СОЗДАНИЕ УСПЕШНОЙ СИТУАЦИИСТАТЬЯ НА ЭТУ ТЕМУ

Наталья Алыкова Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения уровня социализации учащихся

создание условий для формирования образовательного пространства, главной ценностью которого является успешность ребенка в различных формах учебной деятельности и различных ситуациях социального взаимодействия, что будет способствовать повышению качества образования.

Надежда Латкина Технология создания ситуации успеха в воспитательном процессе

Сегодняшнее образование предполагает поворот школы к ребенку; принятие его Личностных особенностей, интересов; уважение его достоинств; доверие к нему; понимание социально-педагогической ситуации его развития; создание максимально благоприятных условий для раскрытия его способностей и дарований; оказание комплексной психолого-педагогической помощи и защиты в процессе его развития. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха, дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Наталья Гусева Технология «Ситуации успеха» Белкин А. С.»

Ситуация успеха и ее типы.

Выяснив, чем успех является для ребенка, перейдем к рассмотрению типов ситуаций успеха и их алгоритмам.

Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, как считает А. Белкин, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя (1,63). Учитель должен осознавать свою сопричастность к успеху, осмысливать творческое начало в своей деятельности, должен быть убежден в правильности применяемых методов. Трудно говорить о каких-то специальных приемах создания неожиданной радости. Но что-то общее все- таки существует. Можно выявить определенные закономерности, разработать своеобразные алгоритм педагогических действий.

Создание ситуации успеха

Ситуация успеха концентрирует в себе несколько воспитательных влияний. Успех порождает чувство удовлетворенности деятельностью и желание ее повторения. Успех повышает самооценку и достоинство личности растущего ребенка. Успех укрепляет социальные отношения, а значит, содействует социализации личности.

Личностное развитие ребёнка в коллективе предполагает создание некоторых условий для его самореализации, признания окружающими его уникальности, его достижений. Ярким примером таких условий являются

На вопрос «Что такое успех?» можно ответить по-разному: «Успех – это реализованная цель» (М. В. Зюзько), «Успех – это радость» (А. С. Белкин).

Бесспорно, успех необходим в любой деятельности, он является очевидным и объективным показателем того, что предшествующая работа не была напрасной, что человек находится на правильном пути и обладает определёнными достоинствами. Длительная полоса неудач убивает инициативу, снижает работоспособность, приводит к конфликтам. Успех же рождает желание работать, чтобы вновь добиться успеха. Таким образом, успех – это ещё и показатель движения, развития. Поэтому для детей успех – зачастую лучший стимул деятельности.

Задача педагога заключается в том, чтобы создать ситуацию, в которой успех был бы реально достижим, подготовить воспитанников к успеху.

Можно использовать следующий алгоритм создания ситуаций успеха

1) выяснить, в каких видах деятельности конкретный ребёнок, микрогруппа или коллектив детей может добиться успеха (при этом надо исходить из представлений детей о том, что является успехом);

2) спланировать деятельность, в которой возможен успех;

3) подготовить ребёнка, микрогруппу или коллектив к предстоящей деятельности на уровне, при котором успех будет очевиден;

4) организовать ситуацию успеха;

5) организовать признание успеха (успех может быть публично признан самим педагогом, одноклассниками, родителями и т. п.);

6) наметить вместе с детьми пути развития успеха.

Ожидания подростков не сводятся только к получению знаний, дети ждут и общекультурного развития, и внимание к их личностному и социальному росту, надеются на взаимопонимание со стороны педагогов и признания их успехов и достижений. Главным для нас является внутренний мир ребенка как целостное явление, в котором невозможно “разорвать” эмоции и разум, воспитание и обучение.

С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.

С педагогической точки зрения  – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

С педагогической точки зрения  – это достижение значительных результатов в деятельности, как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

В педагогическом смысле успех может быть результатом продуманной, подготовленной тактики педагога, семьи. Успех – категория не абстрактная. Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка. Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток и осознает, и переживает, но не всегда может докопаться до его источников, не всегда адекватно оценивает его. Подросток, как взрослый, подходит к своему успеху или неудаче аналитически, ищет их корни, пытается прогнозировать свои возможности.

В основе ожидания успеха – стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое “Я”, свою позицию, сделать заявку на будущее.

Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать педагог: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача педагога в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Выяснив, чем успех является для ребенка, рассмотрим типы ситуаций успеха и их алгоритмы.

Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ребенка превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, как считает А. Белкин, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности педагога. Педагог должен осознавать свою сопричастность к успеху, осмысливать творческое начало в своей деятельности, должен быть убежден в правильности применяемых методов. Трудно говорить о каких-то специальных приемах создания неожиданной радости. Но что-то общее все-таки существует. Можно выявить определенные закономерности, разработать своеобразные алгоритм педагогических действий.

Общая радость состоит в том, что бы подросток достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной взрослым или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это прежде всего эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Радость тогда в радость, когда она воспринимается с остротой новизны, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка, его прорыв к лучшему.

Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение.

Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы педагога, формирующего радость познания.

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к занятиям, но достижение успеха в его деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

1. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:”Просвещение”, 1991-169.

2. Ильин Е. Н. Искусство общения. М.:”Просвещение”, 1982-175.

Публикация «Технология создания ситуации успеха в воспитательном процессе» размещена в разделах

Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ученика к уче-нию. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.

Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.

Один из известных американских ученых, психолог, психотерапевт и педагог так же убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни.

Доктор педагогических наук Белкин настаивает, что если ребенка лишить веры в себя, трудно надеятся на его светлое будущее.

Учитель должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Учитель должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной и внеурочной деятельности. А для этого нужно создавать ситуацию успеха.

Что же такое, с научной точки зрения, ситуация успеха?

Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что способен организовать учитель. Переживания радости, успеха – явления, вызывающие чувство самодостаточности, психологической комфортности, эмоциональной стабильности.

Ситуация успеха может подкрепляться изо дня в день. Даже разовое переживание успеха может резко улучшить психологическое самочувствие, ритм деятельности и взаимоотношения с окружающими. Необходимым условием для развития личности, ее защищенности, психологического комфорта является формирование сплоченного и дружного воспитательного коллектива, создание доброжелательной атмосферы в классе.

В педагогическом смысле успех может быть результатом продуманной, подготовленной тактики учителя, семьи. Успех – категория не абстрактная. Ра-дость успеха младшего школьника отличается от радости подростка. В основе ожидания успеха, как правило, у младших школьников лежит стремление заслужить одобрение старших, у подростков – реакция одноклассников, стремление утвердить свое «Я», «сделать заявку» на будущее. Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток и осознает, и переживает.

Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их? Для этого педагог организует ему ситуацию успеха. Деятельность, приносящая успех, является основным фактором личностного роста, потому что успех ребенка – это единственный источник его внутренних сил и энергии.

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологиче-ский фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

Алгоритм создания ситуации успеха

1. Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

“Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. ” Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. ” Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.

2. Авансирование успешного результата

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

“У вас обязательно получится”.

“Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совер-шения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

“Возможно, лучше всего начать с. ”

“Выполняя работу, не забудьте о. ”

4. Внесение мотива.

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятель-ность, кому будет хорошо после выполнения.

“Без твоей помощи твоим товарищам не справиться. ”

5. Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

“Только ты и мог бы. ”

“Только тебе я и могу доверить. ”

“Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой. ”

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий.

“Нам уже не терпится начать работу. .” “Так хочется поскорее увидеть. ”

7. Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

“Тебе особенно удалось то объяснение”.

“Больше всего мне в твоей работе понравилось. ”

“Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Вместе с этим школьный учитель довольно часто сталкивается с другой проблемой – когда благополучный и, в общем-то, успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом, приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где между слоями теста (между двумя ситуациями успеха) располагается начинка (ситуация неуспеха).

Образование вышло на такой уровень, когда педагогические коллективы школ стали волновать не только процесс выпуска учащегося, процесс обучения в школе, но и успешность выпускников в дальнейшей жизни за пределами школы, а также, успешность во время получения знаний. Поэтому, почувствовав требование времени в поколении грамотных, творческих, активных детей, коллектив нашей школы разработал генеральную цель на основе целевых и ценностных ориентаций по становлению такой личности – создание каждому ученику ситуаций успеха.

Над этой проблемой мы будем работать в экспериментальной деятель-ности. Эксперимент прошел экспертизу на краевом уровне и с января 2008 года школа стала экспериментальной площадкой по теме «Психолого-педагогические условия создания ситуации успеха в образовательном про-цессе». Целью эксперимента является совершенствование образовательного процесса, определяющего личностный рост ученика, его позитивное отношение к школе, а также возможность полноценного участия в общественной и профес-сиональной жизни в процессе обучения и после окончания школы.

ШКОЛА, ГДЕ ДЕТИ С РАДОСТЬЮ ОТДАЮТСЯ ТВОРЧЕСТВУ, ИССЛЕДОВАНИЮ, ПОЗНАНИЮ. Ш КОЛА, ГДЕ ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ АКТИВНО И ДОСТОЙНО, РАЗВИ-ВАЮТ И РЕАЛИЗУЮТ СВОИ СПОСОБНОСТИ.

УСПЕШНЫЙ УЧИТЕЛЬ УСПЕШНЫЙ УЧЕНИК

Профессионально-творческая деятельность педагогов по формированию ситуаций успеха создаёт необходимые разрешающие условия для самореализа-ции и самоутверждения подростка в коллективе окружающих людей, признания его личностного потенциала, возможностей. Всё это приводит к появлению у воспитанника чувства радости, удовлетворения достигнутыми результатами своей активности, т. е. состояния успеха. Оно в свою очередь, оказывает стимулирующее влияние на потребностно-мотивационную и эмоционально-волевую сферы его личности, вызывая к жизни всё новые и новые потребности в позитивном успехе в учебно-познавательной и коммуникативной деятельности, увеличивая стремление самореализовать себя в классном коллективе и окружающей социальной среде. Достижение подростком успеха, радости способствует формированию аналогичного состояния и у педагога, как результата его профессионально-творческой деятельности. Осознание учителем реального успеха своего воспитанника в ходе анализа педагогических ситуаций – важное условие повышение мотивации к успеху в его профессиональной ра-боте.

Если представить нашу школу в образе яхты, паруса будут надуваться 3 ветрами:

• успех ученика;

• успех учителя;

• успех семьи ученика и семьи учителя.

Через создание ситуаций успеха мы идем к достижению самого успеха.

Поощрение успехов осуществляется на всех мероприятиях, а в конце года на празднике «Восхождение к успеху» подводятся итоги деятельности за год, награждаются учащиеся, добившиеся успехов в различных номина-циях, а также «Самый успешный дом и город» (класс)

Все классы становятся участниками конкурса «Самый успешный класс» ( для которого разработаны критерии: успеваемость, общественная деятельность, творчество, спорт, интересный досуг, трудовые акции, а на информационном стенде ШДР «ШАНС» вывешен экран «Дорога к успеху», куда заносятся достижения каждого класса по рейтингу участия.

Мы гордимся своими успехами, они даются нам нелегко. Но каждый раз, когда мы видим, как на сцене восторгом и радостью зажигаются глаза ребят, как они творчески растут и развиваются, преодолевая самих себя, сердце наполняется радостью.

Педагогический коллектив серьезно задумался над вопросом: обязательно ли участие всех классных коллективов в общешкольных делах? Позиция всего корпуса классных руководителей: обязательно! Наша школьная традиция: ак-тивно участвуем в классных и общешкольных делах, акциях, событиях. Богатство и насыщенность школьной жизни зависят от активности ее классных коллективов, поэтому необходимость вложить свою лепту в общешкольное бытие есть нравственный долг каждого – это с одной стороны, и с другой: система общешкольных мероприятий обогащает содержание воспитательного процесса в классном коллективе, расширяет поле межличностного взаимодействия учащихся разного возраста и сплачивает в единый школьный коллектив.

Огромное значение в создании условий ситуации успеха имеет сло-жившаяся в школе воспитательная система, богатая традициями, многообразием содержания и форм воспитательной работы.

В этом году вся воспитательная работа в нашей школе строится на основе реализации программы развития воспитательной системы «Путь к успеху». Цель данной программы – воспитание модели успешного ученика.

Деятельность по совершенствованию воспитательной системы разделена на 3 этапа:

1. 2007/2008 учебный год – проектно-мобилизационный этап, задачей которого явилось формирование модельных представлений о совершенствовании воспитательной системы и обеспечение готовности школьного сообщества к их реализации.

На первом этапе формировались новые школьные традиции; развивалось ученическое самоуправление, проводилась диагностика мотивации достижений, на основе которой разрабатывались воспитательные программы.

Для формирования нового качества воспитательной системы необходимо повышать качество и уровень воспитательной деятельности, а для этого важным становится переосмысление каждым педагогом школы своей роли и места в воспитании подрастающего поколения. В связи с чем, в школе регу-лярно проводятся семинары для классных руководителей и учителей-предметников «Технология создания психолого-педагогических условий ситуации успеха», методическая мастерская «Ситуация успеха : как её создать?» проходят методические недели классного руководителя,

2. 2008/2009 учебный год – экспериментально-поисковый этап, задачей которого является апробация программ «Путь к успеху»

Школьное правительство, совершенствует свою деятельность, с этой целью в школе разработана программа школьного актива «Академия успеха».

3. 2009/2010 учебный год – III этап, рефлексивно-обобщающий этап, приоритетными направлениями которого являются:

осуществление коллективной рефлексии в сообществах педагогов, учащихся и родителей на процесс и результаты реализации инноваций воспитательной системы и программы ее развития;

обобщение и презентация опыта и результатов воспитательной деятельности за инновационный период;

внешняя экспертиза воспитательной системы и жизнедеятельности в учебном заведении;

определение перспектив развития воспитательной системы.

1. Создание комплекса психолого-педагогических условий, способст-вующих успешной деятельности в образовательном процессе школы.

2. Практическая реализация модели успешности образовательного процесса в школе.

3. Стабилизация уровня социальной устойчивости школы по отношению как к внутренней общественности, так и внешней на районном и краевом уровнях.

4. Разработка научно-методических и практических рекомендаций по адапта-ции создания модели успешной деятельности в образовательном процессе школы.

Что же помогает нам создавать ситуации успеха.

I блок. Традиции гимназии.

Ключевые дела – это самые глобальные мероприятия школы, и глобальность их состоит в том, что появляется возможность для создания атмосферы творчества, самовыражения всех учеников школы. В этом случае все взрослые, направляющие детей при подготовке к мероприятию дают понять детям, что каждый из них неповторимый и талантливый, и пусть это выступление всего лишь на школьной сцене перед учащимися, но ребёнок осознаёт, что при его желании он может быть успешен в своём увлечении.

В школе, согласно общешкольному плану, проводятся внеклассные меро-приятия интеллектуального, спортивного, патриотического, культурно-массового и валеологического направлений. По мнению учащихся, родителей и учителей, наиболее яркими и запоминающимися являются: Осенний бал, День самоуправления, посвящение в Ученики (пятиклассники, старшеклассники); новогодний калейдоскоп, Ученик года, выставка «Мир моих увлечений», трудовые десанты, Фестиваль дружбы народов, Дни Здоровья, Вечер «Отблеск юности в сердце храни», КТД «Весна. Улыбки и цветы», Благотворительный концерт. К ТД проводятся для всех классов, они направ-лены на выявление индивидуальных способностей и интересов каждого ребенка, установление и улучшение межличностных отношений, т. е. на создание условий для успешной социализации личности, самораскрытия каждого ребенка; создание благоприятного психолого-нравственного климата, комфортного состояния для каждого ученика, стимулирование позитивного поведения учащихся, на координацию взаимодействия учителей, учащихся и родителей.

Школьный праздник – путь к успеху в развитии личности подростка. В нашей школе работает высокопрофессиональный, неравнодушный коллектив единомышленников. Когда готовится общешкольный праздник, педагогический коллектив просто бурлит и горит, и это состояние передается детям.

В зрительном зале вместе с учащимися всегда присутствуют воспитатели и учителя, которые принимают самое активное участие в происходящем: поют вместе с участниками, отвечают на вопросы, поддерживают выступающих улыбками и аплодисментами, тем самым, показывая, как должен вести себя зритель в зале. Традиционным стало и непосредственное участие педагогов в концертах и мероприятиях. Мы как бы говорим детям: мы с вами вместе, мы также волнуемся, боимся забыть текст, но вместе мы преодолеем все трудности. И действительно преодолеваем. Интересно и радостно наблюдать, как во время репетиций меняются подростки, с каким старанием и заинтересованностью они включаются в творческий процесс, начинают верить в свои силы, учатся взаимопониманию и взаимоуважению, стараются помочь тем, у кого не все еще хорошо получается.

Яркий пример тому – Благотворительный концерт, фестиваль «Народов дружная семья», где каждый класс представлял культуру, обычаи, достижения и особенности народов Кавказа. Фестиваль получился очень ярким, зрелищным, познавательным и вызвал огромный интерес.

II блок. Кружки и спортивные секции:

Этому также способствует работа школьных кружков и секций различной на-правленности, а также кружков ДДТ, которые охватывают до 80% учащихся школы. Один из существенных признаков дополнительного образования – свободный выбор деятельности. Учитывая желания детей, школа обращает внимание на развитие тех личностных качеств, важность которых для своей будущей жизни ученик сознаёт сам. Но самое главное для кружковцев – это продемонстрировать то, чему он научился (на конкурсах, концертах, в музыкальных гостиных, на выставках, в спортивных соревнованиях). План деятельности коллектива насыщен всевозможными мероприятиями, конкурсами, которые предоставляют возможность проявить себя, каждому ребенку. Далеко не все они отличены высокими наградами, грамотами. Иногда это вообще и не конкурс, а просто фестиваль. Пусть ребёнок спел песню на классном часе, и все его слушали и кричали: «Браво!» – это уже его маленький успех, это награда и одобрение его одноклассников, единомышленников.

III блок. Органы самоуправления.

Неотъемлемой составляющей школьной жизни в наши дни является учени-ческое самоуправление. Очевидно, что именно эта сфера деятельности учащихся получила широкую популярность. Сам факт быть избранным в орган ученического самоуправления – это уже большое достижение, а побывать в роли президента, мэра класса стремятся все – значит, все хотят стать лучше, ведь, основа органов самоуправления – развитие творческой индивидуальности и формирование активной жизненной позиции через организацию всех видов досуговой деятельности.

IV блок. Часы общения, конференции, интеллектуальные игры, круглые столы.

В этом направлении деятельности самым главным является научить учащихся отстаивать свою точку зрения, которое может в корне отличаться от мнения учителя, от мнения товарищей.

V блок. Деятельность классных коллективов.

Развитие личности и её самореализация являются главными объектами вни-мания в работе классных руководителей. Ведь именно ему в первую очередь дано разглядеть личность, все её скрытые возможности и направить всё своё умение, применить различные методы и приёмы воспитания с целью правильной организации жизни класса, чтобы постулат «Ребёнок – это неповторимая индивидуальность» стал бы для педагога, как главным девизом в повседневной работе. И вот наступает момент истины для педагога-воспитателя : он включает всевозможные рычаги для создания ситуации успеха для вех членов коллектива, несмотря на рейтинг успеваемости.

VI блок. Реализация программ каникулярного отдыха «Ступени к успеху», профильных смен пришкольного оздоровительного лагеря, где воспитанники могут найти себе дело по душе, реализовать себя и самосовершенствовать.

Конечно, не все учащиеся школы достигли уровня успешной самоактуали-зации, есть недостатки и трудности в плане организации и проведения отдельных коллективных дел, не все ещё классные руководители и учителя – предметники достигли высокого уровня профессионализма в плане воспитательной работы, и наконец, не все дети испытывают потребность в проявлении своего «Я», в реализации своего потенциала. Здесь нам оказывает помощь социально-психологическая служба. Результаты психологических исследований учащихся становятся объектом приватной беседы психологов и педагогов, психологов и родителей. Очень часто эти исследования и помогают найти педагогу и родителям ниточки, за которые следует подёргать, чтобы ребёнок начал бы совершенствоваться там, где были бесконечные неудачи. Выступая перед пед. коллективом, родителями наши психологи постоянно произносят следующую фразу: «Любите и принимайте личность ребёнка такой, какой она есть; найдите что-то хорошее в ней и научите поверить в себя, в свою успешность, даже если в данный момент до этого ещё очень далеко».

Подводя общий итог надо отметить составляющие позитивной роли успеха :

• повышение уровня мотивации к успеху во всех видах деятельности и уровня самореализации и самоутверждения в коллективе сверстников и более широком социуме;

• улучшение социального самочувствия подростков и приобретение опыта целесообразного саморегулирования

Сейчас мы находимся на втором этапе эксперимента, апробируем программу «Дорога к успеху».

Цель программы: воспитание успешного современного человека, обладаю-щего развитым чувством ответственности за судьбу своей Родины.

• Сформировать образ успешного современного человека.

• Научить ребят анализировать собственную личность, свой коллектив и различные социально-психологические ситуации.

• Создать условия, позволяющие накопить конструктивный опыт ситуации успеха.

• Формировать активную гражданскую позицию.

• Формировать стремление к здоровому образу жизни.

• Раскрытие личностного потенциала детей и подростков через работу ОУС, социальных проектов, творческих конкурсов, участие в ролевых играх, КТД.

Содержание и механизм реализации программы

Программа “Дорога к успеху” рассчитана на учащихся трех возрастных звеньев (старшее, среднее и младшее).

В каждом звене запускается конкурс или игра, рассчитанные на учебный год. Основной принцип программы создание “ ситуации успеха”.

В начальной школе – это игра «Сказочный дом»

В среднем звене – игра «Успешный город»

Принцип соревновательности, на котором основана игра, сделает ее увлека-тельной, интересной для ребят данного возраста. Каждый класс – это город, имеющий свое название, свой герб, свой гимн (песня). Городом управляет мэрия во главе с мэром. Мэрия является органом детского самоуправления в классе. В классе имеются отделы по аналогии с городскими отделами

Многообразие отделов – это различные виды и направления деятельно-сти, где ребята могут раскрыть свой личностный потенциал, реализовать себя в интересном и полезном деле.

Все мэры “Успешных городов” объединяются в совет мэров, который является органом самоуправления в среднем звене. Совет мэров собирается 1 раз в неделю.

На сборе – запуске городам – классам выдается сертификат, свидетельст-вующий о том, что данный город имеет право на существование в нашей школе, а все его жители становятся членами ШДР «Статус». Это название состоит из начальных букв двух слов: стать успешными, а также символизирует стремление городов получить звание (статус) “Успешный город”.

Старшее звено – молодежный Молодежный союз “Дорога к успеху”

В молодежном союзе каждый класс – это город, возглавляемый мэром, имеющий свою программу развития, определяющую содержание и на-правление деятельности.

В начале года объявляется конкурс “Все в твоих руках!” на лучшую про-грамму развития города. Соревнование, конкурс всегда является стимулом к развитию, к совершенствованию.

Система самоуправления позволяет создать ситуацию успеха для большего количества старшеклассников (в классе раскрыться легче, легче преодолеть какой-либо психологический барьер). Она делает возможность большего количества ребят стать лидером.

Публикация «Технология „Ситуации успеха“ Белкин А, С,“» размещена в разделах

Рассмотрим некоторые приемы “неожиданной” радости: прием “Лестница ” или “Встань в строй ”.

Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

1 шаг: Психологическая атака. Суть состоит в том, чтобы переломить состояние психологического напряжения. Создание условий для вхождения в эмоциональный контакт.

2 шаг: Эмоциональная блокировка. Суть состоит в том, чтобы локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы.

Самое главное – помочь ученику переосмыслить свой неуспех, найти его причину с позиции: «неуспех – случаен, успех – закономерен». Важно переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.

3 шаг: Выбор главного направления. Необходимо установить не только очаг психологического напряжения личности, но и определить пути его нейтрализации.

4 шаг: Выбор разных возможностей. Необходимо создать условия, при которых ученик, для которого создается ситуация успеха, имел примерно равные возможности проявить себя по сравнению с одноклассниками.

5 шаг: Неожиданное сравнение. Может сработать единожды.

6 шаг: Стабилизация. Суть заключена в том, что приятная для отдельного учащегося общая реакция удивления для отдельного учащегося общая реакция удивления не оказалась единственной, чтобы неожиданная радость трансформировалась в сбывшуюся.

В педагогическом алгоритме ценность состоит не только в соблюдении последовательности всех операций, но и в постоянном подвергании ее сомнению и стремлению нарушить сложившийся порядок, искать новые пути, новые сочетания действий.

Приведем пример к первому шагу алгоритма приема «Лестница». Завести разговор с учеником на больную для него тему будет трудно. Нужно поступить неожиданно, к примеру, написать и положить в дневник ученика записку: жду тебя в девять часов у входа в видео салон. Записка позволяет легче вступить в контакт. Ведь у ученика был по отношению к учителю своего рода психологический барьер. Он мог его и не осознавать, но чувствовал. Свидание назначено поздно, чтобы думал, что пригласил кто-то из одноклассников. Во всяком случае, не учитель. Важно застать его врасплох. Чтобы не сумел выстроить психологическую защиту от вмешательства учителя в свой внутренний мир. Результат отличный! Ученик на столько поражен, что безропотно идет с учителем и принимает участие в разговоре. Это и является главной задачей «психологической атаки».

– прием “Даю шанс ”.

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

Рассмотрим следующую ситуацию : Алеша, ученик девятого класса, отличник. По всем предметам у него глубокие знания. Но где-то в середине третьей четверти начал сдавать. Появились другие внешкольные интересы. На уроке истории вышел отвечать, но настолько слабо, что учитель, разочарованный, удивленный, вынужден был поставить тройку. На следующем уроке, полагая, что первая неудача была случайной, намереваясь дать ему шанс исправить положение, снова вызвал его отвечать. Снова слабый ответ. На протяжении последующих трех недель учитель ни разу не напоминал Алеше о его неуспехе, ни разу не спрашивал, хотя понимал, что класс ждет от него другой тактики.

В конце месяца учитель сделал краткий обзор успеваемости класса в целом и дал характеристику работы каждого ученика в отдельности. Когда очередь дошла до Алеши, то он сказал, что удивлен его «успехами» и намерен спросить его сегодня же. Лицо Алеши вытянулось. Этого-то он никак не ожидал. Но тем не менее учитель вызывает его к доске и начинает задавать ему вопросы. Алеша отвечает плохо. Но учитель ко всеобщему удивлению ставит ему высший балл и предупреждает, что с этого момента он будет ставить ему на каждом уроке отличные отметки, но спрашивать не будет, пока он сам не захочет показать настоящие знания.

На следующем уроке обещания учителя было выполнено, но Алеша чувствовал себя явно неуютно. Для него это оказалось слишком сильным эмоциональным натиском, который он выдержать не смог. На последующем уроке он принял активное участие в работе класса, поднимал руку, дополнял, хотя желания выйти к столу не изъявил. Было всем очевидно, что процесс его оздоровления начался.

Эта ситуация относится к типу «неожиданная радость», а прием «даю шанс». Ситуация далеко не типичная, можно сказать уникальная. Но учитель был очень опытный, и он твердо верил в сознательность Алеши, в его умение правильно все оценить и во всем разобраться.

Именно в этот трехнедельный период учитель не только наблюдал за Алешей, но и беседовал с его родителями, с классным руководителем. Его интересовало, нет ли каких-то веских причин для такого неожиданного срыва. Серьезных причин не оказалось. Поэтому учитель решил «встряхнуть» Алешу. Высокий авторитет, которым пользовался Алеша в классе, поможет учителю выиграть эту ситуацию. Если он безмолвно примет эти ничем не обоснованные пятерки, то он, безусловно, потеряет в глазах товарищей репутацию порядочного человека, которая у него всегда была. Разумеется, он на такое никогда не пойдет. Учитель обоснованно предположил, что срыв Алеши – слабость сильной личности, а потому необходимо сделать так, чтобы временная слабость не превратилась в постоянную, опереться при этом на силы самого школьника.

Технологические операции создания ситуаций успеха

ОПЕРАЦИЯ НАЗНАЧЕНИЕ РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА

1. Снятие страха Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. « Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».

«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

результата Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. « У вас обязательно получится».

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

деятельности Помогает ребенку избежать поражения.

Достигается путем намека, пожелания. « Возможно, лучше всего начать с»

«Выполняя работу, не забудьте о»

4. Внесение мотива Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. « Без твоей помощи твоим товарищам не справиться.»

5. Персональная исключительность Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. « Только ты и мог бы.»

«Только тебе я и могу доверить.»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой.»

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий. « Нам уже не терпится начать работу.»

«Так хочется поскорее увидеть.»

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. « Тебе особенно удалось то объяснение».

«Больше всего мне в твоей работе понравилось.»

«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Вместе с этим школьный учитель довольно часто сталкивается с другой проблемой – когда благополучный и успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом, приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где между слоям теста (между двумя ситуациями успеха) располагается начинка (ситуация неуспеха).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *