СТЕПЕНЬ ВАШЕГО РУКОВОДСТВА

Приложение N 1к Порядку формирования федеральногоперечня учебников, допущенныхк использованию при реализацииимеющих государственную аккредитациюобразовательных программ начальногообщего, основного общего,среднего общего образования,утвержденному приказом Министерствапросвещения Российской Федерацииот 12 ноября 2021 г. N 819

(название учебника, класс)

(автор (авторский коллектив) учебника)

(наименование издателя (издателей)

(правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник)

Титульный лист экспертного заключения заполняется Министерством просвещения Российской Федерации.

Лист А экспертного заключения (для заполнения экспертом, привлеченным для проведения экспертизы учебника)

Индивидуальный лист эксперта по результатам проведения экспертизы учебника

(Фамилия, имя, отчество (при наличии) эксперта)

(подпись) фамилия, имя, отчество (при наличии)

Лист Б экспертного заключения(для заполнения уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по результатам проведения экспертизы учебника)

Заключениеуполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по результатам проведения экспертизы учебника, обеспечивающего учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке

3. Критерии экспертизы учебника.

Руководитель уполномоченного органа государственной власти субъекта

(подпись) Фамилия, имя, отчество (при наличии)

Лист В экспертного заключения(для заполнения организацией, проводившей общественную экспертизу учебника)

Заключениепо результатам проведения общественной экспертизы учебника

3. Критерии общественной экспертизы учебника.

Руководитель или уполномоченное лицо организации, проводившей общественную

(подпись) Фамилия, имя, отчество (при наличии)

МП (при наличии)

Лист Г экспертного заключения(для заполнения ответственным секретарем или иным уполномоченным лицом Научно-методического совета по учебникам)

Результат экспертизы и рекомендацииНаучно-методического совета по учебникам

Раздел I. Результат проведения экспертизы учебника.

2. Критерии экспертизы учебника.

(фамилия, имя, отчество (при наличии) уполномоченного лица,

заполнившего раздел I листа Г экспертного заключения, должность, подпись)

Раздел II. Рекомендации Научно-методического совета по учебникам

по учебникам ___________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество (при наличии), подпись

Научно-методического совета от “____”_____________20___г. N_______________

Минпросвещения замыкает на себе экспертизу учебников и пособий

Их проверят на предмет ЛГБТ-пропаганды и достоверность фактов о российской границе

Максим Стулов / Ведомости

Минпросвещения подготовило ведомственные акты, которыми регламентирует порядок экспертизы школьных учебников и пособий, претендующих на включение в федеральный перечень. Из них следует, что весь процесс утверждения учебных пособий будет замкнут на министерстве. Экспертиза возлагается на существующий при Минпросвещения научно-методический совет по учебникам. В состав совета должны входить представители федеральных и региональных органов государственной власти, межрегиональных общественных организаций, некоммерческих организаций, в том числе научных и образовательных.

На оценку учебника у совета будет 30 дней. Оговаривается, что общественная экспертиза предварительно может быть проведена по желанию лица, которому принадлежит исключительное право на учебник и разработанные с ним пособия. Сам научно-методический совет будет передавать учебники на госэкспертизу. Как отмечает заведующий кафедрой психологии личности МГУ Александр Асмолов, речь идет об экспертизе РАО или ее институтов.

Учебник, чтобы пройти экспертизу, должен развивать мотивацию к обучению, интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся, формировать критичность мышления, отражать вклад российских деятелей науки, формировать у учеников российскую гражданскую идентичность – такие требования были к пособиям и раньше. При этом добавляется ряд новых: правильность отображения государственной границы России, территорий ее субъектов, пособия также не должны формировать неуважительное отношение к органам госвласти, проживающим на территории народам, а в содержании не должно быть ЛГБТ-пропаганды или сфабрикованных фактов, в том числе о событиях Великой Отечественной войны. В учебнике, претендующем на попадание в федеральный список, не должно быть побуждений к самоубийству, употреблению одурманивающих веществ, табака и алкоголя, к азартным играм, бродяжничеству, проституции. Новый проект устанавливает дополнительные правила экспертизы. Если ранее для ее проведения требовалось не менее четырех экспертов, то теперь оценкой пособий должны заниматься не менее трех, а также две экспертные организации для проведения «педагогической и научной экспертиз».

По словам Асмолова, эта мера создаст дополнительную преграду для попадания учебника в перечень и удлинит всю процедуру оценки. « Речь идет о том, чтобы не допускать в школы непопулярные образовательные концепции, которые, по версии экспертов, не подтвердили эффективность в обучении. Это мощные содержательные фильтры, через которые сложно будет пройти», – считает профессор Института образования ВШЭ Ирина Абанкина. Из проектов ведомственных актов Минпросвещения ясно, что государство замыкает процесс экспертизы и апробации учебных пособий на самом себе, в том числе чтобы контролировать издание учебников, полагает сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. Сегодня учителя по-прежнему могут использовать пособия, не входящие в федеральный перечень, формального запрета на это нет: «Учебники не из списка также должны соответствовать ФГОС, и они не закупаются за счет бюджетных средств, но во многих школах попечители или родители покупают пособия самостоятельно».

Представитель Минпросвещения в ответ на запрос «Ведомостей» пояснил, что дополнительная педагогическая и научная экспертиза предлагается для повышения качества учебников. « Начиная с 1990-х годов прошлого века, правовое регулирование вопросов, связанных с допуском учебников в обучении детей, последовательно либерализировалось и деградировало, зачастую для обучения предлагались учебники и учебные пособия, содержащие положения, прямо противоречащие Конституции», – пояснили в министерстве. Также в министерстве добавили, что научно-методический совет не является экспертным органом, и в его задачи входит рассмотрение заключений всех экспертиз учебников. По словам представителя министерства, совет будет «более глобально» смотреть на учебные пособия с точки зрения «общественной пользы».

– Процедура должна быть прозрачна и понятна. Нужно повысить ответственность тех организаций, которые эту экспертизу проводят, – рассказала Татьяна Синюгина. – Нами разработан проект, который уже проходит внутреннее согласование, и в ближайшее время будет представлен к широкому обсуждению. Какие меры будут предусмотрены? Прежде всего, это государственный характер экспертизы, заказчиком которой будет выступать федеральный орган исполнительной власти – министерство просвещения. А исполнителем станет уполномоченная организация, подведомственная министерству.

Кроме того, по словам чиновника, будет установлен тщательный отбор экспертов на основании квалификационных характеристик, которые также будут определены новым порядком. Среди них – наличие у эксперта опыта научно-исследовательской деятельности, опыта реализации основных общеобразовательных программ (по сути, работы в школе – прим. ред.), а также наличие профессиональных достижений. Кроме того, фамилия и имя эксперта будут публиковаться на самом учебнике.

Решение о включении или не включении издания в федеральный перечень (на основе которого в школы закупают учебную литературу – прим. ред.) будет принимать научно-методический совет министерства просвещения.

Напомним, сейчас ответственность за экспертизу лежит на издательствах. Они заказывают ее в РАН, РАО и других организациях, оплачивают сами. Получают положительные отзывы и в заявительном порядке подают документы на включение в перечень.

В прошлом году впервые по инициативе министерства просвещения была проведена дополнительная экспертиза. Во многих изданиях эксперты нашли фактические и методологические ошибки, неточности, устаревшую информацию. По результатам дополнительной экспертизы в федеральном перечне осталось всего 863 учебника: он сократился более чем на треть. Сейчас на дополнительную экспертизу снова “ушли” почти 500 изданий.

– Проект порядка устанавливает новые правила отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, имеющих государственную аккредитацию, – говорится в пояснительной записке к документу. – Выборочная экспертиза учебных пособий будет носить государственный характер, а ее проведение будет возложено на подведомственную министерству организацию. Изменения позволяют повысить уровень ответственности экспертов и объективности выводов, существенно снизив риски включения организаций, выпускающих некачественные учебные пособия, в перечень.

А теперь по пунктам. Согласно проекту, заявления от издателей о приеме в перечень организаций, выпускающих школьные учебные пособия, Министерство просвещения будет принимать не реже одного раза в четыре года. При этом информация о сроках приема будет публиковаться на сайте ведомства не позднее, чем за два месяца до его начала.

Организация должна будет предоставить в министерство список всех своих учебных пособий, которые были изданы за последние пять лет.

В перечне документов, которые нужно подать, также есть очень интересный критерий: “информация об отсутствии в издаваемых организацией учебных пособиях готовых решений к задачам без методического сопровождения”. То есть, сборники “готовых домашних заданий” – сразу мимо.

Что важно? Если все документы поданы верно, и учебники издательства уже включены в федеральный перечень учебников (он формируется отдельно и регламентируется другими документами – прим. ” РГ”), то оно попадает в одобренный список организаций, выпускающих учебные пособия, “автоматом” – без экспертизы.

Если же у издательства нет учебников в перечне, то проводится выборочная экспертиза: проверяется примерно пять процентов от всех учебных пособий. Эксперты должны иметь ученую степень или ученое звание, стаж педагогической деятельности не менее 10 лет.

По каким критериям учебные пособия будут оцениваться?

К примеру, в них не должно быть ошибок и опечаток, недостоверных и научно не подтвержденных фактов. Не должно быть информации, побуждающей к асоциальному поведению, оправдывающей насилие, отрицающей семейные ценности и формирующей неуважительное отношение к родителям. И это далеко не весь список.

Также среди условий: структурированность и логичность в изложении предметного материала; разнообразие видов текстовой информации, иллюстраций, материалов, представленных в графическом и табличном виде; изложение с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития обучающихся; правильность отображения государственной границы РФ. И другие.

На основе заключений экспертов Научно-методический совет по учебникам при Минпросвещения решает: включить заявителя в перечень организаций, издающих школьные учебные пособия, или нет.

Важно: рабочие тетради и другие учебные пособия, которые дети используют на уроках, школы могут покупать на свои, то есть бюджетные, деньги. Для этого директор своим приказом должен включить их в список необходимой учебной литературы для реализации своей образовательной программы. Правда, покупать школы имеют право только те пособия, которые выпущены издательствами, включенными в одобренный перечень. ( Правила отбора организаций в него как раз сейчас и будут меняться).

Заставлять покупать рабочие тетради и другие пособия родителей школа не имеет права. Как рассказала ранее детский омбудсмен Анна Кузнецова, “факт того, что рабочие тетради заполняются учеником и не могут быть переданы по окончании учебного года следующему школьнику, не является основанием для сбора средств с родителей на их закупку”.

В разъясняющем письме Министерства просвещения от 23 октября 2019 г. № ВБ-47/04 “Об использовании рабочих тетрадей” сказано, что ” рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. Вопрос обеспечения обучающихся рабочими тетрадями относится к компетенции общеобразовательной организации. Таким образом, если образовательная организация включает конкретную рабочую тетрадь в список, который утверждается приказом директора, то возникают правовые основания для их закупки за бюджетные средства. В целях более углубленного изучения учебного предмета учитель может рекомендовать учебные пособия, в том числе рабочие тетради, не включенные в список, для домашнего самостоятельного использования. При этом указанные учебные пособия не могут быть использованы в образовательном процессе при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”.

Приложение. Положение о порядке проведения экспертизы учебников

Положение о порядке проведения экспертизы учебников(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 апреля 2010 г. N 428)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения экспертизы учебников с целью обеспечения качества учебников и формирования федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

2. Объектом экспертизы является учебное издание, содержащее систематическое изложение содержания учебного предмета (далее – учебник).

3. Экспертиза учебников включает педагогическую и научную экспертизу учебника.

Задачей педагогической экспертизы учебника является оценка:

1) соответствия содержания учебника федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования или федеральному государственному образовательному стандарту соответствующей ступени общего образования;

2) соответствия содержания учебника возрастным и психологическим особенностям обучающихся;

3) принадлежности учебника к системе учебников, обеспечивающих преемственность изучения учебного предмета в полном объеме на соответствующей ступени общего образования (завершенной предметной линии учебников);

4) принадлежности учебника к системе учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования, – при экспертизе на соответствие федеральному государственному образовательному стандарту соответствующей ступени общего образования.

Задачей научной экспертизы учебника является оценка соответствия содержания учебника современным научным представлениям с учетом соответствующей ступени общего образования в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования или с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта соответствующей ступени общего образования.

4. Для проведения экспертизы учебников на соответствие федеральному государственному образовательному стандарту соответствующей ступени общего образования представляются учебники, входящие в завершенную предметную линию учебников и (или) входящие в систему учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования.

5. Экспертиза учебников проводится по инициативе заказчика экспертизы. Заказчиками экспертизы являются юридические и физические лица, заинтересованные в проведении данной экспертизы.

6. В проведении экспертизы учебников участвуют Российская академия наук и Российская академия образования, а также иные организации на основании своих уставов, утвержденных Правительством Российской Федерации, в которых закреплены соответствующие полномочия (далее – экспертные организации).

7. Результат экспертизы оформляется в виде экспертного заключения.

8. Экспертиза проводится на основании договора между заказчиком экспертизы и экспертной организацией, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

II. Порядок проведения экспертизы

9. Для проведения экспертизы учебника заказчик экспертизы с 1 января по 1 августа текущего года направляет в экспертные организации заявление, в котором указываются:

название учебника в соответствии с названием учебного предмета, класс, инициалы и фамилия автора(ов) в соответствии с титульным листом учебника;

количество представленных на экспертизу экземпляров, в том числе экземпляров учебников, входящих в завершенную предметную линию учебников и (или) входящих в систему учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования.

реквизиты заказчика экспертизы;

наименование издателя(ей) учебника(ов), в том числе входящего(их) в завершенную предметную линию учебников и (или) входящего(их) в систему учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования.

К заявлению прилагаются:

пояснительная записка заказчика экспертизы;

учебник (или оригинал-макет учебника), представленный на экспертизу в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, или все учебники (или оригинал-макеты учебников), входящие в завершенную предметную линию учебников и (или) входящие в систему учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования.

10. При соответствии поступивших материалов требованиям, установленным пунктами 2, 4, и 9 настоящего Положения, экспертная организация заключает с заказчиком экспертизы договор на проведение экспертизы.

11. Экспертиза учебников экспертными организациями проводится до 15 октября текущего года.

Учебник, получивший отрицательное экспертное заключение, повторно на экспертизу в текущем году не принимается.

12. Экспертное заключение оформляется экспертной организацией, в котором указываются:

1) при проведении экспертизы учебников, представленных на экспертизу в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования:

название учебника, класс, инициалы и фамилия автора(ов) в соответствии с титульным листом учебника;

наименование издателя(ей) учебника(ов), входящих в завершенную предметную линию учебников;

дата и регистрационный номер экспертного заключения;

для третьей ступени обучения – базовый или профильный уровень.

2) при проведении экспертизы учебников, представленных на экспертизу в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом соответствующей ступени общего образования:

название каждого учебника, входящего в завершенную предметную линию учебников и (или) входящих в систему учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования, класс, инициалы и фамилия автора(ов) в соответствии с титульным листом учебника;

наименование издателя(ей) учебников, входящих в завершенную предметную линию учебников и (или) входящих в систему учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования;

При педагогической экспертизе учебника экспертное заключение должно содержать однозначные выводы:

о соответствии содержания учебника федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования или федеральному государственному образовательному стандарту соответствующей ступени общего образования;

о соответствии учебника возрастным и психологическим особенностям обучающихся;

о принадлежности учебника к завершенной предметной линии учебников;

о принадлежности учебника к системе учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования.

При научной экспертизе учебника экспертное заключение должно содержать однозначный вывод:

о соответствии содержания учебника современным научным представлениям с учетом соответствующей ступени общего образования в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования или с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта соответствующей ступени общего образования.

Экспертное заключение должно быть аргументированно.

Экспертное заключение подписывается руководителем экспертной организации или уполномоченным лицом при наличии доверенности с указанием должности и фамилии лица, подписавшего экспертное заключение.

Экспертное заключение составляется в двух экземплярах, которые в течение 10 рабочих дней с даты подписания направляются экспертной организацией письмами заказчику экспертизы и в Министерство образования и науки Российской Федерации.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Открыть документ

Получить бесплатный доступ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Важный приоритет в работе издательства «Просвещение» – постоянное совершенствование качества наших учебников и учебных пособий.

В мае завершился первый этап Открытой экспертизы, в которой со своими предложениями, замечаниями и пожеланиями по продукции издательства могли поделиться все желающие из любого региона России.

Всего в издательство «Просвещение» поступило почти 150 писем-обращений – в основном от учителей и от родителей учеников младших классов. Мы получили замечания и пожелания более чем из 20 регионов страны.

Благодарим всех откликнувшихся!

Ни одно обращение не осталось без внимательного изучения со стороны соответствующей редакции. При необходимости сотрудники издательства рекомендовали полезные ссылки на страницы сайта издательства и другие интернет-ресурсы, советы по подбору методического материала (а иногда и смене учебного пособия), приглашения на вебинары, проводимые издательством.

Стоит особо отметить, что в раздел Открытой экспертизы поступили не только указания на ошибки, неточности или опечатки, но и благодарственные письма.

Все авторы обращений получили ответы редакции и именной сертификат участника Открытой экспертизы.


СТЕПЕНЬ ВАШЕГО РУКОВОДСТВА

Главная редакция издательства «Просвещение» также выделила самые содержательные и важные отзывы и пожелания, отметив их авторов памятными подарками. Так, коллективный отзыв на учебники по истории и русскому языку пришел из БОУ г. Омска «СОШ 132»: замечания прислали учителя Н. И. Варфоломеева, В. К. Хомченко, Д. И. Максимова, В. И. Лабунская и заместитель директора А. И. Скляднев.

Приведем фрагмент анализа учебника «История России. С древнейших времен до конца XVI века» для 6 класса (Данилов А. А., Косулина Л. Г.), который прислал А. И. Скляднев:

«Учебник «История России. С древнейших времен до конца XVI века» доступен восприятию учащихся, учитывает их возрастные особенности. Книга способствует формированию учебной мотивации, воспитанию учащихся, способствует выполнению образовательной программы. Желательно наличие в учебниках схем по системам государственной власти и управления на разных этапах становления государства, лестниц иерархии, социальной структуры общества».

Учитель истории и обществознания Д. И. Максимова прислала такой отзыв: «В учебнике по истории России для 7 класса хотелось бы больше заданий и творческих проектов, дополнить материал по истории присоединения России к Сибири; желательно разнообразить материал о быте на Руси».

Памятными подарками отмечены также отзыв учителя начальных классов коррекционной “Школы-интерната VIII вида №71» г. Нижний Новгород Ю. А. Устиновой на учебник М. Н. Перовой “Математика” (4 класс), а также отзыв учителя физики ГБОУ СОШ 414 г. Санкт-Петербург А. Н. Борзых на учебник Г. Я. Мякишева «Физика. 11 класс». Автор отзыва прислал указание на неточность в рисунке и ошибку в ответе на задачу. Кроме того, А. Н. Борзых прислал примечание к проблемной задаче:

«В задаче А5 на странице 58 ответ 2, представляемый как правильный, также неверный. В положении равновесия сила тяжести равна силе натяжения нити, ускорение нулевое и оно не может быть перпендикулярно вектору скорости».

И если первые две неточности действительно оказались таковыми, то с третьим замечанием сотрудники редакции физики и химии издательства «Просвещение» не согласились и прислали обоснованный ответ: «Ответ 2 является правильным, так как именно при прохождении колеблющимся маятником положения равновесия скорость имеет горизонтальное направление, тангенциальное ускорение действительно отсутствует, а нормальное ускорение отлично от нуля и направлено вдоль нити, т.е. перпендикулярно скорости (при прохождении положения равновесия натяжение нити, равное весу шарика, может до трёх раз превышать силу тяжести)».

Уверены, что наша совместная работа и в дальнейшем будет способствовать повышению качества учебников и учебных пособий.