Проблемы социально-психологической адаптации
и самореализации на уроке
Оценку провести в баллах:
1 – частично
0 – нет
Программа наблюдения на уроке за учащимися
исследовать деятельность учителя по созданию адаптивной среды на уроке.
Оценка степени адаптивности урока
Оцените каждую позицию в баллах, подсчитайте сумму баллов и вычислите «
0 – критический уровень
1 – низкий уровень
2 – допустимый уровень
3 – оптимальный уровень
Вывод: _______ % адаптивности урока (сумма баллов ___)
Анкета для родителей
Часто не часто никогда
да нет не совсем
Программа наблюдения за деятельностью педагога по созданию адаптивной среды
Успех меняет человека.
Он делает человека уверенным в себе,
придает ему достоинство, и человек обнаруживает
в себе качества, о которых не подозревал раньше.
Джой Бразерс
Когда, на каком этапе и почему происходит перелом? И кто виноват — учителя, родители или применяемая методика обучения?
Этот вопрос рассматривается уже не одно десятилетие. И выводы, к котором приходят опытные наставники, схожи — секрет в создании ситуации успеха.
Например, К. Ушинский утверждает, что ребенок, не познавший радости от преодолений трудности, не ощутивший вкуса победы, теряет к учебе интерес. Вторит мэтру и А. Белкин, доктор педагогических наук, который прямо заявляет, что если у ребенка подорвана вера в себя, если ему не дали вкусить радости успеха, никакие педагогические ухищрения не возродят былого интереса к познанию.
Что такое успех и зачем он нужен на уроке
Успех — понятие неоднозначное, многогранное. С точки зрения психологии, это эмоции радости, удовлетворения, связанные с преодолением сложной задачи. В этом отношении чувство успеха схоже с чувством эйфории.
С точки зрения педагогики, успех — это моделирование определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов как для отдельного ученика, так и для всего коллектива.
Переживание эмоций, связанных с успехом позволяет:
Таким образом, одна из основных задач учителя сводится к созданию ситуаций успеха.
Изучение социально – психологической адаптации
3 балла – редко поднимает руку, но отвечает правильно
2 балла – учебная активность на уроках носит кратковременный характер
1 балл – пассивен на уроке, дает отрицательные ответы
0 баллов – не включается в учебный процесс
3 балла – редкие ошибки
2 балла – плохое усвоение материала по одному из основных предметов
1 балл – частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, много исправлений, непостоянство оценки
0 баллов – плохое усвоение программ
3. Поведение на уроке.
4 балла – выполняет требования учителя, но иногда отвлекается от урока
3 балла – поворачивается, обменивается репликами с товарищами
2 балла – часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряжённость в ответах
1 балл – выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние занятия
0 баллов – не выполняет требования учителя, большую часть урока занимается посторонними делами.
4. Взаимоотношения с одноклассниками.
5 баллов – общительный, легко контактирует с детьми
4 балла – малоинициативен, но легко вступает в контакт
3 балла – сфера общения ограничена
2 балла – не вступает в контакт, но находится рядом с детьми
1балл – замкнут, изолирован от других детей
0 баллов – проявляет негативизм по отношению к детям
5. Отношение к учителю
5 баллов – проявляет дружелюбие по отношению к учителю
4 балла – дорожит хорошим мнением о себе, стремится выполнить все требования
3 балла – старательно выполняет все требования, но за помощью не обращается
2 балла – требования выполняет формально, не заинтересован в общении с учителем
1балл – избегает контакта с учителем
0 баллов – общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям
5 баллов – хорошее настроение часто улыбается, смеётся
4 балла – спокойное эмоциональное настроение
3 балла – эпизодическое проявление сниженного настроения
2 балла – проявляет отрицательные эмоции (тревожности, огорчение, страх, обидчивость)
1балл – депрессивное настроение
0 баллов – агрессивные проявления по отношению к учителю и одноклассникам
Протокол изучения социально – психологической адаптации
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 582 углубленным
изучением английского и финского языков Приморского района
Смирнова Татьяна Ивановна учитель математики.
«Методы и приемы создания ситуации успеха на уроке.»
Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому
воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия
– это сочетание условий, которые обеспечивают
успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное,
скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Переживание учеником ситуации успеха:
повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы,
позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной
стимулирует к высокой результативности труда;
корректирует личностные особенности такие, как тревожность,
развивает инициативность, креативность, активность;
поддерживает в классе благоприятный психологический климат
Типы ситуаций успеха
Неожиданная радость – чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя.
Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия.
Радость познания. Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение. Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы учителя , формирующего радость познания.
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям.
Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые
осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения.
Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании
благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ним задачей.
Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из
последовательности следующих операций
Ни один ребенок не приходит в школу
двоечником. Он приходит преисполненный желания познавать новое, быть успешным в этом новом для него мире под названием «школа». Только успех поддерживает интерес
ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться. Первой заповедью воспитания К. Д. Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения. В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение – стать школой радости –радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех и в дальнейшей взрослой жизни.
Приемы создания ситуации успеха.
1 “Эмоциональное поглаживание”.
Учитель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит
“молодец”, “умница “, “Ребятки, я горжусь вами!”. Мы с вами знаем, каков
преобладающий тон школьных отношений. Ребенок часто слышит из уст
учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на
сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое
достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу,
отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог
2 «Холодный душ»
На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема,
взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим
обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны,
активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как
правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива
благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей.
Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация
радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников
педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.
3 «Умышленная ошибка»
Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки.
Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой
гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя!
Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на
известном учащимся материале, который используется в доказательстве в
качестве опорного знания.
Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при
которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к
выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен
получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга
учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие,
но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более
серьезные задачи, вдохновить на их решение.
5 . « Эскалатор»
Учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по
ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и
Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает
возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.
Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но он этот
момент не упустит, сумеет его материализовать.
Этот прием взывания к чувствам ученика можно применять в том случае, когда
есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей
Главная роль отведена учителю. Интеллектуальный потенциал скрывается в
каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его
энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством
слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется
на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется
вера в себя.
9 «Следуй за нами»
Смысл в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему
возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция
окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и
стимулом познания, и результатом усилий
10 «Обмен ролями»
Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал
интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы
создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные
самостоятельные акты «обмена ролями», превращаясь из формы деловой игры
в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: «Чем
ярче личность, тем ярче коллектив».
В случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха
других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость
Механизм «заражения» построен на передаче настроения от одной
микрогруппы к другой. Общая радость не представляет собой однородного
целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микрогрупп
школьников. Ее осознание, переживание определяется ролью этих микрогрупп.
Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие видели
результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость
поддержки, радость состояния «своего среди своих».
Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир
неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь
с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное
отношение к возможностям человеческого разума.
13 «Отсроченная отметка»
Отметка выставляется лишь
тогда, когда ребенок заслуживает либо
положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с
оценкой! Отметка — зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она
нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о д в и ж
е н и и вперед, о достижении ребенка. Не следует торопиться с плохими
отметками, ребенку нужно дать шанс!
Использование ситуации успеха должно помочь учащимся осознать себя полноценной личностью. Переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах; появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха; положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.
Деятельность учителя – преподавание, строится на основе системы методов.
Охарактеризуем методы, оперируя которыми педагог сможет создать условия
для переживания учащимися ситуации успеха.
С чего начинается создание ситуации успеха на уроке?
Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Возможно, с необычного начала урока. С создания психологического климата, обстановки жизнерадостности, разумного сочетания репродуктивных и творческих методов. С предвкушения необычности, способности учителя удивлять.
Методы и приемы, моделирующие ситуацию успеха.
Алгоритм создания ситуации успеха на уроке.
Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе.
Второе условие – снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи.
Ключевой момент – высокая мотивация: во имя чего? Ради чего? Зачем?
Реальная помощь в продвижении к успеху.
Краткое экспрессивное воздействие на учеников – педагогическое внушение (Успехов! За дело! И т.д.)
Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы
Правила, обеспечивающие ситуацию успеха.
Известно, что успех – это горючее развития, своего рода пусковой механизм самосовершенствования, саморазвития школьника.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
Успех меняет человека.
Он делает человека уверенным в себе,
придает ему достоинство, и человек обнаруживает
в себе качества, о которых не подозревал раньше.
Джойс Бразерс
В современных условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов главная задача школы – воспитать человека, готового к самообразованию. Говоря более простым языком, школа должна научить ребенка учиться.
Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Если нет охоты учиться – учение мучительно и бессмысленно.
Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? В. А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.
Тема, связанная с созданием ситуации успеха давно волнует и меня. Одной из важных целей обучения в начальной школе является развитие личности каждого ребенка. Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха.
Что такое успех?
Успех – понятие неоднозначное, многогранное. С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. В этом отношении чувство успеха схоже с чувством эйфории.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Что ведёт к успеху?
Нетрадиционные формы урока
Нетрадиционные формы обучения
В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. Поэтому педагогически оправдано создание для такой категории школьников ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности.
Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными и не вербальными средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.
Технологические операции создания ситуаций успеха:
Если взрослые, обладающие большим авторитетом у детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходится на успехи, то складывается мотив достижения успехов.
Система методов создания ситуации успеха на уроке.
Деятельность учителя – преподавание, строится на основе системы методов. Вот методы, оперируя которыми я могу создать условия для переживания учащимися ситуации успеха. Это прежде всего системно-деятельностный подход, который положен в основу реализации ФГОС.
Системно-деятельностный подход к обучению предусматривает:
Реализация деятельностного подхода обучения опирается на следующие методы: проектный, ролевые деловые игры, проблемный метод, исследовательский метод, метод решения практических задач,коллективной творческой деятельности, поисковый метод. Все эти методы помогают учителю создать ситуацию успеха в обучении.
Я очень люблю использовать на уроках сюжетно-ролевые игры. Это уникальная форма работы на уроке, секрет её в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности, заставить играть нельзя, а увлечь игрой можно. Она превращает учебный процесс в занимательную деятельность. Игра – неиссякаемый источник развития ребёнка, которая позволяет ему раскрыться всеми гранями своей личности, только в ней возможны высшие достижения ученика, которые завтра станут его реальностью.
Например, на уроках окружающего мира и литературного чтения очень интересно проходит игра «Папарацци». Класс делится на «отделы», в которых журналисты работают по определённой теме. Журнал мы называем по теме урока, например, «Города Золотого кольца России». Задача учеников – журналистов подобрать интересный по теме материал, обсудить его в группах, проанализировать, потом «представить материал в номер». Такая форма организации урока настолько увлекает ребят, что в группах часто возникают споры по поводу отбора материала, его оформлении, для того чтобы его «приняли в печать». Для таких уроков возможности информационно-компьютерных технологий просто незаменимы.
Важно, чтобы в каждую группу входили учащиеся с разным уровнем подготовки, и каждому нашлось занятие по интересам. На последней стадии мы обсуждаем получившийся журнал, каждый проводит самооценку и самоанализ своей деятельности.
В процессе такой игры учащиеся учатся критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильные решения, выражать согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценивать эмоциональное поведение друг друга, проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнёрам.
Методы дифференцированного обучения
В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие затруднения в учебе. Я использую приёмы, которые могут активизировать ученика, приободрить его, вселить веру в собственные силы, содействовать изменению низкой самооценки.
На уроках математики я часто даю самостоятельную работу в виде игры «Кто первый прилетит на Луну». А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Например, каждый получает карточку с заданием-задачей. Задача у всех одна и та же, но степень помощи к ее решению для каждого ученика разная.
Хорошо подготовленным ученикам предлагаю решить задачу по краткой записи, а слабо успевающим ученикам – составить задачу по краткой записи и закончить ее решение.
Объясняю цель игры: тот, кто решит задачу быстро и правильно, может считать себя удачно приземлившимся на Луну.
Используя такие задания, я ставлю цель привить любовь к математике учащимся с разными математическими способностями. Все стараются выполнить задание, все хотят быть «лунатиками».
Ещё на уроках математики и русского языка, особенно на уроках закрепления и применения усвоенных знаний, я часто использую игры-викторины.
Правила игры: Доска разделена на три части по числу команд. На каждой части доски я записываю баллы, которые «зарабатывает» во время викторины соответствующая команда. Каждый вопрос имеет свою «стоимость», её я заранее сообщаю классу. Например, вопрос, проверяющий знание определений, оценивается в один балл, задача – в два балла, нестандартное задание – в три балла. Задания я готовлю заранее. Эти игры хорошо идут при организации групповой работы.
Игра «Угадай-ка» заключается в следующем. Один из учеников (лучше “слабый”) выходит за дверь, он – угадывающий. С остальными ребятами мы выбираем объект для обсуждения (геометрическая фигура, часть речи и т.д.). Об объекте ребята должны вспомнить всё, что знают. Называть “объект” своим именем нельзя. Его заменяют словами “она, “он”, “это” и т.д. Определение даётся в последнюю очередь. После быстрого обсуждения “угадывающий” приглашается в класс, и ребята описывают то, что загадали, для него. Участвует весь класс, каждый обязательно хочет высказаться и вспомнить такое, что не помнит никто о данном «объекте». Конечно, после 2-4 предложений уже становится ясным, что загадали ребята, но по правилам игры угадывающий должен терпеливо ждать, пока не выскажутся все желающие. Эта игра позволяет повторить в полном объёме весь теоретический материал, соответствующий выбранному для обсуждения объекту, вызывает большой интерес у ребят.
В течение всего урока я часто произношу слова: «хорошо», «отлично», « замечательно» «молодец», «умница». В конце концов, ребёнок поверит учителю и станет принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку. Да, я «молодец», да, я «умница». Я заслужил эти слова, и всё время буду доказывать, что я «молодец»!
Характер творческих заданий может быть различным:
Вторая и третья группа продолжают работать под моим руководством, после чего средние ученики также получают задание с элементами творчества. А я имею возможность поработать с группой слабых учеников и осуществить усиленное закрепление материала на основе возврата к изученному. Каждый ученик в такой ситуации работает в меру своих возможностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от осуществляемой деятельности.
Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения.
Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Я всем детям объявляю о разной степени сложности упражнений и предлагаю каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом. Безусловно, к такому выбору ученика надо специально готовить. Во-первых, у него уже должны быть сформированы некоторые умения работать самостоятельно, при этом дается установка: сначала работаем вместе, чтобы потом ты мог работать сам (только то, что ты сделаешь самостоятельно, будет иметь значение). Во-вторых, нужна постоянная воспитательная работа, в результате которой ученик утверждается в мысли, что только тот может добиться успехов в учении, в жизни, кто работает энергично, активно, на пределе своих возможностей.
Если задания на выбор предлагаются систематически, то у детей вырабатываются способности не теряться в ситуации выбора, осознанно выбирать работу по силам, умение объективно оценивать свои возможности. При этом в классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи. Деление класса на группы помогает организовать взаимопроверку выполненных заданий.
Созданию ситуации успеха еще способствует использование в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. Часть школьников, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет мне оживить занятие. Формы коллективной учебной работы обучающихся, используемые мною на уроках: работа в парах постоянного и сменного состава, работа в группах ( тройках, четверках), коллективная работа (класс делится на 2-3 группы или выполняется общая для всего класса работа).
Метод проектов http://holmrzdo.edusite.ru/DswMedia/situaciyauspexaprezentaciya.pptx” – педагогическая технология, ориентированная на применение знаний и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами. Например, на уроках окружающего мира младшие школьники могут работать над следующими проектами: “Заповедные места моего края”, “Известные люди моего города”, “Из истории детских обязанностей”, “Имя в жизни человека”, “Морская свинка – идеальное животное для детей любого возраста”, “Моя любимая кошка “и т.д. На уроках русского языка и литературного чтения: “Маршрут доктора Айболита в сказке К. И. Чуковского”, “Не сказочные размышления о сказке”,”Пиноккио и Буратино”,”По тропинкам Басни”, “Поиск слов-глаголов, которые с не пишутся слитно”и т.д.
Значение метода проектов в технологии создания ситуации успеха на уроке:
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что одной из основных целей, стоящих передо мной как учителем, является создание ситуации успеха для каждого ученика.
А средствами её достижения считаю:
Организация ситуации успеха на уроке – это не только гарантированный интерес детей к учебной деятельности, но еще и гарантия прочного усвоения знаний всеми учениками.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
- Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: “Просвещение”, 1991.
- Воробьев Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. М.: “Просвещение”,1991.
- Глассер У. Школы без неудачников. М.: “Просвещение”, 1991.
- Кочетов А. И., Верцинская Н. Н. Работа с трудными детьми. М.: “Просвещение”, 1986.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: “Владос”, 1995.
Варианты моделирования ситуаций успеха на уроках
С другой стороны, еще А. Камю заметил: “Для человека больше пользы, когда его изображают в выгодном свете, чем когда его без конца попрекают его недостатками. Всякий человек, естественно, старается походить на свой лучший образ”.
То есть важно научится вербально создавать правильный настрой. С помощью похвалы можно, к примеру, помочь преодолеть неуверенность “Этот материал мы проходили, так что контрольная не покажется вам трудной”), закрепить эмоцию позитива (“У вас обязательно получится”), заинтересовать лично (“Это задание я могу поручить только тебе”), позволить порадоваться даже незначительному успеху (“Сочинение не совсем получилось, зато тебе здорово удалось раскрыть характер главного героя”).
Как часто хвалить? — это вопрос вопросов. Бывает, что один учитель не скупится на дифирамбы, другой, наоборот, скуп на лестные слова, считая, что похвалу нужно заслужить. И оба по-своему правы. Наверное, этот вопрос должен решаться индивидуально учителем и конкретно для каждого ученика. Бывает, что доброе слово толкает ребенка на совершение “новых подвигов”. А вот другие ученики начинают “светиться от радости”, когда слышат только заслуженную оценку. Третьим (особенно из числа тех, кого постоянно хвалят) нередко бывает полезен и “холодный душ”.
Каждый ребенок желает утвердиться не только в глазах учителя, но и среди одноклассников. В этой связи неплохо будет, если за определенные достижения хвалить ребенка всем классом. Например, можно овациями встречать победителя школьного конкурса, предметной олимпиады или просто ученика, выполнившего интереснейший проект.
Суть его в том, что учитель создает такую ситуацию, в ходе которой ученик сам приходит к интересному выводу, который раскрывает доселе неизвестные ему собственные личностные качества. Например, можно предложить ученикам создать образ главного героя произведения любыми методами: с помощью рисунка, музыки, сняв фильм, сложив песню или стихотворение. Подобные творческие задания раскрывают потенциал детей, а учитель в результате получает целый “букет” талантливо выполненных работ.
Этот прием взят из методов дифференцированного обучения и позволяет каждому ребенку выполнить задание, которое ему под силу. При этом более сильные ученики получают шанс блеснуть своей эрудицией, “середнячки” могут отличиться творческим походом, зато и самые слабые получат удовлетворение от выполненного задания.
Ученикам предлагается выбрать себе задание самостоятельно. Содержание задания должно быть одинаковым, ученики же могут выбрать объем, сложность выполнения, выбрать индивидуальное задание или работу в парах/группе, самостоятельную подготовку или с помощью учителя.
Во-первых, у детей формируется навык не теряться в ситуации выбора, во-вторых, это приучает к осознанному выбору, к адекватной оценке своих сил и способностей.
Один из методов, который позволяет ученику наглядно видеть свои достижения: есть повод для гордости и переживания успеха. Портфолио можно разделить на несколько разделов: “Мои достижения”, “Мои награды”, “Мое творчество”, “Отзывы”. Хорошо, если к наполнению портфолио привлекаются не только учителя, но и родители, и одноклассники.
Помните, как в фильме “Самая обаятельная и привлекательная” героини постоянно внушали себе, что они самые-самые. Самовнушение пришло в педагогику из психологии и оно, действительно, помогает укрепить веру в себя, почувствовать себя более уверенным, сильным, способным. Элементы самовнушения можно включать в физминутки, с такого приема можно начать весь урок или его практическую часть.
Создание ситуации успеха в школе — один из ключевых моментов мотивации к учебе, воспитание интереса к познанию, воспитание сильных черт характера. Другими словами: успех в учебе сегодня — успех в дальнейшей жизни.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.