СТАДИЯ МАСТЕРА


СТАДИЯ МАСТЕРА

СТАДИЯ МАСТЕРА

Для понимания специфики развития личности специалиста еще предстоит выделить особенности формирования его самосознания с учетом специфики данной профессии и особенностей ситуации развития самого человека. Но центральной проблемой развития личности специалиста остается развитие его ценностно-смысловой сферы, развитие его готовности поставить перед собой и дать ответ на вопрос: ради чего я живу и работаю, зачем я вообще являюсь таким-то и таким-то профессионалом?

Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда Е. А. Климова (1996):

1. Стадия предыгры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейшие правила поведения и моральные оценки, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.

3. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т.п. Особенно важно, когда ребенок самостоятельно планирует свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая свое желание погулять и расслабиться после школы.

4. Стадия Оптант, оптация (от лат. optatio – желание, избрание) – выбирающий, делающий самостоятельный и сознательный выбор; осознанная подготовка к “жизни”, к труду, планирование, проектирование профессионального жизненного пути.’);” “оптации” (optatio – от лат. – желание, выбор) (от 11-12 до 14-18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения называется “оптантом”. Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации “оптанта” вполне может оказаться и взрослый человек, например, безработный; как отмечал сам Е. А. Климов, “оптация – это не столько указание на возраст”, сколько на ситуацию выбора профессии.

5. Стадия адепта – это профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ.

6. Стадия адаптанта – это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет.

7. Стадия интернала – это вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне. Это стадия, о которой Е. А. Климов говорит, что работника коллеги воспринимают как “своего среди своих”, т.е. работник уже вошел в профессиональное сообщество как полноценный член (“интер” и означает: вошел «внутри профессии»).

8. Стадия мастера, когда о работнике можно сказать: “лучший” среди “нормальных”, среди “хороших”, т.е. работник заметно выделяется на общем фоне.

9. Стадия авторитета означает, что работник стал “лучшим среди мастеров”. Естественно, не каждый работник может похвастаться этим.

10. Стадия наставника – высший уровень работы любого специалиста. Эта стадия интересна тем, что работник являет собой не просто великолепного специалиста в своей отрасли, но превращается в Учителя, способного передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них часть своей души (лучшую часть души). Таким образом, высший уровень развития любого специалиста – это педагогический уровень. Заметим, что именно педагогика и образование являются стержнем человеческой культуры, поскольку обеспечивают преемственность и сохранение лучшего опыта человечества. Профессионал, ставший Наставником-Учителем, по-своему тоже является культурным существом в лучшем смысле этого слова.

Стадия «оптации» (от11-12 до 14-18 лет) – стадия подготовки к труду, выбора профессии, профессионального самоопределения

Стадия адепта – стадия профессиональной подготовки, получения профессии, специальности.

Стадия адаптанта – первые шаги в профессии, вхождение в профессиональное сообщество,

Стадия интернала – работник входит в профессиональное сообщество в качестве полноправного ее члена, становиться равным среди равных.

Стадия мастера – работник начинает выделяться на общем профессиональном фоне, становиться лучшим среди равных.

Стадия авторитета – работник становиться лучшим среди мастеров. Этой стадии достигают немногие работники

Стадия наставника – высший уровень развития любого специалиста. На этой стадии работник становиться не только лучшим среди авторитетов, но и учителем, передающим свой опыт ученикам.

1. Понятие профессионального становления. Выбирая профессии, осваивая их, профессионально совершенствуясь, личность изменяется: обогащается опыт, формируется направленность и компетентность, развиваются профессионально важные качества. Профессиональное становление сопровождается кризисами, конфликтами и деструктивными изменениями. Темп и траектория этого процесса детерминируются биологическими и социальными факторами, собственной личности, а также случайными обстоятельствами. Кратко профессиональное становление можно определить как «формообразование» личности, адекватное деятельности, и индивидуализацию деятельности личностью. А в целом, профессиональное становление – развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования и подготовки, а также продуктивного выполнения профессиональной деятельности. В процессе профессионального становления возникают двоякого рода противоречия: 1) между личностью и внешними условиями жизнедеятельности; 2) внутриличностные. Основным противоречием, детерминирующим развитие личности, является противоречие между сложившимися свойствами, качествами личности и объективными требованиями профессиональной деятельности. Образование, общие знания и умения, общие и специальные способности, социально значимые и профессионально важные качества составляют потенциал развития специалиста. Реализация этого потенциала зависит от:- биологической организации человека; – социальной ситуации; – характера профессиональной деятельности; – активности личности; – потребности в саморазвитии и самоактуализации; – требований к личности со стороны профессии; – профессиональной группы.

