Правовое занятие «Школьнику о законе»воспитание правовой культуры школьников.1. Научить учащихся различать понятия шалость, злонамеренный поступок, проступок, преступление.2. Закрепить знания о правах и ответственности подростка.3. Формировать осознанный выбор модели поведения с учетом знаний об ответственности подростка за те или иные поступки.карточки с заданием для работы в мини группах «Какие права и имеет ребенок по мере его взросления?»
Содержание классного часаВ повседневной жизни о праве чаще вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества. Знать права, уметь ориентироваться в них – необходимо всем. То, насколько вы умеете это делать, и поможет выяснить наше сегодняшнее заседание.: Предлагаю вам описание различных правонарушений (зачитываются учителем). Необходимо определить, о чем идет речь: о проступке, шалости, злонамеренном поступке или преступлении.
1. В кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались.
2. Шестнадцатилетний мальчик позвонил ради шутки в милицию и сообщил, что в школе заложена бомба.
3. 14-летний мальчик в неположенном месте перебежал улицу, всем машинам пришлось резко затормозить.
4. Девочки с
6. Десятиклассник гулял по крыше дома и наступил на козырек балкона. Тот рухнул на стоящего под балконом человека, который умер в больнице.
7. Ученики с
9. 15-летний подросток п
12. Девочки – школьницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона.
Я надеюсь, что вы никогда не окажетесь в полиции в качестве преступников. Тем не менее каждый из вас должен знать, какими правами может воспользоваться в случае задержания сотрудниками милиции.
1. В случае задержания несовершеннолетнего работники полиции обязаны немедленно сообщить (родителям или лицам, их заменяющим).
2. При задержании, как правило, проводится личный досмотр. При этом кто-то должен присутствовать и что должно оформляться (понятые и протокол).
3. Закон запрещает допрашивать несовершеннолетних в какое время (ночное)
4. С момента задержания любой гражданин имеет право на защиту. Кто может обеспечить защиту (адвокат).
Учитель: Нужно знать свои права не только в случае, когда совершается правонарушение. Необходимо хорошо знать права и ответственность, которые у вас есть, как у любого гражданина России. Сейчас мы посмотрим, насколько вы знаете свои права и ответственность. Предлагаю каждому заполнить таблицу. Справа в колонке перечислены права и ответственность ребенка. Слева вам нужно записать с какого возраста они вступают в силу.
(Таблицы заполняются индивидуально, затем проверяется правильность Учитель: Сейчас мы проведем шуточную «Блиц – викторину».
методические разработки к урокам
I. П РАВО И ГОСУДАРСТВО
1. Общественная власть и виды социальных норм в первобытном обществе
Право в первичных формах, прежде всего в форме , активно функционировало в рамках древних цивилизаций, приобретало важное значение в организации социальных отношений на догосударственной, предгосударственной и раннегосударственной стадиях развития общества.
Доминирующей чертой бытия и сознания первобытного человека являлся
Важной чертой первобытного общества является его . Социальный опыт в первобытных группах (род, племя, союз племён, родовая и соседская общины, двор, стойбище, поселение и др.) приобретается через непосредственные контакты молодежи с людьми старшего возраста, в ходе которых происходит обучение, усвоение знаний, мифов, обычаев, передача опыта взрослой жизни.
В памяти первобытных людей хранились тысячи различных указаний обычаев на все случаи жизни. Ранним нормативным и в то же время сакральным (священным, культовым) явлением было — установленные запреты и ограничения контактов с определенными предметами, продуктами, животными и людьми.
В раннепервобытной общине система социальных норм была единой, слитной, внутренне не дифференцированной — . Человек знал норму, исполнял со старанием все правила, но способность производить различие между нормами, скажем, права и морали появилась у него позднее, на подходе к цивилизации.
Религия, мораль, право возникли примерно в одно и то же время, оно было очень длительным.
Источником социальных норм первобытности выступали процессы распределения и потребления продукта, добытого охотниками, собирателями и рыболовами. Эти нормы — “правила дележа пищи” — по своей общепризнанности в группе и обязательности напоминают правовые нормы.
Нормативная сфера первобытности испытала глубокие преобразования при переходе человечества от палеолита к неолиту, от присваивающего к производящему
Зарождение частнособственнических начал открывает эпоху появления разнообразных сделок с имуществом.
В целом, основная часть институтов, которые мы относим сегодня к гражданскому, торговому и некоторым другим отраслям частного права, исторически возникла из экономического обмена и товарного оборота, которые, в свою очередь, выросли из древней практики межплеменного продуктообмена, дарений и дарообменных отношений
1) Какое значение в первобытном обществе имели традиции?
2) Что называют синкретической системой норм? В чём причина её существования в первобытном обществе?
3) Какие сферы жизни первобытного коллектива регулировались?
4) Что и почему привело к появлению разнообразных сделок с имуществом? Какие правовые акты возникают в связи с этим?
2. Ранние формы государства и права
Теории происхождения государства:
I. Первобытная власть коренилась в природе групповой, коллективной жизни, существовала в силу необходимости кооперирования труда. Формы и методы осуществления первобытной власти были разными, но требования к ней оставались постоянными и едиными: власть обязана обеспечивать интересы общины.
Делами первобытного общества управляли люди немолодые — это черта системы власти, которую иногда называют История судов начинается с советов старейшин. Суд в лице старейшин впервые предстает как учреждение власти, правда, пока ещё племенной.
Рядом с пожилыми людьми поднималось более молодое поколение вождей. Институт вождя в первобытном обществе последовательно служил интересам группы и коллективным ценностям.
Первобытная власть была зависимой от того, как её воспринимала и оценивала группа. Эпоха расцвета и начала разложения первобытной родовой общины в целом способствовала укреплению власти вождей в коллективах. Процесс этот стал особенно заметным в условиях производящего хозяйства, с появлением межплеменного обмена и дарообмена. Всё племенное имущество (или его значительная часть) находилось в руках вождя, которым он фактически распоряжался.
Военные союзы племен представляли собой первичную форму государственности
В рамках союза племен возникает организация власти, общая для всех входящих в неё групп. Традиционные властные структуры вынуждены были отступать перед силой новой организации — . Во главе её стоит сильный вождь (царь, князь, фараон и др.), военный предводитель, в распоряжении которого находятся механизмы, позволяющие принуждать людей к повиновению. Ядром централизованной публичной власти являются сам царь и его “управленческий аппарат”.
государственности и государства.
Как только раннее государство почувствовало в себе силы, достаточные для проведения административных реформ, так прежде всего оно создало для удобства централизованного управления территориальные единицы —
Столь же древними и универсальными являются государственные
Государство как высшая форма политической организации общества явилось величайшим достижением человеческой культуры. С помощью государства человечество резко устремилось вперёд, создав огромное число материальных и духовных ценностей.
В чем заключаются коренные различия между первобытной властью и властью государственной?
это влияние на основе закона или традиции, т. е. нефизическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая.
Исторически власть возникла позже силы. Она формировалась тогда, когда появились первые люди, ведущие бродячий образ жизни охотников и собирателей, т. е. 40 — 30 тысяч лет назад, когда, по мнению антропологов, можно говорить о зарождении человеческого общества в подлинном смысле слова.
Позже, 6 — 5 тысяч лет назад, когда возникли первые государства, начался новый этап в развитии власти — государственный.
Власть становится политическим институтом общества, оформляющим влияние в законных решениях.
Власть — более широкое понятие, нежели сила, так как она может осуществляться без применения последнего.
Власть всегда находится в руках активного меньшинства.
В чём причины начала процесса формирования политических структур и институтов?
В узком смысле государство обозначает организацию верховной власти, стоящей над обществом.
Французские просветители XVIII века, создавшие договорную теорию государства, полагали, что на заре истории люди никак не были организованы. Однако нужда заставила их сначала создать общество, а затем государство — для защиты своей безопасности извне (от врагов) и изнутри (от преступников).
Причины появления государства
когда у человека примитивные орудия труда, то для прокорма ему нужна огромная территория. Объединение одних групп с другими для защиты своей территории становится неизбежным — формируются военные союзы племен.
Страх перед внешней агрессией и внутренними раздорами: государство способно применить силу и установить порядок. Оно могло решать все споры и издавать общие для всех законы.
Какие общественные потребности вызвали появление публичной власти?
Появление публичной власти было вызвано определенными общественными потребностями и функциями, с реализацией которых уже не могли справляться властные институты родового общества. Функции поддержания порядка, безопасности и развития внешних сношений между народами сделали государство необходимым для всех, внутри социально дифференцированного общества преимуществами государственного строя воспользовались экономически сильные слои населения (классы), которые при неизменной поддержке властей утверждали своё экономическое и политическое господство над низшими слоями населения
Сопоставьте функции первобытной власти и власти государственной: что общего, в чём различие? —
От родовой организации государство отличается следующими характерными признаками
Первые формы институтов и первые общеобязательные нормы поведения сформировались уже на стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и
Общественную власть при родовом строе можно характеризовать как первобытную общинную демократию, не знавшую еще ни имущественных, сословных, кастовых, или классовых различий, ни государственно-политических форм. Общественная власть при первобытном строе была эффективной и авторитетной. Она опиралась на сознательность всех членов рода и моральный авторитет старейшин.
С совершенствованием орудий труда и навыков — повышалась производительность, культура, нравственность, интересы членов общества становились разнообразней и противоречивей. Дальнейшее разделение труда и его совершенствование привело к появлению избыточного продукта труда, что в свою очередь привело к возникновению частной собственности и еще более разнообразило и усложнило общественные отношения.
В новых экономических условиях родоплеменная организация и обычай в качестве регулятора общественных отношений оказались бессильны. Требовалась другая организация общества и нормы регулирования общественных отношений.
Такой организацией выделившейся из общества стало государство. Общество в силу его раскола на экономически неравные группы, классы людей, объективно порождает такую организацию власти, которая должна поддерживать интересы имущих и сдерживать противоборство неимущих.
Государство — это особая общественная организация, которая в отличие от организации власти в первобытном обществе состоит из специальных органов, постоянно занимающихся управлением. Первой формой государства явилось рабовладельческое государство. Возникнув на определенной ступени зрелости общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей государство становится его основной управляющей системой.
Таким образом, с точки зрения своего устройства первобытное общество являлось достаточно простой организацией жизнедеятельности людей, основанной на родственных связях, коллективном труде, общественной собственности и социальном равенстве всех его членов. Власть в этом обществе носила подлинно народный характер и строилась на началах самоуправления. Никакого специального аппарата управления, который имеется в любом государстве, здесь не существовало, поскольку все вопросы общественной жизни решались самим обществом. Не существовало и специального аппарата принуждения в виде судов, армии, полиции и т.п., что тоже является принадлежностью любого государства. Принуждение, если в нем возникала необходимость (например, изгнание из рода), исходило только от общества (рода, племени и т.д.) и не от кого более. Выражаясь современным языком, само общество было и парламентом, и правительством, и судом. Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание Т.21. с. 97-98.
При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи некоторые свойства, которые весьма существенно отличали их от первобытной организации публичной власти.
Если первобытно – общинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплеменного объединения, то государство – на территориальной общности своих граждан или подданных.
Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции.
Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их проживания, устанавливающее принадлежность граждан определенному государству.
Государство – это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает со всем населением, носит политический характер.
Специфика политической власти в следующем:
3. Современное понимание права: понятие, признаки, определение.
Социальное назначение права
Право по своей природе есть нормативный регулятор. Право – это способ социальной регуляции, оно представляет собой , которая действует в блоке с моралью, религией, политикой, этикетом и другими нормативными регуляторами.
Под социальным регулированием понимается процесс упорядочивания общественных отношений путём подчинения их определенным правилам (нормам). Регулирование есть внесение правила или меры в управляемый процесс. Управление без регулирования невозможно, управлять можно только по заранее установленным правилам, нормам.
Право – средство общественных отношений. Социальное регулирование даёт возможность строить человеческое поведение и оценивать его в едином измерении, по единому масштабу. В процессе регулирования достигается множество позитивных эффектов, которые делают совместную жизнь людей. Они создают основу для сотрудничества, обмена продуктами и услугами, усиливают безопасность людей, надёжность планов, ожиданий, предсказуемость человеческих поступков и т. д.
Люди пытаются сознательно организовать, привести в некий порядок жизненные процессы общества. связаны единством: там, где начинается устройство порядка, из хаотического, неустойчивого состояния возникают законосообразные структуры, там ощущается воздействие права, развертываются его общественные функции.
(с. 23) –
Всю систему социальных норм, представленных в праве, морали, религии и т. д., можно представить как проявление соционормативной культуры общества. Правовое регулирование составляет лишь часть соционормативного регулирования общества.
Все нормативно-регулятивные системы выстроены из структурных элементов, расположенных на трёх уровнях –
Право в качестве нормативно-регулятивной системы включает многообразные и разнородные элементы, разделённые по уровням, – правовые нормы, правовые отношения и правовые идеи.
– нормативный. Он представлен общеобязательными правилами поведения, т. е. юридическими нормами. Нормы воздействуют на отношения, посредством этого достигается регулятивный эффект упорядочивания социальной связи.
– практический. Урегулированные юридическими нормами отношения, таким образом, становятся правовыми, их участники выступают как носители взаимных прав и обязанностей, воспринимают друг друга в качестве субъектов права.
– правовые идеи. На этом уровне развертываются различные виды , которое представляет собой совокупность взглядов, понятий, чувств и переживаний, выражающих отношение людей к праву.
Важнейшей специфической особенностью отношений, складывающихся в области права, является то, что отдельные индивиды и их объединения становятся субъектами права, физическими и юридическими лицами, обладающими в рамках реальных правоотношений взаимными правами и обязанностями.
Огромная масса правовых отношений находится в постоянном движении, юридические связи между людьми возникают, изменяются, прекращаются и т. д. Уровень правоотношений отражает динамичную, непрерывно развивающуюся практику общества.
Нормы права (правовые нормы) приводят к возникновению, изменению и прекращению правоотношений; последние через правосознание порождают идеи, идеологии, правовые ценности; а они через процесс законодательства становятся нормами права либо в иной форме оказывают непосредственное воздействие на юридическую практику.
4. Основные направления учения о праве
Какой подход к пониманию права типичен для отечественной юриспруденцииВ чём его особенность
Нормативный подход – это то, что вполне соответствует характеру российской правовой культуры, типу присущего ей политического мышления. На протяжении всей своей правовой истории Россия всегда находилась в зоне распространения европейской континентальной модели права, для которой формально высшим источником права является закон, а высшим принципом организации юридических отношений выступает законность, требования неукоснительно и строжайше соблюдать законы.
Особенность современного права как нормативного регулятора заключается в том, что за ним стоит государство.
Почему нельзя определять право только через норму
Юридическая норма – ведущий элемент правовой системы. В соответствии с этим можно определить как , установленных и охраняемых государством, направленных на обеспечение порядка организации, контроля и защиты человеческого поведения всеми государственно-властными средствами, включая принудительные.
Такое определение, конечно, не исчерпывает сущность права. Для того чтобы ответить на вопрос, какой именно порядок поддерживается государством и обеспечивается юридическими нормами, необходимо выйти на проанализировать потребности, интересы, цели, волевые и социальные стремления, породившие норму и закон. Тогда можно сказать, чью волю выражает правовой порядок, отвечает ли он интересам всего общества или отдельных социальных групп, классов, сословий, слоёв населения. Вот почему, определяя право через норму, не следует упускать из виду и другие подходы.
Для развития демократии важно, чтобы государство находило в праве не только средство государственного управления, но и цель своего развития. Как вы понимаете это положение? Раскройте его смысл.
Особенность современного права как нормативного регулятора заключается в том, что за ним стоит государство, сильнейшая политическая организация общества. Это не означает, однако, что право есть всего лишь средство государственного управления. Для развития демократического общества важно, что государство находит в праве не только средство, но и цели своего существования. Идея , которая является сегодня основой программы развития российской политической системы, указывает как раз на то, что государство, государственный аппарат и государственные служащие во всей своей деятельности должны руководствоваться правом, проводить в жизнь принцип верховенства права и закона
Почему право не может существовать без такой важной черты (функции, признака), как государственное принуждение? Почему эта черта не является главной
Многие теоретики права, пытаясь отличить право от других нормативно-регулятивных систем, главным образом от морали, выделяют признак , нередко преувеличивают его значение. Это верно, что юридических норм для исполнения всеми, кто принимает участие в правовой жизни, гарантируется в конечном счете возможностью применить меры государственного принуждения к правонарушителям. К сожалению, такая возможность часто становиться действительностью, как правило, по вине тех, кто совершает противоправные действия, преступления, не исполняет либо игнорирует требования юридических норм. Без принудительной функции право в принципе существовать не может, но она не является для него главной. Основные задачи правовой системы лежат в плоскости организационной, предполагают конструктивные формы социальной деятельности. Принудительная функция права не может быть первичной, потому что необходимо организовать, укрепить некоторый порядок общественных отношений, прежде чем наказывать и принуждать людей к его соблюдению.
Наряду с системой правовых норм и для её обеспечения выстраивается в обществе система институтов – учреждений, совокупность государственных управленческих структур, которые призваны руководить социальными процессами.
5. Государство как публичная политическая власть
Какими признаками характеризуется любое государство
К признакам государства, в частности, относятся:
Что такое публичная власть? Как она проявляется
Основополагающие факторы, вместе образующие государственную организацию, публичная (политическая) власть и право.
, выделенная из и не совпадающая с , являющаяся одним из признаков, отличающих Появление публичной власти связано с возникновением первых государств.
является разновидностью публичной власти. Последнее понятие шире, поскольку включает не только государственную власть, но и любую другую власть, выделенную из общества и осуществляемую специальными органами или
53. Понятие международного гуманитарного права § 24
Сущность международного гуманитарного права
Международное гуманитарное право является отраслью международного права и представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов.
Субъекты международного гуманитарного права
54. Источники современного международного гуманитарного права § 24
Нормы гуманитарного права, содержащиеся в источниках современного международного гуманитарного права
(при заполнении таблицы указать названия документов)