МБОУ «Школа-интернат №2» г. Рязани
Из опыта работы:
«Ситуационный классный час»
Парниковой Еленой Юрьевной
Основные формы учебно-воспитательного процесса – урок, классное собрание и классный час. В зависимости от применяемых технологий они могут развивать ученика, но могут и не быть таковыми. Применение технологий и методики коллективного воспитания хорошо отработаны во всех школах, однако следует отметить, что рефлексия и наблюдения за изменениями в поведении детей обычно не проводятсяЭти технологические звенья являются обязательными при проведении коллективных творческих дел.
Воспитание в коллективе и через коллектив – это адаптация ребенка к внешним требованиям, к внешней регуляции своего поведения, например к правилам социума и под контролем социума. Но в поведении ребенка многое зависит от его сознательной саморегуляции, самосознания, формируемых и развиваемых самим учащимся в процессе воспитания.
На сегодня необходима такая технология, которая будет направлена на формирование и развитие индивидуального воспитания или его коррекцию, т.е сознательную волю, сознательную саморегуляцию человека. Поэтому в своей деятельности я стала применять технологию и методику индивидуального рефлексивного воспитания.
Для технологии и методики индивидуального воспитания использую такую форму, как классный час. Жизнь любого человека в целом состоит из ситуации, т.е. из таких событий, явлений, фактов, которые оказывают влияние на его поведение и в которых проявляются характер, привычки, культура поведения. Методика, применяемая мною, позволяет анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущееситуационного классного часа включает в себя такие компонентыкак цель; информацию; «Я – позиция»; причина «Я – позиции»; «Я – позиция» и общественно
значимая норма; рефлексия; свободный выбор. Это технологические компоненты непосредственно ситуационного классного часа, а затем два компонента, лежащие как бы за его пределамимотивация и реальный результат. При традиционном подходе к процессу воспитания дети отчуждаются от самоанализа, от принятия собственных решений, от ответственности, от осмысления собственных неудач и ошибок – все это дается в готовом виде сверху, то технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания устраняют этот главный педагогический недостаток. Основой технологий служит структура развивающего метода, так как именно развивающий метод помогает каждому ученику выходить, как минимум, на уровень применения знаний в сходных ситуациях, а как максимум – на применение знаний в измененных ситуациях, т.е. на творческий уровень.
В своей деятельности я сочетаю технологии и методики индивидуального и коллективного воспитания и стараюсь грамотно их использовать на основных воспитательных формах – классных часах. На классном собрании принимается коллективное решение, обязательное для всех. Таким образом формируется общественное сознание и, следовательно, формы мышления. Классный час дает возможность выбора поведения каждому ученику в результате собственной работы над собой. Основное назначение классного часа – формирование и развитие индивидуального сознания и его коррекция. Указанные формы работы с учащимися позволяют перейти от функционального (по частям) к целостному воспитанию личности и человека. Личность характеризуется общественной направленностью сознания человека, а индивид – индивидуальной направленностью сознания. Эти крайности не должны быть нормой. Именно в сознании должна быть заложена золотая середина, гармония, и это достигается воспитанием с использованием современных технологий.
Исходя из главной цели воспитания – развитие нравственного сознания – и структуры развивающего метода, я считаю для эффективности классного часа, классного собрания или иного воспитывающего мероприятия придерживаться следующих критериев:
– включенность каждого воспитанника в деятельность по принятию решения, подготовке и проведению воспитывающего мероприятия. Участие каждого ученика в процессе принятия решения, подготовки и проведения того или иного дела устанавливаем методом наблюдения или путем беседы с учащимися в процессе мероприятия или после него;
– активность каждого воспитанника в общении и взаимодействии между собой во время проведения мероприятия;
– подготовленность и чёткая организация мероприятия;
-познавательная ценность мероприятия (анализируется самими участниками в процессе рефлексии: что нового, значимого, полезного, интересного было для каждого);
– эмоциональная сопричастность к собственной деятельности и деятельности своих товарищей (внутренние переживания, проявляющиеся в эмоциях во время действия);
– высокий эстетический уровень мероприятия;
– положительная самооценка мероприятия его участниками;
– влияние мероприятия на позитивные изменения в поведении детей (наблюдение после проведения мероприятия).
Основными методами с помощью которых проводится оценка мероприятия по указанным критериям, являются наблюдение, беседа, рефлексия
При работе по технологии и методике индивидуального рефлексивного воспитания существенную роль играют ограничения в деятельности классного руководителя, учителя. Переход от авторитарной в своей основе педагогики к демократической, гуманистической требует критического осмысления некоторых методов и подходов.
Необходимо помнить, что эти технология и методика переносят проблемы на плечи самих детей, делая их ответственными за свой выбор, за свое решение. Не следует давать оценку событиям (хорошо, плохо, целесообразнее), включать детей в самооценку на основе сравнения своего поступка, поведения с нормами жизнедеятельности. Не критиковать выбор позиции ученика. На ситуационных классных часах при работе в группах детей стараемся объединить таким образом, чтобы в группе были дети с позитивными и негативными отношениями к тем или иным явлениям, например рядом с учащимися, нарушающими те или иные Правила внутришкольной жизни, сидят учащиеся их выполняющие. Все конкретное, а не абстрактное обсуждение ситуации: вместо слов «мы», «все», должно звучать «я так поступаю», «я так думаю». Для побуждения ребенка к самовоспитанию, к саморегуляции, к самоуправлению собой существуют различные способы, но я выбрала одно из них – самооценку. Логика здесь следующая: пока я (ученик) не знаю и тем более не осознаю (не понимаю), каким я должен быть и не сравню себя, например, с эталоном поведения, я ориентируюсь на факторы влияния, исходящие от окружения. И поскольку такие влияния противоречивы – школа, семья, социальная среда, средства массовой информации, то и поведение ученика противоречиво. Но это до тех пор, пока у ученика не появятся внутренние точки опоры – стремления, готовность, убеждения (в старших классах).
Если человек с раннего детства не научится оценивать качество своей работы, то трудно ожидать от него самоконтроля за качеством своей работы, потому что привычка ждать оценки со стороны приводит к тому, что в отсутствии внешнего контроля поведение человека становится непредсказуемым.
Воспитательный процесс является эффективным тогда и только тогда, когда он в системе.
художественная книга в моей жизни.
самоанализ отношения к художественной книге и ее роли в жизни человека. До начала классного часа (за один день) провели исследование – анкетированием.
1. Нравится ли тебе читать художественные книги?
Да, не очень, нет, не знаю.
2. Какой библиотекой ты пользуешься при выборе книг?
Районной, школьной, домашней, у товарища.
3. Назови одну-две прочитанные тобой последние книги?
4. Когда это было?
5. В какое время ты обычно читаешь книги?
До классного часа просмотрели формуляры в школьной библиотеке.
классный руководитель сообщил результаты анкетирования, не называя «плохих» чтецов. Дал характеристику круга чтения по материалам просмотра формуляров в школьной библиотеке.
Учащиеся по кругу отвечают на следующие вопросы:
– как каждый из вас относится к чтению книг и почему;
-припомните название книги, которую вы прочитали последней и когда это было;
– книги каких жанров вы любите читать и почему.
«Я-позиция» и общественно значимая норма. Учащиеся в группах готовят ответы на вопросы:
1. Можно ли книгу заменить радио, телевидением или нет и почему?
2. Назовите две-три причины, мешающие вам постоянно читать книги? 3. Что имел в виду М. Горький, говоря: «Любите книгу, она источник знаний»?
Вначале каждая группа высказывает свою точку зрения по каждому вопросу, а затем все, кто хочет.
Учащиеся отвечают на вопросы:
1. Изменилась ли ваша точка зрения на художественную книгу или нет и почему?
2. Что для вас было важным, чего нет при обсуждении темы и почему?
Свободный выбор. Классный руководитель предлагает каждому сделать выбор в чтении, говоря, что ответы на вопросы жизни можно получить, лишь читая книги.
Это действия классного руководителя после классного часа: поддержка вниманием тех учащихся, которые приняли решение улучшить свои результаты, изменить поведение.
. Это отслеживание (чаще всего методом наблюдения) изменений в поведении детей после проведенных классных часов.
Тема классного часа: «Итоги 3 четверти».
Ситуационный рефлексивный классный час
Выполнила: Кан Ольга
Возраст учащихся –
Цель классного часа (сообщается учащимся) – расширить представления об основных типах и причинах конфликтов, познакомить с различными способами выхода из конфликтныхх ситуаций.
(учащимся не сообщается) – формировать позитивную оценку таких нравственных качеств, как выдержка, хладнокровие, вежливость, уважение к людям развивать навыки анализа собственного поведения в ситуациях выбора, разрешения внутриличностных противоречий; побуждать учащихся к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию.
три пары учеников разыгрывают конфликтные ситуации по текстам сценария; четверо учащихся разыгрывают ситуацию в школе.
презентации: «Стили разрешения конфликтов», «Временные модели конфликтных ситуаций», ксерокопии страниц с текстом ситуаций, выписанные определения понятий.
Как мы видим, преобладают отрицательные эмоции. Неужели в конфликтах нет ничего хорошего? (поиски истины, открытия, самоутверждение и т.п.)
Могут ли люди обходиться без конфликтов?
Сообщения учащихся. Из-за чего возникают конфликты?
Н. У. Заиченко, «Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде»: лекции 1-4 , М.: Педагогический университет» Первое сентября», 2007.
Существует много причин, которые могут привести к конфликту. Среди них
Работа с понятиями (С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка», М., 2000;
Новый энциклопедический словарь, М., Научное издательство
«Большая российская энциклопедия», 2000).
Спор, противоречия, конфликт, компромисс
1. Н. У. Заиченко, «Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде»: лекции 5-8, М.: Педагогический университет» Первое сентября», 2007
2. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. « Психология общения. – М., ВЛАДОС, 2003
«Временные модели конфликтных реакций (вулкан, глиняный горшок, волна, собиратель, реактор)
«Стили реагирования в конфликтных ситуациях»
Григорьева Т. Г., Линская Л. В., «Основы конструктивного общения. – Новосибирск, 1999
Заключительное слово классного руководителя