Гульназ Сагитова Конспект занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства»
– Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.
– Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
Ирина Тулебаева Конспект по познавательному развитию детей в старшей группе «Воздух — какой он?»
Тема: «Воздух – какой он?»
Цель: Формирование первичных элементарных представлений детей о воздухе через познавательно-исследовательскую, экспериментальную и игровую деятельность. Задачи:
Ольга Типкова Конспект занятия в старшей группе «Воздух и его свойства»
Конспект занятия в старшей группе по теме : «Воздух и его свойства»
Провела Типкова О. П.
Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира.
Создать условия для развития интереса детей к опытно – экспериментальной деятельности.
– расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.
Ход занятия
Мотивация и включение детей в деятельность.
– Ребята, прислушайтесь, нам звонят на скайп.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Это белочка Маша. Лисёнок Тимошка загадал мне загадку, а отгадать мне её никак не удается. Помогите, пожалуйста.
– Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас».
– Ребята, вы догадались, что это?
– В загадке говорится о невидимом веществе, которое находиться рядом с нами, рукой его не поймаешь и это невидимое ценное и важное в жизни человека. – Сейчас мы с вами узнаем, что же это за вещество. Показать детям пакет, наполненный кубиками. – Есть ли что-нибудь в пакете? Как вы догадались? Освободить пакет от кубиков. Что в нём сейчас? (он пустой)
– Попробую наполнить пакет тем невидимым, что находиться вокруг меня. – Почему пакет выпуклый? Что в нём есть? – Правильно, мешочек наполнился веществом, который называется – воздух. – Вот мы и отгадали с вами загадку Тимошки. Мы проведём ряд экспериментов, которые помогут нам раскрыть все секреты воздуха. Знаками – символами будем обозначать всё, что мы узнаем о воздухе.
Предлагаю детям назвать правила поведения при проведении опытов. – Ребята, а везде ли есть воздух?
Выслушиваю версии детей.
Предлагаю детям наполним мешочки во всех местах комнаты.
– А теперь выпустите воздух. Где теперь воздух?
– Да, он снова вокруг нас.
– Что мы сейчас узнали о воздухе?
Вывод: воздух есть повсюду, он нас окружает. – Ребята, скажите, а вы видите воздух?
– И я тоже его не вижу. Значит воздух какой? Какими словами можно его назвать? (невидимый, прозрачный, бесцветный, через него всё видно).
Вывод: воздух невидимый, через него всё видно.
Это качество воздуха обозначим символом – перечёркнутый глаз. – Ребята, а как вы считаете, воздух есть в любом предмете? Тогда предлагаю вам вместе со мной выполнить опыты. 1. Для этого опыта нам понадобиться стакан, вата и вода. Ко дну стакана я приклею кусочек ваты. Потрогайте, она сухая или мокрая? (дети трогают и говорят, что она сухая)
– Как вы думаете, в стакане кроме ваты ещё что-нибудь есть?
Выслушать предположения детей. Предлагаю детям проверить их ответы.
Перевернём стакан вверх дном и медленно опустим его в миску с водой, обратив внимание детей на то, что держать его нужно очень ровно.
– Ребята, как вы думаете, какой стала вата? (в-ль предлагает детям потрогать).
(Вата осталась сухой).
– Если вата осталась сухой, значит в стакан не попала вода. Как вы думаете, что помешало воде намочить вату?
Выслушиваю предположения детей.
– Правильно, ей помешал воздух, который находится в стакане.
Вывод: Воздух, который находится в стакане, не пускает туда воду.
А как вы думаете, если опуская стакан в воду, я слегка наклоню его, что тогда произойдёт?
Дети высказывают своё мнение.
– А хотите проверить? (воспитатель наклоняет стакан и опускает его в воду).
– Что появляется в воде? (Пузырьки). Откуда они появились?
– Это воздух выходит из стакана и его место занимает вода.
– Посмотрите, вата стала мокрой. Как вы думаете, почему?
– Воздух вышел, а его место заняла вода.
2. Как можно увидеть – есть ли воздух в камешках? Опустим камешки в воду. – Что вы видите? Это мелкие пузырьки воздуха. 3. Возьмём 2 апельсина. Отгадайте, какой из апельсинов утонет быстрее — в кожуре или без нее? Вопрос поставлен неверно — утонет вообще только один. Без кожуры. И даже несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет» : в кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий апельсин на поверхность воды. – В морозную погоду, выдыхая тёплый воздух ртом, мы видим пар – это воздух тёплый в окружении холодного.
– Ребята, вы любите яблоки. Какое яблоко на вкус?
– Ребята, а у воздуха есть вкус?
Как мы можем это проверить? Ответы детей.
– Наберите ртом воздух, у него есть вкус?
Вывод: воздух не имеет вкуса, он безвкусный.
Обозначение на листе – перечёркнутые губы.
– Ребята, а еще я хочу открыть вам секрет, что воздух прячется внутри человека, воздух есть внутри нас. – Берем стаканчики с водой и трубочку, опустим трубочку в стакан с водой и будем дуть. Что происходит? (Выходят пузырьки.) Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали) Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно? (Воздушные пузырьки поднимаются вверх). Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет. Вывод: Воздух легче воды.
Ребята, мы дуем в трубочку и воздух выходит из нас и появляются пузырьки, но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. – Мы воздух выдыхаем, но как он к нам попадает? Как, ребята, вы знаете? (Через нос) Конечно, все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. ( Показывают). Когда мы просто вдыхаем или выдыхаем воздух, мы видим его? (Нет). Но мы можем почувствовать воздух носиком. – Ребята, а как вы думаете, у воздуха есть запах?
– Как мы можем это проверить?
– Вдохните воздух носом.
– Что вы чувствуете?
Вывод: Чистый воздух не имеет запаха.
Обозначение на листе – перечёркнутый нос. – А сейчас? (Открываю банку с нарезанными апельсинами) – Возьмите веер и помашите сначала на себя, а потом друг на друга. – Что вы чувствуете? (В лицо дует ветер) – А как появился ветер? (когда мы машем веером появляется ветер) – Ветер – это движение воздуха, которое распространяет запахи. Теперь в группе пахнет апельсинами. Ребята, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Физ. минутка с элементами дыхательной гимнастики «Самолёт».
Мы отважные пилоты
За штурвалом самолёта (руками изображают, как крутят штурвал).
Самолётик-самолёт (развести руки в стороны ладошками вверх, поднимаем голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживаем дыхание).
Ж-ж-ж. (опускаем руки вниз, выдох).
Я налево полечу (поворот налево, вдох, задерживаем дыхание).
Ж-ж-ж (опускаем руки вниз, плавный выдох).
И направо полечу (поворот направо руки в стороны, вдох, задерживаем дыхание).
Мы летаем высоко (руки поднять вверх).
Мы летаем далеко! (Ладошки складывают, как если бы человек смотрел в бинокль)
Мы летали, утомились
И на стульчики приземлились! (присесть).
– Ребята, приложите руки к груди. Что вы чувствуете?
– Как вы думаете,что использует человек для дыхания?
Нет ничего на свете нужнее воздуха. Без воды человек может прожить несколько дней. Без пищи и воды несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений.
– Ребята, а как вы думаете воздух можно услышать?
– Вы что-то слышите?
Вывод: Воздух не имеет звука.
Обозначение на листе – перечёркнутое ухо. – Ребята, предлагаю вам с помощью опыта услышать звук воздуха. Приложите пальцы к горлу и скажите – «ааааааа». Ощущаете дрожание горла?
Голосовые связки которые находятся у нас в горле заставляет дрожать поток воздуха, поэтому возникают звуки речи.
Вывод: Благодаря воздуху человек говорит. Звук рождается тогда, когда дрожит воздух. – Так чем же мы дышим? (воздухом) – Давайте вдохнём воздух. Куда он попал? (в нос.) Правильно, после этого он спускается в горло, дыхательную трубочку, затем через бронхи в лёгкие. – Ребята, давайте проведём опыт. Возьмите шарики – надувайте и сдувайте их. Вот так работают лёгкие. Наши лёгкие трудятся постоянно, и мы должны заботиться о них: стараться не простужаться и дышать чистым воздухом. – Ребята, а что было бы, если бы воздух исчез? (наши лёгкие висели бы, как сдутые шарики, мы не смогли бы жить.) – Давайте проведём эксперимент. Пальчиками закроем нос, а ладошкой другой руки закроем рот одновременно. (нам нечем дышать) – Без воздуха нет жизни. А как вы думаете, откуда берётся чистый воздух? Мы дышим кислородом, а выдыхаем углекислый газ. Кислород нам дают листья деревьев и растения. Поэтому их нужно беречь и заботиться о них. – Все ваши письма с символами мы отправим белочке Маше – пусть она раздаст их всем лесным зверятам, чтобы они тоже всё узнали о воздухе. Кто хочет рассказать, что написано в его письме? (Дети рассказывают о воздухе, опираясь на символы, обозначающие свойства воздуха)
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
– Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
– Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.
– Развивать умение делать выводы и умозаключения.
– Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.
– Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.
-Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха.
– Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.
Публикация «Конспект по познавательному развитию детей в старшей группе „Воздух — какой он?“» размещена в разделах
Образовательная область «Познавательное развитие». 1. Развивать познавательную активность в процессе элементарного экспериментирования.
2. Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, (прозрачный,невидимый, чистый воздух не имеет запаха, переносит запахи, безвкусный, способами обнаружения в окружающей обстановке, ролью в жизни человека.
3. Развивать у детей умение решать вопросы познавательного характера и проблемные ситуации в рамках темы.
Образовательная область «Речевое развитие».
1. Научить детей делать несложные выводы в ходе наблюдений и экспериментирования, фиксировать их с помощью знаков символов на листе.
2. Научить детей рассказывать о воздухе с помощью знаков – символов.
Образовательная область «Физическое здоровье».
1. Укреплять мышцы дыхательной системы носоглотки и верхних дыхательных путей путём выполнения упражнений дыхательной гимнастики. 2. Научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».
Содействовать развитию эмоциональной отзывчивости, желание помочь героям: мудрой сове, лисёнку и ёжику в разгадывании загадки.
– сформирует первичные представления о воздухе, его свойствах и роли в жизни человека;
– будет уметь решать вопросы познавательного характера и проблемные ситуации в рамках темы;
– сформирует умение делать несложные выводы на основе полученных знаний и экспериментирования;
– научится рассказывать о воздухе опираясь в ответе на знаки – символы;
– получит практический опыт проведения экспериментов.
– Полиэтиленовые пакеты по количеству детей.
– Прозрачный стакан, вата, миска с водой.
– Стаканчики с кипяченой водой и трубочки (по количеству детей).
– 2 апельсина. – Апельсины, порезанные на дольки. – Вееры по количеству детей.
– Воздушные шары по количеству детей. – Карточки, знаки – символы.
Методы, приёмы, формы:
Словесные: загадка, беседа, рассказ, объяснение, вопросы (основные, вспомогательные, поисковые, пояснения, педагогическая оценка.
Наглядные: показ способа действий, знаки – символы.
Практические: опыты и эксперименты.
Игровые: игровая ситуация, загадка.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.
Дети сидят полукругом на стульчиках
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие,вы будете настоящими исследователями. Вы хотите быть исследователями?А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь
Он не видимый,и все же.
Без него мы жить не можем!
Воспитатель: – Правильно, это воздух Сегодня нам с вами предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Ребята, а вы знаете, где люди проводят различные исследования и опыты?
Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.
Воспитатель: У нас тоже будут свои маленькие лаборатории. Я предлагаю пройти в первую лабораторию. ( Дети подходят к столу стоят во круг него). Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям. Хорошо?
Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта, давайте вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
Как вы думаете, что вы вздохнули?
Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Значить какой воздух?
Опыт №1 (воздух можно увидеть)
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)
Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? ( летом: надувные матрасы, спасательный круг)
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Вывод: Воздух прозрачный.
Опыт №2 (Воздух занимает место)
Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться бумаг.
Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)
Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги (Ответы детей)
Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги.
Она намокла или нет?
Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.
Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха)
Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода)
Это из стакана вышел воздух.
Проверьте полоску бумаги снова.
Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане)
Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.
ОПЫТ № 3. (воздух не имеет запаха)
Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Закройте глаза, а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин, лимон, чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все почувствовали, только Дима ни чего не почувствовал. Как вы думаете почему? Правильно, Дима ничего не почувствовал, потому что я ему ни чего не дала почувствовать. Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
ОПЫТ №4 (воздух можно услышать)
Воспитатель: Ребята, а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты, которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат. Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки). Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне,где нет воздуха,ничего не слышно,бесполезно разговаривать – звуки не передаются. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них. Что мы услышали? (звук) Почему возник звук? (когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
ОПЫТ №5 (воздух жизненно необходим)
Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух? (растениям, животным)
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Давайте пройдем к компьютеру и присядем на стульчики. Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)
Какой в лесу воздух? (ответы детей)
Почему он там чистый? (ответы детей)
(там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород – это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений – больше кислорода)
Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели).
(Продолжение презентации фото с заводами, машинами.)
Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
Вывод: Значит, воздух бывает чистым и грязным.
-А теперь давайте мы с вами немножко отдохнем.
Сильный ветер сосна крутит, Наклоны вниз
Словно самый тонкий прутик.
Если наклонились тоже, Вращение корпусом влево-вправо.
Мы с тобой на них похожи.
Вот по веткам белка мчится, Прыжки на месте.
Белка ветра не боится.
Белка прыгает так ловко,
Ведь во всём нужна сноровка.
А куда медведь идёт? Ходьба на месте.
Ищет ягоды и мёд.
Ну а нам пора садиться,
Заниматься не лениться. Дети садятся на места.
ОПЫТ №6 (воздух может двигаться)
Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас. Что вы чувствуете? (ветер)
Вывод: Значит, воздух может двигаться.
Еще раз помашу веером и скажите ветер какой? (холодный)
А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них. Что почувствовали? (теплый ветер)
Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)
Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.
Воспитатель: Вы сказали что воздух может двигаться, как вы думаете, кто ему помогает? У воздуха есть хороший друг, а угадайте кто? Послушайте загадку:
Я осинку качну,
Я тебя подтолкну,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)
Воспитатель: Да это ветер. Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.) Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, как можно узнать, куда дует ветер? (С помощью султанчиков) Ветер бывает сильный и слабый.
Слайд с изображением урагана, смерчи
Сильный ветер – это ураган, смерч, бури, торнадо.
Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)
Воспитатель: А еще ветер помогает нам, ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?
Дети: Разносит семена, животным помогает охотиться.
Воспитатель: И так, мы с вами выяснили, что ветер – это и есть воздух. Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.
Слайд с изображением природы
Вот наше занятие подошло к концу. Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух? ( Ответы детей: воздух – невидимый, прозрачный, не имеет формы, но мы можем его обнаружить и почувствовать движением, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов).
А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?
Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны, активными. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы!
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
– познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
– активизировать и расширять словарный запас детей.
– развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
– развивать умение делать выводы.
– воспитывать интерес к окружающей жизни.
Предшествующая работа: Беседа «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстрации; наблюдения на прогулке за ветром.
Раздаточный материал: стаканчики с водой, соломинки, веер на каждого ребёнка; баночки с «запахом» и без запаха, музыкальные духовые инструменты,полиэтиленовые мешочки, бумага, таз с водой.
В: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. А сейчас пройдем на ковер, встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
Игра на общение
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
Отгадывание загадки.
Воспитатель: Дети, хотите, я вам расскажу удивительную историю? Вы уже знаете, что на планете Земля есть океаны. Но есть еще один невидимый океан. Мы можем в него нырять, купаться, и оставаться сухими, что же это за океан, не знаете? Тогда отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем (Воздух)
Воспитатель: Как вы догадались?
Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).
Воспитатель: Так для чего нам нужен воздух?
Делают вывод: воздух необходим для дыхания.
Воспитатель: Ребята, а как мы нужно правильно дышать?
Мой приятель Буратино считает, как хочешь, а Доктор Айболит советует только носом. ( Ответы детей.) Давайте вдохнем воздух правильно. Куда он попал?
Дети: В нос.
Воспитатель. Правильно, после этого он опускается в горло, дыхательную трубочку. Затем через бронхи в легкие. По пути воздух согревается. Поэтому в холодную погоду так важно дышать носом, а не ртом. Нос еще очищает воздух от пыли и микробов. Они оседают на волосиках в носу. Ребята, а откуда берется чистый воздух?
Дети: Чистый воздух нам дают листочки деревьев и растений.
Воспитатель. Да, ребята, мы дышим кислородом, которые выделяют растения и деревья. Чтобы не заболеть, нам надо каждый день делать дыхательную гимнастику.
Подыши одной ноздрей и придет к тебе покой.
И. п. – стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
1 – правую ноздрю указательным пальцем правой руки закрыть, левой ноздрей делать тихим и продолжительным вдох.
2 – как только вдох окончен. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю делать тихим, продолжительный выдох с максимальным освобождением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх. (4-5 раз)
Тихо-тихо мы подышим.
Сердце мы свое услышим.
1 – медленно вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширятся. Прекратить вдох и сделать паузу на 4 сек.
2 – плавный выдох через нос. (2 раза)
3-е упражнение «Вырасти большой».
Вырасти хочу скорей
Добро делать для людей.
1 – поднять руки вверх, подняться на носки (вдох)
2 – опустиь руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох). Произнести звук у-х-х. (4-5 раз)
Воспитатель: Молодцы! Я считаю, что вы будете очень здоровы. А ведь нос нужен не только для дыхания. Для чего нужен нос? (Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, вспомните, где мы с вами живем? (ответы детей) Правильно, в селе. Помните, я вам рассказывала, что в селе самый полезный воздух. Почему? (потому что у нас растет огромное разнообразие деревьев, а деревья вырабатывают кислород, воздух).
Воспитатель: Давайте вспомним, какие деревья растут у нас. (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Много назвали вы деревьев.
Показ видео «Что такое воздух»?
Воспитатель: Так что же такое воздух? Давайте с вами заглянем в нашу энциклопедию и узнаем. Пройдите к своим столам, сядьте правильно.
(Педагог наглядно демонстрирует энциклопедию.)
Воспитатель: Что нового и интересного вы узнали из нашей энциклопедии?
Лаборатория
Воспитатель: Мы конечно тоже не можем прожить без воздуха. Да, ребята, человек без еды может прожить около месяца. Без воды, около 10 дней. А без воздуха? (не больше 5 минут) Мы дышим воздухом и привыкли не замечать его, а ведь он повсюду на улице, в комнате, в любом свободном пространстве, и в небе – везде воздух! Воздух есть в шинах велосипеда, автомобиля, в надувной игрушке.
Получается, что у воздуха есть свои секреты?
Ребята, а ведь я не просто у вас спрашиваю о воздухе. Сегодня, когда я шла в детский сад, мне повстречался почтальон дядя Володя, который передал мне письмо.
Это письмо из института «Воздуха». В этом институте взрослые, образованные люди, проводят исследования и эксперименты с воздухом, изучают его свойства, состав. И вот сотрудники этого института нас попросили им помочь провести исследования и опыты. Поможем, ребята? (ответы детей). А все результаты наших экспериментов мы передадим в институт.
Теперь мы должны одеть халаты (дети одевают халаты). Мы с вами теперь сотрудники института «Воздуха». Сейчас я хочу вас пригласить в нашу лабораторию.
– Что делают в лаборатории?
– Правильно, проводят опыты и эксперименты.
– А теперь напомните мне, как нужно вести себя в лаборатории?
Ответы детей: соблюдать тишину, не баловаться. Аккуратно обращаться с посудой, ничего не пробовать на вкус не мешать друг другу, Слушать старшего научного сотрудника. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать
качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
И давайте отправимся в нашу лабораторию.
Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Встаньте вокруг столов. ( Дети становятся вокруг сдвинутых столов). Давайте разомнем наши руки.
Пальчиковая гимнастика «Вот какие руки».
Вот ладошка правая.
Вот ладошка левая.
И скажу, вам, не тая.
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.
Давайте посмотрим внимательно вокруг, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух? (Нет, не видим, он невидимый)
Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Эксперимент №1 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
Воспитатель: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
Ребята, а давайте попробуем поймать воздух ладошками! Получилось? А почему? (ответы) Может все же кто-нибудь знает, как можно поймать воздух? Подумайте (ответы детей).
А я знаю один способ.
Эксперимент №2 «Как поймать воздух?»
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух можно почувствовать.
Мы стояли, мы устали.
Воздух дружно изучали.
А теперь пришла пора.
Отдохнуть нам, детвора.
Ну-ка дружно, потянулись,
Хлопнули в ладоши
И друг другу повернулись,
Всем друзьям мы улыбнулись,
Наклонились: раз и два,
Чтоб не болела голова.
И закончим отдыхать
Дальше будем узнавать
Воспитатель: Ребята, а можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Воспитатель: Мы можем услышать воздух с помощью чего-нибудь.: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик. Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух. С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик)
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
Эксперимент №4 «Узнай по запаху»
Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко). Вы замечательно справились. Молодцы.
Вывод: воздух умеет переносить запахи
Эксперимент №5 «Воздух легче, чем вода?»
Воспитатель: Это мы сейчас проверим.
Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (воздух)
Вывод: воздух легче, чем вода.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография. Посмотрите, какие картины можно нарисовать при помощи этой техники. Мы обязательно с вами попробуем что-нибудь нарисовать.
А как вы думаете, нужно ли охранять и беречь наш воздушный океан
Как же мы должны беречь землю?
(дети высказывают свои суждения).
Не жечь в лесу шины от машины. Загрязняют воздух трубы заводов и фабрик, помойки. Нельзя мыть машины у водоёмов. Надо беречь природу.
Эксперимент №6 «Загрязнение воздуха»
Беру свечку, зажигаю её. Показываю тарелку детям. Она чистая. Подношу свечку к дну тарелки. Что с ней стало? Она стала черная. Её закоптил дым от свечки.
– Видите, как закоптила свечка тарелку?
А сколько копоти и гари в атмосферу от труб заводов и фабрик, от горящих помоек. Если мы вместе будем стараться беречь атмосферу вокруг нас, природу, то мы ещё мы сможем спасти планету от гибели.
Воспитатель: Кому еще нужен воздух?
Дети называют объекты живой природы.
Воспитатель: Кому не нужен воздух?
Дети называют объекты неживой природы.
Вывод: все живое на земле не может жить без воздуха.
Итог
Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество экспериментов. А скажите, вам понравилось проводить эксперименты (ответы детей)
Какой эксперимент вам показался интересным больше всего?
Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
Как вы думаете, мы смогли помочь ученым? Давайте результаты наших экспериментов вложим в конверт и отправим почтой в институт «Воздуха»
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.
-Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза.
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нового узнать!
Ребята, сегодня мы с вами будем работать в экспериментальной лаборатории и станем исследователями. А чтобы узнать, с чем мы будем знакомиться, мы должны отгадать зашифрованное слово, я буду называть слово, а вы должны найти звук в слове, и сказать какой он по счету.
Дети выбирают из лежащих на столе карточек заданные.
ВОДА – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «В»
СОЛНЦЕ – НАЗОВИТЕ 2 ЗВУК – «О»
ПАЗЛЫ – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «З»
ВЕДРО – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «Д»
ПРУД – НАЗОВИТЕ ГЛАСНЫЙ ЗВУК – «У»
ХОРОВОД – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «Х»
-Какое слово, у нас получилось, давайте прочитаем вместе «ВОЗДУХ». Правильно, молодцы, слово «ВОЗДУХ».
-Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то чем мы дышим)
-А где есть воздух? (везде)
-А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения).
– А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.
-Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо) Можно жить без воздуха?
-Что было бы, если на земле исчез воздух? (не было бы жизни на земле)
-Правильно, наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха. Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.
Ребята, где и как люди используют воздух? (воздух помогает человеку : летать на самолетах, запускать воздушные шары, передвигать парусные корабли, крутить колеса мельницы).
-Сегодня на занятии мы с вами попробуем ответить на вопросы: «Есть ли воздух, где и как его обнаружить». А для этого я предлагаю вам стать учеными и приглашаю в нашу экспериментальную лабораторию. А для этого мы приклеим значки исследователей.
(Дети подходят к столу)
1 опыт с полиэтиленовым пакетом.
-Приступим к исследованиям. Возьмите пакет, что в нем? (он пуст)
-Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь поймаем воздух пакетом и спрячем его внутрь, для этого закручиваем пакет.
-Посмотрите, пакет полон воздуха, он занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким.
-Почему? (в нем нет воздуха)
– Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха : он невидимый, прозрачный, чтобы его увидеть, его нужно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. 2 опыт «Движение воздуха»
Возьмите веер. Помашите на себя. Что вы почувствовали? (ветер)
Еще раз помашите веером и скажите ветер какой? (холодный)
3опыт со стаканом
-Для проведения следующего опыта пройдите и сядьте за столы.
-Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь?
-А сейчас мы это проверим. Каждый возьмите стакан вверх дном, держите его прямо (дети выполняют) и опускайте медленно в чашку с водой.
-Что вы заметили (вода не заполняет стакан, а только часть)
-Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан? (в стакане есть воздух, он не пускает туда воду)
-А теперь я снова предлагаю опустить стакан в воду, но держать стакан не прямо, а чуть наклонив.
-Что мы видим в воде? (пузырьки)
-Почему они появились? (воздух выходит из стакана, его место занимает вода)
-Почему же мы сначала думали, что стакан пустой? (Воздух невидим, он прозрачный)
-Именно поэтому воздух называют невидимкой.
4опыт с водой и трубочкой.
-Для следующего опыта нам понадобится стакан с водой и трубочка. Опустите в стакан с водой трубочку и подуйте в нее.
-Что происходит? (выходят пузырьки)
-Как они появились? Это выходит воздух из наших лёгких. Чем больше воздуха, тем больше пузырей.
-Вот наше открытие: воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку и он выходит, но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
-Ребята, а с какими пузырями можно поиграть? (с мыльными)
-Сейчас и мы будем пускать мыльные пузыри.
Физминутка «Мыльные пузыри» под музыку.
Воды обыкновенной стаканчик набери,
Пускать из мыльной пены мы будем пузыри.
Он, воздухом надутый, по воздуху плывет,
Но и одной минуты на свете не живет.
-Замечательно, ребята, много пузырей надули. Закрываем баночки и ставим на место.
-Мыльный пузырь – это тоненькая пленочка мыльной пены, внутри которой воздух. Воздух легкий, поэтому пузыри» летают».
-Предлагаю продолжить наши исследования.
5 опыт: «Свеча в стакане» Предложите ребятам выяснить, как можно погасить свечу (пламя, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе с детьми проделайте следующее: зажгите свечу, накройте ее банкой и понаблюдайте до тех пор, пока она не погаснет.
Подведите детей к выводу о том, что для горения нужен кислород, который при этом превращается в газ.
6 опыт: «Дрессированные изюминки»
– Налейте в стакан газированной воды или лимонада и положите в него несколько изюминок – пусть это будут рыбки. Рыбки упадут на дно. Теперь сделайте пассы руками: «Крибле, крабле, бумс! Изюминки, – вы рыбки плывите!». И на глазах изумлённых детей изюминки начнут всплывать. Что, неужели и правда, изюминки стали рыбками? Да, конечно же нет.
Вначале изюминки тонут, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки воздуха из лимонада (они напоминают маленькие воздушные шары) облепляют изюминки и они всплывают на поверхность.
Вывод: Воздух легче воды, поэтому воздушные пузырьки и поднимают изюминки на поверхность.
7опыт: можно ли услышать воздух?
-Ребята, а воздух можно услышать? Мы это проверим. Предлагаю двоим желающим из вас сыграть на духовых инструментах (дети играют).
-Что мы слышим? (звуки)
-Дети дуют в отверстие инструмента, воздух дрожит и получается звук, звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать – звуки не передаются.
8 опыт имеет ли воздух запах
-Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (нет)
-Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Я возьму мандарин и очищу его. Что почувствовали? (запах мандарина).
-Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
-Мы провели ряд опытов, и узнали: какими свойствами обладает воздух и как его можно обнаружить. И сейчас подведем итоги нашим исследованиям. Прошу, вас, занять свои места на стульях.
-Из исследования воздуха мы пришли к выводу :
-воздух невидимый; -бесцветный;
-безвкусный; -без запаха;
-он есть везде; и главное назначение воздуха в том, что мы им дышим.
-Легко и свободно дышится, когда воздух чистый, но воздух может загрязняться вредными веществами, и тогда таким воздухом дышать вредно. В результате, болеют люди, желтеют и опадают листья, сохнут деревья.
-Как же человек может способствовать тому, чтобы воздух был чист?
Больше сажать деревьев, цветов, ухаживать за ними;
Поливать улицы, дорожки водой, чтобы меньше было пыли;
Не бросать мусор;
Водители должны следить, чтобы машины были исправны и не выделяли много вредной копоти
На заводах ставить очистительные сооружения, на трубах – фильтры.
-Мы с вами плодотворно потрудились, спасибо за работу. А закончить наше занятие я хотела бы снова улыбкой. Улыбнемся друг другу самой доброй улыбкой.
– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
– Что это?
– Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Для этого я приглашаю вас в лабораторию.
Воспитатель показывает картинку (слайд 2) с изображением планеты Земля.
– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.
Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.
– А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.
НАБЛЮДЕНИЕ 1. Как обнаружить воздух.
– Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?
(Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок).
НАБЛЮДЕНИЕ 2 (с пакетиками)
– А еще, воздух можно «поймать» в пакетик. Что у нас в пакетиках? (воздух)
– А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный)
– Каким стал мешочек, заполненный воздухом? (упругим)
– Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. ( Надуть мягкий бесформенный шарик, дать детям его потрогать). Внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины)
НАБЛЮДЕНИЕ 3. Опыт с соломинкой.
– А как еще можно увидеть воздух? Возьмите каждый по соломке и подуйте через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками?
А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)
– Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)
ВЫВОД: Воздух находится везде.
НАБЛЮДЕНИЕ 4. Воздух есть во всех предметах.
На столе у воспитателя стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.)
– Есть ли воздух в этих предметах? (ответы детей)
– Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет? (предметы тонут (падают на дно), при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх)
– Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды.
НАБЛЮДЕНИЕ 5. Воздух занимает место.
– У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим?
Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду(стакан надо держать прямо), пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой?
– В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан.
А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что произошло с нашим листочком бумаги? Он намок. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек бумаги.
Итак, что мы с вами узнали о воздухе? (слайд 3)
Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
ИГРА «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось?
(нет, нос бал закрыт)
Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Д ЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте как происходит дыхание?
Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)
Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)
Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.
– Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?
Без пищи – 30 дней;
Без воды – 14 дней;
Без воздуха – несколько минут. (слайд 4)
– Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?
А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (зимой, изо рта выходит пар).
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)
Глубокий вдох – руки вверх,
Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.
– Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)
При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.
Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.
– Что в нашей жизни загрязняет воздух? (слайд 5)
– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?
(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)
НАБЛЮДЕНИЕ 6.
– Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть?
Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду.
Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся. Теплый воздух поднимается вверх.
– А где человек использует это свойство воздуха? (воздухоплавание) (слайд 6)
НАБЛЮДЕНИЕ 7. Ветер – это движение воздуха.
Включить вентилятор, дать почувствовать детям ветерок.
Откуда взялся ветер?
Для чего нужен вентилятор? (в жаркую погоду освежать воздух)
– Что такое ветер? (движение воздуха)
Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать как плывут облака, колышатся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев)
– Человек давно научился использовать свойства воздуха. А где работает воздух? (слайд 7)
Что вы сегодня узнали о воздухе? (слайд 8)
Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?
Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с воздухом. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях.
Спасибо вам ребята за занятие, с вами было очень приятно и интересно общаться.
- «Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
- Воронкевич О. А. « Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.
- Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. « Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Николаева С. Н. « Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. « Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Т. Ц. Сфера, 2006.
- Паркер С., Оливер К. « Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/ пер. с англ. М. М. Жуковой, С. А. Пылаевой. – М.: ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. « Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.