Методический кабинет ДОУ – это источник обогащения профессиональной компетентности воспитателей, специалистов, педагогов дополнительного образования, центр сбора, обобщения и распространения педагогической информации и педагогического опыта педагогов детского сада.
Создание, оснащение и организация работы методического кабинета опирается на следующие принципы:
– оснащение кабинета должно быть простым и рациональным, оно должно обеспечивать высокий уровень учебно-воспитательного процесса;
Марина Голышева Рационализация распределения учебного материала в методическом кабинете
Педагоги в процессе подготовки к рабочему дню ежедневно обращаются в методический кабинет за дидактическими материалами. Так как в методкабинете большое количество материалов и хранится он бессистемно, сотрудниками тратится большое количество времени на длительный поиск необходимых материалов, изготовление нового материала, не найденного в методкабинете. Педагогами несвоевременно производится сдача дидактических материалов в методкабинет, из-за чего наступает дефицит тех или иных материалов
Любовь Гатиатуллина Персональный компьютер: систематизация методических и практических материалов
Использование компьютера в образовании уже давно стало повсеместным явлением. Успех компьютеризации педагогического процесса во многом зависит от компетентности специалистов, используемых методов, качества применяемых технических средств и развивающего содержания компьютерных программ.
В настоящее время все образовательные учреждения имеют компьютеры и наборы образовательных ресурсов на компакт-дисках, и у педагогов появилась возможность использовать современную технику. Использование компьютера при взаимодействии с дошкольниками, с педагогами, с родителями позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес к образовательному процессу. Персональный компьютер позволяет интенсифицировать процесс дошкольного образования и систематизировать материалы.
Методический кабинет – «копилка традиций детского сада», центр сбора педагогической информации. Чтобы каждое посещение методического кабинета приносило педагогическим работникам новые знания, обогащало их опыт, побуждало к профессиональному росту необходимо систематизировать материал в методическом кабинете ДОО.
Предлагаю один из вариантов систематизации материалов в методическом кабинете ДОО:
1. Нормативные и инструктивные материалы.
2. Документы, связанные со спецификой деятельности педагогов (Федеральный закон «Об образовании», Семейный кодекс, Трудовой кодекс, Конвенция о правах ребенка, Концепция дошкольного образования, СанПиН, ФГОС дошкольного образования и т.д.).
3. Номенклатура дел старшего воспитателя (годовой план ДОО, Образовательная программа, Программа развития ДОО, протоколы педагогических советов, материалы контроля, аттестационные материалы и т.д.).
4. Методические материалы: рекомендации Министерства образования РФ, органов управления образованием, опыт работы лучших педагогов, планы методических мероприятий и т.д.
5. Консультативный методический материал в помощь педагогам по содержанию психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
6. Диагностический инструментарий.
7. Справочная, детская литература, периодическая печать.
8. Наглядный и дидактический материал.
9. Методические выставки.
10. Материал по работе с социальными партнерами.
11. Материал по сотрудничеству с семьей.
12. Материал по работе со специалистами ДОО.
13. Материал по работе с молодыми педагогами.
14. Портфолио педагогов.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дом детского творчества
В помощь педагогам и методистам
апрель 2016 г.
Миссия современного методиста заключается в поддержке каждого педагога в его стремлении к саморазвитию и профессиональному росту, к высокому качеству результатов своего труда.
Задача методической службы – организация адресной методической поддержки в развитии творческого потенциала педагогических работников.
Методическая деятельность – совокупность действий, направленных на получение (разработку), систематизацию, распространение методических знаний.
К числу основных видов методической
Бюллетень- регулярно публикуемые краткие официальные материалы о новостях в деятельности учреждения, преподносимых в качестве должностной информации.
Инструктивно-методическое письмо- указания и разъяснения, вытекающие из нормативного документа; например, инструктивно-методическое письмо к положению о конкурсе, мероприятии.
Памятка- краткие, наиболее важные сведения о сути и порядке осуществления какого-либо дела.
Инструкция- пошаговая последовательность действий, операций; например, при описании условий дидактических игр, занятий и т.д.
Методическая записка – пояснения к последующим методическим материалам, изложенным более сжато: планам, графикам, таблицам.
Методические рекомендации- логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия. Включает цели, средства их достижения, ожидаемые результаты и сопровождается соответствующими методическими советами.
дации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам,
Методическое пособие – комплексный вид методической продукции включающий в себя особым образом систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики какого-либо образовательного курса либо направления ДОД. Содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков, а также образцы документов, разработанных в соответствии с заявленной тематикой.
Тематическая папка объединяет:
нормативные документы, определяющие деятельность в данном конкретном направлении;
разработки конкретных дел, сценарии;
материалы из опыта работы;
Тематическая подборка материала — подбор текстового и наглядно иллюстративного материала по определенной теме;
Инструктивно-методический плакат— плакат-схема, включающий в определенном сочетании текст, рисунки, схематические изображения.
Процесс распространения методических знаний
школа профессионального мастерства;
конкурс профессионального мастерства.
Требования к оформлению методической продукции
методическая продукция должна включать:
титульный лист (по аналогии с титульным листом образовательной программы);
сведения об авторе:должность, квалификационная категория, контактный телефон;
список рекомендуемой литературы;
На титульном листе должны быть обозначены:
фамилия, имя, отчество автора;
название (с пометкой о виде методической продукции);
название места проживания;
Навтором листе – аннотация,включающаясведения о:
сути рассматриваемых вопросов (например, указывается, что данные рекомендации посвящены методике организации мастер-класса для обучающихся в системе ДО);
предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа — школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);
источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе, какого опыта разработаны данные рекомендации);
возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях знания могут быть использованы настоящие рекомендации)
Внизу листа помещаются сведения об авторе:
квалификационная категория, контактный телефон.
Данная рекомендация поможет грамотно систематизировать все имеющиеся методические материалы.
Разработано с помощью сети-интернет
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/260581-metodicheskie-rekomendacii-sistematizacii-met
В современных условиях постоянно возрастает потребность педагогов в информации, поэтому в течение учебного года разрабатывается и пополняется методический фонд.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/203433-sistematizacija-metodicheskogo-materiala
Систематизация методических и практических материалов» размещена в разделах
Мною ведется работа по систематизации методических и практических материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса с помощью персонального компьютера. С увеличением объема современной информации возникает вопрос ее хранения. До недавнего времени все важные данные можно было вместить на съемные носители либо записать на оптический диск, то сегодня этого явно недостаточно. И поэтому я стала использовать сервисные хранилища.
В компьютерном мире сервисное хранилище называется виртуальная среда, которая позволяет хранить данные и работать с ними посредством Интернета и без участия локальных накопителей.
Предлагаю один из примеров организации и наполнения папок.
Я создала несколько папок для организации образовательного процесса: методический материал, практический материал. Материал педагога дополнительного образования, так как я веду кружок по хореографии в нашем образовательном учреждении и папка материал для дистанционного обучения.
В папке «Методический материал» можно найти следующие материалы :
• методические разработки,
• рабочие программы,
• конспекты занятий,
• сценарии праздников и развлечений,
• материал для педагогов,
• материал для родителей,
• материал для детей,
А также интересные наработки, которые я нашла на просторах интернета.
В папке «Практический материал» размещены:
• музыка для танцев,
• музыкальные игры,
• музыка для оркестров,
• музыка для подвижных игр,
• материал с интернета.
Рабочие программа, конспекты занятий, консультации и рекомендации для родителей, ритмика, музыка для танцев, музыка для растяжки, музыка для игрового стретчинга, видеоматериалы, фотоматериалы находятся в папке «Материал для дополнительного образования».
Для работы в режиме дистанционного обучения я создала папку «Материал для дистанционного обучения». В папке находятся консультации, рекомендации, видеоматериал, фотоматериал, музыкальные произведения, музыкальные игры.
На примере я познакомила вас с организацией папок и систематизацией своих материалов.
Удобство использования такой системы невозможно переоценить. Оно освобождает от ненужных беспокойств по поводу забытых флэшек, потерянных данных и пр. Облачное хранилище позволяет получить доступ к любым документам, размещённым на нём в самой неожиданной и незапланированной ситуации, с любого устройства, в любом месте, где есть доступ к сети Интернет.
Можно с уверенностью сказать, что систематизация папок является эффективным средством, при помощи которого можно значительно разнообразить работу музыкального руководителя.
Публикация «Работа методического кабинета ДОУ» размещена в разделах
– оформление кабинета должно соответствовать общепринятым эстетическим требованиям. Эстетический облик зависит от выбора мебели (секционные или стенные шкафы со съемными полками, стол, стулья и пр., от цвета стен, от рационального размещения учебно-методического материала).
Основным оснащением кабинета являются учебно-методическая литература, комплекты наглядных и систематизированных дидактических раздаточных материалов, аудио- и видеозаписи, диафильмы и диапозитивы, дидактические материалы.
Оснащение кабинета и его размещение должно соответствовать требованиям противопожарной охраны и техники безопасности.
Содержание методического кабинета состоит из 4 разделов:
– аналитико-диагностическое обеспечение деятельности (анализ занятий, мероприятий, деятельности; разработка методических рекомендаций, экспериментальная работа; диагностика);
– повышение педагогического мастерства (аттестация, повышение квалификации, мастер-классы, индивидуальное консультирование);
– программно-методический раздел (обновление содержания, создание образовательных программ различного типа, экспертиза авторских методических материалов);
– информационный раздел (обобщение и распространение опыта, публикация методических пособий, создание дидактического и методического материалов, создание видеотеки).
На базе методического кабинета проводятся как постоянные, так и эпизодические экспозиции и выставки.
1. Праздники и знаменательные даты: перечень тематической литературы (стихотворения, песни, сценарии и пр. для различных возрастных групп, методики (занятия, беседы и т. д., программы вечеров, рекомендации для оформления помещений и для сотрудничества с родителями.
2. Этапы реализации учебной программы: перечень рекомендуемой литературы по темам, средства и материалы для успешного ее осуществления.
3. Новинки методической, педагогической и другой литературы, периодика: направления и рекомендации для использования в работе, материал для самообразования.
4. Передовой педагогический опыт:
– фотография воспитателя, представляющего опыт работы;
– основные данные его биографии;
– основное содержание опыта, новые методы и приемы работы, пути их внедрения;
– доклад, представленный на педсовете,
– из опыта работы; выступления на МО;
– детские работы;
– конспекты занятий, выписки из календарного плана работы;
– перспективные планы и программы по данному опыту работы с детьми;
– высказывания детей;
– вопросы к беседам;
– фотографии деятельности детей;
– сценарии праздничных утренников и развлечений;
– видеозапись творческого отчета, проведения открытых мероприятий воспитателя, их результаты и выводы;
– рекомендации по использованию опыта другими воспитателями.
Передовой педагогический опыт работы воспитателей других дошкольных учреждений, а также опыт, с которым знакомят на страницах периодики:
– обязательная аннотация и рекомендации по его использованию;
– анализ опыта и отметка, что в нем интересного, нового, что можно взять для работы воспитателям разных групп, как примерно распределить свою работу, чтобы внедрить его в практику.
В методическом кабинете оформлен стенд для размещения необходимой информации для воспитателей, на котором помещается: расписание занятий, график использования зала, сведения о консультациях, семинарах, заседания педсовета и принятые там решения, проводимые органами управления образованием, мероприятия (курсы, смотры и пр.).
Содержание и задачи учебно-воспитательной работы определяются программой ДОУ. Чем более умело подбираются наглядные средства обучения и чем более совершенна связь между наглядностью и другими методами обучения, тем более эффективно решаются программные задачи.
При систематизации учебных средств, методических рекомендаций и т. п. в методическом кабинете учитывается их функции в организации учебно-воспитательного процесса.
Для всех возрастных групп предоставлены:
– образец режима дня в детском саду и дома;
– комплексы упражнений для утренней гимнастики;
– рекомендации для закаливания детей в детском саду и дома;
– рекомендации для формирования у детей умения общаться, культурно-гигиенических привычек и привычек культурного поведения;
– материалы для обучения правилам уличного движения (атрибутика, учебные игры, картины, диафильмы, и пр.);
– комплекты различных материалов, из которых изготовлены предметы повседневного обихода (дерево, металл, пластмасса, ткани, мрамор, стекло и т. д.);
– методические рекомендации для ознакомления детей с сезонными явлениями природы, а также для ознакомления их с живой и неживой природой;
– различные предметы прикладного искусства, статуэтки, картины, иллюстрации к книгам и пр. ;
– различные средства для ознакомления детей с цветом и различными формами.
– изобразительная деятельность (ознакомление с различными материалами, обучение простым приемам труда, ручной труд);
– учебная работа.
– перечень средств труда для различных возрастных групп;
– рисунки инструментов труда;
– образцы предметов, изготовленные детьми и воспитателями;
-методические рекомендации по вопросам организации и руководства всеми типами игр (творческая игра, игра с правилами и т. д.);
– репродукции произведений искусства (картины, комплекты открыток и пр.);
– настольные и словесные игры,
– схемы-конспекты занятий;
– программная детская литература.
– аудиозаписи с программными пьесами;
– наглядные пособия и игрушки для обучения песням и танцам;
– музыкальные обучающие игры;
– детские музыкальные инструменты;
– музыкальные инструменты.
– программы для проведения тематических утренников, праздников, развлекательных вечеров;
– персонажи и атрибутика для кукольного театра;
– материалы на тему “В помощь воспитателю в работе с семьей”;
– перспективный и годовой планы сотрудничества со школой.
Книжный фонд методического кабинета систематизирован :
1. Книги для воспитателей:
– документы по дошкольному воспитанию:
(нормативных документов, касающихся воспитательно-образовательной работы с детьми : Семейный кодекс РФ; Трудовой кодекс;
Федеральный закон от 24.07.1998 № 123-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”;
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании”;
Приказ Минобрнауки России от 15.06.2005 № 178 “Об обеспечении выполнения Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года”;
Письмо Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”;
Письмо Минобразования России от 26.05.1999 № 109/23-16 “О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек”;
Письмо Минобразования России от 07.04.1999 № 70/23-16 “О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования”;
Инструктивно-методическое письмо Минобразования России от 24.03.1995 № 42/19-15 “О программно-методическом обеспечении дошкольного образования– в контексте педагогики развития”;
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООн 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);
Концепция дошкольного воспитания;
– Документы по подготовке детей к школе и преемственности в работе со школой и др.
– программа по дошкольному воспитанию, приказы и инструкция, нормативы, циркуляры и т. д. ;
– периодика: газеты, журналы, систематизация содержащихся в них статей на тему дошкольного воспитания;
– справочники: словари, энциклопедии и т. д. ;
– учебно-методическая литература.
2. Детская литература:
– программная литература по возрастным группам;
– детские журналы.
Для систематизации книжного фонда заведена тематическая картотека
– возможность быстро и легко найти необходимую информацию;
– возможность систематического пополнения библиотеки.
Пополнение и обновление средств планируется в соответствии с основными задачами учебного года, исходя из существующей учебно-материальной базы. Весь материал в методическом кабинете предназначен для педагогов. Для нас важно не только подобрать и правильно разместить материал, но и учитывать его и анализировать, как педагоги применяют его в работе. Для этого используется журнал выдачи методических пособий произвольной формы, который ведет старший воспитатель. Для этой же цели разработана анкета. Анкетирование проводится с воспитателями в конце учебного года. Все их пожелания по организации работы методического кабинета, его содержания учитываются в новом учебном году.
Работа методиста заключается в том, чтобы из массы имеющегося книжного фонда выбрать для каждого педагога ту литературу, которая окажет ему необходимую помощь в подготовке к педсовету, к занятию, к родительскому собранию, по самообразованию или обобщению опыта. Для этого методистом составляются соответствующие аннотации на статьи в журналах, книги, разрабатываются необходимые рекомендации, памятки по работе с литературой.
Можно привлечь воспитателей, чтобы они помогли обработать имеющийся материал, разобраться в журналах и книгах, выбрать то, что нужно для работы, составить картотеку с аннотациями и т. д. Работа в методкабинете поможет им в дальнейшем самостоятельно отыскивать все необходимое и легко ориентироваться в обилии методических материалов и книг.
Работа в кабинете организована так, что воспитатели могут посидеть там с книгой, поразмыслить, посоветоваться, получить консультацию, чтобы каждый приход в методкабинет приносил им новые знания, новые мысли, обогащал опыт.
Методический кабинет должен стать лабораторией творческого труда воспитателей, дружеского обмена мнениями и опытом. Методический кабинет – копилка традиций дошкольного учреждения. Всё его содержание должно быть направлено на оказание помощи воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства, взаимодействии с родителями и просто в повседневной деятельности: подготовке к рабочему дню, педагогическому совету и т. д.
Организация методической работы :
– повышение квалификации воспитателей;
– изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
– ориентация деятельности педагогического коллектива ДОУ на совершенствование образовательного процесса;
– оказание своевременной квалифицированной консультативно-методической, педагогической помощи педагогам и родителям по вопросам развития, обучения и воспитания;
– реализация государственной политики по вопросам образования.
Для повышения эффективности работы воспитателей очень важна четкая организация методического кабинета как центра всей педагогической деятельности дошкольного учреждения. В методическом кабинете нашего ДОУ соблюдается выполнение действующих правил и инструкций по безопасности и гигиене труда. Обеспечено рабочее состояние оборудования и приборов, тем самым созданы безопасные и благоприятные условия для организации работы в методическом кабинете как с педагогами ДОУ, так и с их родителями и воспитанниками. Рабочее место оформлено в соответствии с нормами охраны труда и противопожарной безопасности.
Методический кабинет обеспечен учебно-методическими пособиями, техническими средствами обучения, методическими, дидактическими, аудио-видеоматериалами, наглядными и раздаточными пособиями. Имеется компьютер, цветной принтер, проектор, что дает возможность для внедрения интерактивных методов в работе с педагогами. В целях информационно-рекламной и презентационной деятельности имеется выставочный стенд. Для повышения качества методической работы в кабинете, есть полка для новинок методической литературы.
Методический кабинет работает по утвержденному графику, где включены все формы работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом, работа на компьютере педагогов ДОУ. С учетом графика работы кабинета составлена циклограмма работы старшего воспитателя ДОУ, позволяющая реализовать принцип рационального и эффективного подхода к организации системы кабинета. За последние годы систематизирован материал по комплексной и парциальным программам. На методический кабинет каждое полугодие оформляется подписка на периодические издания. Подписные издания занимают значительную часть в оснащении кабинета, благодаря чему педагоги своевременно получают информацию. Приведена в соответствии с номенклатурой нормативно-правовая документация, оформлена детская библиотека, доступная для использования и педагогами, и родителями.
Публикация «Рационализация распределения учебного материала в методическом кабинете» размещена в разделах
Ключевой риск – неудовлетворенность заказчика низким качеством подготовки к профессиональной деятельности, нерациональная трата рабочего времени педагогов.
1. Потеря рабочего времени на поискматериалов.
2. Излишние перемещения по зданию в поискахматериала.
3. Излишние запасы дидактическихматериалов.
3. Ожидание выдачиматериалов.
4. Отвлечение от работы старшего воспитателя на поискматериалов.
На данный момент проведено картирование процесса. Построена карта текущего состояния. Для визуализации желаемого (будущего) состояния процесса на момент завершения проекта построена карта целевого состояния.
Картирование текущего и целевого состояния процесса позволило сформулировать цели и составить план мероприятий
Цели и плановый эффект:
показатель Целевой показатель
Сокращение времени на поиск необходимого дидактического
материала 30-50мин 15-20мин
Систематизация дидактического материала Не систематизирован Дидактические материалы
Формирование электронной базы данных дидактических материалов нет Наличие у педагогов доступа к электронному каталогу дидактических материалов
1. Систематизация дидактических материалов. Дидактические материалы
систематизированы по шкафам, полкам и разделам.
2 Утилизация ветхих дидактических материалов. Освобождение места для удобного расположения имеющихся дидактических
3. Формирование электронной базы данных дидактических материалов. Наличие у педагогов доступа к электронному каталогу дидактических
4. Стандартизация учета, выдачи и хранения дидактических материалов. Создана навигация по поиску необходимых дидактических материалов.
Создан стандарт пользования дидактическими материалами.
В ходе реализации проекта проведена систематизация дидактических материалов в нескольких шкафах, созданы индивидуальные места для хранения папок-накопителей, пронумерованы картины и плакаты. На дверках шкафов размещены карточки с перечнем материала и его местом в соответствии с электронным каталогом. В результате проведенной работы сократилось время на поиск места нахождения материала; уменьшилось время подбора необходимогоматериала;
В перспективе в пространстве методического кабинета мы планируем провести ряд улучшений с использованием методов и инструментов бережливогопроизводства:
– Оптимизация хранения, учета и выдачи методическойлитературы.
– Организация рабочего пространства старшего воспитателя и заместителя заведующего по ВМР по системе 5С.
– Использование канбан-доски для планирования деятельности в метод кабинете.
– Использование методов визуального контроля (визуализации) и стандартизации для облегчения работы педагогов, а также значительного снижения ошибок в процессе выполненияработы.
Кроме того, в целом по ДОУ планируется:
– Организация и проведение обучающих мероприятий с сотрудниками по внедрению бережливыхтехнологий.
– Создание системы навигации в детскомсаду.
– Внедрение инструмента организации рабочего пространства (5С) в деятельность административно- управленческого персонала; педагогического и обслуживающегоперсонала.
Организовать процесс постепенного улучшения деятельности ДОУ нам поможет применение концепции кайдзен (изменение к лучшему, в которой акцент делается на «человеческий фактор» – на то, что люди постоянно должны изыскивать возможности для улучшения своей деятельности. Если каждый сотрудник будет делать маленькие шаги по улучшению своей работы каждый день, то мы достигнем больших результатов без значительных затрат. Наша задача изменить мышление сотрудников, создать такую атмосферу, чтобы каждый хотел совершенствоваться, видел проблемы и подавал предложения по их устранению.
Мы убеждены, что внедрение бережливых технологий приведет к инновационным изменениям в педагогический процесс, повышению качества образования дошкольников, удовлетворенности родителей работой ДОУ.
1. Формирование бережливой среды в образовательной организации: учебно-методическое пособие/ А. В. Шарина, Л. В. Сибирякова, А. Н. Новоселова – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2019.
2. Учебно-методический центр бережливых технологий в образовании (“Фабрика процессов”)НИРО.
3. Вебинар”Содержательные аспекты реализации мероприятий Дорожной карты по внедрению бережливых технологий”.