип оп тричала. (т – п)
Пароход отходит от причала.
– Как показала практика, подобная работа очень эффективна и результативна: у ребенка появляется достаточная мотивация к письменной деятельности, улучшается зрительное внимание, формируется контроль за ходом двигательного акта письма.
КГУ «Средняя школа № 19 имени Магжана Жумабаева» (г. Талдыкорган, Россия)
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация: в статье речь идет об одном из способов модернизации образования на компетентностной основе, а именно—посредством использования в школьном преподавании интерактивных форм обучения. интерактивные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах. Владение технологией интерактивного обучения способствует развитию у обучающихся качеств, отвечающих требованиям, прописанным в государственных стандартах нового поколения.
Ключевые слова: интерактивные методы обучения, диалоговое общение, методы обучения, инновационными формами обучения.
Современное общество, новое отношение к жизни предъявляют особые требования к школе. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем.
Интерактивный («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Основными составляющими интерактивных методов являются выполняемые учащимися упражнения и задания. Важное отличие их от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
В процессе интерактивного обучения учащийся становится активным субъектом образовательного процесса, так как усвоение материала осуществляется не путем передачи его, а в процессе собственной активности субъекта, ведь обучение идет через соучастие, взаимодействие.
Интерактивное обучение — это познание, направленное на открытие: обучаемые на практике усваивают новые знания, приобретают опыт анализа и решения проблем. Интерактивное обучение способствует формированию устойчивой положительной мотивации школьника к изучению учебного предмета, формирует познавательную активность, желание изучать не только тот материал, который включен в учебник, но и выйти за его пределы, изучать потому, что интересно, потому, что любопытно найти решение трудной проблемной задачи.
Активное внедрение преподавания элементов интерактивной методики предполагает работу в парах, в малых и больших группах.
Интерактивная методика преподавания требует от учителя пересмотра очень многих привычных подходов. Так, например, казалось легким внедрение свободного общения учеников в классе друг с другом. Но без взаимного уважения, без умения прислушиваться друг к другу, без правильного общего руководства ведением урока ничего не получится.
На основе интерактивного метода роль педагога радикально меняется: он является не только носителем знаний, но и руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы учащихся.
Интерактивный метод обучения носит инновационный характер. Понятие «интерактивные методы» («interactive» англ: «inter» означает «между», «меж»; «active» — от «act»- действовать, действие) можно перевести как методы взаимодействия участников между собой, а обучение, осуществляемое с помощью данных методов, можно считать интерактивным, то есть, построенном на взаимодействии.
Организуя уроки русского языка и литературы с использованием интерактивных методов, можно добиться перехода от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли учеников к познавательной активности с формированием собственного мнения. Интерактивное обучение -это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге.
Интерактивные методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения.
Интерактивные методы предполагают умение распределять обязанности, ставить цели, делать взвешенный, правильный выбор, анализировать ситуацию, а также дают ощущение полёта творческой мысли, чувство радости и глубокого удовлетворения от своей работы. На уроках можно применять такие интерактивные методы обучения как мозговой штурм, деловая игра, ролевая игра, имитационная игра, дискуссия, презентация, эссе. Интерактивные технологии способствуют личностному росту учащихся.
Игра «Определи пару» предлагается при изучении лексики и фразеологии. На доске записываю фразеологические обороты, затем читаю другие фразеологизмы, учащиеся находят синонимичные.
Мозговая атака (штурм). Этот метод возник в 30-ые годы, как способ коллективного продуцирования новых идей. Метод «Мозговой штурм» даёт возможность развивать логическое мышление, аргументировано выражать свою точку зрения, активизируя речевые навыки.
Метод «мозговая атака» способствует повышению эффективности и на уроках русского языка, например, при знакомстве с темой «Словообразование» на вопрос: «Как вы считаете, какие есть способы образования новых слов?» в ответ прозвучали самые оригинальные идеи.
На уроках русского языка и литературы ученики принимают активное участие при применении метода «Займи позицию».
В классе вывешиваются плакаты с надписью «да» и «нет». Предварительно учитель предлагает утверждение. Ученик, который согласен с этим утверждением, занимает позицию «да», а не согласившийся учащийся встаёт противоположно, то есть занимает позицию «нет».
«Решение дилеммы» — так называется один из интерактивных методов, который позволяет всем ученикам участвовать в обсуждении, разделившись на 2-3 группы. Они решают дилемму в течение 5-7 минут, затем представляют классу результат. Результат этого метода требует тонкости ума, так как дилемма — это суждение или умозаключение, требующее выбора одного из двух исключающих друг друга положений.
Ведение дискуссии за круглым столом, должно стать естественным компонентом процесса обучения русскому языку и литературе, так как именно этот интерактивный метод позволяет личности отстаивать свое мнение, находить правильные решения, объективно оценивать свою речь и речь собеседников.
Кейс-стади — этот метод стал применяться во второй половине XIX века в Гарвардском университете. При данном методе обучения ученик
самостоятельно вынужден принимать решения и обосновать его. Тема для дебатов предлагается одна, но первая команда должна утвердить её своими аргументами и фактами, а вторая — умело их опровергнуть, для чего требуется кропотливая работа над материалом из разных источников.
Интерактивные методы являются инновационными формами обучения, которые способствует активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. В ходе использования интерактивных методов на уроках создаются условия для самореализации личности учащихся, умеющих творчески мыслить и находить рациональные пути решения различных ситуаций.
Никишина И. В. Педагогические инновационные технологии. Учитель. Волгоград, 2006
Рыбченкова Л. М., Капинос В. И., Цыбулько И. П. О ЕГЭ и мониторинге по русскому языку// Русский язык в школе. 2004. -№ 3.-с.10.
Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В. Борисовой., Т. Ю. Аветовой и Л. И. Косовой. – СПб.: Изд-во «Полиграф-С», 2002. -79 с.: ил. Технологические подходы и интерактивные методы. Программа Обучение Здоровью. М. 2005. -95 с.
MSI “Secondary School N 19” (Taldykorgan, Russia)
INTERACTIVE LESSON-LEARNING METHODS RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE
Abstract: the article deals with one of the ways to modernize education on a competence-based basis, namely through the use of interactive forms of teaching in school teaching. interactive teaching methods provide a solution to educational problems in different aspects. Possession of the technology of interactive learning contributes to the development of students’ qualities that meet the requirements prescribed in the state standards of the new generation.
Keywords: interactive teaching methods, dialogue communication, teaching methods, innovative forms of teaching.