СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Простые предложения (предикативные части) в составе сложноподчиненного разделяются запятыми.

Ямщики подвязали колокольчики чтобы звон не привлек внимание сторожей (Пушкин); Отец с жаром и подробно рассказал мне, сколько водится птицы и рыбы сколько озер, какие чудесные растут леса (Аксаков).

Если придаточное предложение стоит внутри главного, то оно выделяется запятыми с двух сторон.

Над долинойгде мы ехали, спустились тучи (Пришвин); Думаю, что, если не поленишься напишешь недурно; Гостю постлали в зале на диване и чтобы ему не было темно зажгли лампу (Чехов).

Запятая в следующих случаях:

— если однородные придаточные предложения соединены одиночными соединительными или разделительными союзами и, да (=и), или, либо.

Очевидно, что Савельич передо мною был прав что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением (Пушкин);

— если перед подчинительным союзом (союзным словом) стоит отрицательная частица не.

Я хочу знать как это делается, а зачем делается;

— если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит повторяющийся сочинительный союз и, или, либо и т. п.

Ученик не мог вспомнить как называется произведение, ни кто его автор;

— если придаточное предложение состоит из одного слова.

Меня упрекают, но не знаю ;

— при двух рядом стоящих подчинительных союзах что если, что хотя, если дальше имеется вторая часть двойного союза то или так.

Она сказала ему, он болен, надо лечиться (Л. Толстой).

Если перед простым подчинительным союзом стоят усилительно-ограничительные слова (частицы, союзы или их сочетания, вводные слова) особенно, даже, в частности, в том числе, в особенности, а именно, а также, а (но) только, как раз, лишь, исключительно, только и др., то запятая ставится перед ними, а не перед союзом.

Хорошо в лесу весной, особенно когда (если) почки на деревьях только-только начинают раскрываться. Она обещала приехать, но только когда закончатся экзамены. Он приехал в город, чтобы походить по выставкам а также чтобы навестить своих родственников. Хорошо отдохнуть летом в деревне в частности если год урожайный на грибы, ягоды. Он приехал вовремя как раз когда должны были начаться занятия. Перед ними предстал овраг рассеялся туман. Он приехал в Москву попасть в Большой театр. Я узнал о выставке поздноа именно когда она уже закрылась.

В сложноподчиненных предложениях могут употребляться сложные по составу союзы: благодаря тому что, ввиду того что, вместо того чтобы, в силу того что, вследствие того что, в случае если, в то время как, из-за того что, исходя из того что, между тем как, несмотря на то что, оттого что, перед тем как, подобно тому как, по мере того как, потому что, прежде чем, ради того чтобы, раньше чем, с тем чтобы, с тех пор как, с той целью чтобы, так же как, так что, тем более что и др.

Союзы могут входить целиком в придаточную часть, и тогда запятая ставится перед первой частью союза.

В некоторых случаях составные союзы (потому что, оттого что, в связи с тем что, для того чтобы, по мере того как и т. д.) в сложноподчиненном предложении могут расчленяться. При этом запятая ставится перед второй частью составного союза. Расчленение составного союза зависит от смысла и интонации предложения.

Мы стали делать зарубки на деревьях для того чтобы не заблудиться в лесу. — Мы стали делать зарубки на деревьях для того чтобы не заблудиться в лесу.

Не расчленяются сложные союзы тогда как, как если бы, словно как, между тем как.

Начальник строительства распорядился возводить плотину туземным способом , по мнению Ивина и других работников, следовало возводить бетонную (О. Б.). Очень похоже было как если бы вдали шел автомобиль (Пришв.). Послышался шорох по крыше пробежал кот.

Союзы в то время как, по мере того как, перед тем как, если придаточная часть стоит перед главной, обычно не расчленяются.

По мере того как снег в котелке серел и обращался в молочно-мутноватую жидкость, Павел добавлял снегу из ведра (Бергг.). В то время как я потрошил и чистил ярких морских рыб, около меня остановилась женщина лет шестидесяти (Сол.).

Расчленяемость союза в то время как обнаруживается лишь при усилении временного значения, особенно при включении слов как раз, еще, самое, именно.

Я спросил об этом деда как раз в то время как он замахнулся было вторым валенком (Пришв.).

Такие предложения близки предложениям с союзом когда (в то время, когда): Грибы по-настоящему начинают расти в то время когда рожь выметывает колос (Тендр.).

Союз так что не расчленяется, если он имеет значение следствия.

Сложные предложения с разными видами связи

Сложные предложения с разными видами связи – это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.

Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое.

Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть – это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.

Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; IIчасть – сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными

Если в имеется несколько придаточных предложений, не связанных сочинительными союзами, то они друг от друга отделяются запятыми, например:

Вспомнилось, как шипела река вокруг вольно мчавшейся лодки, как улыбнулся мне Афиноген (В. Вересаев).

Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать они могли, что творилось с Гришею (Н. Некрасов).

При наличии одиночного сочинительного соединительного или разделительного союза между однородными придаточными частями запятая не ставится, например:

Я воротился домой поздно вечером, когда заря догорала _  работники поехали в ночное (В. Вересаев).

Когда нечаянно вспыхнет ракета _   скользнет прожектор и осветит шагающих солдат, дело тотчас провалится (К. Федин).

Хорошо сойти на полустанке и с ружьём направиться туда, где стоят берёзы-северянки _   бежит по просекам вода (С. Смирнов).

При последовательном подчинении одно придаточное предложение может находиться внутри другого придаточного. В таком случае рядом оказываются два подчинительных союза, между которыми, а также между сочинительным и подчинительным союзами, запятая ставится, если дальше не следует вторая часть союза «то», «так», «но», например:

Я стоял , смотрел на них и думал, что, если мне быстро попалась бы попутная машина, через полчаса мог бы быть там, среди этого холода и чистоты (Ю. Домбровский).

Напротив, запятая не ставится на стыке подчинительных союзов, если далее имеется указанная выше вторая часть союза, например:

По пути понял, почему _  когда выходишь из музея скульптуры, вглядываешься в каждую отдельную голову человеческую с интересом (М. Пришвин).

Обратим внимание на случаи, когда запятая не ставится в сложноподчинённом предложении.

Придаточная часть не отделяется от главной запятой, если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицание «не» или повторяющиеся сочинительные союзы «и», «или», «либо» и пр.:

Важно что он сказал, а как он это сказал.

Все разговаривали когда входили в зал, когда садились на свои места.

Если придаточная часть выражена только подчинительным союзом или союзным словом, запятая перед ним не ставится.

Она обещала скоро вернуться, но не уточнила _ когда.

Отец разволновался, а я не знаю _ почему.

Расчленение сложного союза обязательно

а) при наличии слов, примыкающих к первой части союза и логически выделяющих ее: при употреблении отрицания, усилительных, ограничительных и других частиц, вводных слов, наречий. Все эти слова перетягивают ударение на первую часть союза, способствуя переходу его в соотносительное (указательное) слово.

Пастухов сошелся с Цветухиным не потому что тяготел к актерам (Фед.). Неравнодушен я к ней только потому что она ко мне равнодушна (Эренбург); Окна в доме были открыты, видимо, оттого что было очень душно (Чехов).

б) при включении первой части союзного сочетания в однородный ряд членов предложения.

Ромашов же краснел до настоящих слез своего и , и от за оскорбленную Шурочку, и ему сквозь оглушительные звуки кадрили не удавалось вставить ни одного слова (Куприн).

в) при противопоставлении.

Мелодии, смешиваясь со слезами, текут прямо по вашему нерву к сердцу, и вы плачете не оттого что вам печально, а оттогочто путь к вам вовнутрь угадан так верно и проницательно (Б. Паст.).

В сложноподчиненном предложении может ставиться тире

1) после придаточной части, стоящей перед главной частью (особенно при наличии слов это, вот, то в главной части).

хорошо писать (Пауст.). Что в воздухе хлябь на то уже не обращалось внимания (Ч.). Когда это кричит орел, сокол, ястреб, наконец, это и красиво и мощно (М. Г.);

2) при усилении вопросительного характера предложения для подчеркивания необычности расположения придаточной части перед главной.

А что такое влияние ты знаешь? (Зерн.).

Зачем всё это у вас произошло скажи мне (обычное расположение изъяснительной придаточной части — после главной части);

Упражнения по теме «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»

Закончите предложения, указав в каждом случае нужный вид подчинения придаточных. Запишите.

Запишите. Составьте схемы предложений. Определите вид подчинения придаточных (последовательное, однородное, неоднородное).

1) Не_надо хвалиться, коли не_знаешь, как рожь родится. ( Пословица) 2) Кому приходилось странствовать по тайге, тот знает, что значит во время непогоды найти зверовую фанзу. ( В. Арсенъев) 3) Я узнал, что залив этот похож на исполинский конденсатор соли и что вся местность вокруг него не_исследована. ( Я. Паустовский) 4.) Она вдруг поняла, что где-то сошла с тропы, и повернула туда, где, показалось, проходила тропа. ( М. Пришвин) 5) Мы сразу поняли, что дети дома не ночевали и что они, скорее всего, заблудились в болоте. ( М. Пришвин) 6) Собрались мало-помалу и другие соседи, стали думать, как нам выручить детей, если только они ещё живы. ( М. Пришвин) 7) Талант в том, чтобы увидеть там, где другие не замечают. ( Д. Гранин) 8) Я наблюдал, как светлели предрассветные сумерки и над рекой занималась алая заря. ( К. Паустовский)

Запишите отрывок из книги академика Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном», расставляя недостающие запятые. Составьте схемы 2-го и последнего предложений.

Запишите сложноподчинённые предложения, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений, определите вид подчинения придаточных (последовательное, однородное, неоднородное). Поясните пунктуацию при однородных придаточных предложениях.

1) Я знаю что вечером к тебе придут те кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. ( М. Булгаков) 2) Моряки хорошо знают что море прекрасно только тогда когда у него есть берег. ( Б. Солоухин) 3) Когда качнётся дымный берег и чайки вдруг поднимут крик хочу в неведомое верить и думать вновь что мир велик. ( С. Орлов) 4) Общеизвестно что листья мимозы если до них дотронуться мгновенно складываются. ( В. Солоухин) 5) Как бы ни устал как бы ни намок в лесу под дождём как ни приятно после грибного похода напиться чаю и отдохнуть всё лее приятнее сначала разобрать корзину. ( Б. Солоухин) 6) Кто никогда не видал как растёт клюква тот может долго идти по болоту и не замечать что он по клюкве идёт. ( М. Пришвин) 7) Если один раз пожалеешь что не сказал то сто раз пожалеешь о том что не промолчал. ( Л. Толстой) 8) Перестань говорить тотчас же когда заметишь что раздражаешься сам и тот с кем говоришь. Несказанное слово — золотое. ( Л. Толстой)

Выпишите из любого художественного текста по два сложноподчинённых предложения с однородным и неоднородным подчинением. Составьте схемы этих предложений.

Прочитайте текст и озаглавьте его. Найдите в тексте сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Составьте схемы этих предложений. Как бы вы ответили на вопрос, поставленный писателем в этом тексте?

Можно ещё много написать о Мещёрском крае. Можно написать что край этот очень богат лесами и торфом сеном и картофелем молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то что она богата что она даёт обильные урожаи и природ¬ные её силы можно использовать для нашего благосостояния?Я люблю Мещёрский край за то что он прекрасен хотя вся прелесть его раскрывается не сразу. На первый взгляд — это тихая земля под неярким небом. Но чем больше узнаёшь её тем всё больше начинаешь любить эту обыкновенную землю.(К. Паустовский)

Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте схему каждого предложения. Какой вид подчинительной связи использован в этих примерах? Добавьте два своих примера предложений, иллюстрирующих данный вид подчинительной связи.

1) Пока свободою горим пока сердца для чести живы мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы. ( А. Пушкин) 2) Скажи мне ветка Палестины где ты росла где ты цвела? (М. Лермонтов) 3) Ребёнок был так уморительно мал как будто всё это картинное было как будто бы в детский театр я попал. ( Н. Некрасов) 4) Пока я ходить умею пока я глядеть умею пока я дышать умею я буду идти вперёд. ( Л. Ошанин)

Перепишите стихотворение в соответствии с нормами русской пунктуации. Составьте схемы и проведите синтаксический анализ сложных предложений.

Всё в тающей дымкеХолмы перелески. Здесь краски не яркиИ звуки не резки. Здесь медленны рекиТуманны озёраИ всё ускользаетОт беглого взора. Здесь мало увидетьЗдесь нужно всмотретьсяЧтоб ясной любовьюНаполнилось сердце. Здесь мало услышать Здесь вслушаться нужно Чтоб в душу созвучьяНахлынули дружноЧтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы.

Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Разберите по членам главные части этих предложений. Определите вид подчинительной связи, составьте схемы этих предложений.

1) Если радость кончается ищи в чём ошибся. ( Л. Толстой) 2) Избавлю вас от описания гор от возгласов которые ничего не выражают от картин которые ничего не изображают, особенно для тех которые там не были и от статистических замечаний которых решительно никто читать не будет. ( М. Лермонтов) 3) Есть у России берёзоньки белые кедры забывшие сколько им лет горы от вечных ветров поседелые реки которым названия нет. ( Л. Ошанин) 4) Чтобы отбить отбросить вражий вал такие город вынес испытанья каких ещё ни разу не знавал за двести сорок лет существованья. ( В. Инбер) 5) Город как бы спрашивал тебя где же ты был в зимние дни когда торжественные здания колоннады и арки покрывал иней. ( К. Паустовский)

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте схемы данных предложений.

1) Перестань говорить тотчас же когда заметишь что раздражаешься сам или тот с кем говоришь. ( Л. Толстой) 2) Долго было слышно как он шагал туда где светится огонёк чтобы поведать чужим людям о своём счастье. ( А. Чехов) 3) Человек одарён разумом и творческой силой чтобы приумножить то что ему дано. ( А. Чехов) 4) Воспитывайте в себе идеалы будущего ибо это своего рода солнечные лучи без оживляющего действия которых земной шар превратился бы в камень. ( М. Салтыков-Щедрин) 5) Старик вернулся и заявил что кажется придумал как перебраться на другой берег незамеченным. ( В. Арсеньев) 6) Мне казалось что нужно иметь колоссальный запас знания чтобы по компасу и звёздам определить в какой части обширнейшего океана находится наше судно. ( А. Новиков-Прибой)

Спишите предложения из произведений Л. Н. Толстого, объясняя расстановку знаков препинания. Составьте схемы этих предложений.

1) Наташа не кончила ещё петь как в комнату вбежал восторженный четырнадцатилетний Петя с известием что пришли ряженые. 2) Пелагея Даниловна стала узнавать ряженых восхищаясь тем как хорошо были сделаны костюмы как шли они особенно к барышням и благодарила всех за то что так повеселили её. 3) И в ту минуту как она говорила ей самой казалось что она видела то что говорила. 4) Иногда Пьер вспоминал о слы¬шанном им рассказе о том как на войне солдаты находясь под выстрелами в прикрытии когда им делать нечего старательно изыскивают себе занятие для того чтобы легче переносить опасность. 5) Сильнее всего поразило его то что приближаясь к Смоленску он видел прекрасное поле овса которое какие-то солдаты косили очевидно на корм и по которому стояли лагерем.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки. Составьте схемы сложных предложений.

И хотя Таня условилась р.збудить Петьку она полежала ещё (н.) много думая о том как тр.пещут листья осины как зелёный, поблёскивающий, листве(н, нн)ый дым окружает берёзу и как ровно важно и плоско качаются на своих длинных ч.ренках молодые кл.новые листья.

Потом эти звуки стали влажными точно по дороге к ней они окунулись в реч(?)ку. И Таня вспомн.ла как она с одной девочкой проплыла поз(?)ним вечером по серебря(н, нн)ой дорожке которую по Немухинке проложила луна. Но потом пр.шлось всё (таки) встать и пройдя босиком (на) ц.почках через комнату в которой еле слышно похрапывала мама спусти(т, ть)ся на Нескорую.(В. Каверин)

Спишите, вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте запятые, укажите виды связи предложений.

I. Сейчас миллионы людей слушают радио включ.ют телевизоры б.рут в руки газеты чтобы узнать всё чем живёт наша страна наша планета. Для того чтобы пон.мать всё что пр.исходит в окружающем мире для того чтобы и нас понимали  те с кем мы обща.мся мы должны хорошо владеть современным русским языком. Однако н.( )чего закрывать глаза на то что очень часто мы говорим н.( )брежно и пиш.м кое( )как. Если наша реч. н.( )понятна собеседнику как л.гко наши слова могут быть перет.лкова(нн/н)ы на другой лад! От того точно ли выража.м мы свою мысль свободно  ли владеем речью зависит буд.м ли мы правильно поняты.

II. Девушка с такой рад.стью бегала по дорожкам и тр.пинкам так внимательно осматривала все места как будто пр.вела здесь своё де.ство. На другой день она п.просила пр.вести её в поле которое было н.( )далеко от села и к которому примыкал н.( )большой лес. Юноша н.( )мог н.( ) спросить её н.( )была ли она когда( )нибудь прежде в этой деревне. Смутившись девушка отвечала что здесь вп.рвые и что прое.жая мимо она любовалась этими местами потому( )то и хоч.т их вид.ть. Юноша смолчал хотя ответ его н.( )удовл.творил и п.вёл её в поле.

Прочтите текст вслух. Объясните постановку и «непостановку» знаков препинания: почему в некоторых случаях, там, где при чтении неизбежна пауза, запятую ставить не нужно. Найдите в тексте придаточные соподчиненные предложения.

Так навсегда и осталась в моем воображении картина, представившаяся мне тогда: большой, старый сад, весь уже по-осеннему проредевший, живописно обезображенный осенними дождями, бурями и первыми заморозками, засыпанный гниющей листвой, чернеющий стволами и сучьями и пестреющий остатками желтого и красного убора, свежее и яркое утро, ослепительный солнечный свет, блещущий на полянах и теплыми, золотистыми столпами падающий среди стволов вдали в сырой холодок и тень низов в тонкий, сияющий голубым эфиром дым еще не совсем испарившегося утреннего тумана перекресток двух аллей и на нем — великолепный столетний клен, который раскинулся и сквозит на ярком и влажном утреннем небе своей огромной раскрытой вершиной, черным узором сучьев с кое-где повисшими на них большими зубчатыми лимонными листьями и в могучий закаменевший от времени ствол которого с удовольствием акая все глубже врубаются блестящими топорами мужики в одних рубахах и в шапках меж тем ка приказчик, засунув руки в карманы, глядит вверх на вздрагивающую макушку дерева.(И. Бунин.)

1) По узкой тропинке мы взобрались на площадку, где ожидал нас Грушницкий с драгунским капитаном и другим своим секундантом, которого звали Иваном Игнатьевичем. ( М. Лермонтов.) 2) Когда кричали грачи, загалдели лягушки, жившие в камышах на казенных квартирах, и целые полчаса концертное пространство было полно разнообразных звуков, слившихся скоро в один звук. ( А Чехов.) 3) Я вспомнил, как ты здесь страдала, как сердце билось и чело болезни муки выражало, — и как мне было тяжело! (Н. Огарев.) 4) Нехлюдов вспомнил, как он в Кузминском стал обдумывать свою жизнь, решать вопросы о том, что и как он будет делать, и вспомнил, как он запутался в этих вопросах и не мог решить их: столько было соображений по каждому вопросу. ( Л. Толстой.) 5) Держа одной рукой рюмку, а свободной рукой размахивая так, как будто бы он управлял хором, и мотая опущенной головой, Лех начал рассказывать один из своих бесчисленных рассказов, которыми он был нафарширован, как колбаса ливером, и которых он никогда не мог довести до конца. ( А Куприн.)

Расставьте знаки препинания в следующих сложных предложениях. Составьте схемы предложений.

1) Нина пришла потому что в выходной день не могла усидеть дома я пришел из-за Нины Павлик — из-за меня а почему пришла Женя было нам непонятно. ( Ю. Нагибин.) 2.) В кармане у меня было печенье и я раскрошил одну лепешечку на перилах радуясь что могу доставить воробью хоть несколько приятных минут все-таки в каждом живом существе если оно чувствует заботу о нем возникает нечто чего оно не осознает но что на человеческом языке называется признательностью. ( В. Лидин.) 3) Надо одно из двух: или признавать что настоящее устройство общества справедливо и тогда отстаивать свои права или признаваться что пользуешься несправедливыми преимуществами как я и делаю и пользоваться ими с удовольствием. ( Л. Толстой.) 4) Мысли о том куда она поедет теперь к тетке ли у которой она воспитывалась к Долли или просто одна за границу и о том что он делает теперь один в кабинете окончательная ли это ссора или возможно еще примирение и о том что теперь будут говорить про нее все ее петербургские знакомые как посмотрит на это Алексей Александрович и много других мыслей о том что будет теперь после разрыва приходили ей в голову. ( Л. Толстой.)

Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу каждого предложения. Составьте схемы.

1) Кутузов писал что русские не отступили ни на шаг что французы потеряли гораздо более нашего что он доносит второпях с поля сражения не успев еще собрать последних сведений. 2) В самых лучших дружеских отношениях лесть и похвала необходимы как подмазка необходима для колес чтобы они ехали. 3) Они (Синцов и Маша) приехали в квартиру Машиной матери на Усачевке где так недавно прожили двое суток по дороге в Симферополь и куда вернулись теперь с таким чувством словно прожили не пять дней а пять лет. 4) Серпилин смотрел на артиллеристов соображая может ли быть правдой то что он только что слышал. 5) Ночь была так черна что в первые минуты пока глаза не притерпелись после света к темноте приходилось ощупью отыскивать дорогу. 6) Когда их работа кончена и мокрая сеть вновь лежит на носовой площадке баркаса я вижу что все дно застлано живой еще шевелящейся рыбой. 7) Мне кажется что если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет он также был бы неуловим. 8) Даша заметила что когда вслед за звонком в столовой появлялся Рощин Катя сразу не поворачивала к нему головы а минуточку медлила. 9) Хорошо известно что если спортсмен регулярно не тренируется то хороших результатов он не достигнет.

Проверьте свою подготовку по сложноподчинённому предложению на более сложных примерах: произведите синтаксический разбор предложений, объясняя каждую пунктограмму, а затем запишите их (контрольное списывание), выделяя «сигнальные» средства связи (союзы, союзные и указа¬тельные слова).

I.    Помните, что на свете есть много умных людей, которые могут заметить у вас ошибки, и, если они правы, не стесняйтесь согласиться с ними. ( В. Обручев)

II.    Жизненный подвиг Циолковского, его творческий путь являют собой пример беззаветной преданности тому делу, которому он посвятил жизнь. В труднейших условиях, ещё никем не понятый и не признанный, он положил начало основам космонавтики, выдвинул ряд поразительных по смелости идей, многие из которых были реализованы десятилетия спустя и часть из которых может быть осуществлена лишь в отдалённом будущем. ( Б. Петров)

Тест по теме «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»

1. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями последовательное подчинение?

1) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.2) Саврасов заглянул к нам из другого мира, где живут ведуны-великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться.3) Начинало слегка давить виски, как давит голову, когда долго кружишься на карусели.4) Родился я в лесном хуторе и часть детства своего провел в дремучих лесах, где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, а волки стаями волочатся.

2. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями однородное соподчинение?

1) Он бережно поцеловал жену и пошел в комнату, где ожидали его краски, кисти, холст — все то, без чего он не мог представить себе ни одного дня жизни.2) С кремлевской стены, на которой стоит царь Иван Васильевич, видно, как выбиваются из сил, борясь с течением, гребцы.3) Было слышно, как беспокойно плещется рядом Нева и где-то над крышами гудит мокрый флаг.4) Когда шел этот разговор, в соседней комнате стоял сельский мельник, которого для размола зерна вызвал на усадьбу Курбского Иван Колымет.

3. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями неоднородное (параллельное) соподчинение?

1) Все, что роте предстояло сделать в темноте, Рюмин не только последовательно знал, но и видел в том обостренном луче света, который центрировался в его уме.2) Хотя над воротами надпись, что здание находится под охраной государства, никто его не охраняет.3) Игнатий Хвостов рассказал товарищам о том, кто был Траян и каким жестоким преследованиям подвергал он первых христиан.4) Неизвестно, построена ли яхта еще до первого приезда Петра Бажениным или же она была подарена русскому царю голландскими купцами.

4. Объясните постановку запятой и тире в сложноподчиненном предложении.

Но чтоб падали селенья, Чтобы нивы пустовали — Нам на то благословенье Царь небесный дал едва ли! (А. К. Толстой).

1. Запятая отделяет соподчиненные придаточные части предложения, а тире отделяет две однородные придаточные части от главной части. 2. Запятая отделяет соподчиненные придаточные части предложения, а тире отделяет стоящие впереди главной части однородные придаточные, так как при чтении между ними делается значительная пауза (с целью интонационного выделения придаточных).

5. С помощью какого знака разделяются однородные придаточные в структуре многочленного сложноподчиненного предложения?

Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния когда еще дневной свет путается, неразрывно сцепившись, с ночным (М. Шолохов).

1. Запятая. 2. Точка с запятой, так как однородные придаточные распространены: есть однородные члены и обособленный оборот.

6. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?

Не знаю я, коснется ль благодать Моей души болезненно-греховной, Удастся ль ей воскреснуть и восстать. Пройдет ли обморок духовный? (Ф. Тютчев).

1. Однородное соподчинение. 2. Неоднородное соподчинение.

7. Нужна ли запятая на стыке двух подчинительных союзов в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Сколько всего запятых нужно поставить в этом предложении?

Федор ждал что когда увидит не репродукцию а холст которого касалась рука самого Сурикова должно оглушить перехватить дыхание должно потом сниться по ночам (В. Тендряков).

1. Запятая нужна; всего семь запятых. 2. Запятая не нужна; всего шесть запятых.

8. Определите тип подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении.

В это время обыкновенно неприлично ходить дамам, потому что русский народ любит изъясняться такими резкими выражениями, каких они, верно, не услышат даже в театре (Н. Гоголь).

1. Неоднородное соподчинение. 2. Последовательное подчинение.

9. Определите виды придаточных в многочленном сложноподчиненном предложении. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?

1. Неоднородное соподчинение придаточных: к главной части присоединяется придаточная часть цели и придаточная определительная часть. 2. Неоднородное соподчинение придаточных: к главной части присоединяется придаточная часть цели и придаточная часть места.

10. Из скольких частей состоит данное сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными и какой тип подчинения представлен в нем?

На следующий день Санин лежал еще в постели, как уже Эмиль, в праздничном платье, с тросточкой в руке и сильно напомаженный, ворвался к нему в комнату и объявил, что герр Клюбер сейчас прибудет с каретой, что погода обещает быть удивительной, что у них уже все готово, но что мама не поедет, потому что у нее опять разболелась голова (И. Тургенев).

1. Предложение содержит восемь частей; представлено однородное соподчинение придаточных. 2. Предложение содержит семь частей; представлено смешанное подчинение придаточных.

11. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Объясните, почему в предложении ставится только одна запятая.

Когда наступала зима и сад и дом заваливало снегами, по ночам раздавался волчий вой (А. Н. Толстой).

1. Предложение с последовательным подчинением придаточных. 2. Предложение с однородным соподчинением придаточных.

12. Проанализируйте сложные предложения. Выделите простые части, установите их число. Определите характер связи между ними.

Временами Мария готова была верить, что какой-то древний художник чудом угадал, что некогда явится в мир девушка Мария, и заранее создал ей портрет в барельефе таинственного, заколдованного дворца, который должен был сохраняться неприкосновенным под землей в течение столетий (В. Брюсов).

1. Предложение состоит из четырех частей, соединенных при помощи смешанного подчинения. 2. Предложение состоит из пяти частей, соединенных при помощи однородного соподчинения придаточных.

13. Проанализируйте сложные многочленные предложения с подчинительной связью. Установите способ связи придаточных и главной частей, назовите вид придаточных.

Поскольку романов у Чехова не было, представлялось очевидным, что он не имеет отношения ни к Достоевскому, ни к Тургеневу, ни к Гончарову (М. Громов).

1. Придаточная часть причины присоединяется к главной части посредством семантического причинного союза поскольку; придаточная изъяснительная присоединяется к главной части посредством функционального союза что; в многочлене представлено неоднородное соподчинение придаточных.

2. Предложение с последовательным подчинением придаточных; придаточная часть причины присоединяется к главной части семантическим причинным союзом поскольку; придаточная изъяснительная присоединяется к главной части функциональным союзом что.

14. Сколько запятых следует поставить в сложном предложении с несколькими придаточными? Назовите тип подчинения придаточных частей главной.

Среди дня корову выпускали в поле чтоб она походила по воле и чтоб ей стало лучше (А. Платонов).

1. Одна запятая; однородное соподчинение придаточных. 2. Две запятые; неоднородное соподчинение придаточных.

15. Назовите вид придаточных, установите способ связи придаточных и главной частей.

Туман держался долго, до одиннадцати часов, пока не нашласъ какая-то сила, которая подняла его вверх (В. Распутин).

1. Предложение со смешанным подчинением; придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом пока не, придаточная определительная часть присоединяется к главной части союзным словом которая.

2. Предложение с последовательным подчинением; придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом пока не, придаточная определительная часть присоединяется к главной части союзным словом которая.

16. Нужна ли запятая на стыке двух союзов — сочинительного и подчинительного? Сколько всего запятых следует поставить в этом сложном предложении?

В эту ночь Чубарев тоже не ложился, а когда наконец выпроводил всех из кабинета и взглянул на часы только пожал плечами (П. Проскурин).

1. Запятая не нужна; две запятые. 2. Запятая нужна; три запятые. 3. Запятая нужна; пять запятых.

17. Определите тип подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении. Нужна ли запятая перед союзом И?

Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной (А. Ахматова).

1. Неоднородное соподчинение придаточных; запятая нужна. 2. Однородное соподчинение придаточных; запятая не нужна.

В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

К ним относятся:

1) сочинение и подчинение.

Солнце закатилось, ночь последовала за днем без промежутка, это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов).

( – сочинительный союз, – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

2) сочинение и бессоюзная связь.

Уже давно село солнце, лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин).

(– сочинительный союз.)

3) подчинение и бессоюзная связь.

он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов).

(– подчинительный союз.)

4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

В саду было просторно росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.

( – сочинительный союз, – подчинительный союз.)

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Весь день стояла прекрасная погода, , мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.

(– сочинительный союз, – подчинительный союз.)

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить простые предложения, определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания.

Как правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи ставится запятая.

Иногда два, три и более простых предложения наиболее тесно связываются друг с другом по смыслу и могут быть отделены от других частей сложного предложения точкой с запятой. Чаще всего точка с запятой бывает на месте бессоюзной связи.

На месте бессоюзной связи между простыми предложениями в составе сложного возможны также запятая, тире и двоеточие, которые ставятся по правилам расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

В сложных синтаксических конструкциях, распадающихся на крупные логико-синтаксические блоки, которые сами по себе являются сложными предложениями или в которых один из блоков оказывается сложным предложением, на стыке блоков ставятся знаки препинания, указывающие на взаимоотношения блоков, при сохранении внутренних знаков, поставленных на своем собственном синтаксическом основании.

Особые трудности вызывает постановка знаков препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов (или сочинительного союза и союзного слова). Их пунктуационное оформление подчиняется законам оформления предложений с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Однако при этом выделяются и особого внимания требуют предложения, в которых несколько союзов оказываются рядом.

В подобных случаях запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но (в таком случае придаточное предложение может быть опущено). В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.

Надвигалась зима, и когда ударили первые морозы, жить в лесу стало тяжело. — Надвигалась зима, и когда ударили первые морозы, то жить в лесу стало тяжело.

Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем. – Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Я думаю, что если ты будешь стараться, у тебя всё получится. – Я думаю, что если ты будешь стараться, то у тебя всё получится.

Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи

Схема разбора сложного предложения с разными видами связи

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы.

4. Определить смысловые части (блоки) и вид связи между ними (бессоюзная или сочинительная).

5. Дать характеристику каждой части (блока) по строению (простое или сложное предложение).

6. Составить схему предложения.

ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи: бессоюзной, сочинительной и подчинительной, состоит из трёх частей, связанных бессоюзно (I и IIчасти) и сочинительным соединительным союзом и (II и III части); I часть – простое предложение, II часть – простое предложение, III часть – сложноподчинённое предложение с двумя придаточными (цели и определительным) с параллельным подчинением. Придаточное цели зависит от всего главного предложения, отвечает на вопрос с какой целью?, присоединяется союзом чтобы. Придаточное определительное зависит от существительного тропинку, отвечает на вопрос какую?, присоединяется союзным словом которая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *