Урок русского языка в 5 классе
: Обобщение и систематизация знаний, полученных в процессе изучения данной темы. Обогащение словарного запаса учащихся. Формирование умения использовать в речи слова в соответствии с их лексическим значением, употребление синонимов, антонимов. Воспитание потребности пользоваться словарём.
« Тот народ, который создал такой язык, –
поистине великий и счастливый народ».
1) Из чего состоит наша речь?
2) Из чего состоят предложения?
3) Что могут обозначать слова?
Издавна на Руси люди трепетно относились к слову. Не случайно в качестве эпиграфа я взяла эти слова К. Паустовского.
1) А какие высказывания о слове, о языке вы знаете?
2) Что образуют все слова, которые есть в языке? ( лексику, его словарный запас.)
3) А как произошло слово «лексика»? ( от греческого – слово, выражение, оборот)
4) Что такое «лексикон» ? ( словарный запас, словарь-справочник)
5) Как вы думаете, изменяется ли словарный запас языка, то есть его лексика, или остаётся неизменным, постоянным?
6) С чем это связано?
Ребята, мало знать слово, его лексическое значение. Необходимо грамотно, правильно произносить слова.
1) Как называется наука о литературном произношении и ударении? ( орфоэпия от греческого – прямой, правильный;
«Молчаливый диктант» ( записываю молча слова на доске, а учащиеся записывают в тетрадь, расставляя правильно ударения)
БаловАть, одноврЕменно, досУг, ржАвЕть, звонИт, Иконопись, мастерскИ, красИвее, облегчИть, хвОя, пОслушник, принУдить, включИт, щавЕль, ревЕнь. ( проверка с объяснением лексического значения слов)
. Лексический диктант ( по толкованию, т.е. лексическому значению, определить нужно понятие и записать одним словом)
А) Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника ( айсберг)
Б) Аппарат для чистки от пыли помещения или вещей ( пылесос)
В) В иголках бугорок мышку поволок ( ёжик)
Г) Запас слов и выражений человека ( лексикон)
Ребята, я рада, что Вы ответили на мои вопросы. Но где нам найти толкование слов, которые мы услышали впервые?
Сколько необходимо слов для общения? (4-5 тыс.)
Какие словари толковые Вы знаете? (самые известные, объёмные)
(словарь Ожегова, 57 тыс. слов; 4-х томник Д. Ушакова, 85 тыс. слов; 17-ти томный словарь современного русского языка, 120 тыс. слов; толковый словарь Даля, 200 тыс. слов, 30 тыс. пословиц)
Работа в тетрадях.
Составить словосочетания с прилагательным
/ мягкий мох (нежёсткий – основное значение), мягкий свет, мягкий характер, мягкая вода, мягкий климат /
Что же происходит? Как называется такое явление?
VII. Работа со словарём: привести примеры однозначных и многозначных слов (пары слов).
VIII. На доске ( выполнить синтаксический разбор предложения):
Лес стоит под шапкой тёмною, в золотом огне купается. ( И. Никитин)
Что использует поэт Никитин для создания образного восприятия?
А что это? (свои примеры)
IX. О чём нас предупреждает Я. Козловский в своём стихотворении?
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас слышат,
Одинаково нас пишут.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Смысл запрятан в серединке,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу далеки.
Есть ли отличие омонимов и многозначных слов?
(в контексте – одно значение, у омонимов – несколько)
многозначные слова – присутствует общий компонент значения.
– совершенно различны по значению.
– Какую строчку не сможет прочитать ни один учёный?
– Всякий ли цилиндр – шляпа?
– У каких башмаков не бывает каблуков?
XI. Помогите разобраться!
У меня есть листочки с написанными словами, а я не знаю, к какой теме это относится?
Атлас – атлас; хлопок – хлопок (
О всех ли разновидностях омонимии мы сказали?
Трут – труд; сидеть – седеть (
Какие языковые явления лежат в основе строк В. Я. Брюсова:
А) Я свято помню эту встречу:
Миг тот же если вновь я встречу, –
И жизнь ничтожная на плат!
(В. Брюсов «На берегу»)
Б) Я – под синим пологом
На холме пологом.
Но изжита, минута
Страшная минута! (
XII. Употреблять правильно слова надо учиться у классиков:
А) Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар.
Б) Лазурный, пышный сарафан
Одел Людмилы стройный стан.
Увы! Но часто можно в речи встретить ошибки:
Диссертация была апробирована.
Как называется это явление в лексике?
Болотистый – болотный; удачный – удачливый; существо – сущность;
проводить – производить. (), приведите свой пример.
Карликовый, крохотный, крошечный, малый, маленький – каким другим словом можно назвать? (ещё примеры: миниатюрный).
XII. На доске:
Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалёкие, красивые и уроды, здоровые и больные, весёлые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые. (Б. Черкасов) (
Молод годами, да стар делами.
XIII. Устаревшие слова: историзмы (злато, вседневно /всегда/).
Я говорю ученикам : «Поднимите десницу, шуйцу.
XIV. Но есть слова, которые мы слышим и улыбаемся (кочет, пимы, деляны, самоук, скусный). (
Каждая эпоха обогащает язык новыми словами.
Как называются слова, пришедшие в русский язык?
Иноязычная лексика (10%)
Нежелательно употребление, особенно, если не знаешь точного значения слова. Это ведёт к стилистическим ошибкам.
не действовали на упрямого спорщика.
Б) Среди собравшихся
деньги, выдаваемые вперёд в счёт заработка;
Валится из рук (не получается);
Голыми руками взять (легко, без усилий);
Клевать носом (засыпать);
Идти в ногу (согласованно);
Вставлять палки в колёса (мешать);
Давать слово (обещать);
В двух словах (сжато);
Бросать слова на ветер (обещать напрасно);
Некоторые из литературы:
XVI. Тестовая работа.
1) Все слова языка (лексика).
2) Раздел лингвистики, изучающий лексику (лексикология).
3) Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).
4) Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).
5) Слова с переносным значением (метафоры).
6) Слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию (омофоны).
7) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).
8) Слова, которые одинаково пишутся, но звучат по-разному и имеют разное лексическое значение (омографы).
9) Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками значений (синонимы).
10) Идиома – это (фразеологический оборот).
11) Слова, противоположные по значению (антонимы).
Спасибо. Урок окончен.
Класс: 7 «Б»
Обучающая: повторить понятия о лексике, как разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике. Развивающая: умение употреблять синонимы, антонимы, омонимы, однозначные и многозначные слова.
Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка. Тип урока: повторение, систематизация изученного. Метод обучения: словесный, частично-поисковый. Наглядные пособии: интерактивная доска, раздаточный материал, учебник русского языка 7 класса.
План урока 1. Организационный момент 2. Проверка домашнего задания 3. Объяснение нового материала 4. Закрепление нового материала 5. Подведение итогов 6. Выставление оценок 7. Домашнее задание 8. Рефлексия
I. Организационный момент: психологический настрой на урок «Круг пожеланий» II. Проверка домашнего задания
– Ребята, сейчас раздам вам тест «Проверь себя!» ответьте на вопросы.
1. Найдите лишний термин. А. Корень. Б. Окончание. В. Подлежащее. Г. Приставка. Д. Суффикс.
2. Укажите лишнее слово. А. Стена. А. Вода. Б. Стенной. Б. Водный. В. Настенный. В. Водитель. Г. Застенчивый. Г. Водяной. Д. Стенка. Д. Подводный.
3. Что обозначают данные слова? 1) Тренер. А. Предмет и признак предмета. 2) Режиссер. Б. Признак предмета по цвету. 3) Журналист. В. Людей по роду их занятий, по профессии. 4) Вратарь. 5) Банкир.
4. Что обозначает приставка без- в данных прилагательных? 1) Безаварийный. А. Отсутствие признака. 2) Безвкусный. Б. Признак предмета по цвету. 3) Безбородый. В. Признак предмета по размеру. 4) Бездомный. 5) Безжалостный.
5. Что обозначает приставка за- в глаголах? 1) Залаять. А. Противоположность действия. 2) Зашагать. Б. Прекращения действия. 3) Запеть. В. Начало действия. 4) Запрыгать. 5) Зааплодировать.
6. Укажите способ образования данных слов. 1) Прочитать,выиграть,пересказать,несчастье,несложный. 2) Ужинать,обедать,городской,писатель,волчонок. 3) Переход,зелень.причал,взрыв,тишь,полив.
А. Приставочный. Б. Бессуффиксный. В. Суффиксальный.
7. Укажите лишнее слово. А. Нефтепровод. А. Водохранилище. Б. Теплоход. Б. Машиностроение. В. Сухофрукты. В. Земледелие. Г. Проводник. Г. Птицефабрика. Д. Новостройка. Д. Завод.
8. Укажите гласную в сложных словах. 1) Пут.шествие. А. О. 2) Земл.трясение. Б. Е. 3) Пеш.ход. В. И. 4) Угл.воз. 5) Общ.житие.
9. Укажите лишнее существительное. А. Турпоход. А. Теракт. Б. Зарплата. Б. Горакимат. В. Инструктаж. В. Военкомат. Г. Главврач. Г. Дирижер. Д. Стенгазета. Д. Медпункт.
10. Определите род сложносокращенных слов. 1) АТС. А. Мужской род. 2) РК. Б. Женский род. 3) ГАИ. В. Средний род 4) СШ. 5) БСМП.
Ключи к вопросам:
1) В. 6) 1-А, 2-В, 3-Б. 2) Г, В. 7) В, В. 3) Б. 8) Б. 4) А . 9) Д, Г. 5) В. 10) Б.
III. Объяснение нового материала. Теоретический материал.
–Деление на группы:
-Ребята выберите понравившийся стикер, и угадайте какик эти слова?
1 группа «Антонимы»
2 группа «Синонимы»
-Обратите внимание на меня. Что у меня в руках? (ручка)
-Это канцелярская ручка, которым мы пишем, а это ручка от двери с помощью которого мы открываем и закрываем дверь.
-Значит, слово ручка имеет сколько значений? (несколько значений)
-Как мы называем такие слова? (многозначными) -У нас бывают и однозначные. Сегодня мы поговорим о словах.
-Раздел науки о языке, в котором изучают словарный состав языка называют лексикой. – Сегодняшняя тема у нас какая? (Лексика)
-Однозначные слова имеют одно лексическое значение, а многозначные несколько лексических значений. – Посмотрите на эти картинки. – Что вы видите? Золотая медаль – прямое значение, золотая осень – переносное. Многозначные слова имеют прямое и переносное значение.
Хорошо ребята, теперь отгадайте загадки.
Чесноку любимый брат, И никто не виноват, Что его кто тронет, Вмиг слезы обронит. ( Лук)
Он изогнут дугой, С тонкой нитью-тетивой. Он охотник, воин, спортсмен. Для метанья создан стрел. ( Лук)
-Ребята, лук – огородное растение, и лук – оружие, спортивный снаряд. Эти слова одинаковые по звучанию и написанию, но совсем разные по лексическому значению. Такие слова называются омонимами. Надо различать омонимы от многозначных слов. В толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные – как одно слово с перечислением.
-Послушайте, стихотворение Я. Козловского и В. Берестова. а) Потеряла Аленушка ключ. На опушке искала – не видно. Вдруг журчащий увидела ключ, Да не этот ей нужен, как видно.
б) Осенью поздней земля засыпает. Листьями ветер ее осыпает.
–Теперь послушайте слова: дорога-путь, большой-огромный, идти-шагать.
-Это какие слова? (Синонимы – слова близкие по значению.)
Синонимы – это слова близкие по лексическому значению. Группы слов, объединенных общим значением, называются синонимическим рядом. Например: умный, смышленный, толковый, мудрый. – Какие же слова, мы называем с противоположным лексическим значением? (Антонимы). Например: день-ночь, белый-черный, высокий-низкий.
IV. Закрепление нового материала.
Задание 1. Работа с учебником. Упр.279 Составьте различные словосочетания с данными словами. Объясните их лексическое значение.
Горяч. пора, горяч. молоко, горяч. человек;
свеж. ветер, свеж. газета, свеж. мясо;
мягк. человек, мягк. улыбка, мягк. одеяло;
ледян. ветер, ледян. гора, ледян. молчание.
Задание 2. (устно) -Обратите внимание на стихотворение. О каких ключах идет речь? Подпиши значение слова ключ в каждой из строчек.
Там, где нужен ключ обычный (металл) Не поможет ключ скрипичный (музыкальный термин) И лесным ключом, поверь (родник) Не откроешь эту дверь.
Как называются такие слова? (Омонимы)
Задание 3. (письм.) Соедини синонимы стрелкой.
Собака Путь Печаль Пес Дорога Ложь Неправда Войско Армия Грусть Огонь Пламя Метель Машина Автомобиль Буран
Задание 4. (устно) Работа с учебником стр.128. – Давайте поиграем в игру «Кто быстрее?» Здесь слова синонимы в разброс, соберите эти слова в синонимические ряды:
Бежать-мчаться; блестеть-сверкать; говорить-болтать; гореть-пылать; граница-рубеж; дорога-путь; заглавие-заголовок; значение-смысл; анализ-разбор.
Задание 5. (письм.) Работа с учебником. Упр.296 Выпишите антонимы, обозначающие: Цвет: белый – черный, бледный – румяный, яркий – тусклый; Размер: широкий – узкий, длинный – короткий, высокий – низкий; Время: день – ночь, утро – вечер, рано – поздно, ранний – поздний; Место: подземный – надземный, север – юг, вершина – подножье; Температура: жара – холод, горячий – холодный.
V. Подведение итогов.
-Давайте подведем итоги, что мы сегодня прошли?
1. Что такое лексика? ( Лексика-это словарный состав языка.) 2. Какие бывают слова? (Однозначные и многозначные слова.) 3. Что такое омонимы? (Омонимы – это слова одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.) 4. Что такое синонимы? (Синонимы – это слова, близкие по лексическому значению.) 5. Что такое антонимы? (Антонимы – это слова, противоположные по лексическому значению.)
VI. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание: Стр. 130 упр. 298 или 300.(повторить правила).
Вид урока – урок-путешествие.
Тип урока – урок-повторение
изученного материала.
1. Организационный момент (2 мин.)
Учащиеся готовятся к уроку, сдают рапорт.
2. Слово учителя (3 мин.)
– Прежде чем начать наш урок, ответьте мне,
пожалуйста, на такой вопрос: Что является
объектом изучения предмета русский язык?
– Правильно. А с каких сторон, позиций мы
изучаем слово?
– Какой раздел русского языка изучает написание
слова? (Графика)
– Какой раздел русского языка изучает
правильность написания слова? (Орфография).
– Какой раздел русского языка изучает
произношение слов? (Фонетика).
– Какой раздел русского языка изучает словарный
состав языка? (Лексика).
– Какой раздел русского языка изучает
устойчивые выражения и сочетания? (Фразеология).
– Сегодня мы с вами отправимся в необычное
путешествие и посетим только две страны Лексику
и Фразеологию.
3. Работа с Толковым словарем (3 мин.)
Задание 1. На парте у учеников
лежат Толковые словари.
– Русский язык очень богат и продолжает
обогащаться. Давайте попробуем определить
значение слова «богатый».
Учащиеся выписывают в тетрадь все значения
слова «богатый».
– Какое из этих лексических значений
подходит к русскому языку?
Вывод (письменно): Русский
народ создал русский язык, яркий, как радуга
после весеннего ливня, меткий, как стрелы,
певучий и богатый, задушевный, как песня над
колыбелью. ( А. Н. Толстой).
4. Многозначные слова
– Ребята, когда вы работали со словарями,
определяя лексическое значение слова «богатый»,
что вы заметили? Сколько значений имеет слово
«богатый»?
Ответ: Слово «богатый» имеет несколько
значений.
– Как называются слова, которые имеют
несколько значений?
– Именно в бухте Многозначности мы и
сделаем свою первую остановку.
Задание 2. (5 мин.)
Пока два ученика делают разборы у доски,
остальные работают в тетради, а некоторые
выполняют карточки.
На слайде представлены выражения, ученики
записывают их в тетрадь. Выполните
морфологический разбор слова, выделенного
зеленым цветом и фонетический разбор слов,
выделенного желтым цветом.
– В каком выражении слово язык употреблено в
прямом значении, а в каком в переносном значении?
– Для того, чтобы проверить правильно ли вы
ответили, обратите внимание на следующий слайд.
Выражения в прямом значении будут красного
цвета, в переносном – белого.
– Что такое прямое значение?
Ответ: Это основное лексическое значение
слова.
– Что такое переносное значение?
Ответ: Это вторичное лексическое значение.
5. Дифференциация. Работа по карточкам
– У вас есть возможность посетить разные
города страны Лексика. В какой город вы попадете,
вы сможете узнать, выполнив задание.
Карточка 1. НУВ
– О каких ключах идет речь? Подпишите значения
слова ключ в каждой из строчек. Как называются
такие слова? Определите разряд частиц.
Там, где нужен ключ обычный, (метал.
стержень)
Не поможет ключ скрипичный. (музыкальный
термин)
И лесным ключом, поверь,
(родник)
Не откроешь эту дверь.
Ответ: Эти слова называются омонимы.
– В каком городе находитесь вы? Закончите
предложения, вставив нужные по смыслу слова. Как
называются эти слова?
Ответ: Эти слова называются синонимы.
Карточка 3. « Средние»
– Посмотрите на рисунок. Перед вами герои басни
Крылова «Слон и Моська». Охарактеризуйте наших
героев, подобрав пары слов-антонимов.
Слайды 7, 8.
После этого ученики вслух устно комментируют
задание на карточках.
6. Физкультурная минутка (2 мин.)
7. Итоги раздела Лексика
– Ребята, наше путешествие по стране Лексика
подошло к концу. Что мы узнали об этой стране?
Ответ: Узнали, что слова могут быть
многозначными, они могут иметь прямое и
переносное значение. Познакомились с синонимами,
антонимами и омонимами.
– Ребята, вы правильно отметили, что мы в стране
Лексика познакомились с со словами, имеющими
переносное значение, а в каком еще разделе языка
встречаются такие слова?
Ответ: В разделе языка «Фразеология».
– Правильно. Слова с переносным значением
живут в двух странах, одна из которых
Фразеология, куда мы сейчас и отправимся.
8. Слайд 11.
– Вот мы и приплыли в бухту «Мал золотник – да
дорог».
Задание 3. (5 мин.)
– Вам необходимо переписать данные выражения.
Ответьте на вопрос: Какие из выражений являются
фразеологизмами?
– Правильный ответ вы увидите на слайде.
Выполните морфемный разбор выделенных слов.
Каждый из учеников по очереди выходит к доске и
выполняет разбор одного слова.
Задание 4. Устно. (3 мин.)
– Вам предложены фразеологизмы, какие из слов в
данных фразеологизмах не могут сочетаться с
другими словами? Что означают эти выражения?
Задание 5. (5 мин.)
– А теперь нам необходимо отправляться дальше.
Следующая наша цель – бухта «Взялся за гуж – не
говори, что не дюж».
– Запишите под диктовку предложения, после
каждого предложения в скобках запишите
фразеологизмы, которыми можно заменить
некоторые слова из предложения. Объясните
постановку знаков препинания.
– А теперь обратите внимание на слайд, как
должно быть на самом деле. Исправьте свои ошибки.
9. Итоги раздела Фразеология
– Ребята, что нового вы узнали в стране
Фразеология? А что повторили, вспомнили? Для чего
нам нужны фразеологизмы?
10. Итоги всего урока
– Ребята, наше сегодняшнее путешествие подошло
к концу, корабль, на котором мы плыли причалил к
берегу. Понравилась вам эта познавательная
прогулка?
– По каким странам мы сегодня путешествовали?
– Что изучает раздел языка Лексикология? Что мы
узнали в стране Лексика? (Словарный состав
языка)
– Что изучает раздел языка Фразеология? Что мы
узнали в этой стране? (Устойчивые выражения и
сочетания)
– Для чего нам нужны эти знания? Где мы можем их
применить?
11. Домашнее задание: написать
сочинение на тему «Для чего я должен знать
фразеологизмы?»
– Спасибо вам за урок, вы можете быть свободны.
Урок русского языка в 6-ом классе
Тема: В мире слов, или что такое лексика.
повторить теоретический материал о прямом и переносном значении слов, об однозначных и многозначных словах, о синонимах, антонимах, омонимах, совершенствовать умение пользоваться словарем, учить видеть системные отношения в лексике, применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
развивать память, внимание, культуру речи;
воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности, воспитывать коммуникативную культуру учащихся.
интерактивная доска, раздаточный материал, кроссворд, иллюстрации, словари (Толковый словарь С. Ожегова, Толковый словарь под ред. Д.Н. Ушакова, « Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, словари синонимов, антонимов, омонимов).
Чтение предложений из сказки Л. Петрушевской « Пуськи бятые» :
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
-Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали.
-Ребята, вам понятно, о чем говорится в предложениях?
-Почему вы не понимаете смысл?
-Верно, в словах нет лексического значения. Грамматическое значение позволяет нам определить части речи, а вот смысл от нас скрыт.
-А что такое лексическое значение? (Это то, что слово обозначает)
-В каком разделе мы изучаем лексическое значение слова? ( В разделе « Лексика»)
– Тема «Лексика – одна из самых интересных в курсе русского языка 5-го класса, потому что речь идет о слове, без которого нельзя построить свою речь, нельзя понять друг друга, нельзя общаться. Как удивительно точно сказал М Горький о слове: «Слово- одежда всех фактов, всех мыслей».
– Как вы понимаете слова М. Горького?
Учитель предлагает записать число, тему урока и эпиграф к нему в тетради.
-Сегодня мы будем обобщать знания по теме «Лексика», вспомним, что такое синонимы, антонимы, омонимы, какое значение слова является прямым, а какое называют переносным.
Первый этап нашего урока – работа с тестом по теме «Лексика». Выполнение тестовых заданий позволит нам уже сейчас подготовиться к экзаменам – подобного рода вопросы вам будут предложены при сдаче ГИА и ЕГЭ.
А. Что такое лексика?
1. – Это наука о языке.
2. – Это наука о слове.
3. – Совокупность всех слов языка.
Б. Какая единица языка изучается в разделе «Лексика»?
2. -Звук (речи).
В. Чем отличается слово от других единиц языка?
1. – Оно служит наименованием действия.
2. – Оно служит наименованием предметов, признаков и действий.
3. – Оно служит наименованием предметов.
Г. Дайте определение омонимам.
1. – Омонимы – это слова разных частей речи, одинаковые по звучанию и написанию.
2. – Омонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
3. – Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.
Д. Дайте определение синонимам.
1. – Синонимы – это слова, обозначающие одно и то же, но имеющие разные лексические значения.
2. – Синонимы – это слова , противоположные по значению.
3. – Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
Ж. Что такое антонимы?
1. – Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
2. – Антонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
3. – Антонимы – это слова, имеющие одно лексическое значение. (Ответы: А-3; Б-3; В-2; Г-2; Д-3; Ж-1.)
3. Повторение изученного материала
3.1. Беседа. Демонстрация словарей
– А что такое язык?
(Подготовленный ученик дает ответ.)
Язык -это когда один человек говорит, другой слушает, понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов ( устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит благодаря языку.
-А сколько слов в русском языке?
Чтобы приблизительно хотя бы знать, сколько слов в русском языке, необходимо обратиться к словарям русского языка. Есть словарь С. И. Ожегова. В нем представлено около 57 тысяч слов. В четырехтомном словаре под редакцией Д. Н. Ушакова – более 85 тысяч слов. В 17 томном словаре современного русского литературного языка Академии наук – 120.480 слов. Мы знаем имя В. И. Даля. Он пытался собрать все слова русского языка. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» представлено более 200 тысяч слов. Даль работал над ним 47 лет!
Обратите внимание, ребята! Интересные числа!
В 17 томном словаре современного русского литературного языка дается 120.480 слов.
Словарь произведений А. С. Пушкина состоит из 21 тысячи слов.
Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование, – из 12 тысяч слов.
3.2. Лингвистический эксперимент.
Проведем эксперимент. Сколько приблизительно слов вы знаете? Для этого возьмем толковый словарь ,откроем страницу с буквой П,Л или М. Посчитайте, сколько слов ,помещенных на этой странице, вы знаете и свободно употребляете. Полученное количество слов умножьте на число страниц в словаре.
– Сравним полученные результаты. ( Учащиеся называют результаты).
Мы с вами сегодня еще раз убедимся в богатстве и многообразии великого русского языка
3.3. Повторение синонимов
– Что такое синонимы?
А. Разнобуквенные синонимы.
Впишите в пустые клетки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова.
Лес . . ( бор)
горе . . . (беда)
мороз . . ( холод)
хотеть . . . (желать)
спелый . . . (зрелый)
кроткий . . . (смирный)
Б. Спишите, заменяя выделенные слова синонимами ( для преодоления неоправданного повторения слов ) . Вставьте пропущенные знаки препинания.( Подобное задание выполните дома – упражнение 60 и составите кроссворд по теме « Лексика»).
Ребятишки поднимались на крутой холм. Подниматься было трудно и они устали. Когда поднялись на вершину холма сели отдохнуть и полюбоваться окрестными местами.
– Ребята, для чего нужны синонимы?
-Неоправданный повтор слов – это речевая ошибка! Подобного рода задания будут на ЕГЭ!
3.4. Повторение антонимов.
– Что такое антонимы?
Задание. Разгадайте кроссворд.
Заполните горизонтальные строчки антонимами к словам:
По вертикали получите ключевое слово.
Ответы: влажный, кончать, затишье, плотный, ленивый, длинный, темнота. Ключевое слово: антоним.
3.5. Прямое и переносное значение слов.
А. Запишите словосочетания в два столбика, а по какому принципу вы их распределите, назовете сами.
Тяжелый чемодан, тяжелый характер; легкая работа, легкая рука, олимпийское спокойствие, олимпийские игры, железная дисциплина, железный гвоздь.
– Какое значение слова называют переносным? Как в художественной литературе называется употребление слов или оборотов речи в переносном значении? ( Метафора)
Б. Со словами звезда, холодный, хрупкий составьте словосочетания так, чтобы каждое из этих слов было употреблено в прямом и переносном значениях.
3.6. Повторение омонимов.
– Что такое омонимы?
А. Составьте словосочетания со словами такие, чтобы в них заключалось разное значение одинаково звучащих слов.
Слова: ручка, кисть, ключ.
Учитель. Скажите, ребята, какие два слова – омонимы стали важными в конце 20 столетия?
Нам поможет найти эти слова телемост « Россия – США», который мы организуем сейчас в классе. Двое учащихся – девочка из г. Новый Уренгой и мальчик из Вашингтона – читают стихи. А мы превращаемся в зрителей и по возможности в тетрадях слова, звучащие на разных концах нашей планеты и отдаленные друг от друга тысячами и тысячами километров. Если два стихотворения сольются в одно, значит, действительно существует единый язык всего человечества – ЯЗЫК ДРУЖБЫ.
Итак, Россия, вам слово
Учитель. Включаем Вашингтон.
Американский мальчик (на английском языке). Все дети мира хотят жить без драк, без войн.
Учитель. Включаем Россию.
Девочка. Пусть тишина полей прольется теплым хлебом.
Вашингтон. Все дети мира хотят получать и дарить подарки, хотят играть и учиться.
Россия. И солнце по утрам свет дарит всей планете.
Вашингтон. Все дети мира хотят мечтать и видеть сны, смеяться и быть счастливыми.
Россия. Не быть войне, смертям.
Быть миру, счастье – детям.
Вашингтон. И тогда все люди на всей планете будут знать, что все хорошо, что завтрашний день настанет.
– Внимание! Эврика! Дети делают открытие: строчки слились, значит, действительно мы говорим с американцами на разных языках об одном и том же.
– О каких словах идет речь?
– Об омонимах – мир.
Мир – планета Земля, отдельная часть вселенной ( в словах американского мальчика).
Мир – согласные отношения, спокойствие, отсутствие вражды ,войны, ссоры ( в строчках русской школьницы).
На этом наш урок закончен. Я желаю, чтобы на всей земле царили только мир и согласие!
4. Итог урока , оценивание, рефлексия.
– Подведем итог.
– Чему сегодня учились на уроке? Как и где мы сможем применять полученные знания?
– Как справлялись с заданиями? Какие задания были более сложными?
Тема урока: Повторение и систематизация изученного по теме «Лексика».
Для всего, что существует в природе в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных- нету!
И все, что может видеть глаз-
Над нами и под нами,-
И все, что в памяти у нас, –
Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно- давно привычно нам,
Язык- и стар и вечно нов!
И это так прекрасно-
В огромном море- море слов-
II. Сообщение темы и цели урока.
– Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас веселыми и бодрыми. Располагайтесь поудобнее, не забывайте следить за осанкой.
Сегодняшний урок и обычный, и особенный одновременно. Обычный, потому что будем говорить о вещах, вам хорошо знакомых. Особенный тем, что мы совершим путешествие по необъятной стране Русский язык. Может, кто- то и считает русский язык трудным, скучноватым. Нет, они не правы, он удивительный, загадочный, интересный. Целью нашего путешествия является повторение знаний по теме «Лексика».
Запись даты и темы.
– Запишите число и тему урока в тетради.
Компасом вам будут служить ваши знания, смекалка, умение быстро работать. Нам предстоит пройти следующие этапы. А какие, нам поможет диктант.
ЗАДАНИЕ 1 По лексическому значению определите слова и запишите их в тетрадь.
1. Все слова русского языка.(лексика).
2. Раздел лингвистики, изучающий лексику. ( Лексикология)
3. То, что слово обозначает.(Лексическое значение слова).
4. Слово, имеющее одно л. значение. ( однозначные слова).
5. Слово, имеющее несколько лексических значений). ( многозначные слова).
6. Слова с переносным значением. ( Метафора)
7. Слова , одинаковые по звучанию и написанию, но разные по л.зн.( Омонимы).
8. Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками л.з.(синонимы).
9. Слова с противоположным лексическим значением.(Антонимы).
III. Работа по теме.
–Еще раз скажите, что такое лексика?
Верно, а я вам напомню, что слово Лексика- слово греческого происхождения, означает- слово, выражение)
-Обратите внимание на эпиграф к уроку. Прочитаем слова К. Паустовского.
– Как вы думаете, все ли слова знает и употребляет каждый человек? (нет)
Если у человека большой словарный запас, то с ним интересно общаться- ведь он знает много слов! Вильям Шекспир пользовался 12000 слов в своих произведениях. Современный человек должен знать и уметь употреблять в своей речи 20000-24000 слов. Но часть бывает так, как в стихотворении Агнии Барто.
Чтение учителем стихотворения.
Заранее, заранее все было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придет мой старший брат,
Он мне расскажет все подряд,
Он объяснит мне, что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
– Они ползут, а он им- раз!
А тут как раз она ползла.
А он как даст ему со зла!
Они ей -раз! Она им – раз!
Но тут как раз ее он спас,
Ух, сильное кино!
Нет, видно я еще мала:
Я ничего не поняла!
-Итак, что можете сказать о словарном запасе мальчика? Действительно, у него бедный словарный запас. Он мало знает, не умеет выражать свои мысли.
– Что бы вы посоветовали герою стихотворения? (больше читать книг).
– Действительно, для обогащения словарного запаса необходимо много читать, а также отгадывать кроссворды. Мы сейчас этим и займемся.
Работа над кроссвордом.
1. Помещение для чтения публичных лекций.
3. Игра-задача, в которой нужно отгадать слова.
5. Очень мелкий дождь.
6. Круглая площадка в цирке.
– Что помогло узнать слова? (Мы отгадали слова с помощью описания предмета, его признаков и назначения).
– Как в русском языке называется то, что слово обозначает?(лексическое значение0.
– Какое еще значение имеет слово? (грамматическое)
/ Лексическое значение(изучает ЛЕКСИКА)
ГРАММАТИЧЕСКОЕ Значение (Морфология).
– где мы можем узнать лексические значения неизвестных нам слов?- Да, можем узнать в словаре.
Сообщение учащихся об истории создания толковых словарей.
– Таким образом, в словарях отражается все богатство русского языка. Не случайно А. Франс писал: «Словарь- это целый мир, расположенный в алфавитном порядке». Работа со словарями- это тоже обогащение своего лексикона. Посмотрим, как вы пользуетесь толковым словарем.
2. Этап повторения темы « Однозначные и многозначные слова.
Найдите значение слова ЗЕМЛЯ. Сколько значений у данного слова? Как называются такие слова? Давайте докажем, что земля- многозначное слово. Запишите в тетрадях под цифрами разные значения слова. Ваша задача выбрать и прочитать значение этого слова в предложениях, используйте слова для справок : планета, территория, Родина, почва, суша.
– Можно ли сказать, что ЗЕМЛЯ- многозначное слово? Что вы знаете об однозначных и многозначных словах?
– Послушайте шуточные стихотворения и определите значения многозначных слов.
Они обычно для шитья,
И у ежа их видел я.
Бывают на сосне, на елке,
1. инструмент для шитья. 2. предмет в форме иглы.
В тетради я бываю
Косая и прямая.
В другом своем значении
Я планка для черчения.
И наконец, порою,
В шеренгу вас построю. ( Линейка).
1. полоска в тетради. 2. планка для черчения. 3. построение людей.
– итак, знание значений многозначных слов позволяет нам правильно понимать высказывания людей. Мы убедились, как важно правильно выражать свои мысли. Об этом говорил Лев Николаевич Толстой: «Обращаться с языком кое-как- значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».
3. Этап повторения темы «Прямое и переносное значение слов».
– Продолжаем работу, и мы на следующем этапе.
Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы.
-Сделайте синт. разбор. Хорошо. А теперь прочтем еще раз. Что наблюдается в этом предложении? Расскажите. как происходит перенос значения.
Тяжелый (чемодан, характер), легкая (работа, рука), олимпийское (спокойствие, игры), железная ( дисциплина, гвоздь).
4. Этап повторения темы «Омонимы».
– Угадайте, о каких словах идет речь в стихотворении?
Вы откуда, молодцы?
День вступил в свои права,
Постучались в дверь слова.
Я открыл им. Что за чудо?
Предо мною близнецы.
Я спросил их: « Вы откуда
Отвечали мне слова:
Что и раньше с нами встречи
Ты имел наверняка.
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки
( Я. Козловский).
– Да, ребята, это омонимы. Дайте определение омонимов.
Найдите их в стихотворениях,,устно объясните значения.
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину
Норку в норке не нашла.
Если в норке
Пропал и след.
А норки -нет!
( А. Шибаев).
И лесным ключом , поверь,
-Каковы их значения?
-Мы лисички, дружные сестрички.
– Ну а вы- то, кто же?
– Мы лисички тоже.
– Как с одной то лапкой?
– Нет еще со шляпкой!
Молоко покрыла пеночка,
Варится в котле овсянка.
За окном щебечет пеночка,
Подпевает ей овсянка.
– Отгадайте загадки.
Нас много в играх набирают,
А иногда и на нос надевают. (очки).
Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей. (нос).
Со мной ходи стрелять учиться,
На грядке ты меня ищи.
Могу попасть я метко в птицу,
А чаще попадаю в щи. (лук)
Добавьте поясняющие слова так, чтобы стали ясны значения омонимов.
КРАН ( строительный, водопроводный)
ТУШИТЬ ( огонь, мясо)
ТОПИТЬ ( дровами, в воде)
КЛУБ ( дыма, сельский)
ПОЛЯ (земли, тетради)
ГЛАДИТЬ(по голове, брюки)
– Ребята. Для омонимов характерны обязательные признаки- одна и та же часть речи, одинаковость произношения и написания. Если нет одного признака, то это не омонимы.
Сообщение ученика об омографах, омофонах и омоформах.
Итог работы на этом этапе можно подвести словами А. И. Герцена:
« Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем».
– Оставим это веселое место, продолжим наше путешествие. А узнать название следующей станции узнаем, выполнив
– Я читаю стихотворение, а вы записываете пропущенные слова в строчку через запятую.
Простое слово промежуток.
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
На время что-то прекратив,
В борьбе, в труде устали слишком,
После урока непременно
Какие слова вы записали? Как они называются? Дайте определение синонимов.
Найдите в стихотворении еще один синоним этим словам, запишите. ( Промежуток).
-запишите синонимы к словам- торопиться, учить, бежать, осилить, известие, удивить, фантазировать.
Работа с текстом.
Спишите текст, замените повторяющиеся слова синонимами. Какова роль синонимов.
Путешественник, напрягая силы, прокладывает себе путь (дорога) среди непроходимых лесных зарослей. Труден путь; на каждом шагу бесстрашного путешественника (исследователя) в этих непроходимых(дремучих ) зарослях (дебрях) подстерегает смертельная опасность.
– Как вы думаете, зачем нужны синонимы?
– синонимы обеспечивают более точное выражение мысли, преодоление повторения одних и тех слов.
Послушайте стихотворение С. Баруздина
Какое над нами небо-
Высокое или низкое?
Далекое или близкое?
Когда самолет взмывает
В небо с аэродрома,
То близким небо бывает,
Как стены родного дома.
Когда со скоростью света
Ракета уходит в воздух,
Мы знаем эта ракета
К нам приближает звезды.
Но ежели ты без срока
В безделье живешь и в покое,
Ты видишь небо далекое
И бесконечно чужое.
– Как называются слова высокое- низкое, далекое- близкое, чужой- родной?
-дайте определение антонимов.
Задание. Запишите пословицы. Найдите в них антонимы, подчеркните.
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
Труд всегда дает, а лень берет.
На голове густо, да в голове пусто.
Велик телом, да мал делом.
На черной земле белый хлеб родится.
В пословицы вставьте подходящие по смыслу слова.
Слова для справок: длинный короткий, черный -белый, меньше- больше., вперед-назад.
ИГРА « ДОМИНО»
Итоги урока. Выставление оценок.
Заключительное слова учителя.
Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие по Лексике. Мы повторили и закрепили основные понятия. Вы – молодцы, смогли не только поучаствовать, но и показать хорошие знания.
Для чего же нужны в речи омонимы, синонимы, антонимы?( чтобы сделать нашу речь красивой , выразительной). Чтение эпиграфа.
Мы не будем останавливаться на достигнутом. Нас ждет новое, неизведанное, интересное. Это путешествие не последнее. Счастливого пути!
Домашнее задание. Разгадать кроссворд.