СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОЛЖНА

Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования.

Система оценки достижения планируемых результатов является инструментом реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают которые конкретизируются в освоения обучающимися основной образовательной программы.

Системы оценки являются:

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки) и оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров (соответственно с целями аккредитации и аттестации).

В соответствии с ФГОС ООО система оценки образовательной организации реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений.

подход к оценке образовательных достижений проявляется в оценке способности учащихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.

к представлению и интерпретации результатов реализуется за счет фиксации различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов: базового уровня и уровней выше и ниже базового.

Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется путём:

Рассмотрим некоторые особенности трех групп результатов.

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.

Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.

оценки личностных результатов служит сформиро-ванность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

основ гражданской идентичности

2) готовность к переходу к самообразованию на основе  в том числе готовность к выбору направления профильного образования;

включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

В соответствии с требованиями Стандарта достижение обучающимися личностных результатов не выносится на итоговую оценку, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности школы.

Оценка достижения учащимися личностного результата образования осуществляется в ходе внутришкольного мониторинга образовательных достижений обучающихся.

В соответствии с ФГОС ООО в текущем образовательном процессе оценивается уровень сформированности отдельных личностных результатов, которые проявляются в:

В оценке личностных результатов образования используются методы педагогической диагностики, анкетирование, наблюдение.

Диагностика формирования личностных результатов учащихся на ступени основного общего образования.

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.

Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов являются:

Оценка достижения обучающимися метапредметного результата образования осуществляется в ходе внутришкольного мониторинга образовательных достижений обучающихся.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно – познавательную, исследовательскую, конструкторскую, социальную, художественно-творческую). Выполнение индивидуального итогового проекта является обязательным для каждого обучающегося. Итогом работы по проекту является его

Результатом (продуктом) проектной деятельности, который выносится на защиту,

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (позна-вательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Для описания достижений обучающихся устанавливаются следующие пять уровней.

Оценка достижения предметных результатов проводится в ходе следующих процедур с использованием оценочного инструментария:

Использование портфолио в системе оценки образовательных достижений учащихся

Организация оценки предметных и метапредметных результатов учащихся осуществляется с помощью портфолио обучающегося, который ориентирован на демонстрацию образовательных  достижений учащегося.

Задачами проведения оценки образовательных  достижений учащихся являются:

Портфолио – это набор документов, в котором фиксируются образовательные достижения учащихся в течение учебного года. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в учебной и внеурочной деятельности.

Портфолио образовательных достижений формируется обучающимися при помощи родителей и классных руководителей.

Результаты, зафиксированные в портфолио, являются основой образовательного рейтинга обучающихся и позволяют  осознанно и обоснованно выбрать профиль обучения в старшей школе, определить дальнейший путь успешной социализации.

Структура портфолио включает в себя три рубрики и семь разделов.

Рубрика «Как заполнять портфолио» – краткое описание структуры портфолио и процесс заполнения.

Рубрика «Маршрутный лист», где предложена модель организации внеурочной деятельности учащегося.

Рубрика «Мой звездный путь», в которой обучающийся вместе с классным руководителем выстраивает индивидуальный образовательный маршрут на учебный год.

Раздел 1. Образовательные достижения.  Показатели качества учебных достижений включают в себя показатели готовности к обучению и показатели освоения обучающимися программ учебных предметов, программ развивающего обучения, профильного и углубленного уровня. Фактические показатели качества учебных достижений устанавливаются на основе документов, подтверждающих успешность участия в предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах.

Раздел 2. Участие в учебно-исследовательской и проектной деятельности. Раздел включает в себя показатели индивидуальных достижений обучающихся, сформированные в учебное и внеурочное время. Фактические показатели общего компетентностного уровня устанавливаются на основе успешности участия в учебно-исследовательской и проектной деятельности различного уровня.

Раздел 3. Достижения во внеурочной деятельности. Фактические показатели общего компетентностного уровня устанавливаются на основе посещения кружков, секций, участия в соревнованиях,  конкурсах творческих работ и технического творчества.

Раздел 4. Социальная и творческая активность. Фактические показатели устанавливаются на основе участия в органах самоуправления, общественных объединениях, клубах, а также в школьных мероприятиях и концертах.

Раздел 5. Достижения в освоении междисциплинарных программ. Фактические показатели основываются на критериях оценки, заявленных в четырех междисциплинарнах программах.

Раздел 6. Мой успех в глазах других. Отзывы. Раздел включает в себя отзывы и рецензии на работы классного руководителя, учителей-предметников, на различные виды деятельности учащегося.

Раздел 7. Мои достижения. Мои планы. Самоанализ достижений учащегося. Формулирование целей следующий год.

Результаты фиксируются в сводной ведомости. Итоговый балл сводной ведомости результатов формируется как суммарный балл средних баллов по разделам. Итоговый рейтинг служит основанием для поощрения школьника.

Оцениванию не подлежат:

Положение
о системе оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися ООП НОО, ООО и СОО

1.1. Настоящее Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися ООП НОО, ООО, СОО в школе разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г с изменениями от 4 августа 2023 года, Письмом Минпросвещения России от 13.01.2023 года № 03-49 «Методические рекомендации по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ НОО, ООО, СОО», Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 1 октября 2021 года № СК-403/08 «О ведении журналов успеваемости и выставлении отметок», Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №286 «Об утверждении ФГОС НОО» с изменениями от 8 ноября 2022 года, Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении ФГОС ООО» с изменениями от 8 ноября 2022 года, Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 «Об утверждении ФГОС СОО» с изменениями от 12 августа 2022 года, а также Уставом общеобразовательной организации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися ООП НОО, ООО и СОО разработано с целью обеспечения комплексного подхода в школе к оценке освоения обучающимися основных образовательных программ и устанавливает единые требования к организации и технологии оценивания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
1.3. Основным объектом системы оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы являются требования Федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных основных общеобразовательных программ.
1.4. Система оценки образовательных результатов является необходимым условием реализации системы требований образовательных стандартов и ФООП призвана способствовать обеспечению преемственности на всех уровнях образования.
1.5. Настоящее Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися ООП НОО, ООО и СОО является локальным актом школы, принимается на педагогическом совете образовательной организации и обязательно для исполнения всеми участниками образовательной деятельности.
1.6. Основные функции системы оценки:

1.7. Принципы системы оценивания:

1.8. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы включает в себя следующие направления:

1.9. Система оценки образовательных результатов обучающихся вводится с целью обеспечения оценки динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основных образовательных программ.
1.10. Система оценки образовательных результатов обеспечивает комплексный подход к оценке освоения основных образовательных программ, позволяет вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся:

Оценка планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования.

2.1. Оценивание – это процесс соответствия достигнутых результатов планируемым.
2.2. Оценка – это определение степени освоения обучающимися ключевых компетенций в соответствии с системой требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
2.3. Отметка – результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки образовательных достижений обучающихся в цифрах, буквах или иным образом.
2.4. Образовательный результат ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных):

2.5. Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
2.6. Оценка может ставиться за каждую учебную задачу, показывающую овладение конкретным действием (умением).
2.7. Система оценки результатов освоения школьниками основной образовательной программы общего образования предполагает использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, вариативности инструментария оценки.
2.8. В организации, осуществляющей образовательную деятельность, используется пятибалльная система оценки знаний, умений и навыков.
2.9. Альтернативными формами оценивания могут быть:

2.11. Безотметочное обучение осуществляется при изучении предметов «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», элективных учебных предметов и курсов, факультативных курсов, на изучение которых отводится 34 и менее учебных часов в год, применяется зачетная («зачет», «незачет») система оценивания как оценка усвоения учебного материала.
2.12. Оценка образовательных достижений обучающихся 2-х классов по английскому языку в течение 1 полугодия осуществляется качественно, без фиксации достижений обучающихся в классном журнале в виде отметок по пятибалльной шкале. Допускается словесная объяснительная оценка.
2.13. Промежуточные отметки выставляются в 6-9-х классах четыре раза в течение учебного года: один раз четверть; в 10-11-х классах – два раза в течение учебного года: один раз в полугодие.
2.14. Текущие, промежуточные, годовые и итоговые отметки выставляются в баллах от 2 до 5 баллов.

Технологии, методики, методы, приемы оценивания

3.1. Личностные результаты

3.2. Метапредметные результаты

3.3. Предметные результаты

3.4. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов в урочной деятельности по предметам учебного плана школы.
3.5. При оценке достижения обучающимися планируемых результатов во внеурочной деятельности используется безотметочная система оценки.
3.6. Реальные достижения школьников могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения базового уровня.

Текущий, промежуточный, итоговый контроль

4.1. Регламентируется Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и порядке перевода обучающихся организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Формы и периодичность оценки достижения планируемых результатов НОО, ООО, СОО

5.1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования должна:

5.2. При освоении программы основного общего образования система оценки достижения планируемых результатов должна:

5.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы ООО включает описание организации и содержания промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, а также оценки проектной деятельности обучающихся.
5.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы должна:

5.5. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы включает описание:

5.6. Формы оценки достижений планируемых результатов определяются учителем-предметником, принимаются педагогическим советом и утверждаются приказом директора.
5.7. Для оценки достижения планируемых результатов используются различные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга:

5.8. Диагностические, тестовые, проверочные, контрольные работы могут быть как в печатном, так и в электронном виде.
5.9. Учитель-предметник может разработать контрольно-измерительные (тестовые, проверочные, контрольные) задания самостоятельно или использовать разработанные ранее диагностические, проверочные материалы. Разработанные учителем-предметником контрольно-измерительные материалы рассматриваются на заседании методического совета школы и утверждаются директором организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Критерии оценки предметных результатов

6.1. Критериями оценки образовательных результатов являются требования к планируемым результатам стандарта, целевые установки по курсу, разделу, теме, урок.
6.2. Объектами контроля являются предметные, метапредметные результаты, универсальные учебные действия.
6.3. На персонифицированную итоговую оценку на определенном уровне образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности продолжения обучения на следующий уровень образования, выносятся только предметные и метапредметные результаты.
6.4. Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

Критерии оценки личностных и метапредметных результатов

7.1. Личностные результаты выпускников в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов не подлежат итоговой оценке.
7.2. Их оценка осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария.
7.3. Метапредметные результаты включают в себя способность использовать универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия в учебной, познавательной и социальной практике; умение самостоятельно планировать, осуществлять образовательную деятельность, строить индивидуальную образовательную траекторию.
7.4. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур: комплексной работы, интегрированного зачета, защите индивидуального проекта, ВПР и др.
7.5. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Ведение документации

8.1. Документация учителя-предметника:
8.1.1. Рабочая программа учителя разрабатывается по каждому предмету на учебный год (уровень обучения), служит основой планирования педагогической деятельности учителя, создания методических разработок по курсу.
8.1.2. Классный бумажный (или электронный) журнал – являются главными документами учителя, заполняются в обязательном порядке в соответствии с рабочей программой учителя-предметника. Текущие, промежуточные и итоговые отметки выставляются учителем в классный и/или электронный журналы.
8.1.3. Согласно пункту 2.3 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536, ведение учителями журнала осуществляется в электронной (либо в бумажной) форме.
8.1.4. Одновременное ведение (дублирование) журнала успеваемости в электронном и бумажном виде не допускается.
8.1.5. Дополнительно Минпросвещения России сообщает, что ведение журнала успеваемости входит в перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, предоставляемых в электронной форме, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. N 729-р.
8.1.6. Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе «портфолио» ученика, его рефлексивной самооценки и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год.
8.1.7. Для корректировки своей работы учитель по окончанию каждой учебной четверти проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности обучающихся, учитывая следующие данные:

8.2. Документация классного руководителя
По окончании учебной четверти и в конце учебного года классный руководитель:

8.3. Документация обучающихся
8.3.1. Для отслеживания динамики учения и обучения обучающихся школы могут иметь специальные папки – «Портфолио ученика», в которых отражаются тексты и результаты тестово-диагностических, текущих проверочных работ, «карты знаний», оценочные листы к данным работам, творческие работы, проекты и др.
8.3.2. Для тренировочных работ, для предъявления работ на оценку используется рабочая тетрадь ученика. Учитель осуществляет проверку работ в данной тетради по предъявлению обучающегося.
8.3.3. Для мониторинга уровня учения и обучения обучающихся используется «Тетрадь для контрольных и тестовых работ». Данная тетрадь заводится по решению учителя и методического объединения.
8.3.4. Для определения стартовых возможностей ученика в начале года и подведения итогов года используется «Тетрадь для стартовых и итоговых работ». Данная тетрадь заводится по каждому предмету, выносимому на промежуточную, итоговую аттестацию, на определенный уровень обучения (начальная школа, основная школа, старшая школа), в ней отражаются тексты и результаты всех стартовых и итоговых работ.

8.4. Документация администрации
8.4.1. В своей деятельности администрация организации, осуществляющей образовательную деятельность, может использовать по мере необходимости документацию учителей-предметников, обучающихся для создания целостной картины реализации и эффективности развивающего обучения в школе.
8.4.2. Материалы, получаемые от участников образовательной деятельности, заместитель директора по учебно-воспитательной работе классифицирует с целью определения динамики в образовании обучающихся на уровнях получения образования. ( Положение о внутреннем мониторинге качества образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность).
8.4.3. По итогам учебного года на основе полученных материалов заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе проводит педагогический анализ работы педагогического коллектива, определяя «проблемные» зоны, достижения и трудности как обучающихся, так и педагогов и на их основе определяет стратегические задачи на последующий год обучения.

Права и обязанности субъектов контрольно-оценочной деятельности

9.1. Общение между учителями, обучающимися, родителями и администрацией школы строится на условиях равноправного сотрудничества: каждый из участников образовательной деятельности имеет право на самооценку собственной деятельности, на свое аргументированное мнение по поводу оценки одного субъекта деятельности другим.
9.2. Обучающиеся имеют право:

9.3. Обучающиеся обязаны:

9.4. Учитель имеет право:

9.5. Учитель обязан:

9.6. Родитель (законный представитель) имеет право:

9.7. Родитель (законный представитель) обязан:

Ответственность сторон

10.1. При нарушении основных принципов оценки образовательных результатов обучающихся при освоении образовательной программы общего образования одной из сторон образовательной деятельности другая сторона имеет право обратиться к администрации школы с целью защиты своих прав в порядке, установленном Уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
10.2. Нарушение правил оценочной деятельности является предметом административного разбирательства и общественного порицания.

Заключительные положения

11.1. Настоящее Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися ООП НОО, ООО и СОО в школе является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность.
11.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
11.3. Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися ООП НОО, ООО и СОО общеобразовательной организации принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.11.1. настоящего Положения.
11.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *