Ситнова Ольга Евгеньевна Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней
Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней.
Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме учебной программы, курса в целом.
Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагога.
Методическая разработка может представлять собой :
наталья постолова Консультация для педагогов «Как написать методическую разработку»
Развитие современной педагогики невозможно без создания новых методик.
Появление новых учебных дисциплин и их преподавание требует новых
методических разработок. Методическая разработка представляет собой пособие для преподавателя, в котором отражены цели, средства, методы и формы преподавания той или иной дисциплины. В методической разработке обязательно должен быть элемент новизны, иначе она никому не будет нужна. Методической разработкой может быть как конспект отдельного урока, так и методика преподавания курса в целом.
Наталья Гончарова Методические рекомендации, предъявляемые к оформлению методической разработки
1- 3 СЛАЙД
– Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались, узнать, что такое методическая разработка, её виды.
Научиться правильно, грамотно и обдуманно планировать образовательную деятельность.
Что же такое методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме основной или дополнительной образовательной программы.
Публикация «Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней» размещена в разделах
· Разработку конкретного занятия
· Разработку серии занятий
· Разработку темы программы
· Разработку частной (авторской) методики преподаваемого предмета
· Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания
· Разработки, связанные с изменениями материально-технических условий преподавания предмета
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию, необходимо:
1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
2. Определить цель методической разработки.
3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
4. Составить план и определить структуру методической разработки.
5. Определить направления предстоящей работы.
Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на занятиях; использование современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т. д.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ
1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения
3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.
6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения.
9. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».
10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки-задания, образцы УПД, планы занятий, карточки-схемы, тесты, задания и т. д.)
4. Основная часть.
6. Список использованных источников.
В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.
Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т. е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.
Структура методической разработки занятия
В основной части методической разработки занятия можно выделить следующие разделы:
Обоснование выбора темы занятия
Методические рекомендации по проведению занятия
План занятия (с технологической картой)
Дидактический материал к занятию (в виде приложений)
Список литературы (источников) для учащихся
Список литературы для педагога
Рекомендуемый план занятия
1. Тема программы
2. Тема занятия
3. Тип занятия
Тип занятия определяется целью организации занятия, т. е. целью его проведения:
Занятие изучения нового учебного материала
Занятие совершенствование знаний, умений, навыков
Занятие обобщения и систематизации знаний
Занятие контроля знаний, умений и навыков
4. Вид занятия.
Вид занятия определяется формой совместной деятельности педагога и учащихся, которая доминирует на занятии:
Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени)
5. Цель методическая.
Методическая цель для каждого занятия подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т. д. Если занятие открытое, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данное занятие.
6. Цели образования (обучения, воспитания, развития).
Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков, воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т. д.).
7. Межпредметные и внутрипредметные связи.
8. Материально-техническое обеспечение занятия.
Рекомендуемая технологическая карта занятия
Дидактическая структура занятия
Методическая подструктура занятия
Признаки решения дидактических задач
Способы организации деятельности
Дидактическая структура занятия включает в себя следующие дидактические задачи:
1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.
2. Формирование новых понятий и способов действий.
3. Применение понятий и способов действий.
4. Наиболее эффективно, когда на занятии решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа занятия).
Дидактические методы (по Лернеру И. Я.)
3. Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.
Форма деятельности зависит от применения метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.
Методы и методические приемы обучения
Метод (от др. –греч. – путь) – систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.
Многообразие методов :
Более подробно с описанием данных методов можно ознакомиться в Материале из Википедии – свободной энциклопедии https:// ru/Wikipedia.org/wiki/ Метод
Часть методов предлагаем обсудить с коллегами:
· Метод демонстрации (наблюдения). Осуществление этого метода достигается путем показа (демонстрации) действия.
· Словесный метод заключается в сообщении учащимся о том, как выполняется действие, решается задача.
· Метод подводящих (специальных) упражнений выражается в использовании уже известных правил.
· Метод изучения по элементам (метод «вычленения»). Этим методом осуществляется разучивание действий по составляющим его элементам.
· Целостный метод представляет собой изучение 9совершенствование) действия в целом, без расчленения его на отдельные элементы. В процессе обучения он используется при освоении простых приемов.
· Метод акцентирования внимания заключается в том, что предлагается обратить особое внимание на выполнение какого-либо из элементов решения поставленной задачи.
· Метод дифференцирования. Сущность метода состоит в том, что упражняющийся должен своевременно среагировать соответствующим действием только на строго определенные ситуации, воспроизводимые педагогом (обучающимся, пропуская без внимания остальные.
· Контрольный метод.
· Соревновательный метод характеризуется выполнением действий в обстановке соперничества.
· Метод анализа предполагает теоретический и практический разбор изучаемого (совершенствуемого).
· Методический прием – дополнительный ориентир предполагает использование дополнительных слуховых, зрительных и кожно-мышечных раздражителей.
· Методы организации взаимодействия обучающихся и накопления социального опыта, предполагает организацию совместной деятельности обучающихся.
· Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств обучающихся.
Методы обучения – способы совместной деятельности педагога и обучающихся, направленные на решение задач обучения.
Прием – это составная часть или отдельная сторона метода.
Например, в методе организации работы обучающихся с учебником и книгой выделяют следующие приемы: конспектирование, составление плана конспекта, постановка тезисов, цитирование, рецензирование, написание словаря пройденной темы.
Один и тот же способ обучения в одних случаях может выступать как самостоятельный метод, а в других – как прием обучения. Например, объяснение является самостоятельным методом обучения. Однако, если он только эпизодически используется педагогом в ходе практической работы, то в этом случае объяснение выступает лишь как прием обучения, входящий в метод практической работы.
Метод и прием могут меняться местами.
Классификация методов обучения
Поскольку ученые-дидакты не пришли к единому пониманию и толкованию сути понятия «метод обучения», то не прекращаются дискуссии вокруг подхода к проблеме классификации этих методов и самой классификации.
Е. И. Перовский и Д. О. Лордкипанидзе предложили классификацию методов обучения по источникам получения знаний. Они выделяют три группы методов :
М. А. Данилов и Б. П. Есипов представляют классификацию по дидактическим целям:
· методы приобретения новых знаний
· методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике
· методы проверки и оценки знаний, умений, навыков
Организационная классификация Ю. К. Бабанского:
· методы организации учебно-познавательной деятельности
· методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
· методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер предложили классификацию методов обучения по уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность (или по характеру познавательной активности учащихся) :
· объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный (рецепция – восприятие)
· проблемное изложение материала
· частично-поисковый (эвристический)
Кроме этого, выделяют методы обучения :
· по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный
· по характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный (умозаключение от частного к общему, дедуктивный (от общего к частному, традуктивный (логическое умозаключение, в котором посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности).
Средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструментов деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
· печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы. Раздаточный материал и т. д.)
· электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультумедиа – мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. п.)
· аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т. п.)
· наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
· демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
· учебные приборы (компас, барометр, колбы и т. д.)
· тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. п.)
· учебная техника (автомобили, тракторы и т. д.)
Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:
· объемные пособия (модели, коллекция, приборы, аппараты и т. п.)
· печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т. п.)
· проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т. п.)
Способы организации деятельности педагога и учащихся (по Молчан Л. Л.)
Ход образовательной деятельности
I. В ВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Этап. Введение в игровую ситуацию (или организационный момент).
Любая образовательная деятельность начинается с организационного момента, его цель – собрать внимание детей и подвести их к теме и цели деятельности. Сюда включаются упражнения на внимание, развитие памяти, соответствующие теме деятельности.
Что бы заинтересовать детей можно использовать: новую игрушку, необычный звук, игру на внимание, письмо, сюрпризный момент.
2. Этап. Мотивация.
Формирование представлений о предстоящей деятельности. ( Игровая ситуация должна быть непосредственно связана с темой занятия: чему нужно научить детей).
Формирование умений слушать и руководствоваться указаниям взрослого.
3. Этап. Постановка проблемы.
Затруднение в игровой ситуации.
Этот этап позволяет педагогу познакомить детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности, либо созданию проблемной ситуации, требующей разрешения.
Поиск выхода из затруднительной ситуации.
II. О СНОВНАЯ ЧАСТЬ
4. Этап. Актуализация знаний.
Задачи этого этапа: актуализация имеющихся знаний, представлений.
Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.
Деятельность педагога: с помощью наводящих, проблемных вопросов, рассказывания, объяснения, организации поисковой деятельности, подвести детей к воспроизведению информации, необходимой для успешного разрешения проблемной ситуации, либо усвоению нового.
5. Этап. « Открытие» детьми новых знаний, способа действий.
На этом этапе воспитатель, используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи.
6. Этап. Самостоятельное применение нового на практике.
Либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы).
Задача данного этапа: овладение способами действия, применение полученных (уже имеющихся) умений, представлений.
Деятельность педагога заключается в организации практической деятельности, оказание необходимой помощи, организации взаимодействия в достижении результата.
Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.
На этом этапе воспитатель предлагает игры, в которых новое знание используется совместно с изученными ранее.
Возможно также включение дополнительных заданий на тренировку мыслительных операций и деятельностных способностей, а также заданий развивающего типа, направленных на опережающую подготовку детей к последующим занятиям.
III. З АКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
7. Этап. Итог занятия. Систематизация знаний.
Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, обобщение полученного ребенком опыта.
В завершение, воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Что узнали?», «Кому помогли?».
Воспитатель отмечает: «Смогли помочь, потому что научились., узнали.».
8. Этап. Рефлексия.
Формирование элементарных навыков самоконтроля,. самооценки
(для младшего возраста – рефлексия настроения и эмоционального состояния, для старшего – рефлексия деятельности, или содержания учебного материала).
Возможно использование элементов рефлексии – что получилось? Что не получилось? Почему? Что было сложно, а что легко? Кто тебе помогал? Было ли проще работать в команде, в паре? – вопросы должны помогать детям осознать свои действия, чувства, эмоции.
Возможна табличная форма описания деятельности.
В этой форме есть положительные моменты – ярко видна активность детей и педагога, а также результат и предполагаемые риски и методы их преодоления по каждому действию, что позволяет оценить их целесообразность.
Тема образовательной деятельности.
Предварительная работа с воспитанниками.
Дидактическое обеспечение НОД: (дидактические материалы, оборудование)
Публикация «Консультация для педагогов „Как написать методическую разработку“» размещена в разделах
1. Выберите тему. У опытных педагогов, которые давно работают по интересующей
их тематике, с этим проблем не возникает. Начинающему учителю или
воспитателю необходимо тщательно подойти к этому вопросу: тема должна быть востребованной, актуальной для общества и интересной другим педагогам.
2. Определите цель работы по данной теме. В конечном итоге она и станет целью данной методической разработки. Цель во многом зависит от того, что именно вы пишете. Для конспекта отдельного урока будет достаточно небольшой цели, которой можно достичь в ходе одного занятия — например, актуализация знаний по определенной теме, формирование одного или нескольких навыков. Для более крупных разработок нужны более крупные цели.
3. Если вы только начинаете работать по объемной теме, проведите начальный
эксперимент или диагностику. Выясните, в какой степени учащиеся обладают
качествами, которые вы бы хотели у них сформировать. Сформулируйте положения
относительно того, что нужно сделать, чтобы эти требуемые качества достигли
высокого уровня развития у всей группы учащихся. Исходя из этих данных,
определите направление работы.
4. Изучите литературу по данной теме. Выпишите, с чем вы не согласны и что
хотели бы взять для своей работы. Составьте план работы и начинайте копить
материал. После того, как вы проведете нужное количество уроков по теме,
организуйте диагностику или результирующий эксперимент и посмотрите,
насколько эффективна предложенная вами методика.
5. После того, как материал собран, приступайте к оформлению методической
разработки. Некоторые разделы можно начать писать заранее. Например,
аннотацию, где необходимо указать проблематику и предназначение данной
6. Напишите введение. В этой части необходимо указать, почему вы выбрали
именно эту тему, насколько она важна, что сделали в этом направлении ваши
предшественники, и какое развитие их методы получили в вашей работе. Можно дать краткий обзор имеющейся литературы. Введение — довольно короткая часть, оно занимает не более 2-3 страниц.
7. Основная часть наиболее объемна, и ее необходимо разделить на несколько более мелких разделов. Сначала необходимо указать, насколько важна предложенная вами тема, сколько времени вы отводите на ее изучение, какие знания даете учащимся и какие умения и навыки у них формируете. Укажите связь данного урока или раздела программы с другими частями курса, с другими учебными дисциплинами. Предложите читателям методы и формы обучения, которыми вы пользовались в своей работе. Здесь же можно рассказать о результатах
диагностики или начального и результирующего экспериментов.
8. В заключении сделайте выводы, объясните, почему лучше пользоваться
предложенными вами методами. Отдельным разделом укажите список
использованной литературы. Составьте приложения. В приложениях можете
привести рисунки и эскизы наглядного материала, таблицы, графики. Можно
наглядно оформить результаты экспериментов и указать их в приложениях.
Количество приложений обычно не ограничивается, чем их больше — тем удобнее будет вашим последователям пользоваться вашей методикой.
Как писать методические пособия
Методическое пособие – это документ, в котором подробно излагается оптимальная последовательность в освоении определенного научного или учебного материала.
Методическое пособие базируется на фундаментальных научных трудах по данной дисциплине и практических исследованиях. Как правило, работа отражает авторское мнение об эффективных способах достижения наилучших результатов.
1 Изучите существующие материалы по теме будущего пособия. Ознакомьтесь с основополагающими научными трудами по предмету и последними
исследовательскими данными. В качестве источников выбирайте не только
привычные книги, но и солидные сетевые ресурсы, и тематические каналы ТВ,
материалы научных конференций и симпозиумов, желательно, государственного и
международного уровня. Это придает методическому пособию необходимый
2 Одной теории для создания методических пособий недостаточно. Наилучшим
решением будет самостоятельное прохождение всех этапов, в соответствии с
рекомендациями вашего же пособия. Это не только покажет его жизнеспособность,
но и может вскрыть некоторые неточности и недоработки. Тогда необходимо будет внести корректировки в рабочий материал.
3 Составьте план будущего пособия. Отразите в нём самое главное в виде тезисов и
коротких замечаний. Этот план-схема в дальнейшем послужит основой для
конечного текста и позволит вам легко изменять конструкцию пособия для
достижения наилучшего результата.
4 Разработайте контрольные вопросы по теме «методички» и варианты решения рассматриваемых в ней задач и проблем. Дополните текст методического пособия иллюстрациями, диаграммами и фото. Приведите конкретные примеры грамотного использования изложенной методики.
5 Создавая методическое пособие, старайтесь излагать материал как можно более простым и понятным языком. Подобные работы, в первую очередь, предназначены для людей, которые только начинают осваивать данный предмет.
6 Не забудьте указать в конце работы список использованной литературы, а также ваши рекомендации по учебным и научным материалам, изучение которых поможет в освоении данного предмета.
Как написать методическую разработку?
Рекомендации к написанию и оформлению методической разработки
Методическая разработка – это письменная работа, представляющая опыт педагогической деятельности аттестуемого педагога или управленческой деятельности руководящего работника, который может быть использован в практической работе участниками образовательного процесса.
Методическая разработка позволяет педагогическим и руководящим работникам осмыслить, обобщить и систематизировать свой опыт, представить свои предложения по совершенствованию образовательного процесса.
В методической разработке могут быть представлены учебная программа, методические рекомендации, дидактические материалы, комплекты наглядных пособий и др.
1. Общие рекомендации
1.1. Создание методической разработки является одной из форм самообразования и обобщения опыта работы педагога дополнительного образования.
1.2. Методическая разработка должна соответствовать должностным обязанностям педагогического работника (в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей работников образования», утвержден приказом Минздравсоцразвития России № 761н от 26.08.2010 г.).
1.3. Методическая разработка, должна быть индивидуальной.
1.4. Общий объем методической разработки зависит от выбранной темы.
2. Классификация методических разработок
Методическая разработка может представлять собой:
– разработку серии учебных занятий;
– разработку конкретного учебного занятия;
– программу воспитания и социализации обучающихся;
– программу объединения (секции) в рамках предпрофильной подготовки;
– программу дополнительного образования детей (молодежи);
– описание новых форм, методов или средств обучения и воспитания (словари, справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, схемы, видеофильмы, звукозаписи, средства информационно-коммуникационных технологий и др.);
– сборник практических заданий и упражнений, способствующих достижению современных целей образования;
– пакет (комплект) диагностических материалов и инструкцию по их использованию;
– описание информационно-образовательной среды и механизм ее создания и др.
3. Выбор темы
Методическая разработка представляет собой результат педагогического исследования, в основе которого лежит решение проблемы.
Тема исследования должна отражать актуальные аспекты педагогической или управленческой деятельности.
Тему аттестуемый выбирает самостоятельно. При определении темы методической разработки педагог (руководящий работник) может ориентироваться на:
– тему методической работы в образовательном учреждении, методическом объединении;
– противоречие, возникшее в ходе практической деятельности самого педагога (руководящего работника);
– противоречивые результаты и утверждения, обнаруженные в литературных источниках.
Заявленная тема не должна быть слишком широкой. Предпочтительно выбирать узкую тему. При формулировке темы нужно уметь увидеть главное, отделить его от второстепенного.
Автор методической разработки должен в первую очередь ознакомиться с основными исследованиями по интересующей проблеме и составить представление об изученности вопроса на современном этапе, выявить актуальные моменты, сделать самостоятельные выводы о степени разработанности данной проблемы.
Выбранная проблема должна быть значимой, ее ценность определяется в том числе и тем, насколько она требует исследовательского поиска решения.
Выявляя проблему, не следует слишком углубляться в историю вопроса. Достаточно изложить суть проблемной ситуации, из которой будет просматриваться ее актуальность.
Структура и содержание методической разработки должны соответствовать заявленной теме.
3. Структура методической разработки
Методическая разработка обязательно должна иметь титульный лист, аннотацию, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы, при необходимости – приложения.
На титульном листе методической разработки приводится наименование учреждения (в соответствии с лицензией) (вверху страницы); название работы (в центре листа); cведения об авторе (должность, место работы, ФИО) (справа внизу); место и год написания разработки (по центру внизу).
– проблема, которой посвящена методическая разработка;
– вопросы, которые она раскрывает;
– потенциальные пользователи (кому может быть полезна разработка).
Рекомендуемый объем – до 10 предложений.
– актуальность данной работы (автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования);
– новизна методической разработки;
– цель методической разработки;
– условия применения (что нужно для того, чтобы методическая разработка была бы реализована в практике образования);
– трудоемкость, ограничения, риски.
Рекомендуемый объем – до 2 страниц машинописного текста.
– специфика методической разработки (в соответствии с приведенной в п.3 классификацией);
– существующие требования (рекомендации) к методической разработке с учетом ее специфики (например, требования к разработке учебного занятия; требования к программе дополнительного образования и пр.);
– замысел автора и логика разработки (на усмотрение автора основная часть может быть структурирована и разделена на составляющие части).
Рекомендуемый объем – не менее половины общего объема работы.
– основные выводы по теме разработки;
– информация о том, где, когда и в какой форме разработка была представлена профессиональному сообществу;
– информация о рассмотрении методической разработки профессиональным сообществом с указанием номера протокола заседания, данных о рецензентах и пр. Выписка из протокола заседания, копии отзывов, рецензий, отзывов и пр. обязательно помещаются в приложении.
Рекомендуемый объем – до 1 страницы машинописного текста.
Оформляется в стандартной форме в соответствии с библиографическими требованиями.
Список использованных источников должен содержать 10-15 наименований (включая Интернет-ресурсы). Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.
Оформляется в стандартной форме с обязательным указанием страниц.
Формируются на усмотрение автора методической разработки. В случае принятия автором решения об иллюстрации методической разработки приложениями рекомендуется:
– приложения пронумеровать;
– указать название каждого приложения;
– каждое приложение начинать с новой страницы. Справа страницы пишется слово «Приложение», которое обозначается соответствующей арабской цифрой, например «Приложение 1».
Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
4. Требования к оформлению текста методической разработки
4.1. При оформлении методической разработки необходимо соблюдать следующие требования к оформлению текста:
– формат А 4;
– поля: верхнее, нижнее, правое, левое – 2 см.;
– номера страниц – арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию, но на нем не указывается номер;
– шрифт – Times New Roman;
– высота шрифта – 14 пунктов (в таблице допустима высота 12);
– красная строка – 5 знаков;
– междустрочный интервал – одинарный;
– выравнивание текста – по ширине страницы.
4.2. Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруется в пределах раздела. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.
4.3. Основная часть методической разработки может разделяться на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 12, выделяется полужирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.
Деятельность педагога Деятельность
детей Предполагаемые риски и методы их преодоления Примечание
Организация рабочего пространства
I. Вводная часть:
Введение в игровую ситуацию, организационный момент.
Мотивация, постановка проблемы.
Вводит в игровую ситуацию.
1. « Помоги игрушке»
2. « Помоги мне»
3. « Научи меня»
4. « Создание предметов своими руками для себя»
Активизирует к высказыванию, использует игровой приём, мотивирует к дальнейшей деятельности
Включает детей в диалог, побуждает к выдвижению различных вариантов ответа. Приветствуют друг друга.
Вживаются в сюжетно – игровую ситуацию.
Вступают в диалог, выдвигают собственные версии
У ребенка не получается выполнить игровое задание “3-й лишний” :
1. Предложите выполнить более легкий вариант.
2. Попросите назвать, одним словом все предметы.
3. Покажете ответ и объясните решение, потом повторите задание.
(Игра, упражнения, наблюдения, беседа и прочее)
Атрибуты для исследования
II. Основная часть:
Взрослый, как равноправный участник:
Предлагает всевозможные способы реализации задачи.
Исподволь «задает» развивающее содержание (новые задания, способы деятельности и пр.);
Предлагает свою идею или свой результат для детской критики;
Проявляет заинтересованность в результате других;
Включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников;
Усиливает интерес ребенка к работе сверстника,
Поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки,
Обсуждает возникающие проблемы.
Стимулирует детей к мыслительной деятельности различными видами деятельности
Включает детей в планирование совместной
деятельности, подводит их к определению конечной цели всей деятельности.
Самостоятельная работа Вы читаете детям 6 лет задачу: “Летели 8 бабочек, сели на цветы. На каждый цветок село по две бабочки. Сколько было цветов?”.
Ребята решить задачу не могут, тогда вы:
1. Повторно читаете задачу.
2. Упрощаете задачу.
3. Просите ребят при помощи знаков и символов нарисовать условие задачи.
Подводит итоги совместной деятельности, даёт оценку работе детей. Рассуждают, описывают свои впечатления.
Высказывают свое мнение. Дети не дают варианты ответов
1. Вновь повторяет вопрос, призывая детей, слушать внимательно.
2. Продумываете и задаете наводящие вопросы.
3. Используете мнемосхемы, таблицы, игровые элементы. Ситуативный разговор
27 СЛАЙД ВАЖНО
28 СЛАЙД СПАСИБО!
Формы образовательной деятельности
(Примеры форм работы)
Двигательная детская деятельность
Подвижные игры с правилами
Подвижные дидактические игры
Игровые упражнения, игровые ситуации
Ритмика, аэробика, детский фитнес
Спортивные игры и упражнения.
Гимнастика (утренняя и пробуждения)
Игровая детская деятельность
Сюжетные игры, игры с правилами
Создание игровой ситуации (по режимным моментам используя произведения писателей)
Игры с речевым сопровождением
Продуктивная детская деятельность
Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
Выставки, мини музеи
Чтение детской художественной литературы
Самостоятельная художественная речевая деятельность
Вопросы и ответы
Выставки в книжном уголке
Литературные праздники, досуги.
Познавательно – исследовательская деятельность
Решение проблемных ситуаций
Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады)
Коммуникативная детская деятельность
Беседа, ситуативный разговор
Составление и отгадывание загадок
Игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные)
Этюды и постановки
Трудовая детская деятельность
Дежурство, поручения, задания
Подготовила воспитатель Гончарова Н. В.
МДОУ ДС “Колосок”
Публикация «Методические рекомендации, предъявляемые к оформлению методической разработки» размещена в разделах
Методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагога или качества подготовки детей. Может быть как индивидуальной, так и коллективной.
разработку конкретного занятия или образовательной деятельности;
разработку серии занятий;
разработку образовательной программы:
разработку авторской методики преподавания и программ ДОУ;
разработку культурно – досуговой деятельности;
разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ НОД
В связи с введением ФГОС ДО произошло много изменений в организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Одно из таких изменений – организация непосредственно образовательной деятельности.
Прошло немало времени с выхода первого документа, но до сих пор у некоторых педагогов возникают вопросы при оформлении конспекта, организации и проведении НОД. Это связано с тем, что прежняя модель проведения занятий существовала долго, и мы к ней привыкли.
Многие педагоги пытаются преобразовать занятие и сделать из него НОД, берут конспект занятия «по старинке», включают вначале какую-нибудь проблемную ситуацию, продуктивную деятельность и – готово!
А сущность не изменилась!
Это происходит потому, что педагоги не совсем понимают суть совместной деятельности педагога с детьми, не видят, чем непосредственно образовательная деятельность отличается от занятия.
Отличительные особенности непосредственно организованной деятельности прежде всего в –
формах её организации,
в изменении позиции педагога по отношению к детям,
в обновлении структуры НОД.
Что нам предлагает ФГОС ДО?
Из образовательного процесса исключается учебный блок, но не исключается процесс обучения, то есть меняется форма занятий. В совместной деятельности детей и взрослых появляется новая форма – непосредственно образовательная деятельность наполненная новым содержанием.
Отсюда вытекают главные задачи педагога дошкольного образования при проведении образовательной деятельности:
добиться максимальной активности детей,
включить в творческий процесс всех воспитанников,
сформировать устойчивый интерес к изучаемому предмету,
побудить получать знания и приобретать конкретные умения.
Сделать непосредственно образовательную деятельность яркой и интересной можно только при её тщательной подготовке и планировании.
Для этого необходимо:
Определить цель, отобрать и четко сформулировать образовательные, развивающие, воспитательные задачи в соответствии с возрастом и уровнем развития. Определить дозировку и сочетание разных задач.
При постановки не должно быть доминирования обучающих задач.
Учитываем целевые ориентиры на этапах завершения раннего и дошкольного возраста.
Продумать структуру НОД, целесообразность распределения времени, рациональность организации труда воспитателя и воспитанников.
Наличие логики перехода от одной структурной части к другой, их примерную длительность.
Продумать начало образовательной деятельности, создание мотивации у детей, ход образовательной деятельности и окончание.
Содержание НОД должно соответствовать реализуемой программе (образовательной системе, учитывать уровень развития воспитанников, их возрастные особенности.
Подобрать игры и упражнения для реализации поставленных задач. Должно быть достаточное количество игр, упражнений, заданий, их разнообразие, сочетаемость друг с другом, эффективность в достижении поставленных задач.
Определить дидактические средства: их размещение, последовательность использования.
11- 17 СЛАЙДЫ
Выбрать форму организации ОД (игра, упражнение, первично-ознакомительное, углубленно-познавательное, обобщающее, комплексное);
Обратите внимание коллеги на экране предоставлены возможные формы при организации детской деятельности. ( Перечислить)
Сформулировать задания и вопросы детям, возможные реплики, пояснения, указания. От воспитателя требуется четкость, точность, ясность, лаконичность в формулировках заданий, при объяснении игр, упражнений, в инструкциях, что и как делать детям, в описании проблемных, игровых ситуаций.
Важно учесть соблюдение баланса между занимательными элементами и познавательным содержанием.
Соблюдение баланса между словом и действием педагога и детей в тексте конспекта. Педагог не должен доминировать над детьми! Важно выявлять и поддерживать инициативу детей, создавать условия для проявления их активности и самостоятельности.
А сейчас, я вам продемонстрирую примерную схему конспекта ОД с детьми.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА КОНСПЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
Дидактическое обеспечение НОД (дидактические материалы, оборудование)
Составить список необходимых учебно – наглядных пособий, приборов, ТСО, ИКТ. Проверить, все ли работает.
Подобрать литературу по теме. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.