СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Оксана Крюкова «Приемы создания ситуации успеха у дошкольников.»

«Приемы создания ситуации успеха у дошкольников

Все, что перестает удаваться,

перестает и привлекать.

Франсуа де Ларошфуко

Создание ситуации успеха для детей любого возраста было актуально во все времена. Константин Дмитриевич Ушинский, Василий Александрович Сухомлинский, Уилльям Глассер, Август Соломонович Белкин и многие другие выдающиеся педагоги делали вывод о том, что переживание успеха необходимо каждому ребенку.

Публикация «„Приемы создания ситуации успеха у дошкольников,“» размещена в разделах

С психологической точки зрения успех –это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами, либо превзошёл их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. При этом, ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Её по-своему переживают дети, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Создание ситуаций успеха у дошкольников оказывает влияние не только на настроение, но и на качество обучения.

Существуют достаточно много приемов создания ситуации успеха.

В своей работе мы применяем наиболее эффективные.

Прием «Положительный эмоциональный настрой», через создание доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь воспитателя:

«Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!»

Приём «Эмоциональный всплеск». Существует много способов поддержать ребёнка на занятии. И для ребят гораздо ценнее слышать не просто стандартные фразы: «Хорошо!», «Молодец!», а эмоционально окрашенные высказывания. Слова воспитателя –конечно экспромт, но чтобы он состоялся, педагог должен иметь достаточный запас таких фраз.

Прием «Умышленная ошибка». На занятии по ФЭМП умышленно допускается ошибка. Цель детей не просто заметить допущенную ошибку, но и доказать свою правоту. Это позволяет держать группу в тонусе, не просто смотреть на доску и слушать воспитателя, но и следить за ходом мысли, проверять каждое действие. Когда дошкольники доказывают правильность своего суждения, то на самом деле они испытывают радость успеха.

Прием «Обмен ролями». Этот прием используется с целью вовлечения детей в определенную социальную роль, это может быть роль педагога по физической культуре. Ребенок, который не очень любит занятия по физической культуре, взяв на себя роль педагога, будет стремиться правильно выполнять все упражнения. Таким образом у ребенка формируется уверенность в себе, интерес к занятию.

Прием : «Эмоциональное поглаживание». На занятии воспитатель, обращаясь ко всем детям, хвалит их «вы у меня молодцы», «умницы», «ребята, я горжусь вами». Ребенок начинает стараться, потому что поверил педагогу «Да, я молодец, да, я умница. Я заслужил эти слова. Я все время буду доказывать, что умница и молодец!» Таким образом, мы внушаем ребенку веру в себя.

По мере того, как наше общество становится более сложным, детям все труднее адаптироваться в нем. И одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в любой деятельности. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления любых трудностей. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в преодолении трудностей – завтрашний успех в жизни.

Успех меняет человека.

Он делает человека уверенным в себе,

придает ему достоинство, и человек обнаруживает

в себе качества, о которых не подозревал раньше.
Джойс Бразерс

В современных условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов главная задача школы – воспитать человека, готового к самообразованию. Говоря более простым языком, школа должна научить ребенка учиться.

Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Если нет охоты учиться – учение мучительно и бессмысленно.

Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? В. А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.

Тема, связанная с созданием ситуации успеха давно волнует и меня. Одной из важных целей обучения в начальной школе является развитие личности каждого ребенка. Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха.

Что такое успех?

Успех – понятие неоднозначное, многогранное. С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. В этом отношении чувство успеха схоже с чувством эйфории.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Переживание эмоций, связанных с успехом позволяет:

Что ведёт к успеху?

Нетрадиционные формы урока

Нетрадиционные формы обучения

В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. Поэтому педагогически оправдано создание для такой категории школьников ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности.

Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными и не вербальными средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

Технологические операции создания ситуаций успеха:

Если взрослые, обладающие большим авторитетом у детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходится на успехи, то складывается мотив достижения успехов.

Система методов создания ситуации успеха на уроке.

Деятельность учителя – преподавание, строится на основе системы методов. Вот методы, оперируя которыми я могу создать условия для переживания учащимися ситуации успеха. Это прежде всего системно-деятельностный подход, который положен в основу реализации ФГОС.

Системно-деятельностный подход к обучению предусматривает:

Реализация деятельностного подхода обучения опирается на следующие методы: проектный, ролевые деловые игры, проблемный метод, исследовательский метод, метод решения практических задач,коллективной творческой деятельности, поисковый метод. Все эти методы помогают учителю создать ситуацию успеха в обучении.

Я очень люблю использовать на уроках сюжетно-ролевые игры. Это уникальная форма работы на уроке, секрет её в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности, заставить играть нельзя, а увлечь игрой можно. Она превращает учебный процесс в занимательную деятельность. Игра – неиссякаемый источник развития ребёнка, которая позволяет ему раскрыться всеми гранями своей личности, только в ней возможны высшие достижения ученика, которые завтра станут его реальностью.

Например, на уроках окружающего мира и литературного чтения очень интересно проходит игра «Папарацци». Класс делится на «отделы», в которых журналисты работают по определённой теме. Журнал мы называем по теме урока, например, «Города Золотого кольца России». Задача учеников – журналистов подобрать интересный по теме материал, обсудить его в группах, проанализировать, потом «представить материал в номер». Такая форма организации урока настолько увлекает ребят, что в группах часто возникают споры по поводу отбора материала, его оформлении, для того чтобы его «приняли в печать». Для таких уроков возможности информационно-компьютерных технологий просто незаменимы.

Важно, чтобы в каждую группу входили учащиеся с разным уровнем подготовки, и каждому нашлось занятие по интересам. На последней стадии мы обсуждаем получившийся журнал, каждый проводит самооценку и самоанализ своей деятельности.

В процессе такой игры учащиеся учатся критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильные решения, выражать согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценивать эмоциональное поведение друг друга, проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнёрам.

Методы дифференцированного обучения

В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие затруднения в учебе. Я использую приёмы, которые могут активизировать ученика, приободрить его, вселить веру в собственные силы, содействовать изменению низкой самооценки.

На уроках математики я часто даю самостоятельную работу в виде игры «Кто первый прилетит на Луну». А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Например, каждый получает карточку с заданием-задачей. Задача у всех одна и та же, но степень помощи к ее решению для каждого ученика разная.

Хорошо подготовленным ученикам предлагаю решить задачу по краткой записи, а слабо успевающим ученикам – составить задачу по краткой записи и закончить ее решение.

Объясняю цель игры: тот, кто решит задачу быстро и правильно, может считать себя удачно приземлившимся на Луну.

Используя такие задания, я ставлю цель привить любовь к математике учащимся с разными математическими способностями. Все стараются выполнить задание, все хотят быть «лунатиками».

Ещё на уроках математики и русского языка, особенно на уроках закрепления и применения усвоенных знаний, я часто использую игры-викторины.

Правила игры: Доска разделена на три части по числу команд. На каждой части доски я записываю баллы, которые «зарабатывает» во время викторины соответствующая команда. Каждый вопрос имеет свою «стоимость», её я заранее сообщаю классу. Например, вопрос, проверяющий знание определений, оценивается в один балл, задача – в два балла, нестандартное задание – в три балла. Задания я готовлю заранее. Эти игры хорошо идут при организации групповой работы.

Игра «Угадай-ка» заключается в следующем. Один из учеников (лучше “слабый”) выходит за дверь, он – угадывающий. С остальными ребятами мы выбираем объект для обсуждения (геометрическая фигура, часть речи и т.д.). Об объекте ребята должны вспомнить всё, что знают. Называть “объект” своим именем нельзя. Его заменяют словами “она, “он”, “это” и т.д. Определение даётся в последнюю очередь. После быстрого обсуждения “угадывающий” приглашается в класс, и ребята описывают то, что загадали, для него. Участвует весь класс, каждый обязательно хочет высказаться и вспомнить такое, что не помнит никто о данном «объекте». Конечно, после 2-4 предложений уже становится ясным, что загадали ребята, но по правилам игры угадывающий должен терпеливо ждать, пока не выскажутся все желающие. Эта игра позволяет повторить в полном объёме весь теоретический материал, соответствующий выбранному для обсуждения объекту, вызывает большой интерес у ребят.

В течение всего урока я часто произношу слова: «хорошо», «отлично», « замечательно» «молодец», «умница». В конце концов, ребёнок поверит учителю и станет принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку. Да, я «молодец», да, я «умница». Я заслужил эти слова, и всё время буду доказывать, что я «молодец»!

Характер творческих заданий может быть различным:

Вторая и третья группа продолжают работать под моим руководством, после чего средние ученики также получают задание с элементами творчества. А я имею возможность поработать с группой слабых учеников и осуществить усиленное закрепление материала на основе возврата к изученному. Каждый ученик в такой ситуации работает в меру своих возможностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от осуществляемой деятельности.

Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения.

Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Я всем детям объявляю о разной степени сложности упражнений и предлагаю каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом. Безусловно, к такому выбору ученика надо специально готовить. Во-первых, у него уже должны быть сформированы некоторые умения работать самостоятельно, при этом дается установка: сначала работаем вместе, чтобы потом ты мог работать сам (только то, что ты сделаешь самостоятельно, будет иметь значение). Во-вторых, нужна постоянная воспитательная работа, в результате которой ученик утверждается в мысли, что только тот может добиться успехов в учении, в жизни, кто работает энергично, активно, на пределе своих возможностей.

Если задания на выбор предлагаются систематически, то у детей вырабатываются способности не теряться в ситуации выбора, осознанно выбирать работу по силам, умение объективно оценивать свои возможности. При этом в классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи. Деление класса на группы помогает организовать взаимопроверку выполненных заданий.

Созданию ситуации успеха еще способствует использование в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. Часть школьников, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет мне оживить занятие. Формы коллективной учебной работы обучающихся, используемые мною на уроках: работа в парах постоянного и сменного состава, работа в группах ( тройках, четверках), коллективная работа (класс делится на 2-3 группы или выполняется общая для всего класса работа).

Метод проектов http://holmrzdo.edusite.ru/DswMedia/situaciyauspexaprezentaciya.pptx” – педагогическая технология, ориентированная на применение знаний и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами. Например, на уроках окружающего мира младшие школьники могут работать над следующими проектами: “Заповедные места моего края”, “Известные люди моего города”, “Из истории детских обязанностей”, “Имя в жизни человека”, “Морская свинка – идеальное животное для детей любого возраста”, “Моя любимая кошка “и т.д. На уроках русского языка и литературного чтения: “Маршрут доктора Айболита в сказке К. И. Чуковского”, “Не сказочные размышления о сказке”,”Пиноккио и Буратино”,”По тропинкам Басни”, “Поиск слов-глаголов, которые с не пишутся слитно”и т.д.

Значение метода проектов в технологии создания ситуации успеха на уроке:

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что одной из основных целей, стоящих передо мной как учителем, является создание ситуации успеха для каждого ученика.

А средствами её достижения считаю:

Организация ситуации успеха на уроке – это не только гарантированный интерес детей к учебной деятельности, но еще и гарантия прочного усвоения знаний всеми учениками.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

  • Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: “Просвещение”, 1991.
  • Воробьев Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. М.: “Просвещение”,1991.
  • Глассер У. Школы без неудачников. М.: “Просвещение”, 1991.
  • Кочетов А. И., Верцинская Н. Н. Работа с трудными детьми. М.: “Просвещение”, 1986.
  • Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: “Владос”, 1995.

Работая в школе уже много лет, я поняла,
что обучение и воспитание будут способствовать
развитию ребенка в том случае, если у него
возникает интерес к учению. Но как повлиять на
его формирование? Для того чтобы сформировать
интерес у учащихся необходимо создавать
ситуации успеха!

Успех является источником внутренних
сил ребенка, рождающий энергию для преодоления
трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает
уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.
На основе всего этого, можно сделать вывод: успех
в учебе – завтрашний успех в жизни!

Целью данного исследования является
разработка педагогических основ формирования у
учащихся интереса к учению, что влечет за собой
появления чувства уверенности в себе, не только в
учебной деятельности, но и успешной адаптации в
обществе.

В качестве объекта исследования
выступает организация ситуации успеха в
педагогическом процессе.

Предмет исследования: создание
ситуаций успеха в учебно-воспитательном
процессе, влияющих на формирование
познавательного интереса учащихся.

Ученье – свет, дающий человеку
уверенность в своих действиях и поступках.
Приобрести эту уверенность помогают
образовательные учреждения разного типа, одним
из которых является школа. Однако часто
приходится слышать от учащихся фразы, выражающие
негативное отношение в школе. Ребенок, идя в
образовательное учреждение, надеется добиться
признания и рассчитывает заслужить любовь и
уважение со стороны учителей и одноклассников.
Крушение этого светлого оптимизма – самая
серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в
школу преисполненный желания учиться. Так почему
же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом
школа и ее методы обучения? Какую роль при этом
играет учитель? Может ли учитель сформировать
интерес у учащихся к учебному процессу и при
помощи чего? В настоящее время ответы на данные
вопросы достаточно актуальны для представителей
педагогической общественности.

На эти и многие другие вопросы искали
ответы не только наши современники, но и педагоги
прошлых лет. Тема, связанная с созданием ситуации
успеха, не могла не заинтересовать и меня. При
опросе учащихся 4 класса было выявлено следующее:

Работая в школе уже много лет, я поняла,
что одной из важных целей обучения является
развитие личности каждого ребенка, это возможно,
если обучение и воспитание построено таким
образом, что доставляет ребенку радость
познания. Обучение и воспитание будут
способствовать развитию ребенка в том случае,
если у него возникает интерес к учению. Но как
повлиять на его формирование? Для того чтобы
сформировать интерес у учащихся необходимо
создавать ситуации успеха!

О том, как лучше организовать обучение
детей рассуждал К. Д. Ушинский. В своем
педагогическом сочинении “Труд в его
психическом и воспитательном значении” К. Д.
Ушинский пришел к выводу, что только успех
поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок,
никогда не познавший радости труда в учении, не
переживший гордости от того, что трудности
преодолены, теряет желание интерес учиться.

В. А. Сухомлинский утверждал, что
методы, используемые в учебной деятельности,
должны вызывать интерес у ребенка к познанию
окружающего мира, а учебное заведение стать
школой радости. Радости познания, радости
творчества, радости общения. Это определяет
главный смысл деятельности учителя: создать
каждому ученику ситуацию успеха.

Большое внимание созданию ситуаций
успеха уделяет А. С. Белкин, доктор педагогических
наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры
в себя, трудно надеяться на его “светлое
будущее”. Одно неосторожное слово, один
непродуманный шаг учителя могут надломить
ребенка так, что потом не помогут никакие
воспитательные ухищрения.

Таким образом, ученик тогда тянется к
знаниям, когда переживает потребность в учении,
когда им движут здоровые мотивы и интерес,
подкрепленные успехом.

Успех в учении – единственный
источник внутренних сил ребенка, рождающий
энергию для преодоления трудностей, желания
учиться.

Успех – понятие неоднозначное,
сложное, имеет разную трактовку. С
психологической точки зрения успех, как считает
А. Белкин – это переживание состояния радости,
удовлетворение оттого, что результат, к которому
стремилась личность в своей деятельности, либо
совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел
их. На базе этого состояния формируются новые,
более сильные мотивы деятельности, меняются
уровни самооценки, самоуважения.

С педагогической точки зрения
ситуация успеха – это такое целенаправленное,
организованное сочетание условий, при которых
создается возможность достичь значительных
результатов в деятельности как отдельно взятой
личности, так и коллектива в целом.

Главный смысл деятельности учителя
состоит в том, чтобы создать каждому
воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно
разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”.
Ситуация – это сочетание условий, которые
обеспечивают успех, а сам успех – результат
подобной ситуации. Ситуация это то, что способен
организовать учитель: переживание же радости,
успеха нечто более субъективное, скрытое в
значительной мере взгляду со стороны. Задача
учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из
своих воспитанников возможность пережить
радость достижения, осознать свои возможности,
поверить в себя.

Переживание учеником ситуации успеха:

Технологические операции создания
ситуации успеха

-Снятие страха – помогает преодолеть
неуверенность в собственных силах, робость,
боязнь самого дела и оценки окружающих. “ Мы все
пробуем и ищем, только так может что-то
получиться”. “ Люди учатся на своих ошибках и
находят другие способы решения”. “ Контрольная
работа довольно легкая, этот материал мы с вами
проходили”.

– Авансирование успешного результата
– помогает учителю выразить свою твердую
убежденность в том, что его ученик обязательно
справиться с поставленной задачей. Это, в свою
очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы
и возможности. “ У вас обязательно получиться”.
“Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.

Система методов создания ситуации
успеха на уроке (из опыта работы)

Если задания на выбор предлагаются
систематически, то у детей вырабатываются
способности не теряться в ситуации выбора,
осознанно выбирать работу по силам, умение
объективно оценивать свои возможности. При этом
в классе сохраняется доброжелательная атмосфера
с элементами соревнования и взаимопомощи.
Деление класса на группы помогает организовать
взаимопроверку выполненных заданий.

Достаточно ценным для развития у
обучающихся адекватной самооценки и создания
ситуации успеха является предоставление
ученикам права выбирать предоставлять ему свои
знания для оценки учителем или нет. С целью
коррекции такого эмоционального состояния
учащихся как тревожность по поводу отметки
используется прием разделения классной доски на
2 поля: место на сомнение и место на оценку. Ученик
самостоятельно выбирает поле, когда идет
отвечать к доске, тем самым он сохраняет за собой
право предъявлять на оценку только тот материал,
который считает хорошо усвоенным. Выбрав поле
“место на сомнение”, ученик вправе спокойно
изложить учителю учебный материал, педагог при
этом не оценивает ответ отметкой. Многие
скептики могут усомниться в адекватности
данного метода, решив, что обучающиеся всегда
будут выбирать право не быть оцененными
учителем, избегая нежелательных отметок. Но
практика показывает, что младшие школьники чаще
всего выбирают для ответа поле “место на
оценку”. Позитивная поддержка учителя,
подбадривание учащихся способствуют
формированию у детей уверенности в собственных
силах, повышению самооценки.

Созданию ситуации успеха, на наш
взгляд, способствует использование педагогом в
учебно-воспитательном процессе коллективных
форм обучения. В данном случае действует принцип
“Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что
одному не под силу, то легко коллективу”.

Сочетание репродуктивных, проблемно –
поисковых и творчески – воспроизводящих методов
обучения.

Использование проектного метода в
обучении школьников

Метод проектов – педагогическая
технология, ориентированная не на интеграцию
фактических знаний, а на их применение и
приобретение новых, это самостоятельная
творческая работа обучающихся под руководством
учителя. Проекты могут выполняться детьми как
индивидуально, так и группами. Например, на
уроках технологии младшие школьники могут
работать над следующими проектами: “Город моего
будущего”, “Улица моей мечты”, “В гостях у
сказки” и т.д.

Для создания “ситуации успеха” на
уроке я использую следующие приёмы:

1) создание ситуации успеха, через
выполнение заданий посильных для всех учащихся,
изучение нового материала с опорой на старые
знания;

“Угадай сказку” (или рассказ).

По опорным словам отгадай название
рассказа из раздела “О братьях наших меньших” (2
класс).

Скрипка, ручей, щепка, музыка, медведь.

Дача, мальчики, ёжик.

2) положительный эмоциональный
настрой, через создание на уроке
доброжелательной атмосферы доверия и
сотрудничества, яркую и эмоциональную речь
учителя;

– Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!

Подарите улыбки друг другу. Если вы
научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша
улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь
окружающий мир – это большое волшебное зеркало.

3) рефлексия, через оценку собственной
деятельности и деятельности других, оценку
результата деятельности, вопросы, требующие
многовариантных ответов (например, “почему
было трудно?”, “что открыли, узнали на
уроке?” т.д.);

4) занимательность, необычное начало
урока, через использование музыкальных
фрагментов, игровые и соревновательные формы,
юмористические минутки.

С добрым утром! Начат день, В мире много
интересного,

Познавательный интерес направлен на
формирование учебной деятельности, которая
характеризуется умением самостоятельно
выделять учебную задачу (проблему) и овладевать
новыми способами учебных действий, приёмами
самоконтроля и самооценки своей учебной
деятельности. ( ФГОС)

Данная задача реализуется посредством
следующих приёмов:

1) включение учащихся в коллективную
деятельность, через организацию работы в
группах, игровые и соревновательные формы,
взаимопроверку, коллективный поиск решения
проблемы, приём “метод проб и ошибок”,
оказание учащимися помощи друг другу;

Пример: 1 класс. “ Сказки К. Чуковского”

– Я приведу вам несколько утверждений.
Если они верные, ставьте 1, если утверждение
неверное, ставьте 0.

2) необычная форма преподнесения
материала;

– Угадайте, кто сегодня будет героем
сказки?

В подполье, в каморке
Живёт она в норке,
Серая малышка,
Кто же это? (Мышка)

Правильно! Сегодня мы прочитаем
“Сказку о глупом Мышонке” С. Я. Маршака

3) создание проблемной ситуации, через
анализ, сравнение учебных объектов, организацию
обучения от учащихся;

Постановка проблемы (задача на
сообразительность)

* Росли две вербы, на каждой вербе – по
две ветки. На каждой ветке – по две груши. Сколько
всего груш? (На вербе груши не растут)

– Давайте подумаем, как можно
обозначить зрительно “нисколько”, “ни одной”.

4) сотрудничество на уроке, через
совместное решение проблемы и разрешение
противоречий, учебную дискуссию, выделение
существенных признаков предметов,
классификацию, обобщение;

5) привлечение учащихся к оценочной
деятельности, через организацию рефлексии,
использование рефлексивных линеек, отзыв
учащихся об ответе других, оценка промежуточных
достижений;

6) стимулирование деятельности, через
благодарность, словесное поощрение, выставку
лучших работ.

Как правило, учебная деятельность
ребенка побуждается не одним мотивом, а целой
системой разнообразных мотивов, которые
переплетаются, дополняют друг друга, находятся в
определенном соотношении между собой.

Форма организации работы на уроках в
режиме учитель – ученик – учитель позволяет
увидеть, реализована ли цель, поставленная на
уроке. На уроках работает служба “911”: кто не
может самостоятельно справиться с заданием,
поднимает сигнальный кружок. Тогда ученики,
справившиеся с заданием, помогают ему. Такой вид
работы помогает воспитывать доброжелательное
отношение друг к другу, развивает чувство
взаимопомощи, умение оценивать свои силы и
возможности, проводить самооценку. Учитель на
уроке использует много наглядных средств, что
позволяет активизировать как зрительную, так и
слуховую.

Осуществление диагностики
эмоционального состояния обучающихся в ходе
учебно-воспитательного процесса

Педагогу очень важно знать какой
эмоциональный фон преобладает в классном
коллективе в течение учебного дня и насколько
успешно оценивают свои учебные достижения
обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к
которой педагог подводит учащихся, подводя итоги
урока, использование самооценки и взаимооценки
детьми друг друга в течение урока.

Еще один интересный прием – работа с
“деревом настроений”, которое используется как
своеобразный диагностический инструмент для
определения настроения, эмоционального фона
учащихся в течение учебного дня.

На большом листе бумаги изображается
ствол дерева, для листьев делаются прорези.
Использую следующий цвет листьев – красный,
желтый, зеленый, фиолетовый. По желанию педагога,
можно расширить цветовой спектр и включить
листья черного, серого цвета. Приходя на занятия,
дети самостоятельно выбирают лист и вставляют
его в прорезь дерева. Анализируя цветовую гамму,
учитель может сделать вывод об эмоциональном
состоянии отдельных учащихся и всего класса в
целом. Интерпретация цвета: красный цвет
означает агрессивность, спонтанную активность,
критическое отношение к себе; фиолетовый –
угнетенное состояние, нежелание общаться, уход в
себя, недовольство собой и своими достижениями;
желтый – солнечное настроение, потребность в
активности, самоутверждении, удовлетворенность
своими успехами; зеленый – спокойное ровное
настроение.

В заключении хочется сказать, что мои
дети думаю любят уроки и ждут их с нетерпением,
каждый урок для них должен быть открытием нового,
ещё не познанного. Стремлюсь в своей работе к
созданию условий, обеспечивающих ребёнку успех в
учебной работе, ощущение радости на пути
продвижения от незнания к знанию, от неумения к
умению. Ведь, ребёнок – тайна. Он – загадка. Он
маленькое чудо, а чудеса непостижимы. Его можно
сравнить только с утренней звездой, холодный
блеск которой разогреет Солнце. От всех нас
зависит, чтобы новая звезда не стала падающей или
гаснущей.

  • Азаров Ю. П. Радость учить и учиться.
    М.:”Политиздат”, 1989.
  • Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать?
    М.:”Просвещение”, 1991.
  • Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – К.: Рад.
    шк., 1988.
  • Ушинский К. Д. Избранные педагогические
    сочинения. М.: “Педагогика”, 1974.

От автора: Если мы освобождаем собственного ребёнка от всего, кроме учебы, то обедняем его жизнь и не даём возможности компенсировать случайные неудачи в учебной деятельности успехами в другой деятельности. Если в жизни ребёнка только “неуспех” в школе и отсутствие успеха и значимости в других сферах жизни, то во взрослой жизни стать успешным практически невозможно. Опасно ограничивать жизнь ребёнка только школой. Создание ситуации успеха для собственного ребёнка, подкрепление этого успеха – обязанность родителей.

Ко мне на консультацию «притащили» ребёнка.

– Ничего не хочет, ничем не интересуется, тупо выполняет домашнее задание. Ни строчки, ни примера, ни слова, больше чем задано! Пытаемся заставить, на всё ответ: «Скучно!» Почему так? У него есть всё!  Мы, родители, работаем, учимся, а он не хочет!

Задаю родителям уточняющие вопросы:

– Вы учитесь сами по себе или с ребёнком вместе?  Вы трудитесь и получаете свой результат с удовольствием? Ребёнок об этом знает?  Вы наслаждаетесь своими успехами и результатами вместе с ребёнком?  Что и как Вы делаете вместе в своей семье?  Ребёнок значим для Вас? Он ощущает свою значимость?  Есть для ребёнка дело, задание, которое приносит результат здесь и сейчас. Он уверен, это необходимо всей семье? Ребёнок Вам нужен? Зачем?

Освобождая ребёнка от обязанностей, Вы живёте за него сейчас. А кто будет за него жить во взрослой жизни?  Если ребёнок не ощущает свою значимость, то у него формируется понимание:

«Я ничего не могу, я не соответствую, я не важен для родителей, без меня им лучше. Всё бесполезно, у меня не получится».

Именно подобные слова слышу я от детей, когда мы разбираемся в сложившихся ситуациях.

Из самых лучших побуждений, чтобы ребёнок жил лучше, чем жили мы, так как сейчас мы можем себе это позволить, мы освобождаем ребёнка от всего, кроме школы.

Любому из нас, что ребёнку, что взрослому, необходимо ощущать успех. Если количество неудач превышает количество успеха, то “нет сил жить”. Как убегание от неуспешности формируются различные зависимости.

Если у ребёнка нет положительного опыта преодоления “неуспеха”, то во взрослой/подростковой жизни он выберет убегание в алкогольную, наркотическую, игровую, сексуальную зависимость.

Если сейчас родители, бабушки, дедушки, тёти и дяди живут за ребёнка, то у него закрепляется привычка ничего не делать самому. А во взрослой жизни? Кто будет жить за ребёнка?

Эту привычку он возьмёт и во взрослую жизнь!

Вы это хотите?

Мы всё делаем за ребёнка, потому что, имея житейский опыт, это сделаем лучше и быстрее, чем он. Если это так, то мы лишаем его возможности полноценно жить, набираться опыта, сравнивать победу и поражение.

Детский опыт, школьный опыт, опыт взаимоотношений, ребёнок переносит во взрослую жизнь!

Если там только неудачи и неуспех и мы, взрослые, не показали ему как ВМЕСТЕ найти выход и прийти к успеху, то найдутся “доброжелатели”, которые подскажут ребёнку более лёгкий путь убегания от проблем.

Приходилось ли Вам приводить такой довод, воспитывая своего ребёнка: «Ты должен учиться, сейчас это твоё основное дело!»

Мы вбиваем ему в голову слова, которых он не понимает! От того, что ему непонятно, ему страшно!

А когда ребёнок увидит результат своего основного дела?

Через много – много лет?

А он умеет ждать этот результат?

А если результат не очень хорош, если что-то не получается? Если неприятностям и неудачам в этом деле нечего противопоставить, а другого дела/занятия у ребёнка НЕТ?

Ребёнок живёт ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС, в настоящем времени. Исключая из его жизни всё, что не относится к школе, мы приучаем его жить в прошлом или будущем! Мы исключаем из его жизни возможность УСПЕХА!

А это не на благо, а во вред!

Научите ребёнка преодолению трудностей! Создайте ситуацию успеха в малом, что позволит ему воспользоваться этим опытом в дальнейшей жизни. Из маленького успеха рождается большой.

Не обесценивайте неудачи и поражения. Вместе преодолевайте и подтверждайте ребёнку его возможность быть успешным.

Покажите ему, что Мир и Вы нуждаетесь в нём! Учитесь вместе быть успешными для начала в маленьких делах.

Статьи на любой вкус. Подпишись и читай.

Мои книги в электронном и печатном варианте.

Ирина Василакий, арт, гештальт-терапевт, расстановщик, специальный детский психолог, дефектолог +7 916 536 536 2 WhatsApp, скайп irino4kavas

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *