СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ ПРОБЕЛОВ В ЧТЕНИИ

Почему мы читаем с регрессиями

Один из мудрецов
Востока, арабский писатель Аббас Махмуд
аль-Аккад в сочинении, которое он назвал
«Часы, проведенные среди книг», писал:

«Не знаю, откуда
у читателей привычка читать книгу один
раз. Ведь книга содержит в себе больше
таинственных символов и простора для
обозрения окружающего, чем вид и голос.
Если твой ум развит более, нежели чувства,
то тебе лучше всего возвращаться к
прочитанному — этим проверяется
раз­витие твоей мысли». Можно согласиться
с предложением читать сложные и интересные
книги по несколько раз. Повторение и
многократное чтение за­кономерно и
оправдано при чтении учебников, трудных
и сложных текстов. К сожалению, очень
часто приходится наблюдать возвратные
движения глаз при чтении простых и
легких текстов. Пример такого чтения
показан на рис. 2.

Вторая причина
регрессий — отсутствие внимания. Этот
параметр пси­хологической деятельности
определяет продуктивность многих видов
работы, выполняемой человеком. Особенно
велика его роль при чтении. Действительно,
многие читатели при чтении текста думают
не о его содержании, а совсем о другом.
Естественно, что тогда возвратные
движения глаз неизбежны.


СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ ПРОБЕЛОВ В ЧТЕНИИ

Рис. 2. Регрессии
при чтении

При­мер такого
чтения показан в одном из стихотворений
А. С. Пушкина:

Итак, теперь мы
знаем природу регрессий и можем наметить
меры борьбы с этим недостатком. Очевидно,
здесь возможны два пути: преодоление
силы привычки — всегда все читать
повторно и, второй путь,— воспитание
вни­мания при чтении. Для практической
реализации этих путей мы предлагаем
вам два упражнения.

Упражнение 2.1.
Первое правило быстрого чтения: читать
без регрессий

Содержание
правила:
текст любой трудности я читаю только
один раз, возвратные движения глаз
(регрессии) недопустимы. Только по
окончании чтения и осмысления прочитанного
можно еще раз прочитать текст, если в
этом возникла необходимость.

Это правило должно
стать теперь законом вашего чтения.
Какой бы слож­ности ни был текст, ваши
глаза бегут только вперед. Никаких
возвратных движений глаз. Мы пока еще
не спешим. Наша задача научиться читать
правильно. Первый шаг на этом пути —
полное исключение регрессий.

Но,
как мы с вами знаем, есть много трудных
и сложных книг, которые нужно читать и
перечитывать многократно. Однако при
первом чтении даже таких книг правило
«читать без регрессий» должно безусловно
выполняться. Взгляните еще раз на
содержание правила. Мы выделили в нем
только одно слово — осмысление.
Это означает, что повторные чтения
сложных текстов возможны, иногда
обязательны. Но во всех случаях факту,
повторного чтения должен предшествовать
акт осмысления прочитанного. Однако
большинство читателей, не утруждая себя
размышлениями, прочитав один абзац
текста и думая в этот момент совсем о
другом, вновь неоднократно возвращаются
к нему, и так—на протяжении всего текста.

Эффективность
такого чтения, как мы уже знаем,
сомнительна. И не только потому, что оно
медленное (в 2—3 раза больше времени
расходу­ется на повторные чтения).
Страдает и качество понимания и
запоминания прочитанного. Как известно,
все тексты строятся в линейной логической
после­довательности. Многократные
возвраты разрушают стройный каркас
повест­вования, создают в голове хаос,
неразбериху. Возвращаясь к прочитанному,
вы сразу же забываете (стирается из
оперативной памяти) предыдущее. Кро­ме
того, очень часто бывает так, что в
последующем изложении — буквально в
следующих строчках, абзаце, на следующей
странице—проясняются непо­нятные
места текста.

Для освоения
упражнения мы рекомендуем вам следующий
порядок его выполнения.

Запишите
содержание первого правила быстрого
чтения в двух экземплярах на отдельном
листочке удобного для вас размера,
например на библиогра­фической
карточке 125 Х 75 мм или половине стандартного
листа писчей бу­маги. Повторите его
несколько раз. Постарайтесь запомнить.
Один экземпляр укрепите над рабочим
столом на вашем экране мысленного взора.
Теперь ваш взгляд всегда будет направлен
на это правило. Второй экземпляр
постоян­но носите с собой в записной
книжке. Открывая записную книжку, отрывая
глаза от книг и учебников, вы постоянно
натыкаетесь на первое правило быстрого
чтения.

Представьте теперь
свое чтение без регрессий. Глаза бегут
по тексту только вперед, никаких
возвратных движений. Вы будете так
читать всегда. Вы справитесь. Прочитайте
интересующую вас статью в газете без
регрессий. Не спешите вторично прочитать
текст даже после необходимого осмысления
прочитанного. Посидите, подумайте. Вы
многое вспомните. Если в течение трех
минут не удалось разобраться в прочитанном,
снова читайте. Фиксируйте причины
повторного чтения: действительно сложный
текст или отсутствие внимания?

Запишите в дневнике
свои впечатления. В течение недели
выполняйте это упражнение ежедневно.

Упражнение 2.2.
«Созерцание зеленой точки»

Это комплексное
упражнение, которое решает одновременно
две важные задачи: помогает в тренировке
внимания при чтении и расширяет
опера­тивное поле зрения. Для выполнения
упражнения используется приложение 3.
Упражнение повторяется в течение трех
месяцев ежедневно, без перерывов,
непосредственно перед сном.

1. Вырезать из книги
приложение 3 и наклеить на плотный
картон. Про­читать внимательно текст,
размещенный на странице.

2. Провести сеанс
аутогенной тренировки, используя формулы
внушения, приведенные в приложении 2,
или некоторые подготовительные упражнения
для глаз, описанные ниже.

3. Теперь садитесь
за письменный стол. Листок с текстом
перед вами. Спокойное, ровное освещение.
Ноги свободно касаются пола (не
перекрещиваются), руки на столе, все
тело расслаблено, дыхание ровное,
спокойное. Никаких отвлекающих мыслей.
Медленно и спокойно прочитать вслух
весь текст страницы с зеленой точкой.

4. Созерцать 10 мин.
зеленую точку, размещенную в центре
страницы с текстом. Посторонние мысли
отогнать. Концентрировать внимание
взора только на зеленой точке, все мысли,
сознание должны быть связаны только с
ней. Максимальная концентрация сознания.

5. По истечении 10
мин. закрыть глаза, прикрыть их ладонью
правой руки и сразу лечь спать. Иллюзия
продолжения созерцания точки должна
быть последним зрительным образным
впечатлением прошедшего дня.

На первом этапе
выполнения упражнения (первая и вторая
недели) необ­ходимо, контролируя свое
поведение, постоянно возвращать свои
мысли к зе­леной точке. При правильном
выполнении задания не должно возникать
ни­каких неприятных ощущений в глазах.
Резь, слезливость и напряжение — признаки
технических ошибок. Для их устранения
рекомендуется перед на­чалом упражнения
расслабить мышцы глаз, век и лба. После
же сеанса ауто­генной тренировки эти
ощущения исчезают и можно сразу приступить
к вы­полнению упражнения. Можно
использовать и другой прием: представить
себя спокойно созерцающим облака или
корабль на горизонте. Ненапря­женная
фиксация взгляда на удаленных объектах
расслабляет глазные мыш­цы. На
протяжении всего упражнения необходимо
поддерживать расслаб­ление. Веки
должны быть полуприкрыты, взгляд — как
бы полусонным.

Созерцая зеленую
точку, сознание переживает несколько
стадий. По мере возрастания сосредоточенной
успокоенности микродвижения глаз
становятся все более плавными, мягкими,
почти незаметными. Все легче становится
удерживать внимание на точке, думать
только о ней. Вместе с тем вас под­стерегает
опасность полного расслабления —
засыпания. Его первым призна­ком будет
такое изменение координации восприятия,
при котором изображе­ние точки начинает
«плыть» в различных направлениях:
влево-вправо, вверх-вниз. Иногда точка
начинает приближаться к вам или, наоборот,
отодви­гаться, уходить вдаль за
плоскость страницы. Это вполне закономерные
яв­ления, которые не должны беспокоить:
Следует сохранять состояние «спо­койной
сосредоточенности» и возвращать точку
на место. Иногда нарастание сонливости
может усиливаться и выражаться в
отяжелении век и непреодо­лимом
желании закрыть глаза. Если не поддаться
в этот момент искушению, а приводить
себя не слишком энергично в обычное
бодрствование, то возни­кает своеобразное
и очень приятное состояние. Задание
становится легким и простым: смотреть
на зеленую точку не составляет труда,
глаза без всяких усилий в неподвижности
останавливаются на ней, все посторонние
мысли ис­чезают. Видение точки
становится необычайно отчетливым,
ярким, живым. Достигается какая-то особая
ясность сознания. Именно это и является
основ­ной целью упражнения на данном
этапе. Специальные исследования
показы­вают, что достижение подобного
состояния оказывает глубокое благотворное
влияние на физиологию и психику
обучающегося.

После
достижения описанного состояния
(одна-две недели) ставится за­дача
постепенного расширения объема
восприятия. Следует стремиться уви­деть
одновременно с зеленой точкой все
большие фрагменты текста — справа и
слева, сверху и снизу. Сначала нужно
расширять поле зрения в ширину, по
горизонтали. Когда успешно выполните
это, можно продолжать увеличивать объем
восприятия. Теперь вы должны видеть
одновременно с точкой две-три строчки
текста вверх и вниз. Что значит видеть?
Видеть одновременно с точ­кой — прежде
всего не читать текст, а ощущать его
наличие как графиче­ское обрамление
зеленой точки.

Чтение всегда
связано по необходимости с движением
глаз, сменой их точек фиксации. В
упражнении это запрещено. Весь период
выполнения уп­ражнения взгляд фиксирует
только зеленую точку. Следовательно,
видеть — это не читать текст, а боковым
зрением пытаться различать контуры,
очерта­ния окружающих точку слов,
фраз, предложений. Постепенно вы будете
ви­деть все большие и большие фрагменты
текста. Конечная цель этого упраж­нения,
что и бывает реализовано в большинстве
случаев при правильном и аккуратном
его выполнении, в следующем: 10 мин. вы
свободно созерцаете зеленую точку, не
отвлекаясь на посторонние мысли, кроме
того, в отдельные мгновения сосредоточения,
«ясного сознания», вдруг вы видите всю
страницу одновременно с зеленой точкой
в центре. Панорама страницы видится
вы­пукло, ясно, отчетливо. Так
продолжается недолго, всего несколько
мгно­вений, но это и есть красноречивое
свидетельство успешности ваших
тре­нировок.

И в заключение еще
несколько слов о страничке с текстом с
зеленой точ­кой. Как вы уже заметили,
здесь изложена программа всего курса
техники быстрого чтения. Текст страницы
— суггестивное (внушающее) обращение
к вам, читатель. Делайте упражнение
ежедневно. Оно вам понравится. Вот что
говорил нам один из учащихся: «Каждый
день я с нетерпением жду ве­чера, чтобы
встретиться со своей зеленой точкой.
Именно благодаря ей я стал спокойным,
внимательным, выдержанным. Особое
удовлетворение вызывают моменты «ясного
сознания». Я жду их, готовлю. Смотрю на
точку, полуприкрыв веки, как бы нехотя,
в полусне. В этот момент полностью
отдыхаю, расслаб­ляюсь и как-то
внутренне обновляюсь».

Попробуйте. У вас
получится обязательно. Мы советуем:

Каждый раз перед
вечерним сеансом аутогенной тренировки
или перед началом выполнения упражнения
«Созерцание зеленой точки» читать весь
текст вслух спокойно и не спеша. Это
готовит вас к упражнению, к достиже­нию
состояния «ясного сознания». Непроизвольно
с каждым днем вы будете читать страничку
все быстрее и быстрее. Наконец вы
убедитесь в том, что од­ного взгляда
достаточно, чтобы прочитать весь текст.
Это первая ваша победа на пути освоения
техники быстрого чтения.

В заключение нашей
второй беседы мы предлагаем вам выполнить
очеред­ное задание по измерению
скорости чтения.

Цель урока – провести анализ количественных
и качественных показателей вашего
чтения, а также освоить первое упражнение
техники быстрого чтения.

С того момента, как вы научились читать,
чтение сопровож­дает всю вашу жизнь.
Вас не удовлетворяет существующий метод
чтения, это естественно. Но прежде чем
совершенст­вовать какой-либо процесс,
нужно изучить его, знать его осо­бенности,
недостатки. Мы предлагаем вам провести
анализ особенностей вашего чтения, его
недостатков.

Недостатки традиционных методов чтения

Можно выделить пять основных недостатков
традиционных методов чтения.

1. Регрессии. Это возвратные
движения глаз с целью по­вторного
чтения уже прочитанного. Этот недостаток
– самый распространенный. Некоторые
читатели незаметно для себя читают
дважды любой текст – как легкий, так и
трудный, как бы доя верности. Области
таких повторных фиксаций глаз, возникающие
при традиционном чтении, иногда очень
велики. Как показали наши исследования,
при медленном чтении регрес­сии –
довольно частое явление, и количество
их составляет обычно от 10 до 15 для текста
объемом в 100 слов. Понятно, что столь
частые возвратные движения глаз резко
снижают скорость чтения.

Однако
есть возвраты, которые можно считать
обоснован­ными. Они возникают при
появлении новых мыслей. Некоторые
исследователи называют их, в отличие
от регрессий, реципациями. Основная
цель реципаций – более глубокое осмысление
ужеоднажды прочитанного текста.
Методика быстрого чтения рекомендует
повторное чтение только по окончании
чтения всего текста.

2. Отсутствие гибкой программы чтения. Что означает этот недостаток?

Главное в проблеме быстрого чтения – не
столько быстрота, сколько оптимальность,
эффективность получения значимой
информации благодаря правильному выбору
программы смыслового восприятия текста.
Читатели, как правило, не заду­мываются
над тем, как читать тот или иной текст.
В результате ее читается одинаково
медленно. Американские психологи Авень
и Хороню описывают этот недостаток,
образно отметив: большинство
читателей читает одинаково медленно и
квартальный отчет о расходовании
горюче-смазочных материалов, и статью
о новом типе автомобильного двигателя,
и романА. Хейли «Колеса», тогда как,
естественно, каждый из этих текстов
должен читаться особо. Квартальный
отчет заслуживает краткого взгляда,
чтобы увидеть итоговые цифры. Научный
журнал нужно читать иначе, а художественные
тексты требуют совершенно другого
подхода.

Та или иная скорость и техника чтения
подчиняется прежде всего тем целям,
задачам и установкам, которые читатель
ставит перед собой. Именно выработка
соответствующих программ, умение гибко
использовать каждую из них в нужный
момент и определяют способность читать
быстро.

Наша задача заключается в том, чтобы
вооружить мозг более эффективной
программой. Решению этой задачи посвящен
урок 2 «Интегральный алгоритм чтения».

3. Артикуляция. Это
непроизвольные движения губ, языка,
элементов гортани при чтении текста
про себя. Движения ор­ганов речи при
чтении про себя затормаживаются лишь
внешне, На самом же деле они находятся
в постоянном скрытом движе­нии.
Интенсивность этих микродвижений
зависит прежде всего от уровня развития
навыка чтения и сложности текста. Чем.
менее развит навык чтения про себя (у
детей) и чем сложнее текст, тем ярче
выражена артикуляция. Многие говорят,
что у них нет артикуляции или они не
знают, что это такое. А другие, напротив,
заявляют, что постоянно слышат, как
кто-то бубнит рядом, когда читает текст.
Даже если читатель заявляет, что
ар­тикуляции у него нет, специальными
измерениями удается ее обнаружить. Наша
научная группа провела комплекс
исследо­ваний, снимала рентгенограммы
гортани читающего человека. Рентгеносъемка
глоточных модуляций в процессе чтения
показала наличие внутриполостной
артикуляции даже у людей, читающих
сравнительно быстро.

Большинства зарубежных методик обычно
ограничивается общими рекомендациями:
читайте как можно быстрее, и арти­куляция
у вас исчезнет сама собой. Сомнительность
этих реко­мендаций очевидна, так как
предлагается воздействовать на следствие,
а не на причину.

Нами разработана оригинальная методика
сокращения ар­тикуляции. Вам предстоит
рассмотреть ее в уроке 4 «Артикуля­ция
и чтение».

4. Малое поле зрения. Под
полем зрения понимается участок текста,
четко воспринимаемый глазами при одной
фиксации взгляда. При традиционном
чтении, когда воспринимаются в лучшем
случае 2-3 слова, поле зрения очень мало.
Вследствие этого глаза делают много
лишних скачков и фиксаций (оста­новок).
Такой прием можно назвать дроблением
взгляда. Чем шире поле зрения, тем больше
информации воспринимается при каждой
остановке глаз, тем меньше этих остановок,
а в итоге чтение становится эффективнее.
Быстро читающий за одну фиксацию взгляда
успевает воспринять не 2-3 слова, а всю
строку, целое предложение, иногда и весь
абзац.

Чтение текста целыми фразами более
эффективно не только с точки зрения
скорости: оно способствует и более
глубокому пониманию прочитанного. Это
происходит потому, что вос­приятие
больших фрагментов текста в моменты
фиксации взглядом вызывает наглядно-образные
представления, ярко проясняющие смысл
текста.

Значительно снижает скорость чтения и
непродуктивный переход глаз от конца
каждой прочитанной строки к началу
новой. Сколько строк на странице, столько
и лишних пере­ходов, т.е. холостых
движений глаз, на которые расходуется;

не только
время, но и силы. При быстром чтении
движение глаз более экономно: вертикально,
сверху вниз по центру страницы.

Отработке техники движения глаз посвящены
уроки 5 и 6.

5. Отсутствие внимания. Что такое внимание? Внимание -это
избирательная направленность сознания
при выполнении определенной работы.
Быстрое чтение требует повышенного
внимания. К сожалению, мы не всегда
организованны, не умеем управлять своим
вниманием при чтении.

Скорость чтения большинства читателей
намного ниже той, которую они могли бы
иметь без ущерба для понимания. У
мед­ленно читающего внимание часто
переключается на посто­ронние мысли
и предметы, и интерес к тексту снижается.
Поэтому большие фрагменты читаются
механически и смысл прочитанного не
доходит до сознания. Такой читатель,
заме­тив, что думает о посторонних
вещах, часто бывает вынужден перечитывать
отрывок заново. Человек, читающий быстро,
способен управлять своим вниманием.

Комплекс упражнений для тренировки
внимания будет предложен в уроке 7
«Внимание при чтении».

Изучите недостатки традиционных методов
чтения. Поду­майте, поразмышляйте:
какие из этих недостатков присущи вашему
чтению. Запишите их в своей рабочей
тетради – «Техника быстрого чтения»,
которую мы советуем вам завести.

Способы устранения недостатков чтения

Наиболее распространенные недостатки
традиционного чтения – это, как уже
указывалось, регрессии (неоправданные
возвраты к уже прочитанному) и внутреннее
проговаривание (артикуляция). Чтобы
избавиться от этих недостатков,
необходимо, во-первых, преодолеть в себе
силу привычки, а во-вторых, побороть
причины, которыми эти недостатки
обусловлены. Одной из таких причин
является отсутствие внимания, неумение
сосредоточиться.

Для преодоления силы привычки используются
приемы самовнушения и аутогенная
тренировка. Рекомендуются, в частности,
следующие упражнения10.

Упражнение для преодоления регрессий

Запишите содержание приводимого ниже
правила чтения в двух экземплярах на
отдельном листочке небольшого формата.
Повторите его несколько раз и постарайтесь
запомнить. Один экземпляр укрепите над
рабочим столом на вашем экране мысленного
взора, а второй экземпляр постоянно
носите с собой в записной книжке. Открывая
записную книжку, вы будете постоянно
натыкаться на это правило.

Упражнения для расширения поля зрения

Упражнение 1. Посмотрите в
окно и зафиксируйте свой взгляд на одном
из увиденных объектов (дерево, антенна
не крыше, балкон и т. п.). Не двигая
зрачками, назовите как можно больше
предметов, окружающих избранный объект.
Результат сверьте с данными при
фиксировании каждого предмета в
отдельности.

Упражнение 2. Выберите любое
слово в тексте. Глядя только на него, не
двигая зрачками, постарайтесь прочитать
как можно больше близлежащих слов.

Упражнение 3. Выберите самую
узкую газетную колонку. Проведите по
ее центру сверху вниз яркую линию.
Скользя взглядом по этой линии сверху
вниз, старайтесь, не двигая зрачками,
читать по всей ширине строки. Когда вы
научитесь считывать узкие колонки,
выбирайте более широкие, постепенно
осваивая навык охватывать взглядом всю
ширину страницы книги, журнала.

Упражнение 4. Прочитайте пирамиду,
скользя взглядом сверху вниз только по
первым буквам слов: я

Кроме указанных упражнений для развития
периферического зрения эффективны
упражнения с буквенными, цифровыми или
любыми другими знаковыми таблицами11.

Упражнения для подавления артикуляции

Упражнение 1. Читайте про
себя с зажатым зубами языком, рот закрыт.

Упражнение 2. Читайте про
себя с зажатым в зубах предметом, рот
закрыт.

Упражнение 3. Попробуйте
прочитать текст про себя одновременно
считая вслух или произнося, например,
алфавит, стихотворение и т. д.

Упражнение 4. При чтении
текста вслух рекомендуется простукивать
карандашом ритм любой знакомой вам
мелодии (например, на восемь ударов).

При простукивании ритма необходимо
соблюдать следующие правила:

• простукивание производите по
твердой поверхности стола, ударяя
карандашом в одно место;

• карандаш держите в руке без
напряжения;

• при простукивании в активном
движении должна находиться вся рука
(локоть не лежит на столе);

• контролируйте правильность ритма
на слух и его непрерывность до тех пор,
пока не добьетесь автоматизма.

При чтении текстов вслух с одновременным
простукиванием определенного ритма
освоение навыка будет осуществляться
по следующим этапам:

1) удается или чтение текста с пониманием
его смысла, или только простукивание
ритма;

2) чтение происходит с правильным
простукиванием, но без понимания смысла
текста;

3) текст читается сравнительно легко,
ритм простукивается без особых сбоев,
но коэффициент усвоения материала
низок;

4) текст читается, и ритм простукивается
свободно, легко запоминается основное
содержание прочитанного материала;

5) простукивание ритма совершенно не
мешает чтению и усвоению содержания
текста.

Полное подавление артикуляции достигается
через полных 15–25 ч чтения с
простукиванием. Для этого надо ежедневно
читать с одновременным простукиванием
в течение не менее получаса.

Чтобы научиться читать быстро, необязательно покупать специальные курсы.

Мы говорим «я проглотил ее в один присест», когда рассказываем про интересную книгу, которую быстро прочитали. А вот нудные, но необходимые материалы приходится изучать часами.

Такие тексты мы просматриваем снова и снова, перебирая строки в поисках смысла. Но что, если не получается вникнуть в очень важный доклад, научную работу или учебник? Для таких случаев используют скорочтение. Делюсь, как освоить этот навык.

Что мешает быстро читать

В среднем человек читает со скоростью около 200 слов в минуту. Владеющий скорочтением — до 600 слов, а в некоторых случаях и до 1000. Чтобы достичь таких результатов, для начала нужно устранить основные причины медленного чтения, а потом освоить техники, которые помогут читать быстро.

Вот что нам мешает увеличить скорость чтения.

Ограниченное периферическое зрение. Когда мы смотрим в одну точку, то соседние объекты видим в пределах , все остальное — результат «дорисовки» картинки мозгом. мы не можем прочитать страницу целиком и вынуждены переходить от слова к слову.


СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ ПРОБЕЛОВ В ЧТЕНИИ

Ограниченность полем зрения

Регрессия. Если у человека не выработана система чтения, скорее всего, его глаза двигаются по тексту хаотично, постоянно возвращаются на несколько слов или строк назад. Это касается любых текстов — не только юридических документов, которые мы внимательно перечитываем, но и художественной литературы: мы возвращаемся, чтобы уловить детали и воссоздать картину событий.


СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ ПРОБЕЛОВ В ЧТЕНИИ

Пример того, как работает регрессия

Субвокализация — это мысленное проговаривание текста. Она помогает лучше усваивать информацию, но и требует много времени. Другое дело — быстрое считывание смысла слова по его визуальному образу.

Низкая концентрация внимания. Когда мы отвлекаемся на посторонние раздражители, то читать быстро не можем. На пути к «проглатыванию» смыслов потребуется навык поверхностного чтения: когда мы быстро находим ключевые слова, чтобы уловить суть, но в то же время концентрируем внимание только на этом и не отвлекаемся.

Вот какие упражениния научат читать эффективно и ловко.

Подавить субвокализацию

В школе нас учили читать строчки вслух, тем самым закладывая определенную модель чтения. В итоге мы усваиваем информацию с той же скоростью, с которой читаем вслух. Избавиться от такой привычки непросто.

Задача во время чтения — заблокировать участок мозга, который отвечает за произношение. Несмотря на то, что текст видят глаза, обрабатывает слова именно мозг, и от него зависит скорость усвоения информации.

Есть несколько способов избавиться от субвокализации.

Ритм Жинкина. Метод разработал советский лингвист и психолог Николай Иванович Жинкин. Суть заключается в выстукивании во время чтения определенного ритма, который не соответствует ритму внутренней речи. Таким образом в коре головного мозга образуется зона индуктивного торможения — рефлекс не срабатывает, и вы учитесь воспринимать текст без субвокализации. Можно использовать для выстукивания карандаш, метроном или другое подручное средство.

Включайте это видео, чтобы попробовать прочесть текст по методу Жинкина

Проговаривание вслух. Попробуйте проговаривать вслух частушки, стихотворения или скороговорки во время чтения. Это займет речевой аппарат, и озвучивать слова из книги не получится. Первое время воспринимать информацию на бумаге будет сложно. Может сложиться впечатление, что вы вроде и читаете, но ничего не понимаете. Это пройдет с практикой: с помощью тренировок удастся ускорить чтение вдвое.

Читать наоборот

Упражнение развивает способность концентрировать внимание на тексте. Работает так: вы выбираете любой текст и начинаете читать его с конца.

Это похоже на древнее заклинание, но работает тут не магия. Когда вы читаете наоборот, то полностью концентрируетесь на тексте — и если отвлечетесь, это будет заметно сразу. Еще одним плюсом метода является его доступность: читать задом наперед можно в транспорте, за обедом и в любую свободную минуту. Читайте текст в обычном формате, а затем наоборот. Следите, как меняется ваша скорость чтения, концентрация и восприятие слов. Главное, чему учит этот метод, — не отвлекаться и понимать прочитанное.

Тренироваться по таблице Шульте

Немецкий психиатр Вальтер Шульте использовал эту таблицу для исследования свойств понимания. Она нужна в скорочтении, чтобы расширять границы периферийного зрения и захватывать больше информации с каждой страницы текста.


СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ ПРОБЕЛОВ В ЧТЕНИИ

Таблица Шульте позволяет расширить границы периферийного зрения. В таблицу можно вписать цифры, буквы и даже символы

Для тренировки посмотрите на число, находящиеся в центре таблицы. Не отрывая от него глаз, старайтесь увидеть цифры справа, сбоку, сверху и снизу. Главное — не искать символы, а учиться видеть их с помощью периферийного зрения.

Такой способ позволит расширить границы внимания и научит воспринимать символы параллельно друг другу в противовес последовательному, сканирующему чтению.

Когда мы смотрим на страницу, зрение концентрируется в зоне ясного видения — центральной зоне сетчатки глаза. Работа с таблицей развивает параллельное, объемное восприятие. В обычном режиме мы читаем последовательно, слово за словом. Параллельное усвоение помогает фиксировать строки целиком.


СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ ПРОБЕЛОВ В ЧТЕНИИ

Так выглядит последовательное чтение

Освоить фоточтение

Задача скорочтения — не научить вас быстро читать, а легко вычленять суть, понимать и усваивать информацию. Фоточтение похоже на сканирование: такой метод учит воспринимать тексты поверхностно и обращать внимание на ключевые детали.

Метод не подходит для изучения научной литературы, где важны цифры и детали. Но с его помощью можно ознакомиться с содержанием или статьи.

Процесс фоточтения проходит в несколько этапов.

Концентрация на процессе. Необходимо выбросить из головы все лишние мысли, абстрагироваться от посторонних шумов, расслабиться и приготовиться усваивать текст.

Предварительный просмотр. Нужно выяснить структуру текста: изучить содержание книги, чтобы понимать, о чем пойдет речь. Просмотреть подзаголовки и заключение. Составить условный план текста.

Фоточтение. Быстро просмотрите небольшие массивы текста. Каждой странице уделите несколько секунд — буквально сканируйте написанное. Решите для себя, какие части материала наиболее важны для изучения, и составьте общее представление о тексте.

Быстрое чтение. Вернитесь к наиболее важным частям текста и перечитайте их. На этом этапе важно осмыслить материал, сформировать свое мнение о тексте и авторе.

Читать по диагонали

Многие слышали про диагональное чтение еще со школы. Этот метод считается вершиной мастерства в скорочтении: читая «наискосок», вы одновременно отказываетесь от регрессии и субвокализации, максимально концентрируетесь на тексте и быстро усваиваете информацию. Здесь же пригодится периферийное зрение.

Читающий по диагонали видит в тексте не набор слов, а смысловые блоки, по которым скользит взгляд. Проскакивая по этим образам, он возвращается к строкам, бегло сканируя их в поисках ключевых слов.

Вот основные правила:


СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ ПРОБЕЛОВ В ЧТЕНИИ

Схема диагонального чтения. При классическом «медленном» чтении взгляд человека переходит от одной строки к другой. Но тот, кто освоил чтение по диагонали, буквально «скользит» глазами по центру страницы, захватывая остальную информацию при помощи периферийного зрения

Еще один способ тренировки скорости чтения называется rapid serial visual presentation — «быстрое последовательное визуальное предъявление». Специальные приложения размещают текст быстро и ритмично, с правильным выравниванием, что помогает читать быстрее и лучше усваивать информацию.

Так выглядит метод чтения RSVP

Благодаря этому вы концентрируетесь на каждом слове отдельно, не перечитываете текст, не можете отмотать его назад и не успеваете проговорить про себя. Остается только усваивать информацию. Даже если вы не разовьете в себе скорочтение, то сможете при необходимости быстро «проглотить» порцию текста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *