Психолого-педагогическое сопровождение – это системная деятельность, направленная на создание сложной системы условий, способствующих развитию знаний, умений и навыков, успешной адаптации, личностному развитию, нормализации отношений с целью успешной интеграции и самореализации личности.
Целью инклюзивного образования является преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с особыми образовательными потребностями к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме.
Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования. Данные группа детей неоднородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития.
Кроме того, дети этой категории могут иметь и дополнительные нарушения.
Выделяют три основные категории детей с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие (тугоухие) и позднооглохшие.
Глухие дети имеют глубокие двусторонние нарушения слуха, которые могут быть наследственными, врожденными или приобретенными в раннем детстве – до овладения речью. Они не воспринимают громкость речи и без специальной (корректирующей) подготовки устная речь не развивается. Использование слухового аппарата или кохлеарного имплантата является необходимым условием для развития речи. Однако даже при использовании слуховых аппаратов или имплантатов они испытывают трудности в восприятии и понимании речи других людей.
У слабослышащих детей отмечено нарушение слуха разных степеней (легкое, умеренное, значительное и тяжелое), т. е. возможности восприятия речи ограничены от незначительных трудностей в понимании шепотной речи до полной непонятности разговорной громкости. Они могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени, накапливать словарный запас и овладевать устной речью. Однако эти дети достигают наилучшего результата в процессе специально организованного, коррекционного и развивающего обучения. Необходимость и порядок использования слуховых аппаратов определяют специалисты (аудиолог и аудиопедагог).
Позднооглохшие — это дети, которые потеряли слух из-за какой-либо болезни или травмы после того, как они овладели речью, то есть в двух-трехлетнем и более позднем возрасте. Потеря слуха может быть различной – полная, близкая к глухоте или наблюдаемая у слабослышащих людей. Основная задача – сохранить свою речь и развивать ее дальше. Рекомендую по этой теме работы Р. М. Боскис.
Нарушение слуха неизбежно приводит к различным особенностям развития познавательной сферы: зрительное восприятие имеет меньший объем, замедленный темп, отличается неточностью; внимание характеризуется трудностями распределения, переключения; образная память развита лучше, чем словесная; мыслительные операции анализа преобладают над синтезом.
Глухие и слабослышащие школьники испытывают трудности при формировании основных видов деятельности. В личной сфере гипертрофированная зависимость от близкого взрослого, неуверенность в себе, страх особенно заметны. Реакция на новые обстоятельства (незнакомые задачи, окружение, неизвестные им люди) может быть различной по форме: забота, отказ от общения с незнакомцем, прихоти и агрессия. Нарушенные эмоциональные проявления характерны для детей с нарушениями слуха; они не всегда понимают эмоции других в определенных ситуациях, они не знают, как сопереживать, им трудно выразить свои чувства и желания при общении с другими.
Эти дети также различаются по уровню развития речи. Нарушение слуха в первую очередь влияет на формирование той психической функции, которая в наибольшей степени зависит от состояния слухового анализатора – на формирование речи. При прочих равных условиях, чем меньше снижается слух, тем выше уровень развития речи ребенка; чем позже произошло нарушение слуха, тем менее пагубно оно повлияло на состояние речи.
В соответствии с педагогической классификацией и особенностями организации специального образовательного пространства детей школьного возраста с нарушением слуха можно разделить на несколько групп.
Дети первой группы (чаще слабослышащие I-II степени, позднооглохшие (постлингвальная глухота)) испытывают затруднения при восприятии отдельных элементов речи и шепота. Они обладают достаточно объемным словарным запасом, неправильно произносят лишь отдельные звуки, допускают аграмматизмы, испытывают незначительные затруднения при составлении связного высказывания. Они могут успешно обучаться в общеобразовательных школьных организациях при условии применения в минимальном объеме специальных материально-технических ресурсов.
Ко второй группе (слабослышащие III-IV ст. и часто позднооглохшие (перилигвальная глухота)) относят детей, нуждающихся в коррекционно педагогической работе с раннего возраста. Для них характерны трудности при восприятии речи, сниженный, по сравнению со слышащими, объем словарного запаса; они произносят звуки смазано или искаженно, не владеют интонационным оформлением речи, имеют стойкие аграмматизмы; обнаруживают неуверенность при создании связного высказывания. Детям второй группы требуются специальные материально-технические и коррекционно-развивающие условия в школьной организации.
Третью группу (глухие) составляют дети с тяжелым системным недоразвитием речи. У них отмечаются значительные трудности в восприятии речи, резко ограниченный словарный запас, выраженные аграмматизмы, отсутствие связных высказываний. Им рекомендуется обучение в СКОУ; включение в инклюзивную среду возможно только при наличии полного пакета материально-технических ресурсов и комплексного психолого-педагогического сопровождения.
Тем не менее, потенциальные возможности детей с нарушением слуха достаточно велики. При эффективном слухопротезировании и (или) кохлеарной имплантации в условиях квалифицированной педагогической помощи, организованной в оптимальные сроки (в младенческом и раннем возрасте), даже глухие школьники могут приблизиться к нормально слышащим сверстникам по уровню психического и речевого развития.
Среди наиболее значимых для организации учебного процесса особенностей познавательного и личностного развития обучающихся с нарушением слуха надо указать следующие:
Отбор приемов и методов обучения для организации образовательного процесса ребенка с нарушенным слухом в инклюзивном пространстве определяется некоторыми особенностями, важнейшими из которых будут:
В инклюзивном обучении с глухими и слабослышащими детьми наглядные методы являются наиболее востребованными, особенно на начальных этапах обучения. Применение традиционных и инновационных наглядных средств в инклюзивном образовательном пространстве активизирует мыслительную и речевую деятельность ученика с нарушенным слухом, способствует повышению его познавательной активности в целом, формирует мотивацию общения со сверстниками, а также создает благоприятные условия для организации партнерского взаимодействия в ученическом коллективе.
Практические методы обучения (метод упражнений, драматизация, лабораторные и практические работы, игры и др.) также широко используются в процессе обучения детей с нарушениями слуха для расширения их возможностей познания действительности, формирования предметных и универсальных компетенций. Как правило, практические, наглядные и словесные методы используются в комплексе, что позволяет формировать у детей с нарушениями слуха сенсомоторную основу понятий об окружающем мире, более точно, полноценно воспринимать и осмысливать информацию, удерживать ее и перерабатывать.
При проведении лабораторных и практических работ учитель демонстрирует способы и приемы наблюдения, обследования объектов, различные технологии работы, в том числе в изменяющихся условиях.
Использование дидактических, ролевых игр активизирует познавательную деятельность детей, стимулирует личностное развитие, помогает естественным образом обеспечить взаимодействие и общение ребенка с нарушенным слухом в коллективе обычных детей.
Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют наибольшую специфику в процессе обучения детей с нарушениями слуха и на первых этапах обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами.
Особенности речевого развития детей требуют соблюдения некоторых условий при использовании словесных методов:
Формы организации обучения и воспитания детей с нарушенным слухом также являются значимой составляющей в условиях инклюзии.
В условиях сложившейся в школе традиционной классно-урочной системы необходимо шире использовать такие формы работы как групповые, подгрупповые (команды, бригады), работа в парах и индивидуальная работа тьютора с учащимся. Хорошие возможности участия глухого или слабослышащего ребенка в коллективной учебной работе класса дает проведение уроков в нестандартной форме: деловые, ролевые игры, урок — КВН, урок-конкурс, урок- конференция, учебно-практическое занятие. Огромным потенциалом обладает участие не слышащего ребенка в работе над исследовательским или творческим проектом совместно с другими учащимися, презентация и защита этих проектов.
Так же, учитель, обучающий ребёнка с нарушением слуха в общеобразовательном классе, должен обязательно знать, что необходимо:
Учитель при появлении в классе ребенка с нарушенным слухом непременно будет взаимодействовать с родителями данного ученика и поэтому необходимо быть готовым к данной встрече. Самое главное это выстраивание доверительных, партнерских отношений.
Родители, как правило, заинтересованы во взаимодействии с учителем и совместной помощи ребенку в учебе и интеграции в коллектив. Но среди родителей детей с нарушенным слухом, могут встретиться не только слышащие родители, но и (чаще всего) родители с нарушенным слухом (слабослышащие, глухие), для налаживания первого контакта можно воспользоваться помощью сурдопедагога.
Организация плодотворного сотрудничества с родителями ребенка с нарушением слуха предполагает:
1. Проведение бесед, классных собраний с использованием помощи сурдопедагога или родителей владеющих жестовой речью, с их согласия. Проанализируйте после беседы, насколько правильно оценивают родители возможности ребенка в обучении, понимают ли важность и необходимость речевого общения в семье. Покажите родителям, что вы заинтересованы в совместной помощи ребенку.
2. Регулярный обмен информацией. Для этой цели можно использовать специальную тетрадь, в которую можно не только записывать домашние задания для опережающего обучения, но и информировать родителей об академических успехах и проблемах. Так же в данную тетрадь можно вписывать вопросы к другим специалистам (аудиологу, сурдопедагогу). Дополнительно удобно пользоваться электронной почтой или мессенджерами (Viber, WhatsApp).
3. Сообщайте родителям, как развивается слуховое и речевое поведение ребенка. Не забывайте сообщать не только о проблемах, но и о позитивных изменениях. Такое общение позволяет убедить их в вашей заинтересованности в достижениях ребенка, в том, что вы понимаете его проблемы.
4. Пригласите родителя и сурдопедагога в класс на урок. Они лучше знают слухоречевые возможности и личностные особенности ребенка. Они могут дать вам полезные советы, которые помогут выбрать стиль общения и приемы обучения, наиболее благоприятные для речевого развития ребенка и его успешного обучения.
5. С помощью родителей установите контакт со специалистами которые могут оказать вам помощь: сурдопедагогом, сурдопсихологом. Взаимодействие с ними поможет вам решить проблемы, с пониманием и обучением ребенка с нарушенным слухом.
Последовательно рассмотрев этапы реабилитации детей с кохлеарными имплантами, мы показали, что на каждом из них ребенку необходим сурдопедагог. От этапа к этапу задачи, которые он решает, меняются.
Отбор кандидатов на операцию
Проведение сурдопедагогического обследования ребенка и участие в психологическом обследовании для оценки
Изучение семейной ситуации
Подготовка ребенка к операции кохлеарной имплантации
По отношению к оглохшему
По отношению к глухому
Хирургическое вмешательство
Психологическая поддержка и информационная помощь семье оперируемого ребенка.
Этап заживления
Использовать время пребывания ребенка в клинике и период заживления для работы с родителями, а также интересных и посильных ребенку развивающих занятий, включая в них членов его семьи. Добиваться понимания близкими того, что успешная операция и хорошо работающие импланты сами по себе еще не гарантируют перехода ребенка к естественному поведению слышащего, обычной коммуникации и спонтанному речевому развитию. Настраивать семью на оказание систематической помощи ребенку на всех дальнейших этапах его реабилитации. Специально готовить близких к решению сложной задачи перестройки после операции уже сложившихся и привычных всем форм коммуникации и взаимодействия Разъяснять семье необходимость подбора в будущем подходящего образовательного маршрута, включающего психолого-педагогическое сопровождение ребенка в новой среде.
Подключение речевого процессора, его первичная настройка
Оценить безусловные ориентировочные реакции (например: замирание, поворот головы в ответ на звук и т.п.) ребенка при электростимуляции в процессе программирования речевого процессора. Выработать у ребенка условную двигательную реакцию на звук (например: в ответ на сигнал маленький ребенок надевает кольцо на стержень пирамиды, кладет кубик в кузов и т.п.). Выделять и анализировать непроизвольные и произвольные реакции ребенка на разнообразные звуки для оценки эффективности работы речевого процессора и системы кохлеарной имплантации в целом. Учить родителей замечать и фиксировать в дневнике наблюдений изменения в поведении ребенка – его непроизвольные и произвольные реакции на разнообразные звуки. Учить ребенка определять силу звучания (громко/тихо); количество звучаний; их длительность (долго/кратко), высоту (высоко/низко) и т.д. для уточнения в будущем режима настройки.
Психологическая адаптация ребенка к новым возможностям – первоначальный (запускающий) этап его реабилитации
Помочь родителям в перестройке взаимодействия со своим изменившимся ребенком обеспечить переход к коммуникации с ним на естественной сенсорной основе:
Подбор образовательной среды, адекватной новым возможностям ребенка
Определить и рекомендовать родителям вариант образовательного маршрута, полезного ребенку, вставшему на путь естественного развития коммуникации и речи. Помочь родителям подобрать образовательное учреждение, соответствующее рекомендациям.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении
Помочь ребенку удержаться в новом образовательном учреждении, предупреждая и преодолевая разрывы между обучением и развитием. При необходимости помочь семье принять решение о смене образовательного маршрута
Особенности работы учителя-сурдопедагога.
Наш детский сад находится в здании школы № 40. У нас всего 3 группы для детей с нарушением слуха, наполняемостью до 8 человек. Наши воспитанники это дети:
Глухота – стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью. При этом ребёнок может воспринимать некоторые громкие неречевые звуки (свисток, звонок, удар в бубен). Глухота может быть врожденная и приобретенная.
Тугоухость – стойкое понижение слуха, при котором возможно овладение речью с опорой на остаточный слух. Речь при этом имеет разный уровень развития, зависит от степени снижения слуха и имеет специфические нарушения.
Причинами нарушения слуха являются генетические факторы и приобретённая патология.
К генетическим факторам относится:
наследственная передача дефектов слухового анализатора;
воздействие на плод инфекций (краснуха);
врождённое недоразвитие внутреннего уха;
К приобретё нной патологии относится:
осложнение инфекций (корь, грипп, скарлатина);
воспаление среднего уха (отит);
поражение коркового отдела слухового анализатора
Помимо проблем со слухом, дети имеют дополнительные нарушения. Часто приходят дети с синдромом дефицита внимания, гиперактивные дети, дети с расстройством аутистического спектра. Есть у нас дети с ДЦП, ЗПР, а так же дети с логопедическими проблемами, например с дизартрией. У многих отмечается нарушение моторного развития, нарушение координации движений, слабость мелкой моторики, нарушения зрительного восприятия. Но так как у этих детей имеется нарушение слухового восприятия, то МПК направляет их в наше учреждение. Поэтому нам приходится вести работу не только с нарушением слуха и отсутствием речи, но и со всем комплексом нарушений.
Нарушение или отсутствие речи.
Нарушение координации движений, моторики;
Синдром дефицита внимания, гиперактивность;
Задержка психического развития;
Нарушение эмоционально-волевой сферы (аутизм) ;
Нарушение мозговых систем (ДЦП)
Большой проблемой в обучении речи и произношению для нас является отсутствие у ребёнка способности удерживать взгляд на лице взрослого и смотреть в зеркало. У всех детей низкий уровень развития памяти. Запоминание речевого материала идёт в основном на зрительной основе, а без помощи слухового анализатора процесс запоминания усложняется. Поэтому требуется многократное повторение материала, периодический возврат к повторению пройденного. Все дети особенные, трудные и работать с ними очень тяжело.
В последнее время в массовые учреждения (детские сады и школы) поступают дети с КИ.
КИ является эффективным методом реабилитации глухих детей, которая позволяет слышать и со временем понимать речь и говорить.
Во внутреннее ухо пациента вводится система электродов, обеспечивающая восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва.
Специалисты Москвы, Санкт-ПБ убеждают родителей в успехе речевого развития, при условии создания речевой среды для ребёнка. Поэтому родители спешат отдать его в массовые образовательные учреждения. Из практики видно, что у ребёнка с сохранным интеллектом, не имеющего других отклонений в психическом развитии, речевое развитие более успешно. Но в некоторых случаях речь детей развивается медленно, а может и не развиваться вовсе. В случае если у ребёнка наблюдаются трудности в речевом развитии, родители обращаются за помощью в коррекционные учреждения. Успех зависит от возможностей ребёнка и готовности родителей принимать активное участие в его обучении.
Рядом с ребё нком с ОВЗ обязательно должны находиться специалисты: учитель-дефектолог, логопед, психолог. У каждого свои задачи. Мы расскажем об особенностях работы учителя-сурдопедагога в детском саду.
Учитель-сурдопедагог ведёт работу по развитию слухового восприятия, формированию произношения, развитию речи формированию элементарных математических представлений.
Основными задачами являются:
– развитие неречевого и речевого слуха,
– накопление словаря, работа над значением слова,
– работа над грамматической стороной речи,
– формирование устной, письменной, дактильной форм речи.
Основным содержанием работы является : выработка условно-двигательной реакции на звук.
Работа по развитию слухового восприятия направлена на развитие остаточного слуха. Дети обучаются восприятию и различению на слух:
– речевого материала (тексты, фразы, слова, слоги, звуки)
– неречевых звучаний (музыкальные игрушки);
– темпа звучаний; ритма; громкости; высоты; направления;
количества; голосов животных, бытовых шумов; звуков
– формирование навыков звукопроизношения;
– устранение дефектов звуков, их коррекция;
– развитие речевого дыхания;
– работа над голосом.
Глухой ребёнок воспринимает речь, опираясь на зрительное восприятие. Каждая фонема имеет соответствующий артикуляционный образ. Ребенок зрительно запоминает этот образ. В процессе длительных упражнений ребёнок учится различать образы целых слов (чтение с губ).
Кроме зрительных ощущений, важную роль играют осязательные ощущения (тактильные, температурные, двигательные (фонетическая ритмика); умение подражать взрослому.
В работе над произношением применяется полисенсорный метод. Мы используем сохранные анализаторы (зрение, тактильно-вибрационную чувствительность, остатки слуха, с помощью двойного контроля (одна рука приложена к шее в области гортани для ощущения вибрации гортани, другая поднесена ко рту, чтобы ощущать струю выдыхаемого воздуха).
Опираясь на сказанное, происходит вызывание, постановка, автоматизация звуков с обязательным использованием зеркала. Работа ведётся на индивидуальных и групповых занятиях с учётом особенностей развития каждого ребёнка.
Особенностью нашей методики является раннее обучение чтению детей. Глобальное чтение – первый этап обучения. Первые слова и предложения даются глухим для общего восприятия в письменной форме на табличках. Письменная речь, несмотря на трудности, имеет для неслышащего ребёнка некоторые преимущества перед устной, поскольку она не требует наличие слуха, а воспринимается с помощью зрения.
Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок должен научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на карточках печатными буквами пишутся слова. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Но до обучения глобальному чтению нужно научить ребёнка соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки. Обучение глобальному чтению позволяет развивать мышление, зрительное внимание и память, у ребёнка накапливается словарь.
Дети еще не умеют читать в общепринятом смысле – они воспринимают таблички целостно, различают их между собой по каким-то признакам, которые выделяются ими самими. Эти признаки, очевидно, персональны: один малыш ориентируется на одни элементы слова, другой – на другие и т. д.
Сначала дети узнают слова на табличках только при выборе из двух предметов, затем – из трех, четырех и т. д. Постепенно количество предметов и слов для выбора увеличивается. С целью накопления словаря развивающая среда оснащена табличками. Тоже самое мы рекомендуем родителям сделать дома.
Следующий этап обучения чтению – это аналитическое чтение.
Дактильная речь – это своеобразная форма речи и вспомогательное средство при овладении письменной речью и умением читать с губ.
В дактильной азбуке, как и в буквенной, 33 знака. Каждой букве алфавита соответствует положение пальцев.
Дактилируя, ребёнок точно воспринимает буквенный состав и грамматическую форму слова. Со временем, за каждой буквой закрепляется соответствующий звук, и с дактилированием чтение становится достаточно разборчивым. С помощью дактиля дети контролируют произношение, лучше запоминают слова.
При хорошем овладении техникой дактилирования дактилология незначительно влияет на темп речи и слитность произношения. При плохом владении техникой аналитического чтения слитность произношения, внятность речи существенно страдают.
Жесты – одна из базовых систем невербальной коммуникации. Невербальная коммуникация – передача информации при помощи знаков (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды и т. д.).
Жестовая речь – это способ общения глухих людей посредством системы жестов.
Жестовая речь служит средством общения и познания окружающего мира.
Разговорная жестовая речь усваивается детьми при общении с глухим детьми или взрослыми.
Жестовая речь – способ наиболее прост, доступен, не требует затрат времени.
Использование жестовой речи в обучении глухих способствует :
* устранению коммуникативных барьеров между педагогами и
* увеличению объема учебной информации, ускорению ее
* усвоению программы обучения в полном объеме;
* эмоциональной окрашенности учебно-воспитательного процесса.
Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: – коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.
Направления работы учителя-дефектолога Каждый специалист, занимающийся с детьми с ограниченными возможностями, выделяет в своей работе четыре основных направления: • Диагностическое.
Особенности работы учителя-логопеда с детьми ОВЗ в младшей диагностической группе с использованием инновационных технологий Цель: коррекция психоречевого развития детей младшей диагностической группы с использованием методов и приёмов инновационных технологий.
Особенности работы учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС до «Существовала некогда пословица, Что дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни пригодится тот, Кто жить, готовясь, в детстве не.
План работы по самообразованию учителя-логопеда МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 4 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН План.
12-й год в нашем образовательном учреждении воспитываются и обучаются дети с нарушением слуха. Мы одни из первых в округе, начали работу по интегрированному обучению и воспитанию слабослышащих школьников и детей дошкольного возраста в условиях общеобразовательного комплекса – школа- сад. За эти годы накоплен большой опыт организации инклюзивного образования, апробированы различные модели интеграции.
Предварительный просмотр
Роль сурдопедагога в организации коррекционно-образовательного процесса детей с нарушением слуха в условиях интегрированного образовательного учреждения
г. Нефтеюганск 06.12.2011г.
На данный момент, в связи с изменением статуса учреждения, 2-й год слабослышащие дети воспитываются только в дошкольном отделении Прогимназии.
В дошкольном отделении 5 интегрированных групп полного дня, с включением слабослышащих детей, по 1-2 человека в каждой группе, в соответствии с возрастом и уровнем развития, всего – 8 детей.
Дети имеют разную степень потери слуха: у 1 ребёнка – 2-3 степень, 5 детей имеют нарушения слуха 3- 4 степени, у 1- потеря слуха 4 степени, пограничная с глухотой. Из них 2 ребёнка слухопротезировано и 5 детей имплантированы. Кохлеарная имплантация новое направление помощи детям с нарушенным слухом. Ребёнку вживляется под кожу в ухо чип и с помощью процессора находящегося за ухом (в виде слухового аппарата), звуки и речь преобразуются в электрические импульсы, которые стимулирует слуховой нерв, он передаёт эти импульсы в слуховые центры мозга, и ребёнок воспринимает импульсы как речь, музыку, звуки.
В соответствии с возрастом и уровнем развития сформированы 2 подгруппы для групповых занятий
Во втором блоке работает сурдопедагог по программе для специальных ДОУ II вида – сурдопедагогом ведутся предметы: математика, развитие речи и осуществляется коррекционная работа по развитию слуховой функции, коррекции произношения и развитию речи на групповых и индивидуальных занятиях.
Цель обучения по этим программам едина – слабослышащий ребёнок социально адаптирован и успешен.
Сегодня я хочу поделиться вами, а какова роль сурдопедагога в организации коррекционно-образовательного процесса в условиях интегрированного образовательного учреждения.
Начну с того, что
Слабослышащие дети, поступающие в наше учреждение, имеют ряд особенностей в развитии, так как нарушение слуха серьёзно препятствуют успешности интеграции, изоляция ребенка от окружающего звукового опыта, нарушает естественный ход психического развития ребёнка и приводит к аномалиям в его развитии. При нарушениях слуха в первую очередь и в наибольшей мере страдает речь. Потеря слуха и нарушение развития речи приводит к общему недоразвитию психических процессов. Дети – инвалиды, приходя в группу, отличаются от своих здоровых сверстников, не только своей речью, у них нарушены коммуникативные навыки, они не умеют общаться с другими детьми, показывают свою агрессивность или наоборот боятся окружения, не самостоятельны, не умеют играть, в целом для них характерно несоблюдение норм принятого поведения. ( Такой ребёнок становится изгоем, отверженным).
Эти особенности не позволяют слабослышащим детям эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки.
Поэтому выстроенный коррекционно- образовательный процесс слабослышащих детей носит характер всестороннего воздействия на ребёнка и ориентирован на преобразование всех сторон личности воспитанника за счёт сохранных анализаторов (Наша задача – научить его говорить, слышать окружающие звуки, сформировать социальные навыки, дать знания необходимые в жизни – социализировать ребёнка).
Социальная адаптация слабослышащего ребёнка будет успешной, если в комплексе будет обеспечено:
– развитие ребёнка на основе индивидуальной траектории;
– взаимосвязанность всех специалистов (организация четкой системы «сурдопедагог-воспитатель-учитель-предметник- психолог);
– организована связь с семьёй;
– создана особая организация жизнедеятельности ребёнка;
– создана особая предметно-развивающая среда.
Когда сл/сл ребёнок только приходит в детский сад, в связи с его особенностями, часто возникает много проблем, как у самого ребёнка, так и его окружения:
Родители детей с НС
Родители здоровых детей
Задача сурдопедагога – оказать необходимую помощь в построении образовательного пространства и в создании необходимых условий для социальной адаптации, развития детей с нарушением слуха в условиях интегрированного образовательного учреждения.
Работа по сопровождению ребёнка с недостатками слуха идёт через организацию работы с ребёнком, воспитателем, родителем.
Для удовлетворения потребностей ребёнка сурдопедагогом ведётся
Сурдопедагог помогает воспитателю
При работе с родителями сурдопедагог проводит работу по
Сопровождение сл/сл Р имеет следующие направления: диагностическое, коррекционное, методическая помощь, координация работы в команде
При построении образовательного пространства обеспечивающего процесс социализации всех категорий детей (дошкольников, младших школьников, детей с ограниченными возможностями здоровья) в условиях общеобразовательного учреждения исходили из того, что, не смотря на разные возможности слабослышащих и здоровых детей, у них больше сходства, чем различий:
А совместное обучение и воспитание способствует формированию у слабослышащих детей адекватного социального поведения, положительного отношения к своим сверстникам, более полного потенциала развития
Поэтому образовательное пространство выстроено, так, чтобы каждый ребенок, независимо от его состояния здоровья и возраста, не чувствовал бы себя ущемленным (комфортно), был принят таким, какой он есть, чтобы слабослышащий ребенок: не стремился к изоляции, не было иждивенческой позиции, не стремился примкнуть к группе на любых условиях и в любой роли, а здоровые дети, начиная с дошкольного возраста, не превращали бы слабослышащего ребенка в объект унижения и начинали понимать, что все люди разные, что отличие от других не мешает их общению.
И выстроено оно на взаимодействии всех категорий детей, находящихся в учреждении
Успех реализации поставленных целей задач в развитии слабослышащего дошкольника возможен только при чётком взаимодействии всех участников образовательного процесса, педагогов, специалистов, родителей. Он осуществляется под руководством учителя –дефектолога (сурдопедагога). Учитель-дефектолог помогает воспитателям педагогам-предметникам правильно организовать работу с интегрированной группой детей, знакомит их с приемами и методами обучения детей с нарушенным слухом, планирует речевой материал для отработки с детьми
В интегрированной группе возрастает роль воспитателя, т.к. наличие в группе массового дошкольного учреждения ребенка с нарушенным слухом требует особого внимания к нему, готовности воспитателей, разделить ответственность за его воспитание и обучение, желание помочь ребёнку с ограниченными возможностями.
Развитие слабослышащего ребёнка невозможно без участия в этом процессе родителей, так как под их руководством ребёнок получает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Понимая это, работе с родителями придаётся особое значение, с момента поступления ребёнка в детский сад, весь процесс по реабилитации и интеграции строится на основе организации совместной работы с родителями. Можно назвать связь с родителями очень тесной, здесь и обучение родителей, консультирование по вопросам обучения и воспитания слабослышащего ребёнка, планирование совместных действий.
На этом слайде представлены некоторые образцы взаимодействия и способы действия с родителями. В последнее время большую популярность приобрёл сайт учреждения, где родители получают рекомендации сурдопедагога, материалы для развития ребёнка в домашних условиях.
В кабинетах Монтессори и Легоконструирования организована работа по развитию речемоторных навыков, развитию мышления и формированию умения конструировать и моделировать.
Коррекционная работа осуществляется в кабинетах психолога и сурдопедагога, они оборудованы необходимыми техническими средствами.
В учреждении выстроена система воспитательной работы, направленная на взаимодействие детей с нарушением слуха со школьниками.
В образовательного учреждении введён слухо – речевой режим.
Под слухо-речевым режимом мы понимаем – систему мероприятий и требований, направленных на мотивированное общение с ребенком со сниженным слухом, независимо от возможностей восприятия речи и уровня речевого развития.
Работники учреждения, сверстники, родители ознакомлены с правилами речевого режима:
– все обязаны выслушивать слабослышащего ребенка;
– мотивировать на общение (задавать вопросы, создавать ситуации и др.);
В ОУ создана и среда для общения слабослышащих и здоровых детей
Сурдопедагогом и воспитателями отслеживается развитие и социальная адаптация ребёнка с нарушением слуха, ведётся мониторинг на каждого ребёнка. На этом слайде представлены положительные результаты детей за прошлый год.
На момент поступления в детский сад в прошлом учебном году, только один ребёнок из 5 владел речью, в виде отдельных невнятно произнесённых слов, у остальных детей речи просто не было, у всех был низкий уровень сформированности социальных и коммуникативных навыков (кроме одной девочки, которая в детском саду 2-й год), на конец года видна положительная динамика у всех воспитанников по всем параметрам: в развитии слухового восприятия, в произношении в формировании социальных и коммуникативных.
Можно говорить о том, что на развитие коммуникативных навыков благотворно сказывается, нахождение ребёнка с нарушенным слухом в речевом пространстве слышащих детей, постоянное общение способствовало закреплению речевых умений, у всех слабослышащих детей сформированы навыки речевого поведения, они свободно вступают в устный контакт.
В интегрированных группах создан единый детский коллектив дети с нормальным и нарушенным слухом: вместе живут, играют, решают свои проблемы. Слышащие дети хорошо относятся к детям с нарушенным слухом, они умеют правильно говорить с ними – смотреть в лицо и не кричать, знают о назначении слуховых аппаратов. Это результат целенаправленного воспитания через жизнь рядом и вместе.
На этой таблице представлены проявление гуманных отношений здоровых детей к детям с нарушением слуха. Вы видите, что на конец года, нет проявлений негуманного отношения к слабослышащим детям.
Мы надеемся, что здоровые дети и в дальнейшем не будут делить мир на глухих и слышащих и сохранят естественное сейчас для них состояние – помочь тому, кому трудно.
Образовательное пространство слабослышащих детей выстроено на основе преемственности с СОШ №8 г. Нефтеюганска. Выпускники дошкольного отделения продолжают обучение в специальных классах начальной школы СОШ №8 и затем переходят на основную ступень. В наших учреждениях единые требования к организации и содержанию коррекционно-образовательного процесса, единая диагностика, мониторинг .
**** В заключении хочу отметить, что организация инклюзивного обучения в нашем ОУ по данной педагогической технологии, оправдала себя, наши выпускники успешно обучались и обучаются в других ОУ, в СОШ №8, в специальной школе II вида г. Кургана, школе-интернате, в посёлке Излучинске, в Челябинском машиностроительном колледже.
Из школ города Кургана и п. Излучинска приходили благодарственные письма, где отмечалось качество знаний детей, их высокая активность, инициативность, самостоятельность. Выпускники не теряют связи с нашей школой, они частые гости в учреждении, ведь здесь им преподали азы жизни, научили говорить, слышать, здесь они приобрели друзей среди здоровых сверстников. А родители благодарят нас за адаптацию детей к жизни в обществе и до сих пор советуются с педагогами по вопросам дальнейшего обучения их детей.
Педагоги нашего ОУ представляли опыт организации инклюзивного образования слабослышащих детей на различных уровнях: города, региона, России.