Воскресенье 8 октября 2023
В данной таблице сведены ВСЕ БРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С 1 ПО 11 КЛАСС (начальное, основное, среднее) из Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Используйте для сортировки разные столбцы (нажмите на заголовок интересующего столбца) по алфавиту и в обратной последовательности
Итоги реализации ФГОС НОО.
Новые образовательные результаты.
ФГОС – это системная инновация.
ФГОС – это новый образовательный результат.
Основная миссия современной школы – это воспитание гражданина России:
высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего
ответственность за настоящее и будущее своей страны, отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества.
Прийти к новому образовательному результату необходимо через достижение планируемых результатов. Выделяют три группы.
Сформированность универсальных учебных действий (УУД) является главным результатом современной образовательной деятельности. Так как универсальное учебное действие – это:
способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, что предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
Получить этот образовательный результат можно только через деятельность. А как же его измерить?
Одним из инструментов мониторинга является интегрированная контрольная работа. Цели такой работы следующие:
По результатам работы выделяются уровни сформиованности УУД.
Характеристика уровней сформированности УУД:
Данный уровень препятствует успешному обучению на следующем
Данный уровень является удовлетворительным и достаточным для освоения обучающимся дальнейшей программы.
Данный уровень является оптимальным для освоения обучающимся программы следующего этапа образования.
Данный уровень является наиболее благоприятным для освоения обучающимися программы следующего этапа образования и для развития интеллектуального и творческого потенциала личности.
Рассмотрим уровни сформированности УУД с первого по четвертый класс.
Результаты мониторинга сформированности УУД говорят о том, что требования ФГОС НОО о достижении новых образовательных результатов выполняются.
«Конечная цель всякого воспитания – воспитание самостоятельности посредством самодеятельности.»
Основными документами, составляющими нормативный пакет ФГОС, являются:
1. Требования к структуре основных общеобразовательных программ,
2. Требования к результатам их освоения (результатам общего образования),
3. Требования к условиям реализации образовательных программ.
В сочетании с документами инструктивно-методического и рекомендательного характера они образуют систему всестороннего и разноуровневого сопровождения стандартов.
В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя:
1. Предметные результаты — усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности;
2. Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Предметные результаты обучения
Эти результаты традиционно прописываются во всех методических пособиях, в большом количестве издающихся по любой школьной дисциплине. Предметные знания проверяются в тестах ЕГЭ и ГИА, и поэтому именно им учителя привыкли уделять наибольшее (хорошо, если не единственное) внимание.
К сожалению, большинство родителей также по-прежнему оценивают работу школы именно с позиций предметных знаний, не придавая должного значения развитию универсальных учебных навыков и личностному росту детей.
Метапредметные результаты обучения
В соответствии с этим документом, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8. Смысловое чтение;
9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
1. В широком значении термин «универсальные учебные действия» трактуется как «умение учиться», т. е. как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
2. В узком значении этот термин означает совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Универсальные учебные действия (УДД) ФГОС группируются в четыре блока:
– познавательной направленности и
Таким образом, универсальные учебные действия также являются с метапредметными результатами обучения.
Внимательный читатель ФГОС, конечно же обратил внимание на то, что умения и навыки, обозначенные в новых документах, как метапредметные результаты, всегда занимали важное место в работе хороших педагогов, но впервые в истории отечественной педагогики они выделены в отдельное направление педагогической деятельности.
Личностные результаты обучения
Современное образование становится все более личностно-ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. Происходит слияние педагогических и психологических целей обучения и воспитания.
Обозначенные в Стандарте личностные результаты в отечественной психологии определяются как психические новообразования, то есть качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни. К окончанию школьного обучения такими новообразованиями становятся личностное и профессиональное самоопределение, то есть сформированное мировоззрение, обретение ичностной идентичности, готовность и способность к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию на протяжении всей жизни, самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.
Совершенно очевидно, что предметные, метапредметные и личностные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования.
1. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.
2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, общее образование, умение, познавательная деятельность, воспитательный процесс, личностный результат обучения, основное общее образование, современное образование, социальный опыт, Фундаментальное ядро содержания.
Анкета «Оценка уровня сформированности гражданского самосознания у учащегося»
ФИ ученика и класс:
Методика «Самоанализ (анализ) личности»
Инструкция. При ответе на вопросы необходимо выбрать один из предложенных вариантов:
При ответе на вопрос необходимо смотреть на шкалу возможных ответов и решить, какой ответ больше всего подходит: 1, 2, 3, 4 или 5. Например, на вопрос № 1 вы выбрали ответ «скорее неверно». Тогда после первого номера вы ставите тире и пишете цифру 2. Таким образом нужно отвечать на все вопросы.
1. Уважительно отношусь к большинству людей, к членам группы.
2. Развиваю в себе способность видеть трудности других людей, активно помогать им.
3. Готов(а) поступиться своими интересами ради интересов коллектива.
4. Помогаю сверстникам, не ожидая взамен похвалы и наград.
5. Хочу, чтобы мой труд приносил пользу обществу.
6. Всегда бережно отношусь к предметам, сделанным руками человека.
7. В любом деле стремлюсь к достижению наилучших результатов.
8. Стремлюсь самостоятельно справляться с трудностями в работе.
9. Часто изобретаю свой подход к делу.
10. Люблю предлагать и осуществлять новые дела.
11. Я – целеустремленный человек.
12. Умею длительно работать с полной отдачей сил.
13. Мне совестно, если я поленился помочь родителям или товарищу.
14. Недовольство собой заставляет меня бороться со своими недостатками.
15. Ответственно отношусь к делам группы, класса, переживаю за общий успех.
16. Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не получается.
17. Выполняю любую, даже неприятную работу, если она приносит пользу людям.
18. Бережно отношусь к окружающей природе, животным, растениям, водоемам и т.д.
19. Мне присуща тщательность, добросовестность в любом деле.
20. Люблю самостоятельную, трудную работу.
21. Любую работу стремлюсь сделать интересной и полезной для себя и для других.
22. Нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, навыки.
23. Я привык выделять в делах главное и не отвлекаться на постороннее.
24. Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтах с людьми.
Методика позволяет оценивать уровень проявления социально ценных качеств личности:
активность нравственной позиции;
гражданственность в труде;
Каждый фактор представлен четырьмя вопросами и разбит на два подфактора по два вопроса в каждом. Большее количество баллов по фактору, подфактору указывает на более высокую степень проявления данного качества в личности. Самый высокий суммарный балл по фактору – 20, по подфактору – 10, минимальный соответственно 4 и 2.
Ключ к методике «Самоанализ личности»
1. Активность нравственной позиции – 1, 2, 13, 14
lа) уважение к людям, совестливость – 1, 13
lб) стремление к нравственному самовоспитанию – 2, 14
2. Коллективизм – 3, 4, 15, 16
2а) ответственность перед коллективом – 3, 15
2б) чуткость и взаимопомощь – 4, 16
3. Гражданственность в труде – 5, 6, 17, 18
3а) осознание значимости своего труда для общества – 5, 17
3б) бережное отношение к результатам труда, к природе – 6,18
4. Трудолюбие -7, 8, 19, 20
4а) добросовестность – 7, 19
4б) самостоятельность в преодолении трудностей – 8, 20
5. Творческая активность – 9, 10, 21, 22
5а) стремление к улучшению процесса работы – 9, 21
5б) стремление к новому, инициатива – 10, 22
6. Волевые качества – 11, 12, 23, 24
6а) целеустремленность – 11, 23
6б) настойчивость и самообладание – 12, 24
Интервалы уровней проявления фактора качества у школьника:
Низкий 1,00 – 3,65
Средний 3,66 – 4,32
Высокий 4,33 – 5,00
По вопросам каждого фактора и подфактора подсчитывается средняя арифметическая оценка. Сумма средних арифметических делится при подсчете данных класса на число членов класса. Все итоговые результаты рассматриваются в интервале баллов от 1 до 5.
ФИ учащегося и класс:
При согласии с утверждением рядом с ним поставьте знак «+» («да»),
при несогласии – знак «-» («нет»).
1. Я строго соблюдаю принципы нравственности и морали.
2. Я всегда следую чувству долга и ответственности.
3. Я верю, что любые, даже скрытые поступки не окажутся безнаказанными.
4. Меня возмущает, что преступника могут освободить благодаря ловкой защите адвоката.
5. Я считаю, что соблюдение законов является обязательным.
6. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.
7. Если бы я должен был намеренно солгать человеку, мне пришлось бы смотреть в сторону, так как стыдно было бы смотреть ему в глаза.
8. Я люблю читать книги, статьи на темы морали и нравственности.
9. Меня раздражает, когда женщины курят.
10. Думаю, что существует одно-единственное правильное понимание жизни.
11. Когда кто-нибудь проявляет глупость или невежество, я стараюсь его поправить.
12. Я человек твердых убеждений.
13. Я люблю лекции на серьезные темы.
14. Я считаю, что всякую работу следует доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет необходимости.
Социализированность личности учащегося
Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 — всегда; 3 — почти всегда; 2 — иногда; 1 — очень редко; 0 — никогда.
1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3. За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравится помогать другим.
13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. Переживаю неприятности других, как свои.
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Анкета «Как я оцениваю свое здоровье?»
Оценка уровня конфликтности личности
1. Характерно ли для вас стремление к доминированию, чтобы подчинить своей воле других:
а) нет, б) когда как, в) да.
2. Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а, возможно, и ненавидят:
а) да, б) ответить затрудняюсь, в) нет.
З. Кто вы в большей степени:
а) пацифист, б) принципиальный, в) предприимчивый.
4. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями:
а) часто, б) периодически, в) редко.
5. Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив:
а) разработал бы программу работы на год вперед и убедил бы коллектив в ее целесообразности;
б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами;
в) чаще бы советовался с людьми.
6. В случае неудач, какое состояние для вас наиболее характерно:
а) пессимизм, б) плохое настроение, в) обида на самого себя.
7. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива:
а) да, б) скорее всего, да, в) нет.
8. Относите ли вы себя к людям, которым лучше сказать горькую правду в глаза, чем промолчать:
а) да, б) скорее всего, да, в) нет.
9. Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего стараетесь изжить в себе:
а) раздражительность, б) обидчивость, в) нетерпимость критики других.
10. Кто вы в большей степени:
а) независимый, б) лидер, в) генератор идей.
11. Каким человеком считают вас ваши друзья:
а) экстравагантным, б) оптимистом, в) настойчивым.
12. Против чего вам чаще всего приходится бороться:
а) несправедливости, б) бюрократизма, в) эгоизма.
13. Что для вас наиболее характерно:
а) недооцениваю свои способности, б) оцениваю объективно, в) переоцениваю свои способности.
14. Что вас приводит к столкновению и конфликту с людьми чаще всего:
А) излишняя инициатива, б) излишняя критичность, в) излишняя прямолинейность.
1. Что в тебе за прошедший год стало лучше (поставь рядом с буквой знак «+»), а что изменилось в худшую сторону (поставь знак «—»):
а) физическая сила и выносливость;
г) выдержка, терпение, упорство;
д) ум, сообразительность; с) память;
з) внимание и наблюдательность;
и) критичность и доказательность мышления;
к) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность) ;
л) умение планировать работу;
м) умение организовать свой труд (организованность);
н) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки;
о) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;
п) чуткость и отзывчивость к людям;
р) умение работать вместе, видеть, кому нужна помощь, помогать и принимать помощь от других;
с) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;
т) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;
у) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д.
2. Над какими из названных качеств ты собираешься работать в ближайшее время (перечисли буквы из предыдущего вопроса)?
3. Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить в себе?
4. Над какими из них ты сейчас работаешь?
5. Что бы ты хотел себе пожелать на будущее?
Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности
Используется следующая шкала: 3 — привлекает очень сильно; 2 — привлекает в значительной степени;
1 — привлекает слабо; 0 — не привлекает совсем.
Что привлекает в деятельности:
2. Общение с разными людьми.
4. Возможность передать свои знания.
6. Приобретение новых знаний, умений.
7. Возможность руководить другими.
8. Участие в делах своего коллектива.
9. Вероятность заслужить уважение товарищей.
10. Сделать доброе дело для других.
11. Выделиться среди других.
12. Выработать у себя определенные черты характера.
Оценка уровня творческого потенциала личности
При самооценке мысленно представьте себе наивысший (10-й) уровень развития соответствующего качества и низший (1-й) уровень и найдите себе место на 10-балльной шкале.
1. Как часто начатое дело вам удается довести до логического конца?
2. Если всех людей мысленно разделить на логиков и эвристов, то есть генераторов идей, то в какой степени вы – генератор идей?
3. В какой степени вы относите себя к людям решительным?
4. В какой степени ваш конечный «продукт», ваше творение чаще всего отличается от исходного проекта, замысла?
5. Насколько вы способны проявить требовательность и настойчивость, чтобы люди, которые обещали вам что-то, выполнили бы свое обещание?
6. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями в адрес кого-либо?
7. Как часто решение возникающих у вас проблем зависит от вашей энергии и напористости?
8. Какой процент людей в вашем коллективе чаще всего поддерживают вас, ваши инициативы и предложения?
9. Как часто у вас бывает оптимистичное и веселое настроение?
10. Если все проблемы, которые приходилось вам решать за последний год, условно разделить на теоретические и практические, то каков среди них удельный вес практических проблем?
11. Как часто вам приходилось отстаивать свои принципы, убеждения?
12. В какой степени ваша общительность, коммуникабельность способствует решению жизненно важных для вас проблем?
13. Как часто у вас возникают ситуации, когда главную ответственность за решение наиболее сложных проблем и дел в коллективе вам приходится брать на себя?
14. Как часто и в какой степени ваши идеи, проекты удается воплотить в жизнь?
15. Как часто вам удается, проявив находчивость и даже предприимчивость, хоть в чем-то опередить своих соперников по учебе?
16. Как много людей среди ваших друзей и близких, которые считают вас человеком воспитанным и интеллигентным?
17. Как часто вам в вашей жизни приходилось предпринимать нечто такое, что было воспринято даже вашими друзьями как неожиданность, как принципиально новое дело?
18. Как часто вам приходилось коренным образом реформировать свою жизнь или находить принципиально новые подходы в решении старых проблем?
Методика «Направленность личности»
На каждый пункт вам нужно выбрать тот ответ, который более всего выражает ваше мнение.
1. Больше всего удовлетворения в жизни дает:
А – оценка работы;
Б – сознание, что находишься среди друзей;
В – сознание того, что работа выполнена хорошо.
2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:
А – известным игроком;
Б – выбранным капитаном команды;
В – тренером, который разрабатывает тактику игры.
3. Лучшими преподавателями являются те, которые:
А – имеют индивидуальный подход;
Б – создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказывать свою точку зрения;
В – увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему.
4. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:
А – не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны;
Б – вызывают у всех дух соперничества;
В – производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.
5. Я рад, что мои друзья;
А – всегда верны и надежны;
Б – помогают другим, когда для этого представляется случай;
В – интеллигентны и у них широкие интересы.
6. Лучшими друзьями считаю тех:
А – на которых можно надеяться;
Б – с которыми хорошо складываются взаимные отношения;
В – которые могут больше, чем я.
7. Я хотел бы стать известным, как те, кто;
А – может сильно любить;
Б – отличается дружелюбием и доброжелательностью;
В – добился жизненного успеха.
8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть;
А – опытным летчиком; Б – начальником отдела; В – научным работником.
9. Когда я был ребенком, я любил:
А – когда меня хвалили; Б – игры с друзьями; В – успехи в делах.
10. Больше всего мне не нравится, когда:
А – меня критикуют;
Б – в коллективе ухудшаются товарищеские отношения;
В – встречаю препятствия при выполнений возложенной на меня задачи.
11. Основная роль школ должна заключаться в:
А – развитии индивидуальных способностей и самостоятельности;
Б – воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми;
В – подготовке учеников к работе по специальности.
12. Мне не нравятся коллективы, в которых:
А – человек теряет индивидуальность в общей массе;
Б – недемократическая система;
В – невозможно проявление собственной инициативы.
13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:
А – для обеспечения отдыха; Б – для общения с друзьями; В – для любимых дел и самообразования.
14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:
А – мои усилия достаточно вознаграждены;
Б – работаю с симпатичными людьми;
В – У меня работа, которая меня удовлетворяет.
15. Я люблю, когда:
А – другие ценят меня; Б – приятно провожу время с друзьями; В – чувствую удовлетворение от работы.
16. Если бы обо мне писали в газетах, мне бы хотелось, чтобы:
А – похвалили меня за мою работу;
Б – сообщили о том, что меня выбрали в Совет школы;
В – отметили дело, которое я выполнил.
17. Лучше всего я учился бы, когда преподаватель:
А – имел ко мне индивидуальный подход;
Б – вызвал дискуссию по разбираемым вопросам;
В – стимулировал меня на более интенсивный труд.
Для улучшения и ускорения работы сайта в Ваших интересах мы используем куки (сookies)
Используя наш веб-сайт, Вы подтверждаете свое согласие с условиями использования куки (сookies) Подробнее