СИСТЕМА РАБОТЫ С ОТСТАЮЩИМИ УЧЕНИКАМИ

МБОУ СОШ №1 пос. Березовка г. Хабарвоска

в помощь учителю

«Система работы со слабоуспевающими учащимися  в рамках реализации гуманистического подхода

Под общей  редакцией  учителя истории и обществознания Сиводед Ю. А.

Хабаровск  2016 г.

В рамках всей школы действует система работы с учениками, которые имеют проблемы в обучении:

Основные принципы работы со слабоуспевающими учащимися

Основными способами определения проблем обучения  у учащихся  являются:

Наблюдая за деятельностью ученика на уроке, при устном или письменном ответе, при самостоятельной или групповой  работе, даже при его общении с одноклассниками, можно узнать необходимую информацию о затруднениях данного ученика:

Это более детальное изучение психологических особенностей ученика. Диагностика позволяет более точно узнать о проблемах в обучении у конкретного ученика. Например, для диагностирования учебных умений можно использовать  Диагностику уровня сформированности общеучебных умений и навыков учащихся (автор М. Ступницкая).

Проверяя письменные работы, можно выяснить не только в каких темах существуют пробелы знаний, но и психологические особенности ученика по почерку и манере оформления работы.

Родители могут рассказать о том, как ученик готовит домашнее задание, готовит ли вообще,  сам или с чьей-то помощью, сколько времени он делает уроки, сам ли собирает портфель  и т.п. Эта информация  позволит учителю дать рекомендации для улучшения качества подготовки ученика к урокам

На заметку родителям.

Для работы со слабоуспевающими детьми необходимо применение элементов «технологии компенсирующего обучения»

Учителя-предметники используют для работы со слабоуспевающими учащимися различные подходы, тем самым обеспечивая разнообразие в обучении таких детей.

Учитель математики использует принципы многократного повторения и наглядности для работы со слабоуспевающими детьми на уроках математики.  Принцип многократного повторения позволяет ей отработать со слабоуспевающими учащимися  умения и навыки выполнения заданий определённого вида. Это очень важно для подготовки к ГИА. Принцип наглядности помогает при формировании образного мышления на уроках геометрии.

Основным принципом работы со слабоуспевающими учениками, учителя словесники   считают работу с текстом на уроках русского языка и литературы. Разнообразные виды заданий к тексту, заполнение ментальных карт, описание прочитанных событий  в творческое   форме и т.д. Работа с текстом, по мнению учителей, способствует формированию  метапредметных навыков, ведь на каждом уроке необходимо уметь работать с текстом.

Учителя начальной школы   основным принципом работы со слабоуспевающими учениками, считают вовлечение таких учащихся  в  проектную деятельность. По их мнению даже слабому ученику  возможно дать посильное задание в создании проекта, а участие такого ребёнка в общем деле поможет не только приобрести опыт, но и создаст ситуацию успеха, что обязательно скажется на положительной мотивации к процессу обучения.

На уроках английского языка учитель  для работы со слабоуспевающими учащимися использует методику целостного погружения в тему. В частности, при изучении темы  она не использует раздельное объяснение каждого времени в английском языке, а  способствует формированию  целостной  картины времён.

Самой эффективной из форм работы со слабоуспевающими учениками учитель физики считает, прежде всего, индивидуальную и индивидуально-групповую работу с учениками.  Они ведут индивидуально-групповую работу со слабыми учащимися по выполнению домашнего задания, т.н. группы продлённого дня в 5 и 7 классах.

Основой своей работы со слабоуспевающими учениками учитель истории видит в создании и использовании рабочих тетрадей на уроках истории и обществознания. Специально созданные задания для слабых учеников позволяют вовлекать их  в работу на каждом уроке, посильные задания не вызывают отторжение от выполнения домашнего задания.

Система работы учителя

Особенности индивидуального развития обучающихся

при организации учебного процесса

Обучая детей, необходимо давать информацию по нескольким каналам восприятия, учить многосенсорно.

Многосенсорное представление информации на уроке позволяет обучающимся получать её, используя свой ведущий канал восприятия. Кроме того, многосенсорное обучение развивает другие сенсорные каналы учеников, что позволяет формировать целостную картину мира. Однако, при организации индивидуальной работы, при объяснении сложного нового материала следует учитывать особенности индивидуального развития модальной системы учащихся:

Работа учителя в 3 модальностях возможна на всех уровнях, но учитывая ведущую модальность учеников.

нельзя заставлять кинестетика сидеть на уроке неподвижно, так как во время движения у него идёт более прочно запоминание материала. Визуалу необходимо иметь на уроке листок, на котором в процессе запоминания может чертить, штриховать, рисовать и т.д. Аудиалу нельзя делать замечания, если он в процессе выполнения сложного задания издаёт звуки, шевелит губами. Без этого он не может справиться с заданием.

Замечания ученику необходимо делать на его языке: визуалу – покачать головой, кинестетику – дотронуться до плеча, аудиалу – сказать шёпотом.

Организация работы школьника с учётом

«периода наивысшей продуктивности»

Рекомендации по работе с учащимися

со слабой нервной системой

(темп работы быстро снижается и остаётся на сниженном уровне в течение урока).

Рекомендации по работе с инертными учащимися (замедленное переключение).

Виды дифференцированной помощи, оказываемой детям, испытывающим затруднения в обучении (доктор педагогических наук М. М. Поташник)

очень важно, чтобы учителя, составляя карточки-консультации, таблицы советов, памятки, другие виды помощи, помнили, задание и оказываемая помощь должны быть подобраны так, чтобы даже слабоуспевающие учащиеся проявляли максимум самостоятельности и имели реальную возможность развития.

Основные направления коррекционной работы

Требования к домашним заданиям

Требования к работе

Десять правил работы со «слабоуспевающими»

Оказание помощи неуспевающему ученику

Система работы учителя с неуспевающими учащимися по преодолению пробелов программного материала

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые “двойки”, у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится “трудным” учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Внешние и внутренние причины неуспеваемости

Известные психологи Ю. К. Бабанский и В. С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. ” Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий” (В. С. Цетлин). К сожалению, мы на местах не сможем решить данную проблему.

К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.).

Надо отметить и отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т. д. Во времена активной воспитательной работы эта причина отступала на второй план. Но сейчас она как никогда актуальна, т. к. мы растеряли способы борьбы с ней, а создавать их заново очень сложно.

Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.

К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников.

К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.

И наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К. Д. Ушинский: “Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли”.

В табл. 1 приведены причины и характер проявления неуспешности.

Выявить причины неуспеваемости можно с помощью диагностических методик, позволяющих установить наличие и характер учебно-познавательных способностей и интересов учащихся и определить оптимальные условия их обучения.

Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп:

1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению.

2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.

3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Чаще всего педагог сталкивается с учащимися первой и второй группы. Каждой группе учащихся следует оказывать дифференцированную помощь.

Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности

Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д. Главное в работе с такими детьми – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу – ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.

Источник активности человека – его потребности. Мотив – побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся.

Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:

создавать проблемные ситуации;

активизировать самостоятельное мышление;

организовывать сотрудничество учащихся на уроке;

выстраивать позитивные отношения с группой;

проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: “Ты удовлетворен результатом?”; вместо оценки сказать ему: “Ты сегодня хорошо справился с работой”). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.

Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.

Упражнение “Самое главное”

Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой-то “секрет”, то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и “секреты”. Выбираются самые точные и лучшие ответы.

Упражнение “Моментальное фото”

Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.

Упражнение “Лучший вопрос”

Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.

Упражнение “Пересказ по кругу”

Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.

Работа с учащимися, не желающими учиться

Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учения.

Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь ребят познанием нового?

Задача педагога в этом случае:

помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;

поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.

Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.

Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:

решение проблемных ситуаций;

использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;

связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;

организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.

Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал. Для повышения мотивации к учению можно выполнять приведенное ниже упражнение.

“Пиктограмма, или Пляшущие человечки”

Учащимся предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. После показа слова или словосочетания учащийся рисует на бумаге любое изображение, которое поможет ему воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изображение обозначается номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний. Написание отдельных букв и слов не допускается. Слова зачитываются с интервалом не более 30 с. Выбор изображения для запоминания ограничивается по времени.

Пример набора слов и словосочетаний:

Воспроизведение учащимися словесного материала осуществляется спустя 30–40 мин. Учащемуся предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова и словосочетания.

При оценке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов.

Система работы с неуспевающими детьми

Систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на этапы (табл. 2).

Следующим шагом является оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока (табл. 3).

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Очень важный этап при работе с такими детьми – профилактика неуспеваемости (табл. 4).

Работа с неуспевающими детьми должна вестись систематически (табл. 5).

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

В работе с неуспевающими детьми помогут памятки для педагогов.

“Работа с неуспевающими учащимися”

1. Ф.И. О. ученика ____________________________________________________

2. Класс ____________________________________________________________________

3. По каким предметам не успевает _____________________________________

4. Поведение ученика _________________________________________________

5. Причины, которые привели к плохой успеваемости _____________________

6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учеником ___________________________________________________________________

7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика

8. Сколько времени длится эта работа ___________________________________________________________________

9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы ___________________________________________________________________

1. ” Не бить лежачего”

Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

2. Не более одного недостатка в минуту

Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.

Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.

4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение

Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.

5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами

Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

6. Не скупитесь на похвалу

Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.

7. Техника оценочной безопасности

Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.

8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели

Не искушайте его невыполнимыми целями.

9. Учащийся не объект, а соучастник оценки

Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки “на правила”, своевременное выполнение задания.

10. Сравнивайте достижения

Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *