СТАТЬЯ О ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕМЕ

1. формирование гражданско-правовой культуры школьников;

2. правовое просвещение родителей и  учащихся

Школьный возраст – время формирования сознания человека. В этот период познаются основы взаимоотношений, ребенок постепенно начинает осознавать себя субъектом и одновременно объектом права. Появляется начальное правосознание гражданина. Правовое воспитание школьников призвано осуществлять важнейшую цель – сформировать, развить правовое сознание у ребенка, его культуру поведения. Оно является частью разностороннего воспитательного процесса и важнейшей общешкольной задачей.

Методы, формы, средства

Формы работы разделяются на следующие группы:

Наиболее применяемые формы:

Подробнее: “Методы и формы правового воспитания“.

Правовая информация обязательно размещается на школьных стендах.

Особую важность в школе приобретает внеклассная работа. Ее особенность – она не регламентируется строго учебными программами и образовательными нормативными документами. Она способна оперативно реагировать на любые изменения в социальной, культурной жизни общества.

Формы внеклассной работы: беседы, экскурсии, встречи, обсуждение, обыгрывание ситуаций, игры, дискуссии, викторины.

Методы разнообразны по применению. К ним можно причислить разные виды психологического, педагогического воздействия: личный пример, беседы, убеждения, принуждение, поощрение.

Правовое просвещение школьников

Единый урок на тему: Правовое просвещение школьников

Правовое просвещение — это целенаправленная деятельность определенного круга субъектов по распространению знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и способах их реализации, систематическому воздействию на сознание и поведение подрастающего поколения в целях формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм, а также по формированию правосознания и правовой культуры.

Правовое просвещение и воспитание учащихся — это целенаправленная деятельность преподавателей образовательных организаций (школ, колледжей, лицеев, техникумов), ориентированная на создание условий для повышения правового сознания учащихся на основе общечеловеческих моральных ценностей; оказание детям помощи в жизненном самоопределении, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

Целью правового просвещения, в том числе правового воспитания учащихся, является формирование у них правовой культуры, правовых знаний, включая позитивные правовые убеждения и ценности.

Наиболее актуальными в просветительской работе с учащимися являются следующие задачи:

создание условий для раскрытия и развития у учащихся творческих способностей, гражданского самоопределения и самореализации в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии;
  формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания;
  формирование высокой нравственной культуры;
  формирование активной гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;
  формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;
  привитие умений и навыков управления коллективом в различных формах ученического или студенческого самоуправления;
  укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к табакокурению, наркотикам, алкоголизму, антиобщественному поведению;

Проведение работы по правовому просвещению учащихся возможно при выстраивании грамотной многоуровневой системы правового образования, использовании современных методов правового обучения, в том числе телекоммуникационных технологий, дистанционного правового обучения и работы в сети интернет.

В соответствии с основной целью правового просвещения учащихся в качестве основных направлений можно определить просветительское (образовательное), патриотическое, профессионально-трудовое, гражданско-правовое и культурно-нравственное.

Эти направления должны присутствовать в планах воспитательной работы на всех уровнях, во всех воспитательных мероприятиях образовательных учреждений, как в учебное, так и во внеучебное время: на уроках, лекциях и семинарах, производственной практике, в индивидуальной работе учителей с учениками, кураторов со студентами, на занятиях в кружках и секциях.

Система мер правового просвещения призвана выполнять следующие функции:

информационную — расширяет осведомленность учащихся в правовых вопросах, увеличивает возможность доступа к получению правовой информации;
  разъяснительную — обеспечивает адекватность уяснения сообщаемых сведений, обеспечивает единство понимания и применения общих стандартов в правовых вопросах;
  идеологическую — популяризует идеи и концепции, отражающие интересы социальных общностей и групп;
  гражданского воспитания — прививает любовь к Родине;
  консультативную — распространяет функциональные юридические знания, необходимые гражданам в повседневной жизни.

Правовое просвещение учащихся — задача актуальная и сложная. Её решение зависит от комплекса условий, важнейшими из которых являются грамотное выстраивание содержания правового просвещения и воспитания, применение совокупности форм, методов и приёмов, стимулирующих социальную активность учащихся.

Правовое занятие «Школьнику о законе»воспитание правовой культуры школьников.1. Научить учащихся различать понятия шалость, злонамеренный поступок, проступок, преступление.2. Закрепить знания о правах и ответственности подростка.3. Формировать осознанный выбор модели поведения с учетом знаний об ответственности подростка за те или иные поступки.карточки с заданием для работы в мини группах «Какие права и имеет ребенок по мере его взросления?»

Содержание классного часаВ повседневной жизни о праве чаще вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества. Знать права, уметь ориентироваться в них – необходимо всем. То, насколько вы умеете это делать, и поможет выяснить наше сегодняшнее заседание.: Предлагаю вам описание различных правонарушений (зачитываются учителем). Необходимо определить, о чем идет речь: о проступке, шалости, злонамеренном поступке или преступлении.

1. В кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались.

2. Шестнадцатилетний мальчик позвонил ради шутки в милицию и сообщил, что в школе заложена бомба.

3. 14-летний мальчик в неположенном месте перебежал улицу, всем машинам пришлось резко затормозить.

4. Девочки с

6. Десятиклассник гулял по крыше дома и наступил на козырек балкона. Тот рухнул на стоящего под балконом человека, который умер в больнице.

7. Ученики с

9. 15-летний подросток п

12. Девочки – школьницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона.

Я надеюсь, что вы никогда не окажетесь в полиции в качестве преступников. Тем не менее каждый из вас должен знать, какими правами может воспользоваться в случае задержания сотрудниками милиции.

1. В случае задержания несовершеннолетнего работники полиции обязаны немедленно сообщить (родителям или лицам, их заменяющим).

2. При задержании, как правило, проводится личный досмотр. При этом кто-то должен присутствовать и что должно оформляться (понятые и протокол).

3. Закон запрещает допрашивать несовершеннолетних в какое время (ночное)

4. С момента задержания любой гражданин имеет право на защиту. Кто может обеспечить защиту (адвокат).

Учитель: Нужно знать свои права не только в случае, когда совершается правонарушение. Необходимо хорошо знать права и ответственность, которые у вас есть, как у любого гражданина России. Сейчас мы посмотрим, насколько вы знаете свои права и ответственность. Предлагаю каждому заполнить таблицу. Справа в колонке перечислены права и ответственность ребенка. Слева вам нужно записать с какого возраста они вступают в силу.

(Таблицы заполняются индивидуально, затем проверяется правильность Учитель: Сейчас мы проведем шуточную «Блиц – викторину».

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени И. Е. Кулакова»

______________ Чапина В. И.

«02» сентября 2014г.

на 2014-2015 учебный год.

Учитель истории и обществознания- Степаненко Татьяна Леонидовна

I. Основные положения программы.

1.1. Пояснительная записка.

Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.

Рост правонарушений преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.

Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо решение данной проблемы .

Репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости следования их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в 14-15 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

В Методических рекомендациях «Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений», утверждённой приказом Министерства образования и науки России от 03.02.2006 года №1 сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников:

1.2. Цель и задачи программы.

формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.

1. Воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам. .2. Развитие интереса к правам человека среди учащихся, их родителей и педагогов.3. Содействие повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения школьников.4. Привитие навыков избирательного права.5. Усилить профилактическую работу по жестокому обращению среди сверстников и в семье, предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников.6. Активизация разъяснительных работ среди учащихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе.7. Раскрытие творческого потенциала школьников через актуализацию темы прав человека, норм, законов и ответственности за их несоблюдение.

II. Общая характеристика содержания работы

Реализация поставленной в программе цели – формирование законопослушного поведения школьников – предполагает следующую систему работы.

Образовательное учреждение организует тесное сотрудничество по вопросу правового воспитания с межведомственными структурами: Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, правоохранительными органами, учреждениями дополнительного образования, центром занятости населения, центром социальной помощи семье и детям, образовательными учреждениями района, работу с учащимися, родителями и педагогами.

предполагает осуществление цикла просветительных мероприятий по проведение лекций, бесед, консультаций информационного характера для учащихся, родителей с участием специалистов в области правового воспитания.

предусматривает проведение обучающих круглых столов, внеклассных мероприятий, организацию встреч, дискуссий для учащихся, родителей и педагогов с привлечением межведомственных организаций (общественных организаций, правоохранительных органов,   СМИ).

III. План действий по реализации программы

IV. Прогнозируемые результаты реализации программы.

Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников на 2015-2016 годы призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся образовательного учреждения должны:

В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания учащихся, родителей, педагогов; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.

V. Координация и контроль реализации программы.

Координация и контроль по реализации программы возложена на заместителя директора по воспитательной работе, который

Исполнитель программы несет ответственность за своевременное выполнение указанных мероприятий.

По результатам реализации программы исполнители заслушиваются на совещании при директоре с приглашением правоохранительных органов,   других заинтересованных организаций.

Правовое воспитание младших школьников в общеобразовательной школе

Работа по формированию правовой сознательности, самосознания начинается с начальных классов и продолжается до окончания учебного заведения. Младшие школьники получают простые начальные представления о собственных правах, обязанностях. С ранних лет они анализируют положительные или отрицательные поступки окружающих их людей.

Младший школьный возраст – самое лучшее время для осознания простых нравственных норм. Жизнь ребенка регулируется правилами, а не сложными нормами. Высок авторитет учителя, открытость и доверчивость детей, частое подражание взрослым благоприятствуют формированию элементарной грамотности: умения вести себя правильно, принимать верные решения.

Информация о праве для младших школьников преподносится в форме игры, которая легла в усвоении, строится на жизненных примерах.

Ученики младших классов должны познакомиться с основными правами, предусмотренными законом страны. Они должны научиться уважительно относиться к своим законам, иметь убеждение, что их нарушать запрещено.

Формы  обучения в начальной школе : беседы, презентации, просмотр роликов, использование стенгазет. Знакомство с правом может проходить на уроках, во внеклассной работе.

Внешкольные занятия строятся как игры, конкурсы, конференции, “заседания суда”.

Воспитание обязательно должно проходить в открытой, доверительной обстановке, учитывать интересы каждого ребенка.

Содержание включает в себя формирование правильного отношения к многим составляющим общества: труду, государству, общественности, семье, собственности, природе. Каждый ученик должен освоить нормы, правила поведения, свои права, обязанности, основные положения о труде, семье, браке, здравоохранении, соблюдении правопорядка и законности.

Правовое воспитание – совокупность мероприятий, которые направлены:


СТАТЬЯ О ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕМЕ

Критериями сформированности сознательности и правовой культуры считаются:

Задачи воспитания


СТАТЬЯ О ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕМЕ

Средняя школа в рамках своей работы призвана осуществлять процесс целенаправленного правового воспитания учащихся, ориентируясь на достижение следующих задач:

Правовое воспитание в школе – организованное, целенаправленное воздействие на формирование общего правового сознания ребенка, его суждений, убеждений, идеалов.

Правовая культура старшеклассников

Наиболее актуальным воспитание становится для учеников старшей школы. Подростковый кризисный период – благодатное и важное время для формирования отношения к праву и закону. Подростки способны воспринимать сложную информацию свободах, обязанностях. Воспитание должно сформировать особенную личность, для которой уважение к закону станет частью мировоззрения.

Главная  цель воспитания старших школьников  – формирование правосознания, обеспечение сознательного правомерного поведения. Достижение цели происходит путем:

Важно уделить особое внимание работе по профилактике правонарушений и преступлений. Сложный подростковый возраст – период, когда убеждения ребенка способны коренным образом изменяться. При отсутствии просветительской и профилактической деятельности противоправное поведение для подростка может стать нормой.

Главные формы просвещения подростков: классные часы, лекции; экскурсии; беседы; кино, телевидения; вечера; диспуты, обсуждение прессы, фильмов и книг, статей; наглядная агитация. В старших классах желательно проведение ознакомления учащихся с деятельностью правоохранительных органов, просвещать об ответственности за противоправное поведение, делая акцент на необходимости отвечать за поступки.

Правовая воспитанность – основа государства. Развитие надлежащего сознания школьников, осознание их прав, обязанностей, воспитываемые с помощью школы являются залогом здорового правового общества.

Основное внимание в реализации данной программы отводится правовому просвещению учащихся, их родителей и педагогов, кроме этого отдельно проводится работа с учащимися «группы риска»

Программа рассчитана на два года

Одной из важнейших предпосылок успешности перехода России к демократическому устройству общества с социально-ориентированной рыночной экономикой является сегодня становление гражданского общества, обеспечивающего соблюдение прав человека.

Эффективность становления и развития правового государства и гражданского общества тесно связана с вовлечением в этот процесс широких слоев населения. Прослеживается зависимость успешности развития данных процессов от уровня осведомленности граждан в области права, а также от сложившейся практики обращений людей к правовым способам регулирования взаимоотношений в самых разных сферах их жизнедеятельности.

Учитывая то обстоятельство, что воспитание подрастающего поколения все чаще и в большей степени передается образовательным учреждениям, реализацией данного направления должна заниматься именно школа, привлекая к сотрудничеству органы внутренних дел, комиссию по делам несовершеннолетних и  общественные организации.

Однако было бы неверным связывать системное правовое образование и просвещение исключительно с введением новых курсов, появлением в школах учебников по праву или реализацией отдельных проектов. Очевидно, что за всеми этими действиями должна быть серьезная поддержка проводимой работы со стороны семьи, социума .

Особенности школьного воспитания

В школе дети вступают в новые межличностные отношения, предусматривающие нормативные образцы поведения с наличием конкретного набора прав, обязанностей, которыми они должны овладеть постепенно при их усложнении на последующих этапах образования.

Воспитание правовой культуры начинает носить систематический характер. Оно осуществляется с помощью разнообразных внеклассных мероприятий, в старшей школе дополнительно при изучении предметов “Право”, “Обществознание”. Содержание уроков и любых внеурочных мероприятий способствует просвещению учащихся, профилактике противоправного поведения, укреплению ученической дисциплины, успеваемости, ответственности за поступки, поведение.

Воспитательный процесс осуществляется и на уроках ОБЖ, литературы, истории, экологи, других обязательных дисциплинах, а также в объединениях и занятиях по интересам. В целом весь школьный учебный процесс при правильной его организации способен содействовать этому направлению.

В большинстве школ нашей страны предусмотрена единая программа, которая охватывает оказывает на школьников всех возрастов всесторонне.

Необходимо соблюдение некоторых принципов:


СТАТЬЯ О ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕМЕ

– это распространение в обществе знаний о праве и разъяснение положений нормативных правовых актов, а также практики их применения.

создание условий для раскрытия и развития у учащихся творческих способностей, гражданского самоопределения и самореализации в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии;
  формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания;
  формирование высокой нравственной культуры;
  формирование активной гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;
  формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;
  привитие умений и навыков управления коллективом в различных формах ученического или студенческого самоуправления;
  укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к табакокурению, наркотикам, алкоголизму, антиобщественному поведению;
  профилактика правонарушений.

Список ссылок на Интернет-ресурсы для детей по правовой тематике

Список ссылок на Интернет-ресурсы для взрослых по правовой тематике

Одним из важнейших условий обеспечения эффективности реализации программы в образовательном учреждении можно считать наличие открытого доступа педагогов, учащихся к постоянно обновляющимся правовым базам, таким как

Структура и содержание деятельности:

Программа предусматривает обсуждение четырех основных тем  в течение каждого учебного года.  Эти темы рассматриваются в течение   учебного года на уроках обществознания, на классных часах и внеклассных мероприятиях, на встречах с родителями.

–  формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;

–  знание  и  грамотное использование  в речи элементарных правовых понятий (таких, как: «закон», «право», «права человека», «права ребенка», «норма права», «правонарушение» и др.);

-воспитание толерантной личности;

–  приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил;

–  формирование   способности   к   реальным   действиям   в   ситуациях, регулируемых правовыми нормами;

–  умение выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;

–  накопление опыта разработки собственных правил и норм (на примере правил для учащихся);

–  получение  знаний  об  основных  отраслях права,  наиболее  важных источниках права и умение их использовать для решения практических задач;

1. « Имею право»

И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

1. формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

Профилактика правонарушений, наркомании алкоголизма, табакокурения.

Тематический план родительского лектория:

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

–  формирование позитивного отношения родителей к социальным нормам, правилам, праву и их использованию на практике;

–  выработке   общего,   совместного   с  ребенком   языка   общения, основанного на существующих в обществе моральных и правовых нормах;

–  знакомству с наиболее важными правами ребенка и способами их защиты, а также формированию умений их использования на практике;

–  обеспечению безопасности ребенка в разных жизненных ситуациях, регулируемых правом;

–  –  приобретению  опыта разработки  собственных  правил  и  норм (например, защиты своих потребительских прав, дополнений и поправок в устав школы и др.);

–  умению выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;

–  формированию способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами.

Особенностями работы с родителями заключается в их правовом просвещении. С этой целью проводится  лекторий по ознакомлению родителей с правовыми нормами.

На родительских собраниях родителям предоставляется необходимая информация об изменениях в законодательстве, касающиеся процесса обучения и воспитания их детей. С  этой целью по возможности  (по причине отсутствия круглогодичной дороги) приглашаются специалисты органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства.

Кроме этого проводятся консультации родителей по правовым вопросам. В случае, если администрация школы не в силах дать профессиональную консультацию родителям,  рекомендуется обратиться в юридические фирмы.

Родители получают данные о том, куда можно и нужно обращаться в случае непредвиденных ситуаций.

-разработка мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений;

-углубление знаний об интересах учащихся своего класса, получение характеристики микроклимата семьи, что должно облегчить поиск взаимодействия семьи и школы;

-сбор информации о вредных привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи; получение информации о состоянии здоровья учащихся;

-Создание приоритетного родительского воспитания, организация педагогического просвещения родителей, оказание помощи родителям в построении демократической системы взаимоотношений детей и взрослых.

–   Программа   «Права   и   дети   в Интернете»

– Сайт правозащитных организаций

– Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в России

–   Проект   «Защита   прав потребителей в Интернете»

15)http://www.tvoyopravo.narod.ru  – Сайт «Твое право»

– Молодежный центр прав человека (Москва)

– Сайт «Учительской газеты»

–   Юридический   портал    «Первый столичный юридический центр»

г. Сыктывкар,2012 г. ( Уполномоченнйй при Главе Республики Коми Коми Н. Л. Струтинскяя)

  • Становление и развитие института Уполномоченного по правам участников образовательного процесса. М.: «ГЕНЖЕР», 2006
  • Хасан Б. И., Поливанова КН. Методическое пособие к курсу «Общество и Я». – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002.
  • Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права: Кн. Для учащихся начальных классов. М.: Изд-во «Вита-Пресс», 1996
  • Шнекендорф З. К. Изучение Конвенции о правах человека в школе. Учебное пособие для учителей. М.: «Логос», 2001.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *