Свойства этилового спирта.
1. Налейте в пробирку 1 мл этанола. Определите его запах. Прилейте к спирту примерно равное количество воды. Перемешайте раствор. Сделайте вывод о растворимости этанола в воде.
2. К полученному раствору добавьте один-два кристаллика перманганата калия и перемешайте. Нагрейте раствор. Что наблюдаете? Как изменился цвет раствора? Сделайте вывод о протекании реакции.
3. Налейте в фарфоровую чашечку 1-2 мл этанола и подожгите его горящей лучинкой. Отметьте цвет пламени. Напишите уравнение реакции. При необходимости потушите спирт, накрыв чашку часовым стеклом.
4. Раскалите в пламени спиртовки спираль из медной проволоки. Как изменился цвет спирали? Раскалённую спираль опустите в стакан с этанолом. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.
Этанол имеет характерный запах. При добавлении воды к спирту наблюдается полное растворение воды в спирте (спирта в воде).
Вывод: этанол смешивается с водой в любых соотношениях.
Перманганат калия окрашивает раствор этанола в фиолетовый цвет. При нагревании раствора происходит обесцвечивание раствора, и появляется неприятный запах.
Вывод: этанол обесцвечивает раствор перманганат калия при нагревании, так как перманганат калия окисляет этанол до этаналя.
Этанол горит голубоватым (почти бесцветным) пламенем.
После нагревания медной спирали её цвет меняется на черный.2Cu + O2 2CuO
При опускании раскалённой медной спирали в стакан с этанолом наблюдается восстановление меди из чёрного оксида меди (II). CH3CH2OH + CuO CH3CHO + Cu + H2O
1. Налейте в пробирку 1 мл раствора хлорида кальция и 1 мл раствора карбоната натрия. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции, напишите полное и сокращённое ионные уравнения.
2. Налейте в пробирку 1 мл раствора карбоната натрия и аккуратно прилейте к нему несколько капель соляной кислоты. Что происходит? Составьте уравнение реакции, напишите полное и сокращённое ионные уравнения.
3. Налейте в пробирку 1 мл раствора гидроксида натрия, добавьте несколько капель фенолфталеина Какова окраска раствора? Добавляйте соляную кислоту до полного исчезновения окраски. Составьте уравнение реакции, напишите полное и сокращенное ионные уравнения.
4. К раствору хлорида натрия прилейте раствор нитрата калия. Наблюдаются ли какие-либо изменения? Составьте полное ионное уравнение Почему в данном случае реакция невозможна? Какие ионы находятся в растворе?
При добавлении раствора карбоната натрия к раствору хлорида кальция наблюдается выпадение белого осадка:CaCl2 + Na2CO3 ⟶ 2NaCl + CaCO3↓Ca2+ + 2Cl- + 2Na+ + CO32- ⟶ 2Na+ + 2Cl- + CaCO3↓Ca2+ + CO32- ⟶ CaCO3↓
При добавлении соляной кислоты к раствору карбоната натрия наблюдается выделение бесцветного газа:Na2CO3 + 2HCl ⟶ 2NaCl + H2O + CO2↑2Na+ + CO32- + 2H+ + 2Cl- ⟶ 2Na+ + 2Cl- + H2O + CO2↑2H+ + CO32- ⟶ H2O + CO2↑
При добавлении фенолфталеина к раствору гидроксида натрия наблюдается окрашивание раствора в малиновый цвет. NaOH + HCl ⟶ NaCl + H2ONa+ + OH- + H+ + Cl- ⟶ Na+ + Cl- + H2OH+ + OH- ⟶ H2O
При добавлении раствора нитрата калия к раствору хлорида натрия изменений не наблюдается. NaCl + KNO3 ⇸ KCl + NaNO3Na+ + Cl- + K+ + NO3- ⇸ K+ + Cl- + Na+ + NO3-Реакция невозможна, потому что не образуется осадка, газа или воды.
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рудзитис, Фельдман 9 класс, Просвещение:
Практическая работа 1
Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость
Какие правила техники безопасности нужно соблюдать при работе с кислотами и пероксидом водорода?
1. Влияние природы реагирующих веществ
1) В три пробирки налейте соляную кислоту. В первую пробирку положите кусочек магния, во вторую — кусочек цинка, в третью — кусочек меди. Что наблюдаете? Какая из реакций протекает быстрее?
2) Налейте в одну пробирку соляной кислоты, в другую — такое же количество уксусной кислоты (кониен грация кислот должна быть одинаковой). Опустите в каждую пробирку по две гранулы цинка. Определите, какая реакция протекает быстрее.
1) О скорости реакции можно судить по интенсивности выделения пузырьков газа. Быстрее всего реакция идет с магнием, медленнее с цинком, с медью изменений почти не наблюдается.
2) В пробирке с соляной кислотой взаимодействие с цинком идет быстрее, чем в пробирке с уксусной кислотой
2. Влияние концентрации реагирующих веществ
В две пробирки поместите по одной грануле цинка. В одну пробирку прилейте 1 мл 30%-ной соляной кислоты, в другую — 1 мл 10%-ной соляной кислоты. Где более интенсивно проходит реакция? Почему?
В пробирке с 20%-ной соляной кислотой пузырьки газа выделяются более интенсивно, чем в пробирке с 10%-ной кислотой.
Чем выше концентрация кислоты, тем выше скорость реакции.
3. Влияние поверхности соприкосновения реагентов
В одну пробирку опустите кусочек мела, в другую насыпьте немного порошка мела. Натейте в пробирки по 1,5 мл соляной кислоты одинаковой концентрации. Есть ли разница в скорости выделения газа?
Растворение мела и выделение газа происходит интенсивнее в пробирке с порошком, чем в пробирке с целым куском, где площадь контакта веществ меньше.
CaCO3+2HCl = CaCl2+H2O+CO2^
4. Влияние температуры
В две пробирки опустите по одной грануле цинка. Налейте в каждую пробирку по 1 мл соляной кислоты одинаковой концентрации. Одну пробирку опустите в стакан с горячей водой. Сравните интенсивность выделения пузырьков водорода в пробирках и сделайте вывод о влиянии температуры на скорость химической реакции.
Выделение пузырьков газа происходит интенсивней в горячей воде.
Чем выше температура реакции, тем выше скорость взаимодействия веществ, что соответствует правилу Вант-Гоффа.
5. Влияние катализатора
В пробирку налейте 1 мл пероксида водорода и внесите тлеющую лучинку. не прикасаясь к жидкости. Что наблюдаете? Добавьте к пероксиду водорода несколько кристалликов оксида марганца(IV) МnO2, и снова внесите тлеющую лучинку. Что наблюдаете? Какую роль играет МnO2?
При внесении тлеющей лучинки в пробирку с перекисью водорода ничего не происходит – кислорода слишком мало.
В присутствии MnO2, который служит катализатором реакции, разложение перекиси ускоряется, кислород выделяется быстрее, тлеющая лучина загорается.
2H2O2 = 2H2O+O2^
6. Отчет о работе составьте в произвольной форме и сделайте общий вывод.
Общий вывод: природа химических веществ, их концентрация, площадь поверхности контакта, температура и наличие катализатора являются факторами, значительно, влияющими на скорость взаимодействия веществ. Высокая активность участвующих веществ, их высокая концентрация, большая площадь соприкосновения, высокая температура и присутствие катализатора увеличивают скорость химической реакции.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Габриелян 9 класс, Дрофа:
B две пробирки налейте по 1 мл раствора соли цинка (хлорида, сульфата или нитрата), а затем добавьте в каждую с помощью пипетки по 5 капель раствора щёлочи (гидроксида натрия или калия). Что наблюдаете? Прилейте к содержимому одной пробирки раствор кислоты (соляной, серной или азотной), а к другой — раствор щёлочи. Что наблюдаете? O каком свойстве гидроксида цинка свидетельствует вторая часть опыта? Запишите уравнение проделанных реакций в молекулярной и ионной формах.
Нальем в каждую пробирку по 1 мл хлорида цинка и добавим раствор гидроксида натрия NaOH. Выпадает белый осадок гидроксида цинка Zn(OH)2v:
ZnCl2 + 2NaOH = Zn(OH)2v + 2NaCl
Zn2+ + 2OH- = Zn(OH)2v
Затем в первую пробирку к осадку Zn(OH)2 добавим раствор соляной кислоты HCl, при этом осадок растворяется:
Zn(OH)2 + 2HCl = ZnCl2 + 2Н2O
Zn(OH)2v + 2Н+ = Zn2+ + 2Н2O
Bo вторую пробирку к осадку Zn(OH)2 прильем раствор гидроксида натрия NaOH. Осадок также растворяется:
Гидроксид алюминия Al(OH)3 является амфотерным гидроксидом, так как вступает в реакции с кислотами и щелочами.