I. Адаптивная модель – в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессионального труда внешним обстоятельствам в виде выполнения предписаний, алгоритмов решения профессиональных задач, правил, норм. Модель профессионального развития – способность личности выйти за пределы сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического преобразования и преодолеть пределы своих профессиональных возможностей.

Человек, не стремящийся к развитию в профессиональной сфере, для которого работа – средство к существованию, вряд ли выберет вид деятельности, требующий постоянного совершенствования.

Э. Ф. Зеер выделяет несколько вариантов сценария профессионального становления личности.

. Плавное, бесконфликтное и бескризисное профессиональное становление в рамках одной профессии.

. Ускоренное развитие на начальных стадиях становления с последующими стагнацией и спадом. Реализуется, ак правило, также в рамках одной профессии.

. Ступенчатое, скачкообразное личностное и профессиональное развитие, приводящее к вершинным достижениям (не обязательно в рамках одной профессии) и сопровождающееся кризисами и конфликтами профессионального становления.

Определение соответствия обучающихся некоторым эталонным качествам (Процедура аттестации учащихся)

Критерии аттестования в соответствии с разработанным ранжированным перечнем профессионально-важных качеств (ПВК); Разработка сроков и периодизации проведения аттестаций с учетом возрастных особенностей учащихся; Анализ текущей деятельности мастера производственного обучения на основе выделения показателей эффективности текущей деятельности мастера: успеваемость учащихся по производственному и теоретическому обучению; сохранение контингента (или низкие показатели отчисляемости); посещаемость и дисциплина в группе; Результаты производственной практики результаты экзаменов.

1. Стадия предыгры (от рождения до 3 лет).
В этот период происходит; освоение
функций восприятия, движения, речи. В
ходе совместной деятельности ребенка
и взрослого ребенок знакомится с «именно
человеческими» способами употребления
предметов, с простейшими правилами
поведения и моральных опенок, которые
становятся основой для дальнейшего
развития и приобщения человека к труду.

2. Стадия игры (от 3 до 6-8 лет). Кризис трех
лет, как известно, характеризуется
проявлением своеволия, упрямства,
стремлением освободиться от власти
взрослого. Такое поведение нередко
является поводом для беспокойства
родителей, но в то же время это — важнейшие
признаки зарождения субъектяости у
ребенка. В ролевых играх происходит
овладение «основными смыслами»
человеческой деятельности, а также
знакомство с конкретными профессиями
(игры в шофера, врача и т.д.). В играх по
правилам у детей формируются такие
социальные качества, как умение слушать
и понимать других, продуктивно
взаимодействовать со сверстниками. К
концу периода ребенок усваивает схему
мысленного анализа труда: замысел,
материал, инструмент, действия, результат.
Потребность выполнять серьезную
деятельность неигрового зава, способность
выполнять задания и нолевой саморегуляции
деятельности -являются основой для
овладения учебной деятельностью. ‘ – –
.

Стадия овладения учебной деятельности
(от 6-8 до 11—12 лет). На этой стадии происходит
интенсивное развитие функций самоконтроля,
самоанализа, способности планировать
свою деятельность и доводить дело до
конца. Одним из важнейших новообразований
этого периода являются способность
«узнавать о своем незнании» и конструктивное
отношение к своему незнанию или неудаче.
Ребенок становится субъектом по отношению
к трудовой деятельности. В процессе
усвоения знаний но учебным предметам
ребенок получает представление об их
связи с различными профессиями. Внеучебная
жизнь школьника предоставляет ему
возможность участия в самых разных
видах деятельности, таких как обслуживание
себя и других, наблюдение и уход за
домашними животными и питомцами живых
уголков, организация досуга и творческая
деятельность. Так расширяются представления
ребенка о роли и значении труда в жизни,
формируется уважительное отношение к
труду.

4. Стадия «оптации» (от 11-12 до 14—18). Понятие
«оптация» происходит от лат. optauo —желание,
выбор. Активное формирование самооценки,
повышение ее роли в регуляции доведения,
интерес к своей личности и личностным
качествам других людей, к межличностным
отношениям и смысла человеческой
активности, стремление к самоизменению
в самовоспитанию — все это процессы,
характеризующие субъектное развитие
подростка. Многие из них проявляют
интерес к обсуждению своего будущего,
«примеривают» себя к разным профессиям.
Учебные интересы в этом возрасте часто
связываются с мечтами о профессиональном
будущем. Таким образом, подготовка к
жизни, к труду, сознательный и ответственный
выбор и планирование профессионального
пути – главные задачи данного этапа. Но
представления подростков о будущей
профессии, как правило, идеализированы,
не основаны на реальных знаниях, а
профессиональные планы требуют дальнейшей
конкретизации.

В описании первых четырех стадий развития
субъекта труда автор указывает примерные
возрастные границы. Действительно,
задачи этих этапов тесно связаны с
задачами физиологического и личностного
развития. Однако следует помнить, что
«оптантом» называют не только подростка.
Оптант—это человек; стоящий перед
выбором профессии вообще, а данная
проблема может стать актуальной не
только в подростковом возрасте. Этапы
дальнейшей профессионализации в меньшей
степени определяются возрастными
периодами и в большей степени отражают
индивидуальный профессиональный путь

5. Стадия адепта или стадия йрофессж»апыю#
подготовки (от 15-18 до 16- 23 лет). Выбрав
профессию, человек становится ее
приверженцем или «адептом» (от лат.
adeptus – достигший). Задача этого периода
— освоение основных операциональных
и ценностных характеристик выбранной
профессии. Виды профессиональной
подготовки разнообразны как по предметным
областям, так и 5о срокам подготовки.
Переход от общего образования к
профессиональному

предполагает ряд внутренних (в сфере
личности и ее самосознания) и Поведенческих
перестроек, поэтому его еще называют
периодом учебно- производственной
адаптации. В этот период молодой человек
получает более объективные знания о
будущей профессии, которые не всегда
совпадают с его представлениями. В связи
с этим нередки случаи разочарования и
принятия: решения об уходе из выбранной
профессии. Осваивая профессиональные,
знания, умения и навыки, будущий специалист
нередко обнаруживает, что его
индивидуально-психологические особенности
не позволяют ему эффективно осуществлять
профессиональную деятельность. Он может
либо отказаться от данной карьеры, либо
развивать в себе недостающие качества,
опираясь на-внутренние и внешние ресурсы.

6. Стадия адаптанта. Это – период погружения
в профессиональную деятельность на
конкретном рабочем месте продолжительностью
от нескольких месяцев до 2-3 лет. Период
адаптации на трудовом посту проживают
как начинающие специалисты, так и люди,
сменившие работу или прошедшие
переподготовку. Если на предыдущем
этапе происходит экстенсивное овладение

профессией (студенты, слушатели и
курсанты получают большое количество
новой информации), то этап адаптации
характеризуется постижением профессии
«вглубь» (теоретические знания находят
практическое применение, изменяется
качество профессионала и профессиональной
деятельности). Поскольку социальные и
деятеяьностныё нормы учебного заведения
и производственного1 коллектива различны,
молодой специалист должен найти в себе
силы распознать, понять, почувствовать
новые, непривычные для него нормы,
регулирующие поведение, образ жизни,
манеры, внешний облик профессионала, и
«вписаться» в контекст этих норм. К
концу периода адаптации работа обретает
новый смысл, появляется понимание
правильности сделанного выбора,
уточняются критерии оценки себя как
профессионала. Теперь есть возможность
определить их не извне, как раньше, а
непосредственно, находясь внутри
профессии, проверяя их на себе.

Эта и все последующие стадии предполагают
дальнейшее вхождение человека в
профессию, в систему межчеловеческих
отношений в данной общности, развитие
всех элементов структуры субъекта
деятельности.

7. Стадия «интернала». Это – период
вхождения в профессию в качестве
полноценного коллеги, способного
стабильно и качественно работать.
«Интернал» (от англ. internal — внутренний)
— это специалист, которого сотрудники
воспринимают, как «своего среди своих»,
человек, который вошел в профессию, стал
представителем профессионального
сообщества. Опытный, «наторевший» в
своем деле работник любит свое дело и
может самостоятельно и надежно справляться
с основными профессиональными функциями
на данном грудовом посту. Профессиональная
деятельность насыщается личностными
проявлениями и перерастает уровень
формально осуществляемого ремесла,
работник овладевает технологическими
тонкостями дела. В свою очередь,
профессиональная деятельность оказывает
влияние на профессиональное развитие
личности. Ежедневно осуществляемые
функции формируют профессиональные
привычки, профессиональные особенности
личности и профессиональное самосознание,
выражающееся в осознании своей
профессиональной принадлежности,
отношении к себе как с профессионалу,
знании своих сильных и слабых сторон,
а также о путях самосовершенствования
я возможных зонах успехов и неудач.

8. Стадия мастера. Мастером называют
работника, который заметно зыделяется
на общем фоне, он лучший среди обычных
хороших работников. Мастер способен
решать и простые, и самые трудные
профессиональные задачи, которые не
все коллеги могут выполнить. Он обладает
какими-то специальными качествами,
умениями, широкой ориентировкой в
профессиональной области и имеет
неповторимый индивидуальный стиль
деятельности. На этой стадии работник
становится в чем-то незаменимым
(невоспроизводимым), что может выражаться,
в том числе, и в формальных показателях
квалификации (разряде, категории,
звании). Ему присущи высокий уровень
профессиональной рефлексии, критическая
и адекватная оценка многообразия сторон
собственной личности, деятельности,
интересов, знаний и умений. Со временем
совершенствуются отдельные, профессионально
востребованные психические Функции,
например, избирательность внимания,
зрительная или слуховая память,
пветовосприятие и т.д. Профессиональное
развитие позволяет по-новому, творчески
решать производственные задачи, находить
неординарные решения в любой сфере
деятельности.

Стадия авторитета. Это – продолжение
стадии мастерства, когда работник стал
лучшим среди мастеров. Он известен в
собственном профессиональном кругу и
даже за его пределами, в том числе и на
межотраслевом уровне, а стране и за
рубежом. В зависимости от принятых в
данной профессии форм аттестации он
имеет те или иные высокие формальные
показатели квалификации (разлад.
категорию, «чин», звание, ученую степень
и пр-Х награды и знаки отличия. С мнением
авторитета считаются коллеги и
руководители. Несмотря на снижение
физических сил и энергии, он также
эффективно, а иногда и более успешно
решает профессиональные задачи за счет
большого опыта, умения организовать
свою работу и окружить себя помощниками.
Человек, развивающийся последовательно,
достигает уже второй «творческой
кульминации»: он может обобщить свой
жизненный опыт, упорядочить его и активно
использовать его а работе. В связи с
этим появляются новые творческие и
организаторские способности, незаменимые
для руководящих должностей.

10. Стадия наставника. Наставник в широком
смысле слова — это человек, у которого
коллеги готовы поучиться, перенять
опыт. Эта стадия является продолжением
стадии авторитета и высшим проявлением
стадии мастерства. Работник становится
не просто великолепным специалистом в
своей области, но и Учителем, способным
передать свой опыт ученикам и воплотить
в них часть своей души. Профессионал,
ставший Учителем-Наставником, является
носителем профессиональной культуры.
Немногие люди достигают такого уровня
профессионального развития. Как правило,
это происходит в зрелом или преклонном
возрасте, когда многие психические
функции угасают и физическая активность
уменьшается. Но социальная активность
в этом случае не только не снижается,
но часто позитивно влияет на физическое
состояние человека. Продолжение
профессионального творчества, анализ,
обобщение и передача своего профессионального
опыта делают жизнь наполненной,
осмысленной и перспективной.

Традиционно в психологии труда рассматривают развитие про­фессионально важных качеств, которые определяют успешность труда, его производительность и т. п. Но спецификой собственно психологического подхода является перенесение акцента на про­блему развития самой личности человека-работника. Поэтому рас­смотрение ценностно-смысловых, личностных аспектов развива­ющегося субъекта труда становится достаточно перспективным направлением. При этом важно понять, как происходит формиро­вание ценностно-нравственной, смысловой, личностной структуры его профессионального сознания.

Еще Алексей Николаевич Леонтьев говорил о двух рождениях личности: пер­вый раз – в дошкольном возрасте, когда выстраивается первая иерархия мотивов и появляется способность от чего-то отказы­ваться; и второй раз – в подростковом возрасте, когда молодой человек по-новому осознает свои мотивы и начинает руководить собственным поведением. Мы считаем, что к этому можно было бы добавить и третье рождение личности, связанное с граждан­ской зрелостью и согласованием своих мотивов с общественными и даже общечеловеческими. Именно в профессиональной деятельно­сти, когда уже повзрослевший человек максимально реализует свой развивающийся потенциал, полезно поразмышлять о том, ради чего человек не только трудится, но и вообще живет, как, соб­ственно, профессиональная деятельность позволяет ему вопло­тить все лучшее, что у него есть, в других людях.

В целом можно условно выделить следующие этапы развития самосознания личности:

1) усвоение норм, опосредствующих физическое развитие (формирование «фи­зического Я» личности);

2) формирование «социального слоя лич­ности»;

3) формирование «духовного центра личности» (ценно­стно-нравственное самоопределение).

Для понимания специфики развития личности специалиста еще предстоит выделить особен­ности формирования его самосознания с учетом специфики дан­ной профессии и особенностей ситуации развития самого челове­ка. Но центральной проблемой развития личности специалиста остается развитие его ценностно-смысловой сферы, развитие его готовности поставить перед собой и дать ответ на вопрос: ради чего я живу и работаю, зачем я вообще являюсь таким-то и таким-то профессионалом?

Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная Е. А. Климовым.

Стадия предыгры (от рождения до 3 лет), когда происходит ос­воение функций восприятия, движения, речи, простейших пра­вил поведения и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.

Стадия овладения учебной деятельностью (от 6–8 до 11–12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоана­лиза, способности планировать свою деятельность и т. п. Особен­но важно, когда ребенок самостоятельно планирует свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая желание погу­лять и расслабиться после школы.

Стадия «оптации» (от лат. optatio – желание, выбор) (от 11–12 до 14–18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознатель­ного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно человек, находящийся в ситуации професси­онального самоопределения, называется оптантом. Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации «оптанта» вполне может оказаться и взрослый человек, например безработный; как отмечает сам Е. А. Климов, «оптация – это не столько указание на возраст», сколько на ситуацию выбора профессии.

Стадия адепта – это профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ.

Стадия адаптанта – это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от несколь­ких месяцев до 2-3 лет.

Стадия интернала – это вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне. Это стадия, о которой Е. А. Климов говорит, что работника коллеги воспринимают как «своего среди своих», т.е. работник уже вошел в профессиональное сообщество в качестве полноценного члена (от англ. internal – внутренний).

Стадия мастера, когда о работнике можно сказать, что он лучший среди обычных и хороших, т. е. работник заметно выделяется на общем фоне.

Стадия авторитета означает, что работник стал лучшим сре­ди мастеров. Естественно, не каждый работник может достичь этого уровня.

Стадия наставника – высший уровень работы любого специа­листа. Эта стадия интересна тем, что работник становится не про­сто великолепным специалистом в своей области, но и учите­лем, способным передать лучший свой опыт ученикам и вопло­тить в них часть своей души (лучшую часть души). Таким образом, высший уровень развития любого специалиста – это педагоги­ческий уровень. Заметим, что именно педагогика и образование являются стержнем человеческой культуры, поскольку обеспечи­вают преемственность и сохранение лучшего опыта человечества. Профессионал, ставший наставником-учителем, по-своему тоже является носителем культуры в лучшем смысле этого слова.

Но многие ли профессионалы стремятся именно к такому уров­ню профессионального развития?

Размышляя об этапах освоения профессии, А. К. Марковавыделяет следующие уровни профессионализма:

допрофессионализм (человек уже работает, но не обладает пол­ным набором качеств настоящего профессионала);

профессионализм (человек – профессионал, т. е. стабильно ра­ботает и выполняет все, что от него требуется);

суперпрофессионализм (творчество, личностное развитие, то, что называется «акме» – вершина профессиональных достижений);

непрофессионализм, псевдопрофессионализм (внешне достаточно активная деятельность, но при этом человек либо производит мно­го «брака» в работе, либо сам деградирует как личность);

послепрофессионализм (человек может оказаться «профессиона­лом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться со­ветчиком, учителем, наставником для других специалистов).

А. К. Маркова выделяет также более конкретные этапы освое­ния профессии:

1) адаптация человека к профессии;

2) самоактуализация человека в профессии (приспособление к профессии – «выработка индивидуальной профессиональной нор­мы», «планки» самореализации, которую в дальнейшем работник пытается приподнять);

3) гармонизация человека с профессией (близко к уровню «ма­стерства» – по Е. А. Климову). Человек работает как бы «играю­чи», легко выполняя задания по освоенным технологиям;

4) преобразование, обогащение человеком своей профессии. Это уровень творчества, когда, например, некоторые мастера начина­ют переживать, что, освоив какие-то действия, могут успокоиться и остановиться в своем развитии. Настоящее творчество предпола­гает поиск новых, более совершенных способов достижения желаемого результата. Но при этом творчеству сопутствует риск (риск неудачи), а не все хорошие работники готовы к этому и в итоге не всегда выходят на уровень настоящего творчества, хотя иногда и сильно переживают это (как, например, переживают артисты, когда им не удается найти наилучшее воплощение какого-то образа на сцене); в немалой степени это связано с проблемой фор­мирования индивидуального стиля деятельности, о которой еще пойдет речь;

5) этап свободного владения несколькими профессиями, здесь предполагается, что на высоких уровнях освоения профессии спе­циалист выходит за рамки формальной деятельности и все больше становится тем, что Е. А. Климов называет «наставник». Напри­мер, хороший учитель химии – это одновременно и философ, и психолог, и политик.

6) этап творческого самоопределения себя как личности. Он предполагает, что профессионал в своей работе стремится реали­зовать свою главную жизненную идею и находит для этого воз­можности и силы.

А. К. Маркова считает, что этапы четвертый, пятый и шестой – это этапы суперпрофессионализма.

Внутри каждого этапа А. К. Маркова выделяет еще более кон­кретные подэтапы. Например,

на уровне адаптации к профессии выделяются ступени (скорее желательные характеристики «адаптанта»): стажер, убежденный специалист, гражданин, эрудит, ме­тодист, коллега, специалист в экстремальной ситуаци; специа­лист, сотрудничающий с социально-психологическими служба­ми, и др.;

на уровне этапа самоактуализации выделяются ступени ( скорее характеристики): самодиагност; осознанная индивидуаль­ность; самоэкспериментатор; целостная личность с Я-концепцией; самопрогнозирующийся специалист; профессионально обуча­емый; имеющий внутренний локус профессионального контро­ля; готовый к дифференцированной оценке своего труда; самореализующий свои индивидуальные возможности; конфликтоустойчивый и т. п.

Этап роста, когда происходит развитие основных интересов и способностей (от рождения до 14 лет). При этом представления о будущей профессии выстраиваются на основании сначала фанта­зии (4-10 лет), затем – осознания собственных интересов (11–12 лет), а позже – и на основании осознания своих способностей (13–14 лет).

Этап исследования своих сил и устремлений, этап «разведки». Здесь происходит апробация своих сил в различных видах трудовой и учебной деятельности (от 14 до 25 лет). Возможно даже временное (но не основное) занятие определенной профессией (15–17 лет). В переходный период (18–21 год) молодой человек продолжает активный поиск профессионального учебного заведения в усло­виях освоения способов самостоятельной жизни, включая и вре­менные подработки. Завершается этот этап апробированием из­бранной профессии в процессе реальной трудовой деятельности, часто совмещаемым с учебой (примерно 22–24 года). Заметим, что западные системы подготовки специалистов в большей степе­ни ориентированы на практику, поэтому возможностей попробо­вать свои силы в реальной трудовой деятельности, совмещаемой с учебой, гораздо больше, чем в нынешней России.

Этап стабилизации, утверждения себя в качестве надежного и преуспевающего специалиста. Этот этап часто предполагает даль­нейшее профессиональное образование и упрочение своих пози­ций в обществе и в своей фирме (от 30 до 44 лет).

Этап поддерживания, сохранения достигнутых позиций (в ходе карьерных усилий). Человек на данном этапе стремится создать устойчивое профессиональное и социальное положение. Именно здесь решается вопрос, удастся ли построить желаемый образ жизни и добиться успеха, т. е. состоится ли карьера вообще (от 45 до 64 лет).

Этап спада, ухода, уменьшения профессиональной и соци­альной активности (от 65 лет и более).

Если сравнивать периодизации разных авторов, то различие в них объясняется не только несовпадением теоретико-методологи­ческих взглядов, но и особенностями социально-экономического и духовного развития общества. Так, например, в периодизации отечественного психолога Е. А. Климова профессиональное само­определение (стадия «оптации») занимает период от 11–12 до 14–18 лет, а у американского психолога Д. Сьюпера аналогичная стадия (этап «разведки») – от 14 до 25 лет. Вероятно, в американ­ском обществе человеку все-таки предоставляется больше времени на обдумывание выбора и на пробу своих сил в разных вида деятельности. Здесь всего лишь подтверждается известная зако­номерность: в современном западном обществе увеличивается нетолько продолжительность жизни, но и удлиняются период детства и период подростничества. Общество не торопит подростков поскорее начинать зарабатывать деньги. Общество дает подрост­кам время для выбора профессии, для получения более серьезного об­разования и для того, чтобы вообще разобраться со смыслами своей будущей профессиональной деятельности.

Если сравнивать периодизации, предлагаемые различными ав­торами, анализирующими взрослые периоды жизни человека, то нередко в качестве главного критерия перехода от одной стадии к другой выступает готовность человека пересматривать смыслы своей жизни и профессиональной деятельности, а также готовность пе­рестраивать свою систему ценностей. Заметим, что для многих лю­дей взрослые периоды жизни – это периоды максимальной само­реализации именно в профессиональной и трудовой деятельно­сти. Ниже представлены некоторые из таких периодизаций.

1) биологическое развитие, включающее следующие подпериоды: период роста (происходит более созидание, нежели разру­шение); устанавливается равновесие между созиданием и разру­шением; период инволюции (все нарастающее разрушение орга­низма);

2) психическое развитие. Еще в детстве начинается поиск «образа мира», часто это «фантазийный мир»: «Эта детская фан­тазия является основой, на которой в будущей социальной и про­фессиональной жизни разовьются творческие способности»;

3) ду­ховная биография, которая начинается еще в детстве с осознания своего «образа Я».

Б. Ливехуд так обозначает соотношение между этими линиями развития: «Печатью биологического ритма развития более всего отмечен период перед наступлением взрослости. Психическое раз­витие отчетливее всего проявляется в своем своеобразии в сред­ней фазе жизни. Духовное развитие является решающим для пос­ледней фазы жизни».

Им выделяются основные фазы жизни после детства.

Начало 50-х годов. Б. Ливехуд отмечает, что если новые ценно­сти не найдены, то возрастает ощущение трагичности (неудачности) жизни и человек все больше уходит в работу. Если новые смыслы найдены, то кроме работы человек находит смыслы (счастье) в иных делах (особенно счастье в духовном развитии).

Период после 56 лет (с 56 до 63 лет). Для многих людей буду­щего больше нет – все в прошлом. У многих есть ощущение того, что самое главное в жизни еще не сделал. Далее Б. Ливехуд при­водит примеры людей, которые уже в старости осознали, что «жизнь только начинается». По преданию, известный японский художник Хокусаи сказал, что все, созданное им до 73 лет, ни­чего не стоит и, что его художественная карьера началась только после этого. Тициан написал свои самые захватывающие карти­ны в возрасте почти 100 лет. Верди, Сибелиус и другие работали до 80 лет.

1) базальное «доверие – или недоверие», в результате может сформироваться либо надежда, чувство «защищенности», либо – безнадежность (многое определяется зависимостью от взрослого; главное – сформировать доверие, чувство «хорошести» жизни) (до 1 года);

2) «автономия – или сомнение и стыд» (близко к формирова­нию «Я Сам» в советской психологии) (1–3 года);

3 ) «инициативность – или чувство вины» (усвоение простых общественных норм) (3–6 лет);

4) «трудолюбие, умелость – или чувство неполноценности» (отношение со сверстниками, соревновательность, самоиденти­фикация) (6–14 лет);

5) «идентичность – или непризнание»; формирование «роле­вой идентичности», профессиональное и личностное самоопре­деление (близко к стадии «оптации» – по Е. А. Климову) (14 – 20 лет). Сам Э. Эриксон считал эту стадию наиболее трудной и сложной в жизни человека. При этом Э. Эриксон отмечал, что «глав­ная проблема подростка – поиск аристократии и идеологии», т. е. поиск лучших образцов для подражания;

6) «сотрудничество – или отчуждение, изоляция»; развитие ин­тимных отношений, планирование и построение семьи (20–35 лет);

7) «дружба – или изолированность»; профессиональная дея­тельность, творчество, самоуважение, статус в обществе (по Э. Эриксону – это одна из важнейших стадий жизни,когда осу­ществляется или не осуществляется возможность реализовать себя в главном деле своей жизни) (35–65 лет);

8) оценка прожитого, осознание идентичности, целостности всей жизни или, наоборот, неудачности своей жизни (60–65 и далее).

При рассмотрении линий развития человека нередко обнару­живаются перекосы различных линий (составляющих) этого разви­тия. Известно, например, что очень быстро человек созревает как организм (физическая составляющая), довольно быстро он овла­девает интеллектуальной составляющей, но гораздо сложнее об­стоит дело с нравственной, гражданской составляющей (особен­но в современной России). Но безнравственный профессионал (да еще образованный, обученный, владеющей современными сред­ствами) особенно опасен. У профессионалов такие перекосы час­то образуют профессиональные кризисы и профессиональные де­струкции.

Профессиональные деструкции

Негативно сказываются на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.

Возникают и при возрастных изменениях, физическом и нервном истощении, болезнях.

Их переживание сопровождается психической напряженностью, психологическим дискомфортом, а в отдельных случаях конфликтами и кризисными явлениями.

Соседние файлы в папке Слайды Раздел1

Стадия наставника, наставничества

Вокруг авторитета – круг единомышленников, осознанно разделяющих подход к решению профессиональных задач мастером.

Авторитетному мастеру начинают, порой неосознанно, подражать, возникают «легенды», анекдоты о мастере, свидетельствующие о том, что этот профессионал в сознании большинства коллег неотделим от представлений о профессиональной общности.

Это период, когда профессионал, выходя за рамки своей профессии, приходит к философским обобщениям, что позволяет ему расширять контекст профессиональной деятельности, находить инновационные решения для труднейших профессиональных задач.


СТАДИЯ МАСТЕРА

Этапы профессионального развития

4 этап частичная или полная реализация личности в профессиональном труде


СТАДИЯ МАСТЕРА

Психологическая устойчивость специалиста

Психологическая устойчивость – это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от многих факторов:

тип нервной деятельности;

уровень профессиональной подготовки;

уровень развития основных познавательных структур личности.


СТАДИЯ МАСТЕРА

Стадия мастера, мастерства

Будет продолжаться и далее, а характеристики остальных стадий как бы суммируются с ее характеристикам. Профессионал уже может решать как простые, так и самые трудные профессиональные задачи.

Он обрел свой определенный индивидуальный, неповторимый стиль профессиональной деятельности, его результаты стабильны. У него уже есть опыт уникального решения ряда задач.

На том этапе профессионал, как правило, имеет формальные показатели высокой квалификации и значительный авторитет у коллег.


СТАДИЯ МАСТЕРА

СТАДИЯ МАСТЕРА

Профессиональные деструкции – это нарушение уже усвоенных способов деятельности, разрушение сформированных профессиональных качеств, появление стереотипов профессионального поведения и психологических барьеров при освоении новых профессиональных технологий, новой профессии или специальности.


СТАДИЯ МАСТЕРА

СТАДИЯ МАСТЕРА

СТАДИЯ МАСТЕРА

СТАДИЯ МАСТЕРА

СТАДИЯ МАСТЕРА

Профессиональное развитие

Профессиональное развитие – это не только совершенствование, но и разрушение, деструкции, деформации. Развитие специалиста проходит через ряд кризисов развития, возникающих при переходе с одного этапа на другой. Успешное разрешение кризисов сопровождается нахождением новых смыслов профессиональной деятельности. Такие периоды сопровождаются переживанием напряженности, тревожности, неудовлетворенности и другими негативными состояниями.


СТАДИЯ МАСТЕРА

Профессиональная пригодность специалиста

Профессиональная пригодность человека

-является необходимым условием для нормального профессионального развития.

Это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимая для достижения, при наличии специальных знаний, умений и навыков, общественно приемлемой эффективности труда.

В процессе обучения и овладения профессией формируются профессионально важные качества и

системы профессионально важных качеств.


СТАДИЯ МАСТЕРА

СТАДИЯ МАСТЕРА

СТАДИЯ МАСТЕРА

СТАДИЯ МАСТЕРА

СТАДИЯ МАСТЕРА

Стадия авторитета

На этой стадии – мастер своего дела. Это хорошо известный в профессиональном кругу специалист, возможно, его известность выходит за рамки профессиональной деятельности.

Он имеет высокие формальные показатели, возможно, является руководителем, имеет награды, знаки отличия, существует круг коллег, которые обращаются к нему за консультацией и советом.

Эта стадия наступает в возрасте, когда уже проявляется снижение работоспособности, связанное с возрастными изменениями, различными сом-ми заболеваниями. Однако, проф. опыт, выработанные эффективные стратегии решения проф-ных задач, наличие помощников позволяют успешно компенсировать эти неблагоприятные изменения.


СТАДИЯ МАСТЕРА

СТАДИЯ МАСТЕРА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *