Тест по педагогике
29. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?
– Воспитание, обучение подрастающего поколения.
Познание законов воспитания, вооружение педагогов-практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса.
– Изучение проблем образования как фактора духовного развития людей.
– Исследование человеческой природы.
30. Что называется обучением? Выберите правильный ответ:
– Обучение – это передача знаний от учителя к ученикам с целью подготовки их к жизни.
– Обучение предполагает организацию самостоятельной учебной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями и навыками.
– Обучение – процесс деятельности учителя, направленный на передачу ученикам знаний, умений и навыков, подготовку к жизни.
Обучение – это двусторонний процесс деятельности учителя и учеников, направленный на сознательное и прочное овладение системой знаний, умений и навыков, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов, овладение методами познавательной деятельности, формируется научное мировоззрение.
– Обучение – это общение учителя с учениками, в ходе которого происходят передача и усвоение знаний, умений и навыков.
31. Развитие – это (выберите правильный ответ)
– Накопление количественных изменений в организме человека.
– Уничтожение старого и возникновение нового.
Количественные и качественные изменения в организме человека, происходящие во времени под воздействием различных факторов.
– Целенаправленный процесс формирования у людей заданных качеств.
32. Что такое акселерация? Выберите более точный, полный ответ.
– Процесс активной деятельности личности.
– Ускорение формирование интеллектуальных сил личности.
– Ускорение индивидуального развития человека.
Ускоренное физическое и психическое развитие личности в детском и подростковом возрасте.
33. В чем заключается целостность педагогического процесса?
– В подчинении всех процессов, его образующих, главной, общей и единой цели – формированию всесторонне и гармонически развитой личности.
– В том, что процессы, образующие педагогический процесс, имеют много общего между собой.
– В том, что педагогический процесс не делиться на составные части.
– В том, что между процессами, образующими педагогический процесс, нет различий: все они ведут к одной цели, но различными путями.
34. Что такое педагогические инновации?
Это все изменения, направленные на изменение педагогической системы.
– Это нововведения учебно-воспитательным процессе с целью повышения его эффективности.
– Это замена некоторых элементов педагогической системы новыми, дающими больший эффект.
– Все ответы правильные.
– Стремится изменить воспитанника.
– Исходит из приоритетности знаний педагога.
– Принимает воспитанника таким, каким он есть.
– Не требует от учителя переориентации внутренних установок.
36. Для запуска инновационного процесса оптимизации требуется:
– Значительные инвестиции.
– Желание, инициатива, понимание «узких мест» педагогической системы, ведение перспектив улучшения.
– Согласие учителей и родителей.
– Административный нажим.
37. Какая функция педагога является главной?
38. Что называется дидактикой? Из приведенных ответов выберите один правильный.
Дидактика – это отдельная наука о закономерностях развития личности.
– Дидактикой называется раздел педагогики об образовании и воспитании подрастающего поколения.
Дидактика – это отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования.
– Дидактика изучает процесс воспитывающего обучения.
39. Что такое соревнование?
– Соревнование – это игра, в которой определяется победитель.
– Соревнование – это путь, к закреплению достигнутых результатов.
Соревнование – метод формирования и закрепления необходимых качеств личности в процессе сравнения собственных результатов с достижением других участников.
– Соревнование – это стремление к приоритету любыми путями.
40. Что такое наказание? Из приведенных ответов выберите один.
Наказание – метод воспитания, проявляющийся в форме требования.
– Наказание – это решающий фактор торможения отрицательных действий воспитанников с целью формирования у них боязни за совершенные действия.
Наказание – способ воздействия на воспитанника с позиции интересов коллектива с целью прекратить его отрицательные действия.
41. Общественное воспитание – это (выберите ответ)
Негосударственная организация воспитательных процессов, происходящих в обществе в системе “человек – человеку”.
– Государственная система общественного просвещения.
– Семейное воспитание.
– Государственное учреждение, занимающиеся делами незащищенных слоев населения.
42. Причины снижения воспитательного влияния семьи следующие:
– Снижение уровня жизни.
– Упадок морали.
– Обострение конфликта поколений.
43. Какие из приведенных ниже бесед можно назвать методом научно-педагогического исследования?
– Беседа классного руководителя с родителями о воспитании детей в семье.
– Беседа учителя с опоздавшими на урок учениками.
– Беседа с учениками о правилах поведения в общественных местах.
Беседа с учителем, в процессе которой выявляются эффективные приемы стимулирования интереса школьников к изучаемому материалу.
44. Синтезируя приведенные определения, установите сущность учебного процесса.
– Процесс обучения заключается в передаче знаний учащимися.
– Процесс обучения заключается в усвоении знаний учащимися.
Учебный процесс – двусторонний управляемый процесс совместной деятельности учителей и учащихся, направленный на интеллектуальное развитие, формирование знаний и способов умственной деятельности обучаемых, развитие их способностей и наклонностей.
– Сущность учебного процесса состоят в организации учения.
– Главная цель учебного процесса – управление умственной деятельностью учащихся.
45. Что представляет собой учебная программа?
– Учебная программа определяет порядок изучения учебных дисциплин и количество часов, отведенное на них.
В учебной программе определены содержание и объем знаний по учебному предмету, количество часов, которое отводиться на изучение определенных тем, вопросов курса.
– Под учебной программой следует понимать такой документ, в котором перечислены те предметы, которые будут изучаться в определенном классе.
1.2. Тест по основам педагогической психологии
1. Экспериментальная педагогика и педагогическая психология первоначально трактовались как:
– различные названия одной и той же области знания
– различные области знания
– экспериментальная педагогика как отрасль педагогической психологии
– педагогическая психология как отрасль экспериментальной педагогики
2. В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса:
– формирующий эксперимент
– метод анализа продуктов деятельности
3. Учение как фактор социализации, как условие связи индивидуального и общественного сознания рассматривается в:
4. Процесс учения как преобразования личного опыта ребенка рассматривается в разрезе:
– функциональной психологии
– когнитивной психологии
5. Действия, направленные на анализ условий ситуации, на соотнесение ее со своими возможностями и приводящие к постановке учебной задачи называются:
6. Мысленное предвидение результата и способа его достижения по отношению к цели учения выступает как:
– ее вид
– ее уровень
– этап ее реализации
– форма ее проявления
7. Мотивы самообразования – это:
– форма проявления учебных мотивов
– этап усвоения учебных мотивов
– уровень познавательных мотивов
– качественная характеристика учебных мотивов
8. Умение перегруппировывать и преобразовать материал, творчески применить описание явлений, законов, проявляется как:
– глубина знаний
– гибкость знаний
– системность знаний
9. Действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля, есть:
10. Если известны цели выполнения действия, но пути достижения цели представляются недостаточно четко, то этот этап формирования навыка характеризуется как:
– высокая автоматизация
11. Знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок при:
– условно-рефлекторном научении
– вербальном научении
– викарном научении
12. Процесс изменения личности ребенка в процессе ее взаимодействия с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности понимается как:
13. Понятие “задатки” характеризует:
– индивидуальные свойства
– субъектные свойства
– личностные свойства
– свойства индивидуальности
14. Изучение воспитывающих возможностей содержания образования отражает следующий подход к целостности педагогического процесса:
– единство процессов обучения и воспитания
– воспитание как единство “частных” воспитательных дел
– характер взаимодействия педагогов и учащихся
– деятельность педагога
15. Тенденция к сохранению однажды созданного представления о ребенке составляет суть:
– эффекта ореола
– эффекта последовательности
– эффекта инерционности
Педагогика и психология (общий блок для всех руководящих и педагогических работников)
1. Автор педагогической системы, основанной на принципе естественного воспитания»:
2. Кто из великих педагогов прошлого настаивал на преимущественном использовании «метода естественных последствий» в воспитании ребенка, считая его наиболее эффективным?
г) И. Г. Песталоцци
3. Автор педагогической системы воспитания джентльмена, выдвинувший метод косвенного воздействия на ребенка как противопоставление методу прямого принуждения?
5. С какого возраста Я. А. Коменский предлагал начинать систематическое обучение ребенка?
a) с 12 лет
б) с 6 лет
в) с 10 лет
г) с 7 лет
5. Кто их нижеперечисленных педагогов впервые соединил обучение с производительным трудом?
6. Кем из педагогов впервые было обосновано значение родного языка в первоначальном обучении и воспитании детей?
7. Кем впервые был предложен звуковой метод обучения детей грамоте?
8. Автор труда «Человек как предмет воспитания»
a) Я. А.Коменский
9. Кто из названных педагогов впервые обосновал дидактические принципы и правила?
10. Кому принадлежат слова; «Обучение только тогда хорошо, оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»?
11. Классификацию методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся разработали
бa) Н. А. Сорокин, А. И. Дулов
б) М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов
вб) М. А. Данилов, Б. П. Есипов
г) Ю. К. Бабанский
12 Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, проблемный эвристический методы обучения выделены в соответствии
a) со спецификой усвоения различных видов содержания
б) с функциями
в) с источниками познания
г) со структурой личности.
13. Принцип структурирования содержания образования, при котором периодически повторяется одно и то же содержание, расширяясь новыми сведениями, связями и зависимостями:
14. Технология проблемного образования предполагает:
a) усвоение знаний в готовом виде, без раскрытия путей доказательства их истинности
б) изучение учебного материала поэлементно в логической последовательности
в) направленность на самостоятельную познавательную активность обучаемых по поиску новых понятий и способов действи
г) вооружение учащихся в сжатые сроки знаниями основ наук в концентрированном виде
15. Идеи развивающего обучения заложили
a) Занков Л., Давыдов В., Гальперин П., Талызина Н.
б) Лихачев Б., Талызина Н., Махмутов М., Данилов М.
в) Азаров Ю., Занков Л., Махмутов М., Данилов М.
г) Лернер И., Скаткин М., Махмутов М., Данилов М.
16. Теоретические и практические основы педагогики сотрудничества впервые разработаны учеными
17. Направление в педагогике, получившее развитие в США в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века; основано на личностно-ориентированном характере воспитания и обучения, отказе от использования отметки
a) педагогика ненасилия;
б) педагогика сотрудничества;
в) педагогика гуманистическая;
г) педагогика принуждения.
18. Главное направление модернизации российского образования направлено на реализацию:
a) творчества учителей;
б) учебных целей;
в) воспитательных целей;
г) личностно- ориентированного учебного процесса.
19. Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования примерное соотношение объемов базовых предметов, профильных предметов и элективных курсов определяется пропорцией:
20. Основная функция курсов по выбору:
21. Теория воспитания – это
a) наука, изучающая онтологические и гносеологические основы воспитания
б) наука, изучающая проблемы развития личности
в) наука, выявляющая индивидуальные, возрастные, групповые особенности и законы развития и поведения людей
г) раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности воспитания, его структурные элементы, концепции и системы
22 Основополагающей в современных системах воспитания является теория
a) психоаналитическая (А. Гезел, З. Фрейд)
б) когнитивная (Ж. Пиаже, Д. Дьюи)
в) поведенческая (К. Лоренс, Д. Уотсон)
г) гуманистическая (Ж.-Ж. Руссо, В. Сухомлинский
23. Если педагог является единичным субъектом учебно – воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», то это
a) авторитарные педагогические технологии
б) личностно – ориентированные
в) гуманно – личностные
г) свободного воспитания
24. Если технологии реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект – субъектных отношениях педагога и ребенка, то это технологии
б) личности – ориентированные
в) гуманно – личностные
25. Программа, в которой занятия проводятся деятельностным методом, т.е. знания не даются в готовом виде, а ребенок выступает в роли исследователя называется
26. Обучение в системе Монтессори обеспечивает
в) развивающая среда, самоконтролирующие материалы
г) самостоятельная деятельность
27. По системе Монтессори « процесс воспитания» – это
a) руководство учителя ребенком
б) сотворчество учителя и ребенка
в) невмешательство педагога в развитие ребенка
г) систематическое воздействие
28. Тип учебного заведения, получивший название от древнегреческой философской школы близ Афин, основанной Аристотелем,
29. Наука, изучающая психологические закономерности обучения и воспитания, называется
a) общая психология;
б) возрастная психология;
в) педагогическая психология;
г) все ответы верны.
30. Учение как фактор социализации, усвоение связи индивидуального и общественного сознания рассматривается в:
31. Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях, – это:
32. Системное использование данных всех наук о человеке, их учет при построении и осуществлении педагогического процесса составляет суть
a) личностного подхода
б) системного подхода
в) культурологического подхода
г) антропологического подхода
33. Развитие организма человека называется:
34. Действия, направленные на анализ условий ситуации и их соотнесение со своими возможностями в целях правильной постановки учебной задачи, называются:
36. В качестве доминирующей основы для формирования умений и навыков выступает следующий интеллектуальный механизм:
a) формирование ассоциаций;
в) различение и обобщение;
г) инсайт (догадка)
37. Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста является
a) ролевая игра
в) общение в системе общественно-полезной деятельности
38. Исследования показали, что основные типы поведения, направленные на достижение или избегание успеха, складываются в возрасте:
a) от 3 до 7 лет;
б) от 3 до 10 лет;
в) от 3 до 13 лет;
г) от 3 до16 лет
39. Установлено, что материал запоминается лучше в том случае, если он:
a) включается в условия достижения цели;
б) входит в содержание основной цели деятельности;
в) включается в способы достижения цели;
г) предъявляется в свободном порядке
40. Понимание связи между различными элементами данной ситуации с тем, чтобы найти решение конкретной проблемы, – это способность к
41. Общее понятие, обозначающее процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой – это:
42. Самый простой вид научения – это:
б) классическое обусловливание.
в) оперативное обусловливание.
г) комплексное научение.
44. Метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы в обстановке раскованности, непринужденности, исключающей критику и самокритику,
в) метод эвристических вопросов;
г) «мозговая атака».
45. Вид мышления, при котором мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может:
46. Способность учителя объективно оценить собственные психические состояния и поведение, понять, как его воспринимают другие участники педагогического процесса-это
47. Наиболее эффективным стилем поведения в конфликте является
a) уход от конфликта
в) конфронтация, соперничество
г) стремление решить проблему путем компромисса, сотрудничества
48. Определить тип барьера в педагогическом общении, возникаюищий при неправильном отношении учителя к учащемуся
a) физический барьер
б) социально-психологический барьер;
в) барьер неправильной установки сознания;
г) организационно–психологический барьер;
49 По И. П. Павлову, сильный, неуравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для:
50. Тип людей, которые отличаются повышенной активностью, общительностью, склонностью к необдуманному озорству и частой сменой увлечений:
51. Состояние возрастающего эмоционального напряжения, связанное с угрозой для благополучия личности, – это:
52. Как называется состояние покоя, полного расслабления на психофизиологическом уровне?
53 Состояние, характеризующееся снижением активности, эмоциональной пассивностью, равнодушием к событиям окружающей действительности, ослаблением побуждений и интересов, называется
54. Поведение, не соответствующее принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам – это
55. Поведение противоречит общественной идеологии, политике, общечеловеческим истинам – это
56. Проявления поведения являются преступлениями, предусмотренными правовым законодательством – это
57. Поведение связано с нарушением норм человеческого общежития, социальных обязанностей, причиняющее ущерб окружающим -это
58. Предупреждение возможных нарушений правил поведения ребенком посредством внушений прослеживается в модели
в) личностно –ориентированной
59. Арттерапия – это реабилитационная технология, основанная на применении средств
a) верховая езда на лошади
в) социокультурной анимации
г) физической культуры
60. Туротерапия- это социокультурная, реабилитационная технология, в основу которой положены
a) туристические и экскурсионные виды деятельности
б) креативные компоненты, имеющие в своей основе работу с пластическим материалом
в) музыкальные игры, пение, игра на музыкальных инструментах