СОДЕРЖАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ И АКАДЕМИЧЕСКИХ УСПЕХОВ

Kristina Александровна Papoyan

Эксперт по предмету «Психология»

Евгения Солодова

преподавательский стаж — 8 лет

Ценностные ориентации — это способ дифференциации объектов действительности в соответствии с их положительной или отрицательной значимостью. Направленность личности способна выражать характеристику, определяющую социальную и нравственную ценность личности.

Сущность и общая характеристика ценностей и ценностных ориентаций личности

Ценностные ориентации личности – это одно из фундаментальных структурных образований сформировавшейся зрелой личности, в рамках которого сходятся ее разнообразные психологические характеристики.

Ценностные ориентации человека представляют собой одну из важнейших характеристик его личности. Связано это с тем, что именно ценностные ориентации определяют отношение человека к окружающим людям и установлению взаимодействия с окружающей действительностью. Кроме того, именно ценностные ориентации оказывают регулирующее и детерминирующее воздействие на поведение, поступки и действия человека.

Понимая и осознавая свои ценностные ориентации, человек осуществляет поиск собственного места в мире, размышляет над целью и смыслом своей жизнедеятельности.

В структуру ценностных ориентаций личности человека входят три основных интегративных компонента:

Каждый из данных компонентов принимает активное участие в формировании ценностных ориентаций личности человека, а совокупность компонентов обуславливает их особенности, содержание, степень проявления и эмпирическую верификацию.

Таким образом, исследование особенностей психологического формирования ценностных ориентаций осуществляется в рамках системного подхода, который позволяет рассмотреть их как результат освоения человеком окружающей действительности и успешной социализации в обществе.

Ценности – это обособленные духовные, нравственные и личные интересы человека.

Ценности принято изучать на основании двух подходов, каждый из которых рассматривает их как многоуровневую психологическую систему человека:

«Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности» 👇

Таким образом, в психологии ценности рассматриваются как определенные объекты или явления, их свойства и особенности, которые включают в себя ряд общественных идеалов, значимых для конкретного человека и являющихся его эталоном должного.

Цели и целеполагание личности

Цель – это осознанный и предвосхищаемый результат определенной деятельности человека.

Цели играют важную роль в саморегуляции личности человека, занимая фундаментальное положение в структуре его мотивации. Развитие личности немыслимо без осуществления прогнозирования собственных действий, предвидения собственного поведения и поступков. Ряд отечественных психологов, таких как Б. Ф. Ломов, А. Н. Леонтьев и т.д., в исследовании личности, особо указывали на значимость ее цели, как системообразующей деятельности каждого человека.

Любая деятельность человека предусматривает обязательное наличие цели и мотива. Без вектора «мотив – цель» невозможно реализовать собственную деятельность. То, какой будет деятельность, определяет поставленная цель, то есть ожидаемый человеком результат.

Цель представляет собой специфическую форму опережающую отражение, которое выступает либо в форме целеполагания, либо в форме предвидения. Наиболее активно личность проявляется на уровне целеполагания.

Целеполагание (формирование цели) – это сложный процесс, в рамках которого можно условно выделить ряд последовательных этапов: целеобразование, целеопределение, целеосуществление и целереализацию.

Целеобразование – начальный этап, на котором личность осуществляет формирование своих целей, связанных с актуальными мотивами и потребностями, условиями существованиями, а также в соответствии с собственными возможностями и ограничениями. То есть, на данном этапе происходит процесс постановки цели и подбор наиболее оптимальных методов по ее достижению.

Таким образом, целеполагание представляет собой целостный процесс по саморегуляции поведения и деятельности личности. Данный процесс не является спонтанным, так как он обусловлен определенным предметным содержанием деятельности, в рамках которой личность задает цели в конкретных «объективных обстоятельствах».

«Цели и ценностные ориентации личности» 👇

Формирование личности оказывает влияние на процесс целеполагания. Связано это с тем, что чем более развита личность, тем большее влияние на ее цели оказывают различные общественные институты, транслирующие личности установки, ценности и нормы. Однако все они подвергаются обработке собственным «Я» личности, ее внутренним миром и системой ценностей.

Кроме того, постановка целей личности зависит от когнитивных процессов, которые определяют способность личности предвидеть и прогнозировать, предугадывать последствия своих поступков и действий.

Таким образом, цели детерминированы предметным содержанием, личностным и интеллектуальным развитием человека.

Предметом исследования в статье является проблема ценностных ориентаций и ее место в структуре личности, определение понятия ценностных ориентаций и их сущности в философии, социологии и психологии.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, философия, социология, психология.

The subject of researching in this article is the problem of value orientations and its place in the structure of personality definition of concept, of value orientations and their essence in philosophy, sociology, psychology.

Key words: values, value orientations, philosophy, sociology, psychology.

Ценностные ориентации представляют собой важнейший компонент структуры личности, так как определяют ее поведение и отношение к окружающему миру. Изучением ценностных ориентаций занимаются как философы, так и психологи, и социологи. Понятие «ценностной ориентации» возникло на стыке ряда наук — философии ценностей, аксиологии — теории ценностей, философской и культурной антропологии, социологии, социальной психологии. Именно «ценностные ориентации» выступают как звено, связующее различные подходы и системы знаний о поведении человека, как категория, с которой соотносятся различные понятия, привлекаемые философией, социальной психологией и социологией при изучении механизмов регуляции поведения. В цикле философско-социологических дисциплин это понятие соотносится с категориями «норм и ценностей», нормативно-ценностных систем и социального действия, в цикле конкретно-социологических дисциплин — с категориями мотивации и управления деятельностью людей и их объединений, в цикле социально-психологических — с категориями, описывающими механизмы поведения и деятельности человека и их регуляции.

В социальной психологии понятие «ценностные ориентации» используется в двух значениях:

В социологии ценностные ориентации представляют собой критерии оценочного отношения личности или группы личностей к совокупности материальных и духовных благ, которые рассматриваются как предметы и их свойства, цели и средства для удовлетворения потребностей личности (группы личностей).

По мнению автора, ценности, ставшие внутренними побудителями субъекта, и есть ценностные ориентации, которые являются регуляторами его поведения.

Ценностные ориентации связаны с развитием направленности личности и характеризуют общий подход человека к миру, к самому себе, придают смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Они базируются на сформировавшихся потребностях личности, ее желаниях и стремлениях, играя ведущую роль в процессе принятия подавляющего большинства решений.

Основные термины (генерируются автоматически): ориентация, социальная психология, ценностная ориентация, ценность, группа личностей, компонент структуры личности, окружающий мир, отношение, поведение, установка личности.

Существует большое
количество классификаций и подходов к
изучению ценностных ориентаций. Можно
утверждать, что определение ценностных
ориентаций начинается с попытки их
соотнесения с другими понятиями. Тем
не менее, в каждом теоретическом подходе
можно наблюдать определенный, фиксированный
набор ценностей, который структурируется
путем предпочтения индивидом каждой
их них.

Барабанщиков В. А.
в своей статье «Системная организация
и развитие психики» в результате анализа
основных видов ценностей специалистами
выделяет три уровня их организации:

Иностранным
психологом Ш. Шварцем предложена
классификация ценностей (их насчитывается
десять типов), в которой типы ценностей
практически интерпретированы как
способы организации категорий. Сами по
себе ценности разделяются на два класса:
терминальные, представляющие собой
критерии выбора цели и способов ее
достижения, и инструментальные –
критерии, стандарты оценки модуса
поведения. Таким образом, для Шварца
ценности – не свойства, присущие объекту,
а именно критерии, по которым человек
действует, оценивает свои действия и
строит свое отношение к миру.

Ценности включают
пять необходимых черт:

а) они всегда есть
представления или верования;

б) знания о
состояниях, которых желательно достичь;

в) следы специфических
ситуаций;

г) содержат
возможность селекции каких-то событий
в жизни человека или в эволюции его
поведения;

д) имеют некоторую
степень важности.

Выделение этих
характерных черт ценностей весьма
продуктивно для понимания их роли в
социальном познании: во-первых, потому
что сами ценности трактованы как
когнитивные элементы («знания»,
«представления»), а во-вторых, потому
что обозначен механизм их воздействия
на сам процесс познания.

Мы опираемся на
положения концепции М. Рокича, то есть,
рассматриваем иерархию ценностей как
структуру предпочтений индивидом каждой
ценности.
Согласно
классификации ценностей Рокича, мы
рассматривали два класса ценностей –
терминальные, ценности – цели, и
инструментальные, ценности – средства,
(Рокич,
1973). В рамках данной теории общее число
ценностей сравнительно невелико, и в
связи с этим люди обладают одними и теми
же ценностями, но различия можно наблюдать
не в самих ценностях, а в системе их
организации. То есть, изучать необходимо
именно ценностные ориентации.

Этой же задаче
служит и разработанная Шварцем типология
различного содержания ценностей,
необходимых для формирования сознательных
целей человека, а также описание условий
согласования потребностей индивида с
интересами общества (удовлетворение
биологических потребностей, потребностей
в социальных контактах и потребностей
выживания, благополучия группы).

Впоследствии
проблема ценностей была и более
определенно включена в контекст
социального познания. А. Тэшфелу
принадлежит идея рассмотрения ценностей
как одного из детерминант этого процесса.

Вплетение ценностей
в процесс познания социального мира
существует на всем протяжении социализации
человека, однако, при некоторых условиях
роль ценностей в этом процессе становится
особенно значимой. Это проявляется
тогда, когда сами ценности претерпевают
изменения. Пока они неизменны, новая
информация отбирается и интерпретируется
так, чтобы «подтвердить» и «поддержать»
структуру ценностно-нагруженных
категорий: новая информация здесь не
используется для того, чтобы что-то
«исправить» в старых представлениях.
Мы попросту от нее отказываемся, чтобы
не допускать противоречии в наших
суждениях.

При этом возникают
два типа ошибок: «сверхвключение» и
«сверхисключение». Их свойство заключается
в том, что при «сверхвключении» в
категорию включаются объекты, которые
на самом деле к ней не относятся. Логика
здесь в том, чтобы в негативно-нагруженную
категорию обязательно включить всех,
кто, на наш взгляд, обладает отрицательными
в терминах ценностей качествами. Если
для кого-то весьма сомнительна «ценность»
легкомысленного поведения девушек, то
подозрительность заставляет включить
экстравагантно одетую представительницу
прекрасного пола в категорию чуть ли
не «уличной девки».

Важнейший компонент
социального контекста социального
познания – социальные ценности. Их
влияние на процесс категоризации
особенно значимо потому, что по сравнению
с теми искажениями информации, которые
связаны с недостатком ее или с
индивидуальными психологическими
особенностями познающего субъекта,
«субъективность» оценок под воздействием
социальных ценностей значительно
больше. Это обусловлено тем, что
дифференциация явлений в терминах
ценностей в социальном мире распространена
значительно больше, чем в физическом.
Поэтому проблема ценностей занимает
важное место в структуре как
социологического, так и психологического
знания. В социологии, в частности,
предлагается понимать ценности как
«общепринятые убеждения относительно
целей, к которым человек должен
стремиться»; в других работах высказан
ряд идей, непосредственно относящихся
и к системе социально-психологического
знания.

Таким образом, в
психологической традиции при анализе
ценностей высвечивается их значение
для личности, прежде всего в качестве
регулятора поведения и деятельности,
основы для мотивации. Это, впрочем, не
означает сведения всей проблематики
ценностей только к ее психологическому
аспекту.

Социальная природа
ценностей очевидна, и поэтому в контексте
социального познания ценности справедливо
рассматриваются как один из элементов
«социальной составляющей» этого
процесса.

Некоторая
неоднозначность в трактовке ценностей
в психологии приводила к попыткам
упорядочить эту проблематику. Самую
существенную попытку предприняли М.
Рокич и Ш. Шварц. Ими предложена теория
универсального содержания и структуры
ценностей, где ценности трактуются как
представления людей о целях, которые
служат руководящими принципами в жизни.
Такой постановкой вопроса ценности
неизбежно связываются с проблемами
социального познания: они есть некоторые
представления, т.е. категории, при помощи
которых человек обозначает те или иные
явления мира.

Таким образом,
формирование системы ценностных
ориентаций личности является для
различных исследователей предметом
пристального внимания и разнопланового
изучения. Исследование подобных вопросов
особое значение приобретает в подростковом
возрасте, поскольку именно с этим
периодом онтогенеза связан тот уровень
развития ценностных ориентаций, который
обеспечивает их функционирование как
особой системы, оказывающей определяющее
воздействие на направленность личности,
ее активную социальную позицию.

Проблема структуры ценностей (ценностных ориентаций) всегда считалась важной и актуальной, поскольку касается общего развития личности как субъекта социального и природного взаимодействия. Наличие постоянных ценностных ориентаций характеризует зрелую личность, выступает общим показателем уровня духовного развития человека. Процесс выбора ценностей и формирования их иерархии достаточно длительный.

Ш. Шварц и В. Билски они разработали свою концепцию ценностей, где ценности – это убеждения или идеи о конечных желаемых состояниях, которые проявляются в различных ситуациях и контролируют оценку действий и событий, и организованы в соответствии с их условным значением. Кроме того, на основе этой концепции Шварц создал методологию тестирования ценностей на уровне личности (индивидуальные различия) и на уровне культур (различия в социальных культурах).

У Я. Мусека ценностные ориентации – форма функционирования ценностей на уровне личности, то есть как личностные ценности (например, ориентации ценностей личности, противоречащие ценностям общества.

С психологической точки зрения ценностные ориентации являются компонентом структуры личности, которая отражает жизненный опыт, накопленный в процессе индивидуального развития, и представляет собой ядро ​​сознания, учитывая, что человек решает важные жизненные проблемы.

М. Рокич предложил теоретическую модель для изучения ценностных ориентаций человека (в контексте когнитивного подхода) и представил эффективный инструмент для их измерения. Теория и методология широко используются психологами, экономистами и политологами. Теория М. Рокича объясняет, что такое ценности, что такое люди и каковы функциональные цели системы ценностей.

В качестве основного диагностического конструкта автор теста рассматривает ориентацию человека, понимаемую как значение для человека определенных жизненных целей и ценностных ориентаций, которыми руководствуется в его жизни. В зависимости от стремлений, которые человек пытается достичь, сферы жизни (профессиональная, профессиональная подготовка и образование, семья, общественная жизнь и увлечения) представляют разные степени значимости для разных людей. М. Рокич приводит свою типологию ценностей:

Ценности-цели (конечные) определяются им как убеждение человека в том, что стоит преследовать конечную цель индивидуального существования. Предельные ценности определяют смысл его жизни для человека, указывают на то, что для него особенно важно и важно.

Инструментальные ценности (инструментальные), определяемые как убеждения человека в том, что конкретный образ действий или личностная черта лучше в любой ситуации.

Инструментальные ценности делятся на группы:

– этические, коммуникационные ценности, деловые ценности;

– индивидуалистические, конформистские, альтруистические;

– самоутверждение, принятие других людей и т. д.

Методология изучения ценностных ориентаций М. Рокича основана на прямом ранжировании списков значений двух классов: терминального и инструментального (по 18 баллов в каждом). Сначала субъекту предлагается набор терминальных, а затем инструментальных значений.

Результаты теста в значительной степени зависят от адекватности самооценки человека, поэтому эксперты рекомендуют использовать тест М. Рокича в сочетании с другими методами. Преимущество этого теста – универсальность, удобство и скорость в проведении и обработке данных. Однако на результаты может повлиять неискренность субъекта, желание (не всегда сознательное) давать социально желательные ответы.

В гуманистической психологии В. Франка личностные ценности понимаются как «универсалии значения» – объективные значения, присущие всему человечеству во всем его историческом развитии. Значение значения дает человеку универсальный характер, а значение значения, по мнению Франкла, определяется принятием на себя ответственности за его реализацию.

Согласно А. Г. Здравомыслову, ценностные ориентации – это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и интеллектуальных благ и идеалов, которые рассматриваются как объекты, цели или средства для удовлетворения потребностей жизни человека.

Психология личности использует также и другую структуру ценностей, основанную на теории самодетерминации личности, разработанной теоретически и экспериментально, Э. Л. Диси и Р. М. Райаном. В основе данной теории лежит способ группировки ценности, использующий ось внешнее-внутреннее. Степень удовлетворения таких базовых психологических потребностей как автономия (самостоятельность и независимость), межличностные отношения, компетентность (эффективность), имеют большое влияние на выраженность внешних или внутренних ценностей. Удовлетворение этих потребностей ведет к личностному развитию и психологическому здоровью, к развитию внутренних ценностей личностного роста, привязанности и любви, служения обществу, здоровья. Родительское одобрение и поддержка автономности, а также эмоциональная вовлеченность родителей в жизнь детей и структурированность требований к ребёнку создает и усиливает положительное влияние на развитие и рост ценностей.

Если базовые психологические потребности удовлетворены недостаточно или совсем в малой степени, то здесь возникают проблемы с психологическим здоровьем, появление беспокойства, как следствие, растет ориентация на внешние ценности видимого благополучия (материальное благополучие, популярность, внешность). Человек оценивает себя через призму успеха в социальной среде своей значимости, а также полагается на мнения и мнения других о себе. Здесь основой могут быть попытки человека компенсировать проблемы, связанные с утверждением семьи. Внутренние ценности более ориентированы на значение близкого друга другого человека и на развитие внутреннего личного мира, его самовыражение в творчестве, на самоотверженный и эстетический подход к природе. Они гораздо шире и альтруистичнее внешних ценностей и схожи по содержанию с экзистенциальными ценностями А. Маслоу, которые выражают потребность в самореализации (познании и творческом выражении, эстетическом опыте), любви, гармонии, справедливости и полноте жизни. Скорее внешние ценности выражают активность нижележащих уровней своих потребностей пирамиды. Строго контролируемые, эмоционально холодные или безразличные отношения между родителями и учителями по отношению к детям и в любой культуре негативно влияют на удовлетворение основных потребностей. По мнению Д. Р. Коннеллы, М. Линча и В. И. Чиркова основные психологические потребности, внешние и внутренние ценности обнаруживаются у субъектов разных культур.

В статье автор рассматривает аспект взаимосвязи ценностных ориентаций и ценностей с точки зрения психологической науки. Рассматривается роль ценностных ориентаций в процессе развития личности.

Ключевые слова:

ценностные ориентации, система ценностей, направленность личности, развитие личности, ценность.

Интерес к ценностной сфере отдельной личности и также групповой системе ценностей общества на различных исторических этапах развития общества обусловлен многоаспектностью роли формирования ценностей в различных процессах, таких как целеполагание, осознание смысла жизни, построение жизненного пути личности и т. д.

Исторические события, которые обусловили перестроение многих аспектов жизнедеятельности общества в период новейшей истории, обусловили необходимость переоценки системы ценностей, как индивидуальных, так и групповых.

Ценностные ориентации личности представляют собой важную характеристику личности, так как система ценностных ориентаций человека обусловливает его поведение и выстраиваемые взаимоотношения с другими представителями социума.

По степени сформированности ценностных ориентаций личности можно сделать вывод о стадии развития личности, именно данный факт обуславливает то, что в психологической науке ценностные ориентации принято считать одним из важных компонентов структуры личности. Если у личности развитые ценностные ориентации, данный факт свидетельствует о зрелости личности, ее сформированности, противоречивость ценностных ориентаций является показателем проявления инфантилизма, такая личность является незрелой.

В психологической науке существует множество подходов к рассмотрению ценностных ориентаций в структуре личности, однако исследователи признают, что особенности строения ценностных ориентаций обуславливают направленность личности, и определяют субъективное отношение личности к реальной действительности.

Определение понятия «ценность» многоаспектно и рассматривается в рамках многих гуманитарных наук, таких как философия, социология, культурология, психология и многих других.

Наиболее общепринятое определение понятия «ценность» можно рассмотреть как представленное синтезированное определение из элементов нескольких определений. Ценность представляет собой субъективное отношение человека к предмету (значимость предмета для человека) в процессе его познавательной и преобразующей деятельности.

В литературе, посвященной описанию психологических исследований, часто встречается отождествление смысла понятий «ценностные представления» и «ценности». В отличие от других гуманитарных наук в психологии акцентируется внимание исследователей на субъективной природе формирования ценностей, как индивидуальных, так и групповых.

Ценности рассматривают как сформированные впоследствии конкретных исторических условий явления, которые имеют определенное общественное значение.

Понятие «ценностные ориентации» в рамках социальной психологии рассматривается в двух аспектах:

– как система субъективных оценок личностью различных общественных событий и явлений (социальных, экономических, политических и т. д.);

– как детерминанта поведения человека во взаимосвязи с его системой ценностей, мотивов и мировоззрением, которые обуславливают смысложизненные ориентиры.

Ценностные ориентации представляют собой сложное структурированное явление, которое состоит из трех элементов:

1) когнитивный — знания человека;

2) эмоциональный — эмоциональная реакция человека;

3) поведенческий — проявляется в поведении человека, которое обусловлено системой ценностных ориентаций.

Исследователи в рамках психологических наук рассматривают ценностные ориентации с точки зрения различных подходов.

А. В. Петровский рассматривает формирование личности как ее развитие, процесс и результат. Особо подчеркивается важность оценки человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Как определенную категорию установок ценностные ориентации рассматриваются И. Н. Истоминым. По его мнению, при одновременном наличии потребности и соответствующей среды для ее удовлетворения у индивида складывается определенное отношение к конкретному предмету или явлению, существенно определяющее его дальнейшее поведение.

Ценностные ориентации представляют собой систему ценностных отношений личности, поэтому они проявляются как предпочтительные установки не на осознание наличия предметов и явлений, а на их реализацию, то есть проявления показывают направленность личности на достижение целей (приобретение ценностей).

Таким образом, можно сделать вывод, что в рамках исследований ценностных ориентаций в психологической науке существуют различные подходы к рассмотрению явления.

Понятие «ценностные ориентации» в рамках социальной психологии рассматривается в двух аспектах: — как система субъективных оценок личностью различных общественных событий и явлений (социальных, экономических, политических и т. д.); — как детерминанта поведения человека во взаимосвязи с его системой ценностей, мотивов и мировоззрением, которые обуславливают смысложизненные ориентиры.

Ценностные ориентации способствуют формированию концепции жизненного пути личности, формирует ядро мотивации жизнедеятельности, а также обуславливает формирование смысложизненных ориентаций личности в процессе ее жизнедеятельности, также принято считать, что система ценностей человека обуславливает построение им жизненной стратегии.

  • Бакланов Г. И., Ткаченко А. В. Ценностные ориентации и их формирование в образовательном процессе // Актуальные проблемы социологического сопровождения образования, 2019.
  • Дубровина И. В. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся // Ценностные ориентации и интересы школьников. — М.: «АПН», 1983.
  • Истомин И. Н. Ценностные ориентации в системе регуляции поведения // Психологические механизмы регулирования социального поведения. — М., 1979.
  • Наумова Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. — М., 1988.

Основные термины (генерируются автоматически): ориентация, жизненный путь личности, направленность личности, психологическая наука, детерминант поведения человека, система ценностей, ценностная ориентация личности, жизненная стратегия, реальная действительность, социальная психология.

Особенности формирования ценностных ориентаций школьников

Ценности представляют собой функцию человека для чего-то в мире. Лишь принятые ценности могут выполнить самую важную ценностную функцию (функцию поведения).

Ценностная ориентация выражена через направление сознания и актуальное поведение. Оно связано с важными событиями и действиями в обществе. Развитие ценностных ориентации и их влияние на успешность учебной деятельности подростков становится тяжёлым и кропотливым процессом. Он находится в основе самих ценностных ориентации, а также обстоятельствах их развития.

Формирование и функционирование ценностных ориентаций принято рассматривать в двух аспектах. Первый из них касается окружения, уровня развития культуры, внешних условий, природных факторов. Влияние этой стороны на успешность обучения связана с тем, что в подростковом возрасте сложно изменить внешнее окружение. Благодаря этому воздействие данных факторов имеет большое влияние на формирование ценностных ориентаций.

Вторая сторона связана с человеком, его ценностями, предпочтениями, желаниями, мотивами и интересами, смыслами. В этой ситуации ценностные ориентации становятся важнейшим элементом внутренней структуры человека. Она подкреплена жизненным опытом каждого человека и всей системой переживаний.

На успех обучения влияет в целом ценностно-потребностная сфера личности. Она представляет собой систему, сформированную врожденными потребностями или уже приобретенную в течение жизни. Ее организация состоит из нескольких блоков:

Влияние ценностных ориентаций на успешность обучения в школе

Система ценностных ориентаций предопределяет во многом конструктивность образа «Я» школьника, в том числе его способность к продуктивной реализации себя в деятельности. Исследователи предполагают, что характер самовосприятия оказывает влияние на успешность учебной деятельности.

Ценностные ориентации можно исследовать по методике «Ценностные ориентации», разработанную М. Рокич. « Успешным» и «неуспешным» в учебной деятельности школьникам предлагается в этом задании по 18 терминальных и инструментальных ценностей. Каждой из них они присваивают ранговый номер.

Психосемантический метод дает возможность обнаруживать проявление имплицитной теории личности у «успешных» и «неуспешных» школьников в том виде, в котором она содержится в сознании. Она рассматривается как своего рода руководство к действию, так как образ «Я» является не механическим набором личностных качеств, а их структурой.

В качестве принципа, по которому формируется данная структура, выступает иерархия степени значимости каждого личностного качества школьника, включая их отношение. На основе корреляционного анализа можно построить структуры, которые отражают представление школьников о себе. В рамках корреляционной структуры «неуспешных» школьников наибольшая информационная нагрузка принадлежит личностным качествам «сильный», «смелый», «веселый», «внимательный», «активный».

У «успешных» школьников наибольшую нагрузку показывают следующие личностные качества: оптимизм, доброта, активность, общительность. Хорошая учеба этой группы больше связана с будущим продолжением обучения в высших учебных заведениях. Для достижения этой цели необходима активность и общительность.

Практическая роль таких исследований состоит в том, что, зная представления школьников о себе и их ценностные ориентации, можно использовать их для повышения успешности учебной деятельности.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понятие и структура ценностных ориентаций личности

Ценностные ориентации – это элементы внутренней структуры личности, которые сформированы и закреплены жизненным опытом человека, а также в ходе процессов социальной адаптации и социализации.

Ценностные ориентации направлены на обеспечение устойчивости и целостности личности, они определяют программу и структуру сознания человека, стратегии его поведения и деятельности, организуют и контролируют мотивационную сферу, инструментальные ориентации на конкретные виды и объекты деятельности и взаимоотношений, направленных на достижение поставленных целей.

Ценностные ориентации задают ряд важных компонентов жизни, таких как:

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой оценочное отношение личности к совокупности духовных и материальных благ, рассматриваемых с точки зрения предметов и их свойств, целей и средств по удовлетворению собственных потребностей.

Ценностные ориентации выражаются в личностном смысле и жизненных идеалах, проявляются в форме социального поведения личности. Ценностные ориентации отражают то, как субъект относится к условиям собственной жизни и бытия, как результата оценочного и сознательного выбора наиболее значимых в жизни объектов и предметов.

Структура ценностных ориентаций личности – это иерархия ценностей, определяющая уровень их ранжирования непосредственно самой личностью.

Иерархическая структура ценностей личности представляет собой совокупность фиксированных и относительно зависимых друг от друга ценностей, которые направлены на сохранение порядка сосуществования всех ценностей человека.

В структуру системы элементов ценностных ориентаций входят три подсистемы:

Таким образом, ценностные ориентации личности не существуют сами по себе, они объединены в определенную систему, включающую в себя совокупность упорядоченных ориентаций и ценностей, важных для каждой отдельной личности.

Ценностные ориентации, тесно связаны с нормами поведения, образуя тем самым, ценностно-нормативную систему – совокупность и взаимообусловленность ценностных ориентаций и норм, касающихся всех проявлений общественной жизни, характерных для культуры данного общества.

Ценностные ориентации и ценности личности обладают рядом основных признаков:

Формирование ценностей и ценностных ориентаций личности

Процесс формирования ценностей и ценностных ориентаций личности осуществляется постепенно, включая в себя ряд компонентов.

Компоненты поэтапного формирования ценностей и ценностных ориентаций личности:

Особую роль в формировании ценностей и ценностных ориентаций играет зрелость личность. То есть, процесс «созревания» личности оказывает прямое воздействие на формирование ценностей и ценностных ориентаций. Именно поэтому они рассматриваются как важнейшая характеристика зрелой и сформировавшейся личности.

Сущность ценностных ориентаций и периоды их формирования

Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин выделяют несколько стадий развития самой личности и ценностей, которыми она располагает. В первую очередь важен дошкольный возраст (с 3 до 7 лет). Эта стадия начальная, на которой начинают работать первые этические нормы. Это происходит в игровой деятельности, когда с помощью отображения действительности усваиваются различные нормы, правила и нравственные критерии (предназначены для регулирования поведения через посредника или соучастника).

Период младшего школьного возраста становится переломным. Это связано с тем, что школьники приходят в новую систему отношений и образования (осуществляется изменение отношений детей в обществе). Данный процесс учения характеризуется развитием познавательных и интеллектуальных способностей.

Для подросткового возраста (с 10-11 до 13-14 лет) присуще усиленное становление личности на основании последующего развития процесса социализации. Общение школьников на этой стадии становится избирательным, что выражено выбором важных идеалов для подражания. Этот этап во многом предопределяет содержание новых ценностных ориентаций.

К появлению чувства взрослости ведет изменение социального статуса, наступление половой зрелости и резкие изменения в физическом развитии. Данные новообразования способны вызвать переориентацию ценностных норм на взрослых, что существенно усложняет комплекс личностных характеристик.

Ценностные ориентации являются важной характерной особенностью личности. Они включают ценности:

«Ценностные ориентации школьников и успешность обучения » 👇

Ценностные ориентации школьников влияют на успешность их обучения, поскольку отражают взгляд на мир конкретного человека. Они способны активировать творческий и интеллектуальный потенциал Ценность представляет собой основу жизни, определяющую аспекты поведения и объясняющую поступки людей.

Роль ценностей и ценностных ориентаций в развитии личности

Ценности и ценностные ориентации имеют большое значение в развитии личности каждого человека. Это связано с тем, что любая деятельности человека связана с ними напрямую. Кроме того, помимо деятельности, жизненные планы человека зависят от его ценностных ориентаций, которые выступают в виде своеобразной модели их становления.

Особо необходимо отметить роль ценностей и ценностных ориентаций в становлении жизненных планов человека. Это связано с тем, что планы представляют собой фундамент не только развития человека, его индивидуального сознания, но и всей жизнедеятельности в целом.

Жизненные планы – это планы, которые диалектически сочетают в себе ближайшие цели человека с его отдаленным будущим и реальным настоящим, имеющимися условиями существования.

От уровня жизненных планов зависит развитие индивидуального сознания, успешности общественных взаимоотношений и специфика положения в социуме. Все эти компоненты являются крайне важными для развития всей жизненной программы индивида.

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой целостное структурное сложное, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его психических компонентов. При этом каждый из компонентов может иметь самостоятельное значение в процессе формирования ценностных ориентаций. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе в формирование личности несовершеннолетнего, появления таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют становлению его мировоззрения.