СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Библиографическое описание

Струкова, В. А. Использование воспитателем дошкольной образовательной организации современных технологий познавательного развития детей / В. А. Струкова, И. В. Чистякова, Е. Н. Иванова, О. А. Бухонова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4

. — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6187/ (дата обращения: 08.10.2023).

Статья посвящена описанию опыта использования в воспитательно-образовательном процессе детского сада современных технологий познавательного развития дошкольников. Представлена воспитательно-образовательная модель современных технологий познавательного развития. Доказана эффективность модели методом сравнительного анализа.

Ключевые слова

: педагогические технологии; познавательное развитие; модель; воспитатели; дошкольники.

Актуальность исследования.

Реализация федерального образовательного стандарта дошкольного образования ориентирует на интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях. С психологической точки зрения повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его индивидуальности, развитию когнитивных процессов и познавательных возможностей, которые обеспечивают формирование картины мира и мировоззренческой направленности.

В связи с этим актуальность нашего исследования на педагогическом уровне определяется тем, что познание мира дошкольниками осуществляется в процессе познавательного развития, основная цель которого — общее развитие ребенка.

Обращаясь к теме исследования, нами было изучены теоретические и практические описания проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста в науке (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, A. B. Запорожец, Ю. Н. Кулюткин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).

Авторы уделяют внимание психологическим и социальным аспектам познавательного развития, теории и методике интеллектуального развития, формированию представлений об окружающем мире и др.

Изучение многочисленной научной и практической литературы по проблеме исследования позволило сформулировать

цель

исследования — разработка модели и практическое обоснование использования воспитателями дошкольной образовательной организации современных технологий познавательного развития детей.

— разработка модели, как системы познавательного развития дошкольников в условиях детского сада;

— мониторинг познавательного развития дошкольников в рамках реализации модели;

— мониторинг использования современных технологий познавательного развития в ДОО.

Методы исследования и исследуемые

Реализация модели использования воспитателями дошкольной образовательной организации современных технологий познавательного развития детей продолжается с 2019 и рассчитана до мая 2022 года. В исследовании принимают участие дошкольники МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 42» города Воронежа.

Модель представляет собой схему индивидуально-ориентированного подхода к процессу познавательного развития дошкольников. Реализация модели как воспитательно-образовательный процесс ориентирована на изменение компонентов педагогической деятельности с целью ее эффективного преобразования.

В каждом компоненте структуры модели представлены технологии реализации образовательного процесса по изучаемому компоненту и дается описание деятельности педагога. Центральной частью модели являются методы, при помощи которых будут реализовываться и применяться современные технологии.

В модели представлены следующие технологии: здоровьесберегающие; технологии исследования и проектов; личностно-ориентированные технологии; цифровые технологии; технология проблемного обучения; технологии ментальной репрезентации; портфолио; ТРИЗ.

К каждой технологии разработан учебно-методический комплекс, включающий игры, задания, интегрированные занятия. Например, эмоционально-чувственный метод используется при реализации технологии ментальной репрезентации, ТРИЗ, личностно-ориентированных технологиях.


СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рис. 1. Модель использования воспитателями дошкольной образовательной организации современных технологий познавательного развития детей

Когнитивный метод используется при реализации технологии проблемного обучения (квесты образовательные), технологии исследования и проектов, а деятельностный метод используется при реализации всех технологий.

Таким образом, использование воспитателями дошкольной образовательной организации современных технологий познавательного развития детей позволяет: постепенно и качественно обеспечивать переход к более высокому уровню познавательного развития ребенка. А развитие познавательного интереса позволяет отследить динамику познавательного развития дошкольников. Процесс познавательного развития строится с учетом индивидуальности ребенка в познании окружающего и на основе современных образовательных технологий.

Владимирова, О. В. Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста / О. В. Владимирова, О. В. Васильева, О. Ю. Захарова, С. П. Фардзинова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5143/ (дата обращения: 08.10.2023).

Ключевые слова: дошкольник, технологии, игры, познание, детский сад

В дошкольном образовании современные педагогические технологии направлены на то, чтобы реализовывать государственные стандарты образования в сфере дошкольной педагогики. На какие же вопросы отвечают эти технологии? Во-первых, как учить, воспитывать, развивать, во-вторых: как создавать благоприятные условия для мыслительной деятельности, познания. Безусловно, перед педагогами дошкольного учреждения стоит главная, основная задача — подобрать те методы и формы организации работы с детьми, инновации, различные педагогические технологии, с помощью которых реализуются поставленные цели по развитию личности дошкольников.

В настоящее время все субъекты открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) взаимодействуют между собой основываясь на положения современных образовательных технологий, которые направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования и выполнение программы обучения дошкольного образования.

Одна из самых актуальных проблем в обучении — развития познавательной активности дошкольников, ведь важнейшие черты детского поведения — это постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, любопытство и поиск новые сведения об окружающем мире. Рождаясь исследователем, ребёнок внутренне стремиться к исследованию, что порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы развитие психики ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Процесс развития умственных способностей является ядром познавательного развития. А способности ребенка, в свою очередь — как условия для успешного овладения и выполнения деятельности.

Проведённые исследования в сфере дошкольного образования выявили, что формирование познавательного интереса у детей возможно при использовании в образовательном процессе современных образовательных технологий. Их довольно большое количество, в данной статье мы рассмотрим некоторые из них, которые мы активно используем в своей работе для развития познавательной деятельности детей, ведь главная наша задача, как педагогов активно помогать развитию познавательной активности, а использование современных педагогических технологий открывает новые возможности обучения и воспитания дошкольников. Рассмотрим виды технологий, наиболее часто используемых в нашей педагогической деятельности:

Мы используем нетрадиционные формы работы с детьми для того, чтобы поставить ребенка в позицию думающего человека.

ТРИЗ-технология, которая разработана и подходит для дошкольного возраста даёт возможность воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Так как дошкольный возраст уникален, смотря вперед — как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, для педагогов очень важно не упустить этот период для того, чтобы раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка.

Мы используем данную технологию с целью развития у ребенка таких качеств как подвижность, системность, гибкость мышления и так же стремление к новизне, воображения, речи.

Используя данную технологию и и видя результаты, мы пришли к выводу, что основная задача ТРИЗ — это развитие способности у детей радоваться творческим открытиям.

Следующая образовательная технология, о которой нам бы хотелось рассказать, это кейс-технологии.

Кейс-технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем учащимся, включая педагога.

Суть кейс-технологий — это процесс анализа проблемной ситуации. Почему мы активно используем данную технологию? Потому что в процессе анализа — логической операции мышления, у ребенка развивается речь, а речь как известно — форма сути мышления. « Поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С. Л. Рубинштейн).

В процессе занятия воспитанникам дается проблема, которую им необходимо решить и получить реакцию окружающих (других воспитанников и воспитателя) на свои действия. И важно, чтобы дети пришли к тому, что возможны различные варианты решения данной проблемы. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. В данном случае педагог выступает в роли помощника и ни в коем случае не навязывает своё мнение, а помогает и направляет в рассуждениях и спорах.

Вспомогательно в практике дошкольного образования можно широко использовать кейс-иллюстрации, кейс-фото.

Используя данную технологию, мы сделали вывод, что кейс- технология служит помощником в повышении интереса детей к изучаемому материалу, способствует развитию у них таких качеств, как: социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Данная технология развивает способность анализировать, исследовать проблемные ситуации, находить решение, соответственно учить работать детей с информацией.

Развитие качеств дошкольников не может обойтись без игровых педагогических технологий, ведь как показывает практика, что в успешном обучении важно не только содержание материала для занятий, но и та форма, в которой материал преподносится детям. Ведь первостепенная задача педагога состоит в вызывании у ребенка заинтересованности и активизации познавательных процессов.

Для решения данной задачи мы, педагоги, создаём ту среду и те взаимоотношения, которые стимулируют различную самостоятельную деятельность детей. Поэтому, для создания такой развивающей среды мы используем игровые технологии.

Почему игра? Как писал В. А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» Мы считаем, что игра особо необходима для обучения и воспитания детей. Высоко оценивая значение игры, мы используем наиболее эффективные пособия — это игровые пособия Дьенеша и Кюизенера, которые в процессе игры формируют знания, развивают мышление детей и способствуют усвоению математики. Немного о практике использования технологии «Блоки Дьенеша»

Основной целью и задачами данной игровой технологии является возможность помочь детям научиться выполнять логические операции, познакомится с основами математики — работать со свойствами (разбивать объекты по свойствам), обобщать и находить различия, кодировать информацию, сравнивать, классифицировать объекты. То есть развивать у детей умения, для решения логических задач: выявлять свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие, запоминать, удерживать их в памяти.

С помощью Блоков Дьенеша дети знакомятся с признаками предметов (формой, цветом, размером), развивают творческие способности, развивают пространственное воображение, фантазию, навыки конструирования, моделирования, речь, логическое мышление, самостоятельность. Эта игра замечательна тем, что учитывает на каждом возрастном этапе уровень математических знаний детей.

В заключение хотелось бы отметить, что использование современных педагогических технологий гарантируют достижения дошкольников в различных сферах развития, в дальнейшем в школе. И для педагогов, очень важно научиться работать на современном технологическом уровне, чтобы сделать познавательный процесс главным ориентиром в становлении развития дошкольников.

  • Михайлова З. А., Носова Е. А. Логико-математическое развитие дошкольников. — Издательство Детство-Пресс, 2014.
  • Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург; «Детство-Пресс», 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, ребенок, дошкольный возраст, игра, основная задача, педагог, процесс анализа, речь.

в познавательном развитии дошкольников»

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных.

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем – это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.

Использование современных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных, на мой взгляд, является –

1. Технология  детского экспериментирования.

Для ребенка естественнее и поэтому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдения, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать добытые кем то знания в готовом виде.

Ребенок стремится к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. В любом возрасте роль педагога остается ведущей. Без взрослого эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершенное выводами и не имеющее познавательной ценности.

В групповом помещении старшей группы был создан центр для детскогоэкспериментирования под названием «Наша лаборатория», в которомсодержится природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки,различные семена и плоды, кора деревьев, листья и т.д. А также сита иворонки разного размера и материала, пипетки с закруглёнными концами,пластиковые шприцы без игл, бросовый материал (бумага разной фактурыцвета, кусочки кожи, поролона, резины, пластмассы, металлическиепредметы, пробка, проволока и т.п.), часы песочные, механические и т.д. Данная форма работы обеспечивает личностно-ориентированноевзаимодействие взрослого с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров),создавая при этом особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнкуреализовать свою любознательную и познавательную активность-информационно-коммуникативные технологии

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

2. Технология проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Для обеспечения познавательной активности детей в нашей группе широко используется проектный метод. Он позволяет развивать познавательные способности детей, учит ориентироваться в информационном пространстве, развить логическое мышление. В нашей старшей группе были разработаны познавательно-исследовательские проекты «Мыльная история», «Магнитные чудеса».

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы? А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности

3. Технология исследовательской деятельности.  Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Коллекционирование -одна из форм познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит собирание чего-либо, имеющего определенную ценность для ребенка. Коллекционирование поддерживает индивидуальные познавательные предпочтения детей. В нашей группе есть коллекция камней, коллекция морских ракушек, магнитов, гербарии. Для обеспечения познавательной активности детей в нашем детском саду широко используется проектный метод. Он позволяет развивать познавательные способности детей, учит ориентироваться в информационном пространстве, развить логическое мышление.

(теория решения изобретательских задач)

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

5. Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, мультимедийное оборудование, планшет, ноутбук и др.)

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

обладает стимулом познавательной активности детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

ИКТ в работе современного педагога:

Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация)

Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

6. Личностно — ориентированная технология

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. Создание  условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

7. Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

8. Технология интегрированного занятия

Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.

Интегрирование — соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах, а педагогу сделать процесс обучения эффективным и более полно удовлетворять любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

«Использование современных методов

и педагогических технологий

в организации образовательного процесса

по познавательному развитию с детьми дошкольного возраста»

В групповом помещении старшей группы был создан центр для детскогоэкспериментирования под названием «Наша лаборатория», в которомсодержится природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки,различные семена и плоды, кора деревьев, листья и т.д. А также сита иворонки разного размера и материала, пипетки с закруглёнными концами,пластиковые шприцы без игл, бросовый материал (бумага разной фактурыцвета, кусочки кожи, поролона, резины, пластмассы, металлическиепредметы, пробка, проволока и т.п.), часы песочные, механические и т.д. Данная форма работы обеспечивает личностно-ориентированноевзаимодействие взрослого с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров),создавая при этом особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнкуреализовать свою любознательную и познавательную активность- информационно-коммуникативные технологии

Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.

Список использованной литературы:

1. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной

действительностью. / Н. В. Алешина; Москва, 2011.- 156 с.

2. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю. М.

Горвиц, Л. Д. Чайнова, Н. Н. Подъяков, Е. В. Зворыгина и др; – М.: ЛИНКАПРЕСС, 2014.-240 с.

3. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. / Н. В. Макарова; Москва, 2013.-235 с.

Кудрина, Л. В. Т РИЗ-технология как одно из средств повышения познавательной активности детей дошкольного возраста / Л. В. Кудрина, Н. П. Кислинская. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14047/ (дата обращения: 08.10.2023).

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой его ступени — дошкольному образованию. Задача педагогов дошкольных учреждений, согласно ФГОС дошкольного образования — это воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир. Такими средствами являются инновационные технологии, используемые в дошкольном образовании. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ — теорию решения изобретательных задач.

Основная задача системы образования и внедряемых в настоящее время ФГОС, имеют общую цель с ТРИЗ-технологией Г. Альтшуллера — развитие личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, научить детей учиться и самостоятельно добывать знания. А познавательная активность — это потребность в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Считаю, что познавательная активность детей дошкольного возраста станет выше, если в образовательной деятельности дошкольников будут использоваться ТРИЗ технологии. Так как эта технология позволяет максимально раскрыть возможности познавательной активности старших дошкольников, которая в дальнейшем, будет являться гарантией успешного школьного обучения.

Поэтому я поставила перед собой цель: внедрение методов и приемов ТРИЗ технологии во все виды деятельности познавательного развития детей. При этом сформировала следующие задачи:

‒ формировать у детей исследовательские навыки: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать;

‒ учить самостоятельно, добывать информацию через поисковую деятельность, организованное коллективное рассуждение, игры и тренинги;

‒ развивать умения анализировать новые ситуации;

‒ воспитывать у детей интерес к процессу познания;

‒ воспитывать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.

Для решения этих задач, я использовала такие формы организации детской деятельности как игровая, конструктивно-модельная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская.

Основной особенностью технологии ТРИЗ, в отличие от традиционных средств является возможность самостоятельно детям находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Технология ТРИЗ позволяет развивать: с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность. А с другой — познавательный интерес, познавательную потребность, познавательную активность, стремления к новизне; творческому воображению.

Познавательную деятельность можно представить следующими компонентами:

познавательный интерес — направленность, устойчивость — постоянное стремление к познанию, к новым знаниям, осознанность, эмоциональная насыщенность;

познавательная потребность — потребность в знаниях, отчетливое проявление исследовательского интереса к миру;

познавательная активность — это готовность и стремление ребенка к усвоению знаний, приобретению опыта и различных умений.

воображение— это создание мыслимого образа, то есть способность мысленно представить себе образ того или иного предмета.

Можно сделать вывод, что для развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности необходимо, чтобы они овладели указанными выше компонентами. Поэтому изучив структуру и компоненты познавательной деятельности, были подобраны игры и упражнения ТРИЗ на развитие познавательной активности.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. При этом для развития познавательной активности детей в своей группе я пользовалась следующими методами и приёмами технологии ТРИЗ:

В первую очередь это мозговой штурм. Этот метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

Игру «Хорошо — плохо» — использовала для совершенствования умения выделять противоречия в предметах. Для этого выбирала объект, а дети находили положительные и отрицательные качества данного объекта.

(В следующем году мы пойдём в первый класс — это хорошо или плохо?).

В игре «Чёрное и белое»детям предлагала классифицировать положительных и отрицательных персонажей по их домикам. Кто может жить в черном домике? — волк; баба Яга, Бармалей. А кто может жить в белом домике? — Белоснежка, Красная шапочка, Дюймовочка. Затем детям предлагала проявить фантазию и предложить свои варианты ответов. Что будет если заяц, снег, сахар вдруг станут чёрными? Что будет если дорога, грязь, туча станут белыми?

Игра «Четвертый лишний», для детей логопедической группы самая часто используемая — дети быстро и правильно могут определить лишний предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводилось сравнение.

В игре «Мир вокруг нас» — дети умело классифицируют все объекты материального мира на природные и рукотворные объекты.

Всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает метод системного анализа. Моя задача в том и состояла, чтобы помочь ребенку познать, что все, что нас окружает взаимосвязано друг с другом, изменяется, развивается, а главное, что любой предмет, каким бы он ни был — большим или маленьким, является частью чего-то большого и в тоже время из чего-то состоит сам. Метод системного анализа позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в прошлое и будущее предмета.

Игра «Кем (чем) был» — помидор в прошлом зернышко, в будущем томатный сок, салат. Цыпленок в прошлом яйцо, а в будущем курица, петух.

Одним из интересных методов для развития воображения детей дошкольного возраста, является морфологический анализ: это, прежде всего активизация творческого мышления, выявление всех возможных вариантов решения проблемы, обогащение знаний детей об объекте.

Самой используемой игрой этого метода является игра «Да— нет», которая особенно полюбилась нашими детьми. Суть игры заключается в разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает — другой или другие отгадывают. Загадать можно любой предмет, явление, ситуацию. Отгадку надо найти при помощи вопросов, ответами на которые могут быть слова «да» и «нет». Эта игра учит самостоятельному структурированию информации, отбрасывание лишних параметров, или сужение поля поиска.

Метод фокальных объектов — это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств, других, случайно выбранных объектов. Метод фокальных объектов — это ловушка для идей!

Цель игры «Фантастическое животное» — научить соединять воедино элементы различных животных и создавать новые образы на основе заданных характеристик. Фантастическое животное: обезьянозаяц — умеет лазать по деревьям и быстро бегать и прыгать. Осьминогожираф — Живет в России. Зимой улетает в Африку. Питается фруктами, растениями. Любит есть, может ходить по воде. Слонопрыг — Живет в воде и на земле. Очень добрый. Питается только растениями. Хорошо плавает и прыгает по деревьям.

В работе со своими детьми я активно применяю метод, позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов. Это метод — Моделирование Маленькими Человечками, в играх и упражнениях с МЧ развиваются воображение и фантазия, следовательно, создается почва для формирования инициативной, творческой личности. Игра в маленьких человечков развивает у детей внимание, наблюдательность, логическое мышление, сообразительность.

Есть множество вариаций использования ММЧ: карточки с нарисованными маленькими человечками, кубики, МЧ из пластика и картона, наконец, «живые» человечки, в роли которых выступают дети. Сущность ММЧ заключается в представлении о том, что все предметы и вещества состоят из множества МЧ. В зависимости от состояния вещества МЧ ведут себя по-разному. Человечки твердого вещества крепко держатся за руки и чтобы их разъединить, нужно приложить усилие. В жидком веществе человечки стоят рядом, слегка касаясь друг друга. Эта связь непрочная: их можно легко отделить друг от друга (отлить воду из стакана). Человечки газообразных веществ постоянно в движении. Помимо основного названия — «бегущие», дети характеризуют их как «летающие».

Дети очень любят играть в подвижную игру «Мы — маленькие человечки». Дети встают в круг и в зависимости от того, какое слово произносит взрослый. Дети стоят крепко держась за руки, если, например, воспитатель говорит «камень», начинают бегать — «пар», «дым», «запах», стоят рядом, касаясь плечами — «вода», «молоко», «сок».

С помощью ММЧ можно обыграть различные режимные моменты, объясняя сущность того или иного процесса или ситуации. Например, вот мыло. Мыльные человечки крепко держатся за руки пока сухие. Крепко прижимаются друг к другу, пока между ними никого нет. Но вот мыльные человечки встречаются с водой, с которой они дружат. И начинают плавать, нырять, плескаться, невольно опуская руки и отделяясь от остальных. Сначала они плавают поодиночке, потом некоторые, взявшись за руки, водят в воде хоровод. Посмотрите, какие мыльные пузыри плывут по воде. Но они быстро лопаются, так как руки у мыльных человечков мокрые, скользкие, им трудно держаться друг за друга.

В результате использования в работе методов ТРИЗ, у детей возникло положительное эмоциональное отношение к занятиям, возросли познавательная активность и интерес. Дети стали проявлять большую активность в принятии самостоятельных решений, постановке новых вопросов и оригинальных ответов. Также у детей появилось стремление к новизне, к фантазированию; заметно обогатилась речь детей, расширились познавательные способности. Отсюда делаем вывод: методы ТРИЗ способствовали повышению уровня коммуникативной, информационной, проектной компетентности моих воспитанников, поэтому я вижу необходимость в дальнейшем использовании данной технологии в своей работе.

Считаю, что положительных результатов в своей работе с детьми я достигла только в тесном взаимодействии с семьей. С целью повышения компетентности родителей в данном вопросе знакомила их с технологией ТРИЗ через беседы, консультации на темы: «Что такое ТРИЗ», «ТРИЗ в детском саду и дома».

  • Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. — Новосибирск: Наука, 1991.
  • Белоусова Л. Б. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ под редакцией Б. Б. Финкелынтейн. — СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, познавательная активность, дошкольный возраст, игра, человечек, дошкольное образование, познавательная деятельность, предмет, познавательная потребность, познавательный интерес.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *