СЛОЖНЫЙ ПЛАН ЭТО

текст для составления плана

. Желание хозяина сделать из собаки артистку.

. Обучение собаки.

. Восприятие собакой слова «талант».

Сложный план текста


СЛОЖНЫЙ ПЛАН ЭТО

Всего получено оценок: 609.

План текста – это последовательный и связный перечень основных мыслей, которые автор в нем высказывает. Он необходим школьнику для того, чтобы понять, о чем говорил автор, а также лучше запомнить все то, что изложено в его произведении. Таким образом, систематизация текстового материала является необходимостью, позволяющей ученику не только улучшить навыки работы с текстом, но и научиться лучше и быстрее понимать написанное, что поможет ему в будущем.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Основные требования к сложному плану текста

Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.

Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.

Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.

И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.

Как составить сложный план

Обращая внимание на пример сложного плана текста, составленный действительно грамотно, можно увидеть, что автор работы опирался на абзацы и выделял самые яркие из использованных в этом тексте образов. Это действительно сильно облегчает выполнение работы.

Приступая к составлению плана, нужно прочитать текст целиком и выделить его главную мысль. После этого нужно разделить весь текст на отдельные смысловые части и придумать им соответствующие заглавия, которые и станут основными пунктами плана. После этого каждая большая часть разделяется на более мелкие по основным мыслям, которые высказывает автор. К этим частям придумываются названия, которые становятся подпунктами.

Такие подпункты должны быть в каждом основном пункте плана и их должно быть не меньше двух.

После этого нужно проверить, насколько удачно сформулированы пункты и подпункты: они не должны быть просто цитатами из текста или выдержками из отдельных предложений. Также нужно проверить, насколько хорошо этот план отражает структуру текста и его основную мысль.

Пример сложного плана текста

В качестве примера можно рассмотреть план текста о феодальной раздробленности Руси, который легко найти в учебнике истории.

1. Феодальная раздробленность: причины явления.

а) социально-экономические предпосылки;б) политические предпосылки.

2. Как развивалась Русь в период феодальной раздробленности.

а) русские княжества и специфика их развития;б) культура этого исторического периода; в) борьба с иноземными захватчиками.

3. Последствия феодальной раздробленности.

а) социально-экономические последствия;б) политические последствия.

По составленному таким образом плану школьник без труда может воспроизвести главу из учебника, так что полученный навык можно и нужно использовать при подготовке к экзаменам.

Что мы узнали?

Составление сложного плана – это полезный навык. Он делается по определенной схеме и должен соответствовать четырем критериям. По хорошо составленному сложному плану школьник с легкостью может воспроизвести исходный текст.

Тест по теме

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Оценка статьи

А какая ваша оценка?

Понятие сложного плана

План представляет собой логически связанный, последовательный перечь основных мыслей автора. Систематизация текстового материала не только облегчает запоминание, работу с ним, но и помогает уяснить смысл и цель написания, выделить основные мысли, вкладываемые в текст автором. Основные требования к сложному плану:

Порядок составления сложного плана

При составлении сложного плана необходимо обращать внимание на абзацы и наиболее яркие образы, описываемые автором – акцентирование внимание на них способствует облегчению процесса выполнения данной работы:

Например, один из вариантов плана по теме «Феодальная раздробленность Руси»:1. Причины появления феодальной раздробленности;а) социально – экономические причины;б) политические причины.2. Развитие Руси в период раздробленности;а) специфика развития русских княжеств;б) культура периода раздробленности;  в) борьба с иноземными захватчиками.3. Последствия феодальной раздробленности.

система приказовПриказы — это отраслевые органы центрального управления. Они были созданы в (1550) г., со временем их количество увеличилось. На протяжении всего (XVII) в. существовало около (100) приказов. Увеличение их числа не могло не сказаться на эффективности управления страной. Приказы совмещали в себе исполнительную и судебную власть. К тому же в системе приказов не было иерархии, а их функции часто дублировались. Пример: военными делами ведали Стрелецкий, Пушкарский, Рейтарский, Иноземный и другие приказы.

Приказы находились в управлении Боярской думы, но Алексей Михайлович создал приказ Тайных дел, который подчинялся лично ему. Этот приказ ведал делами царя и царской семьи, а также контролировал деятельность других приказов.

Какие существовали приказы?

. Они управляли личными землями царя, обслуживали государев двор. Пример: Казённый приказ ведал всем имуществом царской семьи. Конюшенный — ведал царскими конюшнями, организовывал выезды царя. Царская мастерская палата занималась подготовкой одежды и украшений для царя.

. Они управляли вотчинами и личным имуществом патриарха. Пример: Патриарший разряд руководил назначением на церковные должности и церковным судом. Казённый патриарший ведал всеми доходами патриаршей казны.

приказы занимались делами определённых территорий.

(общегосударственные) приказы были самыми важными, они ведали разными отраслями государственного управления. Пример: Посольский приказ ведал внешней политикой. Разбойный — расследовал разбой и другие государственные преступления. Разрядный — отвечал за назначение на службу. Приказ Большой казны ведал торговлей и чеканкой монет.

В приказах работали чиновники — дьяки и подьячие. В (XVII) в. их количество резко увеличилось. В середине (XVII)(~)в. их было около (1000), а к концу (XVII) в. — более

тысяч. Таким образом, в Московском государстве формировался слой профессиональных чиновников — бюрократия. Они обеспечивали функционирование государственной системы и становились опорой самодержавия.

1. Определение и функции приказов.2. Кому подчинялись приказы.

3. Виды приказов.

4. Значение приказов для государства.

текст для составления плана:

«Теперь я могу рассказать вам с самого начала всю историю булки. Вам всё будет понятно и знакомо. Задумала хозяйка испечь булку. Налила в большой горшок воды, положила дрожжей, соли, насыпала муки и, засучив рукава выше локтя, принялась мешать. Клейковина склеила лёгкие рассыпающиеся крупинки муки в большой мягкий ком. Накрыла хозяйка горшок и поставила в тёплое место. Тут и пошла работа. Попав в тесто, дрожжи сразу взялись за своё привычное дело — добывание углекислого газа. Если бы в тесте не было клейковины, углекислый газ живо бы улетучился. Но клейковина, гибкая и тягучая, не даёт пузырькам газа выйти наружу. Как ни силится газ выбраться на волю, как ни раздвигает стенки своей тюрьмы, ему не удаётся прорвать тягучий мешок клейковины. Ком теста оживает, начинает шевелиться, подымается всё выше и выше, точно хочет выбраться вон из горшка. Но вот тесто ставят в печь. Тут с ним происходит множество превращений. На поверхности булки, где жар самый сильный, крахмал превращается  в декстрин. Получается твёрдая корочка. Внутри булки крахмал разбухает, как в варёной картошке, и делается мягким. Клейковина подсыхает, разрывается и даёт свободу углекислому газу. И, наконец, приятный запах свежеиспечённой булки разносится по комнатам».

(По М. Ильину)

1. Задумка испечь булку.

2. Работа дрожжей.

3. Превращения с тестом в печи и появление свежеиспечённой булки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *