Этап 1 МОТИВАЦИИ
“Баллы и образы”
Учащиеся оценивают свое отношение к перечисленным предметам и действиям:
1 балл – совсем не нравится,
2 балла – не нравится,
3 балла – так себе,
4 балла – нравится,
5 баллов – очень нравится.
Кроме того, желательно к каждой оценке подобрать соответствующий символ (цвет или предмет, т.е. ассоциацию).
Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся:
– актуализировать мотивы предыдущих достижений (“мы хорошо поработали над предыдущей темой”);
– вызывать мотивы относительной неудовлетворенности (“но не усвоили еще одну важную сторону этой темы”);
– усилить мотивы ориентации на предстоящую работу (“а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях”);
– усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
Описание: универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: “да”, “нет”, “и да и нет”.
Пример. На уроке по теме “Планета Земля” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать учителю вопросы:
Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.
Описание: универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока.
Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.
На уроке биологии при изучении реальных механизмов защиты животных в экстремальных температурных условиях можно предложить следующую ситуацию.
Представьте, что на Антарктиде минимальная температура понизилась еще на 10 градусов. Что смогут «придумать» пингвины, чтобы выжить в таких условиях?
На доске записана тема урока.
Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Я это делаю через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.
– Что вы уже знаете об этой теме?
–Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!
(Не правда ли, звучит, как открытие!)
Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.
• умение анализировать;
• умение выделять и формулировать противоречие.
Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.
Урок природоведения зимой начинается с небольшого рассказа.
Однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем ее удивительных свойств.
Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.
1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. 2 вариант приема Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
Ответ. Крестьянин изобрел противопожарный раствор. Пропитанное им дерево становилось негорючим. Построил и поджег дом он на торгово-промышленной выставке, сделав тем самым прекрасную рекламу своему изобретению. Попутно еще и выиграл несколько денежных пари у скептиков. А теперь мы будем изучать новую важную тему «Горение и управление его интенсивностью».
“Начало урока с пословицы, поговорки”
– Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости. В. О. Ключевский.
– Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А. Н. Толстой.
– Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р. Декарт.
– Грамоте учится – всегда пригодиться.
– Красна птица пеньем, а человек – ученьем.
– Делу время, потехе час.
– Больше знай, меньше болтай.
– Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует.
– Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.
– Умную речь хорошо и слушать.
– Ученье – свет, а неученье – тьма.
– Ученье лучше богатства
“Начало урока с элементами театрализации”
“Пресс – конференция”
Учитель неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать, дораскрывающие ее, вопросы. Чтобы легче было учащимся, нужно поставить цель темы, которую они должны достичь.
“Работы со словарями”
Работа учащихся со словарями.
Предмет – психология
Тема урока – «На пути к успеху»
повышение учебно-познавательной мотивации школьников.
Планируемые образовательные результаты
В результате занятия обучающиеся смогут:
– дать определение понятию «мотив»;
– осознать свои учебно-познавательные мотивы
– самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
– развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
– организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
– формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
– Сформировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, сформировать ответственное отношение
– сформировать способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Словарь урока: мотив — это причина, лежащая в основе выбора всех действий и поступков человека. Мотив – побуждение к деятельности. Нет мотива – нет деятельности.
Ресурсы урока: компьютер, проектор, мультимедийная доска, WEB – презентация, деревянный конструктор, маркеры, цветные стикеры, ватман, список мотивов, стихотворения Мандельштама
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1 этап. Орг. момент
Создаёт условия для возникновения у обучающихся потребности включения в деятельность
2 этап. Мотивация
Стимулирует интерес учащихся к уроку
Организует работу с видеофрагментом.
– Задает вопросы классу:
Как вы думаете, о чём этот мультфильм? Чего свинка хотела? Как она этого добилась?
Формулирование темы занятия:
Как вы думаете, какая будет тема нашего сегодняшнего урока?
анализируют видеофрагмент о мотивации;
– участвуют в обсуждении;
– отвечают на проблемные вопросы;
– формулируют предполагаемую тему занятия
3 этап. Актуализация знаний
Задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по данной теме:
Как вы думаете, что такое мотив деятельности человека?
Даёт ситуации для обсуждения:
знаменитый ученый беспощадно критикует своего молодого коллегу. Ка вы думаете, чем вызвана эта критика? Молодой человек помогает одинокой старушке. Почему он это делает?
Какая для вас деятельность является наиболее важной? Какие мотивы являются ведущими?
Вступают в диалог с учителем, вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения
Формулирование целей занятия через виды деятельности обучающихся (планируемые результаты).
После занятия вы сможете
– осознать свои учебно-познавательные мотивы;
– самостоятельно определить цели своего дальнейшего обучения
– развить мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
– осознать своё ответственное отношение к учёбе
– отвечают на вопросы: «Какие знания вам нужны, чтобы понять тему занятия», «Как вы думаете, к каким выводам мы должны прийти?»
5 этап. « Открытие» нового знания
(изучение новой темы)
– Создает условия для сотрудничества – работа в группе.
Упражнение «Домик» – 5 мин
П: Сейчас я вам предлагаю построить дом из кубиков. Кубики – это ваши мотивы. На каждом кубике вы должны написать название мотива, который вы выбираете из предложенного списка мотивов.
– Какие мотивы вы положили в основании дома, почему? Какие мотивы находятся наверху дома, почему вы их выбрали?
– Какие мотивы более устойчивы, которые лежат в основании дома или наверху?
– Как сохранить мотивацию?
– Работают в малых группах над решением учебной задачи.
– Проводят презентацию результатов работы группы, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы.
– Оценивают правильность своих выводов, решений.
– Вступают в диалог
– Выполняют задания учителя
– Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме.
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)
Организация работы по закреплению положительной мотивации
Работа со стихотворением
П: Сейчас я вам предлагаю прочитать стихотворение, в котором вместо пропущенных слов вы будете вставлять смайлики. Посмотрим, что у вас получится
П: Какие эмоции вызвало у вас это упражнение? (ответы детей)
П: Положительные эмоции всегда связаны с положительной мотивацией.
Работа в кругу 3 мин
П: Сейчас давайте встанем в круг. Каждый из вас скажет фразу, которая может мотивировать и зарядить других положительной мотивацией.
– работают в группе над созданием проекта;
– планируют и осуществляют учебную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата;
– проводят презентацию результатов работы, фиксируют итоги работы, задают вопросы
7 этап. Рефлексия и оценивание
Организация оценивания и самооценивания.
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, высказывают оценочные суждения. Отмечают на рефлексивном экране свои впечатления о занятии
Урок открытия нового знания (ОНЗ)
Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся:
– актуализировать мотивы предыдущих достижений (“мы хорошо поработали над предыдущей темой”);
– вызывать мотивы относительной неудовлетворенности (“но не усвоили еще одну важную сторону этой темы”);
– усилить мотивы ориентации на предстоящую работу (“а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях”);
– усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
“Психологический тренинг”
Очень важна психологическая установка на урок: урок начинается со слов учителя: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
– Я в школе на уроке,
– Сейчас я начну учиться.
– Я радуюсь этому.
– Внимание моё растёт.
– Я как разведчик, всё замечу.
– Память моя крепка.
– Голова мыслит ясно.
– Я хочу учиться.
– Я очень хочу учиться.
– Я готов к работе.
– Я работаю!
“Фантастическая добавка”
Учитель дополняет реальные события фантастикой Например, предлагается
представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина “Лягушка-путешественница”, и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика.
Например: письмо от инопланетян с вопросом как сделать кислород
Учитель находит угол зрения, при котором даже обыденное становиться удивительным.
Например, учитель сообщает, что в Юго-Восточной Азии растут необычные пальмы. Листья достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.
Перед учащимися ставиться простая и понятная цель, выполняя которую они выполняют учебные действия.
Пример: Научиться пользоваться микроскопом, при этом рассматриваются микропрепараты.
Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие, например: “А на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут
у нас на огороде”.
Загадка: месть короля Казимира – причина плесневые грибы. См. удивительные факты
Погружение в урок.
(Звучит космическая музыка “Спейс” Д. Маруани “Волшебный полёт”)
***
Тема: “Явления природы”.
– Прослушайте запись (звучит муз. П.И. Чайковского “Октябрь”). Какое время года изобразил композитор?
– Какое сейчас время года? Как вы думаете, уда лось передать признаки осени П. И. Чайковскому? Как, докажите.
– Действительно, сейчас у нас гостит осень. Вы знаете, она и к нам заглядывала в класс и оставила для вас корзиночку осенних листьев. Но просила передать их только тем ребятам, которые будут хорошо работать на уроке.
Дети, осень оставила для вас сюрприз. Вот этот кроссворд (работа в группах).
Вопросы:
– Как могут называться рыхлый верхний слой зем ли, на котором растут или могут расти растения?
– Из чего состоит почва?
– Какие виды почв вы знаете?
– Основное свойство почвы?
– Что имеется в почве, необходимое для жизни растений?
– Что делают для защиты почвы от выдувания и смыва?
– Кто может сказать, как зовут таинственного гостя? (Лесовичок)
– А где он живет? (В лесу)
– Вот туда мы и совершим прогулку. Вспомним растения и животных леса, поговорим о взаимосвязи леса и человека, о пользе леса. А в конце урока ответим на вопрос: “Что мы сажаем, сажая леса?”.
История
***
Тема: “В мастерской художника. Русская музыка”.
Вход учащихся в класс под “Вальс цветов” П. И. Чайковского.
Сегодня мы побываем в художественно-музыкальном салоне.
Чтобы приобрести билеты в салон, ответьте на мои вопросы.
– Что такое живопись?
– Какие жанры живописи знаете?
– С творчеством каких русских художников мы познакомились?
“Рифмованное начало уроков”
“Эпиграф к уроку”
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
Эмоциональный отклик
Данный приём используется в технологии мастерских. Основан на ассоциациях. На конкретное слово учитель предлагает записать слова, словосочетания, фразы – смысловые ассоциации, возникающие при произнесении этого слова.
Описание: К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:
•если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; •оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
Пример. Сентиментализм. Ассоциации: чувство, литературное направление,эмоции,природа. Выводится определение: сентиментализм – литературное направление, возводящее в культ чувство.
В настоящее время модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечит достойную жизнь всем нашим гражданам.
Согласно концепции модернизации российского образования среднее (общее) образование нацелено на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве, то в настоящее время задача образования направлена на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГOС новoго поколения положена новая идеoлогия. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, котoрая предполагает воспитание гражданина современного oбщества, челoвека, кoтoрый будет учиться всю жизнь. Целью сoвременногo образoвания станoвится развитие учащегoся как субъекта пoзнавательнoй деятельнoсти.
Oсoбенность ФГOС нoвогo пoкoления – деятельностный характер, кoтoрый ставит главнoй задачей развитие личнoсти учащегoся. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; фoрмулирoвки стандарта укaзывaют нa реaльные виды деятельнoсти.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих нарабoтoк, как в смысле его пoстрoения, так и в пoдбoре сoдержaния учебнoгo матeриaла, технoлoгии егo пoдaчи и тренингa.
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих преподавателей. И всё же у многих педагогов они вызывают тревогу и неуверенность в своих силах. В этой связи становятся актуальными вопросы: Как изменится урок в условиях требований ФГОС? Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? Нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? И, наконец, как разработать технологическую карту урока?
Данная статья должна помочь в решении этой проблемы учителю, которому предстоит освоить Федеральный государственный образовательный стандарт и в дальнейшем работать по нему.
Современный урок
Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы преподаватель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у обучающихся искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Технологический процесс подготовки урока современного типa по-прежнему базируется на известных каждому педагогу этапах урока. Это: определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней рабoты учащихся; определение способов контрoля; продумывание мeста, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь преподаватель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности педагога и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что преподаватель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. рaсписать деятельность свою и деятельность ученикa. Причем деятельность обучающегося представлена в трех аспектах: познавательной, коммуникативной и регулятивной.
Поставленная задача с этого момента полностью меняет конструирование современного урока. Так как же построить урок? Какие основные моменты следует учесть учителю при подготовке к современному уроку, чтобы реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта?
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
1. Структура урока усвоения новых знаний
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия).
2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
– в знакомой ситуации (типовые);
– в изменённой ситуации (конструктивные).
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия).
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний:
– с целью подготовки к контрольному уроку;
– с целью подготовки к изучению новой темы.
5) Применение знаний и умений в новой ситуации.
6) Обобщение и систематизация знаний.
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9) Рефлексия (подведение итогов занятия).
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний.
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации.
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. ( Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.
4) Рефлексия (подведение итогов занятия).
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
5) Рефлексия (подведение итогов занятия).
7. Структура комбинированного урока
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9) Рефлексия (подведение итогов занятия).
2 Деятельности учителя и обучающихся на уроке
Очень важно вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).
3 Формирование универсальных учебных действий на уроке
В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования.
Технологическая карта урока
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Междисциплинарная связь в науке давно признана одним из средств ее прогресса, поэтому обращение педагогов к технологическому подходу в образовании не случайно. Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Исходя из определения “технологическая карта”, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:
Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников. Поэтому для того чтобы грамотно отразить в технологической карте урока специфику педагогической деятельности, необходимо обратиться к понятию деятельности.
Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование действительности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность.
В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий, далее – УУД) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта – это проект учебного процесса, в котором дано описание от цели до конечного результата с использованием инновационных технологий и работы с информацией.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов.
Технологическую карту отличают: интерактивность, алгоритмичность, технологичность, структурированность, обобщенность информации.
1 Структура технологической карты по учебному предмету
В структуре технологической карты урока мы предлагаем выделить блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:
І) блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
ІІ) инструментальный блок (какими средствами это достижимо);
ІІІ) блок организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).
Блок целеполагания
1. Тема урока
Материалом, подлежащим преобразованию в процессе познавательной деятельности на уроке, является проблема, определяемая программой учебной дисциплины. Из объекта, лежащего вне сферы знания ученика, этот материал должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику ученика, содержание его знания, умений, навыков, вектор, определяющий направленность личности. Этот материал является тем, что определяет тему урока.
Любая человеческая деятельность начинается с определения цели. В нашем случае цель урока определяется:
Целеполагающий блок технологической карты включает в себя несколько компонентов.
2. Цель урока, формулируя которую, учитель традиционно отвечает на вопрос о том, что он должен сделать за время урока, определив при этом генеральную задачу. Этим очерчивается тот аспект цели, который обозначен в определении как пути реализации.
3. Планируемый результат:
Личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД.
Этим не исчерпывается целеполагающий блок технологической карты урока. Говоря о технологизации образовательного процесса, нельзя оставить в стороне заботу о восхождении к личности. Поэтому неотъемлемым является следующий компонент целеполагающего блока – личностноформирующая направленность урока.
4. Личностноформирующая направленность урока. Каждый предмет и каждая тема урока обладают своими возможностями формирования личности ребёнка. Личностноформирующие возможности математики, являются попутчиком и источником формально-логического мышления.
Инструментальный блок
5. Задачи урока
Достижение цели урока не дано непосредственно. Оно опосредовано целым рядом действий, структурирующих деятельность на уроке. Каждое действие мысленно предвосхищается как задача, которую необходимо решить. Условия задач формулирует учитель. Однако, активизируя познавательную деятельность учащихся, учитель с помощью проблемных вопросов побуждает ребят самостоятельно формулировать задачи, решение которых приведёт к цели.
Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: “Что я должен сделать, чтобы достичь цели урока?”
Соответственно, начало выглядит следующим образом:
Практически задачи урока есть та основа, которая составит план урока, будучи выстроенной в технологической последовательности.
Перечнем задач (действий) будет обусловлена операциональная структура урока. На фоне этого перечня учитель увидит наиболее целесообразный для решения этих задач тип урока.
6. Тип урока.
Тип урока определяется его сущностными целями и задачами, а не стремлением к зрелищности, вытесняющей правду образовательного процесса. Он играет не самодовлеющую роль, а служебную, и в этом его ценность.
Итак, тема известна, цель сформулирована, задачи выстроены, форма урока избрана. Встаёт вопрос об инструментальном обеспечении урока – учебно-методическом комплексе. Его структура и перечень составляющих определяются конкретным содержанием урока по конкретной учебной дисциплине, его конкретными целями и задачами.
7. Учебно-методический комплекс.
ІІІ. Организационно-деятельностный блок
8. План урока.
Таблица-схема урока, которую мы предлагаем как форму плана, позволяет скоординировать работу учителя и учеников на уроке, чётко её структурировав по субъектам, действиям, операциям, объектам, времени. Она отражает одновременную работу разных субъектов, увязывая их деятельность с целевой установкой урока.
Ход урока определяется его типом. На каждом этапе урока – свои организационные формы.
Каждый этап предполагает специфические действия и операции учителя и учеников.