Выполнила: инструктор по ФК
Практикум для воспитателей:
«Корригирующей гимнастика в детском саду»
Здоровье, естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов; последние имеют столь важное значение в поддержании состояния Здоровье или в возникновении и развитии болезни, что в преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения записано: “Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. (психическое, физическое, нравственное)
Одним из путей решения этой проблемы является поиск и внедрение инновационных подходов в физкультурно-оздоровительной работе.
(от лат. corrigo – выпрямляю, исправляю) — разновидность лечебной гимнастики. У детей представляет собой систему спец. физ. упражнений, применяемых в основном для устранения нарушений осанки и искривлений позвоночника. Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечно-сосудистую систему, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.
Корригирующая гимнастика встречается во всех режимных моментах в ДОУ В нашем детском саду созданы все условия для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребенка. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: утренняя гимнастика, прогулка, гимнастика после дневного сна физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, бассейн.
Темп движений при выполнении упражнений должен быть средним или медленным. Все движения необходимо сопровождать глубоким дыханием, обращая внимание на выдох. Начинать гимнастику надо с легких упражнений и постепенно переходить к более сложным упражнениям. Общая нагрузка на организм должна увеличиваться от одного занятия к другому постепенно
Занятия по физической культуре строятся по следующей схеме: вначале даются различные виды ходьбы, бега для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия; блок физических упражнений направлен на развитие гибкости и подвижности позвоночника, укрепление мышечного тонуса, коррекцию осанки и формирование нормального свода стопы, улучшение легочной вентиляции и укрепление основных дыхательных мышц, расслабление и снятие мышечного психоэмоционального напряжения; оздоровительный бег, дыхательная гимнастика, приемы релаксации позволяют повысить резистентность организма ребенка к воздействию внешних факторов.
физкультурное занятия проводится два раза в неделю, и одно на улице.
При планировании физкультурных занятий с детьми, имеющими, ограниченные возможности здоровья особое внимание. Подбираются подвижных игр и упражнений, разработанные с учетом лексической темы. Выполнение заданий по образцу, показ, словесная инструкция позволяют решить задачи словесной регуляции действий и функций, активного внимания. Движения, которые сочетаются с речевым сопровождением, способствуют развитию рече-двигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению.
Использование оздоровительного бега на занятии позволяет формировать волевые качества и развивать физическую выносливость.
Особенности планирования занятий по физической культуре состоят в том, что к основным задачам по развитию общих двигательных умений и навыков добавляются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей.
Основным средством формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия являются занятия физическими упражнениями.
голова и туловище держатся прямо, плечи симметричны и слегка отведены назад, живот подтянут, грудная клетка развернута и выступает вперед, в поясничной области есть небольшой изгиб вперед, ноги прямые, пятки вместе, носки врозь.
комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и формирования правильной осанки:
« Танцующий верблюд »
И.п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной.
В -е. – ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отрывать).
« Забавный медвежонок »
И.п. – стоя на наружных краях стоп, руки на поясе.
В -е. – ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением вперед – назад, вправо – влево. То же, кружась на месте вправо и влево.
« Смеющийся сурок »
И.п. – стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз.
В -е. – 1-2 полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4 и.п.
« Тигренок потягивается »
И.п. – сидя на пятках, руки в упоре впереди.
– 1-2 выпрямить ноги, упор стоя, согнувшись; 3-4 и.п.
« Резвые зайчата »
п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе.
В-е. – 1-16 подскоки на носках (пятки вместе)
Комплекс с мячом.
И.п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами.
В –е. – катать мяч вперед – назад двумя стопами вместе и поочередно.
И.п. – то же.
В –е. – круговыми движениями двух стоп вместе и поочередно вращать мяч вправо и влево.
И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, мяч между лодыжками.
В –е. – 1-2 ногами поднять мяч и удерживать его стопами; 3-4 и.п.
И.п. – сидя, ноги врозь, мяч лежит на полу у носка правой ноги с внутренней стороны.
В –е. – движением носка одной стопы перекатить мяч к другой стопе, и наоборот.
. Рекомендуется использовать резиновые мячи диаметром 8-12 см.
Комплекс « Встань прямо ».
И.п. – стоя у стены, касаясь ее затылком, ягодицами и пятками, руки опущены вниз.
В –е. – 1-2 поднять руки через стороны вверх;3-4 вернуться в и.п.
И.п. – то же, ноги на ширине плеч, руки на поясе.
В –е. – 1-2 наклон в правую сторону (левую сторону); 3-4 вернуться в и.п.
И.п. – лежа на спине; голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу.
В –е. – 1-4 поднять голову и плечи, проверить правильное положение тела (задержаться ); 5-8 вернуться в и.п.
И.п. – лежа на животе; подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга.
В –е. – 1-4 приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить(задержаться); 5-8 и.п.
В –е. – 1-4 отвести руки назад и приподнять ноги (задержаться); 5-8 и.п.
И.п. – лежа на спине, руки за головой.
В –е. – 1-8 поочередно поднимать прямые ноги вверх.
И.п. – лежа на спине, руки за головой
В –е. – круговые вращения ногами в течение 30 сек.(«велосипед»).
Все перечисленные упражнения повторяются по 4-6 раз.
В век информационных технологий организм детей и взрослых подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье. Не секрет, что телефоны, компьютеры, планшеты, телевизоры – ежедневно оказывают нагрузку на зрительный аппарат детей, даже младшего возраста. Поэтому профилактическая и корригирующая работа с органами зрения выступает сегодня, как необходимый компонент образовательной деятельности.
Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость заботы о своем зрении и здоровье в целом. Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика.
Гимнастика для глаз – это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
Ещё в древние гимнастические системы входили упражнения в виде разнообразных движений глазами. Они тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение в этой области. Поэтому хорошо снимают умственное утомление. После таких упражнений люди чувствуют себя значительно бодрее. В основе положительного эффекта лежат функциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов мозга.
Часто у детей сужены поля зрительного восприятия. Ребёнок видит, что находится перед ним. Остальные предметы ребёнок замечает с помощью поворота головы, в познавательной деятельности это приводит к быстрому утомлению. Сведение глаз к переносице, слежение за предметом в горизонтальной и вертикальной плоскости становится трудновыполнимо для детей.
Глаза, как и любой орган, нуждается в покое и расслаблении. Глазные мышцы упрощают глаз при рассматривании удаленных объектов и удлиняют его в оси при рассмотрении близкорасположенных объектов. Только напряжение мышц мешает глазу изменить свою форму. Этот недостаток стараются компенсировать очками, которые выполняют функции глазных мышц. В результате глазные мышцы ослабевают ещё больше, так как функция их утрачивается. Значит, глазные мышцы необходимо не только вовремя напрягать или расслаблять, но и тренировать специальными физическими упражнениями.
У детей зрительные функции податливы для воздействия и могут быть восстановлены специальными упражнениями для глаз. Такая гимнастика для глаз не имеет никаких противопоказаний, её выполнение не должно утомлять глаза. Самое главное – тренировать их регулярно, понемногу и постепенно, чтобы это вошло в привычку и носило чёткую организацию занятий. Гимнастику для глаз, можно использовать дома, на уроке, на перемене. Мероприятия в режиме дня – подвижные перемены. В подготовительной и заключительной части урока, а также в секционной работе (в заключительной части). Эти упражнения можно выполнять во время физкультминутки физкультурных паузахна уроке или на перемене, сидя или стоя. Также гимнастику глаз можно выполнять под музыку, что повысит не только настроение, но и интерес учащихся к этим упражнениям. Тогда и хорошее зрение будет у многих.
Самыми распространёнными заболеваниями глаз являются: близорукость, дальнозоркость и астигматизм. Основными причинами этих заболеваний являются не только неточная фокусировка на сетчатке глаза, зависящая от состояния хрусталика, но и мышечные усилия, которые прилагаются при разглядывании близких или удаленных предметов.
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ
По мнению авторов: Е. Г. Сайкиной, Ж. Е. Фирилёвой группа упражнений применяемая при утомлении глаз, способствует расслаблению глазодвигательных мышц, снимает их напряжение, улучшает кровообращение глаз и циркуляцию внутриглазной жидкости, что создает благоприятные условия для функционирования органа зрения, предупреждает его переутомление. Комплексы упражнений для глаз, могут включать повороты, круговые движения глазного яблока в различных направлениях, упражнения для век, элементы самомассажа, прогревание глаз ладонями
1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек. Затем открыть их на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. ( Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза).
2. Быстрое моргание в течение 1 мин. (способствует улучшению кровообращения мышц глаза).
3. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек., перевести взгляд на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 8 раз. (способствует более длительному удержанию взгляда на близких предметах).
4. Рисовать цифры глазами от 1 до 10.
5. Вращение глазными яблоками по кругу.
6. Медленно посмотреть влево не поворачивая голову (пауза 2 сек.) Вернуть взгляд в и.п. (центр), затем то же в другую сторону.
8. Закрыть веки. Массировать их круговыми движениями пальцев. Повторять в течение 1 мин. (упражнение тонизирует мышцы и улучшает кровообращение)
9. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко. Спустя 1 – 2 сек. Снять пальцы с век. ( Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.)
10. Глаза закрыть. Поднимать и опускать брови, затем в таком же положении хмурить и морщить брови.
11. Отвести правую руку в сторону. Медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево, не двигая головой следить глазами за пальцем. Повторить 10-12 раз. ( Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и совершенствует их координацию)
12. Поднять правую руку вверх, медленно передвигать палец полусогнутой руки сверху вниз и снизу вверх, не двигая головой, следить за пальцем. (упражнение укрепляет мышцы глаза вертикального действия и совершенствует их координацию).
Для профилактики близорукости и замедления её прогрессирования можно использовать специальную гимнастику для глаз офтальмотренажёр, специальную схему зрительно двигательных проекций. Эта схема разработана группой профессора, доктора медицинских наук В. Ф. Базарного. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.
Вверх-вниз, влево-вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
Круг. Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.
Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
Покорчим рожи. Педагог предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримасочка ёжика-губки вытянуты вперёд – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону.
Рисование носом. Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.
Буратино. Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно считает до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от8 до 1, ребята следят за уменьшением.
Массаж для глаз
1. Кончиками указательных пальцев массируйте точки у внутренних уголков глаз. Продолжать массаж нужно до тех пор, пока под прикрытыми веками не появится ровное чёрное поле.
3. Очень эффективен приём массажа двумя пальцами – указательным и средним – в виде восьмиобразного движения. Делайте лёгкие движения по нижнему краю глаза и над бровями по направлению к носу. Повторите движение 8 – 16 раз.
Согласно мировой статистике, каждый третий житель Голубой планеты плохо видит. Наши глаза – очень тонкий и чувствительный механизм. Неудивительно, что постоянное напряжение зрения, особенно при длительном общении с компьютером и телевизором – двумя главными собеседниками современного человека, провоцирует различные глазные болезни. Ослабление аккомодационного аппарата глаза (причина приобретенной близорукости) происходит не только при длительной работе глаз на близком расстоянии при постоянном напряжении глазных мышц, но и при долговременном нахождении в закрытых пространствах, ухудшении кровоснабжения глаза, вызванном хроническим тонзиллитом, ревматизмом и другими заболеваниями. Устранение указанных причин и будет являться профилактикой ухудшения зрения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Грачев О. К. Физическая культура. – М.: МарТ, 2005. – 464 с.
Демирчоглян Г. Г., Янкулин В. И. Гимнастика для глаз. Москва Физкультура и спорт, 1987–32 с., ил.
Ермилова И. А. Собирайтесь в школу: тренируйте глаза! // Здоровье Школьника. – 2008. – №8. с 56–57
Здоровье школьника №6/2010 журнал стр 49. Издательский дом НЦФЭР
Общая психофизиология. Под редакцией В. Н. Сысоева. С ПБ.: ВМедА, 2003. – 296 с.
Островская И. В. Психология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 400 с.
Самохина Нина. Берегите глаза как зеницу ока / Нина Самохина // Будь здоров! – 2009 – №7-с 20–27
Смирнов И. В Снять очки это просто.-М:РИПОЛ КЛАССИК, 2004. – 368 с.
Спортивная физиология. Под редакцией Я. М. Коца М.: Физкультура и спорт, 2004. – 240 с.
Причины и возможные осложнения – миопия, амблиопия, пресбиопия, астигматизм, отслоение сетчатки. Комплекс коррегирующей гимнастики для глаз. Методики народных целителей РФ. Расслабления глазных мышц во время и после зрительной нагрузки.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Федеральное государственное автономное
высшего профессионального образования
Институт физической культуры, спорта и туризма
Методы корригирующей гимнастики для глаз
Дацков
гимнастика зрение глаз целитель
Человеческий глаз, хотя и является достаточно простым с точки зрения оптики прибором, достаточно сложен с позиции биологии и медицины. Свет, проникая через роговую оболочку и зрачок, проходит через хрусталик, затем через стекловидное тело, чтобы в итоге попасть на сетчатку, провзаимодействовать с клетками на ней и вызвать нервные импульсы, поступающие в мозг. Он же, обработав пришедшие сигналы, дает нашему воображению представление о форме и характере светового поля, т. е., выражаясь простым языком, картинку. Соответственно механизму зрения можно выделить несколько проблем со зрением, возникающих вследствие физиологических, биохимических или иных расстройств.
Так называемые геометрические проблемы зрения связаны с изменением геометрии глаза, т.е. его формы. В зависимости от характера изменений, произошедших с глазным яблоком, выделяют миопию – при уплощении последнего, пресбиопию – при уменьшении его длины, астигматизм – при таком сжатии яблока, когда глаз становится похож на чемодан, и другие. Такие искажения возникают чаще всего из-за неравномерной или малой тренированности глазных мышц и могут исправляться несколькими путями: хирургическим, когда на глаз надеваются специальные сдерживающие скобы, предохраняющие его от изменения размеров, лазерным, когда некоторым образом производится воздействие на сетчатую оболочку глаза, в результате чего улучшаются ее свойства восприятия, оптическим – с помощью широко распространенных очков или контактных линз, когда меняется поток света, поступающий в глаз, наконец, гимнастическим, когда устраняется сама причина расстройства – недостаточная тренированность глазных мышц. Ниже рассмотрены методы именно гимнастического коррегирования.
Метод Уильяма Бейтса
В основе метода лежит принцип расслабления глазных мышц во время и после зрительной нагрузки. Бейтс советует, кроме регулярных отдыхов и смены зрительного объекта (раз в час на 10-15 минут), делать так называемый пальминг – закрывание глаз ладонями для обеспечения черноты светового поля, иначе говоря, его полного отсутствия. Термин произошел от английского слова palm – ладонь и как нельзя лучше иллюстрирует принцип его действия. Помимо отсутствия света, ладони обеспечивают еще и тепловую стимуляцию глазных яблок, несут расслабление и, если верить восточным религиям, восстанавливают энергетическое равновесие в глазах и сопряженных органах. Пальминг рекомендуется делать каждые полчаса или сорок минут по пять-семь минут.
Помимо пальминга, еще одним средством для возвращения зрения является расслабление. Бейтс учит уметь расслаблять глаза, представляя себе черное поле, как при пальминге, каждый раз при выполнении какой-либо зрительной работы. Отзывы его читателей и учеников говорят о том, что при соблюдении этого правила глаза постоянно пребывают в расслабленном состоянии, не напрягаются, следовательно, не происходит дополнительных ненужных напряжений окологлазных мышц, что ведет к длительному сохранению эффекта улучшения зрения, наблюдаемому после проведения пальминга.
Бейтс предлагает также комплекс упражнений для непосредственного укрепления глазных мышц, достаточно простой для запоминания и выполнения. Несомненным достоинством его является то, что комплекс можно выполнять практически в любом месте в любое время, то есть для укрепления своего зрения можно использовать свободные минутки на работе, в транспорте, в очереди в магазине. Комплекс состоит из упражнений, выполняемый глазным яблоком и веками. Для полной проработки всех мышц его рекомендуется проводить три раза подряд с усиленным вторым подходом несколько раз в день.
Частое моргание в течение 10 секунд.
Усиленное сжатие и разжатие век, 6-12 раз.
Частое моргание еще в течение 10 секунд для снятия напряжения.
С закрытыми глазами, движения глазным яблоком вправо-влево, 10-20 раз.
С закрытыми глазами, движения глазным яблоком вверх-вниз, 10-20 раз
С закрытыми глазами, движения глазным яблоком по кругу, 6-12 раз в каждую сторону.
Регулярное выполнение этих упражнений совместно с пальмингом и расслаблением способно дать хорошие результаты уже через месяц тренировок. Среди отзывов на книгу Бейтса назывались результаты по улучшению зрения в два раза за полгода.
На основе тренинга глазных мышц созданы и методики, использующие оптику для улучшения зрения. Речь идет не о прописанных для дали, работы или постоянного ношения очках, а о специальных тренировках с большим количеством очков. Методы Волкова, Аветисова и Дашевского широко используются в детских оздоровительных учреждениях. Суть методов заключается в том, что человек, выполняя зрительную работу, использует очки с разной оптической силой, оставаясь в одних не более 2-4 минут. При этом глазные мышцы подвергаются постоянному напряжению и укрепляются. Для поддержания эффекта часто назначаются препараты черники, кальция и цинка.
Методики народных целителей России
Россия всегда была известна неординарным подходом русских людей к всему иностранному. Отличились русские и в исправлении зрения. Здраво рассудив, что начинать укрепление зрения стоит с укрепления всего организма, наши мудрецы выдвинули методику всеобщего оздоровления. Помимо следования Бейтсу, целиком включенного в эту программу, человеку предписывается вести здоровый образ жизни, закаливаться, вести дневник, описывающий его путь к восстановлению зрения, причем обязательно левой рукой – для того, чтобы тщательнее думать о возвращении собственного зрения, поддерживать добрые отношения с человечеством и природой и многое другое. Такое всестороннее воздействие оказывает влияние и на нравственное здоровье человека, он становится более чуток к собственному здоровью и, как следствие, меньше болеет.
Уильям Г. Бэйтс. Улучшение зрения без очков по методу Бейтса. М., 1990.
Wiiliam Horratio Bates. The Bates Method For Better Eyesight Without Glasses. New York, H. Holt and Company, 1968.
Маргарет Д. Корбетт. Как приобрести хорошее зрение без очков. Руководство к быстрому улучшению зрения. М., 1990.
Margaret Darst Corbett. A Quick Guide To Better Vision. How to have good eyesight without glasses. Englewood Cliffs (N. J.), Prentice-Hall, 1957.
И. Афонин, В. Травинка. Как прекрасен это мир, посмотри! Книга-ПроЗрение. С Пб: Питер Пресс, 1996.
Подобные документы
Проблемы со зрением, возникающие вследствие различных расстройств. Влияние физических нагрузок на него. Уровень отклонений у слабовидящих детей. Комплекс коррегирующей гимнастики для глаз. Упражнения по методу У. Бэйтса в целях профилактики миопии.
Строение и функции глаза. Дефекты зрения и заболевания глаз: близорукость (миопия), дальнозоркость, пресбиопия (возрастная дальнозоркость), астигматизм, катаракта, глаукома, косоглазие, кератоконус, амблиопия. Заболевания сетчатки: отслойка и дистрофия.
Обоснование необходимости глазной гимнастики. Упражнения для глазодвигательных мышц, снимающие утомление глаз. Тренировка цилиарных мышц и гимнастика “Зоркость”. Специальные упражнения для лиц, работающих с компьютером и для лиц, страдающих миопией.
Перечень факторов, приводящих к снижению зрения. Рефракционные глазные нарушения. Близорукость (миопия). Астигматизм. Пресбиопия (возрастная дальнозоркость). Заболевания сетчатки, хрусталика, роговицы. Травмы глаза. Эндокринные заболевания. Косоглазие.
Строение человеческого глаза и его защитные системы. Причины нарушения функций органа зрения человека и их профилактика. Комплекс упражнений гимнастики для глаз. Наиболее распространённые заболевания: близорукость, глаукома, катаракта, конъюнктивит.
Глаз как орган восприятия светового раздражения, его строение. Сущность, причины и последствия возникновения, способы коррекции и профилактика миопии. Физкультура для близоруких людей, занимающихся преимущественно умственным трудом (зрительной работой).
Причины, проблема профилактики близорукости и других заболеваний глаз у детей школьного возраста. Упражнения для снятия усталости глаз. Гимнастика для глаз, игры и упражнения с речитативом. Упражнения для глаз на растягивание и укрепление глазных мышц.
* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.
II. Глава 1. Роль физической культуры в жизни каждого человека.
Глава 2. Особенности занятий спортом для людей с заболеваниями глаз.
Глава 3. Специальные методики гимнастики для глаз.
Список использованной литературы.
В настоящее время процент здоровых людей в обществе невелик. Притом среди разнообразных болезней немалое распространение получили заболевание глаз. Изучение этой проблемы актуально, так как в наши дни уже редко можно встретить человека со зрением, равным единице. В связи с нарушениями зрения, люди, страдающие данной проблемой, должны уделять своим глазам особое внимание. В том числе, надо обратить внимание на физкультурную подготовку.
Бытует мнение о том, что даже при незначительных заболеваниях глаз необходимо отказаться от занятий физической культурой (например, не посещать занятия по физкультуре в учебных заведениях) и спортом. Однако не приведет ли это к худшим последствиям? Не лучше бы было, если бы спорт все-таки играл определенную роль в жизни каждого человека? Но дело в том, что не каждый может заниматься любым видом спорта. Существуют определенные ограничения, некоторые из них как раз связаны с заболеваниями глаз. Надо сказать, что наиболее распространено такое заболевание, как миопия, другими словами, близорукость. Поэтому целью данной работы будет изучение особенности занятий физической культурой для людей, страдающих заболеваниями глаз, на примере близоруких.
Работа состоит из введения, 3 глав. В первой главе описывается роль спорта в жизни людей, во второй приводятся некоторые физические упражнения, рекомендуемые близоруким, и дается их краткая характеристика, а в третья глава содержит различные методики по лечению и профилактике заболеваний глаз.
Особое значение в наши дни приобретают представления русского ученого П. Ф. Лесгафта о важности физических упражнений. Дело в том, что эпоха научно-технической революции привела к уменьшению доли ручного труда за счет механизации и автоматизации трудовых процессов. Развитие городского транспорта и таких средств передвижения, как лифты, эскалаторы, движущиеся тротуары, развитие телефонизации и других средств связи привели к широкому распространению малоподвижного образа жизни, к гиподинамии – понижению двигательной активности.
Снижение физических нагрузок неблагоприятно отражается на здоровье. У людей развивается слабость скелетных мышц, затем возникают слабость сердечной мышцы и нарушения в работе сердечно-сосудистой системы. Одновременно происходит перестройка костей, накопление в организме жира, развитие атеросклероза (хроническое заболевание, проявляющееся в повреждении внутренней стенки артерий и нарушении кровообращения), падение работоспособности, снижается устойчивость к инфекциям, ускоряется процесс старения организма.
Здоровье человека во многом определяется уровнем физического развития и функциональных возможностей организма. По данным ВОЗ, здоровье человека на 50-55 % зависит от условий и образа жизни. Главным фактором здорового образа жизни выступает физическая культура, привычка к которой должна прививаться еще в детском возрасте как элемент общей культуры.
Особое значение здоровый образ жизни приобретает для людей с определенными заболеваниями. Существует точка зрения, что им нужно снижать объем двигательной активности по сравнению со здоровыми. Нередки представления о том, что наличие некоторых нарушений в развитии человеческого организма – это повод отказаться от занятий спортом. В течение многих лет врачи придерживались мнения, что человек с какими-либо отклонениями от нормы или заболеваниями должен ограничиваться только лечебной физкультурой. Таким образом, фактически был закрыт доступ в спорт людям с врожденными аномалиями сердечно-сосудистой системы, дыхательных путей и особенно близоруким. Юрий Власов, один из сильнейших атлетов России, был только исключением. К счастью, в последнее десятилетие взгляды медиков на связь физических нагрузок со здоровьем изменились. Если в 60-е годы на доктора Амосова, который заставлял больных после операции на сердце заниматься физкультурой, смотрели чуть ли не как на убийцу (хотя его пациенты гораздо быстрее возвращались к активной деятельности), то теперь очень многие рекомендуют для быстрейшего восстановления работоспособности использовать не только аэробику, но и упражнения с весом.
Подводя итог, надо сказать, что любая степень гиподинамии отрицательно влияет на развитие сердечно-сосудистой, нервной системы, опорно-двигательного аппарата; снижает функциональные резервы организма, устойчивость к заболеваниям. Отсутствие же физической нагрузки может отрицательно сказаться на состоянии здоровья других органов.
В настоящее время установлено, что близорукость чаще возникает у лиц с отклонениями в общем состоянии здоровья. К примеру, при проведении исследований школьников был сделан вывод, что среди детей, страдающих близорукостью, число практически здоровых оказалось в 2 раза меньше, чем среди всей группы обследовавшихся. Отмечается связь близорукости с такими заболеваниями, как ревматизм, рахит, хронический тонзиллит, нарушения опорно-двигательного аппарата, тяжелые инфекционные заболевания. Известный офтальмолог Филатов давно высказал мнение о том, что общие патологические процессы в организме могут неблаготворно сказываться на состоянии наружной оболочки глаза – склере и ослаблять ее, создавая тем самым условия для растяжения склеры и развития близорукости. Кроме того, было установлено, что патологические процессы неблагоприятно влияют и на цилиарную мышцу глаза. Следствием этого может явиться ослабление аккомодации, что создает основу для развития близорукости при зрительной работе на близком расстоянии. Цилиарная мышца может ослабнуть в результате ее недостаточной тренированности и пониженного кровоснабжения. Физическая культура должна занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования, так как физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеры глаза. Специальные физические упражнения благоприятно влияют на формирование рефракции глаз, к примеру, было отмечено, что среди школьников, занимающихся спортом, число лиц, страдающих близорукостью, было значительно меньше, чем среди тех, кто спортом не занимается. С помощью специальных исследований было установлено, что снижение общей двигательной активности при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения общеразвивающего характера, применяемые в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы, укрепляющими аккомодацию, оказывают положительное влияние на функции миопического глаза.
Надо сказать, что занятия физической культурой для людей, страдающих заболеваниями глаз, несколько отличаются от занятий здоровых людей. Для учащихся это проявляется в том, что они должны заниматься не в основной группах, а в подготовительных или специальных. Ниже приводится таблица, по которой происходит разделение на группы.
В современном темпе жизни важно оставаться здоровым во всех отношениях человеком. Не последним, в череде “характеристик” является зрение.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Напряженная и длительная зрительная работа (чтение, письмо, работа за компьютером, черчение и т.п.), характерная для периода обучения в школах, вузах, оказывает отрицательное влияние на состояние органов зрения. Постоянное ощущение “усталости глаз” в таких случаях может явиться причиной возникновения и развития миопии.
Миопия (близорукость) – нарушение зрения, при котором рассматриваемые предметы хорошо видны только на близком расстоянии. У новорожденных глаза, как правило, дальнозоркие. По мере роста ребенка размер его глазного яблока увеличивается и к 9-12 годам глаз приобретает строго сферическую форму. Однако иногда глазное яблоко несколько удлиняется в переднезаднем направлении, в результате чего увеличивается расстояние от зрачка до сетчатки. В таких глазах изображения отдаленных предметов фокусируются не на сетчатке, а впереди нее. Эти предметы человек видит неотчетливо, неясно. Развивается близорукость.
Если человек, ранее хорошо видевший, перестает четко различать отдаленный предмет (у него, например, возникает желание приблизить книгу к глазам или приблизиться к тексту, написанному на доске, а также сесть ближе к экрану телевизора и т.п.), нужно срочно обратиться к окулисту. Оставленные без внимания эти первоначальные признаки ухудшения зрения вызывают ощущение тяжести в глазах, головную боль и чувство нарастающей усталости при зрительной работе. Перенапряжение аккомодационного аппарата, возникающее при этом, может привести, в свою очередь, к серьезным изменениям в структурах глаза. Особенно внимательными к появлению перечисленных ощущений должны быть те люди, в семьях которых уже есть близорукие, так как в 30% случаев миопия наследуется. Им рекомендуется, кроме запланированных профилактических медицинских осмотров, самостоятельно посещать врача-окулиста не реже одного раза в учебном году с целью более раннего выявления начальной близорукости.
Для поддержания достойного уровня зрения применяются методики расслабления и коррекции зрения, число которых достаточно велико.
В основе метода лежит принцип расслабления глазных мышц во время и после зрительной нагрузки. Бейтс советует, кроме регулярных отдыхов и смены зрительного объекта (раз в час на 10-15 минут), делать так называемый пальминг – закрывание глаз ладонями для обеспечения черноты светового поля, иначе говоря, его полного отсутствия. Термин произошел от английского слова palm – ладонь и как нельзя лучше иллюстрирует принцип его действия. Помимо отсутствия света, ладони обеспечивают еще и тепловую стимуляцию глазных яблок, несут расслабление и, если верить восточным религиям, восстанавливают энергетическое равновесие в глазах и сопряженных органах. Пальминг рекомендуется делать каждые полчаса или сорок минут по пять-семь минут.
Корректирующая гимнастика для глаз
Комплексы корректирующей гимнастики для глаз обычно просты и доступны в выполнении, не требуют дополнительного оборудования, особых условий. Результат выполнения специальных упражнений – высокая зрительная работоспособность. Начать достаточно с 2-3 упражнений. В целом количество упражнений зависит от степени усталости глаз: чем сильнее усталость, тем большее количество упражнений следует выполнять.
Комплекс специальных упражнений для коррекции зрения
1. И. п. – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть на 3-5 с. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц.
2. И. п. – сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин. Упражнение способствует улучшению кровообращения век.
3. И. и. – стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 с, перевести взгляд на палец вытянутой правой руки, расположенный по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, и смотреть на него 3-5 с, опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
4. И. п. – стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенный по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
5. И. п. – сидя. Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца. Повторять в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение век.
6. И. п. – стоя. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 с, прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5 с, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 с, расположить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть обоими глазами на конец пальца 3-5 с, прикрыть ладонью правой руки правый глаз на 3-5 с, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 с. Повторить 5-6 раз. Упражнение укрепляет мышцы обоих глаз (бинокулярное зрение).
7. И. п. – стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и, не двигая головой, следить глазами за пальцем; медленно передвигать палец полусогнутой руки слева направо и, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и совершенствует их координацию.
8. И. п. – сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1-2 с снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
В процессе учебной подготовки, связанной со зрительной нагрузкой, рекомендуется выполнять специальные упражнения со сменой положения рабочей позы, предметами, ориентирами, которые усилят не только эмоциональный фон, но и повысят зрительную работоспособность.
Примерный комплекс общеразвивающих упражнений в сочетании с движением глаз
1. И. п. – лежа на спине, руки в стороны, в правой руке теннисный мяч. Руки соединить впереди, переложить мяч в левую руку. Вернуться в и. п. Руки соединить впереди, переложить мяч в правую руку. Вернуться в и. п. Смотреть на мяч. Повторить 10-12 раз.
2. И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять правую руку вверх (за голову) и, опуская ее, переложить мяч в левую руку. То же выполнить с левой рукой. Смотреть на мяч. Повторить 5-6 раз каждой рукой. При поднимании рук сделать вдох; при опускании – выдох.
3. И. п. – лежа на спине, руки вперед в стороны. Выполнять скрестные движения прямыми руками в течение 15-20 с. Следить взглядом за движением кисти одной, затем другой руки. Дыхание произвольное.
4. И. п. – лежа на спине, руки вперед в стороны. Махи одной ногой к разноименной руке. Повторить 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на носок. Мах выполнять быстро. Во время маха делать выдох.
5. И. п. – лежа на спине, в поднятых вперед руках держать волейбольный мяч. Махи ногой с касанием носком мяча. Повторить 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на носок. Во время маха делать выдох.
6. И. п. – лежа на спине, руки вперед. Выполнять скрестные движения руками, опуская и поднимая их. Следить за кистью одной, затем другой руки. Выполнять 15-20 с.
7. И. п. – лежа на спине, в правой руке, поднятой вперед, теннисный мяч. Выполнять рукой круговые движения вперед и назад в течение 20 с. Смотреть на мяч. Менять направление движения через 5 с.
8. И. п. – сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять скрестные движения 15-20 с. Смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.
9. И. п. – то же, что в упражнении 8. Поочередно поднимать и опускать ногу. Выполнять 15-20 с. Смотреть на носок одной ноги.
10. И. п. – сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх и влево, вернуть в и. п. То же левой ногой вверх и вправо. Повторить 6-8 раз каждой йогой. Смотреть на носок.
11. И. п. – сидя на полу, упор руками сзади. Правую ногу отвести вправо, вернуть в и. п. То же другой ногой влево. Смотреть на носок. Повторить 6-8 раз каждой ногой.
12. И. п. – то же, прямая нога слегка приподнята. Выполнять круговые движения ногой в одном и другом направлении. То же другой ногой. Выполнять 10-15 с каждой ногой. Смотреть на носок.
13. И. п. – то же, но подняты обе ноги. Выполнять круговые движения в одном и другом направлении 10-15 с. Смотреть на носки.
16. И. п. – стоя, держать гантели впереди. Круговые движения руками в одном и другом направлении 15-20 с. Смотреть то на одну, то на другую гантель. Выполнять круговые движения 5 с в одном направлении, затем 5 с в другом.
17. И. п. – стоя, держать гантели впереди. Одну руку поднимать, другую опускать, затем наоборот 15-20 с. Смотреть то на одну, то на другую гантель.
18. И. п. – стоя, гантели в опущенных руках. Поднять гантели вверх, затем опустить. Смотреть сначала на правую гантель, затем на левую. Вновь перевести взгляд на правую гантель. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 15-20 с. Менять направление движения глаз через 5 с.
19. И. п. – стоя, в вытянутой руке обруч. Вращать обруч в одну, затем в другую сторону 20-30 с. Смотреть на кисть. Выполнять одной и другой рукой.
21. И. п. – стоя, смотреть только вперед на какой-либо предмет. Голову поднять, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 10 раз.