ТЕМА УРОКА ГРИБОЕДОВ

Оборудование: текст произведения, презентация, видеоролик.

Предлагаю вашему вниманию материалы к урокам литературы в 9 классе по теме “А. С. Грибоедов. Комедия “Горе от ума””. Здесь созданные мною материалы: презентация к урокам, презентация-тест по
комедии, видеоролик о биографии поэта. Также на этой странице вы найдёте записи спектакля, которые нужны для корректной работы презентации, так как по ним предусмотрена работа на уроке. Учащиеся
могут протестироваться в режиме он-лайн на знание текста комедии и фактов биографии писателя.

В ходе просмотра фильма даём такое задание: записать факты биографии А. С. Грибоедова, черты писателя. После просмотра фильма даём небольшую письменную работу: написать сочинение-миниатюру “Каким
я себе представляю Грибоедова”. Ребята теперь не перечисляют факты биографии, а пишут, какими чертами обладал писатель, конечно, подкрепляя их фактами.

В архиве вы найдёте презентацию с фильмом по биографии Грибоедова, фрагментами из спектакля О. Меньшикова, контрольные работы, карточки.

Контрольная работа по теме

Контрольная работа по Грибоедову.docx

Microsoft Word Document

Фамусов и Скалозуб

Фамусов и Скалозуб.mp3

MP3 Audio File

Внимание! Все видеоматериалы есть в архиве с презентацией.

С какими словами входит Чацкий? Что странно в его словах и поведении?
Почему Софья находится в замешательстве?
Совпадает ли эмоциональное состояние Чацкого и Софьи?
Что Чацкий вспоминает из детства?
Проанализируйте слова Чацкого о Москве. Кого он вспоминает и над чем смеётся?
Каких внесценических персонажей он упоминает?
Как на его слова реагирует Софья? Поддерживает ли его? Как она к нему относится?
Почему она в «строгом чине»?
Как воспитывали дворян в те времена?
Что задело Софью? В чём завязка любовного конфликта?
Как вы понимаете фразу Чацкого «ум с сердцем не в ладу»?

Уроки по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Урок №1. Знакомство с героями и фамусовским обществом.

Цель урока: знакомство с действующими лицами комедии и выявление основных конфликтных линий пьесы.

технология критического мышления

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

Предметные: учащиеся научатся выразительному чтению и навыкам анализа драматического произведения.

Тип урока: открытие новых знаний.

Стадия вызова. Актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, постановка учащимися собственных целей обучения.

Какие ассоциации вызывает название произведения?

Горе уму Горе от ума

( то, что вне человека; гонят, клянут, ( происходит не только с тобой, но и вокруг тебя)

– Как вы считаете, главный герой умный или глупый?

– Это история неудачной любви?

Осмысление содержания. Получение новой информации.

Работа с текстом.

Афиша. Кто есть кто? Прием «говорящие фамилии»

Записать в тетрадь!

Чтение 1 действия.

Быт московской дворянской семьи. Дом Фамусова.

– Какое впечатление произвели на вас герои?

– Кто показался смешным и нелепым , а кто заслуживает особого внимания, интересен?

Нарисуйте «любовный треугольник». Кто лишний?

? СОФЬЯ

– Кто из героев уехал из Москвы три года назад «ума искать»?

– И кто ради любви «сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, верст больше семисот пронесся»?

– «Чуть свет уж на ногах! И я у ваших ног»,- это кто?

– И о ком « не человек, змея!»

С какой целью Чацкий приезжает в дом Фамусова? Можно ли установить , откуда он приехал ?

Как Софья относится к Чацкому в начале пьесы? Как меняется её отношение к нему по ходу развития действия ? Какую роль в этом играют её отношения с Молчалиным?

Каково положение Молчалина в доме Фамусова? Как Молчалин относится к Софье ?

У Чацкого ум с сердцем не в ладу. И все-таки он без памяти влюблен в Софью.

А его терзает вопрос : « Кто, наконец, ей мил ?» Любовный конфликт не разрешен!

Почему Фамусов настороженно относится к приезду Чацкого ? Какие темы поднимаются в их разговорах ? Как реагирует Фамусов на высказывания Чацкого ?

Цель урока : раскрыть суть конфликта комедии.

Поведение Софьи озадачило Чацкого. « Кто, наконец, ей мил?»

– Может быть, Скалозуб?- «олицетворение тупой военщины»

– А Молчалин , « жалчайшее создание», – – неужели он избран ею?

Обморок Софьи из-за падения Молчалина с лошади ставят Чацкого перед

Работа над проблемным вопросом. 2 действие. Чтение д.2, явление 1. Монолог Фамусова.

– Чем обеспокоен Фамусов?

Д.2, явление 2. Диалог Чацкого и Фамусова.

– Кто является инициатором спора?

– Это люди одной эпохи или разных?

– Что важно для века «минувшего»? Зачитать.

– А что важно для Чацкого? Зачитать. Кто прав?

. ( Почему оба героя оказываются в комической ситуации?)

Ода» Фамусова старой Москве. / Монолог Чацкого «А судьи кто?»

Проблемный вопрос: почему Чацкий не принимает фамусовское

( московское, дворянское ) общество?

Фамусов: «Да он властей не признает!» Это звучит

Возвращаемся от социального конфликта к любовному

– Нашел ли ответ на свой вопрос Чацкий? ( Нет)

– А что Софья? «Выбор» Софьи:

( хрипун, удавленник, фагот.) !?

н ( жалчайшее созданье.) !?

3. Чацкий !? Друг детства

А кем из них я дорожу ?

Хочу – люблю, хочу- скажу.

Молчалин! Будто я себя не принуждала?

Кто такой Молчалин? Как вы понимаете выражение: «молчалины блаженствуют на свете.» Речевая характеристика героя.

– Фамусов о Молчалине. «деловой», человек нового поколения, с очень цепкой жизненной хваткой, умеющий приспособиться к любой ситуации, угодить всем. «Враг дерзости, всегда застенчив и не смел

– Чацкий о Молчалине. Жалок и заслуживает презрения. Не воспринимает его всерьез. ( В этом его ошибка. Молчалин проворный делец, удобно устроившийся в жизни)

– Чацкий о любви Софьи к Молчалину.

«Глядел, и видел, и не верил»

– Молчалин о Софье. « Любила Чацкого когда-то, меня разлюбит , как его.»

Чацкий / Молчалин.

Принципы жизни. Кто есть кто? Распределить

Иметь своё мнение

Умеренность и аккуратность

Балы не для знакомств, а для веселий

5.« Я глупостей не чтец.»

6. «в мои лета не должно сметь свое суждение иметь

3. Любит, мечтает, обманывается

4. Мечтает о любви, семье

Итак, Чацкий никак не может разгадать Софью.

Но зато социальный конфликт принимает обороты не в пользу Чацкого.

– Что такое фамусовское ( московское , дворянское ) общество ? Каковы порядки, обычаи , нравы?

Отношение к образованию

« В чтеньи прок- от не велик»

« Всю ночь читает небылицы,

Отношение к службе

« Сурьезный взгляд, надменный нрав»

« Когда же надо подслужиться,

И он сгибался в перегиб»

«На всех московских есть особый отпечаток,,»

Вывод : Фамусов блюститель старых порядков, нравов!

Представители этого общества:

Фамусов Павел Афанасьевич –

Скалозуб – полковник, цель жизни – не защищать Родину, а «добыть» чин генерала.

«Мне только бы досталось в генралы»

Молчалин – «безродный», но деловой, во всем потакает Фамусову

Князь Тугоуховский с женой и шестью дочерьми, считающий , что его единственный недостаток – глухота.

Супруги Горичи – Платон Михайлович – спокоен и ленив

Наталья Дмитриевна – властная.

Светский раут Бал в доме Фамусова. ( Действие 3, явления 14-21)

Здесь все ищут личную выгоду, лицемерят, а искренность считается дурным тоном.

Именно во время бала Чацкий будет объявлен сумасшедшим !

Софья «Он не в своем уме».( Явление 14)

Что же Чацкий? Он не замечает, что его объявили сумасшедшим. Его не слышат. Зачем слушать умалишенного.

Да мочи нет: мильон терзаний

Груди от дружеских тисков

Ногам от шарканья, ушам от восклицаний

А пуще голове от всяких пустяков .

Критика русского общества, которое подражает иностранцам.

Но Чацкого никто не слышит и не желает слышать. Он безумец.

Причина «безумия» – «ученье- вот чума, ученость – вот причина»


ТЕМА УРОКА ГРИБОЕДОВ

Цель : уметь анализировать художественный текст, выразительно читать по ролям и сформировать личностное восприятие к произведению ,

Учебник «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной, 9 класс» (М.:Просвещение, 2019)

Художественный текст комедии «Горе от ума».

Я считаю, что сумасшедшим Чацкого объявила Софья.

Причину сумасшествия Чацкого Фамусов видит в ученье.

Чацкого игнорируют из-за шуток и насмешек.

Софья отвечает Чацкому взаимностью и готова с ним хоть на край света.

Лиза принимает ухаживания Молчалина и выходит за него замуж.

Я считаю, в финале комедии Чацкий побеждён лицемерным светским обществом. ?

Осмысливаем содержание 4 действия.

В 4 действии наступает развязка. Гости бранят скучный бал . Все обсуждают «безумие» бедного Чацкого. Но приговор вынесен окончательный.

– Развязка любовного конфликта. Явления 10-13.

– Может ли Софья простить Молчалина и выйти за него замуж?

– Монолог Чацкого. Кого и что он обличает ?

– Есть ли победившие в споре между веком минувшим и веком нынешним?

– Как сложится судьба Чацкого, покинувшего Москву ?

Побежденный ? Победитель? ( Распределить высказывания по критериям).

Обличитель лжи, лицемерия.

Не такой, как все.

Вынужден покинуть дом Фамусова.

Изгнан из Москвы.

Итак, Чацкий – идеолог нового поколения, прогрессивного , образованного, тип декабриста. Непонятый, освистанный.

( Грибоедов скептически относился к декабристам : «100 прапорщиков решили перевернуть Россию».)

Конспект статьи И. Гончарова «Мильон терзаний»

Чацкий положительно умен.

Чацкий породил раскол

Клеймит позором низкопоклонство

Московское общество и Чацкий

Мильон терзаний и горе

Слух о его сумасшествии

Роль Чацкого – роль страдательная.

Индивидуальная работа по комедии Грибоедова «Горе от ума».

Александр Чацкий – победитель или побежденный?

2. Цель его возвращения в дом Фамусова? Какую загадку он пытался разгадать?

3. Почему его Фамусов считает опасным, не признающим властей?

4. Объявлен сумасшедшим. Кем?

5. « Вон из Москвы!» Судьба Чацкого?

2) «Молчалины блаженствуют на свете».

Кто такой Молчалин?

В чем видит смысл жизни?

Какие черты Молчалина раскрываются в отношениях с Фамусовым, с Чацким, С Софьей, С Лизой?

Почему Молчалин дойдет до степеней известных ?

В чем опасность Молчалина?

А. С. Грибоедов «Горе от ума». История создания.

познакомить учащихся с комедией «Горе от ума», историей ее создания, показать особенности композиции.

Оборудование и ресурсы: презентация по теме урока.

I. Организационный этап

«Комедия произвела неописуемое действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами» (А. Пушкин).

– На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что Грибоедов создал бессмертное драматическое произведение. А сегодня давайте вспомним, что собою представляют драматические произведения? Чем они отличаются от произведений других жанров?

Особенности драматического произведения:

Основные виды драматических произведений.

отличительные признаки комедии.

III. Осмысление.  Формирование новых понятий и способов действия.

1. Слово учителя

– Сегодня мы начинаем разговор о комедии «Горе от ума». Ее судьба не менее загадочна и трагична, чем судьба самого автора. Споры о комедии начались задолго до того, как она была напечатана и поставлена на сцене, не утихают они и до сих пор.

Современник Грибоедова А. Бестужев был убежден, что «будущее достойно оценит сию комедию и поставит ее в число первых творений народных». Эти слова оказались пророческими: почти двести лет прошло со времени создания комедии «Горе от ума», но она неизменно присутствует в репертуаре драматических театров. Комедия Грибоедова поистине бессмертна. О ее загадочной и трагической судьбе – наш сегодняшний разговор.

2. Сообщения учащихся

История создания комедии «Горе от ума»

«Горе от ума» – лучшее произведение Грибоедова, хотя и не единственное. Ему предшествовало несколько драматических произведений, а также легковесных изящных светских комедий – по образу французских.

История же создания этой комедии даже для современников оставалась загадкой. Нет точной даты, связанной с появлением ее замысла. По свидетельству С. Н. Бегичева, близкого друга Грибоедова, замысел комедии возник еще в 1816 г., но работать над ней драматург начал только в 1820 г.

Комедия задумана, очевидно, ещё в Петербурге около 1816 года. Грибоедов, вернувшись из-за границы, оказался на одном из светских вечеров и был поражен тем, как вся публика раболепствует перед всем иностранным. В тот вечер она окружила вниманием и заботой какого-то болтливого француза; Грибоедов не выдержал и сказал пламенную уличительную речь. Пока он говорил, кто-то из публики заявил, что Грибоедов сумасшедший и, таким образом, пустил слух по всему Петербургу. Грибоедов же, дабы отомстить светскому обществу, задумал написание комедии по этому поводу.

Рассказывают, что в 1820 г. в далеком Тавризе, в Персии, Грибоедову приснился Петербург, дом князя А. А. Шаховского, друга, драматурга и театрального деятеля. В этом доме каждый вечер собирались любимые гости князя – Грибоедов, Пушкин, Катенин. В каждом письме в Петербург Грибоедов всегда передавал поклоны милейшему князю Шаховскому, прислушивался к его мнению и дорожил им.

Во сне Грибоедов видит себя рядом с князем, слышит его голос. Шаховской допытывается, написал ли Грибоедов что-нибудь новенькое. В ответ на признание, что давно уже нет охоты к письму, начинает досадовать, а потом переходит в наступление:

– Дайте мне обещание, что напишете.

– Что же вам угодно?

– Сами знаете.

– Когда же должно быть готово?

– Через год непременно.

Однако В. В. Шнейдер, сокурсник Грибоедова по Московскому университету, говорил, что Грибоедов начал писать комедию еще в 1812 году. Такая точка зрения существует, хотя Шнейдеру в то время было более 70 лет, и, возможно, он что-то забыл или перепутал. Правда, учитывая необычайные способности Грибоедова, можно допустить, что 17-летний юноша способен был создать подобное произведение.

Собирая материал для осуществления замысла, Грибоедов много ходил по балам, светским вечерам и раутам. С 1823 года Грибоедов читает друзьям отрывки из пьесы, закончена же первая редакция комедии уже в Тифлисе, в 1824 году, её отражает так называемый «Музейный автограф» Грибоедова. В этой редакции еще не было объяснения Молчалина с Лизой и нескольких других эпизодов. В 1825 году Грибоедов опубликовал фрагмент комедии (7, 8, 9, 10 явления I действия, с цензурными изъятиями и сокращениями) в альманахе «Русская Талия». В 1828 году автор, отправляясь на Кавказ и далее в Персию, оставил в Петербурге у Ф. В. Булгарина так называемую Булгаринскую рукопись – авторизованный список с надписью: «Горе моё поручаю Булгарину. Верный друг Грибоедов». Данный текст является основным текстом комедии, отражающим последнюю известную авторскую волю.

Комедия была завершена к осени 1824 года. Сохранилась и 1-я (черновая) редакция пьесы, которая сейчас находится в Московском государственном историческом музее. Грибоедов очень хотел увидеть комедию в печати и на сцене, но на нее был наложен цензурный запрет. Единственное, что удалось сделать после долгих хлопот, это напечатать отрывки с цензурными правками. Впрочем, комедия дошла до читающей России в виде «списков» – от руки переписанных копий текста. Успех был потрясающий: «Грому, шуму, восхищению, любопытству нет конца» (из письма Бегичеву, июнь 1824 год).

Только после смерти автора комедия появилась на профессиональной сцене. В январе 1831 года состоялась первая профессиональная постановка, также первая публикация целиком (на немецком языке, перевод выполнен с не совсем исправленного списка) в Ревеле.

В 1833 году «Горе от ума» впервые была напечатана на русском языке в московской типографии Августа Семена. Значительная часть комедии (выпады против придворной лести, крепостного права, намёки на политические заговоры, сатира на армию) была запрещена цензурой, потому первые издания и постановки были искажены многочисленными

Читатели того времени знали полный текст «Горя от ума» в списках, которых сейчас известно несколько сот (а ходило в своё время, очевидно, гораздо больше). Известно несколько фальсифицированных вставок в текст «Горя от ума», сочинённых переписчиками. Первая публикация комедии без искажений появилась в Москве только в 1875 году.

Первоначальное название комедии было «Горе уму». Затем автор меняет его на «Горе от ума». Настоящему уму горе причинить нельзя, а вот от ума горе быть очень даже может.

Сюжетную основу произведения составляет драматический конфликт, бурное столкновение умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его дворянской средой. В итоге «горе от собственного ума» полной мерой испил сам герой.

– Комедия «Горе от ума» была новым словом в русской литературе. Ее влияние на общество и литературу было ошеломляющим. Высокую оценку ей дали уже современники:

«Будущее оценит достойно сию комедию и поставит её среди первых творений народных». ( А. Бестужев)

«Комедия произвела неописуемое действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами». ( А. С. Пушкин)

«Горе от ума» – феномен, какого не видели мы от времён «Недоросли», полна характеров, обрисованных смело и резко; живая картина московских нравов, душа в чувствованиях, ум и остроумие в речах, невиданная доселе беглость и природа разговорного языка в стихах. Всё это завлекает, поражает, приковывает внимание». ( А. Бестужев)

– Сам Грибоедов говорил о своём детище так: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих».

– А теперь обратимся к изученному ранее литературному направлению – классицизму. Назовите основные черты комедии классицизма.

1. Для классицистических пьес характерна «система амплуа».

стереотип характера, который переходит из пьесы пьесу. Например, амплуа классицистической комедии – это идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего; веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге.

2. Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»: героиня – герой-любовник – второй любовник

3. Обязателен принцип трех единств:

– единство времени: действие развивается не более суток;

– единство места: автор не должен переносить действие из одного места в другое;

– единство действия: одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограниченно (5-10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, то есть нет побочных действий, персонажей.

4. Требования к : 5 действий, в основе сюжета – личный конфликт.

(имена героев раскрывают их характеры) и др.

– Дома вы прочитали комедию Грибоедова, скажите, какие из этих законов сохранены в «Горе от ума», а какие нарушены.

– Сохраняется единство времени?

Да, действие укладывается в рамки одного дня.

– Сохраняется ли единство места?

Да, события развиваются в доме Фамусова.

– А единство действия сохранено?

Нет, в пьесе уже не один конфликт.

– Совершенно верно, автор в комедии касается множества серьёзных вопросов общественного бытия, морали, культуры. Он говорит о положении народа, о крепостничестве, о дальнейшей судьбе России, русской культуры, о свободе и независимости человеческой личности, об общественном признании человека и его гражданском долге, о силе человеческого разума, о задачах, путях и средствах просвещения и воспитания и т.д.

– Соблюдаются ли в комедии композиционные принципы классицизма?

Да, в пьесе 4 действия: в 3-кульминация, в 4 – развязка.

– Какие ещё классицистические черты можно отметить в комедии?

Любовный треугольник (их целых три), присутствие резонёра (выразителей авторской позиции в комедии двое – Чацкий и Лиза), сохраняет автор и говорящие фамилии.

– Назовите такие «говорящие» фамилии.

– Можем ли мы обнаружить в комедии Грибоедова черты романтизма и реализма? Докажите это.

– А как бы вы объяснили смысл заглавия комедии? Кому, по-вашему, горе от ума?

– Какую роль в пьесе Грибоедова играет любовный конфликт?

4. Групповая работа. Работа с текстом

– Найдите в тексте цитаты, характеризующие героев, поясняющие, какой смысл тот или иной герой вкладывает в понятие «ум».

V. Домашнее задание

Данная методическая разработка представляет собой урок литературы в 9 классе с использованием ИКТ по теме «Жизнь и творчество А. С. Грибоедова. Комедия «Горе от ума» – «комедия нравов, галерея живых типов и острая сатира». Действие 1 явл. 1-5». Содержание материала соответствует теме урока, требованиям учебной программы, а также позволяет осуществить межпредметные связи (литература – история – русский язык – география – музыка).

Различные методы обучения, а также формы организации деятельности учеников (они перечислены ниже) обеспечивают познавательную активность, развивают интерес учащихся, способствуют сотрудничеству учителя и учащихся.

Техническое оборудование кабинета позволяет включить в урок презентацию о жизни и деятельности А. С. Грибоедова, аудио файлы с записями спектакля «Горе от ума», а также прослушать один из вальсов, сочиненных Грибоедовым.

Итогами урока являются достижение учащимися поставленной цели, развитие их познавательной деятельности и совершенствования навыков самостоятельной и коллективной работы.

Проведение таких уроков актуально для учителя. Ведь мы живем в век информационно-компьютерных технологий, а значит, должны идти в ногу со временем. И только слова учителя не всегда бывает достаточно на уроке. Наша главная задача – заинтересовать ученика, а через интерес он пойдет к знаниям.

Я надеюсь, что эта методическая разработка будет полезна для коллег и может быть использована в педагогической практике не только учителей нашей школы, но и преподавателей других ОУ различных типов и видов.

Формы организации учебной деятельности:

Техническое оборудование урока:

Организационный этап

1. Чтение отрывка из книги А. С. Пушкина «Путешествие в Арзрум».

– Каким чувством проникнуты воспоминания Пушкина о Грибоедове?

– О чем сожалеет поэт?

III. Работа по новой теме

1. Лекция о жизни и творчестве Александра Сергеевича Грибоедова. Лекция сопровождается презентацией. Учащиеся составляют план лекции.

Александр Сергеевич Грибоедов вошел в русскую литературу прежде всего как автор комедии «Горе от ума», хотя написал еще несколько пьес, поэм, стихотворений. Обладал он и даром музыканта: играл на фортепьяно, органе, флейте, сочинял музыку. Сохранилось несколько его вальсов. Один из них мы обязательно послушаем.

Родился в 1795 году в именитой дворянской семье. Получил блестящее образование. Сначала дома: у него были хорошие домашние учителя (библиотекарь Московского университета Петрозилиус, а также питомец Геттингенского университета Б. И. Ион). Потом учился в Московском благородном пансионе, из стен которого в разное время вышли знаменитые поэты и деятели культуры: В. А. Жуковский, А. И. Тургенев, В. Ф. Одоевский и др.

В 1806-1812 г.г. учился в Московском университете, где закончил словесный и юридический факультеты и занимался на физико-математическом. Он изучил греческий, латинский, персидский, арабский, турецкий языки. Кроме того, с детства владел французским, английским, немецким и итальянским языками.

Ближайшими друзьями по университету были Петр Чаадаев, Никита Муравьев, И. Тургенев, дружба с которыми способствовала формированию передового и независимого мировоззрения.

В 1812 году Грибоедов готовится к сдаче экзамена на степень доктора права, однако начавшаяся война с Наполеоном резко меняет его планы. Он поступает добровольцем в Московский гусарский полк. Все это наполнило его новыми впечатлениями, помогло ближе узнать и полюбить русского солдата.

В 1816 году после окончания войны уходит в отставку. Поселяется в Петербурге, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, где в это время служили Пушкин, Кюхельбекер, близко с ними сходится, а также со многими другими служащими – будущими декабристами.

В это время Грибоедов очень увлекается театром, начинает сотрудничать в журналах, пишет пьесы: «Молодые супруги», «Своя семья или Замужняя невеста», «Студент». Некоторые из пьес пишутся в соавторстве.

В 1822 году Грибоедова переводят в Тифлис, и он служит секретарем по дипломатической части при генерале Ермолове, который был известен своим вольномыслием, независимыми взглядами, был близок ко многим декабристам. С этого же времени начинает работать над комедией «Горе от ума».

С 1823 по 1825 г.г. ему был разрешен длительный отпуск. Грибоедов едет в Москву, затем в Петербург, оказывается вновь в центре культурной и общественной жизни обеих столиц. Читает друзьям сцены из «Горе от ума».

В конце 1825 года возвращается на Кавказ. Но после событий восстания 14 декабря его арестовывают. Четыре месяца длилось следствие. Обвинение вскоре с него снято. Но здесь немалую услугу оказал ему Ермолов, его заступничество перед царем.

В 1826 году возвращается на Кавказ. Велики его заслуги в подписании мирного договора с Персией (Россия 3 года вела войну). Царь по заслугам оценивает деятельность Грибоедова. Его назначают послом в Персию после подписания мира. Но сам Грибоедов считает это ссылкой. Его письма к друзьям исполнены мрачных предчувствий. Он понимает, что придется оставить творчество, что там его ждут тяжкие испытания, неизбежные опасности.

В это же время в его личной жизни произошли большие изменения. Будучи в Тифлисе, он женится на Нине Чавчавадзе, дочери известного грузинского поэта. Она отличалась необыкновенной красотой, но всем своим поклонникам предпочла Грибоедова. Ее любовь к поэту была огромна, она осталась верна ей и после его смерти. На надгробии могилы Грибоедова мы можем и сейчас видеть слова его жены: « Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

В Персии в качестве посла Грибоедов успевает сделать много полезного и нужного для России. Он действует с присущей ему настойчивостью и энергией. Но это не устраивает врагов России. Организуется заговор, и как результат – нападение на русское посольство и разгром его.

При таких трагических событиях погибает А. С. Грибоедов, умнейший и деятельнейший человек своей эпохи.

– И в заключение нашего разговора давайте прослушаем один из вальсов Грибоедова.

2. Чтение и обсуждение составленных планов.

– Итак, давайте обсудим наши планы. Как всегда, стараемся придерживаться следующих критериев:

а) полнота материала;

б) логика, последовательность;

в) правильность формулировок;

– А теперь мы переходим к разговору о комедии «Горе от ума», которая сделала имя А. С. Грибоедова бессмертным.

3. Сообщение ученика по теме «История создания и судьба комедии «Горе от ума». ( Основные направления, по которым строится сообщение, учитель определяет заранее).

Комедия «Горе от ума» – это «комедия нравов, галерея живых типов и острая сатира».

Грибоедов закончил комедию в 1824 году, но, несмотря на все его старания, при жизни Грибоедова комедия напечатана не была. Слишком остро ставился автором и раскрывался как личный, так и общественный конфликт комедии. Разрешена к печати лишь в 1831 году. Изъяты были те места, которые цензура царская посчитала слишком неблагонадежными. Поставлена была в Петербурге, затем в Москве с участием самых популярных актеров. Чацкого играл Мочалов, а Фамусова – Щепкин. Комедия жива и доныне. С успехом идет на сценах наших театров.

– «Горе от ума» – комедия. Печальны или смешны для вас события пьесы Грибоедова?

– Посмотрите внимательно, перед нами герои грибоедовской комедии. Кого из них вы узнали?

– Почему комедия называется «Горе от ума»?

(Учащиеся: «В ней трагедия умного человека (Чацкого), который попадает в общество людей, далеких от него и по мыслям, и по устремлениям».

Учитель: «И еще в пьесе очень важен антикрепостнический мотив. Без него любовная драма Чацкого была бы только частным случаем, личной неудачей»).

– Давайте вспомним, как строится драматическое произведение?

(Учащиеся: «В сюжете драматического произведения можно выделить экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку»).

– Вот сегодня мы и будем работать с экспозицией пьесы. Она представлена в 1-5 явлениях 1 действия, которое происходит в доме московского барина Павла Афанасьевича Фамусова. Чем живет дом Фамусова до приезда в него Чацкого?

5. Сцены из радиоспектакля по пьесе Грибоедова. Д. 1 явл. 1-4 (слушание и чтение).

(Учащиеся: «В доме Фамусова все построено на лжи. Ложь в устах Лизы – милое плутовство; в устах Софьи – желание скрыть тайны сердца; в устах Молчалина – орудие притворства; в устах Фамусова – щит пороков, которым он старается прикрыться, выдав его за добродетель»).

– Что же мы узнаем о Чацком до его появления на сцене?

6. Чтение в лицах Д.1 явл.5. ( По репликам Софьи и Лизы охарактеризовать Чацкого).

Заключительный этап. Итоги урока

Д. З. Прочитать 1 действие до конца; определить смысл завязки.

Список используемой литературы

Ход урока

Сегодня на уроке мы с вами обобщим всё, что узнали в процессе работы над бессмертной комедией Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Прошу внимания на экран.

Индуктор.

Как вы думаете, кто и что станет предметом нашего исследования? (Чацкий и фамусовское общество).

Да, сегодня нам предстоит составить суждение об этих двух противоборствующих лагерях комедии Александра Сергеевича Грибоедова. Вы, конечно же, уже поняли, зачем разделились на группы. Вы – исследователи. Одна из групп будет собирать материал о Чацком, а вторая – о фамусовском обществе. (разыгрывание разноцветных карточек).

Слайд 2 (иллюстрация Чацкого и Фамусова)

Чем будет заниматься третья группа, вы догадаетесь, когда вспомните, чем богат язык комедии. Конечно же, афоризмами. Вот подбором цитат и афоризмов будет заниматься третья группа филологов-энциклопедистов.

Какое бы суждение о личности мы не составляли, письменное или устное, его структура всегда подчиняется определённым нормам. Вспомним, какие составляющие должны быть обязательными при рисовании портрета литературного персонажа.

План Слайд 3

Для того, чтобы составить портрет общества, надо знать, что включает в себя это понятие.

Нам помогут энциклопедисты.

Общество – это круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов.

Итак, общество состоит из людей, которые близки друг другу взглядами на жизнь.

Можно ли тогда использовать для характеристики общества тот же план, что и для отдельного персонажа? Конечно да, так как мы будем отражать те черты, которые определяют сходство людей, объединённых в общий круг.

Запишите этот план в тетради, но перед ним оставьте 2-3 строчки для записи темы.

III. Погружение в текст.

Итак, задача исследователей – составить связное суждение о Чацком и фомусовском обществе, дать им характеристику. А энциклопедисты подбирают афоризмы, которые помогут глубже понять характер персонажей, их отношение к окружающему миру.

Обсуждение.

1 группа читает свой материал, энциклопедисты добавляют афоризмы.

1. Характерные черты (возраст, образование, занятия, положение в обществе).

Чацкий – молодой человек примерно двадцати лет, вернувшийся после трехлетнего отсутствия в дом, где провёл счастливые юные годы. Он вернулся к своей возлюбленной Софье, горя желанием возобновить их отношения. За время своего отсутствия Чацкий получил хорошее образование (он славно пишет, переводит), мог бы продвинуться по карьерной лестнице (служил в министерстве), но не стал служить (в том пользы не находит), есть имение, но, по разумению Фамусова, он плохо ведёт в нём дела (не гонится за богатством). Приехав в Москву, Чацкий понимает, что он чужой здесь, не подходит ни под одно «требование» московских тузов.

2. Говорящие имена, отчества, фамилии;

А. С. Грибоедов не зря выбрал имя Александр Андреевич Чацкий. В переводе с греческого имя значит «мужественная защита», а отчество Андреевич – сын «мужественного, храброго». Отсюда и темперамент, мужество, его умение отстаивать свои мнения. Кстати, кроме всего прочего, его фамилия указывает на то, что он потомственный дворянин, принадлежащий к знатному и старинному роду, так же, как и Трубецкие, Волконские, Оболенские. Ну а ассоциативно она указывает на Чаадаева, близкого Чацкому по взглядам и убеждениям.

3. Мысли, отношение к различным сторонам общественной жизни

Чацкий вернулся из просвещённой Европы и, конечно же, не мог не привезти оттуда вольнодумных мыслей. Он резко высказывается по поводу всех сторон жизни фамусовского общества, людей, среди которых он до недавнего времени жил: это и отношение к службе, к добыванию чинов; это и взгляды на крепостное право и отношение к личности человека; это и высказывания по поводу просвещения.

4. Афоризмы, цитаты

В своей статье «Мильон терзаний» И. А. Гончаров сказал о Чацком, что «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом – это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он “чувствителен, и весел, и остер».

А. С. Пушкин считал иначе: «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умён».

Как вы думаете, почему А. С. Пушкин столь резко выступил против Чацкого? Что привело его к таким выводам? (Дело, действительно, в горе от ума. Чацкий высказывает умные и правильные мысли, но не замечает, что среди его слушателей нет людей, которые могли бы его понять).

Кто же Чацкий – борец или жертва? Попросим помощи у наших филологов.

Борец – это человек, который борется во имя защиты, осуществления чего-нибудь передового, прогрессивного.

Можно ли назвать Чацкого борцом?

Жертва – это человек, страдающий от насилия, несчастья, неудачи.

Можно ли сказать, что Чацкий – жертва? Потерпел ли он какое-либо несчастье или неудачу? (разочарование в любви, не находит места в обществе, в котором рос и воспитывался).

Учитель: И в наше время без борьбы не бывает жертв, удар на себя принимает тот человек, который идёт первым. Он жертвует собой ради своих идей и других людей. Забывая себя, он отдаёт всё для достижения цели. Была ли жертвенность Чацкого напрасна? Дала ли она плоды?

Вспомните, были ли у Чацкого последователи? (Брат Скалозуба «Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать»; племянник княгини «Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, князь Фёдор, мой племянник»)

Жертва и мильон терзаний Чацкого были не зря, его борьба, пусть и медленно, но приносит плоды. Все, с кем столкнулся Чацкий, так или иначе, почувствовали это столкновение: Софья поняла, что обманулась; Молчалин разоблачён; покой Фамусова нарушен; все остальные тоже «попали под град его выстрелов», по словам И. А. Гончарова. Это только начало борьбы, начало перемен.

Отразим выводы в тетради (общий вид).

Слайд 5 (первая часть плана)

Мини-инсценировка подготовленными детьми (действие 3, явление 6, с. 19)

2 группа представит своё исследование, филологи добавляют афоризмы и цитаты.

1. Характерные черты (возраст, образование, занятия, положение в обществе).

Представители фамусовского общества принадлежат разным возрастным группам: среди них есть и люди в возрасте (Фамусов, графиня-бабушка Хрюмина, Хлёстова, князь и княгиня), и молодые (Молчалин, Софья, Горичи, Загорецкий, Скалозуб, Репетилов, княгини-дочери). Всех их объединяет достаточно высокое положение в обществе (кроме Молчалина), сходный образ жизни.

2. Говорящие имена, отчества, фамилии;

Фамилии этих персонажей говорят сами за себя: они их оценивают и дают им прямую характеристику. Так, Фамусов – от слова «молва, известный», а значит, и распространяет слухи и сам зависит от них; Репетилов – от выражения «повторять», а значит, не иметь собственного мнения; Софья – мудрость, но мудрость мнимая; фамилия Хлёстова указывает на жёсткость, грубость и т.д. Иначе говоря, это сбор всех отрицательных черт характеров.

В монологах и диалогах действующих лиц прямо даётся их отношение к окружающей действительности. Это и негативное отношение к просвещению, пренебрежение достоинством других людей, восхваление крепостного права, деление законов на две части: одна для богатых и знатных, другая для неимущих и бесправных: отношение к любви и браку и т.д.

Можно ли сказать, что А. С. Грибоедов изобразил трагедию московского общества, а вместе с тем и всей России? (московское общество – это верхушка, знатные люди, поэтому их принципы проецируются на всю страну).

Трагедия, да, люди застыли в своём мирке, живут по созданным им законам, не видя ничего, что творится вокруг. Нет развития, движения вперёд. У таких людей нет будущего. Это болото, в котором не пробиться чистой родниковой воде. Это катастрофа, т.к. упадок нравов и жизненных представлений несёт за собой вымирание всей нации.

Узнаем у энциклопедистов, правильно ли мы понимаем понятие «трагедия».

Трагедия – это тяжкое переживание, несчастье, несущее за собою личную или общественную катастрофу.

Как этот вывод подтверждается эпизодом инсценировки? Какой скрытый смысл содержится в обыгрывании слов «сквозняк и ветер»? (сквозняк, ветер – то новое, чего страшатся эти люди и от чего хотят оградить себя, а отсюда – душевная и нравственная духота).

Почему же комедия, пройдя огромный временной отрезок, остаётся бессмертной? Можно ли говорить о её актуальности? (такие люди, нравы и отношение к окружающей действительности можно встретить и в наше время, когда основным занятием является добывание денег, званий и власти; когда во главу угла ставится «Я», а другие люди не воспринимаются как личность)

Слайд 8 (вторая часть плана)

Пришло время сделать записи под второй стрелкой нашего плана.

Самоанализ, выводы.

Вы уже догадались, что наш урок – это подготовка к сочинению. Материал к нему мы собрали, осталось подобрать темы сочинений. Постарайтесь сделать это.

Вы оставили место перед записью плана. Здесь мы и запишем темы сочинений.

Темы определены, план записан, дома вы напишете сочинение-рассуждение на одну из тем, используя материалы урока.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *