СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ И ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ


СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ И ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

Корень слова «примирение» имеет  значение не только МИР как «отсутствие вражды, ненависти, недоверия», но и МИР как «община, сообщество». «» — все вместе, сообща. То есть решать  проблему  надлежит прежде всего сообществу, а не исключительно специалистам.

В нашей стране  в качестве примера близкого педагогического проекта можно назвать .

Восстановительный подход в работе классного руководителя и педагога для повышения его эффективности и самоорганизации класса.

Восстановительный подход может быть полезными в работе педагогов и классных руководителей. Например, такие элементы восстановительных программ, как: открытая коммуникация, восстановительные вопросы, коммуникация в кругу, а также медиация несложных конфликтов, школьные восстановительные  конференции и т. д.

Человечность в  отношениях

Не стоит ожидать, что восстановительный подход дает какие-либо приемы, позволяющие лучше «надавить» на непослушных, заставить их подчиниться и тем самым улучшить дисциплину в классе. Восстановительный подход позволяет постепенно вовлекать самих детей и подростков в создание доброжелательной атмосферы в классе, передать им часть ответственности за происходящее.

«Позволить ученикам говорить и найти решение – значительное изменение в привычном поведении учителей и администрации. Обычно мы, педагоги, стараемся сами регулировать поведение детей, что, вообще говоря, довольно утомительно. Мы считаем, что указание детям, что они должны делать, неотъемлемая часть нашей работы, и мы не видим альтернативных вариантов. Восстановительные вопросы могут быть здесь полезны, потому что мы можем поменяться ролями. Вы продолжаете регулировать неприемлемое поведение, но путем задавания ученикам вопросов, что они сами думают о своих поступках и их влиянии на других людей. Это снятие ответственности с вас и передача ее ученикам, чье поведение является источником проблем.»

В восстановительном подходе обсуждается не нарушение устава или требований администрации,  а то, как на других людях отражается то или иное поведение (или поступки, действия) человека.

При этом и для самого учителя  ситуация может стать своеобразным вызовом: соответствуют ли его собственные поступки тем принципам, которые он транслирует своим ученикам, готов ли он по-человечески  оказывать поддержку и заботу своим ученикам, признавать свои ошибки и т. д.

Восстановительный подход вносит человеческое в формальные отношения, и не все педагоги готовы это принять.

Решая проблемную ситуацию можно больше ориентироваться на административный ресурс, а можно ориентироваться на сообщество. Понятие «сообщества» предполагает, что люди в нем находятся не в формальных ролях и отношениях, выступают не как занимающие ту или иную должность. Все участники сообщества чувствуют себя включенными в ситуацию,  разделяют часть ответственности за происходящее, готовы предпринимать  усилия для ее разрешения  независимо от возраста, статуса, оплаты и т.д.  Большой ресурс сообщества известен с давних времен, например в форме сельского схода в деревнях и селах.

Восстановительный подход опирается на силу сообщества, веру в его ресурс и внутреннюю силу, способность  найти решение, которое не будет подавлять кого-либо. Возможно, что в больших городах и мегаполисах именно школы остались одним из немногих мест, где возможно существование сообщества.

«Человеческие существа – это самые счастливые, самые здоровые и наиболее склонные к тому, чтобы производить позитивные изменения  в своем поведении, когда у них есть возможность  делать вещи ВМЕСТЕ друг с другом, но не НАД кем-то. Важно уравновесить контроль и поддержку (заботу), двигаясь к изменениям ВМЕСТЕ, а не «над» или «вместо».


СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ И ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

Нужно ли всегда стремиться избегать конфликта?

«Умение конфликтовать означает способность воплощать собственные желания и потребности без того, чтобы нанести вред окружающим.

Пассивное поведение или робость перед конфликтами приводит к тому, что человек не может выразить себя адекватно и вследствие этого позволяет себя обходить. Агрессивное поведение или получение удовольствия от конфликтов часто приводят к тому, что собственные задачи решаются за счет других, что также приводит к конфликтной эскалации».

