СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФГОС


СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФГОС

Фотографии: Pixabay / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Многие учителя иностранных языков с опаской ждут перехода на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, который будет постепенно внедряться с сентября. Так ли он «страшен» на самом деле и как теперь учить школьников английскому — рассказали на конференции группы компаний «Просвещение» заместитель директора Института стратегии развития образования РАО Дмитрий Метелкин и авторы линии УМК «Team Up!» («Вместе») Андрей Мишин, Евгения Костюк и Эльчин Гашимов.

Документы ФГОС учителю иностранного языка

Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 (в ред. от 31.12.2015) “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”

Требования к результатам освоения основной образовательной программы ООО

Предметные результаты изучения предметной области “Иностранный язык”

“Примерная основная образовательная программа основного общего образования” одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

Предметное результаты ООО. Иностранный язык

Основное содержание учебного предмета “Иностранный язык” на уровне ООО

Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 №413 ( в ред. от 31.12.2015) “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”

Требования к результатам освоения ООП СОО

Предметные результаты освоения ООП СОО

“Примерная основная образовательная программа среднего общего образования” одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)

Планируемые предметные результаты освоения ООП СОО

Основное содержание учебных предметов на уровне СОО

Какой УМК по английскому выбрать

В ближайшем будущем на рынке будут появляться новые учебно-методические комплексы по английскому языку, которые соответствуют обновленным ФГОС. Однако уже сейчас существуют УМК, которые развивают у школьников ключевые компетенции и предметные знания. Одним из них является «Team Up!» («Вместе!») для 2-11 классов, который можно использовать с учениками разного уровня подготовки.

В его основе — коммуникативно-когнитивный метод обучения. Кроме того, он развивает все те компетенции, которые указаны в новом ФГОСе:

У «Team Up!» есть несколько особенностей, которые делают его увлекательным для учеников и удобным для педагога.

Разработчики предложили такие темы, которые пробудят в детях желание обсуждать тексты, диалоги, видеоролики, а вместе с этим осваивать лексико-грамматический материал.

Школьник изучает английский, чтобы уметь рассказать о собственной стране, городе или любимом месте. Для этого авторы УМК разработали целые разделы, посвященные России, ее истории, обычаям, природе, интересным местам. С разработкой им помогали учителя из разных регионов: они делились местными легендами, традициями и рассказами об уникальных достопримечательностях.

В специальных разделах школьники получают задания проектно-исследовательского толка, которые им предстоит выполнять. Параллельно изучают и вспоминают материалы по литературе, истории, обществознанию, естественным наукам и другим предметным областям. Темы для подобных работ выбираются не случайно — они рассчитаны именно на российских учеников и близкие им ситуации.

В УМК озвучены даже задания к упражнениям. Это позволяет использовать курс как самоучитель и выручает в нестандартных ситуациях. Например, в маленьких и отдаленных школах, когда учителя по английскому нет, а другой педагог знает язык не настолько хорошо, чтобы озвучивать материал на должном уровне. Видеоролики курса разнообразны и предназначены для активации лексико-грамматических навыков, обсуждения проблемных тем и тренировки навыков говорения.

Подготовке к Основному госэкзамену (ОГЭ) в девятом классе посвящены целые разделы, а формат заданий такой же, как на экзамене. Материал организован так, что ученики могут провести рефлексию и самостоятельно выполнить работу над ошибками.

Видеозаписи конференции «Требования нового ФГОС 2021. Иностранные языки» находятся в открытом доступе на странице мероприятия.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Ступинского муниципального района

Введение и реализация  обновленных ФГОС

на уроках иностранного языка

Учитель английского языка

Кожухова Татьяна Валерьевна

“Нельзя относиться к образованию только как к накоплению знаний. В современных условиях это – прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления у учеников. Это умение учиться. Умение самому воспринимать знания, успевать за переменам. ”

Президент РФ В. В. Путин

С 1 сентября 2022 года начнут действовать обновлённые ФГОС в каждой школе, а обучающиеся 1-ых и 5-ых классов будут учиться уже по обновлённым ФГОС.

Разработчики новых федеральных стандартов постарались исправить недочёты, которые были в прежнем документе, и синхронизировать работу главных звеньев образовательного процесса.

ФГОС по иностранным языкам стал более конкретным и подробным. Теперь в нем определили разные требования к обучению первому и второму иностранным языкам.

Цели и и задачи обучения иностранному языку по новым ФГОС условно разделены на

что перекликается с образовательными стандартами ФГОС первого поколения.

ФГОС второго поколения делал акцент на личностно-ориентированном образовательном процессе обучения и предполагал 4 цели изучения иностранного языка в школе

цель обучения иностранному языку- формирование коммуникативной компетенции школьника. Эти же коммуникативные умения в ФГОС третьего поколения конкретизированы в содержании учебного предмета по погодам обучения.

мы сможем увидеть такие слова как «владеть», «распознавать», «обладать», «знать и понимать».

Так же обновленный ФГОС ввел понятие функциональной грамотности, которая направлена на выявление способности применить предметные знания и умения во внеучебной ситуации, в ситуациях приближенных к реальной жизни.

Во ФГОСе требования к результатам, которые должны показать школьники по первому иностранному языку таковы:

Составители новых стандартов призывают современных педагогов перестать ориентироваться только на перечень тем учебного плана.

Перед нами больше не стоит задача изучить весь учебник от корки до корки.

перечень учебных тем и примерная образовательная программа, прописанная на сайте ФГОС реестра, а не выбранный учителем учебник.

Итак, вопросы , которые стоят перед учителем , реализующим ФГОС:

Благодарю за внимание.

Обновленные ФГОС по английскому языку

Обновленная версия действующих ФГОС – уточнение и актуализация ФГОС второго поколения.

Обновление ФГОС было вызвано необходимостью

ФГОС 2021 обеспечит: единство образовательного пространства России;

вариативность содержания образовательных программ;

благоприятные условия воспитания и обучения;

формирование у обучающихся культуры пользования иформационно-коммуникационными технологиями;

а также личностное развитие, в том числе гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.

В соответствии с личностно ориентированной парадигмой образования основными подходами к обучению иностранным языкам признаются компетентностный, системно-деятельностный, межкультурный и коммуникативно-когнитивный.

Одно из основных отличий обновленных ФГОС– это обязательная вариативность.

Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами.

Второе отличие – планируемые результаты.

В обновленных ФГОС (ФГОС третьего поколения) введено новое понятие «функциональная грамотность».

функциональная грамотность ( с ее направлениями: читательская грамотность; -математическая грамотность; -естественнонаучная грамотность; -глобальные компетенции; -финансовая грамотность; -креативное мышление)даст возможность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.

Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.

Второй иностранный язык

«Второй иностранный язык» может быть включен в учебный план основного общего образования по заявлению родителей несовершеннолетних обучающихся в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся.

При этом учебный предмет «Второй иностранный язык» в случае поступления соответствующих заявлений от родителей несовершеннолетних обучающихся включается в учебный план только при наличии в образовательной организации, реализующей программу, необходимых кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий.

Что касается учебников.

В период перехода на обновлённые ФГОС-2021*

• могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, включённые в федеральный перечень учебников

• особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.

Изменения по иностранным языкам

Новое в содержании обучения

• Чтение: смысловое чтение, чтение несплошных текстов (таблицы, диаграммы) • Лексическая сторона речи: словообразование

• Устная речь: краткое изложение результатов выполненной проектной работы

• Письменная речь: написание электронного сообщения личного характера, заполнение таблицы с краткой фиксацией содержания прочитанного/прослушанного текста, преобразование таблицы, схемы в текстовый вариант представления информации


СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФГОС

С 1 сентября 2022 года все учебные заведения Российской Федерации, в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 287, перешли на обновленные ФГОС ООО и ФГОС НОО.


СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФГОС

Место работы: МБОУ ЦО №18 г. Тулы

Должность: учитель английского языка

В чем же отличительная особенность обновленных федеральных государственных стандартов и что поменяется в преподавании иностранного языка мы попробуем узнать рассмотрев ряд положений нового закона на примере использования УМК «Английский в фокусе».

Начнем с того, что учебная дисциплина «Иностранный язык» априори включает в себя ряд особенностей. Еще  Е. И. Пассов разработал концепцию коммуникативного иноязычного образования. Суть его концепции включает ряд пунктов, которые обязан, на мой взгляд, знать каждый учитель иностранного языка. Во-первых, иноязычная культура является источником иноязычного культурного образования в его четырех аспектах: познавательном, развивающем, воспитательном и учебном. Во-вторых, в познавательном аспекте основу обучения составляет диалог культур. В-третьих, в воспитательном плане при социокультурном подходе акцент делается на выявлении общих нравственных ценностей в жизни двух народов и существующих между ними различий. В-четвертых, формирование стойкой мотивации к изучению языка ведется исходя из принципа диалога культур. В-пятых, коммуникативная  и социокультурная компетенция формируется  у учащихся с опорой на родной язык. В шестых, смещение акцента в образовании с личности учителя на личность ученика способствует не только изменению статуса обоих в процессе обучения, но и преодолению авторитарного типа педагогического взаимодействия.

С учетом данной концепции, что же нового будет в структуре современного урока иностранного языка по обновленным ФГОС ООО и ФГОС НОО? Разобраться с этим вопросом нам поможет поэтапный анализ самого федерального  закона.

Согласно новым требованиям к освоению предметных результатов программ основного общего образования на базовом и углубленном уровнях процесс образования должен осуществляться на основе преемственности и единства их содержания. Образование обеспечивает возможность изучения учебных предметов углубленного уровня, в том числе по индивидуальным учебным планам, с использованием сетевой формы реализации образовательных программ, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе в целях эффективного освоения обучающимися иных учебных предметов базового уровня, включая формирование у обучающихся способности знать определение понятия, знать и уметь доказывать свойства и признаки, характеризовать связи с другими понятиями, представляя одно понятие как часть целого комплекса, использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательства и решении задач (свободно оперировать понятиями), решать задачи более высокого уровня сложности.

Соблюдая данную концепцию «Иностранный язык» как учебная дисциплина ориентирована на  применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. Она должна отражать сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на допороговом уровне в совокупности ее составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, метапредметной (учебно-познавательной) деятельности.

Учитывая данные аспекты, мы не должны забывать о доминировании в учебной деятельности на уроке системно-деятельностного подхода. Вспомним, что отличительной особенностью системно-деятельностного подхода является положение о том, что психологические функции и способности учеников – это  результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.

Исходя из требований системно-деятельностного подхода, на уроке  дети определяют тему, цели и задачи, самостоятельно определяя границы знания и незнания. Учитель не сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели, планирование способов достижения цели осуществляется самостоятельно самими учащимися. Учебные действия учащиеся осуществляют по намеченному плану,  применяя групповой, индивидуальный методы, осуществляется само- и взаимоконтроль. По итогам выполненной работы школьники в индивидуальном порядке формулируют затруднения и самостоятельно осуществляют коррекционную работу под руководством учителя. Напомним, что  приветствуется самооценивание результатов работы или взаимооценивание работы товарищей. При подведении итога урока учитель не выясняет, что запомнили учащиеся, а проводит рефлексию. Учитель предлагает разноуровневое домашнее задание, а учащиеся самостоятельно выбирают уровень с учетом индивидуальных возможностей.

В  требовании обновленных ФГОС ООО и ФГОС НОО к предметным результатам освоения иностранного языка особое внимание уделяется  словообразованию, так как освоение разных способов образования слов, помимо расширения словаря, способствует развитию компенсаторной и языковой компетенции, универсальных учебных познавательных действий (базовых логических). Дети изучают словообразование по принципу: от простого к сложному в течение всего периода обучения на уроках по УМК «Английский в фокусе» 5-9.

Разберем конкретные примеры. Так, в учебнике «Английский в фокусе» за 5 класс рассмотрены следующие способы словообразования: в модуле 3b (стр. 48) compound nouns, в модуле 5a (стр. 67) adjectives with the suffix –al,  в модуле 6a (стр.77) adverbs with –ly (стр.77),  в модуле 6b (стр. 78) nouns with the suffix –ist, в 8c (стр. 100) nouns, adjectives, advers with the prefix un-, в 10c (стр. 120) nouns from verbs with the suffix –tion/-sion.

На своих уроках я часто использую  упражнения, в которых требуется словообразовательный анализ. Так,  на уроках в 7 и 8 классах на этапе изучения новой лексики, я с детьми повторяю и выученные однокоренные слова (know, knowledge, well-known; success, successful, и т.д.). На мой взгляд, систематическая работа на уроке над словообразованием обернется значительным расширением словарного запаса учеников, а также прочным освоением лексико-грамматичесих навыков образования и употребления родственных слов нужной части речи с использованием аффиксации в коммуникативнозначимом контексте, проверяемом на итоговой аттестации ОГЭ.

Грамматика является неотъемлемой частью любого языка, поэтому на уроках иностранного языка перед учителем есть задача донести до учащегося базовые грамматические  понятия. Я считаю, что одной из самой востребованных тем на ВПР за 7 класс и в заданиях ОГЭ по английскому языку является «Степени сравнения имен прилагательных», поэтому целесообразно особое внимание уделить изучению данной темы.

В учебнике «Английский в фокусе» за 5 класс в разделе Across the Curriculum 7 (стр. 93) дети изучают степени сравнения прилагательных. Материал был введен и закреплялся в речи у детей в курсе начальной школы (УМК Английский в фокусе 2-4). Для более глубокого освоения данной темы, авторы рекомендуют на уроках использовать материал учебника «Английский в фокусе»  за 6 класс из раздела «Грамматический справочник» с. GR6 или пользоваться материалом урока 8а на с.79. Я учла этот момент и использую его на своих уроках. Обновленные ФГОС ООО и ФГОС НОО диктуют нам развитие умений обучающихся  во всех видах речевой деятельности, а также в рамках компенсаторной и социокультурной компетенций. Понимая новые акценты, в связи с приоритетом некоторых направлений развития, учителю следует отметить для себя некоторые особенно важные моменты: например, формирование умений кратко излагать результаты выполненной проектной работы (работа над монологической речью) (объём — до 6 фраз). Пример заданий мы можем найти в учебнике  «Английский в фокусе» за 5 класс: модуль 2d Culture Corner стр. 41, упр.4. Смысловое чтение: чтение несплошных текстов (карт, схем, таблиц) и понимание представленной в них информации. Пример, «Английский в фокусе» за 6 класс модуль 3 English in Use на стр.32 упр.1. В области письменной речи: написание электронного сообщения личного характера; оформление обращения, завершающей фразы и подписи в соответствии с нормами неофициального общения, принятыми в стране/странах изучаемого языка. Объём — до 60 слов. Пример, «Английский в фокусе» за 5 класс модуль 6 c стр. 80, упр. 2-5.


СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФГОС

Для учителя важным моментом остается достижение всех трех групп результатов в единстве урока, согласно положениям  обновленных ФГОС ООО и ФГОС НОО. Метапредметными результатами у учащихся являются предпосылки к научному мышлению и развитию функциональной грамотности. Метапредметные результаты, прежде всего, должны отражать овладение универсальными учебными действиями.


СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФГОС

Обновленные ФГОС ООО и ФГОС НОО  акцентирует внимание на познавательные УУД, которые представляют три подгруппы: базовые логические действия, базовые исследовательские действия, работа с информацией.  Рассмотрим пример задания, в котором раскрываются данные понятия. В учебнике «Английский в фокусе» за 7 класс в модуле 1 English in Use на стр.12 упр.3. детям предлагается изучить карту метрополитена Лондона и  таблицу, где расписана стоимость билетов в метро.  На основе данных таблицы  и карты необходимо составить диалог. Для выполнения этого задания детям потребуются знания из разных областей науки. Из моего опыта, могу сказать, что выполнение этого задания вызывает интерес у каждой группы учащихся как у детей с достаточным багажом знаний, так и у детей с недостатком знаний по предмету.

Метод проектной деятельности, широко и последовательно используемый в  УМК «Английский в фокусе», помогает формировать и развивать исследовательские действия. Проект позволяет проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения. Например, задание в учебнике «Английский в фокусе»  за 7 класс в модуле 1 Extensive Reading Across the Curriculum: GEOGRAPHY упр. 4 на стр.13.  В этом задании детям предлагается сделать особый доклад о своем городе для вебсайта, отразив позитивные и отрицательные аспекты. Данное упражнение не вызывает особой сложности у детей и привлекает всех учащихся.

Новые ФГОС ООО и ФГОС НОО отводят важную роль патриотическому воспитанию. В УМК «Английский в фокусе» 2-9 есть раздел Spotlight on Russia, в котором данный аспект ФГОС нашел свое отражение. На уроках  в этом разделе, учащиеся изучают культуру, традиции, географические особенности, экологию некоторых регионов  Российской Федерации.  Раздел Spotlight on Russia не единственный в учебнике источник знаний и речевой практики о культуре своей страны. Во всех модулях при изучении любой страноведческой темы, обучающиеся  параллельно рассматривают ситуацию по этому вопросу в России.


СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФГОС

Подводя итог, в соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО и ФГОС НОО, урок иностранного языка — это многоуровневое образование, которое должно сочетать в себе практическую и коммуникативную направленность, предполагающие готовность и способность ученика к общению в разных жизненных ситуациях, используя полученный навык функциональной  грамотности. Урок должен иметь комплексность, т.е. каждый урок взаимосвязан и взаимообусловлен с предыдущим и последующим, он имеет личностную ориентацию и индивидуализацию обучения, которые помогут каждому ученику «выстроить» свой собственный путь овладения иностранным языком, учитывая его особенности, с учетом российской гражданской идентичности обучающихся.

Выступление на МО учителей иностранного языка «Обновленный ФГОС: стратегия разработки рабочей программы по английскому языку»

учитель английского языка МБОУ СОШ №4 станицы Зольской Москаленко Е. В.

1 сентября 2022 года учащиеся 1, 5 классов будут учиться по новым образовательным стандартам. Возможен переход на обновлённые ФГОС и учащихся 2-4 классов, но с разрешения родителей. Этот вопрос ещё рассматривается.

Отмечу  основные моменты в  обновлённом ФГОС   (выделила красным).

Новые стандарты НОО и ООО требуют, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования.

Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами:

Первый – в структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.

Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии.

Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.

Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать программы. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.

В новых ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП НОО и ООО – личностные, метапредметные, предметные.

Новые ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области. Например, во ФГОС НОО конкретизировали предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ – «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики».

Метапредметные и личностные результаты

Новые ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам.

Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:

физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;

ценность научного познания.

Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:

овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;

овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;

овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.

В прежних ФГОС личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых – каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях.

Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания. А заместителю директора – проконтролировать качество обучения.

Для работы по обновлённым ФГОС требуются и  Обучающиеся 1 и 5 класса должны учиться по новым учебникам.

Какими учебниками пользоваться в переходный период?

В этот период могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, включенные в федеральный перечень учебников. ( Письмо Минпросвещения России от 11.11.2021 № 03-1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году)

Приказ Министерства Просвещения Об утверждении ФПУ выйдет лишь в 3-4 квартале 2022 г.

Только после этого ОО будут приобретать учебники для обновленного ФГОС.

Пока работаем по такому алгоритму: “Важно! Учебники разные, а рабочая программа теперь будет одна для всех! Темы между классами переставлять нельзя! Внутри одного класса можно! Новых учебников 1 сентября 2022 г пока не будет. Что делать в переходный период 22-23 г? Использовать любой учебник из действующего федерального перечня. Отсутствующие темы брать из учебников других авторов (если они есть в школе), использовать конспекты занятий , электронные ресурсы, учебники в формате pdf, делать распечатки электронных версий рабочих тетрадей , можно организовать проектно-исследовательскую деятельность по изучению нового материала по разным источникам и т. д”

Для создания рабочей программы по предмету предлагают использовать Конструктор рабочих программ

«Конструктор рабочих программ» – удобный бесплатный онлайн-сервис для быстрого создания рабочих программ по учебным предметам. Мы сделали его интуитивно понятным и простым в использовании.

«Конструктором рабочих программ» смогут пользоваться учителя1-4 и 5-9 классов, завучи, руководители образовательных организаций, родители (законные представители) обучающихся.

Примерные рабочие программы одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.

В настоящее время Конструктор находится в режиме апробации.

Когда в вашей школе будут готовы проекты учебных планов НОО и ООО на 2022/23 учебный год, составьте рабочую программу по учебному предмету, курсу, модулю или курсу внеурочной деятельности. Но прежде изучите новые ФГОС НОО и ООО, а также локальный акт, который регламентирует разработку рабочих программ. Например, Положение о рабочей программе. Так вы учтете все требования к разработке программ.

Проверьте, чтобы ваша рабочая программа предмета, курса или модуля включала в себя три обязательных раздела: содержание, планируемые результаты освоения, тематическое планирование. Так, в разделе «Содержание учебного предмета, курса, модуля» нужно соотнести содержание с планируемыми результатами, а также учесть концепции преподавания учебных предметов. В разделе «Планируемые результаты» вы должны указать требования к личностным, метапредметным и предметным результатам в соответствии с обновленными ФГОС. А в разделе «Тематическое планирование» нужно не просто перечислить темы и количество академических часов на их освоение, но и прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых учебно-методических материалов.

Проверьте, чтобы ваша рабочая программа учебного предмета, курса или модуля, курса внеурочной деятельности учитывала рабочую программу воспитания. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это надо сделать. Поэтому посмотрите, как школа закрепила этот момент в локальном акте, например в Положении о рабочей программе. Так вы узнаете, в каком разделе рабочей программы и как нужно отразить воспитательный потенциал своих уроков.

Далее в статье смотрите инструкцию, которая поможет вам составить рабочую программу учебного предмета, курса, модуля с учетом требований ФГОС-2021.

Изучите новые ФГОС НОО или ФГОС ООО 2021 года в зависимости от уровня, на котором вы работаете. Например, соберитесь с коллегами на заседание методобъединения. Так вы сможете совместно изучить документ. Это позволит определить и проработать важные моменты – общие для всех педагогов и частные, которые зависят от конкретных учебных областей и учебных предметов.

Ознакомьтесь с локальным актом о рабочей программе. Например, это может быть положение. Такой документ школа разрабатывает на основе требований ФГОС. В положении найдете требования к примерному объему и структуре рабочей программы. Локальный акт регламентирует, на основе каких документов нужно разработать и как оформить рабочие программы. Также положение устанавливает сроки, на какой период вам придется составить рабочие программы.

Если вы решите работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП, то можете не разрабатывать собственные программы. Но также вы можете составить свои рабочие программы на основе примерных.

Оформите структуру рабочей программы

Придерживайтесь в рабочей программе той структуры, которую устанавливают требования новых ФГОС. Так, рабочая программа предмета, курса, модуля должна содержать три обязательных раздела (п. 31.1 ФГОС-2021 НООп. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Посмотрите их на схеме 1. Другие разделы, например «Пояснительная записка» и «Календарно-тематическое планирование», не обязательны в документе. Включите их в структуру рабочей программы только в том случае, если это требование закреплено в школьном Положении о программах.

Схема 1. Обязательные разделы рабочей программы предмета, курса, модуля по ФГОС-2021

Оформите раздел «Содержание учебного предмета, курса, модуля»

В этой части рабочей программы опишите разделы или темы учебного предмета, курса или модуля. Содержание должно быть таким, чтобы ученик смог достичь планируемых результатов освоения предмета, курса или модуля. За основу можно взять содержательный раздел примерной ООП уровня образования. Также можете использовать описание из программ, которые предлагают авторы учебников из федерального перечня.

Для начала обозначьте разделы, которые школьники изучают на конкретном уровне общего образования по годам обучения. Затем в разделах выделите тематические блоки и укажите все темы. Потом зафиксируйте определенное количество часов, которое необходимо ученикам, чтобы освоить каждый блок. Так вы соотнесете темы и часы с таблицей тематического планирования.

Не забудьте учесть в содержании рабочих программ концепции преподавания учебных предметов и предметных областей. Посмотрите концепции, которые уже утвердили, на схеме 2.

Схема 2. Концепции преподавания учебных предметов и предметных областей

Если вы составляете рабочую программу курса внеурочной деятельности, обязательно отметьте в ней формы проведения занятий с детьми (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Это единственное дополнение к общей структуре рабочих программ, которое добавили в стандарты третьего поколения.

По желанию можете приложить к рабочей программе дополнительные материалы. Например, перечень оценочных, учебных и методических материалов, которые планируете использовать в работе.

Подготовьте раздел «Планируемые результаты»

В этом разделе опишите личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля. Стандарты не устанавливают четких требований, как представить планируемые результаты в рабочих программах. Поэтому посмотрите в школьном положении о рабочих программах, как подготовить этот раздел.

Деление результатов на три группы обязательно для целевого раздела ООП в целом. Поэтому сформулируйте планируемые результаты в рабочих программах с опорой на требования образовательных стандартов. Подробное описание планируемых результатов по каждому учебному предмету найдете в четвертых разделах обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО.

При необходимости разработайте адаптированные рабочие программы для школьников с ОВЗ на уровне ООО. Результаты освоения таких программ должны учитывать особенности психофизического развития и особые образовательные потребности учеников (п. 41 ФГОС-2021 ООО).

Чтобы описать требования к личностным результатам освоения учебного предмета, курса, модуля, опирайтесь на формулировки, которые даны во ФГОС. Они будут отличаться в зависимости от уровня образования, так как к ним предъявляются разные требования. Посмотрите требования обновленных стандартов к личностным результатам в таблице.

Учитывайте возраст школьников, когда будете формулировать такие результаты. Посмотрите требования новых ФГОС к метапредметным результатам в таблице.

В рабочей программе предметные результаты должны соответствовать как общим требованиям ООП уровня образования, так и требованиям для конкретного предмета. Посмотрите общие требования обновленных стандартов к предметным результатам в таблице. Если составляете рабочую программу для предмета, курса или модуля, у которого во ФГОС нет требований к предметным результатам, то разработайте их самостоятельно.

Таблица. Требования к результатам освоения программ начального и основного общего образования по ФГОС-2021

Разработайте систему оценки результатов учеников и укажите оценочные материалы. Чтобы проконтролировать, как школьники достигли каждого вида планируемых результатов, предусмотрите выполнение учениками контрольных работ, диктантов, тестов, практических, лабораторных и других работ. Посмотрите требования новых ФГОС к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы на схеме 3.

Схема 3. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы по ФГОС-2021

Составьте раздел «Тематическое планирование»

В тематическое планирование рабочей программы включите три обязательных элемента. Посмотрите их на схеме 4. Согласно обновленным стандартам теперь нужно прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых образовательных ресурсов, которые являются учебно-методическими материалами (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО).

Схема 4. Обязательные элементы раздела «Тематическое планирование»

Тематическое планирование можете оформить в виде таблицы с колонками, название которых подберите в соответствии с его обязательными элементами. Когда будете формулировать наименования разделов или тем, учитывайте содержание учебного предмета. Можете добавить и другие колонки по своему желанию. Например, «Планируемые результаты освоения раздела или темы». Или описать в другой колонке воспитательный потенциал раздела или темы. Посмотрите фрагмент тематического планирования, которое составлено по требованиям новых ФГОС.

Отведите время не только на тематические часы, но и на контрольные, практические и лабораторные работы, а также на проектную и научно-исследовательскую деятельность учеников. Общее количество часов по учебному предмету должно соответствовать часам в учебном плане, а по курсу внеурочной деятельности – часам в плане внеурочной деятельности.

Учебно-методические материалы, которые можно указать в тематическом планировании в качестве электронных, посмотрите на схеме 5. Так, электронные учебно-методические материалы должны позволять использовать на занятиях дидактические возможности ИКТ, а содержание материалов – соответствовать законодательству об образовании.

Схема 5. Электронные учебно-методические материалы, которые можно включить в тематическое планирование

Включите календарно-тематическое планирование в структуру рабочей программы только в том случае, если такое требование устанавливает локальный акт школы о программах. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса, модуля или курса внеурочной деятельности составьте на основе тематического планирования.

Календарно-тематическое планирование можете оформить в виде таблицы. Количество колонок и их содержимое школа определяет самостоятельно и закрепляет в локальном акте о рабочих программах. Например, в календарно-тематическом планировании можно указать тему урока, его номер по порядку, а также в разделе или теме. Еще можно включить информацию о домашнем задании, дате проведения урока фактически и по плану.

Учитывайте рабочую программу воспитания

Обновленные стандарты закрепляют, что рабочие программы предметов, модулей и курсов, в том числе внеурочной деятельности, формируются с учетом рабочей программы воспитания (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Так, вам придется учесть в своих рабочих программах рабочую программу воспитания. Для этого внесите в разделы рабочей программы информацию о том, как вы планируете использовать воспитательный потенциал своих уроков. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это сделать. Поэтому школа должна определить способы и закрепить их в локальном акте о рабочих программах.

Выберите один из нескольких возможных способов, как учесть в рабочих программах программу воспитания, которые определила ваша школа в локальном акте. Примеры таких способов смотрите на схеме 6.

Схема 6. Способы учесть рабочую программу воспитания в рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей

Что изменится

Разработчики новых федеральных стандартов, которые должны окончательно вступить в силу осенью, постарались исправить недочеты, которые были в прежнем документе, и синхронизировать работу главных звеньев образовательного процесса.

ФГОС по иностранным языкам стал более конкретным и подробным. Теперь в нем определили разные требования к обучению первому и второму иностранным языкам, а также описали условия, при которых стоит вводить второй иностранный в расписание. Главное, что теперь изучать второй иностранный язык можно по заявлению учеников или их родителей при наличии в школе необходимых условий.

Во ФГОСе требования к результатам, которые должны показать школьники по первому иностранному языку, таковы:

Отлично владеете английским или другим иностранным языком? Станьте учителем (преподавателем) иностранного языка, пройдя курс профессиональной переподготовки в Учебном центре Педсовета.

Что в программе?
— Технологии отработки языковых навыков: аудирования, пополнения словарного запаса, чтения, устной и письменной речи.
— Навыки взаимодействия с учениками и родителями для эффективной коммуникации и преподавательской деятельности.
— Современные технологии очного и дистанционного обучения.

А что в итоге?
Две квалификации в дипломе и возможность преподавать иностранных язык в школах, СПО или в частной практике.

Ошибки прошлого ФГОСа

В рамках ФГОС, разработанных в 2010-х, каждый учитель постоянно сталкивался с ситуацией, когда он и «швец, и жнец, и на дуде игрец», отмечает Дмитрий Метелкин. Происходило это потому, что этот документ оказался чисто декларативным и не мог использоваться как реальный инструмент — ни педагогами, ни администраторами, ни экспертами по контролю за реализацией программ.

Вот четыре ключевых компонента ФГОС, на которых должен строиться учебный процесс:

Оказалось, что эти компоненты живут отдельной жизнью, часто не только не совпадая, но и вступая друг с другом в конфликт.

В итоге ФГОС для многих преподавателей стали своего рода профессиональным вызовом, возложив на них множество функций:

Однако далеко не у всех педагогов достаточно сил, времени и компетенций, чтобы воплощать все задачи одновременно.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *