СОЗДАЕМ СИТУАЦИИ УСПЕХА УЧЕНИКАМ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВА

Лаборатория «Открытый класс»

Районный этап Республиканского конкурса «Учитель года»

Багавеева З. О. , учитель истории и обществознание

Мастер-класс: Применение технологии “Развитие критического мышления” на уроках обществознанияПродемонстрировать некоторые методические приемы личностно-ориентированной технологии “Развитие критического мышления”: “Понятийное колесо” “Написание Синквейна”.1. Знакомство педагогов с приемами внедрения новых подходов в обучении учащихся. 2. Создание условий для профессионального общения и стимулирование роста творческого потенциала педагогов. Форма представления опыта: мастер – класс Материалы и оборудование, подготовка к занятию: Столы и стулья в расставлены для работы в малых группах по 3-4 человека. На каждом столе разложены: “Правила составления синквейна”, “Что такое плакат”. Инструменты для рисования: карандаши, ручки, фломастеры.  Материалы для работы: бумага формата А4 для индивидуальной и групповой работы, бумага формата ватмановского листа для создания плаката. Другое оснащение: ножницы, клей, клеящая лента (скотч) широкая и узкая, цветная бумага разных сортов, прищепки для крепления больших листов бумаги к переносной доске. Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайд-фильм занятия, созданный на основе программы Power Point из пакета Microsoft Office. (

«Единственный путь, ведущий к знанию,—это деятельность».      Бернард Шоу

Уважаемые коллеги, добрый день! Предлагаю вашему вниманию мастер класс: Применение технологии “Развитие критического мышления” на уроках обществознания

Для деятельности учителя сегодня представлен широкий выбор эффективных методов и приёмов, позволяющих повысить качество обучения, активизировать деятельность учащихся на уроке, развивать критическое мышление.

Хотите, чтобы ваши дети

На своём мастер-классе я хотела бы представить Вашему вниманию наиболее полюбившиеся моим ученикам и мне самой приёмы Технологии Развития Критического Мышления

Технология критического мышления – означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт.

К основным чертам  критического мышления относятся следующие умения: как  способность делать логические  выводы, принимать аргументированные решения, умение давать оценку позитивных и негативных черт при получении информации, так и самого  умственного процесса – направленность на результат

Это американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Технология «Развитие критического мышления» – это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться.

Технология формирования основных компетентностей учеников на основе развития критического мышления на уроках обществознания складывается с трех стадий: вызова, осмысливания, обдумывания.

Целью организации  учебного процесса является:

– на стадии вызова: актуализация субъективного  опыта ученика, определение их уровня собственных знаний;

– на стадии осмысливания: подержание заинтересованности школьников; проверка учеником собственного понимания  учебного материала;

– на стадии рефлексии: согласование новой информации с уже известной;  осознание процесса приобретения знаний; формирование внутренней мотивации.

Основными методами обучения являются:

«Понятийное колесо» (

«Толстые и тонкие вопросы» (работа в группах)

Результатами обучения на основе технологии развития критического мышления является:

Наиболее успешно технология развития критического мышления можно использовать на уроках обществознания, экономики, права,  истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников.

А сейчас, уважаемые коллеги, я проведу с вами фрагменты урока по обществознанию в 8 классе.

Прошу Вас  проявить свою активность, творчество.

Надеюсь, что Вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна. Для проведения мастер-класса мне нужно 6 человек помощников.  Работать мы будем в двух группах по 3 человека. ( Разделить группы)

На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, создают свое видение изучаемого предмета или понятия, оперируют имеющимися в памяти представлениями, признаками, преобразовывают их.

Одним из приемов, используемых на стадии вызова, является прием “Понятийное колесо”. Свое название она получила из– за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова– ассоциации (словосочетания), которые предлагают дети.

Итак,  урок обществознания в 8 классе по теме: “Что такое общество”.

Цель урока: актуализировать имеющиеся знания об обществе; создать условия для формирования новых знаний об обществе и его типах.

Стадия вызова:  предлагаю вам перечислить известные типы обществ (синонимы, слова– ассоциации, словосочетания), изобразив их схемой.

Так хаотичное, на первый взгляд, “колесо” выстраивается в стройную логическую схему урока.

Демонстрация приема “Понятийное колесо” на тему “Общество”

Далее предлагаю познакомиться с опытом применения приема СИНКВЕЙН.

Название приёма происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Существуют определённые правила написания синквейна: (Правила составление Синквейна)

А теперь представим продолжение темы “Что такое общество”

Например, по разделу ” Основные сферы общественной жизнидавайте выберем  “Политическую сферу”и “Социальную сферу”. У вас на столе текст с заданием создать Синквейн:1 группа синквейн “Власть”; 2 руппа- синквейн “Учитель”

Работа с аудиторией ПРием “Иллюзия”

Оформим их в виде небольших плакатов.

Работать мы будем в двух группах, поэтому к окончанию занятия у нас будет сразу два ваших коллективных творческих проекта. Я уверена, что они станут достойным украшением нашего мастер -класса.

У кого какие вопросы по организации работы? Всем все понятно? Тогда давайте, начнем работать.

Синквейн чаще всего  используюти в конце урока, как рефлексию.

Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний покажут опрос, итоговый контрольный срез. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации подростков. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, учитель увидит, насколько ему удалось достичь прогнозируемого ранее результата.

Итак, я представила лишь малую часть используемых мной стратегий данной технологии и продемонстрировала, как я использую элементы технологии на уроках обществознания

А сейчас я попрошу всех участников мастер-класса высказать своё впечатление о нашем занятии в виде синквейна

1. Мастер – класс

И в итоге мне хочется напомнить, что цель современного школьного образования – подготовить ребёнка к дальнейшей жизни, сформировать в нём те навыки и умения, которые помогут ему адаптироваться в современном обществе.

Спасибо за внимание!

На первой строчке записывается одно слово существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы,  выражает личное отношение учащегося к теме.

Прием “Выставка плакатов”

Плакатом обычно называют либо агитационный рисунок с кратким, но ярко выраженным и запоминающимся текстом, либо один только текстовой призыв, выполненный без рисунка. Роль текстового призыва в нашем плакате и будет выполнять синквейн.

для учителей истории и обществознания

«Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».

Глушкова Евгения Владимировна,

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

МБОУ «ВСОШ №3» Высокогорского района РТ.

«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.  Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат »

: повысить мотивацию учителей-предметников к применению интерактивных приёмов  обучения на уроках с одарёнными детьми.

– познакомить учителей с интерактивными приёмами  обучения, применяемых в работе с одарёнными детьми;

создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренных детей. Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:

I этап протекает в рамках урочных занятий: проявляется интерес к предмету.

II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.

III этап – заключительный. Работа с узким кругом учащихся, которые проявили академические способности и заинтересованность в предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах разного уровня.

Важно увлечь ученика!!! Приёмов для этого существует много.  Сегодня я познакомлю Вас с приёмами интерактивного обучения, которые помогают мне выявить одарённых детей в рамках урочных занятий, т.е. фрагменты реализации I этапа. Мне нужны помощники

Предлагаю Вашему вниманию песню из кинофильма «Земля Санникова» (звучит песня с демонстрацией видео на слайде; участникам мастер-класса дан раздаточный материал с текстом песни «Есть только миг»).

Призрачно все в этом мире бушующем,Есть только миг, за него и держись. Есть только миг между прошлым и будущим,Именно он называется жизнь.

Вечный покой сердце, вряд ли, обрадует,Вечный покой для седых пирамид. А для звезды, что сорвалась и падает,Есть только миг, ослепительный миг.

Пусть этот мир вдаль летит сквозь столетия,Но не всегда  мне с ним. Чем дорожу, чем рискую на свете я,Мигом одним, только мигом одним.

Счастье дано, повстречать иль беду еще,Есть только миг, за него и держись. Есть только миг между прошлым и будущим,Именно он называется жизнь.

В чём смысл песни?  (Примерный ответ: Жить настоящим!!!)

Многие философы, мудрецы уделяли внимание проблеме прошлого, настоящего и будущего. Вот что говорил Омар Хайям

Я предлагаю сопоставить эти строки с высказыванием российского академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва

«Настоящее – результат, итог прошлого. Поэтому дурное прошлое никогда не может повести к хорошему настоящему, если мы не осознаем все ошибки прошлого. Ощущать себя наследником прошлого значит осознавать свою ответственность перед будущим».

Как Вам кажется, есть ли противоречие между этими двумя высказываниями???

ответ участников мастер-класса: противоречие есть – Омар Хайям делает акцент на настоящем, а Д. С. Лихачёв говорит о связи прошлого, настоящего и будущего).

Высказывания великих людей, тщательно отобранные по смыслу и содержанию в соответствии с обучающими, развивающими и воспитательными целями урока, являются действенным педагогическим средством, способствующим качественному улучшению знаний учащихся, формированию у них устойчивых мотивов к приобретению знаний. Задания с  такими высказываниями можно использовать в любой части урока: можно организовать беседу, предварительно подготовив вопросы; акцентировать внимание на смысле высказывания. Высказывания известных людей можно сопровождать демонстрацией портретов и фотографий, кратким сообщением о достижениях и вкладе в мировую культуру; красивой музыкой. Всё это будет способствовать росту познавательной активности учеников, повышению эрудиции и культурного уровня.

Следующее задание для фокус-группы: работа с иллюстрациями – Что объединяет все эти иллюстрации???

А пока фокус-группа работает, я поясню, что было в начале. Использовался приём «Яркое пятно». Цель: увлечь учащихся. Но нужно учитывать возрастные особенности. Для младших школьников это может быть фрагмент мультфильма, притча, для старших ребят это может быть фрагмент кинофильма, истории, связанные с научными открытиями, а также анекдот, который может их мобилизовать. Этот приём можно использовать практически на всех уроках истории и обществознания во всех классах.

Итак, что объединяет иллюстрации???  (примерный ответ участников мастер-класса: события прошлого отражаются в настоящем)

Призрачно ли прошлое для настоящего?

(примерный ответ участников мастер-класса: нет, не призрачно.)

Следующее задание для фокус – группы: нужно классифицировать эти иллюстрации. Критерии для классификации Вы определяете сами. (фокус-группа работает)

Мало учащихся мотивировать в начале урока. Необходимо поддерживать интерес в течение всего урока. Как Вы думаете, какую стратегию взаимодействия я использовала? (вопрос к залу)

Ответ зала: интерактивную модель: учитель отправил задание, дети сами решают задачу, выполняют самостоятельно, обсуждают.

Эта модель самая традиционная и часто используется, хотя современными требованиями к структуре урока является использование активных методов, вызывающих активность ребенка.

Фокус-группа отвечает с классификацией.

Критерий: Экономическая цель – получение прибыли – Пандора, Цезарь, Т-34.

Критерий: Воспитание нравственности – семейный альбом, бессмертный полк, Сабантуй.

Критерий: Прошлое используется в политических целях – выборы, Крым наш.

Классификация – это способность собирать объекты похожие друг на друга. Подобные задания с иллюстративным материалом на уроках позволяют учащимся вырабатывать умения сравнивать, обобщать, систематизировать. А для одарённых детей такие умения крайне необходимы в их нелёгком пути к образовательному Олимпу.

Задание для фокус – группы:  Обращаю Ваше внимание на магазин ювелирных изделий «Пандора». Как Вы думаете, чем руководствовался владелец компании, давая такое название своему магазину???  Суть мифа: Пандора выпустила из сосуда бедствия. Разлетелись они по земле. ( Примерный ответ: Назвал от незнания!!! Или Красивое название!)

Это приём «3 ассоциации». Ассоциация — это взаимосвязь между отдельными определениями, фактами, предметами, явлениями, в результате которой упоминание одного понятия вызывает воспоминание о другом, сочетающимся с ним. Ассоциации могут возникать по различным признакам: цвету, вкусу, форме, звучанию, действию, назначению, количеству. Такой прием  позволяет развивать  творческое мышление, воображение, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас учащихся. Благодаря тому, что ассоциации у каждого человека могут быть сугубо индивидуальными, ребята не боятся ошибиться и чувствуют себя свободно, проявляют значительную активность на уроке. Соответственно, повышается интерес к учебному процессу и усиливается мотивация в обучении.

Незнание прошлого, забывчивость, может приводить к искажению настоящего. Также и в жизни, думая о материальных ценностях, мы часто забываем о духовных.

Следующее задание: Раскройте понятие «Ценности», использую слова, образы, язык жестов (фокус – группа работает).

В процессе образования важно понять и усвоить информацию. У одних это получается быстро, другие даже после многократного повторения никак не могут запомнить. Всё связано с типами восприятия. Поэтому кроме наглядных методов хорошо использовать словесные, практические. Действенным приёмом является, например, игра  «Ожившая картина», в процессе которой  ученикам необходимо  «оживить» картину или полотно. Ученикам раздаются роли по учебной картине или историческому полотну. В этой игре проявляется историческое чутье учеников, а сложные  события легко запоминаются в ходе таких непринужденных диалогов.

Фокус-группа отвечает по заданию.

Применение на уроках  истории и обществознания интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока, помогает выявить одарённых детей.  Использование интерактивных  методов и технологий помогает выполнить заказ общества, подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.

На своём мастер-классе я продемонстрировала лишь некоторые из интерактивных приёмов, которые помогают мне сделать уроки ярче, качественнее, познавательнее для детей.

Возвращаясь к нашей песне – существует ли связь между прошлым, настоящим и будущим. Конечно, существует. Нитью, которая связывает, являются ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ. К вечным ценностям пыль времени не пристаёт!!!  Их нам и нужно беречь и формировать в наших детях. Одарённый ребёнок – особая ценность для общества. Поэтому, нам с Вами  – педагогическому сообществу, необходимо использовать все возможные ресурсы для того, чтобы выявлять, поддерживать и сопровождать талантливых детей. В помощь нам приходят интерактивные технологии, которые способствуют поиску детей, умеющих находить нестандартные решения поставленных задач.

Всем Вам я хочу пожелать, чтобы смотрели на окружающий мир, искали в нём много удивительного, то, что может увлечь Вас и Ваших учеников! Спасибо за внимание!!!

Тема: «Подготовка учащихся  к ОГЭ по обществознанию:

формы, методы и приемы»

Из опыта работы учителя истории и обществознания

МБОУ СОШ № 28 Видюлиной С. В.

Экзамен по обществознанию, как правило, выбирают большинство выпускников, наивно думая, что это легкий предмет. Однако обществознание – один из сложнейших школьных предметов, требующий от учащихся запоминания большого объема материала, умения логически мыслить, анализировать информацию из различных источников.

На протяжении многих лет мои ученики часто выбирают и  сдают ОГЭ по обществознанию. Работой по подготовке учащихся к ОГЭ занимаюсь много лет,  мои выпускники всегда проходят  порог успешности.

Проанализировав работу по подготовке к ОГЭ, могу сказать, что без правильно и чётко выстроенной системы подготовки к экзамену в нынешних условиях не обойтись. Работу нужно начинать не в 9 классе, а буквально с начального курса преподавания обществознания. Дети должны уметь работать самостоятельно, усваивать и добывать новую информацию.

Подготовка к итоговой аттестации учащихся – важная, планомерная и согласованная деятельность всех участников образовательного процесса. Перед учителем стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте и подготовить выпускников к ОГЭ. Главным условием для успешной сдачи является интерес ученика и  его мотивация.

На чем строится моя работа по подготовке учащихся к ОГЭ по обществознанию в 2020-2021учебном году:

Предмет обществознания  для сдачи экзамена в форме ОГЭ выбрали  38 обучающихся девятых классов из 56, что составляет 68 %. Для подготовки  учащихся 9-х классов к ОГЭ в начале учебного года был  составлен «План подготовки к ОГЭ учащихся 9-х классов».

Имеется рабочая   программа  внеурочной деятельности «Практикум ОГЭ по обществознанию». Рабочая программа  является авторской, есть соответствующая рецензия ИРО Краснодарского края.

график проведения консультаций по подготовке к ОГЭ. Постоянно в поле зрения находится успеваемость и посещаемость учащихся 9-х классов. С целью предупреждения неуспеваемости и пропусков учебных занятий, консультаций  без уважительной причины,   проводится беседа и информирование классных руководителей, а классными руководителями проводятся индивидуальные беседы с родителями и учениками.

Учащиеся не должны чувствовать недостаток информации об итоговой аттестации, с этой целью в кабинете  подготовлен  информационный стенд для учащихся  «Подготовка к  ОГЭ по обществознанию», размещена вся необходимая учащимся информация.  В течение учебного года проводятся пробные экзамены     (не менее 3- х), результаты анализируются.  На основе данной работы  выявляются  учащиеся с высоким, средним и низким уровнем подготовки, что в свою очередь,  помогает не только грамотно спланировать уроки, но и консультации с учащимися. Каждое задание из ОГЭ анализируется, дается необходимая теоретическая база  для  решения того или иного задания, а также предлагаются тестовые варианты из реальной базы ОГЭ,  чтобы закрепить тему. На первых консультациях  учащиеся  знакомятся  с формой проведения ОГЭ, бланками и КИМами, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки. Были показаны учащимся справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке, какими  интернет – ресурсами они могут воспользоваться. Учащиеся   ознакомились со спецификой заданий ОГЭ и их формулировками.  Учащимися 9-х классов   приобретаются  сборники типовых экзаменационных вариантов, учащиеся самостоятельно их выполняют, на консультациях  работа проверяется, и разбираются все допущенные ошибки.

Работа  в тестовых технологиях занимает определенное место не только в системе контроля образовательных достижений, но и вообще в системе уроков. Каждый новый раздел (тема) должна закрепляться тестовым контролем.

При подготовке к ОГЭ обществознанию, считаю необходимым, прежде всего, использовать системно – деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к основному государственному экзамену.

1 этап – работа с понятиями на уроках;

2 этап – работа с текстами: развитие навыков внимательного прочтения текста; составление плана простого и сложного;

3 этап – работа с рабочими тетрадями, закрепление и самопроверка своих знаний.

4 этап – работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ОГЭ.

5 этап –  работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний. Это  работа с интерактивными презентациями, проектная деятельность, применение игровых и развивающих критическое мышление технологий.

При подготовке к ОГЭ применяю обычно групповую форму работы,  как наиболее эффективную, из методик в рамках системно-деятельностного подхода  мне хотелось бы остановиться на методике кейсов. На современном этапе развития образования наряду с традиционными методами и приемами всё большую популярность приобретает интерактивное обучение. В контексте интерактивного обучения разработана технология проведения интерактивных лекций, предусматривающая создание «фокус – групп», проектные технологии, тренинги и др. Одна из таких технологий получила название CASE STUDY или КЕЙС-МЕТОД. Кейс – метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в XX в.   В 1920году после издания сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY (обучение на основе реальных ситуаций).

Опыт показывает, что самым  сложным блокам в изучении предмета обществознания, является блок «Право».

На уроках обществознания при изучении раздела «Правоотношения» и на консультациях кейс-метод является эффективным средством обучения.

1. Подвести учащихся к пониманию ценности прав и свобод человека и гражданина, гарантированность их государством

2. Развивать умения:

3. Воспитывать способность брать на себя ответственность, так же толерантность в восприятии качеств и черт характера окружающих.

Источники и литература:

кейс с вопросами  – по количеству групп, нормативные документы.

Кейс для группы № 1

Анна работает продавцом-консультантом в салоне сотовой связи. В связи с выполнением своих служебных обязанностей она имела возможность предоставлять  клиентам данные  об их входящих и исходящих соединениях. Знакомый Анны, Иван,  попросил её передать ему данные о входящих и исходящих соединениях его девушки. Анна выполнила просьбу Ивана. Сама она данные не просматривала, просто скопировала полученную информацию на накопитель и передала Ивану.

Конституция РФ ст.23 ч.1,2 ст.24 ч.1,2

Гражданский кодекс ст.152.2. Охрана частной жизни гражданина

УК РФ ст.137,ч.1,2,3. Нарушение неприкосновенности частной жизни.

Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений.

Кейс для группы № 2

Александр,   будучи в состоянии алкогольного опьянения,  пришел к своей знакомой Марии, на съёмную квартиру, с целью попросить у неё деньги. Мария его не пустила, дверь не открыла, на звонки не отвечала. Александр забрался на крышу, разбил окно и проник в квартиру Марии. В ответ на эти действия девушка вызвала полицию. Александр, ничего не взяв, покинул квартиру. После задержания он утверждал, что намерения взять что-либо у него не было, он просто хотел занять деньги.

Работа с понятиями на уроках обществознания:

Очень важно, чтобы учащиеся не только заучивали термины и их значение наизусть, но и понимали их смысл. Ведь  дословно определения терминов редко совпадают в разных учебниках, словарях и текстовых фрагментах итоговой аттестации. Словарная работа по терминам с указанием их корневого значения формирует «узнавание» понятий, «переодетых» в другие формулировки. Например, «конституция». Что такое константа в физике, математике? Неизменное значение, что-то незыблемое, устойчивое. Переводим «конституцию» как «установление», уточняем – «неизменное установление». И тут вопрос: неизменное установление чего? Конечно же, с одной стороны это установление неизменных прав и свобод граждан, а с другой стороны – это установление границ вмешательства государства в частную жизнь людей, в деятельность их объединений и организаций. После такого объяснения сразу можно провести закрепление: зачем нужна конституция? А что происходит, если нет конституции?

Работа с текстовым материалом на уроках обществознания:

Для выполнения заданий 21-24 в ОГЭ  необходимо научить учащихся работать с текстом. Можно использовать такой прием как работа с источником и  печатными изданиями.

Работа с  печатными изданиями на уроках обществознания:

Современное общество нельзя представить без широкой сети средств массовой информации. Одним из основных источников информации для современной молодежи является интернет. Однако нередко мы читаем необъективные материалы, построенные на социальных стереотипах и предубеждениях.  Работа с газетами помогает ученикам сформировать свою точку зрения, помогает также развивать у учеников навыки работы с источниками информации, анализ информации, а также навыки общения.

Выбираем актуальный  вопрос, обсуждаемый всеми средствами массовой информации, например, социальная поддержка семей с детьми, или такой, который является общим для нескольких различных статей, например, вопрос о нетерпимости.

Делим класс на группы по 4-5 человек. Каждой группе предлагаем статью из газеты на выбранную тему. При необходимости все группы могут использовать одну и ту же статью, однако особенно интересно и полезно сравнивать сообщения разных газет об одном и том же событии.

Даем возможность каждой группе обсудить предложенную статью, опираясь на ряд вопросов: «Выражен ли в заголовке статьи взгляд на обсуждаемый в ней вопрос?», «Каково ваше первое впечатление об описанной ситуации?», «Как вы думаете, какие слова в статье в большей степени повлияли на ваше впечатление о ней?», «Отражены ли какие-либо взгляды обычных людей на эту тему?» и т. д.

Анализ газетных материалов может проводиться разными способами:

Таким образом, в результате данной работы учащиеся  овладеют знаниями о различных  источниках информации и  нормативных документах.  Они  должны уметь работать с текстами,  приобрести  навыки  анализировать содержание, выделять главное, сопоставлять сведения  и делать выводы. Данные приемы и методы  способствуют  успешной сдаче экзамена по обществознанию в форме ОГЭ.

Мастер-классы по обществознанию

Выберите уровень образования

ЭОР на уроках обществознания

Состоялось 08:00, 27 июня 2018

ЕГЭ-2021 по обществознанию. Мини-сочинение: структура творчества

Состоялось 10:30, 6 ноября 2020

Задания на развитие «мягких» навыков в рабочих тетрадях по обществознанию

Состоялось 12:00, 9 октября 2020

Методические ресурсы современного учебника обществознания для эффективной подготовки к ЕГЭ

Состоялось 18:00, 29 сентября 2020

Дискуссии на уроках истории и обществознания: организация и проведение​

Состоялось 11:00, 29 сентября 2020

Как можно развивать глобальные компетенции на уроках обществознания

Состоялось 18:00, 28 сентября 2020

Развиваем креативное мышление на уроках обществознания

Состоялось 15:30, 17 августа 2020

Раскрытие темы «Человек как результат биологической и социокультурной активности» в 10 классе на основе метапредметного подхода

Состоялось 15:30, 12 августа 2020

Как быстро и просто организовать текущий контроль на каждом уроке обществознания

Состоялось 17:00, 23 июля 2020

Формируем «мягкие навыки» на уроках обществознания: возможности новых рабочих тетрадей к УМК «Обществознание» под ред. Тишкова

Состоялось 15:30, 21 июля 2020

Как и зачем использовать иллюстрации на уроках обществознания

Состоялось 17:00, 20 апреля 2020

В помощь учителю обществознания: как проводить уроки-практикумы

Состоялось 15:30, 8 апреля 2020

Стимулирование позитивной социальной активности на уроках обществознания в 7 классе

Состоялось 15:30, 5 марта 2020

Стимулирование познавательной и социальной активности обучающихся на уроках обществознания

Состоялось 17:00, 27 февраля 2020

Концепция преподавания экономики в курсе «Обществознание»: новая линия учебников – новые подходы

Состоялось 18:30, 13 февраля 2020

Учебник нового типа по обществознанию – совместный проект НИУ «Высшая школа экономики» и корпорации «Российский учебник»

Состоялось 12:30, 12 февраля 2020

Изменения в ФПУ. Как новый УМК поможет учителям решить проблему реализации новой концепции преподавания обществознания в школе и не только

Состоялось 18:30, 28 января 2020

Изменения в ФПУ. Инновация и традиция в новой линии учебников по обществознанию издательства «ВЕНТАНА – ГРАФ»

Состоялось 11:00, 22 января 2020

В Новый год – с новым федеральным перечнем!

Состоялось 17:00, 18 декабря 2019

ОГЭ-2020 по обществознанию. Новый формат – пространство возможностей

Состоялось 15:30, 28 ноября 2019

PISA – лучший друг учителя истории и обществознания

Состоялось 17:00, 14 ноября 2019

Организация образовательной и проектной деятельности при изучении истории развития хозяйства России

Состоялось 12:30, 13 ноября 2019

Организация образовательной и проектной деятельности при изучении природных и социальных объектов

Состоялось 12:30, 12 ноября 2019

Организация образовательной и проектной деятельности при изучении народов России

Состоялось 12:30, 11 ноября 2019

Актуальные проблемы обществознания в условиях принятия новых нормативных и базовых документов

Состоялось 10:30, 27 сентября 2019

Панельная дискуссия «Что важнее формировать на уроках истории и обществознания: hard skills или soft skills?»

Состоялось 17:40, 25 сентября 2019

Обществознание: от глобальных замыслов к практике применения на уроке

Состоялось 14:50, 25 сентября 2019

11 июня 2020