СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАНИИ ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ИНФОРМАТИКЕ 5 6 8 9 КЛАСС

Премьер Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым утверждается концепция формирования и развития культуры информационной безопасности россиян. Ее реализация поручена Минцифры и другим заинтересованным ведомствам. Регионам рекомендовано опираться на нее при формировании собственных программ в сфере информационной безопасности.

Концепция определяет угрозами информационной безопасности утечки информации, несанкционированный доступ к ресурсам (с технической точки зрения), а также травлю в цифровом пространстве, распространение фейков и вредоносного контента (с психологической точки зрения). В документе предлагается проводить информационную кампанию для повышения уровня грамотности населения по соответствующим вопросам. Распространять информацию нужно «через фокусировку на позитивной мотивации».

Для формирования культуры информбезопасности предлагается «сегментировать граждан РФ на различные группы в целях более точного донесения информации». Уязвимыми к угрозам называются граждане до 18 лет и старше 45 лет. Им предлагается доносить информацию через отвечающие их интересам коммуникации. Для молодых людей это могут быть совместные проекты с лидерами мнений, конкурсы и другие форматы. Для тех, кому больше 45 лет, можно использовать социальную рекламу в интернете, центрах госуслуг, поликлиниках.

Информационная культура учащихся. Формирование информационной культуры у учащихся.

Как сделать так, чтобы мир, окружающий человека, стал для него интересным, важным, манящим? Какие условия необходимо создать, чтобы ребенок, школьник захотел потрогать этот мир, открыть его сокровища для себя? Как сделать мир информации необходимым для современного школьника? Как научить его отбирать и выбирать именно ту информацию, которая будет ему полезна?

В последние годы произошло осознание фундаментальной роли информации в обществе. Наше время называют веком информации. Еще никогда в распоряжении людей не было столько разной информации одновременно.

Ежедневно на каждого из нас, взрослых, обрушивается поток информации, обработка которого отнимает у нас все больше времени, и поток этот постоянно возрастает. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Непросто нам, взрослым людям, еще более непросто детям.

Что из этой информации важно, а что нет, как с ней работать, как оценивать? Вопросов возникает множество. И помочь ответить на эти вопросы может именно , именно ей под силу разъяснить ребенку непонятое, неизвестное в мире информации. Школа призвана научить ребенка пользоваться информацией так, чтобы она открывала ему мир.

Маленький человек появляется на свет. Он окружен заботой и вниманием, помощью и поддержкой. Он познает мир с помощью родных и близких, но ему все больше нравится делать это самому. Родителей удивляет, что ребенок все чаще отвергает их помощь и пытается постичь тайны предметов и явлений самостоятельно.

По мере взросления информационное поле ребенка расширяется, его познавательные устремления становятся более активными. Зачастую родителей это раздражает, они отмахиваются от его вопросов, твердят: подрастешь – узнаешь, рано тебе об этом знать, не твоего ума это дело.

Однако можно наблюдать довольно грустную картину: дети задают вопросы, ждут ответа, а взрослый, который призван помочь им найти , отмахивается от них, злится, не считает это для себя важным делом. И постепенно интерес гаснет, дети уже не задают вопросы, только отвечают на них, при этом делают это без огонька, без задора, без радости.

Проблема познавательной активности, способы, методы и приемы формирования познания ребенка, его развития и расширения – одна из самых главных проблем педагогики. Однако в последнее время эти вопросы рассматриваются однобоко, исключительно с точки зрения учебной активности школьника, урочной деятельности.

Случается и так: пятиклассники, которые учились активно в начальной школе, с большим удовольствием и интересом приносят на уроки энциклопедии, словари, пытаясь дать учителю исчерпывающий ответ на вопросы, поставленные в учебнике. И хорошо, если педагог не только поощряет инициативу детей, но и направляет ее в нужное русло, обучает поиску информации, предлагает варианты ее поиска. Такой совместный творческий процесс дает свои результаты. Ребята не только ищут информацию, но и учатся отличать главное от второстепенного.

Когда же педагог не поддерживает учащихся, их интерес будет потерян. Тогда в 7-8 классе, когда учитель попросит найти дополнительный материал по изучаемой теме, ребята его не услышат.

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся часто рассматриваются в педагогической литературе. Этой теме были посвящены многочисленные исследования П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, А. К. Марковой и других исследователей. В большей степени эти исследования посвящены формированию потребности и интереса к познанию в ходе учебной деятельности. Однако не менее важно заниматься активизацией познавательной деятельности ребенка не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.

Интересная познавательная деятельность может не только способствовать накоплению знаний, но и развить интерес и желание постоянно узнавать новое, привычку постоянно пополнять запас своих знаний. Хорошо организуемый взрослыми процесс познания способствует тому, что ребенок стремится приобретать знания не только с помощью взрослого, но и самостоятельно.

Иногда же сталкиваешься с тем, что методы и приемы, которые использует педагог в своей работе, надолго отбивают у ребенка охоту узнавать что-то новое вообще. А ведь ни для кого не секрет, что учебные задания познавательного характера, учитывающие возраст детей, их интересы, увлечения, взаимосвязанная с учебной интересная внеклассная работа способствуют тому, что учащиеся начинают проявлять познавательную активность в самых различных видах деятельности.

Активное формирование познания учащихся начинается в начальной  продолжается на всех этапах взросления школьника.

В младшем школьном возрасте идет процесс впитывания и накопления знаний, период усвоения этих знаний по их преимущественному признаку: чем знания интересней, необычней, образней, тем больше у детей желания и интереса ими обладать.

На среднем этапе обучения формируется привычка добывать информацию, постоянно ею пользоваться, появляется стойкая потребность владения информацией. Именно на среднем этапе обучения необходимо создать для учащихся такие условия, чтобы максимально развить их информационное поле, способствовать формированию информационной культуры.

– это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно – познавательной и иных видов деятельности.

Ведущая роль в формировании информационной культуры личности, возложена на образовательные учреждения.

Только образовательные учреждения в ряду других социальных институтов, в соответствии с существующим законодательством в образовательной сфере, способны оказывать ежедневное влияние на каждого учащегося, обеспечивая систематическую работу по его информационной подготовке.

В общеобразовательной школе информационную подготовку учащихся призваны осуществлять все учителя в рамках преподаваемых учебных дисциплин.

На практике, как показывает проведенный анализ, навыки работы с информацией формируются преимущественно в ходе изучения трех учебных дисциплин: русского языка, литературы и информатики, а также в ходе выполнения самостоятельной, научно-исследовательской работы учащихся: подготовки рефератов, докладов, конкурсных работ и т. п.

Неоспоримыми преимуществами учителя в деле информационной подготовки учащихся является систематический характер воздействия на учащихся, обусловленный регулярностью учебных занятий, знание психолого-педагогических особенностей каждой из возрастных групп учащихся, профессиональное владение широким спектром современных форм и методов обучения, инновационных педагогических технологий.

Вместе с тем, высококвалифицированный учитель-предметник не всегда сам владеет предметной областью, связанной с формированием информационной культуры личности и включающей не только широкий спектр профессиональных информационных знаний и умений, но и убеждений. Это и основанное на четкой системе аргументации убеждение в неотвратимости вступления человечества в информационное общество и общество знаний; и представление о многообразии накопленных человечеством информационных ресурсов; и владение алгоритмами информационного поиска.

Для всех членов общества сегодня возрастает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности.

Признаком информационного общества является утверждение культа знаний.

приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов.

Отсутствие целостной концепции формирования информационной культуры индивида, а также глобальность задачи подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе придают этой проблеме общегосударственное значение. И в ее решении особое место, безусловно, должны занять общеобразовательные учреждения. Лишь фундаментальное образование позволяет человеку отделить зерна от плевел, воспользоваться информацией с толком и превратить ее в знание. Очевидно, что огромную роль приобретает вопрос: что именно мы познаем, что читаем, как выбираем объекты для познания, для чтения из необозримых информационных и документальных массивов. То, что может узнать и прочитать за свою жизнь человек, – ничтожно мало, если бессистемно использовать всю ту информацию, что идет сама в руки, или читать все случайно попадающееся на глаза. Но и это малое может стать очень многим, если информация, которую получает школьник, интересна, полезна, затрагивает ум, сердце и душу.

Интересную мысль высказал академик Сергей Иванович Вавилов, говоря об информации: “. .современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка “.

1. Утвердить прилагаемую Концепцию формирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации (далее – Концепция).

2. Минцифры России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Концепции.

3. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации при формировании и осуществлении региональных программ в сфере информационной безопасности учитывать положения Концепции.

4. Реализация Концепции осуществляется заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

УТВЕРЖДЕНАраспоряжением ПравительстваРоссийской Федерацииот 22 декабря 2022 г. N 4088-р

Концепцияформирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации

Одной из отличительных особенностей нашего времени является стремительное развитие информационных технологий, которые затрагивают практически все сферы общественной жизни.

Стремительное развитие информационных технологий способствовало реализации одного из важнейших прав – права на свободу и доступ к информации, но при этом значительно увеличило количество угроз информационной безопасности как для отдельного гражданина Российской Федерации, так и для государства в целом.

Угрозы информационной безопасности с технической точки зрения подразумевают под собой утечку информации, несанкционированный доступ к информационным ресурсам, нарушение функционирования (работоспособности) информационных систем или их компонентов, несанкционированный массовый сбор информации и другие. С психологической точки зрения к угрозам информационной безопасности можно отнести травлю в цифровом пространстве, пропаганду насилия, национализма, распространение недостоверной информации и другой вредоносный контент.

Указанные угрозы информационной безопасности оказывают деструктивное влияние на все сферы жизни граждан Российской Федерации – профессиональную, материальную, морально-психологическую, а следовательно, отрицательно сказываются и на государстве в целом. При этом эффективно противостоять указанным угрозам достаточно проблематично, поскольку жизнь современного человека неразрывно связана с пребыванием в информационном пространстве.

В этой связи, а также ввиду отсутствия в Российской Федерации системного подхода к повышению грамотности граждан Российской Федерации по вопросам информационной безопасности особую актуальность принимает вопрос формирования и развития культуры информационной безопасности.

Культура информационной безопасности – это совокупность сформированных знаний, умений и навыков по вопросам информационной безопасности, обеспечивающая безопасное пребывание гражданина Российской Федерации в информационном пространстве.

Культура информационной безопасности затрагивает и профессиональную, и бытовую деятельность граждан Российской Федерации, причем в профессиональной деятельности культура информационной безопасности неразрывно связана с вопросами корпоративной информационной безопасности, в бытовой – с личной информационной безопасностью.

При этом, рассматривая вопрос корпоративной информационной безопасности, особое значение, в том числе ввиду текущей геополитической обстановки, имеет вопрос соблюдения правил информационной безопасности в органах государственной власти при осуществлении лицами, замещающими должности государственной гражданской и муниципальной службы, своих должностных обязанностей.

При формировании культуры информационной безопасности особое внимание должно уделяться сегментированию граждан Российской Федерации на различные группы в целях более точного донесения информации об основных правилах информационной безопасности. Особое внимание при этом должно уделяться гражданам Российской Федерации в возрасте до 18 лет. Граждане Российской Федерации этой возрастной категории крайне уязвимы к различным угрозам информационной безопасности, в особенности к травле в цифровом пространстве, в силу своего возраста, отсутствия необходимых знаний в области информационной безопасности, а также регулярного и свободного использования информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”), приводящего к ложному ощущению безопасности.

В этой связи необходимо с самого раннего возраста прививать гражданам Российской Федерации знания по всему спектру вопросов информационной безопасности, таких как распознавание фишинговых сайтов и писем, телефонного мошенничества, создание надежных паролей, распознавание недостоверной информации и другого вредоносного контента. Такой подход, реализуемый наряду с подходами, обозначенными в Концепции информационной безопасности детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 2471-р, окажет положительное влияние на общий уровень грамотности граждан Российской Федерации по вопросам информационной безопасности, когда граждане Российской Федерации в возрасте до 18 лет перейдут в следующую возрастную группу.

Именно поэтому крайне важно вне зависимости от возраста или сферы деятельности прививать гражданам Российской Федерации культуру информационной безопасности, которая впоследствии будет способствовать непосредственному повышению общего уровня грамотности граждан Российской Федерации по вопросам информационной безопасности, сокращению финансового, морально-психологического и репутационного ущерба от преступлений с использованием информационно-коммуникационных технологий, сохранности данных граждан Российской Федерации, в том числе персональных, повышению уровня доверия к цифровым сервисам, а также дальнейшей цифровизации экономики Российской Федерации.

II Основные принципы повышения уровня культуры информационной безопасности граждан

Исходя из необходимости и важности общего повышения грамотности по вопросам информационной безопасности граждан Российской Федерации и с учетом формирования практических и психологических навыков, государственная политика в области развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации реализуется в соответствии со следующими принципами:

ответственность государства за соблюдение законных интересов граждан Российской Федерации в информационной сфере;

консолидация усилий органов государственной власти, неправительственных и коммерческих организаций в работе по повышению грамотности граждан Российской Федерации в вопросах информационной безопасности;

проведение работы органами государственной власти по совершенствованию законодательства Российской Федерации, позволяющего на регулярной основе осуществлять реализацию мероприятий по повышению грамотности по вопросам информационной безопасности, в том числе для лиц, замещающих должности государственной гражданской и муниципальной службы Российской Федерации;

проведение адаптированной под разные категории граждан Российской Федерации информационной кампании как основного способа повышения культуры информационной безопасности;

проведение на регулярной основе иных мероприятий, направленных на повышение грамотности граждан Российской Федерации по вопросам информационной безопасности;

формирование у граждан Российской Федерации ответственного отношения к личной информационной безопасности в цифровом пространстве.

III. Приоритетные задачи в области повышения уровня культуры информационной безопасности граждан

Стратегической целью государственной политики в области повышения культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации является формирование у них навыков противодействия угрозам информационной безопасности, в том числе информационно-психологическим угрозам, и, как следствие, повышение общего уровня грамотности по вопросам информационной безопасности граждан Российской Федерации.

Для достижения указанной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:

проведение на регулярной основе мониторинга уровня грамотности граждан Российской Федерации по вопросам информационной безопасности, в том числе путем проведения ежегодного тестирования;

донесение на регулярной основе до граждан Российской Федерации значимости проблемы и последствий несоблюдения правил личной информационной безопасности;

формирование у граждан Российской Федерации, не интересующихся вопросами личной информационной безопасности, интереса к указанной теме;

повышение доверия к цифровым сервисам, в том числе к государственным;

обучение граждан Российской Федерации новым образцам поведения, основанным на правилах личной информационной безопасности;

выработка мероприятий по регулярному повышению грамотности по вопросам информационной безопасности лиц, замещающих должности государственной гражданской и муниципальной службы Российской Федерации;

снижение актуальности угроз информационной безопасности, а также повышение эффективности противодействия их реализации;

выстраивание взаимодействия органов государственной власти, неправительственных и коммерческих организаций, направленного на повышение грамотности граждан Российской Федерации по вопросам информационной безопасности;

создание дополнительных точек взаимодействия с каждой отдельной категорией граждан Российской Федерации в целях эффективного донесения до них информации о важности соблюдения правил личной информационной безопасности посредством выбора неформальных каналов коммуникации и актуальных интересов.

Механизмы реализации повышения уровня культуры информационной безопасности граждан

В рамках повышения культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации необходима выработка комплексного подхода, подразумевающего ряд мероприятий, среди которых:

проведение общей информационной кампании для граждан Российской Федерации, направленной на повышение грамотности по вопросам информационной безопасности. Такая информационная кампания должна осуществляться на регулярной основе и проводиться посредством ненавязчивого донесения правил личной информационной безопасности преимущественно через интересующие граждан Российской Федерации темы на привычных площадках в сети “Интернет”. При этом следует учитывать, что современный человек ежедневно находится в негативном информационном потоке, что порождает частичную невосприимчивость к негативной информации. Поэтому распространять информацию о важности соблюдения правил личной информационной безопасности необходимо через фокусировку на позитивной мотивации.

Информационная кампания по вопросам информационной безопасности должна охватывать как граждан Российской Федерации, кто уже вовлечен в тему информационной безопасности и обладает определенными знаниями в этой области, так и тех граждан Российской Федерации, кто самостоятельно не интересуется указанными вопросами.

Указанная информационная кампания должна актуализироваться на ежегодной основе и встраиваться в интересы той или иной целевой аудитории. Для этого, в том числе в целях наиболее эффективного донесения информации до граждан Российской Федерации, на ежегодной основе должна проводиться их сегментация на возрастные группы, по увлечениям или иная другая сегментация, учитывая при этом особенности поведения каждой из таких групп в сети “Интернет”, а также тип потребляемого цифрового контента.

При проведении информационной кампании должен применяться весь спектр средств продвижения, включая информационные кампании на популярных информационных ресурсах, в средствах массовой информации, рекламу, в том числе наружную, интерактивное общение с пользователями.

При проведении информационной кампании по вопросам информационной безопасности для граждан Российской Федерации особое внимание должно уделяться наиболее уязвимым категориям граждан Российской Федерации. Такими возрастными категориями можно считать граждан Российской Федерации в возрасте до 18 лет и старше 45 лет.

Важно доносить информацию до указанных категорий граждан Российской Федерации через те каналы коммуникации, которые отвечают их интересам.

Так, например, необходимый уровень вовлеченности граждан Российской Федерации в возрасте до 18 лет в вопросы личной информационной безопасности могут обеспечить совместные проекты с лидерами мнений, в том числе в сети “Интернет”. В том числе представляются эффективными игровые механики, такие как конкурсы, а также непосредственное встраивание в игровую тематику в формате обучающей видеорекламы.

Также важно предусмотреть системную работу по включению в образовательную программу уроков по повышению грамотности по вопросам информационной безопасности.

Для граждан Российской Федерации старше 45 лет наиболее эффективным каналом донесения информации является донесение информации посредством размещения социальной рекламы, в том числе на справочно-информационных порталах в сети “Интернет”, в центрах государственных услуг, городских поликлиниках и т.д.

Вместе с тем является целесообразным создание специального курса по информационной безопасности, содержащего материалы по основным вопросам информационной безопасности, наиболее актуальным для этой возрастной категории;

повышение грамотности по вопросам информационной безопасности лиц, замещающих должности государственной гражданской и муниципальной службы Российской Федерации.

Учитывая специфику прохождения гражданской и муниципальной службы, при повышении грамотности такой категории граждан принципиально важным является параллельное освоение теоретических и практических навыков по вопросам информационной безопасности. Стремительное увеличение угроз информационной безопасности, обусловленное в том числе складывающейся геополитической обстановкой, требует быстрого получения первых положительных результатов от реализации мероприятий, направленных на повышение грамотности по вопросам информационной безопасности. При этом важно, чтобы лицо, проходящее государственную гражданскую и муниципальную службу Российской Федерации, получало не только теоретические навыки по вопросам информационной безопасности, но и умело противостоять угрозам информационной безопасности в реальной жизни. Соответственно в повышении грамотности гражданских служащих по вопросам информационной безопасности важен баланс теории и практики.

При этом важно отметить, что мероприятия по повышению грамотности лиц, замещающих должности государственной гражданской и муниципальной службы Российской Федерации, должны осуществляться на регулярной основе. В этой связи, в том числе ввиду специфики осуществления служебной деятельности, предполагающей наличие навыков безопасного использования информационных технологий, отсутствие которых может нанести ущерб объектам информационной инфраструктуры Российской Федерации, должна быть предусмотрена обязанность на ежегодной основе в течение всего периода прохождения лицами, замещающими должности государственной гражданской и муниципальной службы Российской Федерации, участвовать в мероприятиях, направленных на повышение грамотности по вопросам информационной безопасности.

Ожидаемые результаты

Реализация настоящей Концепции будет способствовать непосредственному повышению уровня грамотности широких слоев населения Российской Федерации по вопросам информационной безопасности, сокращению финансового, морально-психологического и репутационного ущерба представителей широких слоев населения Российской Федерации от преступлений с использованием информационно-коммуникационных технологий, сохранности их данных, в том числе персональных, повышению уровня доверия к цифровым сервисам, а также дальнейшей цифровизации экономики Российской Федерации.

Утверждена Концепция формирования и развития культуры информационной безопасности граждан РФ. Ее реализация поручена Минцифры совместно с другими заинтересованными органами власти. Регионы должны учитывать положения Концепции при формировании и осуществлении своих программ в указанной сфере.

В рамках повышения культуры информационной безопасности граждан необходим комплексный подход, подразумевающий в т. ч. проведение общей информационной кампании для населения, направленной на повышение грамотности по вопросам информбезопасности. Также при формировании культуры информационной безопасности особое внимание должно уделяться сегментированию граждан РФ на различные группы в целях более точного донесения информации об основных правилах информационной безопасности. Уязвимыми к угрозам называются граждане до 18 лет и старше 45 лет. Им предлагается доносить информацию через отвечающие их интересам коммуникации.

Ожидаемыми результатами реализации Концепции являются, в частности, повышение уровня грамотности населения по вопросам информационной безопасности, сокращение финансового, морально-психологического и репутационного ущерба граждан от преступлений с использованием ИТ-технологий, повышение уровня доверия к цифровым сервисам и дальнейшая цифровизация экономики государства.

Формирование  информационной культуры школьников

Будущее современного человека – это мир информационного общества и обществ знаний. Его важнейшие характеристики:

Современные информационно-коммуникационные технологии открывают для человека невиданные ранее возможности доступа к информации и знаниям, позволяют  каждому человеку реализовать свой потенциал и улучшить качество жизни. В тоже время информационное общество несёт многочисленные риски и опасности. Стремительно растущие гигантские потоки информации порождают риск того, что нужная информация может быть не найдена, потеряна, растворена, не сохранена – в том числе из-за недолговечности используемых носителей информации. В условиях колоссальных объемов информации всё труднее становится ориентация, получение и переработка нужной информации. Резкая разница в развитии информационно-коммуникационной инфраструктуры приводит к тому, что целые регионы, континенты, страны и сообщества оказываются вытесненными на обочину прогресса вследствие возникновения и усиления нового вида неравенства – информационного (или цифрового) неравенства. Мощь информационной техники и технологий, пронизывающих все сферы жизни современного информационного общества, порождает опасность манипулирования сознанием и поведением человека, угрожает дегуманизацией.

Вот почему во всём мире всё сильнее осознаётся необходимость решения глобальной проблемы – своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности, уметь защищаться от негативных воздействий.

Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной и обыденной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. Информационная культура – одна из граней общей культуры современного человека. Особое место в составе понятия «информационная культура личности» занимает информационное мировоззрение. Это система взглядов человека на мир информации и место человека в нем, включающая в себя ценности, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. В век информации она тесно связана с образом жизни человека, социальной группы, общества в целом, их мотивациями. Именно это, прежде всего, определяет  успешность их информационной подготовки.

Сопоставление понятий «информационная грамотность» и «информационная культура» свидетельствует об их значительном сходстве. Оба понятия характеризуют сложный, многоуровневый и многоаспектный феномен взаимодействия человека и информации. В составе объема обоих понятий выделяется много компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники до их творческого самостоятельного использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, досуговой или иной деятельности. Вместе с тем,  понятие «информационная культура личности» – понятие более широкое, чем понятие информационной грамотности. Оно включает в свой состав, в отличие  от информационной грамотности, такой компонент, как  информационное мировоззрение.

Введение понятия «информационное мировоззрение» позволяет обеспечить синтез и целостность традиционной книжной (библиотечной) и новой (компьютерной) информационной культур, позволяет избежать в информационном обществе конфронтации двух полярных культур – технократической и гуманитарной. Символом этой целостности является образ дерева, ствол которого – это   информационное мировоззрение, корни – традиционная информационная грамотность плюс грамотность в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-грамотность), плоды – способность человека создавать новые информационные продукты и творчески их использовать в различных целях. Массовое повышение уровня информационной культуры общества возможно лишь при организации специального обучения современных потребителей информации. Только специальная подготовка, только информационное образование позволяют человеку получить реальный доступ к информационным ресурсам и культурным ценностям, сосредоточенным в библиотеках и информационных центрах, архивах и музеях мира. Это важно в такой же, если не в большей степени, как и наличие компьютеров и каналов связи – непременных и более очевидных для массового сознания атрибутов информационного общества.

Общеметодологические принципы организации информационного образования:

Принцип культурологического подхода:

– означает неразрывность информации и культуры, неотъемлемость информационной культуры от общей культуры человека;

– обеспечивает мировоззренческие установки и ценностные ориентации личности по отношению к информации как к элементу культуры;

– препятствует дегуманизации и замене духовных ценностей достижениями, вызванными к жизни беспрецедентным ростом и развитием информационно-коммуникационных технологий.

Принцип системного подхода:

– означает целостность характеристики сложного, многогранного феномена информационной культуры, представляющего сплав знания разнообразных информационных ресурсов, правил поиска и переработки информации с помощью  современных информационно-коммуникационных технологий, умений оценки и интерпретации информации, самостоятельного создания информационных продуктов.

Принцип деятельностного подхода:

– означает, что формирование информационной культуры личности ведется с позиций деятельности конкретного человека, исходя из тех информационных задач, которые он должен решать в ходе своей учебной, профессиональной или досуговой деятельности.

Принцип технологического подхода:

– означает, что формирование информационной культуры личности – это образовательная технология, включающая определенную совокупность форм, методов и средств, обеспечивающих достижение заданного результата.

– означает органичное взаимодействие образовательных и библиотечно-информационных учреждений при формировании информационной культуры личности;

– обеспечивает достижение синтеза различных наук (культурологии, педагогики, логики, информатики, документоведения, семиотики, библиотечного дела и библиографии и других) для формирования информационной культуры личности.

– означает использование возможностей всех звеньев системы непрерывного образования (дошкольного, общего среднего, среднего специального, высшего, послевузовского) для формирования информационной культуры личности;

– обеспечивает воплощение в жизнь одной из ключевых идей современности – «образование в течение всей жизни».

Такую информационную подготовку характеризуют  следующие компоненты:

· Умение выражать свою информационную потребность, формулировать информационные запросы.

· Знание информационных ресурсов.

· Умение  вести информационный поиск.

· Знания и умения по обработке информации.

· Умение критически мыслить, понимать, оценивать и творчески использовать информацию.

· Умение пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями.

Концепция формирования информационной культуры личности соответствует всем четырем провозглашенным ЮНЕСКО базовым принципам общества знаний:

1. Всеобщий доступ к информации

Человек, которому необходимо обеспечить доступ к информации, должен осознавать свои потребности в информации, быть способен их выражать, иметь представление о многообразных современных информационных ресурсах. Он должен уметь вести поиск необходимой информации как в традиционной (бумажной), так и в электронной среде. Эти знания и умения составляют ядро информационной грамотности и являются неотъемлемой частью информационной культуры личности.

2. Равный  доступ к качественному образованию:

Человек, освоивший информационную грамотность, способен лучше учиться, он более подготовлен к самостоятельному освоению знаний. Человек, овладевший необходимым уровнем информационной культуры, не только имеет возможность получать качественное образование, но и убежден в необходимости образования в течение всей жизни. Он владеет способами непрерывного приобретения новых знаний и умениями учиться самостоятельно. Он умеет работать с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, обладает навыками самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления. Все эти качества невозможны без важнейшего компонента информационной культуры личности – информационного мировоззрения.

3. Уважение культурного многообразия:

В современном многополярном, чреватом конфликтами на расовой, национальной, языковой, религиозной почвах мире человек, владеющий информационной культурой, способен к толерантному восприятию явлений культуры. Концепция формирования информационной культуры личности направлена на смягчение негативных последствий глобализации – утрату самобытных неповторимых черт национальных культур, национальных систем образования, национальных традиций. Она соответствует лозунгу ЮНЕСКО «Все разные, все уникальные», провозглашенному во «Всемирной Декларации ЮНЕСКО по культурному разнообразию». Концепция направлена также на преодоление конфронтации двух полярных культур – технократической и гуманитарной и позволяет обеспечить целостность традиционной книжной (библиотечной) и новой компьютерной (электронной) информационной  культуры.

4. Свобода выражения мнений:

Свобода выражения мнений предполагает не только  возможность человека  заявить (письменно или устно)  о своей точке зрения по какому-либо вопросу, но  и  ответственность  за истинность или ложность высказанного суждения, соблюдение этических норм. Особое место в концепции формирования информационной культуры личности занимает развитие информационного мировоззрения, включающего убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности в информационном обществе и обществе знаний. Человек, обладающий информационной культурой, может отличить информацию от дезинформации,  способен  критически оценивать  чужое  мнение  и аргументировано выражать собственную точку зрения.

Формирование информационной грамотности и культуры школьников

Давая знания о фундаментальных свойствах информации и информационных процессов и обучая использованию средств обработки информации (т.е. информационным технологиям), учителя ставят своей целью формирование у учащихся ценностных ориентиров и ограничителей в использовании информации. Раздел  “Социальная информатика” доводит до сведения учащихся знания о социальных эффектах и последствиях информационных процессов в обществе. Информационная культура в контексте общечеловеческой культуры, наоборот, предоставляет осознанную свободу выбора, ограниченную культурными ценностями человеческой цивилизации.

В  понятие информационной культуры входит:

При формировании информационной культуры мы ставим перед собой следующие цели:

Уровень информационной культуры человека определяется уровнем его компетенций в информационной области.

Эти  компетенции развиваются у учащихся постепенно, проходя следующие уровни:

Понятно, что  не каждый учащийся сможет достичь высшего уровня компетентности. Но первые два уровня вполне доступны выпускникам средней школы.

Навыки обращения с информацией: умение организовать поиск необходимой информации, умение структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в другом виде отобранную информацию.

Получение навыков поиска информации начинается в 5-6 классах, при изучении темы «Файлы» используем программу Проводник для поиска информации, в 7-8 классах для работы с файлами начинаем изучать файловые менеджеры (TotalCommander, FreeCommander), что позволяет расширить представление обучающихся о способах поиска и упорядоченного хранения информации. В старших классах при изучении темы «Интернет»  знакомимся с поисковыми системами Google, Yandex. При изучении данных тем дети не только учатся пользоваться различными видами поиска информации, но и правильно создавать запрос на поиск информации, грамотно сформулировав ключевые фразы. Умение структурировать, систематизировать информацию реализутся через изучение тем «Создание мультимедийных презентаций», «Технология создания Web-сайтов», «Моделирование», «Базы данных». Так для создания презентации  на интересующую  детей тему возникают мотивы обращения к различным источникам информации и не всегда найденная информация оправдывает ожидания, что формирует критическое отношение к получаемой информации, выделение значимой информации. При обращении к нескольким источникам идёт сравнение полученной информации и как следствие её дифференциация по содержанию информационных потребностей. Во время изучения данных тем у обучающихся вырабатывается умение организовать поиск необходимой информации, умение работать с отобранной  информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям.

На уроках, изучая темы по обработке различных видов информации, обязательно обращаю внимание на профессиональную направленность данных компетентностей в разных сферах деятельности. Например, при обработке текстовой информации выполняем задания: оформить афишу спектакля или фильма, создать красочную страницу с детской сказкой или стихотворением, рекламу продукта и т.д.

В среднем звене формируется умение точно и правильно создавать информационный продукт или совершать над ним заданную операцию по известной схеме, образцу.

В старших классах работаю над умением самому планировать, придумать схему создания информационного продукта,  а также умение дать обоснованную качественную оценку информационному продукту, указав его достоинства и недостатки. Например, изучение  темы «Базы данных» составляем БД «Недвижимость», при составлении запросов становятся очевидными недостатки БД, что позволяет  на основе анализа готового информационного продукта  и технологии обращения с ним внести изменения в структуре самого продукта или технологии его изготовления.

Основной педагогической целью является: формирование информационно-методологической культуры как составляющей общей культуры человека, необходимой ему для профессиональной и общественной деятельности в информационном обществе.

Достижение этой цели предусматривает решение ряда . К этим задачам относятся:

У учащихся формируем не столько знания, сколько умения действовать в новой информационной среде. Знания современной компьютерной среды могут устареть, но основные принципы культуры информационной деятельности останутся.