Я считаю, что педагогика  изначально несет в себе противоречие и конфликт: ребенка втягивают в культуру, носителями которой являются взрослые.  Ребенок далеко не всегда понимает смысл тех или иных правил и элементов культуры, далеко не всегда хочет им соответствовать. Но взрослые понимают, что если ребенка не воспитать, то в дальнейшем проблемы будут и у ребенка, и у окружающих.  Потому и появляется педагогика — как взаимодействие обучающего и обучаемого, позволяющая конструктивно преодолевать данное противоречие. Конструктивным или деструктивным является не сам конфликт (конфликт — как потеря способности к пониманию  и взаимопониманию), а выход из него. Разное отношение  к конфликтной ситуации направляет  человека или на разрушительный путь, или  на конструктивный.

Конфликт стать инструментом педагога, если он сможет им управлять и его использовать.

Одна из основных идей развивающего обучения связана с тем, что для подростка создается учебная ситуация, в которой у него пока нет средств к ее решению. Пытаясь найти эти средства, он может вспомнить аналогичные случаи, может обсудить вопрос в команде для выработки группового решения, в некоторых случаях обратиться за помощью к взрослым. То есть акцент делается не на передаче знания, а на самостоятельной выработке знания (пусть и в специально организованной педагогом ситуации).
А можно ли создать воспитательную ситуацию? На наш взгляд есть множество примеров, когда такие ситуации создавались и приводили к успеху. Например, некоторые тренинги (например, «веревочный курс») также создает серию конфликтов и проблем, которые требуют от участников нестандартного решения и совместного выполнения.
Но в реальности, как только у подростков возникает настоящая значимая для участников ситуация (конфликт), большинство педагогов вместо того, чтобы видеть в ней потенциал к воспитанию и развитию, стараются ее заглушить. На наш взгляд конфликт можно и нужно использовать в процессе воспитания, и роль педагога увидеть в нем педагогическую, в том числе и воспитательную ситуацию и помочь участникам самим найти ее решение.

Формированию сообщества, повышению ответственности учащихся и доброжелательной атмосфере в классе способствуют   и их отдельные элементы:

а). Элемент «Открытая коммуникация о чувствах и последствиях».

Обычно дети не осознают, как их действия или поведение влияет на окружающих. Им чаще говорят про нарушение правил, чем про чувства другой стороны.  Психологи  знают про «я-высказывания» и важность «обратной связи», но педагоги используют их гораздо реже. « Обратная связь» может как поддерживать положительное поведение, так и  быть реакцией на негативное. Важно отметить, что в это случае педагог говорит не про нарушение правил, а про свои чувства и про последствия для себя.

б). Элемент «коммуникация через вопросы»  (например, «Восстановительные вопросы»).

Помогают  сконцентрироваться не на самооправдании, а на понимании ситуации и поиске выхода из нее. Есть сходство с  идеей , где вопрос помогает человеку рефлексировать и понимать происходящее, а также самому искать решение. Многое зависит от точности формулировки вопроса.

Примерные восстановительные вопросы, задаваемые обидчику или в ответ на вызывающее поведение:


СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ И ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

Примерные восстановительные вопросы, задаваемые детям, пострадавшим от действий других:


СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ И ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

Вопросы можно задавать устно в беседе (конечно, не перед классом), помогая ребятам осмыслить ситуацию.  Их можно давать письменно в качестве подготовки  к беседе, если две стороны разгорячены,   в случае несложного конфликта можно попросить стороны вместе  обговорить эти вопросы не перебивая друг друга.

Обратите внимание, что вопросы сразу нацеливают на ответственность по заглаживанию вреда (исправлению ситуации) и на исцеление  жертвы.

в). Элемент «Организация переговоров по несложным конфликтным ситуациям».

Один из вариантов — дать участникам напряженной (конфликтной)  ситуации  вместе обсудить приведенные выше восстановительные вопросы. При этом следить, чтобы они не перебивали и не обзывали друга друга, а выслушали, постарались понять, возможно принести извинения и договориться о не повторении подобного.

В более сложной ситуации (например, если сильная обида, злость, или  причинен вред) — провести «программу примирения» или «программу по заглаживанию вреда», либо направить участников в школьную службу примирения.

г). Элемент «Организация коммуникации в кругу»

Обычно в школе на вопрос учителя отвечают наиболее активные  ребята. Разговор по очереди в кругу дает возможность высказаться тем, кто обычно молчит и не высказывает свою позицию.

Также коммуникация в кругу дает возможность ребятам лучше узнать друг друга не только в формальных отношениях класса.

Можно передавать какой-то предмет («символ слова»), обозначающий говорящего.

Но важно, чтобы:

— тема была важна всем участникам разговора (а не только педагогу).

— не возникало обвинения и группового давления на кого-либо.

— не оценивать ответы на правильность или неправильность, дать свободно высказаться всем желающим, даже если их мнение отличается от мнения педагога.

(различать с программой «Круг поддержки сообщества», проводимой в службе примирения подготовленным ведущим, которая описана отдельно)

д). Элемент «Воссоединяющее стыжение».

Неприятие проступка, но не отвержение ребенка (человека). Не «приклеивание ярлыков » к человеку. Отделение его проступка от его личности. Поддержка усилий ребенка, направленных на исправление им самим своего проступка. Поиск ресурсов и возможностей, а не причин плохого поведения и проблем в его прошлом. Чувство стыда перед значимыми для него людьми помогает ребенку удержаться от повторения подобного проступка в будущем, но не должно исключать ребенка из сообщества и разрушать связь с близких ему людьми и социальным окружением.

Подробнее см. ниже в пункте №4.

е). Элемент «Обращение к нереализованному позитивному стремлению».

Во многих случаях за деструктивным поведение ребенка стоят позитивные стремления (к реализации, к самостоятельности,  к сохранению своего «я»  т. д.), однако реализованные разрушительным способом. Обращение и обсуждение с ребенком не внешних проявлений поведения, а такой реализации его устремлений, которая не будет приносить вреда ни ему, ни окружающим, но поможет ему достичь цели.

Также  в случае  конфликта в семье несовершеннолетнего или трудной жизненной ситуации

Восстановительный подход и школьные службы примирения в процессе воспитания и социализации

На мой взгляд, воспитание должно включать: способность взаимодействовать в обществе, не нарушая законов, не причиняя вред окружающим, нравственно оценивать и решать сложные человеческие взаимоотношения. Воспитание — это сформированность определенной позиции, определенный взгляд человека на происходящие с ним ситуации.

Ребенок во взрослом мире


СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ И ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

Фото из музея Белфаста

«Чувство вины есть субъективное переживание неосуществленной
ответственности, т.е. невоплощения в жизнь присущих нам возможностей, в том числе возможностей в отношениях с другими людьми и группами«

Вопросы, которые обычно обсуждаются медиатором в завершении примирительной встречи:

В восстановительном подходе различают два типа работы со стыдом. Традиционный тип основывается на клеймящем пристыжении, говорящем человеку, что не только его поведение плохо, но и сам он плохой и ни чем не может это исправить. Если человека через пристыжение «клеймят» и отвергают, ему становится очень сложно вернуться в нормальное общество, и он может начать искать сообщества людей с девиантным поведением. Происходит процесс криминализации обидчиков вплоть до принятия ими норм криминального сообщества.
В программах примирения работа со стыдом воссоединяющим образом осуждает правонарушение, но не самого обидчика. И помимо этого восстановительный подход предлагает ему дорогу назад: через признание причинённого вреда и действий, направленных на его исправление; становятся возможными самоуважение и возвращение в общество. Испытываемый стыд и действия по заглаживанию принесенного вреда дают возможность обидчику сформировать характер и удержаться в позитивном сообществе. Внушение воссоединяющего стыда предполагает, что за общественным порицанием следуют попытки возвратить правонарушителя в позитивное сообщество через прощение и снятие клеймения.  Результатом внушения чувства стыда становится формирование совести.

Брейтуэйт Дж. Преступление, стыд и воссоединение

Ценности — это не то, что проговаривается  и декларируется взрослыми (за исключением узкого круга людей. которых ребенок уважает), а реализация ценностей взрослыми в собственных сложных ситуациях. Если  взрослый призывает ребенка,  например к дружбе и прощению, а в собственных конфликтах  применяет угрозы и наказание, грубость и силу, то что стоят его слова? И чему учатся окружающие его дети, ощущая на себе страх и наказание?

«Школы могут оказаться теми важнейшими местами, где «хранятся» и «передаются» важнейшие ценности и принципы человеческих отношений – как загладить причиненный вред, как уважительно относиться друг к другу, как проявлять эмпатию, сострадание, как быть честным и как разрешать конфликты. Необходимо, чтобы работающие в школах взрослые, принятые там методики и схемы делали такую передачу ценностей возможной и явной. Мы полагаем, что главное в хорошей школе – это хорошие отношения»

Кэт и Рон Кронин-Лэмп. « Развитие восстановительной культуры школы»

Развитие восстановительной культуры школы. Кронин-Лэмп.

Некоторые сложные вопросы требуют обсуждения с близкими, поскольку на них нет однозначных ответов. Например: «В каких ситуациях мальчишке нужно драться?» или «Как защитить себя от насилия без применения насилия в ответ?» Фраза: «Нужно быть терпимым и избегать драк» (и при этом не обсуждать, как можно конструктивно реагировать на агрессию) создает риск повторения подобного в будущем. У ведущего программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций для участников нет ответа на подобные вопросы (поскольку это не его ответственность и советы он давать не может), поэтому значимые для участников конфликта / правонарушения люди могут с ответственностью за дальнейшее посоветовать им, как лучше себя вести в подобных ситуациях.

Способность видеть другого не только в социальной роли учителя, ученика и т.д. Чем меньше понимания другого, тем больше вероятность в конфликте сформировать образ врага.  Если мы понимаем человека, то мы понимаем, как можно скорректировать свое или его поведение, чтобы не вступать в жесткое противостояние.

Служба примирения поддерживает отношения в классе. При этом надо отметить, что концентрация власти в руках нескольких (даже «положительных») учеников увеличивает риск применения насилия к тем, кто отличается от большинства учащихся. Поэтому мы говорим не в формировании «команды класса» во главе с сильным лидером, а скорее в становлении мини-сообщества, понимающих и поддерживающих других одноклассников, сообщества, в котором подростки видят проблемы друг друга и стараются по возможности помогать в их решении.

В  городах и мегаполисах одно из тех немногих мест, где может сформироваться сообщество —

При разрозненном сообществе одноклассники почти не общаются друг с другом и не дорожат отношениями. Такое возникает в недружных классах, где каждый сам по себе. В таком обществе уровень насилия достаточно высок, поскольку им некого стыдиться и не страшно терять уважение. На другой стороне оси – чрезмерная взаимозависимость, когда никто не может действовать самостоятельно, в соответствии со своими убеждениями. Такая ситуация возникает в подростковых группировках, где подростки не могут идти против группового давления. Они совершают насилие не потому, что хотят этого, а потому что так требуют правила их группировки, иначе они потеряют авторитет в глазах лидера и статус в группе. Низкий уровень конфликтности и правонарушений будет находиться между этими крайними вариантами.

Игра и «детское сообщество» Г. П. Щедровицкий (ссылка на сайт).

«Взрослым трудно узнать, что происходит в молодежной среде, молодежи трудно понять, что значит быть взрослым. Изоляция молодежи приводит к трудностям в восприятии ими ролевых образцов поведения взрослых. Молодые не замечают нюансов и различий в репертуаре своих будущих ролей. Альтернативой становится закрепление ролей, предписываемых молодежной субкультурой»

Кристи Нильс. Плотность общества.


СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ И ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

Ребенок в мире взрослых (фото из музея в Японии)

Статья норвежских психологов про то, почему современные детские площадки должны быть гораздо более опасными для здоровья ребенка.

Некоторые примеры реальной работы детей:

Детское актерское агентство «Талантино»

Газета «Пионерская правда» — принимает детские статьи

Ларек Mr Лимонадкин — инициатива ребят

Городская служба примирения

Для присоединения к проектунеобходимо подать заявкуна создание личного кабинетаподать заявку

Наш сайт создан для поддержки восстановительной культуры в образовательных организациях и содействия распространению восстановительного подхода в обществе

В разделе «Методическая литература по созданию и функционированию школьной службы примирения (ШСП)» размещены материалы для изучения кураторами школьных служб примирения (ШСП) и педагогами, которые применяют восстановительный подход в своей профессиональной деятельности

Приказ об организации службы примирения и назначении куратора (руководителя) службы примирения с перечнем функциональных обязанностей

Положение о службе примирения и т.д.

В данном разделе представлены восстановительные программы (круг сообщества и медиация), которые лежат в основе деятельности школьной службы примирения

ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ

В данном разделе представлены программы занятий с учащимися средней и старшей школы, направленные на профилактику конфликтов и деструктивное поведение обучающихся

Клуб юных волонтеров школьной службы примирения

ВИДЕОЗАПИСИ СЕМИНАРОВ, ВЫСТУПЛЕНИЙ, УЧЕБНЫЕ ФИЛЬМЫ

Ответы на все эти вопросы педагоги и учащиесясмогут найти на нашем сайте

Что такое восстановительный подход и зачем он нужен?

Как конструктивно разрешать межличностные и групповые конфликты?

Для чего нужна школьная служба примирения и как её создать в образовательной организации?

Что делать в ситуации буллинга?

А также на нашем сайте можно общаться и обсуждать самые разные вопросы, связанные с общением, взаимопониманием или его отсутствием, сложностями в отношениях и, конечно же, делиться своим жизненным опытом!

Мы – профессиональная команда, которая более 15 лет помогает разрешать конфликтные ситуации в образовательной среде в восстановительном подходе

Государственное бюджетное учреждение Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы

предоставить участникам семинара возможность прочувствовать на собственном опыте действенность данных форм, методов.

расширить представление о современных формах и методах воспитательной работы классного руководителя;

показать организацию классного часа для обучающихся начальных классов;

поделиться опытом своей работы в этом направлении.

Профессионализм педагога, организатора заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом.

“Поштучное”, по словам А. С. Макаренко, индивидуальное воспитание – высший пилотаж в работе воспитателя, педагога, классного руководителя.

Основными формами и методами работы классного руководителя являются:

проведение анализа результатов успеваемости;

организация собраний, классных часов;

проведение различных соревнований;

участие в обсуждении классных и общешкольных дел/мероприятий;

организация культурных, познавательных, развивающих мероприятий

Мы сегодня остановимся именно на классных часах. Но прежде чем перейти именно к классным часам, давайте с вами вспомним основные понятия, которые нам сегодня с вами понадобятся.

Метод обучения – это способ взаимосвязи преподавателя с обучающимися для достижения целей обучения, развития и воспитания.


СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ И ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

Форма организации деятельности – это система средств, с помощью которых педагог добивается включения обучающихся в активную деятельность на основе сочетания  разных  видов работы.

Мы сегодня с вами рассматриваем активные формы воспитательной работы.

Проблемный классный час – начинается с вопросов, с проблемы, которую необходимо решить. Обучающиеся выполняют поисковую и исследовательскую деятельность.

Классный час – визуализация – учит обучающегося преобразовывать устную, письменную информацию в визуальную форму, выделяя значимые элементы. Используются схемы, рисунки, анимации для привлечения внимания.

Классный час с заранее запланированными ошибками, которые должны обнаружить обучающиеся

Список ошибок обучающиеся узнают в конце

Подбираются распространенные ошибки, которые делают как обучающиеся, так и учителя

Обучающиеся во время урока должны обнаружить ошибки и занести на лист

В конце классного часа проводится их обсуждение

Классный час – дискуссия – целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе

Тематическая: обсуждаемые вопросы связаны с темой урока

Биографическая: ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника

Интеракционная: обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся «здесь» и «теперь»

Мозговой штурм (мозговая атака) – свободная форма дискуссии, позволяет быстро включить в работу всех обучающихся

Используется для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос.

Это способ поощрения активности обучающихся    и быстрого генерирования идей

Правила проведения мозгового штурма:

Запрещена критика выдвинутых идей

Не допускаются суждения о неразрешимости проблемы

Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи

В ходе штурма приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей

Доброжелательная, творческая атмосфера проведения

Активное взаимодействие всех участников

Применение системы оценки, стимулирование

Классный час – пресс-конференция

Учитель объявляет тему классного часа

Просит обучающихся письменно задавать ему вопросы по данной теме.

Обучающиеся формулируют вопросы в течение 5 минут

Далее учитель сортирует поступившие записки и читает в форме связного раскрытия темы

В процессе которого формулируются ответы на заданные вопросы.

В конце учитель проводит итоговую оценку вопросов, выявляя знания и интересы обучающихся

Мой классный час.

Тема моего классного часа ” О дружбе и друзьях”. При построении этого классного часа я использовала такую форму, классный час- дискуссия (целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе). В данном случае дискуссия тематическая (обсуждаемые вопросы связаны с темой урока) Для определения темы классного часа, обучающимися используется прием “радуга”(но в данном случае она без цветная). Я предлагаю побыть им волшебниками. Каждый ребенок в душе мечтает о волшебстве, причем сделать это волшебство самому.

Раскрашивая радугу – появляются слова на ватмане восковой свечой написаны слова, после раскрашивания которых разными цветами радуги их можно прочитать.(Обществу, Дарить, Радость, Улыбку, Желание, Благородство, Единство)

Собирая воедино первые буквы слов получается тема? (о дружбе)

Самое серьезное и очень важное понятие которое встречается в нач.школе при формировании коллектива. Целеполагание позволяет учащимся определить, что эта тема скрывает, и что они должны определить для себя.

Весь материал – в документе.

О курсе

Быть классным руководителем – очень ответственная задача, потому что именно он отвечает за атмосферу в классе, за создание дружного коллектива, за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителей и всех педагогов. Как же классному руководителю выстраивать конструктивную коммуникацию с учащимися? Как правильно реагировать на конфликтные ситуации? Чью сторону занимать? Как вести диалог с родителями жертвы и обидчика? В рамках курса вы познакомитесь с восстановительным подходом к решению школьных конфликтов, а также узнаете восстановительные фразы и поддерживающие высказывания в ответ на деструктивные действия учащихся.

Основная цель: знакомство педагогов с восстановительными практиками как средством профилактической работы по разрешению конфликтных ситуаций.

Для кого этот курс: курс адресован в первую очередь классным руководителям, но будет полезен также всем педагогам и родителям.

Что входит в курс: видеоурок, презентация, онлайн-тестирование.

ОГБОУ «Центр образования м развития «Особый ребенок» город Смоленска»

Выступление на МО классных руководителей

«Секреты успешности классного руководителя»

Алферова Людмила Владимировна

Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество. Включение детей в новый, необычайно привлекательный для них вид деятельности — учение — делает школу центром жизни ребенка. Школа для младшего школьника, особенно на первых порах – это прежде всего учитель, который учит его, оценивает его успехи, приходит на помощь при неудачах. Сверстники ещё не играют значительной роли при определении того, что хорошо и что плохо общественное мнение как регулятор поведения и взаимоотношений между детьми только формируется. Самооценка развита недостаточно, ученик не может еще самостоятельно оценить свои возможности и результаты усилий. Всё это может сделать взрослый, прежде всего учитель, который выступает высшим авторитетом во всех делах. Учитель начальных классов как классный руководитель работает в особых условиях с детьми от 7 до 11 лет. Учитель должен быть и наставником, и помощником, и защитником, и другом, который призван помочь ребёнку приобрести не только знания об окружающем мире, овладеть умениями и навыками, но и заменить родителей, помочь адаптироваться в этом мире, раскрыть и проявить свои способности, почувствовать себя самостоятельной, творческой личностью, способной изменить мир.

Перед классным руководителем стоит одна из важных задач — создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе с целью спокойного и планомерного общего развития личности каждого школьника. Эффективность работы классного руководителя в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребёнка, формирует творческую личность и готовит её к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности.

Быть классным руководителем – не самое простое дело.

Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности школы, он является организатором воспитательного процесса. Все мы знаем, что воспитание детей – это, наверное, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, и к этому стоило бы относиться, как к самой важной из всех профессий. Классный руководитель – это не работа, а образ жизни.

Итак, успешность классного руководителя, на мой взгляд, складывается из многого:

Что же способствует успешности классного руководителя?

Одним из факторов, способствующие успешной деятельности классного руководителя я считаю Авторитет учителя – это авторитет старшего, более умного, более знающего, умеющего и справедливого. Поэтому учитель сам должен серьёзно относиться к своему авторитету, понимать, что его каждое действие усваивается учениками. За работой классного руководителя за его словами и поступками следят не только ученики, но и наши родители. Они замечают всё: как одет, как он разговаривает с другими людьми, как он относится ребятам. Выполняет ли свои обещания или нет, может ли признать свою неправоту или нет. Не всегда эти наблюдения осознаются, но они накапливаются и составляют представление об учителе, его знаниях, справедливости, человечности. Сухомлинский подчёркивал, что отношение между учителем и воспитанниками и их родителями должны строиться по типу самых высоких и бескорыстных нравственных отношений. Я считаю, что это возможно, если родители видят в учителе своего друга, единомышленника, если учитель переживает вместе с ними радость побед и горечь утрат. Я глубоко уверена, что ни в одной профессии личность человека, его характер, убеждения, нравственность отношения к другим людям не имеют такого решающего значения, как в профессии учитель. Учитель знающий, но недобрый, не справедливый может вызвать негативное отношение к себе родителей и учеников.

Воспитательную работу в классе организую через совместную деятельность учащихся и их родителей. Для изучения семей моих учащихся составляю социальный паспорт класса, благодаря которому можно отследить, сколько в классе семей многодетных, неполных, малообеспеченных. Здесь же отмечаю детей, находящихся под опекой, семьи, в которых по одному ребёнку, семьи, находящиеся в социально-опасном положении, семьи, где имеются инвалиды. Отмечаю образовательный уровень родителей. Провожу диагностику, по которой прослеживаю динамику развития классного коллектива., во взаимоотношениях с детьми, я считаю, должно быть меньше формализма, а больше человеческого общения., стиль общения с детьми выбираю благожелательный и    простосердечный.       Полагаю, что успешность учителя зависит от успешности учеников. А успешен ребенок, когда ему хорошо, когда его поддерживают и учитель, и родители.       Ребенок самоценен, и нужно не формировать его как личность, а создавать условия для его развития. Не вести его, а идти рядом, и принимать его таким, каков он есть со всеми его недостатками.        Другой составляющей успешной деятельности классного руководителя считаю хорошую осведомленность о семье, в которой растет ребенок и тесную связь с родителями. Здесь важно знать все: про здоровье ребенка, в каких условиях он живет, а также каковы его отношения с родителями.

Есть еще один фактор, способствующий успешной деятельности классного руководителя – это тесная связь с учителями, работающими в классе. Ведь ему важно иметь информацию об отношении детей к учебе, к тому или иному предмету и, если потребуется, совместно с учителями разрабатывать меры воздействия на класс или отдельных учащихся.        И еще немаловажный фактор, подмеченный мною. К классным детям надо относиться так, как к своим собственным. Просто надо любить классных детей. Слушать их и уметь слышать, смотреть и видеть, чувствовать всех вместе и каждого в отдельности. Не подчинять и не подстраивать под себя, а помогать тактично и ненавязчиво. А еще обязательно сделать единомышленниками родителей. И, наконец, чем больше доверяешь детям, тем более проще решать возникающие проблемы. Классный руководитель должен все видеть, все слышать и кое-что не замечать. Они же учатся доверять нам. Надо больше хвалить детей, и как можно меньше ругать. А главной задачей воспитания сегодня считаю воспитание любви и сострадания к ближнему. В наше время, когда столько негатива и агрессии видят дети, главным законом жизни должен стать закон «закон протянутой руки, души распахнутой».

Правила успеха классного руководителя.

1. Будь честным и искренним.

2. Будь терпимым, принимай каждого ученика, его сильные и слабые стороны.

3. Оценивай не личность, а поступок.

4. Не будь равнодушным.

5. Будь открытым для общения с детьми, умей шутить.

7. Если не прав, умей признать свои ошибки.

8. Будь настойчивым в достижении поставленных целей.

9. Умей управлять своим настроением.

10. Открытость классного руководителя;

11. Способность признать собственные промахи;

12. Способность понять и поддержать ученика;

13. Отсутствие категоричности в суждениях.

Принимая детей в класс, стараюсь узнать о жизни каждого ученика, создать в классе атмосферу, которая позволила бы ребенку чувствовать себя комфортно. Поэтому связь с семьей, установление партнерских отношений с родителями учеников – это важное звено в моей работе классного руководителя. Стараюсь донести до родителей одну простую мысль: пока ребенок нуждается в них, ждет любви и поддержки, свято верит в родительский идеал, нужно быть рядом с ним, чтобы в дальнейшем не пришлось жалеть об упущенном времени.

Очень сложно разделить труд учителя и классного руководителя, найти границу между обучением и воспитанием. Здесь все взаимосвязано. Родители – активные участники образовательного процесса, они всегда находятся рядом и бывают в курсе всех событий школьной жизни своего ребенка. Совместные праздники, поездки, экскурсии, встречи с интересными людьми – это только лишь часть совместных дел, когда и дети, и взрослые – имеют прекрасную возможность проявить свои творческие способности, личностные качества, узнать что-то новое, пообщаться. Чем больше времени дети проводят с родителями, тем больше сплоченнее становится классный коллектив. Такая работа дает свои положительные результаты: многие в классе начинают дружить семьями, на дни рождения детей приглашают в свой дом одноклассников. Наши дети усваивают уроки жизни непосредственно через личный опыт общения с взрослыми и сверстниками.

Привлекаю родителей к подготовке совместных с детьми работ на различных конкурсах и выставках Центре.

Также организую работу по повышению психологической и педагогической культуры родителей через проведение родительских собраний, классные часы, круглые столы, совместную деятельность.

В заключение хотелось бы привести

«10 заповедей «классного» воспитателя»:

– ибо в идеях детей есть рациональное зерно. Найди его.

2. Не кричи. Не подавляй голосом – ибо твои авторитетные слова, сказанные тихо, будут быстрее услышаны.

3. Найди, за что похвалить – ибо доброе слово и кошке приятно.

– ибо обиды больно ранят детскую душу.

5. Умей видеть положительные качества ученика – ибо хорошего в детях больше, чем плохого.

6. Зарази собственным примером – ибо кто-то должен быть паровозом.

7. Защищай своего ученика даже перед педагогами – ибо в негативных моментах есть свои причины.

8. Не ябедничай родителям по пустякам – ибо в собственном бессилии расписывается только слабак.

9. Поощряй инициативу учеников – ибо сделать все самой невозможно.

10. Употребляй во время общения много ласковых слов – ибо классный руководитель – мать от завтрака и до обеда.

И пусть эти простые правила помогут нам в нашей непростой работе.

Закончить я хочу строками Ф. И. Тютчева, которые мне очень близки.

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность в человеке

И мы обязаны творить,Презрев все тяготы мирские,Чтоб истин светлых заложитьЗачатки в души молодые. Чтоб верный путь им указать,Помочь в толпе не раствориться. Нам не дано предугадать,Но мы обязаны стремиться!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *