Булатова Эльвира Викторовна,
воспитатель ГБДОУ детского сада № 71
Невского района Санкт-Петербурга
Социально-коммуникативное развитие дошкольников
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.
Основной целью данного направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС:
– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
– развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Задача педагогов нашего дошкольного отделения состоит в том, чтобы наши выпускники в будущем, когда они пойдет в школу, поступит в ВУЗ или устроится на работу, не испытывал трудностей в общении с другими людьми и стал полноценным членом общества проявляя инициативу и самостоятельность, ,уверен в своих силах,открыт внешнему миру, положительно относится к себе и окружающим, обладает развитым воображением.
Опыт работы показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.
Деятельность педагогов в нашем дошкольном учреждение по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает в
• организацию предметно-пространственной среды;
• создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;
• стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;
• устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;
• мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;
• обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;
• моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.
Основные формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников : групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности (НОД, в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.
Планирование образовательных ситуаций осуществляется в соответствии с учебным планом и тематикой недели, учитывается принцип сезонности.
Для социально-коммуникативного развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.
реализуется в 4-ех
Развитие игровой деятельности, патриотическое воспитание, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, трудовое воспитание.
Развитие игровой деятельности детей
Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Педагоги нашего дошкольного используют широкий диапазон самых разнообразных игр. Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, игры с правилами. Сюжетно-ролевые игры.
Следующим направлением реализации ОО является патриотическое воспитание.
• Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
• Воспитывать уважение к труду;
• Развивать интерес к русским традициям и промыслам;
• Формировать элементарные знания о правах человека;
• Расширять представления о городах России;
• Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
• Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;
• Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи в нашем ДОУ решаются во всех видах детской : на занятиях, праздниках и развлечениях, в играх, в труде, в быту — так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Следующее направление реализации ОО является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Воспитание навыков безопасного поведения у детей осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.
Данная работа проводится
• организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;
• совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
• свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.
Основным содержанием образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения по формированию у детей навыков безопасного поведения в рамках реализации ФГОС является разработка проектов, таких как, «безопасность в помещении»«безопасность и природа»«общение с незнакомыми людьми»
Основная цель которых – расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность).
Знакомя детей с художественными произведениями, педагог обращает внимание на необходимость быть способным встать на позицию другого человека; выбирать социально приемлемую в данной ситуации линию поведения; поощрять проявления взаимопомощи и взаимовыручки среди сверстников.»
Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.
Воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.
4. Взаимодействие с семьей.
Также наш педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей, вовлекая родителей в жизнь детского сада.
В ДОУ используются разнообразные формы работы с
-привлечение родителей к организации деятельности детей в ДОУ;
-дни открытых дверей для родителей;
-консультации для родителей;
-оформление родительских уголков, передвижных папок, выставок для родителей.
Постоянная, непрерывная работа по всем 4-ем направлениям данной ОО способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.
Воспитатели ДОУ работают в тесном взаимодействии со специалистами детского : учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, учителем-дефектологом, психологом, что помогает более успешно проводить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками по формированию социально-коммуникативных навыков. Проводится совместный анализ программ, технологий, проблемных ситуаций обучения и воспитания.
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.
Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.
Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, из этого следует, что начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста.
Теория и практика социально-коммуникативного развития детей первой и второй младших групп
Дошкольное детство — уникальный период жизни ребёнка, когда у него формируются взаимоотношения с окружающими. И успешность этого процесса напрямую зависит от того, насколько методически грамотно педагоги дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) направляют социально-коммуникативное развитие малыша. Особенно если речь идёт о ребятах младшего дошкольного возраста, которые ещё не имеют опыта общения в коллективе детского сада. А ведь именно такой опыт во многом определяет дальнейшее самосознание человека, его отношение к миру, людям и самому себе.
Теоретические основы социально-коммуникативного развития воспитанников младшей группы ДОУ
Социально-коммуникативное развитие — это процесс социализации ребёнка через приобщение его к общепринятым нормам отношений со взрослыми и сверстниками, общекультурным традициям в семье и стране, в которой малыш живёт, за счёт комбинации разных форм общения: индивидуального, группового.
Цели
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) миссия социально-коммуникативного развития воспитанников младшего дошкольного возраста 1,5–4 лет в детском саду заключается в:
Социально-коммуникативное развитие подразумевает поиск путей взаимодействия малышей в совместной деятельности, развитие общих интересов
Задачи
Реализация поставленных целей осуществляется посредством решения ряда задач:
Направления работы
Исходя из поставленных целей и задач, социально-коммуникативное развитие ребёнка связано с деятельностной стороной формирования личности, то есть с:
В образовательно-воспитательном процессе педагог выбирает те конкретные приёмы, которые наиболее полно способствуют выполнению миссии социально-коммуникативного развития в рамках перечисленных видов деятельности.
Игровая деятельность помогает дошкольникам научиться общаться и усваивать правила поведения
Приёмы для социально-коммуникативного развития дошкольников 1,5–4 лет
Как и любая другая сфера развития личности, процесс социализации происходит благодаря применению ряда приёмов: наглядных, словесных и игровых. В связи с тем, что задачи социально-коммуникативного развития в первой и второй младших группах несколько разнятся, рассмотрим группы приёмов отдельно.
Первая младшая группа
Несмотря на то что ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра, в 1,5–3 года малыши стремятся играть либо самостоятельно, либо со взрослым, поэтому групповые виды работы применяются не слишком активно. Правила поведения отлично усваиваются ребятами в процессе прослушивания сказок, поучительных историй.
В первой младшей группе приёмы направлены на то, чтобы каждый малыш поучаствовал в том или ином виде деятельности в одинаковой мере
Сказка «Кто же настоящий друг?»
Жил-был мальчик Андрей. У него был лучший друг — Микроб. Дома целыми днями друзья играли в комнате на полу перед телевизором.— Может, пойдём, погуляем? — спрашивал мальчик у друга.— Нет, ни в коем случае! — отвечал Микроб. — Ты что, хочешь простудиться?— А, может, сделаем зарядку?— Ну вот ещё! Руки, ноги заболят. Давай лучше мультики смотреть!— Давай руки грязные помоем, искупаемся.— Ты что? Вода прохладная! Заболеешь!Так проходили дни и недели. Мальчик стал болеть и хмуриться. Все называли его Слабышом. Родители забеспокоились и вызвали врача. Он посмотрел на мальчика, на его грязные руки и говорит: «Если Андрей не будет мыть руки, микробы будут жить у него в животике всегда. И тогда надо будет делать операцию, вырезать гадких и страшных микробов. Только чистота, воздух и вода помогут ему избавиться от грязных микробов». Мама подумала и решила отдать сына в детский сад, чтобы он стал здоровым. Там дети соблюдают режим дня, занимаются физкультурой, гуляют и кушают вовремя. В детском саду здоровые, крепкие, весёлые малыши приняли Андрея в свой коллектив. Они дружно играли, делились игрушками и всё время повторяли: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!». А Микроб шептал на ухо Андрею: «Не играй с ними! Я твой друг!».— А почему Солнце — друг? — спросил Андрей у детей.— Солнце в небе ярко светит,Всем дарит тепло,Все болезни он излечитВирусам назло, — ответили дети.— А почему Вода?— А прохладная ВодаЗдоровья всем желает. Она не принесёт вредаИ тело закаляет.— И воздух — друг?— Он тоже наш хороший друг. Гуляйте больше, малыши!Ведь воздух закаляет дух!Гуляй и носиком дыши!— А мой друг Микроб говорил мне всё наоборот. И руки мыть не разрешал. Значит, он меня обманул, — промолвил удивлённый Слабыш. — Я тоже очень хочу с вами дружить и никогда не болеть. А с Микробом я водиться больше не буду. Вот и стал Слабыш с детьми вместе гулять, делать зарядку и умываться прохладной водой. Вскоре перестал Слабыш болеть, стал крепким и здоровым. Стали называть его не Слабышом, а Здоровячком. Руки и лицо теперь у него были всегда чистыми, кушал он ложкой. Микроба они прогнали. Не хотелось Микробу уходить от Андрея. Он пищал, кричал, уговаривал, чтобы остаться, но мальчик твёрдо решил дружить с Водой, Солнцем и Воздухом, мыть руки перед едой и быть всегда здоровым. Ребята, а как вы думаете, с кем лучше дружить?
Приёмы для социально-коммуникативного развития личности детей 1,5–3 лет
В 3–4 года дети активно проявляют интерес к взаимодействию со сверстниками. Наедине с самим собой или при взаимодействии со взрослым ребёнку быстро становится скучно.
В 3–4 года малышам интереснее играть друг с другом, чем самим с собой
Сказка «Как Илюша животик кормил»
Жил-был мальчик. Звали его Илюша. И было ему столько же лет, что и вам. Съел Илюша перед обедом конфетку, а тут его мама за стол позвала. Налила ему суп, а Илюша закапризничал:— Я не голодный, я уже конфетой пообедал!— Но ты же нагулялся, набегался, тебе хорошо покушать надо, — убеждает его мама.— Не хочу! — капризничает Илюша. И вдруг слышит: кто-то плачет. Оглянулся — никого нет. Кто же это? Прислушался Илюша к себе. А это, оказывается, его животик плачет!— Что с тобой? — испугался Илюша. — Кто тебя обидел?— Вот сижу, жду обеда, а горлышко мне ничего не даёт! А я кушать хочу! Илья горлышко строго спрашивает:— Ты почему животику кушать не даёшь? Он там с голоду умирает! А горлышко отвечает:— У меня самого с утра маковой росинки не было! Я тоже голодное! Меня ротик не накормил! Стал Илюша ротик ругать:— Ты почему горлышко не кормишь? Из-за него и животик плачет! А ротик отвечает:— Ты же, Илюша, суп не ел. И я, ротик, суп не ел. И горлышку ничего не досталось. Поэтому и животик голодный.— Я же тебе конфетку дал, — возмущается Илюша. — Надо было поделиться!— Этой конфетки мне одному мало. Разве это еда?! Она во рту растаяла, и нет её. До животика ничего не дошло. Что же делать? Жалко Илье свой родной животик. Схватил он ложку и стал суп в рот складывать. Ротик сразу обрадовался, жуёт и горлышко угощает. А горлышко в животик суп отправляет. Илюша всю тарелку супа съел и спрашивает:— Ну что, животик, наелся?— Нет ещё, — кричит животик. — Второе хочу! Илюша и картошку съел.— Ну, теперь наелся?— А компот? — спрашивает животик. Илюша у мамы компот попросил.— Ну, наелся? А у животика даже сил ответить нет — такой полный. Только булькать может.— Буль-буль. Спасибо тебе, Илюша, — пробулькал животик. — Вот теперь я наелся. А маме спасибо за вкусный суп! Илюша маме и говорит:— Мама, тебе мой животик спасибо сказал!— Пожалуйста, мои дорогие! — довольно улыбнулась мама.
Успешным приёмом мотивации дошкольников может стать путешествие в волшебную страну
Приёмы для социально-коммуникативного развития личности детей 3–4 лет
От того, как будут настроены малыши на работу, зависит успех всего занятия. Поэтому очень важно выбрать подходящие мотивационные приёмы.
Картотека тем по социально-коммуникативному развитию в первой и второй младших группах детского сада
Социализация ребёнка — это целевой компонент любого занятия в детском саду. Поэтому тематика занятий по социально-коммуникативному развитию соотносится с содержанием образовательного процесса в целом.
Задачи социально-коммуникативного развития реализуются на любом занятии вне зависимости от темы, так как подразумевают взаимодействие ребёнка с другими детьми и со взрослыми
Календарно-тематический план по социально-коммуникативному развитию в первой младшей группе (фрагмент)
Структура занятия, направленного на социально-коммуникативное развитие ребёнка, для первой и второй младших групп будет едина.
Выполняя общее для всех задание, ребята учатся взаимодействовать друг с другом
Пример конспекта занятия в первой младшей группе (фрагмент)
Социализация ребёнка подразумевает гармоничное сочетание всех элементов окружающей среды, направленных на всестороннее развитие личности малыша. Такая грамотно организованная система вещественных объектов в ДОУ называется предметно-развивающей средой. Пространство группы делится на несколько зон — центров или уголков, каждый из которых позволяет:
Во второй младшей группе дети пробуют себя в презентациях проектов, что формирует умение давать объективную оценку деятельности товарища и своей работе
Таким образом, цели создания предметно-развивающей среды соотносятся с миссией социально-коммуникативного развития малышей, то есть каждый из центров, так или иначе, способствует реализации задач социализации ребёнка. Значит, центр коммуникации — это не отдельная зона, а собирательный образ, так как материалы для социально-коммуникативного развития находятся в разных зонах и отвечают требованию доступности для воспитанников младшего дошкольного возраста, то есть понятны и актуальны для детей 1,5–4 лет. Усреднённая комплектация включает:
Примеры зонирования предметно-развивающей среды для реализации целей социально-коммуникативного развития
Вопросы социализации дошкольников, особенно младшего возраста, которые только пришли в детский сад и примеряют на себя новую роль члена коллектива, чрезвычайно актуальны для разработки педагогических проектов. Такая деятельность нацелена на реализацию конкретной задачи того или иного направления образовательного процесса. В рамках социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста это может быть:
На реализацию проекта в младшей группе выделяется от недели (если речь идёт об изучении сюжета 1–2 сказок, например) до месяца (если это касается, к примеру, периода адаптации детей первой младшей группы и связанных с этим проблем, пробелов в культуре гигиенических навыков).
В процессе реализации проекта дети осваивают новые виды деятельности
Алгоритм подготовки
Формулировка темы проекта остаётся за педагогом, который руководствуется тем, что в аспекте социально-коммуникативного развития детей данной группы кажется ему актуальным. После чего начинается работа по решению проблемы, выстроенная по определённому плану.
Оформление работы
Оформляя проект, воспитатель формулирует актуальность работы над конкретной проблемой. Это 2–3 небольших абзаца, в которых обосновывается важность работы.
Пример обоснования актуальности темы проекта по социально-коммуникативному развитию в младшей группе на тему: «Волшебные слова».
Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время, несомненно, актуальна. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, отчуждение человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения. У детей дошкольного возраста ярко выраженная способность к подражанию и в то же время неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание. В связи с этим первостепенной задачей является, формирование нравственных навыков поведения, перерастающих в нравственные привычки.
Затем педагог указывает:
Проекты по социально-коммуникативному развитию помогают детям научиться сотрудничеству
Пример проекта по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе
Социально-коммуникативное развитие детей первой и второй младших групп — это масштабная работа, направленная на помощь малышам в адаптации к детскому саду, к условиям пребывания в коллективе с необходимостью взаимодействовать с другими ребятами и взрослыми. Кроме того, работа по социально-коммуникативному развитию, включённая во все виды образовательной деятельности, способствует освоению речи, норм и правил поведения, принятых в обществе. Чтобы реализовывать изученные теоретические основы на практике, педагогу важно методически грамотно выстроить работу, подобрать приёмы взаимодействия с детьми и организовать предметно-развивающую среду.
Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность – ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.
Социально – коммуникативное развитие дошкольника в соответствии с ФГОС ДО
ФГОС предусматривает развитие дошкольников по усвоению норм принятых в обществе, включая моральные и нравственные ; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
Социально – коммуникативное развитие дошкольника направлено на решение следующих задач:
1. Формирование положительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родины.
2. Формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира «в быту, социуме, природе».
3. Овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно- моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
4. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
5. Развитие эмоционально – ценностного восприятия произведения искусства ( словесного, музыкального, изобразительного), мира природы
Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:
– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
Опыт работы ДОО показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах .
Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития.
Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.
В процессе общественной жизни ребёнка осуществляется смысл социального развития – от самооценки, самовосприятия, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, осознание себя самостоятельным членом обществ, понимания своего места и назначения в нём.
Три группы задач, которые решаются на этапе социализации
связаны с достижением определённого уровня физического и гендерного развития. Дошкольник усваивает элементы этикетного поведения, форм общения, имеет представление о своей половой принадлежности, проявляет чувства и эмоции, формируются социально-нравственные качества личности. В связи с этим, социальное развитие обеспечивает формирование общекультурных, физических, гендерных основ личности ребёнка, на базе которых формируются социально-нравственные качества: самооценка, эмпатия, толерантность, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим людям, заботливость, справедливость, отзывчивость, патриотизм, гражданственность.
2. Социально-культурные задачи определяют познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые аспекты вхождения дошкольника в социум.
Д. И. Фельдштейн писал: «К трём годам ребёнок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром, фиксируя своё новое социальное положение, выделяя своё «Я», начинает всё более активно вступать в отношения с другими людьми – взрослыми и сверстниками». Особое внимание педагоги ДОО должны уделять развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, воспитанию доброжелательности, внимательному отношению к другим детям и взрослым людям. Познавательные аспекты у дошкольника направлены на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. C возрастом расширяется познавательная сфера дошкольника – мир вокруг меня, семья, родные и близкие люди, история родного края, отечества, Родины, всего мира. Следующей формой организации опыта ребёнка является «проживание» различных ситуаций. Оно включает в себя не только опыт анализа действительности, но и опыт своего отношения к данной действительности. Усложняется игровая деятельность, появляются игры сюжетно-ролевые, игры с правилами, дидактические игры и игры-драматизации. Если сюжетно-ролевые и игры с правилами являются базовыми для развития познавательных действий, то игры с правилами и дидактические игры можно рассматривать как новый этап для развития художественной деятельности и активизации познавательных интересов.
3. Социально-психологические задачи связаны со становлением сознания личности ребёнка. В дошкольном возрасте самосознание можно рассматривать как достижение определённой меры самопознания и уровня самоуважения. Основой самооценки является умение сравнивать себя с другими людьми. У дошкольников формируется умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды такими, какие они есть, учиться обдумывать свои действия, планировать деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит формирование произвольного поведения. Это основное психологическое новообразование данного возраста состоит в стремлении и способности управлять собой, своими поступками. Становление произвольности выступает одной из базовых линий развития ребёнка в дошкольном детстве, выходит в авангард формирования личности. Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.
Если говорить о воспитании самостоятельности дошкольников, то можно дать следующие рекомендации родителям.
1 Не подавляйте инициативу у ребенка.
2 Не высмеивайте его идеи и фантазии.
3 не стремитесь предотвратить или исправлять ошибки. (пусть ребенок
сам поймет обратную связь между действием и результатом и найдет правильное решение).
4 Прививайте ребенку мысль, о том, что его мнение важно и он должен
уметь отстаивать его.
5 Давайте возможность для самостоятельной деятельности.
6 Спрашивайте мнение ребенка, как можно чаще: что он считает важным и почему.
7 Позволяйте ребенку сталкиваться с отрицательными последствиями своих действий.
Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда только тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше – и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.
Что должны уметь дети в самостоятельной деятельности
1 Умение действовать по собственной инициативе, замечать необходи-
мость своего участия в тех или иных обстоятельствах.
2 Умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и
3 Умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель,
учесть условия, осуществлять элементарное планирование, полу-
4 Умение осознанно действовать в ситуации заданных требований
и условий действительности.
5 Умение переносить известные способы действий в новые условия.
6 Умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку
7 Умение переносить известные способы действий в новые условия.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Особенности организации работы по социально-коммуникативному развитию в детском саду
Базовые личностные качества, в том числе и основы взаимоотношений в обществе, закладываются в дошкольный период детства, поэтому вопросам социализации малышей в современном детском саду уделяется особое внимание. Одним из приоритетных направлений образовательного процесса в дошкольном учреждении является развитие социально-коммуникативных навыков у ребёнка, который только учится налаживать контакт с окружающими, а также с самим собой. И педагог ДОУ выступает своеобразным проводником, обеспечивающим условия полноценного развития социально-коммуникативных навыков у детей. Эта работа требует глубоких теоретических и практических знаний и умений.