СИТУАТИВНЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС

МБОУ «Школа-интернат №2» г. Рязани

Из опыта работы:

«Ситуационный классный час»

Парниковой Еленой Юрьевной

Основные  формы  учебно-воспитательного  процесса – урок,  классное  собрание  и  классный  час.  В  зависимости    от  применяемых  технологий  они  могут  развивать  ученика,  но  могут  и  не  быть  таковыми.  Применение  технологий  и  методики  коллективного  воспитания  хорошо  отработаны  во  всех  школах, однако  следует  отметить,  что  рефлексия  и  наблюдения  за  изменениями  в  поведении  детей  обычно  не  проводятсяЭти  технологические  звенья  являются  обязательными  при  проведении  коллективных  творческих  дел.

Воспитание  в  коллективе  и  через  коллектив –  это  адаптация  ребенка  к  внешним  требованиям,  к  внешней  регуляции  своего  поведения,  например  к  правилам  социума  и  под  контролем  социума.  Но  в  поведении  ребенка  многое  зависит  от  его  сознательной  саморегуляции,  самосознания,  формируемых  и  развиваемых  самим  учащимся  в  процессе  воспитания.

На  сегодня  необходима  такая  технология,  которая  будет  направлена  на  формирование  и  развитие  индивидуального  воспитания  или  его  коррекцию,  т.е  сознательную  волю,  сознательную  саморегуляцию  человека.  Поэтому в  своей  деятельности  я стала  применять  технологию  и  методику  индивидуального  рефлексивного  воспитания.

Для  технологии  и  методики  индивидуального  воспитания  использую  такую  форму, как    классный  час.  Жизнь  любого  человека  в  целом  состоит  из  ситуации,  т.е.  из  таких  событий,  явлений,  фактов,  которые  оказывают  влияние  на  его  поведение  и  в  которых проявляются  характер,  привычки,  культура  поведения.   Методика,  применяемая  мною,  позволяет  анализировать    собственное  поведение  в  ситуациях  «после  событий»,  чтобы  учиться  на  собственном  опыте  или  разрабатывать  стратегию  поведения  на  будущееситуационного  классного  часа  включает  в  себя  такие  компонентыкак  цель;  информацию;  «Я – позиция»;  причина  «Я – позиции»;  «Я – позиция»  и  общественно

значимая  норма;  рефлексия;  свободный  выбор.  Это  технологические  компоненты  непосредственно  ситуационного  классного  часа,  а  затем  два  компонента,  лежащие  как  бы  за  его  пределамимотивация  и  реальный  результат. При  традиционном  подходе  к  процессу  воспитания  дети  отчуждаются  от  самоанализа,  от  принятия  собственных  решений,  от  ответственности,  от  осмысления  собственных  неудач  и  ошибок  –  все  это  дается  в  готовом  виде  сверху,  то  технология  и  методика  индивидуального  рефлексивного  воспитания  устраняют  этот  главный  педагогический  недостаток. Основой  технологий  служит  структура  развивающего  метода,  так  как  именно  развивающий  метод  помогает  каждому  ученику  выходить,  как  минимум,  на  уровень  применения  знаний  в  сходных  ситуациях,  а  как  максимум – на  применение  знаний  в  измененных  ситуациях,  т.е.  на  творческий  уровень.

В  своей  деятельности  я  сочетаю  технологии  и  методики  индивидуального  и  коллективного  воспитания  и  стараюсь  грамотно  их  использовать  на  основных  воспитательных  формах – классных  часах.  На  классном  собрании  принимается  коллективное  решение,  обязательное  для  всех.  Таким  образом  формируется  общественное  сознание  и,  следовательно,  формы  мышления.  Классный  час  дает  возможность  выбора  поведения  каждому  ученику  в  результате  собственной  работы  над  собой.  Основное  назначение  классного  часа – формирование  и  развитие  индивидуального  сознания  и  его  коррекция.  Указанные  формы  работы  с  учащимися  позволяют  перейти  от  функционального (по  частям)  к  целостному  воспитанию  личности  и  человека.  Личность  характеризуется  общественной  направленностью  сознания  человека,  а  индивид – индивидуальной  направленностью  сознания.  Эти  крайности  не  должны  быть  нормой.  Именно  в  сознании  должна  быть  заложена  золотая  середина,  гармония,  и  это  достигается  воспитанием  с  использованием  современных  технологий.

Исходя  из  главной  цели  воспитания  –  развитие  нравственного  сознания  –  и  структуры  развивающего  метода,  я  считаю  для  эффективности  классного  часа,  классного  собрания  или  иного  воспитывающего  мероприятия   придерживаться  следующих     критериев:

– включенность  каждого  воспитанника  в  деятельность  по  принятию  решения,  подготовке  и  проведению  воспитывающего  мероприятия.  Участие  каждого  ученика  в  процессе  принятия  решения,  подготовки  и  проведения  того  или  иного  дела  устанавливаем  методом  наблюдения  или  путем  беседы  с  учащимися  в  процессе  мероприятия  или  после  него;

– активность  каждого  воспитанника  в  общении  и  взаимодействии  между  собой  во  время  проведения  мероприятия;

– подготовленность и чёткая организация мероприятия;

-познавательная  ценность  мероприятия (анализируется  самими  участниками  в  процессе  рефлексии:  что  нового,  значимого,  полезного,  интересного  было  для  каждого);

– эмоциональная  сопричастность  к  собственной  деятельности  и  деятельности  своих  товарищей (внутренние  переживания,  проявляющиеся  в  эмоциях  во  время  действия);

– высокий эстетический уровень мероприятия;

– положительная  самооценка  мероприятия  его  участниками;

–  влияние  мероприятия  на  позитивные  изменения  в  поведении  детей (наблюдение  после  проведения  мероприятия).

Основными методами с помощью  которых проводится оценка мероприятия по указанным критериям, являются наблюдение, беседа, рефлексия

При  работе  по  технологии  и  методике  индивидуального  рефлексивного  воспитания  существенную  роль  играют  ограничения  в  деятельности  классного  руководителя,  учителя.  Переход  от  авторитарной  в  своей  основе  педагогики  к  демократической,  гуманистической  требует  критического  осмысления  некоторых  методов  и  подходов.

Необходимо  помнить,  что  эти  технология  и  методика  переносят  проблемы  на  плечи  самих  детей,  делая  их  ответственными  за  свой  выбор,  за  свое  решение.  Не  следует  давать  оценку  событиям (хорошо,  плохо,  целесообразнее),  включать  детей  в  самооценку  на  основе  сравнения  своего  поступка, поведения  с  нормами  жизнедеятельности.  Не  критиковать  выбор  позиции  ученика.  На  ситуационных  классных  часах  при  работе  в  группах  детей  стараемся  объединить  таким  образом,  чтобы  в  группе  были  дети  с  позитивными  и  негативными  отношениями  к  тем  или  иным  явлениям,  например  рядом  с  учащимися,  нарушающими  те  или  иные  Правила  внутришкольной  жизни,  сидят   учащиеся  их  выполняющие.  Все  конкретное,  а  не  абстрактное  обсуждение  ситуации:  вместо  слов  «мы»,  «все»,  должно  звучать  «я  так  поступаю»,  «я  так  думаю».  Для  побуждения  ребенка  к  самовоспитанию,  к  саморегуляции,  к  самоуправлению  собой  существуют  различные  способы,  но  я  выбрала  одно  из  них  – самооценку. Логика  здесь  следующая: пока  я  (ученик)  не  знаю  и  тем  более  не  осознаю  (не  понимаю),  каким  я  должен  быть  и  не  сравню  себя,  например,  с  эталоном  поведения,  я  ориентируюсь  на  факторы  влияния,  исходящие  от  окружения.  И  поскольку  такие  влияния  противоречивы – школа,  семья,  социальная  среда,  средства  массовой  информации,  то  и  поведение  ученика  противоречиво.  Но  это  до  тех  пор,  пока  у  ученика  не  появятся  внутренние  точки  опоры –  стремления,  готовность,  убеждения  (в  старших  классах).

Если  человек  с  раннего  детства  не  научится  оценивать  качество  своей  работы,  то  трудно  ожидать  от  него  самоконтроля  за  качеством  своей  работы,  потому  что  привычка  ждать  оценки  со  стороны  приводит  к  тому,  что  в  отсутствии  внешнего  контроля  поведение  человека  становится  непредсказуемым.

Воспитательный  процесс  является  эффективным  тогда  и  только  тогда, когда  он  в  системе.

художественная  книга  в  моей  жизни.

самоанализ  отношения  к  художественной  книге  и  ее  роли  в  жизни  человека.  До  начала  классного  часа  (за  один  день)  провели  исследование – анкетированием.

1. Нравится  ли  тебе  читать  художественные  книги?

Да,  не  очень, нет,  не  знаю.

2. Какой  библиотекой  ты  пользуешься  при  выборе  книг?

Районной,  школьной,  домашней,  у  товарища.

3. Назови  одну-две  прочитанные  тобой  последние  книги?

4. Когда  это  было?

5. В  какое время  ты  обычно  читаешь  книги?

До  классного  часа  просмотрели  формуляры  в  школьной  библиотеке.

классный  руководитель  сообщил  результаты  анкетирования,  не  называя  «плохих»  чтецов.  Дал  характеристику  круга  чтения  по  материалам  просмотра  формуляров  в  школьной  библиотеке.

Учащиеся  по  кругу  отвечают  на  следующие  вопросы:

– как  каждый  из  вас  относится  к  чтению  книг  и  почему;

-припомните  название  книги,  которую  вы  прочитали  последней  и  когда  это  было;

– книги  каких  жанров  вы  любите  читать  и  почему.

«Я-позиция» и   общественно  значимая  норма.  Учащиеся  в  группах  готовят  ответы  на  вопросы:

1. Можно  ли  книгу  заменить  радио,  телевидением  или  нет  и  почему?

2. Назовите  две-три  причины,  мешающие  вам  постоянно  читать  книги?  3.  Что  имел  в  виду  М. Горький,  говоря: «Любите  книгу,  она  источник  знаний»?

Вначале  каждая  группа  высказывает  свою  точку  зрения  по  каждому  вопросу,  а  затем  все,  кто  хочет.

Учащиеся  отвечают  на  вопросы:

1. Изменилась  ли  ваша  точка  зрения  на  художественную  книгу  или  нет  и  почему?

2. Что  для  вас  было  важным,  чего  нет  при  обсуждении  темы  и  почему?

Свободный  выбор.  Классный  руководитель  предлагает  каждому  сделать  выбор  в  чтении,  говоря,  что  ответы  на  вопросы  жизни  можно  получить,  лишь  читая  книги.

Это  действия  классного  руководителя  после  классного  часа:  поддержка  вниманием  тех  учащихся,  которые  приняли  решение  улучшить  свои  результаты,  изменить  поведение.

.  Это  отслеживание  (чаще  всего  методом  наблюдения)  изменений  в  поведении  детей  после  проведенных  классных  часов.

Тема  классного  часа: «Итоги  3 четверти».

Ситуационный рефлексивный классный час

Выполнила:  Кан Ольга

Возраст учащихся –

Цель классного часа (сообщается учащимся) – расширить представления об основных типах и причинах конфликтов, познакомить с различными способами выхода из конфликтныхх ситуаций.

(учащимся не сообщается) – формировать позитивную оценку таких нравственных качеств, как выдержка, хладнокровие, вежливость, уважение к людям развивать навыки анализа собственного поведения в ситуациях выбора, разрешения внутриличностных противоречий; побуждать учащихся к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию.

три пары учеников разыгрывают конфликтные ситуации по текстам сценария; четверо учащихся разыгрывают ситуацию в школе.

презентации: «Стили разрешения конфликтов», «Временные модели конфликтных ситуаций», ксерокопии страниц с текстом ситуаций, выписанные определения понятий.

Как мы видим, преобладают отрицательные эмоции. Неужели в конфликтах нет ничего хорошего? (поиски истины, открытия, самоутверждение и т.п.)

Могут ли люди обходиться без конфликтов?

Сообщения учащихся.    Из-за чего возникают конфликты?

Н. У. Заиченко, «Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде»: лекции 1-4 , М.: Педагогический университет» Первое сентября», 2007.

Существует много причин, которые могут привести к конфликту. Среди них

Работа с понятиями (С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка», М., 2000;

Новый энциклопедический словарь, М., Научное издательство

«Большая российская энциклопедия», 2000).

Спор, противоречия, конфликт, компромисс

1. Н. У. Заиченко,  «Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде»: лекции 5-8, М.: Педагогический университет» Первое сентября», 2007

2. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. « Психология общения. – М., ВЛАДОС, 2003

«Временные модели конфликтных реакций (вулкан, глиняный горшок, волна, собиратель, реактор)

«Стили реагирования в конфликтных ситуациях»

Григорьева Т. Г., Линская Л. В., «Основы конструктивного общения. – Новосибирск, 1999

Заключительное слово классного руководителя

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *