СТАДИИ АДАПТАНТА И СТАДИИ ЦИКЛА ПРОФОБРАЗОВАНИЯ

Категории «становление»
и «развитие» применительно к
профессионализму человека. Периодизация
развития человека как субъекта труда
Е. А. Климова. Уровни профессионализма
по А. К. Марковой. Этапы освоения профессии
по А. К. Марковой.

Представление
Д. Сьюпера о конгруэнтности (соответствии)
«Я-концепции» и профессии. Этапы
профессионального пути по Д. Сьюперу.
Этапы профессионального пути по Ф.
Хейвигхерсту.

Проблема формирования
индивидуального стиля трудовой
деятельности. Индивидуальный стиль
психолога. Кризисы профессионального
становления. Роль кризисов в профессиональном
развитии психолога. Кризисы-разочарования
в профессиональном становлении психолога.

Признаки профессиональных
деструкций. « Акмеологический подход»
в исследовании развития профессионала.

1.
Категории «становление» и «развитие»
применительно к профессионализму
человека

Профессиональное
становление может быть представлено в
виде двух основных линий:

а) как развитие
деятельности (ее структуры, совокупности
способов и средств, порядок следования
которых друг за другом имеет целевую
детерминацию);

б) как процесс
развития личности в онтогенезе (как
временнáя последовательность ступеней,
периодов, стадий на всем жизненном
пути).

Соответственно,
профессионализация человека,
рассматриваемая с начала периода
профессионального самоопределения и
до завершения активной трудовой
деятельности, представляет собой синтез
указанных двух линий.

2.
Периодизация развития человека как
субъекта труда Е. А. Климова

наставник,
или фаза наставничества

3.
Уровни профессионализма по А. К. Марковой.

допрофессионализм
(человек работает, но не обладает полным
набором качеств настоящего профессионала);

профессионализм
(человек-профессионал, т.е. стабильно
работает и выполняет все, что от него
требуется);

суперпрофессионализм
(творчество, личностное развитие, то,
что называется «акме»- вершина
профессиональных достижений);

непрофессионализм,
псевдопрофессионализм (внешне достаточно
активная деятельность, но при этом
человек либо производит «брака» в
работе, либо сам деградирует как
личность);

послепрофессионализм
(человек может оказаться «профессионалом
в прошлом», «экс-профессионалом», а
может оказаться советчиком, учителем,
наставником для других специалистов).

4.
Этапы освоения профессии по А. К. Марковой

5.
Представление Д. Сьюпера о конгруэнтности
(соответствии) «Я-концепции» и профессии

В 1952 г. Д. Сьюпер
сделал попытку разработать единую
теорию профессионального развития.
В основе ее лежат следующие положения:

6.
Этапы профессионального пути по Д.
Сьюперу

Д. Сьюпер выделяет
5 характерных этапов, часть которых
разбивается на отдельные фазы.

1. Этап роста
(от рождения до 14 лет), которая делится
на фазы:

2. Этап исследования
– 15-24 года, когда индивид пытается
опробовать себя в различных ролях при
ориентации на свои реальные профессиональные
возможности. Этапы:

3. Этап упрочения
карьеры, или этап консолидации (от лат.
consolidatio – уплотнять, укреплять, сращивать)
– (25-44 года) характеризуется стремлением
обеспечить в найденном профессиональном
поле устойчивую личную позицию, включает
этапы:

4. Этап сохранения
достигнутого
(45-64 года), в рамках которой профессиональное
развитие индивида идет в одном определенном
направлении, без выходов за рамки
найденного поля.

5. Этап спада
(65 и более лет) происходит развитие новых
ролей: частичное участие в профессиональной
жизни, наблюдение за профессиональной
деятельностью других людей

7.
Этапы профессионального пути по Ф.
Хейвигхерсту

Приобретение
установок и трудовых навыков, которые
позволяют людям стать полноценными
работниками, являются критериями
определения этапов профессионального
пути:

1. ИДЕНТИФИКАЦИЯ С
РАБОТНИКОМ
(от 5 до 10 лет). Дети идентифицируются со
своими работающими отцами и матерями,
и намерение работать в будущем становится
частью их “Я-концепции”.

2. П РИОБРЕТЕНИЕ
ОСНОВНЫХ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ И ФОРМИРОВАНИЕ
ТРУДОЛЮБИЯ
(от 10 до 15 лет). Школьники учатся
организовывать свое время и усилия для
выполнения различных задач, например,
домашних заданий или работы по дому.
Они также начинают в определенных
обстоятельствах следовать принципу:
вначале работа, а потом – игра.

3. П РИОБРЕТЕНИЕ
КОНКРЕТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
(от позднелат. identicus — тождественный,
одинаковый)
– от 15 до 25 лет. Человек выбирает профессию
и начинает себя к ней подготавливать.
Он приобретает определенный трудовой
опыт, который помогает ему сделать выбор
и начать карьеру.

4. С ТАНОВЛЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛА
(от 25 до 45 лет). Взрослые совершенствуют
свои профессиональные способности и
мастерство в рамках возможностей,
предоставляемых работой, и начинают
продвигаться вверх по служебной лестнице.

5. Р АБОТА
НА БЛАГО ОБЩЕСТВА
(от 40 до 70 лет). Работники достигают пика
своей профессиональной карьеры. Они
реализуют свою гражданскую и социальную
ответственность, с которой сопряжен их
труд, и выполняют свои обязательства
перед обществом.

6. Р АЗМЫШЛЕНИЯ
О ПРОДУКТИВНОМ ПЕРИОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(после 70 лет). Выйдя в отставку или на
пенсию, люди окидывают взглядом пройденный
путь и с удовлетворением вспоминают о
своих профессиональных достижениях.

8.
Проблема формирования индивидуального
стиля трудовой деятельности

9.
Индивидуальный стиль психолога

У опытных специалистов
неизбежно формируется индивидуальный
стиль трудовой деятельности.

Индивидуальный
стиль деятельности
– это целесообразная систему
взаимосвязанных действий, при помощи
которой достигается определенный
результат» (В. С. Мерлин)

«Парадокс» освоения
профессиональной деятельности в ходе
формирования индивидуального стиля
труда заключается в том, что полноценное
освоение профессии достигается лишь
тогда, когда субъект начинает выполнять
ее не только по нормативно-заданным
образцам, а привносит в эту деятельность
творческие элементы.

10.
Кризисы профессионального становления

Психологический
кризис (от
греческого krisis – решение, поворотный
пункт, исход) —
состояние, при котором невозможно
дальнейшее функционирование личности
в рамках прежней модели поведения, даже
если она целиком устраивала данного
человека.

При этом кризисы
имеют два основных возможных «исхода»:

В своем профессиональном
развитии специалист проходит ряд
критических этапов –
кризисов, в
эти периоды меняется его поведение,
мотивация труда, отношение к работе,
эмоциональное состояние.

11.
Роль кризисов в профессиональном
развитии психолога

12.
Кризисы-разочарования в профессиональном
становлении психолога

13.
Основные этапы профессионального
развития психолога по Н. С. Пряжникову
и Е. Ю. Пряжниковой

1. Восторженно–романтический,
когда до серьезных «разочарований»
психолог еще просто не «дорос». Создает
своеобразную базу, эмоциональный «тыл»
первого знакомства с психологией.

2. Этап самоутверждения,
когда поскорее хочется «узнать что – то
этакое» или овладеть какой–то
«экзотической методикой».

3. Первые разочарования.

4. Начало самостоятельного
решения некоторых психологических
проблем (теоретических или практических)
с использованием уже известных технологий
и методов.

5. Первые серьезные
попытки работать по–новому.

6. Обращение к
теоретическим и методологическим
основам психологии.

7. Импровизация и
профессиональное творчество

14.
Профессиональные деструкции психолога

Профессиональная
деструкция (от
лат. destructio — «разрушение, рассыпание
конструкции») — постепенно накопившееся
негативное изменение способа деятельности
и личности. Деструкции порождаются
многолетним выполнением одной и той же
работы и вызывают профессионально
нежелательные качества. Их появление
и развитие порождает психологическое
напряжение и кризисы

15.
Признаки профессиональных деструкций

16.
«Акмеологический подход» в исследовании
развития профессионала

Акмеоло́гия (от
др.-греч. ακμή, akme — вершина, др.-греч.
λόγος, logos — учение) — раздел
психологии развития, исследующий
закономерности и механизмы, обеспечивающие
возможность достижения высшей ступени
(акме) индивидуального развития. В более
широком понимании является междисциплинарной
научной отраслью.

Термин предложен в
1928 г. Н.А. Рыбниковым.

Вершина зрелости
человека (акме) – многомерное состояние,
которое охватывает значительный по
протяженности этап его жизни и
демонстрирует, насколько он состоялся
как личность, как гражданин, как специалист
в какой-то профессиональной области
деятельности.

Вместе с тем акме
никогда не является статичным образованием,
а отличается большей или меньшей
вариативностью, изменчивостью.

Современную акмеологию
интересует в первую очередь то, в каком
возрасте люди разных профессий достигают
периода расцвета и как долго утверждаются
на этом уровне.

В то же время главная
проблема акмеологии – не столько
хронологическая протяженность полноценной
зрелости, сколько душевное состояние
человека, способное превратить любой
жизненный период в период расцвета.

Основные этапы развития субъекта труда

я
живу и работаю, зачем
я вообще являюсь таким-то и таким-то
профессионалом?

Стадия
предыгры (от
рождения до 3 лет), когда происходит
ос­воение
функций восприятия, движения, речи,
простейших пра­вил
поведения и моральных оценок, которые
становятся основой дальнейшего
развития и приобщения человека к труду.

Стадия
овладения учебной деятельностью (от
6—8 до 11—12 лет), когда
интенсивно развиваются функции
самоконтроля, самоана­лиза,
способности планировать свою деятельность
и т. п. Особен­но
важно, когда ребенок самостоятельно
планирует свое время при
выполнении домашнего задания, преодолевая
желание погу­лять
и расслабиться после школы.

Стадия
«оптации» (от
лат. орШю — желание, выбор) (от 11—12 до
14—18 лет). Это стадия подготовки к жизни,
к труду, сознатель­ного
и ответственного планирования и выбора
профессионального пути; соответственно
человек, находящийся в ситуации
професси­онального
самоопределения, называется оптантом.
Парадоксальность этой
стадии заключается в том, что в ситуации
«оптанта» вполне может
оказаться и взрослый человек, например
безработный; как отмечает
сам Е. А. Климов, «оптация — это не
столько указание на возраст»,
сколько на ситуацию выбора профессии.

Стадия
адепта — это
профессиональная подготовка, которую
проходит
большинство выпускников школ.

Стадия
адаптанта — это
вхождение в профессию после завер­шения
профессионального обучения, продолжающаяся
от несколь­ких месяцев до 2—3 лет.

Стадия
интернала — это
вхождение в профессию в качестве
полноценного
коллеги, способного стабильно работать
на нор­мальном
уровне. Это стадия, о которой Е. А. Климов
говорит, что Работника коллеги
воспринимают как «своего среди своих»,
т. е. Работник уже вошел в профессиональное
сообщество в качестве полноценного
члена (от англ. 1п1егпа1 — внутренний).

Стадия
мастера, когда
о работнике можно сказать, что он
луч-среди
обычных и хороших, т. е. работник заметно
выделяется

Стадия
авторитета означает,
что работник стал лучшим н
ди
мастеров. Естественно, не каждый работник
может достичь это уровня.

Стадия
наставника —
высший уровень работы любого специа
листа.
Эта стадия интересна тем, что работник
становится не про сто
великолепным специалистом в своей
области, но и Учит лем,
способным передать лучший свой опыт
ученикам и вогаи тить
в них часть своей души (лучшую часть
души). Таким образо. высший
уровень развития любого специалиста —
это педагоги ческий
уровень. Заметим, что именно педагогика
и образован» являются
стержнем человеческой культуры, поскольку
обеспечи вают
преемственность и сохранение лучшего
опыта человечества Профессионал,
ставший Наставником-Учителем, по-своему
тож является
носителем культуры в лучшем смысле
этого слова.

Но
многие ли профессионалы стремятся
именно к такому уров ню
профессионального развития?

допрофессионализм
(человек
уже работает, но не обладает пол ным
набором качеств настоящего профессионала);

профессионализм
(человек
— профессионал, т. е. стабильно ра^ ботает
и выполняет все, что от него требуется);

суперпрофессионализм
(творчество,
личностное развитие, то, чтс называется
«акме» — вершина профессиональных
достижений);

А.
К. Маркова выделяет также более конкретные
этапы освов’ ния
профессии:

1) адаптация человека
к профессии;

неудачи),
а не все хорошие работники готовы к
этому и в итоге не всегда
выходят на уровень настоящего творчества,
хотя иногда и сильно
переживают это (как, например, переживают
артисты, когда
им не удается найти наилучшее воплощение
какого-то об­раза на сцене); в немалой
степени это связано с проблемой
фор­мирования
индивидуального стиля деятельности, о
которой еще Пойдет
речь;

А.
К. Маркова считает, что этапы четвертый,
пятый и шестой — это
этапы суперпрофессионализма.

Внутри
каждого этапа А. К. Маркова выделяет еще
более кон­кретные
подэтапы. Например, на уровне адаптации
к профессии выделяются
ступени (скорее желательные характеристики
«адап-танта»):
стажер, убежденный специалист, гражданин,
эрудит, ме­тодист,
коллега, специалист в экстремальной
ситуаци; специа­лист, сотрудничающий
с социально-психологическими служба­ми,
и др. На уровне этапа самоактуализации
выделяются ступени (скорее
характеристики): самодиагност; осознанная
индивидуаль­ность;
самоэкспериментатор; целостная личность
с Я-концепци-ей:
самопрогнозирующийся специалист;
профессионально обуча­емый;
имеющий внутренний локус профессионального
контро­ля;
готовый к дифференцированной оценке
своего труда; саморе­ализующий
свои индивидуальные возможности;
конфликтоустой-чивый
и т. п.

На
Западе достаточно хорошо известна
периодизация амери­канского
психолога Дональда Сьюпера. Она создана
на основе пе­реосмысления
исследований, проведенных еще в 1951 г.
Э. Гинз­бургом,
а также исследований Д. Миллера и В.
Форма. Периодиза-Ч«я
Д.
Сьюпера включает следующие этапы.

Этап
исследования своих сил и устремлений,
этап
«разведки». Здесь Р°исходит
апробация своих сил в различных видах
трудовой и

Этап
поддерживания, сохранения
достигнутых позиций (в ходе карьерных
усилий). Человек на данном этапе стремится
создать устойчивое профессиональное
и социальное положение. Именно здесь
решается вопрос, удастся ли построить
желаемый образ жизш и
добиться успеха, т. е. состоится ли
карьера вообще (от 45 дс 64
лет).

ства
и период подростничества. Общество не
торопит подростков поскорее
начинать зарабатывать деньги. Общество
дает подрост­кам
время для выбора профессии, для получения
более серьезного об­разования и для
того, чтобы вообще разобраться со
смыслами своей будущей профессиональной
деятельности.

Если
сравнивать периодизации, предлагаемые
различными ав­торами, анализирующими
взрослые периоды жизни человека, то
нередко
в качестве главного критерия перехода
от одной стадии к другой
выступает готовность человека
пересматривать смыслы своей жизни
и профессиональной деятельности, а
также готовность пе­рестраивать
свою систему ценностей. Заметим, что
для многих лю­дей
взрослые периоды жизни — это периоды
максимальной само­реализации
именно в профессиональной и трудовой
деятельно­сти.
Ниже представлены некоторые из таких
периодизаций.

Голландский
психолог Б.
Ливехуд выделяет три аспекта разви­тия:
1)
биологическое
развитие, включающее
следующие подпе-риоды:
период роста (происходит более созидание,
нежели разру­шение);
устанавливается равновесие между
созиданием и разру­шением; период
инволюции (все нарастающее разрушение
орга­низма);
2) психическое
развитие. Еще
в детстве начинается поиск «образа
мира», часто это «фантазийный мир»: «Эта
детская фан­тазия
является основой, на которой в будущей
социальной и про­фессиональной
жизни разовьются творческие способности»;
3) ду­ховная
биография, которая
начинается еще в детстве с осознания
своего
«образа Я».

Им
выделяются основные
фазы жизни после детства.

Период
после 56 лет (с
56 до 63 лет). Для многих людей буду­щего
больше нет — все в прошлом. У многих
есть ощущение того, что
самое главное в жизни еще не сделал.
Далее Б. Ливехуд при­водит
примеры людей, которые уже в старости
осознали, что «жизнь
только начинается». По преданию, известный
японский художник Хокусаи сказал, что
все, созданное им до 73 лет, ни­чего
не стоит и что его художественная карьера
началась только после
этого. Тициан написал свои самые
захватывающие карти­ны
в возрасте почти 100 лет. Верди, Сибелиус
и другие работали

до 80 лет.

1) базальное
«доверие — или недоверие», в результате
может
сформироваться
либо надежда, чувство «защищенности»,
либо —
безнадежность
(многое определяется зависимостью от
взрослого;
главное
— сформировать доверие, чувство
«хорошести» жизни)

(до 1 года);

А-
Адлер считал, что еще в детстве у ребенка
формируется «план •Жизни»
(как основное направление своей будущей
жизни). Поначалу
Это
очень простой план (скорее образ жизни).
Позже формируется <<взгляд
на жизнь» (как черновой вариант, который
«постепенно

При
рассмотрении линий развития человека
нередко
обнару живаются
перекосы различных линий (составляющих)
этого разе» тия.
Известно,
например, что очень быстро человек
созревает ка организм
(физическая составляющая), довольно
быстро он овла девает
интеллектуальной составляющей, но
гораздо сложнее об стоит
дело с нравственной, гражданской
составляющей (особе* но
в современной России). Но безнравственный
профессионал (д еще
образованный, обученный, владеющей
современными сред ствами)
особенно опасен. У профессионалов такие
перекосы час то образуют профессиональные
кризисы и профессиональные де струкции.
В соответствующих разделах данной главы
эти проблел будут
рассмотрены подробнее.

Соседние файлы в папке Modul_II_PsTr

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *