СТАТЬЯ ОБ АКТИВНЫХ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ КУРС ПО ТЕМЕ

Что такое средства обучения и какие они бывают

Разбираемся в многообразии дидактических средств и их функциях.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Из этой статьи вы узнаете:

С точки зрения дидактики, обучение происходит с помощью методов — организованной деятельности учителя и ученика для достижения цели обучения. Для этой деятельности нужны инструменты, и таковыми выступают средства обучения, или, как их ещё называют, дидактические средства.

Сам термин в учебнике «Педагогика» под редакцией Павла Пидкасистого формулируется так:

«Средство обучения — это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний».

Несколько иную формулировку предлагает Андрей Хуторской в пособии «Современная дидактика»:

«Средства обучения — материальные и идеальные объекты, которые применяются в образовательном процессе в качестве инструментов деятельности педагога и учащихся».

Какова связь между методами и средствами обучения? В учебнике «Педагогика» под редакцией Пидкасистого она прекрасно объясняется через метафору похода: учитель помогает ученику достичь цели обучения — скажем, вершины холма. Методом обучения будет сам путь к этой цели, а дидактическими средствами — компас, карта, снаряжение и указатели на пути, инструкция по технике безопасности, навыки путешественника и знания о погоде, почве, флоре и фауне данной местности.

Одно и то же средство обучения может применяться в разных методах, а один и тот же метод — реализовываться с помощью разных средств. Например, по источнику передачи информации методы делят на словесные, наглядные и практические. Чтение учебника — один из словесных методов обучения, и в нём может применяться как печатное пособие, так и его электронная версия, то есть разные средства. В то же время учебник будет полезен также и в наглядных методах (например, для работы с иллюстрациями, схемами и так далее), и в практических (скажем, для решения задач).

Отдельные средства обучения складываются в систему средств обучения — как пишет Хуторской, это «совокупность предметов учебного оборудования, обладающая целостностью, автономностью и предназначенная для решения образовательных задач».

Для каждого учебного предмета существует рекомендуемая система дидактических средств. Она отражает специфику содержания, методов, форм организации занятий и так далее. Например, для гуманитарных направлений в первую очередь характерны такие средства, как речь и письмо, печатные и электронные книги. А для естественно-научных — натуральные объекты, приборы для измерений и оборудование для экспериментов.

Как и в случае с методами, средства обучения классифицируют по самым разным признакам, поэтому единой общепринятой системы, по сути, не существует. Приведём несколько примеров.

Различные средства обучения ученик и учитель могут применять как совместно, так и по отдельности. Учитель, как правило, использует средства преподавания — например, различные демонстрационные материалы. А ученик работает в первую очередь со средствами учения — скажем, с оборудованием для лабораторного практикума. Некоторые дидактические средства, такие как классная доска, применяют и учитель, и ученики.

Как можно заметить, в определениях термина «средство обучения» упоминаются материальные и идеальные объекты, выступающие в этой роли. Так, в категорию материальных средств входят все предметные объекты и материально-технические условия обучения: учебники и пособия, модели и макеты, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель в них и так далее.

А идеальные средства обучения — это усвоенные ранее знания и умения, которые используются для усвоения новых знаний. Лев Выготский называл такие средства: речь и письмо, схемы и условные обозначения, чертежи, диаграммы. Также к этой группе относятся мнемотехники, алгоритмы решения задач, способы доказательств и многое другое. Опорные конспекты, изобретённые советским учителем Виктором Шаталовым, тоже можно отнести к идеальным средствам обучения.

Эта классификация — одна из самых распространённых в отечественной педагогике. Её автор, советский педагог Сергей Шаповаленко, предлагал делить средства обучения на четыре группы:

Андрей Хуторской в «Современной дидактике» делит актуальные средства обучения на три группы — материальные, электронные и технические.

Как указывает Андрей Хуторской, существует ещё немало классификаций средств обучения, в основе которых лежат различные признаки:

Средства обучения выполняют определённые дидактические функции. Эти функции становятся основой для оценки качества этих средств и эффективности их применения.

Ссылаясь на работы Татьяны Назаровой и Евгении Полат, авторы учебника «Дидактика» Лилия Загрекова и Вера Николина приводят семь взаимосвязанных функций средств обучения, влияющих на учебно-воспитательный процесс.

Также средства обучения играют важную роль в формировании образовательной среды — совокупности условий, в которых происходит воспитание, обучение и развитие человека.

Принято выделять три главных компонента образовательной среды: пространственно-предметный, социальный и технологический (или психодидактический).

Средства обучения напрямую связаны с двумя из этих компонентов. Например, помещения для учёбы, мебель и различное оборудование входят в пространственно-предметный компонент — и влияние этих средств на процесс обучения и поведение учащихся изучали Мария Монтессори, её последователи и многие другие педагоги.

Психодидактический компонент включает в себя содержание и методы обучения. Как мы уже выяснили, методы реализуются с помощью дидактических средств — а значит, их выбор тоже значительно влияет на образовательную среду.

Загрекова и Николина отмечают, что ни одно дидактическое средство само по себе не решит целый комплекс образовательных задач. Поэтому применять их нужно в определённых сочетаниях. Это позволит всесторонне воздействовать на учащихся, поможет им развиваться интеллектуально и эмоционально, формировать практические умения.

Существует алгоритм, который позволяет выбрать наиболее предпочтительные средства обучения для конкретной аудитории и достижения определённой образовательной цели:

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!


СТАТЬЯ ОБ АКТИВНЫХ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ КУРС ПО ТЕМЕ

Жизнь можно сделать лучше!Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие. А мы поможем с трудоустройством и важными для работодателей навыками.

От классических до современных

Разбираемся в методах обучения и их классификации.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

В педагогике существует множество определений этого термина. Например, известный советский педагог Юрий Бабанский называл методом обучения «способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения». А советский и российский педагог Исаак Лернер в книге «Дидактические основы методов обучения» сформулировал это понятие так:

«Метод обучения является системой последовательных действий учителя, организующего познавательную и практическую деятельность ученика, устойчиво ведущую к усвоению им содержания образования, то есть к достижению целей обучения».

Определения могут различаться в деталях, но сходятся в принципиальных аспектах: метод обучения всегда подразумевает организованную деятельность учителя и ученика для достижения целей обучения.

Методы обучения меняются со временем, так как они тесно связаны с социальным, культурным, технологическим контекстом. Например, на самых ранних этапах развития человечества главенствовал метод подражания — юные члены первобытного сообщества наблюдали за старшими и таким образом учились создавать орудия труда, добывать еду и так далее. Появление языка дало возможность обучать потомков устно. Письменность, а затем книгопечатание надолго закрепили чтение книг как один из основных методов обучения. И конечно, изобретение компьютеров и интернета тоже сыграло свою роль в том, как люди учат и учатся.

Философы во все времена искали и практиковали наиболее действенные методы обучения. Например, Сократ стал родоначальником эвристического метода, в котором учитель не просто передаёт ученику знание, а с помощью специально выстроенной беседы помогает самостоятельно его отыскать. А французский гуманист Мишель Монтень в XVI веке пропагандировал индивидуализацию обучения, поощрял любознательность и самостоятельное изучение явлений природы.


СТАТЬЯ ОБ АКТИВНЫХ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ КУРС ПО ТЕМЕ

Не стоит путать методы с приёмами. Каждый метод складывается из отдельных элементов — методических (или дидактических) приёмов. Например, лекция — это метод обучения, а запись ключевых тезисов на доске преподавателем и ведение конспекта студентом — приёмы.


СТАТЬЯ ОБ АКТИВНЫХ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ КУРС ПО ТЕМЕ

Одни и те же приёмы могут реализовываться в разных методах. И в то же время разные учителя могут включать разные приёмы и их сочетания в одни и те же методы. Скажем, работа с книгой может состоять из таких приёмов, как чтение вслух, заучивание текста наизусть, поиск ответа на вопрос, описание иллюстрации и так далее.

С понятием метода связаны также понятия методики и методологии. В отличие от метода, приёмы внутри которого могут варьироваться, методика обучения подразумевает совокупность конкретных алгоритмов и правил. И если один метод могут использовать в разных концепциях обучения, то у методики есть определённая теоретическая основа. Часто методики бывают авторскими: например, девять событий преподавания Роберта Ганье или eduScrum Вилли Вейнандса.

А методология, согласно Философскому энциклопедическому словарю, — это «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе». То есть в методологию образования будут входить и методы, и методики, и другие аспекты педагогической и учебной деятельности. Перевёрнутое обучение, например, — это, по сути, методология.

В педагогике до сих пор не существует общепринятого подхода к классификации и систематизации методов обучения. Вероятно, потому, что сам процесс обучения состоит из множества взаимосвязанных элементов, к тому же его надо рассматривать как со стороны преподавателя, так и со стороны учащегося.

Поэтому, пытаясь привести всё многообразие методов к определённой системе, исследователи выбирают различные основания для классификации:

Юрий Бабанский склонялся к целостному подходу и предложил свою систему, которая в какой-то степени объединяет все остальные классификации. Так, по концепции Бабанского, методы обучения делятся на три большие группы:

Стоит заметить, что названные методы — общие для всех дисциплин, однако на практике они могут принимать форму, наиболее подходящую для конкретного предмета. Например, если воспользоваться классификацией Лернера и Скаткина, репродуктивным методом может быть как повторение за учителем фраз на иностранном языке, так и проведение химического опыта по образцу.


СТАТЬЯ ОБ АКТИВНЫХ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ КУРС ПО ТЕМЕ

Педагогика не стоит на месте и пополняется новыми методами и методиками обучения. От традиционных они отличаются, как правило, тем, что студент играет куда более выраженную, скорее даже центральную роль в процессе обучения. Иными словами, это методы активного обучения — в отличие от пассивной модели, ученик не просто слушает преподавателя или читает учебник, а сам ведёт познавательную работу. Кроме того, эти методы помогают развивать софт-скиллы, объединяют знания и навыки из разных дисциплин.

Расскажем о нескольких современных методах обучения детей и взрослых, которые стоит взять на заметку.


СТАТЬЯ ОБ АКТИВНЫХ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ КУРС ПО ТЕМЕ

Проектный метод обучения отличается от классических тем, что учащиеся самостоятельно ставят цель и определяют пути её достижения, ищут, отбирают, обобщают и анализируют необходимую им информацию, а преподаватель выступает в роли консультанта. Для проекта нужна практическая задача (проблема), поиск информации по ней, проектирование решения и конечный продукт, который обычно оформляется в виде презентации. Завершается проект защитой. Проекты бывают:

Метод проектного обучения позволяет:

Работа над проектом может проходить как индивидуально, так и в группах, и второй вариант также поможет развивать у учащихся навыки коммуникации и кооперации. Задача преподавателя — скоординировать их работу, помочь распределить роли, если нужно, составить план действий и так далее.


СТАТЬЯ ОБ АКТИВНЫХ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ КУРС ПО ТЕМЕ

В зависимости от дисциплины, которую вы преподаёте, кейс может быть правовым, предпринимательским, медицинским, отражать какую-то социальную проблему, историческое событие либо практическую рабочую задачу — вариантов масса. Обычно это реальные факты о сложной и неоднозначной ситуации, имевшей место в жизни. Задача учащихся — исследовать и проанализировать эту ситуацию, после чего предложить для неё решение, как будто она произошла сейчас. В процессе дети и взрослые учатся применять теоретические знания на практике, правильно оценивать факты и соотносить их со своими знаниями, аргументировать свою позицию.


СТАТЬЯ ОБ АКТИВНЫХ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ КУРС ПО ТЕМЕ

Кадр: фильм «Умница Уилл Хантинг»

Обычно для кейса используются ситуации, которые не имеют единственно верного решения: например, одни и те же факты можно интерпретировать с точки зрения закона по-разному, поэтому похожие судебные споры можно решить вариативно в зависимости от того, чьи аргументы покажутся судье более убедительными, а при одних и тех же симптомах возможны разные медицинские диагнозы и протоколы лечения.

По тому, как учащийся строит аргументацию для решения кейса, преподаватель видит, правильно ли он рассуждает, всю ли необходимую учебную информацию задействует, корректно ли понимает её.

Кейсы могут быть индивидуальными и групповыми.


СТАТЬЯ ОБ АКТИВНЫХ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ КУРС ПО ТЕМЕ

Это метод коллективного обсуждения темы, проблемы или задачи, который предполагает свободное высказывание своих идей участниками. Суть в том, что преподаватель задаёт тему дискуссии, объясняет цель (например, предложить как можно большее количество идей за 15 минут) и правила (не отвергать никакие идеи и не критиковать их до следующего этапа, но можно развивать идеи других участников). Озвученные в процессе идеи записываются, а затем совместно анализируются, чтобы выбрать наилучшее решение.

Этот метод развивает креативность, умение концентрировать внимание на конкретной задаче, взаимодействовать в группе, анализировать свои и чужие идеи. Относится к методам активного обучения.

В процессе использования этого метода достигаются такие педагогические задачи:


СТАТЬЯ ОБ АКТИВНЫХ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ КУРС ПО ТЕМЕ

Это метод визуального представления какой-либо концепции, темы или проблемы, который помогает наглядно увидеть связи между её составляющими. Интеллект-карта представляет собой схему, в центре которой находится ключевая тема или задача, а от неё расходятся «ветви» связанных идей. Этот метод может пригодиться как для того, чтобы объяснить ученикам сложную тему, так и для коллективной или самостоятельной работы школьников и студентов — в процессе они учатся собирать, анализировать и систематизировать информацию.

Ролевые игры — это метод, который позволяет обучаться на собственном опыте с помощью определённым образом смоделированных ситуаций. Как предполагает название метода, учащиеся берут на себя некие роли. А учитель придумывает игровую ситуацию, сюжет и контролирует процесс игры. Ролевая игра помогает в безопасном контексте отработать разные сценарии поведения и взаимодействия, проявить навыки и умения, и этот метод широко применяется от дошкольного обучения до бизнес-тренингов.


СТАТЬЯ ОБ АКТИВНЫХ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ КУРС ПО ТЕМЕ

Кадр: фильм «Общество мёртвых поэтов»

Деловая игра представляет собой сочетание анализа кейса и ролевой игры — это смоделированная профессиональная ситуация, в которой участники, принявшие определённые профессиональные роли, должны найти решение проблемы. Как правило, она используется для того, чтобы перевести теоретические знания в область практического применения.


СТАТЬЯ ОБ АКТИВНЫХ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ КУРС ПО ТЕМЕ

Вот ещё несколько оригинальных подходов к обучению:

Методов обучения существует огромное множество, и исследователи сходятся во мнении, что среди них не бывает «плохих» и «хороших» — каждый будет более или менее действенным в разных образовательных контекстах. Нельзя сказать, например, что инновационные методы всегда эффективнее традиционных, а обучение на практике лучше теории — в каких-то образовательных ситуациях работа с учебником или лекция будут полезнее проектной работы или ролевой игры.

Юрий Бабанский сформулировал принцип оптимальности в выборе методов обучения, исходя из того, что каждый из них ориентирован на решение определённых педагогических и учебных задач. Поэтому педагогу, тренеру или методисту очень важно понимать преимущества и недостатки разных методов, чтобы применять их наиболее эффективно.


СТАТЬЯ ОБ АКТИВНЫХ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ КУРС ПО ТЕМЕ

Кроме целей и задач обучения, на выбор методов влияют, конечно, особенности возрастного и индивидуального развития учащихся (детей и взрослых учат по-разному), прочие психологические факторы, особенности учебного курса и конкретной темы. Например, гуманитарные дисциплины предлагают больший простор в формулировании проблем для дискуссий, чем технические, а для развития командных навыков отлично подходит групповая проектная работа. Конечно, большое значение имеет и фактор времени — чтобы внедрить и постоянно использовать некоторые методы обучения, нужно гораздо больше времени и усилий, чем на применение более простых и привычных методов.

При использовании совсем новых, инновационных методов обучения важно полагаться не на моду и хайп, а на доказательный подход: брать в работу только то, эффективность чего доказана, или, по крайней мере, внедрять новые методы с осторожностью. Есть примеры, когда некогда очень популярные подходы не оправдывались. Например, так было с идеей учить людей в зависимости от их типа — аудиал, визуал или кинестетик.

Больше интересного про образование в — нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *