Периодизация профессионального развития
Характеристика
отечественных концепций профессионального развития
Содержание
стадий профессионального развития по Э. Ф. Зееру
Скачано с www.znanio.ru
Стадии и уровни профессионализма
Самодвижение личности к вершинам профессионализма включает, согласно Э. Ф. Зеер, пять стадий:
А. К. Маркова выделила 5 уровней профессионализма:
Профессионализм как высокий стандарт профессиональной деятельности выражается, прежде всего, в стабильности и результативности деятельности и связан с индивидуальным стилем деятельности.
Профессионализм как одно из ведущих слагаемых работы в социальной сфере базируется и формируется на основе личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентаций и интересов социального работника. Развитию этих качеств и образований, вхождению в реальную модель профессиональной деятельности способствует решение следующих задач:
Таким образом, профессионализация – важнейший этап жизни человека, связанный с решением профессионального самоопределения и профессиональной адаптации. Чтобы определиться в своей будущей профессии, молодому человеку необходимо сформировать вектор профессиональной цели, т. е. ответить на следующие вопросы:
Задача профессионального становления может быть решена лишь посредством реализации «личностно-ориентированной педагогики образовательного процесса» (Н. А. Рыбакова). На работника социальной сферы возлагается особая миссия, выполнить которую он может только при условии формирования особых личностных качеств. Богатство его личности приобретает общественную значимость, становится условием развития как производственных, так и социальных отношений.
Обучая людей самостоятельно решать свои проблемы, работник социальной сферы поднимает тем самым общественное сознание на новый уровень; он использует свои профессиональные и личностные возможности, чтобы влиять на рост самосознания конкретной личности, общности, нации, общества и человечества. Выполнить эту миссию способен только личностно-зрелый человек, внутренне и профессионально подготовленный к решению стоящих перед ним социальных задач.
Личностная зрелость проявляется в умении соединять, соотносить свои индивидуальные особенности, статусные и возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества и окружающих. Личностная зрелость предполагает зрелость социальную, когда уже развита способность адаптироваться к различным ситуациям и типам общения. Поэтому в процессе формирования личности работника социальной сферы, включающего весь спектр социальных влияний, а также самоформирование человека столь важную роль играет профессиональное воспитание.
В широком смысле профессиональное воспитание – это функция трудовой и общественной жизни; в узком смысле – функция учебного заведения, специально создающего условия для решения проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов – работников социальной сферы, гуманистически ориентированных, способных осуществлять свою деятельность в условиях постоянно изменяющегося мира и в нестандартных ситуациях.
Подготовка таких специалистов должна отвечать следующим специфическим требованиям:
Профессиональное воспитание работников социальной сферы в качестве начальной стадии включает в себя профориентацию, вершащуюся фактом профессионального выбора, когда происходит осознанный выбор деятельности в системе «человек – человек», специфика которой заключается в направленности на оказание помощи людям и обществу в их усилиях стать свободными людьми в свободном обществе. Далее в профессиональном воспитании следуют такие этапы, как подготовка к сознательному осуществлению намеченной цели, овладение профессией, начало самостоятельной трудовой деятельности, непрерывное повышение квалификации и наставничество.
Воспитательная функция собственно учебного заведения состоит в создании условий, при которых процесс образования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития. Цели и мотивы профессионального самовоспитания работника социальной сферы обусловлены конкретно-исторической ситуацией и стремлением занять в обществе активную жизненную позицию. Учебная, общественная, трудовая деятельность в рамках процесса профессионального образования должна быть организована так, чтобы обучающийся осознавал социальную значимость будущей деятельности, те требования, которые она к нему предъявляет, мог оценить свои возможности, свои достоинства и недостатки. В этих условиях человек начинает осознавать необходимость работы над собой.
Профессиональное воспитание необходимо рассматривать как целостный процесс, обеспечивающий приобщение обучающихся социальной работе к профессиональному труду в качестве субъекта этой деятельности. Это определяет личностно-ориентированную направленность профессионального обучения и воспитания, а именно:
К принципам профессионального воспитания можно отнести следующие:
1. Принцип творческого саморазвития личности:
3. Принцип приоритета практики:
4. Принцип сотворчества преподавателя и обучающегося как творческих саморазвивающихся личностей:
Статьи по теме
Узнайте цену услуг:
“Да забей ты на эти
дипломы и экзамены!”
Проблема
профессионального
становления
специалиста во многих исследованиях
рассматривается в контексте жизненного
и профессионального самоопределения
человека (Б. Г. Ананьев, Э. Ф. Эсер, Е. А.
Климов, Т. В. Кудрявцев,
Е. С. Романова). Такой
подход
оказывается правомерным, учитывая то
обстоятельство,
что профессиональное развитие человека
нельзя отделить от его
жизненного пути, который рассматривается
как история становления индивида
в конкретном обществе.
Процесс
становления
человека
как субъекта профессиональной
деятельности
охватывает не только период подготовки
и самостоятельной профессиональной
деятельности – он начинается с раннего
возраста, когда ребенок впервые
знакомится с профессиями и заканчивается
далеко за пределами прекращения трудовой
активности. Стадии этого процесса, как
правило, совладают
с этапами общего возрастного развития.
С такой точки зрения можно рассматривать
периодизацию профессионального пути
человека Д. Сьюпера, которая включает:
стадию пробуждения (от рождения до 15
лет); развитие «Я» концепции
через фазы интересов (11-12
лет)
и способностей (13-14
дет);
стадию
исследования (15 лет – 24 года) – поиск
индивидом себя в различных ролях с
учетом своих реальных профессиональных
возможностей; стадию консолидации
(25 лет – 44 года) – стремление сохранить
устойчивую личностную позицию; стадию
сохранения (45 лет – 64 года) – развитие в
рамках найденного профессионального
поля; стадию спада (65 лет и старше) –
частичное участие в
профессиональной жизни, наблюдение за
жизнью других людей.
Подробные
классификации профессионального
развития предложены отечественными
психологами. Так, Е. А. Климов выделяет
три этапа и восемь стадий этого процесса:
II.
Развитие
в период выбора профессии
4.
Стадия оптации (подготовка к жизни и
труду, выбор профессии) – с
11-
12
до 14-18 лет.
Ш.
Развитие
в период профессиональной подготовки
и дальнейшего становления
профессионала
В
качестве
основания
для выделения стадий профессионального
развития
человека Э. Ф. Зеер предлагает:
Профессиональное
становление личности представлено
автором следующими
этапами:
Переход
от одной стадии профессионального
становления к другой означает смену
социальной ситуации развития, изменение
содержания ведущей деятельности,
освоение или присвоение новой социальной
роли, профессионального
поведения и перестройку личности. Эти
существенные изменения не могут
не вызывать психической напряженности
личности, поэтому смена стадий, по
мнению автора, связана возникновением
объективных и субъективных трудностей,
которые, в свою очередь, инициируют
нормативные кризисы профессионального
становления личности.
Профессиональное
развитие человека – динамический процесс,
который,
с точки зрения большинства исследователей,
охватывает весь жизненный путь
человека, опираясь на общее психическое
развитие, осуществляясь на его
фоне. Начиная с поступления в первые
социальные институты (детский, сад,
школа, внешкольные образовательные
учреждения), субъект знакомится с
профессиями, пробует себя в различных
сферах деятельности, формирует
профессиональные
интересы, выбирает профессию, приступает
к ее освоению и
выполнению реальной трудовой деятельности.
Процесс
взаимодействия личности и профессии
является двусторонним. Формируясь в
деятельности, приобретая свойственные
той или иной группе типичные
черты, личность оказывает преобразующее
влияние на саму деятельность.
Вместе с тем профессия может оказывать
как благоприятное, так и неблагоприятное
влияние на развитие личности, выступая
причиной ее изменений,
деформаций.
Ход
профессионального развития зависит от
внешних и внутренних обстоятельств,
качеств и активности самого субъекта
деятельности. Этот процесс
протекает неравномерно, в течение
профессионального
развития бывают моменты
сомнений, испытаний, происходят важные
события, которые отражаются
на
его общем направлении. Ведущая роль в
профессиональном развитии
человека признается за внутренней
средой личности, ее потребностью в
активности и самореализации. Мы считаем
это положение особенно важным для
понимания профессионального развития,
т.к. именно оно раскрывает человека
как субъекта, деятеля своей профессиональной
биографии, подчеркивает его активную
роль в данном процессе.
От автора: Я часто слышу от новичков и профессионалов разных профессий и проф. областей вопросы типа: с чего начать, почему не пошло, куда все подевалось или как продвигаться дальше? И это очень нужные и правильные вопросы! Ответы и ресурсы открываются в индивидуальной работе или на курсе – Я Хозяин своей Жизни. А о важных закономерностях я решила написать статью.
Каждый специалист в своем профессиональном становлении проходит 5 ступеней развития, продвигаясь по лестнице мастерства.
1 ступень – Неосознанная некомпетентность.
2 ступень – Осознанная некомпетентность.
Переход на эту стадию очень болезненный!
Денег здесь по прежнему нет, либо сумма настолько мизерная, что вызывает уныние, а у некоторых опускаются руки. Самый большой процент увольнения из предприятия или бросания этого дела происходит именно на этой стадии! Вот почему в первый год работы закрываются 50-80% предприятий. Поэтому и существует обычай доверять не новичкам, а специалистам или организациям проработавшим от 3 лет, которые, не закрылись, продержались, окрепли и развились за это время.
На этой стадии мысли и настроения таковы:
Все стадии продвижения закономерны и никому не удавалось перепрыгнуть ни через одну из них! Можно просто собраться, нацелиться и постараться быстрее получить необходимый опыт на каждой из них и продвигаться дальше!
3 ступенька – Осознанная (сознательная) компетентность.
Здесь тоже не малый процент увольнений и ухода из профессии в другую среду и проф. область. Как и на предыдущей стадии важна роль грамотного наставника! И тогда происходит правильная переоценка ценностей, обьективная оценка себя, как специалиста и намечается план проф. развития дальше. Есть 3 этапа на этой ступени:
Б – И так сойдет. На хлеб с маслом хватает, а кому то еще и с икрой, а больше напрягаться я не хочу. В принципе на этом остается основная масса специалистов и предприятий, т. к. тут более ли менее спокойно, стабильно и всегда есть что то более ценное, что оправдывает остановку на этой станции. У женщин семья, дети, а у мужчин желание быть с ними, а не мотаться по миру весь в мыле и работе или состояние здоровья или просто лень. Это достойная уважения стадия ощущения себя и поэтому многие на ней с удовольствием остаются.
В – А кому же неймется ( в хорошем смысле этого слова) продвигаются по намеченному плану и не замечают, как переходят к следующей ступеньке.
4 – Неосознанная компетентность.
На самом деле это стадия, когда человек до конца не осознает, как он это делает, т. к. находится в состоянии проф. потока, а что бы научиться передавать эти знания нужно учиться этому. Это путь Мастера! Здесь хорошо помогает Коучинг, Эриксоновский гипноз – методы работающие мягко, но глубоко и эффективно!, открывающие внутренние скрытые ресурсы человека. И затем переход на пятую ступень.
5 ступень – неосознанно- сознательная компетентность.
Здесь предела развитию и творчеству нет – это космос проф. пространства! Человек продолжает творить, выдавая необыкновенные результаты своего движения в полете, но если это необходимо уже может обьяснить, научить, как он это делает. Словно отмотав кинопленку назад и включив замедленный режим, делая остановки там где это необходимо. Это путь Мага!
Мне посчастливилось учиться у Мастеров и Магов своего дела! И это такое удовольствие!
Если эта статья была Вам полезна или интересна, осознайте и найдите себя на какой Вы ступеньке продвижения по лестнице Мастерства и поделитесь своими ощущениями, мыслями или дополнениями к этому, а может и другим своим мнением или опытом – Буду очень рада!
Основами, которые во многом определяют дальнейшее развитие профессионала и профессиональное здоровье, являются уровень профессиональной подготовки и индивидульно-типологические особенности (тип высшей нервной деятельности, наследственная предрасположенность к заболеваниям и т.д.).
Такие компоненты как профессионально важные качества, уровень профессиональной подготовки формируются у человека постепенно в процессе профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности.
Процесс профессионального становления личности состоит из четырех основных этапов.
1. Э тап формирования профессиональных намерений. Развитие в период выбора профессии, проектирования профессионального “старта” и жизненного пути определяется как осознанная подготовка к “жизни”, к труду, планирование, проектирование профессионального жизненного пути.
Этот этап завершается формированием представления о некоторой профессиональной общности, в которую будущий специалист хотел бы быть включенным. Формируется образ профессионала, принимаются соответствующие сознательные, самостоятельные, конкретные и достаточно твердые решения, определяющие переход на следующий этап профессионального обучения.
2. Этап профессионального обучения:
базовая профессиональная подготовка в учебном заведении,
первоначальное освоение профессии.
3. Следующий этап – этап профессиональной адаптации.
Этот этап характеризуется двумя стадиями:
1) стадия адаптации молодого специалиста в профессиональной среде, «привыкания» молодого специалиста к работе. Как правило, стадия адаптации длится от года до трех лет.
2) “вхождение в профессию”. На этой стадии профессионал стал уже опытным специалистом, который уверен в правильности выбранного им профессионального пути, любит свою работу. Он обладает достаточным опытом для того, чтобы самостоятельно и с достаточной эффективностью решать основные профессиональные задачи.
4. Дальнейшее профессиональное развитие переходит на этап частичной или полной реализации личности в профессиональном труде и представлено следующими стадиями:
1) Стадия мастера, мастерства. Профессионал на этой стадии уже может решать любые профессиональные задачи. На этом этапе профессионал, как правило, имеет официальные показатели высокой квалификации и значительный авторитет у коллег.
Достижение стадии мастерства характеризует период расцвета, профессиональный пик. Различным профессиям свойственны различные возрастные периоды, соответствующие периоду профессионального расцвета и различная длительность этого периода. Спасатели получают квалификацию международного класса примерно в 35-40 лет со стажем работы от 10 лет и выше.
Высот профессионализма можно достичь, обладая различными, порой противоположными личностными качествами, компенсируя недостаточно развитые качества личности более развитыми. Часто хороший уровень развития личностных качеств и мотивация компенсируют недостаточно развитые качества и недостатки профессиональных знаний. Так, человек общительный, обаятельный, умеющий налаживать эффективные контакты в коллективе может достичь большего, чем профессионал-одиночка.
2) В дальнейшем профессиональное становление продолжается стадией авторитета. Профессионала на этой стадии называют мастером своего дела. Это хорошо известный в профессиональном кругу специалист, возможно, его известность выходит и за рамки профессиональной деятельности.
3) Стадия наставника, наставничества наступает, когда вокруг авторитетного мастера собирается круг единомышленников. Коллеги стремятся ознакомиться с опытом мастера, перенять этот опыт, у него есть ученики.
Человек проявляет и формирует себя через деятельность, в том числе через профессиональную деятельность. Возможность кризисов, сбоев в развитии профессиональной деятельности, занимающей важное или ведущее место в жизни человека, является психологической закономерностью. Кризисы, переломы – обязательные спутники всякого живого развития. В зависимости от обстоятельств эти периоды могут проходить по-разному – сглажено или резко, легко или обостренно, краткосрочно или долговременно, наконец, они могут вести к профессиональному развитию или к профессиональной деструкции.
Профессиональное становление – это динамичный многоуровневый процесс, состоящий из четырех основных этапов:
1) Формирование профессиональных намерений. Развитие в период “выбора профессии”, проектирования профессионального “старта” и жизненного пути определяется как стадия оптанта. Это этап осознанной подготовки к “жизни”, к труду, этап планирования, проектирования профессионального жизненного пути.
Этап оптанта завершается оформлением специфического для нее психического новообразования в самосознании субъекта деятельности. Формируется реалистическое представление о некоторой “референтной” профессиональной общности, в которую оптант включает себя в будущем. Формируются профессиональные планы, принимаются соответствующие сознательные, самостоятельные, конкретные и достаточно твердые решения.
2) Профессиональное обучение. Этап развития в период профессионального обучения и дальнейшего становления профессионала – в разных случаях приходится на возраст 15 — 18 или 16 — 23 лет. Молодой человек психологически стал более или менее выраженным приверженцем определенной профессиональной общности. Этот период можно назвать стадией или фазой адепта. К адептам можно отнести обучающихся (учащихся) разных уровней и типов профессионального образования.
Конечно, если рассматривать многолетнюю подготовку профессионала, то необходимо различать тех, кто находится на первом, на втором и т.д. годах обучения. В течение периода профессионального образования происходят очень существенные изменения самосознания, направленности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности; есть свои специфические “кризисы развития”, и потребность в психологической поддержке становления профессионала.
В целом, в это время происходит освоение системы основных ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность и культивируемых в ней, овладение специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми и важными как для успешного профессионального старта, для будущей профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Развиваются профессионально важные личные качества, структурируются системы этих качеств. Формируется профессиональная пригодность, понимаемая как системная организация субъекта и объекта (субъекта в профессиональной специфической среде) и выражающаяся в сочетании успешности учебно-профессиональной, трудовой деятельности с удовлетворенностью избранным путем.
3) Этап профессиональной адаптации представлен следующими стадиями:
– стадия адаптации, “привыкания” молодого специалиста к работе. Профессионала на этой стадии можно назвать адаптантом. На этой стадии происходит привыкание, адаптация молодого специалиста в профессиональной среде. Профессионал непосредственно сталкивается с необходимостью вхождения во многие тонкости профессиональной деятельности, о которых молодой специалист, возможно, знал только со слов своих преподавателей. Происходит формирование копинг-стратегий, позволяющих профессионалу справляться с неизбежными сложностями и психотравмирующими обстоятельствами профессиональной деятельности. Как правило, стадия адаптации длится от года до трех лет. Этап вхождения в профессию является чрезвычайно опасным для профессионала с точки зрения формирования профессиональных деструкций. На этом этапе для молодого специалиста важным является наличие наставника. Это может быть научный руководитель или опытный коллега в коллективе.
– стадия интернала. Профессионала на этой стадии можно назвать уже опытным специалистом, который уверен в правильности выбранного им профессионального пути, любит свою работу. Он обладает достаточным опытом для того, чтобы самостоятельно и с достаточной эффективностью решать основные профессиональные задачи. Коллеги специалиста оценивают его как профессионала, имеющего собственные наработки и нашедшего свое место в профессии.
4) Частичная или полная реализация личности в профессиональном труде представлена следующими стадиями:
– стадия мастера, мастерства, которая будет продолжаться и далее, а характеристики остальных стадий как бы суммируются с ее характеристикам. Профессионал уже может решать как простые, так и самые трудные профессиональные задачи. Он обрел свой определенный индивидуальный, неповторимый стиль профессиональной деятельности, его результаты стабильны. У него уже есть опыт уникального решения ряда задач. На этом этапе профессионал, как правило, имеет формальные показатели высокой квалификации и значительный авторитет у коллег.
– стадия авторитета, как и стадия мастерства, суммируется с последующей. Профессионала на этой стадии смело можно назвать мастером своего дела. Это хорошо известный в профессиональном кругу специалист, возможно, его известность выходит за рамки профессиональной деятельности. Он имеет высокие формальные показатели, возможно, является руководителем, имеет награды, знаки отличия, существует круг коллег, которые обращаются к нему за консультацией, поддержкой или советом. Как правило, эта стадия наступает в возрасте, когда уже проявляется снижение работоспособности, связанное с возрастными изменениями, различными соматическими заболеваниями, однако, профессиональный опыт, выработанные эффективные стратегии решения профессиональных задач, наличие помощников позволяют успешно компенсировать эти неблагоприятные изменения.
– стадия наставника, наставничества в широком смысле наступает, когда вокруг авторитетного мастера собирается круг единомышленников, осознанно разделяющих подход к решению профессиональных задач мастером, возможно, что это специалисты других специализаций, представляют другие ведомства, или других, смежных специальностей. Авторитетному мастеру начинают, порой неосознанно, подражать, возникают «легенды», анекдоты о мастере, свидетельствующие о том, что этот профессионал в сознании большинства коллег неотделим от представлений о профессиональной общности, и порой определяет эти представления. Коллеги стремятся ознакомиться с опытом мастера, перенять этот опыт, у него есть ученики. Может быть, мастер возглавляет научное направление и организацию. Это период, когда профессионал, выходя за рамки своей профессии, приходит к философским обобщениям, что позволяет ему расширять контекст профессиональной деятельности, находить инновационные решения для труднейших профессиональных задач.
Профессиональное развитие – это не только совершенствование, но и разрушение, деструкции, деформации. Это означает, что профессиональное развитие – и приобретения и потери. Развитие специалиста проходит через ряд кризисов развития, возникающих при переходе с одного этапа на другой. Успешное разрешение кризисов сопровождается нахождением новых смыслов профессиональной деятельности. Даже при осознании профессионалом необходимости кризисов в развитии, такие периоды сопровождаются переживанием напряженности, тревожности, неудовлетворенности и другими негативными состояниями. Безусловно, эти периоды описываются профессионалами как тяжелые, трудные, подчас снижается эффективность профессиональной деятельности.
Рекомендации по ведению: На данном этапе рекомендуется задать несколько вопросов участникам:
– Соотнесите эти этапы с Вашим профессиональным путем.
– На Вашем пути есть такие этапы?
– Отражены ли они на Вашем рисунке?
– Если нет, соотносятся ли события, отмеченные Вами, с этими этапами прямо или косвенно?
Это делается для того, чтобы спасатели задумались над смыслами тех событий, которые с ними происходили, может быть, события которые они считали негативными или др. на самом деле оказались одним из этапов становления.
– С какими изменениями связан каждый этап Вашего профессионального становления?
– Что Вы приобрели, и что Вы потеряли на каждом из них?
На Вашем «Профессиональном жизненном пути» найдите глазами тот этап профессионального становления, на котором Вы находитесь сейчас. Подпишите этот этап соответствующим названием (мастер, авторитет, наставник).
– Какие события соответствуют этому этапу?
– Что Вы потеряли с переходом на этот новый профессиональный этап (меньше стало свободного времени)?
– Что Вы приобрели (авторитет, опыт)?
– В результате Вы приобрели больше, чем получили, или меньше?
Рекомендации по ведению: Если спасатели видят, что у них приобретений больше, чем потерь на этом этапе, значит все хорошо, можно переходить к следующему профессиональному этапу. Если вышло так, что потери преобладают над приобретениями, надо обратить внимание спасателя на то, почему так произошло, обратиться к личному опыту, выяснить, что происходило там в это время. Прояснить насколько личная ситуация влияла на профессиональную жизнь. Если в этот период в личной жизни происходили серьезные значимые события (неважно плохие или хорошие), тогда обратить внимание спасателей на то, что они могли «оттянуть на себя большую часть внимания», и тогда профессиональное становление отошло на второй план. Здесь важно расставить приоритеты, что тогда было для человека наиболее важным: личное или профессиональное, и в итоге прийти к тому, что приобретений у лично него больше, чем потерь.
Хорошо, движемся назад по профессиональному пути к следующему этапу. Подпишите его, что это был за этап (профессиональная адаптация).
– С чем он был связан лично для Вас (может быть с каким-то событием)?
– С какими потерями связан этот этап?
– Что Вы приобрели на этом этапе?
Запишите их под этим этапом.
Рекомендации по ведению: Также прорабатываются последующие этапы профессионального становления, вплоть до этапа профессиональной подготовки. Итак, пройдя столь долгий профессиональный путь, полный потерь и приобретений, кризисов и различных метаморфоз, несомненно, сейчас Ваши представления о профессии и о ценностях в профессии (важных для профессии) отличаются от тех представлений и ценностей, которые были у Вас, когда вы пришли в профессию. Давайте вспомним, какими они были?
Спасатели на листе бумаги в столбик пишут 5-10 ценностей, которые были важны для них в начале профессиональной деятельности. Теперь проранжируйте их. Первый ранг получает самая важная ценность, соответственно, последняя – наименее важная для Вас. Давайте попробуем проследить, как менялись ценности от начала Вашего пути до настоящего момента.
– Как менялись Ваши ценности от этапа к этапу?
– Что изменилось на этапе профессионального обучения, на этапе адаптации?
– Что изменилось в Ваших профессиональных ценностях в настоящем: может, изменились сами ценности, может, ценности остались те же, но изменились приоритеты – другие ценности сейчас на первых местах?
– Запишите Ваши ценности на настоящий момент и проранжируйте их.
Спасатели записывают их ценности в соседнем столбике и ранжируют их так же, как в предыдущий раз. Теперь давайте сравним эти две колонки.
– Что изменилось?
– Поменялись ли сами ценности?
– Что повлияло на эти изменения?
Рекомендации по ведению: Основным лейтмотивом обсуждения является идея о том, что каким бы ни было наше прошлое, без него мы бы не стали такими, какие мы есть сейчас.
Но на этом этапе Ваша профессиональная жизнь не заканчивается, впереди еще много времени и многое может произойти, несмотря на то, что Вы находитесь сейчас в том месте Вашего профессионального пути, где, казалось бы, учиться Вам уже не чему. Ваше нынешнее обучение – это последняя ступень обучения профессии «спасатель». Вы и Ваши коллеги являетесь лучшими в своем деле, и у каждого из Вас есть свой индивидуальный стиль. Этот индивидуальный стиль проявляется в том, что Вы эффективно справляетесь со сложными, иногда новыми задачами, связанными с жизнью человека. Сталкиваясь с новой задачей в работе, что Вы делаете для того, чтобы быстро и эффективно ее решить?
Рекомендации по ведению: При возникновении затруднений приводим пример: Вы какое-то долгое время работаете на ЧС одного вида, например на обрушениях зданий и конструкций. В одну из смен происходит вызов и, как часто бывает из-за нехватки информации, то, что придется Вам вести водолазные работы, становится понятным только на месте. Водолазов нет, и Вы понимаете, что эту работу придется делать Вам. Это новый для Вас вид деятельности. Понятно, что когда-то Вас этому учили, но в последнее время Вы этим не занимались. Что Вы будете делать в этой ситуации? Звонить знакомому водолазу? Посоветуетесь с коллегами, которые находятся рядом с Вами? Или нырнете в воду?
– Находились ли Вы когда-нибудь в похожей ситуации?
– Как Вы обычно справляетесь с новыми задачами?
Сейчас посмотрите на Ваш «профессиональный путь» и отметьте на нем следующий этап Вашего развития.
– Каким Вы его видите?
– Что Вы, возможно, потеряете и приобретете на новом этапе?
– Изменятся ли как-то Ваши ценности?
Рекомендации по ведению: на данном этапе занятия рекомендуется выполнить упражнение.
Упражнение «Через много-много лет». Данное упражнение помогает сформировать положительный образ старости.
Давайте пофантазируем и представим себя через много-много лет в старости. Представьте, что Вы довольны своей жизнью. Возьмите чистый лист бумаги и опишите свою жизнь:
– Чем Вы занимаетесь? Работаете ли? За что отвечаете? Может быть, у Вас появились новые увлечения, хобби?
– Как Вы выглядите в старости? Какую носите одежду? Может, Вы измените прическу, отпустите бороду или отрастите усы?
– Где Вы живете? Какой у Вас дом? Кто живет вместе с Вами? Может у Вас есть домашнее животное?
– Подумайте, какая музыка Вам будет приятна? Как будут проходить праздники?
– Представьте, как изменится Ваш день? Поздно или рано Вы будете ложиться спать или просыпаться? Как часто будете ходить на прогулки?
– Довольны ли Вы описанным образом?
– Что нравится Вам в этом образе больше всего?
А теперь представьте, что «Вы в будущем» можете передать маленькую записку «себе в настоящий момент». Возьмите маленький листочек (7 ´ 7 см.) бумаги и запишите это пожелание. Главное условие – это должно быть всего лишь одно предложение. Сохраните его, возможно, оно Вам пригодится!
Теория Решения Изобретательских Задач как средство расширения репертуара решений в деятельности спасателей
На этом занятии мы рассмотрим не только Теорию Решения Изобретательских Задач, но и другие, наиболее популярные и продуктивные на наш взгляд, методы активизации творческого процесса, позволяющие увеличить вариабельность поиска решений различных задач. Эти методы могут использоваться как самостоятельно, так и комбинироваться, дополняя друг друга, в зависимости от задач, стоящих перед Вами и времени, которым Вы располагаете для решения той или иной проблемы.
Правила, принятые на занятии:
1. Все участники нашего занятия равны (выравнивание по статусу, если это требуется).
2. Главное – это количество идей. Не делайте никаких ограничений.
3. Запрет на критику, оценки чужих идей и высказываний.