Мифы Древней Греции.
повторить понятие «миф»;
дать понятие «герой» в древнегреческой мифологии, раскрыть многозначность этого понятия;
познакомить с историей олимпийских игр.
1. Орг. момент.
2. Вводная беседа:
– Что такое миф? (Миф – предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид УНТ.)
– Можно ли мифы назвать сказками?
– Что общего между мифом и сказкой? (Сказка, так же как и миф, вид УНТ.)
– Чем отличается миф от сказки? (Мифы – правдивые рассказы о том, что действительно было, с точки зрения древнего человека. Сказка – вымысел.)
– Мифы существовали только в Древней Греции? ( Нет, у всех народов.)
– Кто является величайшим героем древнегреческой мифологии?
3. Слово учителя.
– В мифах других народов у Геракла есть «двойники». Из них особенно интересны Эти герои, как и Геркулес, ходили на край света, совершали великие подвиги и страдали. В звёздную ночь мы можем видеть Геракла (под его римским названием Геркулеса) на небе, так как его именем называется одно из созвездий.
4. Рассказ учителя о рождении Геракла.
В Микенах правил царь У него телебои (племя, жившее на западе Греции, в Акарнании) похитили стада. Царь объявил тогда, что отдаст свою красавицу – дочь тому, кто вернёт ему стада и отомстит за смерть его сыновей. Герою удалось вернуть стада. Он получил руку Алкмены. Но вскоре он был вынужден отправиться с войском против телебоев. В его отсутствие Зевс, пленённый красой Алкмены, явился к ней, приняв образ Амфитриона. Вскоре вернулся и Амфитрион. И вот от Зевса и Амфитриона должны были родиться у Алкмены два сына-близнеца.
В тот день, когда должен был родиться великий сын Зевса и Алкмены, собрались боги на высоком Олимпе. Радуясь, что скоро родится у него сын, Зевс сказал богам:
– Выслушайте, боги и богини, что я скажу вам: велит мне сказать это моё сердце! Сегодня родится великий герой; он будет властвовать над всеми своими родственниками, которые ведут свой род от сына моего,
Но жена Зевса, Царственная Гера, гневавшаяся, что Зевс взял себе в жёны смертную Алкмену, решила хитростью лишить власти над всеми персеидами сына Алкмены – она уже прежде рождения ненавидела сына Зевса. Поэтому, скрыв в глубине сердца свою хитрость, Гера сказала:
– Ты говоришь неправду, великий громовержец! Никогда не исполнишь ты своего слова! Дай мне великую нерушимую клятву богов, что тот, который родится сеодняпервым в родще персеидов, будет повелевать своими родственниками.
Овладела разумом Зевса богиня обмана Ата, и, не подозревая хитрости Геры, громовержец дал нерушимую клятву. Тотчас покинула Гера светлый Олимп и на своей золотой колеснице понеслась в Аргос. Там ускорила она рождение сына у богонравной жены персеида и появился на свет в этот день в роде Персея слабый, больной ребёнок, сын Сфенела, Эврисфей. Быстро вернулась Гера на светлый Олимп и сказала великому Зевсу:
– О, мечущий молнии Зевс-отец, выслушай меня! Сейчас родился в славном Аргосе у персеида Сфенела сын Эврисфей. Он первые родился и должен повелевать всеми потомками Персея.
Опечалился великий Зевс, теперь только он понял всё коварство Геры. Он разгневался на богиню овладевшую его разумом; в гневе схватил её Зевс за волосы и низвергнул со светлого Олимпа. Повелитель богов и людей запретил ей являться на Олимп. С тех пор богиня обмана Ата живёт среди людей и временами затмевает их разум.
Зевс облегчил судьбу своего сына. Он заключил с Герой нерушимый договор, что его сын не всю жизнь будет находиться под властью Эврисфея. Лишь 12 великих подвигов совершит он по поручению Эврисфея, а после не только освободится от его власти, но даже получит бессмертие. Громовержец знал, что много великих опасностей придётся преодолеть его сыну, поэтому он повелел своей любимой помогать сыну Алкмены. Часто приходилось потом печалиться Зевсу, когда он видел, как его сын несёт великие труды на службе у Эврисфея, но не мог он нарушить данную Гере клятву.
В один день с рождением Эврисфея и у Алкмены родились близнецы: старший – сын Зевса, названный при рождении , и младший – сын Амфитриона, названный . Алкид и был величайшим сыном Греции. Он назван был позже прорицательницей пифией Гераклом. Под этим именем прославился он, получил бессмертие и был принят в сонм светлых богов Олимпа.
– Называя Геракла, мы всё время говорим, что он герой. А кто же такой герой? (Герой – 1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. 2. Главное действующее лицо литературного произведения.)
– Можно ли назвать Геракла героем с точки зрения обоих значений?
– Но есть ещё одно значение слова «герой», которое было распространено в Древней Греции. Запишите это значение в тетради: «Герой – это сын или потомок божества и смертного человека, полубог. Обычно герой наделён сверхчеловеческими возможностями и непомерной силой, но, в отличие от богов, лишен бессмертия».
– Как вы думаете, на чём основано такое определение? (Герой – необычный человек, а люди с особыми возможностями встречаются редко, объяснить их редкие дарования иначе как божественным происхождением трудно.)
– Получается, что Гераклу подходят все три определения слова «герой».
– Сколько подвигов совершил Геракл?
– Какой из подвигов был самым сложным?
– Почему Геракл оказался на службе у Эврисфея? (Гера наслала на Геракла ужасную болезнь. Он лишился разума, безумие овладело им. В припадке неистовства Геракл убил своих детей и детей брата Ификла. Когда же припадок прошёл, глубокая скорбь овладела Гераклом. Геракл обратился к с вопросом, что же ему теперь делать. Аполлон повелел Гераклу отправиться в и 12 лет служитьГеракл поселился в Тиринфе и стал слугой слабого, трусливого Эврисфея. Эврисфей боялся могучего героя и не пускал его в Микены. Все свои приказания передавал через своего вестника
– Один из подвигов Геракла дал «крылатое» выражение « авгиевы конюшни». Оно обозначает сильно засорённое, загрязнённое или захламлённое место.
– В чём же заключается подвиг – очистить конюшни от навоза?
6. Чтение мифа вслух.
7. Беседа по прочитанному.
– Какое решение принял Геракл для выполнения неразрешимой задачи? (Направил воду на конюшни и всё смыло водой).
– Какие качества Геракла проявились в этом подвиге?
– За что Геракл отомстил Авгию? (За коварство и несправедливость).
– В чём проявилось коварство царя Элиды? (Авгий дал Гераклу заведомо невыполнимую работу и тем самым обманул его. Обманул дважды: не расплатился за выполненную по договору работу.)
– Как изображена месть Геракла? (Месть страшная, но справедливая).
– Какое значение имеет этот подвиг Геракла для мировой истории? (Эта история положила начало Олимпийским играм: после победы над Авгием Геракл принёс жертвы олимпийским богам и учреди Олимпийские игры).
Ученики читают сноску к мифу «Скотный двор царя Авгия» об истории Олимпийских игр.
8. Рассказ учителя об Олимпийских играх.
Древнейшими и самыми знаменитыми из спортивных соревнований являются Олимпийские игры, которые проводились в честь бога Зевса каждые 4 года в священном греческом городе Олимпия.
Первые известные нам игры состоялись в 776 до н.э. и тогда же текст договора о правилах состязаний был записан на бронзовом диске.
В Играх могли принимать участие только греки, варвары могли присутствовать на Играх только в качестве зрителей. Замужним женщинам, за исключением жрицы , запрещалось появляться на празднике под страхом смерти.
С началом Игр во всех греческих государствах начиналось священное перемирие, длившееся 2 месяца, во время проведения которого прекращались все военные действия; область Олимпии становилась «священной зоной мира», в которую никто не имел права вступать с оружием.
Спортсмены и их наставники съезжались в Олимпию за месяц до начала Игр. Для тренировок отводилось 10 месяцев. Сами Игры длились 5 дней. В 1-й день приносили клятву в соблюдении всех правил состязаний, проходили жертвоприношения богам. Во 2-й день проводились состязания в группе мальчиков, в 3-й день – состязания мужчин, в 4-й – конные состязания, 5-й день заканчивался жертвоприношениями и был посвящён торжественной церемонии вручения наград.
Первым победителем Олимпийских игр считался Коронбос (или Кореб)(776 до н.э.), который выиграл состязание в коротком беге на 1 стадий (192,21м).
С 720 года до н.э. атлеты, до этого выступавшие в набедренных повязках, состязались обнажёнными. Греки высоко ценили победителей олимпиад. Победителю судьи вручали пальмовую ветвь. Имя победителя, имя его отца и отечество объявлялись и высекались на мраморных плитах, выставленных в Олимпии для всеобщего обозрения. Кроме того, атлеты награждались венками из ветвей оливкового дерева, по преданию, посаженного самим Гераклом, и им позволялось поставить в Олимпии свою статую.
В 4 веке до н.э. историк предложил вести летоисчисление по Олимпиадам, от одной Олимпиады до другой.
Игры считались священными и посвящались языческим богам; поэтому когда Римская империя, в которую входила и Греция, стала христианской страной, они были запрещены. В апреле 1896 года в Афинах состоялась Первая Олимпиада, положившая начало современному олимпийскому движению. Инициатором возрождения Олимпийских игр был Пьер де Кубертен.
– Какие детали 6 подвига Геракла вам кажутся сказочными, а какие – достоверными?
(распечатан для каждого обучающегося)
1. Имя жены Зевса, которая ненавидела Геракла.(Гера)
2. Главный бог на Олимпе. ( Зевс)
3. Имя царя, которому Геракл служил 12 лет. ( Эврисфей)
4. Имя царя Элиды, который дал Гераклу задание очистить скотный двор. ( Авгий)
5. Имя родного брата Геракла (Ификл)
6. Имя матери Геракла.(Алкмена)
10. Домашнее задание.
Составить план мифа.
Тема: Мифы Древней Греции
Дать представление о мифе, его природе.
Познакомить учащихся с мифами Древней Греции, приоткрыть глубину идей и красоту образов древней мифологии.
Воспитывать интерес к искусству, мировой литературе, истории.
компьютер (для воспроизведения презентации урока), учебник под ред. Бунеевых, репродукции картин на мифологические темы, рабочие тетради, словарики учащихся.
Работа с терминами:
– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем с вами изучение раздела «То времена, а то деяния» и надеюсь, что ваша работа будет плодотворной и принесет много полезной информации
1. Слово учителя.
(на фоне греческих «Сертак»)
Я верую в мощного Зевса, держащего выси вселенной;Державную Геру, чьей волей обеты семейные святы;Властителя вод Посейдона, мутящего глуби трезубцем;Владыку подземного царства, судью неподкупного Гада;Губящую Ареса силу, влекущего дерзостных к бою;Блаженную мирность Деметры, под чьим покровительством пашни;Священную Гестии тайну, чьей благостью дом осчастливлен;Твой пояс, таящий соблазны, святящая страсть, Афродита;Твой лук с тетивой золоченой, ты, дева вовек, Артемида;Певуче-бессмертную лиру метателя стрел Аполлона;Могучий и творческий молот кующего тайны Гефеста;И легкую, умную хитрость посланника с крыльями Герма. Я верую, с Зевсом начальным, в двенадцать бессмертных. СтихииПокорны их благостной воле; земля, подземелье и небоПодвластны их грозным веленьям; и смертные, с робким восторгом,Приветствуют в образах вечных – что было, что есть и что будет. Храните, о боги, над миром владычество ныне и присно!
-Это стихотворение принадлежит Валерию Брюсову и называется «Гимн богам».
Литература и искусство зародились в далеком прошлом. Создавая сказания о богах и героях, человек делал первый шаг к самопознанию и первый шаг к творчеству.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Древней Греции, познакомимся с богами Олимпа, приоткроем глубину идей и красоту образов древней мифологии.
2. Работа с эпиграфом.
– Обратимся к эпиграфу нашего сегодняшнего урока: Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуры других народов сближает времена и страны» Д. С. Лихачев (написан на доске). Как вы понимаете эти слова?
Ребята, давайте перенесемся из вашего реального, будничного мира в удивительный фантастический мир Древней Эллады, где живут и действуют мифологические герои. И отправимся в путь мы на корабле Арго.
Вместе с нами отправятся в путешествие и наши гости
-Путешествовать мы будем тремя командами. Выполняя задания, вы будете получать лавровые венки. В конце нашего путешествия подведем итоги.
Посовещайтесь и придумайте название для своей команды.
1 команда – — «Люди в туманную даль никогда не устанут пускаться, как за руном золотым, за золотою мечтой».
2 команда – — «Пусть же всегда путеводная нить Ариадны к жизненной цели отважных и смелых ведет».
3 команда – — «Вот вам огонь! Разожгите костры и согрейтесь! Свет и тепло пусть счастливыми сделают вас».
Отлично, команды представились. Закройте глаза и приготовьтесь к путешествию во времени. Слышите музыку, это звучит песня аргонавтов из фильма «Хроника опасного путешествия ».
(слайд с кораблем
Мы прибыли в Древнюю Грецию, чтобы лучше узнать о жизни Богов и героев Знания о Богах и героях мы черпаем из мифов. А что же это такое МИФЫ? Предлагаю адресовать этот вопрос нашему рапсоду – древнегреческому певцу, который и даст нам ответ.
(сообщение Казакова о понятии МИФ и его отличии от БЫЛИНЫ)
пришло к нам из Греции , что означает «слово», «предание», «сказание». Это произведения, созданные фантазией человека. В них рассказывается о происхождении мира и человека, о явлениях природы, о деяниях древних богов и героев.
– Давайте составим понятийное колесо, запишем его в тетради и обобщим, что же входит в понятие «МИФ»?
Что же такое ? Из каких двух корней состоит данное слово? Как это слово можно перевести на русский язык?
«слово, предание, сказание»«наука, слово, учение») – совокупность мифов и мифических представлений.)
– А как греки представляли себе богов?
Сообщение 1 группы учащихся
Греки представляли богов в виде идеальных людей, обладающих всеми чувствами, свойственными человеку – радость, печаль, гнев, зависть, ненависть.
Первые, самые древние боги, были ужасны. Они своим видом и своими действиями внушали страх. Человеку были непонятны и страшны грозные силы природы. Природа казалась враждебной, готовой в любую минуту принести гибель или страдания человеку. Силы природы казались живыми существами, и они были страшны. Поэтому боги первого поколения были свирепы.
Их уничтожили олимпийские боги – 2 поколение богов.
Сообщение 2 группы учащихся.
Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети. И повелел он своей жене Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. Пятерых проглотил Крон: Гестию, Деметру; Геру; Аида; Посейдона. Чтобы спасти последнего ребенка – Зевса, Рея скрыла его от отца на острове Крит, а вместо него бросила в пасть Крону камень. Крон не заметил обмана. Зевс вырос и восстал против своего отца, заставив его вернуть на свет проглоченных детей. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром. На помощь Зевсу пришли некоторые титаны и циклопы, выковавшие ему громы и молнии. И они победили, основавшись на Олимпе, никто больше не мог противиться их власти. Они могли спокойно править миром.
В результате появилось 3 поколение богов, утвердившихся на Олимпе после борьбы с Кроном и титанами.
– Что это были за боги и как распределились обязанности между ними?
Сообщение 3 группы учащихся
Это были Зевс – бог грома и молнии, Посейдон – бог моря и Аид – бог царства мертвых. Эти боги несли в себе гуманистические идеалы.
– Вы дома прочитали мифы о древнегреческих богах, представленные в вашем учебнике. Скажите, какая особенность отличает всех древнегреческих богов? В чем они были похожи с человеком и чем от него отличались? Свои ответы аргументируйте цитатами из текста
Работают все группы, а ваши ответы мы будем заносить в сравнительную таблицу
(ответ и чтение отрывка из мифов)
Вот мы вспомнили о богах, и они как раз пожаловали к нам. Предлагаю гостям познакомиться с ними поближе, а вы друзья, сможете показать, насколько хорошо вы занете древнегреческих богов
Задание 1 «Узнай меня» Работа в группах Запись в тетрадях , а капитаны готовят ответ на листах бумаги.
Работа с презентацией (Борушова)
Борушова знакомит с остальными основными богами по презентации.
– Образы древнегреческих мифов сохранились и в нашем языке. Мы не верим теперь, что существовали когда-то могучие великаны, которых древние греки называли титанами и гигантами, однако мы сейчас называем великие дела гигантскими.
Мы говорим: «сизифов труд», «нить Ариадны», «яблоко раздора», «танталовы муки», «ахиллесова пята», «кануть в Лету». Как называются эти фразы
(крылатые слова, крылатые выражения)
И без знания греческих мифов эти крылатые слова непонятны.
Следующее задание называется «Состязание «Зевсов» (капитанов).
Команда выбирает выражение, обсуждает и один представитель команды – Зевс , защищает
Время на обсуждение 30 сек
Учитель после обсуждения
Символом могущества и неотразимой силы Зевса были громоносные стрелы. Всех, кто вступал с ним в борьбу – будь то боги или смертные, он поражал этими стрелами. Но если мифологический Зевс разит стрелами, то наш Зевс должен разить остроумием. Самые величественные, самые мужественные, самые смелые самые прекрасные, короче те, кто называется “Зевсом” вперёд!
Зевсы объясняют значение выражения.
Сизифов труд, Ахиллесова пята, Кануть в лету
– Путешествие нашего корабля приближается к совему завершению. И последним испытанием для членов команд станет «Кроссворд». Каждой команде предстоит ответить на 2 вопроса. Внимание на экран
(работа с кроссвордом на презентации)
III. Подведение итогов Выставление оценок. Комментирование.
Сегодня мы побывали в удивительно сказочном мире древнегреческих мифов. Мире бесстрашных героев, мужественных воинов, грозных и беспощадных богов.
Блестяще сыграли все команды.
Давайте подведем итоги.
Команда Аргонавты заработала ____ лавровых венков
Команда «Нить Ариадны» – ____ лавровых венков Команда «Огонь Прометея» – ____ лавровых венков
– Попрошу капитанов команд отметить наиболее активных участников путешествия и совместно в процессе обсуждения выставить друг дургу оценки
А теперь как ни грустно, пора возвращаться домой. Для этого мы поднимемся на корабль и отправимся в путь
Слышите, звучит музыка. Это русский квартет «Аккорд» воспевает красоту и величие святой греческой земли
На обратном пути нам встретятся еще острова, которых нет на карте Древней Греции. Каждая команда заглянет на тот остров, который ей больше по душе и оставит для потомков записку на пергаменте – синквейн , в котором вы должны отразить ваше впечатление от сегодняшнего путешествия и написать 1 фразу-напутствие будущим путешественникам.
Обсуждение в команде, написание синквейна .
Выступления учащихся от команды
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа общеобразовательная №6»
Учитель русского языка и литературы
Древняя Греция. Мифы, боги, герои, люди.
Словарь понятий Миф – произведение, созданное фантазией народа, в котором передаются представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях. Мифология – совокупность мифов и мифических представлений. Сказка – произведение устного народного творчества преимущественно волшебного или бытового характера с установкой на вымысел. Легенда – произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики. Легенда – действительность, приукрашенная фантазией. Аэд – певец, сочинявший и исполнявший эпические песни под аккомпанемент струнного инструмента. Кифара – древнегреческий струнный щипковый инструмент. Рапсод – древнегреческий декламатор, речитативом, без музыкального сопровождения исполнявший на праздниках, пирах и состязаниях эпические поэмы. Боги могущественны и бессмертны, действуют по своей воле. Люди смертны, зависят от богов. Герои рождаются от союза богов и людей. Герои смертны, но могущественны. Часто исполняют волю богов.
Олимп – гора в Фессалии, на которой обитают боги. На Олимпе находятся дворцы Зевса и других богов, построенные и украшенные Гефестом. Ворота Олимпа открывают и закрывают оры, когда они выезжают на золотых колесницах. Олимп мыслится символом верховной власти нового поколения богов-олимпийцев, победивших титанов
Боги Древней Греции Олимпийцы — верховные боги младшего поколения греческих богов во главе с Зевсом, обитавшие на вершине горы Олимп. В греческой мифологии олимпийцы почитались как верховные божества. Традиционно насчитывают двенадцать главных богов-олимпийцев: Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Аполлон, Артемида, Арес, Афродита, Гермес, Афина, Гефест и Гестия .
Аполлон – бог солнечного света. Аполлон обладал даром предвидеть будущее и считался покровителем всех искусств. Арес – бог вероломной войны, сын Зевса и Геры. Греки изображали его в виде сильного молодого мужчины. Артемида – богиня охоты и природы. В ее честь был воздвигнут грандиозный храм – одно из семи чудес света. Основные изображения Артемиды – в виде охотницы в коротком хитоне, с копьем и луком, в сопровождении нимф или нескольких ланей Афина (Паллада) — дочь Зевса, родившаяся из его головы в полном боевом вооружении. Одна из наиболее почитаемых греческих богинь, богиня справедливой войны и мудрости, покровительница знаний
Афродита — богиня любви и красоты . Она родилась от брака Зевса и богини Дионы (по другой легенде — вышла из морской пены, отсюда ее титул Анадиомена, «пенорожденная»). Гермес —покровитель странников, ремесел, торговли, воров. Исполнял роль вестника богов и проводника душ умерших. Изображался, как правило, в виде молодого мужчины в простой шляпе и крылатых сандалиях, с магическим жезлом в руках. Гестия — богиня домашнего очага и огня. Гефест — бог огня и кузнечного дела. Считался покровителем ремесленников (в особенности кузнецов). Греки изображали Гефеста широкоплечим, низкорослым и хромым человеком, работающим в кузнице, где он кует оружие для богов-олимпийцев и героев.
Гера — верховная олимпийская богиня, Гера считалась покровительницей брака. Деметра — богиня плодородия и земледелия. Посейдон —брат Зевса и Аида, властвующий над морской стихией. Посейдону были также подвластны земные недра, он повелевал бурями и землетрясениями. Изображался в виде мужчины с трезубцем в руке, обычно — в сопровождении свиты из низших морских божеств и морских животных. Зевс — верховный бог, царь богов и людей. Зевс считался владыкой гроз и громов. Как старший из богов, Зевс был покровителем справедливости, ниспосылал людям богатство и процветание, хранил мировой порядок. Зевса изображали в виде дородного мужчины с пучком молний в кулаке
Древнегреческая мифология в искусстве Приам, просящий вернуть ему тело Гектора . Александр Иванов, 1824 г. Москва, Третьяковская галерея
Похищение Европы Валентин Серов, 1910 г. Москва, Третьяковская галерея
Вакх. Леонардо да Винчи, 1510-15 гг. Париж, Лувр.
Кузница Вулкана Диего Веласкес, 1630 г. Мадрид, музей Прадо
Смерть Орфея Альбрехт Дюрер, 1494 г
Голова Медузы Караваджо, 1598-99 гг. Галерея Уффици, Флоренция .
Пейзаж с Орфеем и Эвридикой Никола Пуссен, 1648 гг. Париж, Лувр
Парнас Рафаэль Санти, 1509-10 г. Рим, музеи Ватикана
Крылатые слова и выражения, связанные с древнегреческой мифологией Пальма первенства – первое место среди других вследствие превосходства над всеми остальными. От существовавшего в Древней Греции обычая награждать победителя в состязании пальмовой ветвью или венком Ящик Пандоры – источник множественных несчастий, бедствий. От древнегреческого мифа о Пандоре, согласно которому люди некогда жили, не зная никаких несчастий, болезни и старости, пока Прометей не похитил у богов огонь. За это разгневанный Зевс послал на землю красивую женщину – Пандору; она получила от бога ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья. Несмотря на предупреждение Прометея не открывать ларец, Пандора, подстрекаемая любопытством, открыла его и рассыпала все несчастья Метать громы и молнии – распекать кого-либо; говорить гневно, раздраженно, упрекая, обличая кого-либо или угрожая ему. Возникло из представлений о Зевсе – верховном боге Олимпа,- который, согласно мифам, расправлялся со своими врагами и неугодными ему людьми при помощи ужасающих по своей силе молний, выкованных Гефестом. Кануть в Лету – быть забытым, бесследно и навсегда исчезнуть. От названия Леты – реки забвения в подземном царстве Аида; из нее души умерших пили воду и забывали всю свою прошлую жизнь Петь дифирамбы – неумеренно, восторженно хвалить, восхвалять кого-либо или что-либо. Возникло от названия дифирамбов – хвалебных песен в честь бога вина и виноградной лозы Диониса, певшихся во время шествий, посвященных этому божеству.
Крылатые слова и выражения, связанные с древнегреческой мифологией Сизифов труд – бесполезный, не имеющий конца тяжелый труд, бесплодная работа. Выражение появилось из древнегреческого предания о Сисифе (Сизифе), известном хитреце, способном обмануть даже богов и постоянно вступавшем с ними в конфликты. Именно ему удалось оковать цепями бога смерти, посланного к нему, и держать его в заточении несколько лет, вследствие чего люди не умирали. За свои действия Сизиф был жестоко наказан в Аиде- он должен был вкатывать на гору тяжелый камень, который, достигая вершины, неминуемо срывался вниз, так что всю работу надо было начинать заново Прокрустово ложе – то, что является мерилом для чего-либо, к чему что-то насильственно подгоняют или приспосабливают. Первоначально – ложе, на котором, по древнегреческому мифу, разбойник Полипемон, по прозвищу Прокруст (“растягивающий”), укладывал схваченных им путников и вытягивал ноги тем, кому это ложе было велико, или отрубал ноги тем, кому оно было мало. Дамоклов меч – постоянно угрожающая кому-то опасность, неприятность. Выражение возникло из древнегреческого предания о сиракузском тиране Дионисии Старшем (432-367 гг. до н.э.), который с целью проучить одного из своих приближенных, Дамокла, завидовавшего его положению, посадил его во время пира на свое место, повесив над головой Дамокла острый меч на конском волосе как символ тех опасностей, которые неминуемо грозят тирану. Дамокл понял, как мало счастлив тот, кто находится под вечным страхом.
Первый тур «Боги и герои мифов» (прыжки в длину) 1. Из каких источников стали известны мифы Древней Греции? Поэмы Гомера, Гесиода 2. Как называлась пища богов, дающая им вечную юность и бессмертие? Нектар – напиток богов, амброзия – пища богов 3. Как называлась одежда, которую носили древние греки и римляне? Туника, тога, хитон. 4. Назовите музыкальные инструменты Древней Греции. Кифара, лира 5. Назовите братьев Зевса. Как они распределили господство над миром? Аид – царство мертвых, Посейдон – владыка морей. 6. Кому из трех богинь (Афине, Афродите, Гере) Парис вручил яблоко с надписью «Прекраснейшей»? Афродите 7. Назовите героя древнегреческой мифологии, чья деятельность стала символом бесплодного труда. Сизиф 8. Какое имя дали римляне любимому герою греков Гераклу? Геркулес 9. Кто воспитал Геракла? Кентавр Хирон 10. Кто подарил людям огонь? Прометей
Второй тур «Мифические животные» (бег) Дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов. Кентавры 2. Туловище этого чудовища спереди львиное, в середине – козье, а сзади- змеиное; у него три головы: льва, козла и змеи, – изрыгающие пламя. Химера 3. Чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Это чудовище Гера в наказание наслало на Фифы. Оно сидело неподалеку от города и задавало прохожим загадку: «Кто утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Не умевших ответить на этот вопрос чудовище насмерть душило в объятьях. Сфинкс 4. Отгадайте загадку Сфинкса. Человек: ребенок, взрослый, старик. 5. Чудовища с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. Они – «собаки Зевса». Грифоны 6. Волшебная птица родом из Эфиопии. Похожа на орла в огненном оперении, живет 500 лет. Когда приходит срок, сжигает сама себя. Из ее праха возрождается новая птица. Феникс 7. Полу-дева, полу-змея. Обитала в подземной пещере, вдали от богов и людей. Ехидна 8. Полу-женщины, полу-птицы с божественными голосами. Они живут на скалистом острове и завлекают своими пленительными голосами проплывающих мимо мореходов, а заманив, убивают и пожирают их. Сирены 9. Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом. Кербер или Цербер .
Третий тур «Фразеологические обороты» (метание диска) Рассказать о происхождении фразеологизмов Рог изобилия Яблоко раздора Панический страх Ахиллесова пята Сизифов труд Ящик Пандоры Троянский конь Прокрустово ложе
Сколько голов было у гидры? Девять 2. Кто помог одолеть гидру? Иолай – племянник Геракла 3. Как удалось Гераклу одолеть стимфалийских птиц? С помощью трещоток 4. Кому принадлежала керинейская лань? Артемиде 5. Куда спрятался Эврисфей, увидев Геракла с эриманфским вепрем? В большой бронзовый сосуд 6. Кто из богов подарил быка царю Крита? Посейдон 7. Чем кормил Диомед коней? Человеческим мясом 8. Каково значение пояса Ипполиты? Знак власти, приносит удачу 9. Сколько яблок должен был принести Геракл из сада Гесперид? Три Четвертый тур «12 подвигов Геракла» (метание копья)
Пятый тур «Греко-римские боги» (борьба) Назовите римских аналогов греческих богов 1. Зевс Юпитер, царь богов и людей. Бог грома и молнии 2. Гера Юнона, хранительница семьи 3. Афродита Венера, богиня любви 4. Эрот Купидон, бог любви 5. Арес Марс, бог войны 6. Артемида Диана, богиня-охотница 7. Афина Минерва, богиня мудрости и справедливой войны 8. Гефест Вулкан, бог огня и кузнечного дела 9. Посейдон Нептун, бог моря
Конспект урока по литературе “МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. П ОДВИГИ ГЕРАКЛА”
дать понятие о мифе; познакомить учащихся с «Подвигами Геракла»; учить
пересказывать, делая самостоятельные выводы.
2. Формирование навыка беглого чтения
3. Воспитание поликультурной личности
2. Этап подготовки к активному восприятию материала
– Назовите мифологии , которые вам известны
Мифы – это огромная сокровищница художественных
образов, прекрасных произведений искусства. Они помогут вам понять многие
произведения мировой живописи, музыки, поэзии.
А что такое миф? С греческого это слово
переводится как «предание, сказание». Появились мифы задолго до возникновения
письменности; складывались они не для развлечения, а для объяснения, осмысления
того, что происходило в мире.
У разных народов была своя мифология. Но представления
древних о мире были сходны, поэтому, читая мифы Древней Греции, мифы древних
славян, североамериканских индейцев или скандинавские мифы, мы обнаружим в них
много общего: рождение мира из стихий, властителями которых были титаны
(великаны), затем появляются боги, победившие титанов. Они покровительствуют
одним, препятствуют другим, определяют их судьбу.
3. Новая тема
(Геркулес, древнегреческое Ἡρακλῆς, латинское Herculēs) —
величайший древнегреческой мифологии, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Наделенный
необычайной силой, он совершил множество подвигов; наиболее известен цикл
сказаний о 12 подвигах Геракла; кроме того, Геракл освободил Прометея, победил
Антея, сражался с кентаврами. Культ Геракла был очень популярен в колонистов он
рано распространился в, где он почитался под
именем Геркулеса. В северном полушарии неба расположено
Рождение Геракла и его детство
Зевс принял облик мужа и двоюродного брата Алкмены,
фиванского Амфитриона из Трезен, чтобы зачать Геракла. Зевс
остановил солнце, и их ночь длилась трое суток. В ночь, когда Геракл должен был
родиться, Гера заставила Зевса поклясться, что тот из Персея, кто родится сегодня, будет верховным царем. Зевс говорит
богам, что следующий младенец, который относится к роду Персея, будет владыкой
Пелопонесса. Гера, Зевса, догадывается, что муж ее обманул. Она задерживает рождение Геракла у
его матери и ускоряет рождение недоношенного Еврисфея, сына Сфенела (двоюродный
дед Геракла) и Никиппы, также персеид. Нарушить клятву Зевс не может, и получает Еврисфей. Так Геракл долгие годы находится на службе у
своего трусливого родственника.
Согласно римскому поэту , день рождения Геракла праздновался в день зимнего
солнцеворота, как и дни рождения других календарных богов. Как говорил Феокрит,
Гераклу было десять месяцев, когда солнце покидало двенадцатое созвездие , то значит — Алкмена родила его в день равноденствия, когда италийцы, вавилоняне и
другие . Тогда понятно,
почему про Зевса сказано, что он осветил чертог, где происходили роды.
При рождении Геракла назвали Алкид (Ἀλκείδης) —
«потомок Алкея» (отец Амфитриона, сын Персея), Алкей – дед Геракла. Другой его
дед – Электрион, отец Алкмены, сын Персея, царь Микен, муж Анаксо; был случайно
убит Амфитрионом. Алкид до перемены был известен как Палемон.
Когда Геракл был младенцем, к его колыбели ревнивая
Гера подослала двух змей. Она захотела умертвить Геракла. Брат будущего героя,
сын Алкмены и Амфитриона, увидавши змей, завизжал, и Геракл схватил и задушил
змею голыми руками (вариант: безвредных змей подослал Амфитрион, чтобы
разобраться, кто из близнецов полубог).
Миф о Геракле-младенце впервые встречается у Пиндара.
Согласно Пиндару, герой был невысокого роста. Либо рост Геракла был 7 футов
(2,06 м).
Он изображался: ребенком, душащим змей; юношей,
отдыхающим после подвига или совершающим подвиг; могучим бородатым мужчиной,
вооруженным палицей из дуба/ясеня/оливы) и одетым в шкуру убитого им
Немейского
В детстве Геракл был дафнофором (носящим лавр) и
принес в дар Аполлону Исмению треножник.
Амфитрион пригласил для сыновей лучших учителей:
Кастор (меч), Автолик (борьба), Эврит (лук).
Геракл – гонимый герой, он случайно убил лирой Лина,
брата ; поэтому вынужден удалиться в лесистый Киферон.
Гераклу явились две нимфы: Порочность и Добродетель,
они предложили ему выбор между легкой дорогой наслаждений и тернистым путем
трудов и подвигов. Добродетель убедила Геракла пойти по своему пути следующими: «Из того, что есть на свете полезного и славного, боги ничего не дают
людям без труда и заботы: хочешь, чтобы боги были к тебе милостивы, надо чтить
богов; хочешь быть друзьями,
надо делать добро друзьям; желаешь пользоваться почётом в каком-нибудь городе,
надо приносить пользу городу, хочешь возбуждать восторг всей своими достоинствами, надо стараться делать добро Элладе. Друзьям
моим приятно и без хлопот бывает вкушение пищи и питья, потому что они ждут,
чтобы у них появилась потребность в этом. Сон у них слаще, чем у праздных; им
не бывает тяжело оставлять его, и из-за него они не пренебрегают своими
обязанностями.
Каноническую схему из 12 подвигов (ἔργα «деяния» или
πόνοι «труды», «тяготы») впервые установил Писандр Родосский в «Геракла». Порядок подвигов не у всех авторов одинаков. Всего Пифия
приказала Гераклу совершить 10 подвигов, но 2 из них Еврисфей не засчитал.
Пришлось выполнить еще два и получилось 12. За 8 лет и один месяц он совершил
первые 10 подвигов, за 12 лет — все.
1. Удушение Немейского льва
2. Убийство Лернейской гидры.
3. Истребление Стимфалийских птиц
4. Поимка Керинейской лани
5. Укрощение Эриманфского вепря и битва с кентаврами
6. Очистка авгиевых конюшен.
7. Укрощение критского быка
8. Похищение коней Диомеда, победа над царем Диомедом
(бросавшим чужеземцев на съедение своим коням)
9. Похищение пояса Ипполиты, царицы амазонок
10. Похищение коров трёхголового великана Гериона
11. Похищение золотых яблок из сада Гесперид
12. Укрощение стража Аида — пса Цербера
. Геракл получил приказ от Еврисфея, он должен добыть шкуру льва, который
живет возле города Немей. Никаким оружием льзя ранить этого льва.
Геракл пытается поразить стрелами льва, но безуспешно.
Тогда герой решает загнать льва в его логово и оглушает ударом дубины и душит
руками. Когтями этого же убитого льва он снимает шкуру. Геракл надевает на себя
шкуру немейского льва, и он становится неуязвим.
— в древнегреческой мифологии сын Тифона и Ехидны, лев чудовищной
величины с невероятно твёрдой шкурой, отчего её не брало ни одно оружие. Либо
рожден Ехидной и Орфом, вскормлен Герой, царствовал в области Апесанта, Немеи и
Трета; либо выкормлен Селеной, либо порождение Селены. По Геродору и
Анаксагору, упал с луны.
. Еврисфей заставляет Геракла убить ужасную гидру — девятиглавую змею. Она
истребляет скот и дыханием убивает любого, кто пытается приблизиться к болоту,
которое расположено рядом с городом Лерны.
У змеи герой отсекает несколько голов, но на каждом
месте отсеченных голов вырастает две новых. Тогда Геракл зовет на помощь
племянника Иолая, который прижигает огнем раны змеи, и головы больше не
вырастают. Герой отсекает главную голову, которая обладает бессмертием,
разрубает тело гидры, а острия стрел смазывает смертоносной желчью. Узнавши,
что Гераклу помогал Иолай, Еврисфей не засчитывает этот подвиг Гераклу.
(древнегреческое Ὕδρα, «водяная») — в древнегреческой мифологии дочь
Тифона и Ехидны, змееподобное чудовище с ядовитым дыханием, обитавшее в
подземных водах.
— на Стимфалийском болоте истребить
Стимфалийских птиц-людоедов, у которых были железные перья, клюв и когти.
— в древнегреческой мифологии хищные птицы, жившие возле аркадского
города Стимфала. Они были вскормлены Аресом и имели медные клювы, крылья и
когти. Они нападали на людей и на . Самым грозным
их оружием были перья, которые птицы сыпали на землю как стрелы. Они пожирали
урожай в округе, либо также поедали людей. Согласно Павсанию, Стимфалидами
называли птиц, водящихся в Аравии. В Стимфале был храм Артемиды Стимфалийской
со статуями девушек с птичьими
— поимка живой Керинейской лани и доставка её в Микены. Это было
трудное задание, поскольку догнать лань, не знающую усталости, никто не мог.
— в древнегреческой мифологии чудесная, не знающая усталости лань
Артемиды с золотыми рогами и медными ногами, обитавшая в Ойное. Ее посвятила
Артемиде Таигета. Существо было послано Артемидой в Аркадию как наказание
людям: лань опустошала поля. Согласно Каллимаху, ланей было пять, ростом больше
быка, с золотыми рогами, они паслись у Анавра, четырех настигла Артемида и
запрягла в свою колесницу, но одна по воле Геры убежала.
— укрощение Эриманфского вепря, топчущего урожай и битва Кентаврами.
Во время этого подвига Геракл случайно ранил стрелой, отравленной в яде
лернейской гидры, кентавра Хирона, своего учителя. Кентавр умер в муках. ( О
Геракле и кентаврах говорилось в Эпихарма, Тимокла, Линкея Самосского, Никохара, Офелиона, Феогнета).
— в древнегреческой мифологии огромный кабан, живший на горе Эриманфе
и опустошавший окрестности города Псофиды в Аркадии на горе Лампея.
— в греческой мифологии лесные или горные демоны, полулюди, полукони,
пристрастные к вину спутники Диониса.
заключается в том, что Геракл должен очистить конюшни Авгия от
большого количества зловонного навоза.
Герой предложил, чтоб ему отдали десятую часть табуна,
и он очистит конюшни за один день. Царь согласился. Тогда Геракл благодаря
своей силе отвёл в новое русло воды двух рек. И реки начали течь через скотный
двор, промывая его полностью. Очистивши скотный двор, Авгий не захотел отдавать
скот Гераклу. Тогда Геракл решил убить царя. И Еврисфей не засчитал Гераклу и
этот подвиг из-за того что Геракл потребовал плату.
(Авгей, Авгеас, древне-греческое Αὐγέᾱς, Αὐγείᾱς «блистающий») — в
древнегреческой мифологии царь племени эпеев в Элиде, сын Гелиоса и Гирмины,
обладал многочисленными стадами, для которых были выстроены на скотном дворе
огромные конюшни (так называемые «Авгиевы конюшни», в которых на самом деле
содержались прежде всего быки и козы). Упомянут в «Илиаде» в рассказе Нестора
(XI 701).
— прекрасного быка бог подарил критскому царю Миносу, для того чтоб Минос мог принести быка
в жертву морскому богу. А Минос не хочет убивать быка. Тогда бог послал на быка
бешенство. Бык опустошил остров и всех жителей города держал в страхе. Геракл,
отправившись на остров Крит, борется с быком, но все-таки укротил его и, держа
его на спине, переплыл море. Гераклу потребовалось несколько дней, чтобы
укротить свирепого критского быка.
(позднее Марафонский бык) — в древнегреческой мифологии бык критского
царя Миноса. По Акусилаю и Еврипиду, этот бык перевёз Европу для Зевса (обычно
считается, что Зевс сам стал быком).
. Прошли годы. Геракл совершил 8-й подвиг, заключающийся в захвате кобылиц,
которых кормят человеческим мясом чужеземцев. Герой одержал победу над царем
Диомедом, похитил его коней и принес их Еврисфею. Абдер, молодой человек, сын
бога Гермеса; был съеден конями Диомеда.
— в древнегреческой мифологии кони Диомеда, царя бистонов, жившего во
Фракии. Эти кони были невероятно прекрасными животными, и никакие путы не могли
удержать их, поэтому животные были прикованы цепями в стойлах. Кормил же царь
своих животных человеческим мясом.
В девятом подвиге Геракл сразился с воинственными амазонками. Он должен был выкрасть
волшебный пояс бога Ареса, который находился у царицы амазонок Ипполиты.
(древнегреческое ἀμαζόνες — этимология достоверно неизвестна) — в
древнегреческой мифологии народ, состоявший исключительно из женщин, не
терпевших при себе мужей, выходивший в походы под предводительством своей
царицы и образовавший особое воинственное государство. Произошли от Ареса и
Гармонии. Для воспроизведения потомства амазонки вступали в связь с мужчинами
других народов. Родившихся мальчиков они отсылали отцам (по другой легенде —
убивали), девочек же оставляли у себя и воспитывали из них новых амазонок.
— похищение коров трёхголового великана Гериона. По рассказу, когда
Геракл отправился за коровами, у него была двуглавая собака и бронзовый горшок,
он забрался на ствол ольхи и достиг Эрифии. В это время Геракл поставил по
сторонам
— в древнегреческой мифологии коровы великана Гериона, имевшего три
туловища, три головы и по шесть рук и ног. Герион приходился сыном Хрисаору и
океаниде Каллирои. Пас свои стада Герион на острове за западным океаном.
. Совершая свой 11-й подвиг, Геракл должен украсть в садах Гесперид яблоки
вечной молодости из золота, которые подарила мать-земля Гея Гере. Боясь гнева
Геры, Еврисфей не взяла яблоки у Геракла, и Афина возвратила яблоки в сады
обратно. Во время путешествия за яблоками Геракл угрожал Гелиосу луком и
переправился через море в кубке Гелиоса (или в котле), затем угрожал луком
Океану. Ранил стрелой Гелиоса.
Расстроенный Еврисфей понял, что ему не получится
избавиться от Геракла.
(древнегреческое Ἑσπερίδες) — в древнегреческой мифологии нимфы,
дочери Геспера — Вечерней Звезды и Нюкты — Ночи (по другой версии — дочери
Форкиса и Кето), охраняющие золотые яблоки.
для Геракла: он должен привести , трехглавого
пса, который охраняет царство Аид, Еврисфею. В надежде, что Геракл не вернется
из царства, но Геракл справляется и с этим подвигом. Для этого Гераклу
приходится своими могучими руками придушить пса, а потом отпустить его в
царство теней, чтоб тот охранял царство.
Геракл, корчившись от боли, пытался сорвать с себя все
одежды, которые были пропитаны кровью Несса и сдирались вместе с Деянира поняла, что сама убила своего мужа, закончила жизнь самоубийством,
бросившись на меч. Согласно Птолемею Гефестиону, дожив до 50 лет и обнаружив,
что более не может натянуть свой лук, Геракл бросился в огонь, чтоб избавиться
от мук. Большой костер согласился поджечь Филоктет (либо Геракл был сожжен на
горе Эта сыновьями). Погребальный костер Геракла пыталась потушить река Дирас.
Геракл погиб в огне и обрёл бессмертие.
Согласно некоторым авторам, Геракл умер в 52 года.
Геракл вознесся на небо, был принят в число богов, и примирившаяся с ним Гера
выдаа за него замуж свою дочь Гебу, богиню. Их дети:
Алексиарес и Аникет — близнецы, младшие боги, стражи Олимпа.
1) Чтение и анализ эпиграфа к разделу.
2) Чтение с последующим пересказом статьи о мифах.
3) Беседа по вопросам учебника
1) Чтение и подробный пересказ шестого подвига Геракла
«Скотный двор царя Авгия».
– Часто в речи употребляются имена, названия, образные
выражения, заимствованные из древнегреческой мифологии. Можете ли вы теперь
сами объяснить смысл и происхождение выражения «авгиевы конюшни»?
– Когда и при каких обстоятельствах происходили
Олимпийские игры, как они были учреждены?
2) Чтение двенадцатого подвига
Геракла «Яблоко Гесперид», его анализ.
– Почему 12-й подвиг был самым трудным подвигом
Геракла?
– Какие опасности пришлось преодолеть Гераклу, прежде
чем он достиг края земли, где стоял великий титан Атлас?
– Что помогло Гераклу держать небесный свод до тех
пор, пока не вернулся Атлас?
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание: прочитать главы «Герои» и
«Боги» в книге «Легенды и мифы Древней Греции» (в переложении Н. Куна).
Скачать материал
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.