СНЕЖИНКИ ПАДАЛИ НА ЗЕМЛЮ МЕДЛЕННО КРУЖАСЬ В ВОЗДУХЕ И УКРЫВАЛИ ЕЕ ПУШИСТЫМ КОВРОМ

ТАК МЫ ЖИВЁМ – 8 Учимся писать сочинения по картине А. А. Пластов «Первый снег»

Сочинение-описание по картине А. А. Пластова

Никифоров Валерий На картине А. Пластова мы видим, что выпал наконец – то долгожданный первый снег. Художник передал нам своё настроение – радость первого зимнего дня. Он показал, как дети восхищаются приходом зимы. Девочка так торопилась, что выбежала на крыльцо в одном платьице, набросив на плечи шерстяной платок. А мальчик собрался основательно: надел пальто с меховым воротником и шапку – ушанку. Ребята заждались снга . Они удивлены, обрадованы и счастливы! Снег везде! Он тихо и легко падает с неба крупными хлопьями. Он укутал всю землю тёплым пушистым одеялом. Возле крыльца – старая берёза. Стоит она белая, нарядная! На её раскидистых ветках искрится серебристый иней. Одинокая чёрная ворона важно расхаживает по двору. Автор написал картину не яркими красками, а выбрал светлые тёплые тона: чуть розовато – голубоватые. Картина мне нравится. Она передаёт нам радость, доброту, улыбку. Чувствуешь праздник!

Чередниченко Виктория Передо мной картина А. А. Пластова «Первый снег». Вечереет. Тихо – тихо . Медленно кружатся в воздухе, словно сонные мухи, мохнатые снежинки. Земля, на сколько хватает взгляда, покрыта белоснежным ковром. На крыльце большого крестьянского дома, рядом с могучей старой берёзой стоят брат с сестрой. Девочка так торопилась увидеть наступление зимы – первый снег, что выбежала на крыльцо без пальто, в лёгком платьице, накинув на голову тёплый платок. А мальчик? Он уже давно мечтал покататься на санках, поэтому оделся по – зимнему: в пальто с меховым воротником, шапку – ушанку, валенки. Дети с восхищением смотрят на изменившуюся деревню: на меховые белые шапки соседских домов , белоснежное пушистое покрывало, укутавшее всё вокруг. На их лицах мы видим счастливые улыбки. Трудно оставаться равнодушным при виде первого снега!

Малашкевич М аргарита На картине А. Пластова «Первый снег» художник изобразил детей, которые стоят на крыльце деревенского дома и любуются снегом. Снег тихо не спеша падает мохнатыми крупными хлопьями, покрывая всё вокруг белоснежным покрывалом. Около дома растёт большая берёза. Снег такой сильный, что за берёзой вдалеке еле видна лошадь с санями и деревенские дома, засыпанные снегом. Дети так обрадовались снегу, что выбежали на крыльцо не успев как следует одеться. Очень торопились. Девочка только успела накинуть на плечи платок и обула валенки. А мальчик, хоть и одет по – зимнему: тёплое пальто, шапка – ушанка, валенки, видно, что спешил. Вся картина написана художником в спокойных бледно – голубых тонах. Эта картина вызывает у меня чувство радости и умиротворения. Мне кажется, что я попала в деревню и вместе с детьми, изображёнными на картине, радуюсь первому снегу.

Зубакин Алексей На картине А. Пластова изображена деревня. Тихо падает на землю первый снег. Как стая белых мошек, он медленно кружится в воздухе, покрывая землю и крыши домов белыми шапками. Мы видим мальчика. Он стоит на крыльце дома и наблюдает за падающим снегом. Его сестра тоже выскочила на улицу. Она без пальто, в бело – розовом платьице, на голове лёгкий платок. Девочка восхищённо смотрит на то, как снег крупными белыми хлопьями покрывает всё вокруг. Снег везде: и на могучих ветках берёзы, которая стоит невдалеке, и на соседских крышах домов. Восторг и радость кругом. Картина написана художником в бледно – розовых и голубых тонах. Она мне понравилась, потому что напоминает те ощущения, которые я испытывал, когда видел первый снег.

Воеводин Дмитрий Первый день зимы. Это картина А. Пластова «Первый снег». Снег запорошил все дома. Он летает белыми хлопьями и покрывает землю белоснежным ковром . В это время брат с сестрой стояли у окна. Увидели снег, закричали: – Снег! Снег идёт! Выбежали на улицу. Девочка успела надеть только валенки и платок, а мальчик собрался основательно, по – зимнему. Ему так не терпелось побыстрее поваляться в снегу, покататься с горки . Их глаза горят от восторга, улыбаются. Они так радуются первому снегу. Невдалеке от дома мы видим белую, всю в снегу берёзу с могучими длинными ветвями. Видим соседние крыши домов, покрытые шапками снега. Снег везде! Мне понравилась картина, потому что на ней изображена зима, снег, а мне это время года очень нравится.

Тюняков Андрей На картине А. Пластова мы видим приход зимы. Ещё ночью начал падать первый белый пушистый снежок. Он надел меховые шапки на крыши домов, покрыл землю белоснежным ковром. Утром , когда все проснулись, дети подбежали к окну и увидели – снег! Первый снег! Ведь они его так ждали! Старшая девочка выбежала на крыльцо, надев только валенки и укрывшись платком. Мальчик оделся основательно: пальто с меховым воротником, шапку – ушанку, валенки. Дети заворожено смотрят на снег. На снежинки, которые медленно кружатся в воздухе. Справа от крыльца мы видим берёзу. Её ветви тоже покрыты снегом. Снег всюду. И ребята рады приходу зимы. Цвета картины светлые, бледно – голубые. Художник постарался передать нам радостное настроение. И мы его ощущаем, когда любуемся этим полотном.

Лебедева Полина Пришла зима. Первый зимний день. Первый снег. Всё это художник А. Пластов изобразил на своей картине. Первый снег укрыл всё вокруг: землю, крыши домов, деревья. Снежные пушистые хлопья медленно кружатся в воздухе и падают на землю, преображая всё вокруг. Дети , которых мы видим на картине, выбежали на крыльцо посмотреть на это чудо. Девочка так торопилась, что выскочила на улице в одном платьице, накинув на голову только платок. А мальчик, наверно её брат, собирался основательно. На нём пальто с меховым воротником, на голове шапка – ушанка, валенки. Они восхищены первым снегом. Их лица выражают радость, они улыбаются. Художник для картины подобрал серые, бледно – голубые тона, стараясь передать холодное состояние зимнего дня. Но настроение от картины тёплое, душевное. Вместе с ребятами хочется ещё и ещё смотреть и любоваться первые чудесные снежными пушинками!

Горлов Вячеслав Смотрю на картину А. Пластова «Первый снег». Белый пушистый снег падает на землю мохнатыми хлопьями. Белоснежным ковром укутал он всю землю. Девочка в бело – розовом платьице, в лёгком платке и без пальто выбежала на крыльцо. Она восхищённо смотрит на снег. Рядом с ней мальчик в пальто с меховым воротником давно наблюдает: как медленно, чуть лениво падают кружась в воздухе первые снежинки. Давно уже ему хочется покататься на санках и поиграть в снежки. Рядом с домом – старая берёза. Раскинула она свои гибкие длинные ветви. Радуется вместе с ребятами первому снегу. Всё на картине в лиловых и бледно – голубых тонах. Дети рады первому снегу, ведь после него скоро наступит настоящая зима. И я радуюсь вместе с ними. Я тоже люблю зиму.

Пономарёв И ван Передо мной картина А. Пластова . Что я вижу? Кого? Мальчика и девочку. Они долго наблюдали в окно, как первый снег белыми хлопьями медленно и величественно покрывает всё вокруг. Сколько его кругом! Давно хочется им покататься на санках и поиграть в снежки. Мальчик оделся по – зимнему, а девочка без пальто, накрывшись лёгким платком, выбежали на крыльцо. Они с удивлением и восторгом увидели, как всё изменилось вокруг. Крыльцо и крыши соседских домов, и раскидистые ветви старой берёзы – всё покрыто белоснежным ковром. С каким восхищением дети смотрят на этот зимний пейзаж. Трудно остаться равнодушным, когда видишь первый снег.

Мелехов Илья Художник А. Пластов изобразил на своей картине такое природное явление как первый снег! На улице идёт снег: он белый холодный пушистый. Падает на землю мохнатыми крупными хлопьями. Все деревья одел в белоснежный наряд невесты. Девочка и мальчик, которых мы видим на картине, стоят на крыльце. Девочка выбежала на улицу в бледно – розовом платьице с платочком на голове. Она с удивлением разглядывает белые пушистые снежинки, летящие в воздухе и падающие вниз на землю, покрываю всё вокруг белоснежным покрывалом. А мальчик, видимо, уже давно наблюдал за падающим снегом. Он вышел на крыльцо, одевшись по – зимнему: пальто с меховым воротником и шапка – ушанка. Наверное, решил покататься на санках или поваляться в сугробе. Неподалёку от них на картине видим берёзу. Это старое, могучее дерево с длинными раскидистыми ветвями. Снег не удерживается на ветвях и сползает вниз. Дети радуются и восхищаются первым снегом. Наконец – то зима! И у меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.

Мишулина Полина Смотрю на картину А. Пластова «Первый снег» . Снег падает как настоящий: такой же белый, пушистый. Снег похож на мошкару, он летает повсюду и щекочет всем лица. Первый день зимы. Вот мальчик стоит на крыльце. Стоит давно и мороз ему нипочём. На нём шапка – ушанка, валенки, пальто. Он не замёрзнет. А вот девочка выбежала на улицу в платьице, в платке, а пальто забыла надеть. Холодно ей, но домой не уходит. Увлечённо наблюдает за падающими снежинками. Старая берёза, как только ветер дунет, сразу в дом стучит. Замёрзла она, погреться просится. На картине всё белым – бело, от неё даже холодком веет. Хорошая картина получилась!

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Набережно – Морквашская средняя общеобразовательная школа »

Верхнеуслонский район Республика Татарстан

Урок – мастерская творческого письма в 5 классе

« Летит пушистая снежинка смелая»  (2 часа)

Автор методической разработки урока

Гиниятова Наталья Аркадьевна,

учитель русского языка и литературы

– подготовка к написанию творческой работы;

– обучение работе в парах и группе.

– развитие устной и письменной речи учащихся;

– развитие образного мышления и воображения учащихся;

– Воспитание чуткости к красоте жизни;

– пробуждение желания творить.

карточки-информаторы,  принадлежности для рисования (краски, кисти, бумага),   аудиозапись музыки  П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев»,   мультимедийная презентация  «А снежинки кружатся».

За окошком — вьюга, За окошком — тьма, Глядя друг на друга, Спят в снегу дома. А снежинки кружатся – Все им нипочем! – В легких платьях с кружевцем, С голеньким плечом. Медвежонок плюшевый Спит в углу своем И в пол-уха слушает Вьюгу за окном. Старая, седая, С ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабою-ягой. А снежинки кружатся – Все им нипочем! – В легких платьях с кружевцем, С голеньким плечом. Тоненькие ножки – Мягкие сапожки, Белый башмачок – Звонкий каблучок.

Ребята, предложите свои версии о теме нашей мастерской.

Итак, наш урок мастерская творческого письма называется «Летит пушистая снежинка смелая».

Кружатся пушистые снежинки и бесшумно ложатся на землю. Вам нравится наблюдать за полетом снежинок?

Многие люди наблюдали за снежинками. Были среди них поэты, художники, и композиторы. Каждый из них на основе наблюдений создал свои произведения, посвященные снежинкам. Давайте вспомним, что мы знаем о снежинках.  Свои наблюдения я предлагаю вам оформить  в виде кластера или таблицы. При работе  можете использовать информационные карточки.

Работа в группах.

1 группа                     Цвет, краски снежинок

2 группа                     Форма  снежинок

3 группа                     Действия снежинок

Информационная карточка 1.

В. Бианки «Первый снег».

Самый первый снег робок и тих. Небо серое, снежок белый и легкий., словно на акварельном рисунке.  Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы. Кружатся в воздухе и падают на землю пушистые легкие снежинки. Одна красивее другой: вот цветок с шестью лепестками, а вот звездочка с лучами.

Информационная карточка 2.

Х-К Андерсен «Снежная королева».

Из сказки второй «Мальчик и девочка».

В тот вечер, когда Кай вернулся домой и уже почти совсем разделся перед сном, он вскарабкался на стул у окна и стал смотреть сквозь круглое «окошечко» в том месте, где лед на стекле оттаял. За окном порхали снежинки, одна из них, очень крупная, упала на край цветочного ящика и вдруг начала расти. Росла, росла, пока, наконец, не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, который, казалось, был соткан из миллионов снежных звездочек. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда! И, однако, живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира. Она кивнула мальчику и поманила его рукой. Мальчуган испугался и спрыгнул  со стула, а мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу.

Из сказки  шестой «Лапландка и финка».

Бедная девочка осталась одна, на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц. Она побежала вперед что было мочи. Навстречу ей мчался целый полк снежных хлопьев, но они падали не с неба, – небо было совсем ясное, и на нем пылало северное сияние, – нет, они неслись по земле прямо на Герду и казались тем крупнее, чем ближе подлетали. Герда вспомнила большие красивые снежинки под увеличительным стеклом, но эти хлопья были гораздо больше и страшнее; а кроме того, вид у них был самый диковинный, и двигались они сами, как живые. Это были передовые отряда Снежной Королевы. Некоторые хлопья напоминали больших безобразных ежей, другие походили на клубок змей, вытянувших головы, третьи – на  толстых медвежат с взъерошенной шерстью. Но все они одинаково сверкали белизной, и все были живые.

Информационная карточка 3.

Белые звездыПадают с неба,На город морозный. Падают звезды. На дом и дорожки,Тают у КатиНа теплой ладошке.

Тают неслышноЗвезды снежинкиИ на ладошкеБлестят, как слезинки. Катя с прогулкиДомой возвратится –Белая сказкаЕй ночью привет.

Кружится и хохочет Метель под Новый год. Снег опуститься хочет, А ветер не дает. И весело деревьям, И каждому кусту, Снежинки, как смешинки, Танцуют на лету.

Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки- балеринки, Мы танцуем день и ночь. Встанем вместе мы в кружок – Получается снежок. Мы деревья побелили, Крыши пухом замели. Землю бархатом укрыли И от стужи сберегли.           М. Лесна-Раунио

Легкие, крылатые, Как ночные бабочки, Кружатся, кружатся Над столом у лампочки. Собрались на огонек. А куда им деться? Им ведь тоже, ледяным, Хочется погреться.

Информационная карточка 4.

На деревья, на кусты С неба падают цветы. Белые, пушистые, Только не душистые. ( Снежинки)

Что за звездочки сквозные На пальто и на платке, Все сквозные, вырезные, А возьмешь – вода в руке? (Снежинка)

Вся сверкает, серебрится Эта чудо-крошка. Но в дождинку превратится, На твоей ладошке. ( Снежинка)

Покружилась звездочка В воздухе немножко, Села и растаяла На моей ладошке. ( Снежинка)

Ученые, изучающие снежинки, выделили 9 основных форм снежных кристаллов. Это пластинка, звезда, столбик, еж, пушинка и т.д.

В природе в одном снегопаде снежинки могут быть различными, от 8 до 40 форм. А всего люди насчитали246 форм разных снежинок. Но чаще всего, снежинки имеют 6 лучиков.

На слайдах вы видите фотографии снежинок.  (Показ презентации «А снежинки кружатся»).

Известно, что в воздухе снежинки непрерывно изменяются. В холодных зонах кристаллы растут очень быстро и увеличиваются в длину. В теплых зонах «иголки» почти не удлиняются, зато начинают расти вширь. Поэтому в зависимости от погодных условий, в разных местах выпадает «свой» снег.

Немецкий астроном Кеплер писал:

6. Анализ текста. Сказка «Снежинки» Д. Кайгородова.

Жили – были снежинки. Родились они в снежном облаке высоко над землей.

Все они были похожи друг на друга, как сестры, но у каждой был свой наряд. Одна была совсем как звездочка с шестью лучами. Другая  напоминала цветок с шестью лепестками. А третья сверкала, как драгоценный камешек.

Выросли снежинки и полетели к земле белой стаей. Их было так много, что никто не мог сосчитать.

Земля уже была близко, но ветер не давал снежинкам спокойно опуститься. Он кружил их в воздухе, подбрасывал, заставлял плясать под свою дикую музыку.

И все-таки снежинки одна за другой достигали земли. Они словно только и думали О том, как бы поосторожнее опуститься и сохранить в целостности свой хрупкий наряд.

Одни снежинки ложились на сжатое поле, другие находили себе ночлег в лесу – на ветках и под деревьями. Некоторые укладывались на крышах домов.

– Определите тему текста.

– Сформулируйте основную мысль (идею) текста.

– Предложите свой заголовок.

– Определите главные образы и ключевые слова.

– Докажите, что текст являет собой пример художественного стиля.

-Укажите в первом абзаце текста слова, употребленные в переносном значении. Какие еще слова употреблены в данном тексте в переносном значении? Почему?

– Найдите сравнения. Какова их роль?

– Как вы понимаете выражение «дикая музыка»? Как можно сказать иначе? Почему автор употребляет такое сочетание?

А)  Нарисуйте снежинки. Но не просто нарисуйте, а в окружении слов-ассоциаций, которые помогут вам выразить свое отношение к ним.

Б) Напишите определение слова снежинки (групповая работа)

6. Работа в парах.

Снежинки – это хорошее настроение.

Снежинки – это падающие звездочки.

Снежинки – это возможность подарить улыбку.

Снежинки – это светлая радость.

Снежинки – это красота, ни с чем не сравнимая.

Снежинки – это цветок с шестью лепестками.

Как приятно смотреть на падающие снежинки! Каждая из них словно свой танец исполняет, кружась в воздухе. Вот и я предлагаю вам на время превратиться в снежинок.

Мы снежинки, мы пушинки,Покружиться мы не прочь. Мы снежинки – балеринки, Мы танцуем день и ночь. Встанем вместе все в кружок – Получается снежок. Мы деревья побелили,Крыши пухом замели. Землю бархатом укрыли И от стужи сберегли.

8. Новая информация.

Чтение текста учителем.

Самая  красивая музыка.

Падал на землю снег. Большие снежинки тихо опускались с неба, и рождалась музыка снегопада, медленная, шуршащая, серебристая и еле слышная.

Взрослые спешили по делам, и не слушали эту музыку. Машины громко рычали моторами и тоже не слушали музыку снежинок. Наоборот, они сердились на снежинки, за то, что те мешают движению. Даже дети не слушали музыку снегопада, потому что они бегали, смеялись и играли в снежки.

Только один человек в целом городе слышал, как падают снежинки. Это был музыкант. Он распахнул окно, чтобы было лучше слышно, и воскликнул:

– Какая красивая музыка, снежинки еле слышно звенят ледяными иголочками, задевая друг друга. Жаль, что такую тихую музыку нельзя исполнить на музыкальном инструменте, ей не хватает громкости.

Услышали его слова снежинки и попросили ветер:

– Ветер, добавь нашей музыке громкости.

Задул ветер, закружились снежинки. Засвистела, запела вьюга.

Музыкант тут же захлопнул окно, а снежинки стучали к нему в стекло и спрашивали.

– Громкая у нас музыка? Теперь ее можно сыграть на музыкальном инструменте?

– Громкая, но слишком пугающая и завывающая, – ответил музыкант. – Люди боятся вьюг и метелей. Надо добавить вашей музыке красоты.

Задумались снежинки и попросили мороз:

– Мороз, добавь нашей музыке красоты.

Ветер стих, а мороз начал морозить. Он нарисовал на стеклах красивые морозные узоры и дивные цветы из снежинок. На следующий день увидели люди на стеклах переливающиеся снежные узоры и воскликнули: «Какая красота!»

– Это же сверкающая застывшая музыка снежинок, – прошептал музыкант.

Он взял нотную бумагу и записал музыку снежинок.

Пришли люди на музыкальный концерт и стали слушать, как тихо падали на землю снежинки и чуть-чуть звенели, задевая друг друга ледяными иголочками; как потом ветер подхватил снежинки и засвистел, загудел, исполняя песню вьюги; как пришел мороз, успокоил ветер, а снежинки превратил в застывшую хрустальную красоту.

– Какая чудесная музыка у снежинок! Мы никогда не слышали раньше такой красивой музыки, – говорили люди после концерта.                                                                                                                    А. Лопатина

– Итак, снежинки могут быть  и героями музыкального произведения, например музыкальной сказки. У Петра Ильича Чайковского есть балет по сказке известного немецкого писателя Гофмана «Щелкунчик».

Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» рассказывает о событиях новогодней ночи. Маша и Щелкунчик победили мышиного короля и отправляются сначала в сладкое царство.

Перед ними еловый лес. Лесная поляна. Тишина. Лес спит. Но вот снежинки потихоньку спускаются с ветвей и начинают танцевать. И все меняется: лес, поляна, луна, наблюдающие за снежинками.

9. Звучит музыка.  П. И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев».

– Вам понравилась музыка? Какое настроение она у вас создала? Какая  была музыка по характеру? – Как вы думаете музыку исполнял один музыкальный инструмент или много?Какие инструменты симфонического оркестра вы знаете?

– События происходят в ночном лесу. Таинственный лунный свет меняет все вокруг. Каким вы видите снег? Лес под лунным светом? Деревья? Ночное небо?

– Опишите снежинки. Каковы они? Как движутся в морозном воздухе?

– Какова композиция данного произведения? Насколько частей можно его разделить?

-Как изменяется темп музыки? Как вы думаете, с чем связаны эти изменения?

11. Домашнее задание.

Учащимся предоставляется возможность выбрать один из вариантов творческого задания:

1. Написать сочинение-миниатюру, например: «Снежинки падают, кружатся».  ( Ученики могут иллюстрировать свое сочинение  рисунком,  акварелью и т.п.).

2. Написать  стихотворение или сказку о снежинках.

3. Выписать предложения о снежинках из стихотворений русских поэтов 19- 20 века.

Ребята, я хочу подарить вам снежинки и прочитать мое любимое стихотворение К. Бальмонта «Снежинка».

Не в высь лазурную –

На землю просится.

Но вот кончается

– Спасибо вам, ребята, за урок и за замечательное общение в нашей мастерской творческого письма.

1. Еремина Т. Я. Учение. Общение. Творчество: Девять мастерских: Мастерская как часть системы изучения литературы в 10 -11 классах. – СПб.: Корифей, 2000.

2. Еремина Т. Я. Мастерские по литературе. 11 класс. – СПб.: Паритет, 2004. 256 с.

3. Скиргайло Т. О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных

жанров: Пособие для учителей. – М.: Русское слово,2004.

Задания по теме «Причастный и деепричастный обороты».

1. Замените причастные обороты деепричастными, расставьте знаки препинания.

А)Петляющая по полю тропинка вывела нас к деревне. Б) Блестящий на солнце снег слепил глаза. В)  Берёзки, раскачивающиеся от сильного ветра, будто стонали. Г) Гвоздики, пылавшие среди травы, были украшением сада. Д)Из- за деревьев вышел охотник, вспугнувший глухаря.

2. Подберите к деепричастиям зависимые слова, запишите получившиеся предложения, расставьте знаки препинания.

1 Побывав (где? когда?),  ребята сами захотели устроить у себя стадион. 2) Увидя (что? где?), мальчик радостно закричал. 3) Ребята, участвуя (в чём?), необыкновенно сдружились. 4)На ледяной арене стадиона, скользя (как? по чему?), показались юные фигуристы. 5)Никто не хотел расходиться, аплодируя (как? кому?). 6) Совсем юная гимнастка не допустила ни одной ошибки, выполняя (что? где?).

3. Замените одну часть сложного предложения деепричастным оборотом, запишите получившиеся предложения, расставьте знаки препинания.

1. Когда собираешься в гости, подумай о подарке. 2. Когда готовишь подарок, вспомни, что любит твой товарищ. 3. Ему будет приятно, что ты думал о нем, узнал его вкус. 4.Если покупаешь подарок в магазине, не старайся, чтобы он был очень дорогим. 5. Если ты подаришь подарок, сделанный своими руками, то доставишь большое удовольствие другу.

4. Из двух простых предложений образуйте одно с деепричастным оборотом. Запишите получившиеся предложения, расставьте знаки препинания.

1. Знание помогает человеку идти вперёд. Оно делает его сильным. 2. С древних времён  до нас дошли пословицы и поговорки. Они заключают в себе мудрость и смекалку народа. 3. Народные сказки помогали простым людям жить. Они внушали им надежду на лучшее будущее. 4. Много прекрасных песен создал русский народ. Их поют во сех уголках нашей огромной страны.

5. Предложения с однородными сказуемыми переделайте в предложения с деепричастным оборотом. Запишите получившиеся предложения, расставьте знаки препинания.

1. Мой друг простудился на катке и заболел. 2. Босоногие ребятишки бежали по берегу и громко смеялись. 3. Плакучая ива нависла над речкой и отражалась в воде. 4. Наши волейболисты хорошо подготовились  к матчу и заняли первое место. 5. Спортсмен выиграл отборочные соревнования и был направлен на всесоюзную олимпиаду.

От глаголов, данных  скобках, образуйте деепричастия, запишите получившиеся предложения, расставьте знаки препинания.

1. В орешник можно было попасть тропкой (перебраться) через неглубокий овраг. 2. Я свернул с дороги и (увязать) по колено кое – как добрался до дороги. 3. Яркие полосы солнечных лучей (пробить) сквозь кровлю деревьев рассеивают плотный сумрак леса

7. От глаголов, данных  скобках, образуйте деепричастия, запишите получившиеся предложения, расставьте знаки препинания.

1. Почти  не (шевелить ) крыльями хищники описывают круги над склонами хребта (оглядывать) с высоты местность. 2. ( Отбросить) назад сильно согнутые крылья она зловеще прочертила небосклон (исчезнуть) за лиственницами.3. ( Прижаться) к земле проносились истребители- бомбардировщики.

8. Спишите предложения, обозначьте границы деепричастных и причастных оборотов, расставьте знаки препинания

1. Пройдя несколько домов Гаврик втащил Петю в какие – то ворота. 2. Пароход шёл задним ходом медленно поворачивая. 3. Шаланда подпрыгивая и разбивая волну быстро  уходила  в открытое море ярко синевшее крепкой зыбью. 4.Сдав тетради учителю ребята выходили из класса оглядываясь на Генку. 5. Выбравшись на чистую воду старая утка поплыла вдоль залива испуганно оглядываясь и подзывая к себе утят. 6. Сорока вспорхнула и распустив хвост по прямой полетела прочь. 7. Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату. 8. Алексей вздохнул прощаясь с затухающим костром.

Спишите предложения, обозначьте границы деепричастных  и причастных оборотов, расставьте знаки препинания.

1. Медленно распространяясь пожар захватывает всё больше и больше пространства. 2. Почуяв приближающееся бедствие уходят с обжитых мест дикие звери далеко улетают птицы. 3. Множество животных застигнутых пожаром не находя выхода погибает в огне.4. По лесу вдруг пробежал сдержанный шёпот пугливо пронеслась неизвестная птица бесшумно взмахивая в воздухе крыльями.  5. Утки отдыхали на озере кормились набираясь сил на дальнейший путь.

10. Сочетание слов, данное в скобках, замените причастным и деепричастным оборотами. Запишите получившиеся предложения, расставьте запятые.

1. Книга (рассказывает нам о неведомых странах) заставляет нас мечтать о путешествиях и необыкновенных приключениях. 2. Писатель (размышляет о жизни) в своих художественных произведениях ставит перед нами вопрос: как жить? 3. Сказки (заставляют нас дивиться богатству народной выдумки) уносят читателя в воображаемый мир. 4. Народные сказки( внушали людям надежду на лучшее будущее) помогали людям жить. 5. Камыш (наклонился над рекой) что –то шепчет. 6. Берёзки (раскачивались от сильного ветра ) стонали. 7. Гвоздики (пылали среди травы) украшали сад.

Спишите предложения, обозначьте границы деепричастных  оборотов, расставьте знаки препинания.

1. Чайки бродят по отмели раскрыв клювы лениво распустив крылья. 2. Не выпуская Петиной руки Гаврик осторожно  выглянул из ворот и тотчас отвалился назад прижавшись спиной к дому. 3. Не чувствуя под собой ног Петя побежал к дому. 4. Владимир шёл не разбирая дороги. 5. Я жил недорослем гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. 6. Однажды осенью матушка варила в гостиной варенье, а я облизываясь смотрел на кипучие пенки. 7. Проснувшись поутру довольно поздно я увидел что буря утихла. 8. Приехав в Оренбург я прямо явился к генералу. 9. Спустясь по крутой тропинке мы остановились у самой реки и обнажили шпаги. 10. Я глядел во все стороны ожидая увидеть грозные бастионы башни и вал.

12. Спишите предложения, обозначьте причастные обороты, расставьте знаки препинания.

1. Слегка усиливающийся к ночи ветерок передвигал над морем невидимый воздух. 2. Молва о красных флагах вывешенных в Краснодоне прошла по все городам и посёлкам. 3. Ночные костры светившие там и сям освещали фигуры сонных  солдат. 4. Две недели бились здесь сошедшие с кораблей для смертного боя с фашизмом черноморские моряки.

Задание: Предложения с необособленными причастными оборотами перестройте в предложения  с обособленными причастными оборотами. Запишите получившиеся предложения, расставьте знаки препинания.

7 класс                   Предложения с деепричастным оборотом

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

1. Егорушка лежал на спине и  зал.жив руки под голову глядел на небо. 2. Дружки свернули с дороги и оглядываясь по сторонам пошли к лесу.  3. Через несколько мгновений  всадник крупной рысью промчался мимо и быстро повернувшись ко мне лицом с.ехал с дороги и и.чез за лесом.  4. Хозяин встрет.л нас у ворот  держа  ф.нарь  под полою и ввёл меня в горницу.  5. На правом фланге батальона танки пробили большую бреш. в обороне немцев и двигаясь в глубину её косили из пулемётов с.лдат бегущих в бе.памятстве. 6.  Вдруг она пробежала мимо меня напевая что(то) и пр.щёлкивая пальцами вбежала в дом.

1. Грохот ближнего боя ещё осенью поднял медведя из берлоги наруш.в его зимн.ю спячку. 2. Очнувшись я несколько врем.ни не мог опомниться.  3. Получив спешное поручение Пашка побежал в деревню сломя голову.  4. Ночь подобралась (не) заметно окутав в чёрн.ю вуаль деревья.  5. Семён лавировал об.е.жая дорогу то по бугру то по лугу часто спрыгивая с   телеги  и помогая лошади.  6. Первый утрен.ий ветерок  осторожно шевеля  бурыми стеблями прошлогоднего бур.яна пробежал вдоль дороги.

1.  Под облаками  заливая воздух серебрян.ыми  звуками  дрожали жаворонки  а над  зеленеющими пашнями солидно и чин.о взмахивая крыльями носились грачи.  2. На нашей стороне весь берег  светился св.ркая искрясь и переливаясь разноцветными слоями сланцевых п.род . 3. Лодка почти до половины всползла на песок  вместе с волной и покачнувшись набок стала.  4.  На дворе отр.жаясь в лужицах между камней бл.стит радос.но весен.ее солнце.  5.  Зеленоватые  волны взбегая на жёлтый  песок сбрасывали на него белую пену своих пышных грив волна с тихим звуком та.ла на горячем песке  увлажняя его.  6.  По высокой  зыбкой  ржи переливаясь то серебристо – зелёной  то красноватой рябью бежали длин.ые волны.

1. Первые лучи солнца пробившись сквозь тучу бл.с.нули в небе и пробежали по земле. 2. Под.е.жая к оврагу я услышал издали шум крики и голос моего Савельича.  3.  Пут.ше.ствуя по разным странам мы пр.обретаем много полезных знаний.  4. Переходя из поколения в поколение из уст в уста былины дошли до нас  из глубокой старины.  5.  Высоко надо мною тяжело и резко рассекая воздух крыльями пролетел осторожный ворон.  6.  Пришлось и.ти осторожно  переступая с ноги на ногу.

1. Утопая в листве по колено снова осень стоит у двора.  2. Выйдя из дома Герасим тотчас  хватился Муму. 3. Разговаривая мы незаметно подошли к речке.  4. В небе т.жело обг.няя друг друга плыли серые тучи. 5. Предчу.ствуя непр.ятную встречу ворча и огляд.ваясь  Каштанка вошла в маленькую комнатку и в страхе попят.лась назад.  6. За неимением  и м.нуты свободного врем.ни  Огнев писал письма стоя.

1. Смотритель выпросил отпуск и не сказав никому  ни слова о своём намерени. пешком отправ.лся

за своей дочерью.  2. Подр.стая ребёнок не только рассматривает  ил.юстраци. в книжке Пушкина но и сам читает стихи о зелёном дубе выр.сш.м  у  лукоморья.    3. И он проверяя себя по звёздам как по комп.су  уверен.о  шёл вперёд.  4. Облака заслонив луну всё более сгущались.  5. Летучие мыши уже носились над заснувш.ми верхушками осин.ика т.инствен.о кружась и дрожа на смутном небе.  6. Резво и прямо пролетал в небе ястребёнок спеша в своё гнездо.

1. Услыша суд такой мой бедный соловей всп.рхнул и улетел  за тридевять полей.  2. Увлекшись поисками  грибов я потерял из виду товарищей.  3.  Скупой  теря.т всё желая всё достать.  4. Нежась и  пр.жимаясь ближе к берегам от ночного  холода  Днепр несёт серебр.н.ые  волны.  5.  Днепр спёртый дотоле порогами брал своё и шумел как море разлившись по воле.  6.  Дядья внезапно вск.чили на ноги и перегибаясь через стол стали выть и рычать на дедушку жалобно скаля зубы и встряхиваясь как собаки.

1. Вечерами я зад.рал голову надеясь увидеть закат.  2. Ядро зажу.ало пролетело над ними и упало позади (н.) сдел.в наез.никам  никакого вреда. 3. Человек в расстёгнутой  рубахе бежит за собакой и подавшись туловищем вперёд  падает на землю.  4. Около самых ворот стоит человек и подняв  вверх правую руку показывает на окровавлен.ый  палец. 5. В центре  растопыр.в передние ноги  и  дрожа всем телом  сидит на земле сам в.новник ск.ндала.  6.  Предчу.ствуя  неприятн.ю встречу ворча и огляд.ваясь Каштанка вошла в маленькую комнату.

1. По ночам  побледневшая луна  торопливо проб.ралась сквозь мутные тучи  изредк.  р.няя тревожный свет на взбаламучен.ое снежное море.  2. Протяжный  звук стлался над снегами и постепен.о нар.стая поднимался  вверх обрываясь где -то у вершин деревьев низкой  тоскливой  нотой.  3. Загудели пчёлы перелетая с цветка на цветок  и две пёстрые бабочки тоже закружились в саду словно играя друг с другом.  4. Тяжёлые намокшие грозди с.рени стряхивая с себя св.ркающие бр.л.ианты распр.млялись становясь легче  и светлее.  5. Я стоял   ничего  не замечая вокруг, время тоже словно стояло в стороне  предостав.в меня самому себе.  6.  Илюша завалившись за спину матери дремлет а иногда и совсем спит.

1. Снежинки падали на землю медленно кружась в воздухе и укрывали её пушистым ковром.  2. Солнце светило ярко заливая комнату  горячим  светом  и словно зовя на простор  пр.гревало всё сильнее с каждым часом.  3.  Взошло солнце и оз.рив просыпавш.юся степь заиграло всеми цветами радуги на р.систой  траве  покрывавш.й  всё видимое  глазом пространство.  4. Всё спало и только далёкий  месяц не спал равнодушно заливая тронут.ю морозом землю своим светом.  5.  Осень раздев лес и сковав воду  пр.крывает  землю  снежным покрывалом.  6. Одни воробьи  не  горевали и распушив пёрышки  ещё  ярос.нее  прежнего  чирикали.

1. Кое- где в об.ятиях  сумрака  дремлет  грус.ная берёзка  печально  свес.в  свои  тоненькие ветви.  2.  Выглянув в окно вы видите огромную грозовую тучу  висящ.ю над домом над дорогой  над всею степью.  3.  Уловив в голосе незн.комца тёплую душевную нотку  Каштанка  лизнула ему руку и заскулила ещё жалос.нее.  4. С воем и плачем кружась на лесных полянах зам.рая на мгновение у подножия неподвижных  дубов метель с  яростью обрушивалась на осин.ик. 5. Широкая река  ог.бала р.внину  уходящим  от меня полукругом  и стальные отблески воды  изредк. и смутно м.рцая отмечали её течение.  6. Никогда не берись за последу.щее не усво.в пред.дущего.

1.  На далёкое  пространство от берега  с моря подн.мались тёмные остовы судов вонзая в небо острые мачты с  разноцветными  ф.нарями  на вершинах.  2. ( Не)пр.вычный  человек может сильно испугаться услышав в ночном лесу совин.ые крики. 3. ( Не) далеко заухал филин и Ласка вздрогнув переступила осторожно несколько шагов и скл.нив (на)бок голову стала прислушиваться. 4. Оставшись один  я прежде всего уничтож.л все боевые д.кументы.  5. Длин.ая клюквен.ая плеть цепляясь за стебельки трав и неровности оплела чёрный пень. 6. Прежде никогда люди Троекурова не осмеливались шалить в пределах владений Дубровского зная приятельскую связь его с их господином.

Дидактический материал. Карточки  по теме

«Причастные и деепричастные обороты. Одиночные деепричастия»

для учащихся 7 класса (Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»)

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих учившихся в киевской бурсе и приехавших уже на дом к отцу.

У них были только длинные чубы, за которые мог выдрать их всякий козак носивший оружие.

Бедная старушка привыкшая уже к таким поступкам своего мужа печально глядела сидя на лавке.

Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне называя их холопьями польских панов.

Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор наполненный спящими густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол окружавший двор.

Уже кони чуя рассвет все полегли на траву и перестали есть; верхние листья верб начали лепетать, и мало-помалу лепечущая струя спустилась по ним до самого низу.

Бедная старушка лишённая последней надежды уныло поплелась в хату.

Мать, слабая как мать, обняла их вынула две небольшие иконы надела им рыдая на шею.

Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся почувствовав на себе двадцатипудовое бремя потому что Бульба был чрезвычайно тяжел и толст.

Молодые ккозаки ехали смутно и удерживали слезы боясь отца своего, который, однако же, с своей стороны, тоже был несколько смущен, хотя не старался этого показать.

Он глядел на нее совсем потерявшись рассеянно обтирая с лица своего грязь, которою ещё более замазывался.

Но дворня подняла смех увидевши его запачканную рожу, и не удостоила его ответом.

А между тем степь уже давно приняла их в свои зеленые объятия, и высокая трава обступивши скрыла их, и только козачьи черные шапки одни мелькали между ее колосьями.

И козаки прилегши несколько к коням пропали в траве.

Под тонкими их корнями шныряли куропатки вытянув свои шеи.

В небе неподвижно стояли ястребы распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву.

Вся музыка наполнявшая день утихала и сменялась другою.

Поужинав козаки ложились спать пустивши по траве спутанных коней своих.

Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей летевших на север вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось что красные платки летели по темному небу.

Через три дня после этого они были уже недалеко от места служившего предметом их поездки.

Молодые сыны его тоже осмотрели себя с ног до головы с каким-то страхом и неопределенным удовольствием, и все вместе въехали в предместье находившееся за полверсты от Сечи.

Наконец они минули предместье и увидели несколько разбросанных куреней покрытых дерном или, по-татарски, войлоком.

Несколько дюжих запорожцев лежавших с трубками в зубах на самой дороге посмотрели на них довольно равнодушно и не сдвинулись с места.

Им опять перегородила дорогу целая толпа музыкантов, в середине которых отплясывал молодой запорожец заломивши чертом свою шапку и вскинувши руками.

Надели на себя святые образа оба брата и невольно задумались припомнив старую мать свою.

Но неизвестно будущее, и стоит оно пред человеком подобно осеннему туману поднявшемуся из болот.

Андрий же сам не зная почему чувствовал какую-то духоту на сердце.

Тяжелые волы лежали подвернувши под себя ноги большими беловатыми массами и казались издали серыми камнями раскиданными по отлогости поля.

Над огнем вились вдали птицы казавшиеся кучею темных мелких крестиков на огненном поле.

Заглянувши в них он изумился видя что оба пусты.

Опустясь в сию лощину они скрылись совершенно из виду всего поля занятого запорожским табором.

Он прямо подошёл к отцовскому возу но на возе уже его не было: Остап взял его себе под головы и растянувшись возле на земле храпел на всё поле.

И потом, когда поднял глаза и посмотрел на него, увидел, что уже старый Бульба спал положив голову на ладонь.

Они перешли через церковь не замеченные никем и вышли потом на площадь бывшую перед нею.

Андрий уже было хотел идти прямо в широкую дубовую дверь украшенную гербом и множеством резных украшений но татарка дёрнула его за рукав и указала маленькую дверь в боковой стене.

Пробираясь меж тростников остановились они перед наваленным хворостом и фашинником.

Он дёрнул за рукав её, и оба пошли вместе беспрестанно оглядываясь назад и наконец опустился отлогостью в низменную лощину.

Татарка наклонив голову вошла первая; вслед за нею Андрий нагнувшись сколько можно ниже, чтобы можно было пробраться с своими мешками, и скоро очутились оба в совершенной темноте.

Андрий едва двигался в тёмном и узком земляном коридоре следуя за татаркой и таща на себе мешки хлеба.

Бросила прочь она от себя платок, отдёрнула налезавшие на очи длинные волосы косы своей и вся разлилася в жалостных речах выговаривая их тихим-тихим голосом.

Козаки все стояли понурив головы зная вину; один только незамайновский куренной атаман Кукубенко отозвался.

Уходя к своему полку Тарас думал и не мог придумать, куда девался Андрий, полонили ли его вместе с другими и связали сонного?

Напереди стоял спесиво в красной шапке убранной золотом буджаковский полковник.

Но Тарас в это время вырвавшись из засады с своим полком с криком бросился навпереймы (наперерез).

Снарядясь пустили вперёд возы а сами пошапковавшись ещё раз с товарищами тихо пошли вслед за возами.

И потом все как будто сговорившись махнули в одно время рукою и потрясли бывалыми головами.

И стали наступать они тесно на козацкие табоы грозя нацеливаясь пищалями сверкая очами и блеща медными доспехами.

Не по одному козаку взрывается старая мать ударяя себя костистыми руками в дряхлые перси (грудь).

Погнул он крепко Дегтярёнка, сбил его на землю и уже замахнувшись на него саблей кричал: «Нет из вас, собак-козаков, ни одного, кто бы посмел противустать мне!».

Упал он, наложил руку на свою рану и сказал обратившись к товарищам: «Прощайте, паны братья, товарищи!»

Весь побагровел полковник ухватясь за верёвку обеими руками и силясь разорвать её но уже дюжий размах вогнал ему в самый живот гибельную пику.

Сам Тара увидя беду его поспешил на выручку.

Уже голова другого Пысаренка завертевшись захлопала очами.

Понял тот знак Остап и ударил сильно вырвавшись из засады в конницу.

А в это время корсунцы стоявшие последние за возами увидевши что уже достанет ружейная пуля грянули вдруг из самопалов.

«Да скажи же мне, где я теперь? – спросил опять Тарас напрягая ум и стараясь припомнить бывшее.

А между тем верный товарищ стоял перед ним бранясь и рассыпая без счёту жестокие укорительные слова и упрёки.

Наконец схватил он его за ноги и руки, спеленал, как ребёнка, поправил все перевязки, увернул его в воловью кожу, увязал в луки и прикрепивши верёвками к седлу помчался вновь с ним в дорогу.

Тарас стоял в толпе потупив голову и в то же время гордо приподняв очи и одобрительно только говорил: «Добре, сынку, добре!».

Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и приподняв его повыше чтобы отовсюду был виден козак, принялись тут же раскладывать под деревом костёр.

Козаки живо плыли на узких двухрульных челнах, дружно гребли веслами, осторожно минали отмели всполашивая подымавшихся птиц и говорили про своего атамана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *