СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ 9 КЛАСС

Порядок синтаксического разбора сложносочинённого предложения

Была
зима,
но все последние дни стояла
оттепель.
(И. Бунин).

(Повествовательное,
невосклицательное, сложное, союзное,
сложносочинённое, состоит из двух
частей, между первой и второй частями
выражено противопоставление, части
соединены противительным союзом но.)

Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения

Когда
она
играла
внизу на рояле1,
я
вставал
и слушал2.

(Повествовательное,
невосклицательное, сложное, союзное,
сложноподчинённое, состоит из двух
частей. 2-я часть главная, 1-я – придаточная,
придаточная часть распространяет
главную часть и присоединяется к ней
союзом когда,
придаточная часть располагается перед
главной, тип придаточной части –
придаточное времени).

Сущ.
глаг. союз мест. глаг. пр.
прил. сущ.

Путники
увидели,
что они

находятся
на
маленькой
поляне.

(Повеств.,
невоскл., сложное, СПП с прид. изъяснительным,
1) нераспр., двусост., полное. 2) распр.,
двусост., полное).

Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения

Песенка
кончилась1
– раздались обычные рукоплескания2.

(Повествовательное,
невосклицательное, сложное, бессоюзное,
состоит из двух частей, первая часть
указывает на время действия того, о чём
говорится во второй части, между частями
ставится тире.)

Синтаксический разбор СПП.

Цель: повторить ранее пройденный учебный материал по СПП с различными видами придаточных.

1. совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; развивать аналитические умения в синтаксическом разборе СПП;2. развивать и совершенствовать умения и навыки уч-ся по составлению схем СПП и синтаксического разбора данных предложений;3. воспитывать у учащихся чувства патриотизма к Родине и уважения к окружающим людям

І. Организационный момент.

Настрой учащихся на работу

И я подобрала девиз, под которым мы с вами сегодня будем работать:

Ошибок не пугайся,С ошибками справляйся,Найти верный путь всегда готовым будь. Задачи нашего урока заключаются в том, что мы закрепим весь пройденный материал, связанный со СПП, и будем развивать наши навыки в устном и письменном анализе данных предложений.

2) Орфографическая разминка

Нам нужно немного размяться, и поэтому вначале проведём с вами небольшую орфографическую разминку. Запишем число, классная работа. Кто желает выйти к доске?

1) невежда (неуч, малограмотный), неверие (безбожие, безверие, отрицание), невзгода (беда), невежа (грубый, невоспитанный), недуг (болезнь), недотёпа (неуклюжий, неловкий), небрежность (безалаберность), ненастье (непогода, распогодье), ненависть (вражда, отвращение), неряха (беззаботный, грязный), незнайка () — не употребляются без не

2) несчастье (беда, горе) — счастье; непорядок (беспорядок) — порядок; нездоровье (болезнь) — здоровье; невежливость (грубость) — вежливость; недоверие (подозрительность) — доверие; неодобрение (порицание) — одобрение; независимость (свобода) — зависимость; невнимательность (небрежность) — внимательность; необразованность (глупость) — образованность

— Почему я разделила эти сущ.на 2 группы? (разные правила). Прокомментируйте.

— Подобрать ко второй группе сущ.синонимы.

— Что мы сейчас вспомнили с вами? (правописание не с сущ., а также синонимы)

3) Проверка домашнего задания

А теперь проверим ваше дом.задание. Вы должны были подготовить на сегодняшнее занятие презентацию (анализ СПП с любым типом придаточного), и работали вы в парах. И так начнём, кто желает?

Вопросы учителя к презентации:

1. Может ли один и тот же союз использоваться в разных типах придаточных? Как вы будете определять тип придаточных? Умеете ли вы задавать вопросы?

2. Чем придаточное определительное отличается от придаточного изъяснительного?

4) Повторение придаточных предложений (уст.раб.)

Итак, ребята, вы сказали, что умеете задавать вопросы к придаточным, это мы сейчас проверим. Работа по карточкам: зачитываете предложения, задаёте вопрос, определяете тип придаточного. Работаем быстро.

Всё-таки мне кажется, что вы не имеете право так поступать. (изъян.)

Для того, чтобы скорей пришёл Новый год, мы стрелки часов перевели вперёд. (цели)

Она напевала мотивы, которые трогали до слёз. (определ.)

У князя глуповатое лицо, хотя многие считали его человеком умным. (уступки)

У лодки не было вёсел, так что пришлось грести доской. (следствия)

Если бы знал все последствия, не полез бы в воду. (условия)

Там, где ещё не сняли травы, ветерок шершавил зелёный травяной шёлк. (места)

Стадо оцепенело, когда показался мчавшийся на всех парах товарный поезд. (времени)

— А сейчас на повторении выполним цифровой диктант (взаимопроверка).

— Теперь кто мне скажет порядок разбора любого предложения.

— Чем отличается схема ССП от схемы СПП?

ІІІ. Итог урока

Ученики пишут эссе на тему «Что я повторил на уроке?»

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

Схема
разбора сложноподчинённого предложения
с несколькими придаточными

1. Определить
тип предложения по цели высказывания
(повествовательное, вопросительное,
побудительное).

2.
Указать вид предложения по эмоциональной
окраске (восклицательное или
невосклицательное).

3.
Определить главное и придаточные
предложения, найти их гра­ницы.

4. 
Составить схему предложения: задать
(если возможно) вопросы от главного к
придаточным, указать в главном слово,
от которого за­висит придаточное
(если оно присловное), охарактеризовать
средства связи (союзы или союзные слова),
определить типы придаточных
(оп­ределительные, изъяснительные и
т. д.).

5. Определить
тип подчинения придаточных (однородное,
парал­лельное, последовательное).

Образец
разбора сложноподчинённого предложения
с несколькими придаточными

Повествовательное,
невосклицательное, сложное, сложноподчинённое
с тремя придаточными, с параллельным и
однородным подчи­нением: 1-е придаточное
– придаточное определительное (придаточное
зависит от существительного небо, отвечает
на вопрос какое?, при­соединяется
союзным словом на
котором); 2-е
и 3-е придаточные – придаточные
изъяснительные (зависят от
глагола поймёшь, отвечают
на вопрос что?, присоединяются
союзным словом почему).

Повествовательное,
невосклицательное, сложное, сложноподчинённое
с тремя придаточными, с последовательным
и параллельным подчинением: 1-е придаточное
– придаточное изъяснительное (зависит
от глагола знает, отвечает
на вопрос что?, присоединяется
союзомчто), 2-е
и 3-е придаточные – придаточные
местоименно-определительные (каждое
из них зависит от местоимения то, отвечает
на вопрос какое
(то)?, присоединяется
союзным словомчто).

Виды
подчинения в СПП с несколькими придаточными

В
СПП может быть более одного придаточного
предложения. В этом случае важно понять,
как все части сложного предложения
связаны между собой, что чему подчиняется.
Возможны три вида:

При
последовательном подчинении образуется
цепочка предложений: главному предложению
подчиняется первое придаточное, первому
придаточному – второе придаточное и
т.д. При этом виде подчинения каждое
придаточное является главным для
последующего придаточного.

Я
боюсь, что Анна опоздает на экзамен,
который должен начаться рано утром.

При
последовательном подчинении придаточное,
относящееся к главному, называют
придаточным первой степени, а следующее
придаточное – придаточным второй
степени и т.д.

Если
к одному главному предложению относятся
придаточные разных типов, то образуется
параллельное подчинение. При этом виде
подчинения оба придаточных относятся
к одному главному. Важно, что эти
придаточные разных типов и они отвечают
на разные вопросы.

Когда
вошла учительница, ребята встали, чтобы
поприветствовать её.

Если
придаточные предложения являются
предложениями одного типа и относятся
к одному и тому же члену главного
предложения или всему главному в целом,
то образуется однородное подчинение.
При однородном подчинении придаточные
отвечают на один и тот же вопрос.

Я
неожиданно почувствовала, как напряжение
спало и как легко стало у меня на душе.

Придаточные
изъяснительные предложения аналогичны
однородным членам предложения, между
собой они связаны союзом и. Оба придаточных
относятся к члену предложения в главном.
Запятая между ними не ставится. Важно,
что при однородном подчинении союзы
или союзные слова могут опускаться, что
характерно для предложений с несколькими
придаточными.

Кун. Дата. 28.01. Сынып 11

Такырыбы. Тема: Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными и разными видами связи.

ТипТип. обобщения и систематизации зун

Максаттар Цели: к концу урока учащиеся смогут обобщить свои знания о сложных предложениях, выбрать и применить нужную информацию, вынести суждение о принадлежности текста к стилю речи, сконструировать текст определенного стиля и типа с использованием сложых предложений.

Задачи: обеспечить обобщение понятий о сочинительной, подчинительной и бессоюзной связи в сложных предложениях, средствах связи предикативных частей в сложных предложениях, формирование умения ставить знаки препинания и определять структуру в сложных предложениях, развивать информационные, коммуникативные компетентности уч-ся, воспитывать положительное отношение к знаниям, казахстанский патриотизм. Методы. Репродуктивный, наглядно-иллюстративный, практический, контроля. Оборудование: учебник, тест, карточки.

Сабакты барысы. Ход урока.

. йымдастыру кезен Оргмомент. 2 м.

Проверка готовности обучающихся к уроку. Психологический настрой. Постановка целей – Дерево ожидания.

. Актуализация прежних знаний. 35 м.

1. Лингвистическая разминка. Подготовка к итоговой аттестации.

Поставьте имена числительные в нужном падеже, определите падеж: около 400 экземпляров, из 250 книг, к 500 участникам, с 300 школьниками, о 90 тетрадях.

2. Распределительная работа. Запишите номера предложений в два столбика: с запятой между частями ссп и без нее.

1)На рассвете сгущался туман и капли падали на листья березы. 2)Когда ушла гроза, над горами засияло солнце и сад наполнился ароматом цветов. 3)Где проложат трассу и кто будет ее строить? 4)Вот поляна и зеленый лес. 5)То дождь идет то град то снег пушистый. 6)Шторм воет или шум катера похож на вой.

3. Повторение правописания н и нн.

4. Составление ассоциативной карты о спп.

5. Работа с квазитекстом.

1)Берёза (лат. Bétula) — род листопадных деревьев и кустарников семейства Берёзовые (Betulaceae), она широко распространена в Северном полушарии, где общее число видов — около ста. 2)Я люблю, когда шумят берёзы, когда листья падают с берёз. 3)Но не только красотой славится береза: «деревом об четыре дела» издревле называют березу в народе, и одним из этих «дел» является то, что береза лечит от многих заболеваний. 4)Слушаю – и набегают слёзы на глаза, отвыкшие от слёз. 5)В этой статье я и хочу рассказать о целебных свойствах березы белой. 6)Многие части берёзы используются в хозяйстве: древесина, кора, берёста(поверхностный слой коры), берёзовый сок; почки и листья применяют в медицине; некоторые виды используют для создания полезащитных полос, а также в декоративном садоводстве. 7)Все очнётся в памяти невольно, отзовётся в сердце и в крови. 8)В медицине используются листья, почки, кора, соцветия и березовый сок, так как все они содержат разные биологические вещества, которые оказывают лечебное воздействие на организм человека. 9)Станет как-то радостно и больно, будто кто-то шепчет о любви. 10)Берёза занимает важное место в культуре славян, скандинавов, финно-угорских и других народов. 11)Начнем с березовых почек: в них содержится столько полезных веществ, что приготовленные из них лекарства вполне могут заменить пол-аптеки.-Какой темой объединены предложения? Является ли текстом то, что вы прочитали?

– Сколько текстов можно выделить в этом квазитексте? Выпишите номера предложений каждого из трех текстов.

Проверка. Текст №1: 1,6,8,10

Текст №2: 2,4,7,9

Текст № 3: 3,5,11

– Выполните синтаксический анализ выделенных предложений.

6. Работа с текстами.

Текст № 1.

Берёза (лат. Bétula) — род листопадных деревьев и кустарников семейства Берёзовые (Betulaceae), она широко распространена в Северном полушарии, где общее число видов — около ста. Многие части берёзы используются в хозяйстве: древесина, кора, берёста(поверхностный слой коры), берёзовый сок; почки и листья применяют в медицине; некоторые виды используют для создания полезащитных полос, а также в декоративном садоводстве. В медицине используются листья, почки, кора, соцветия и березовый сок, так как все они содержат разные биологические вещества, которые оказывают лечебное воздействие на организм человека. Берёза занимает важное место в культуре славян, скандинавов, финно-угорских и других народов.

1. Значение слова «полоса» в данном тексте:

А)Длинный ровный след.

В)Отдельный протяженный участок чего-то.

С)Небольшой узкий участок пахотной земли крестьянского надела.

Д)Страница в наборе, в печатном издании.

Е)Промежуток времени, пора, период.

2. Укажите правильные ответы.

1)Береза широко распространена в Южном полушарии.

2)В хозяйстве используется березовый сок.

3)В хозяйстве используют березовые почки.

4)В медицине используют кору березы.

5)Береза занимает важное место в культуре казахов.

3. Укажите стиль данного текста

Текст № 2.

Слушаю – и набегают слёзы на глаза, отвыкшие от слёз.

4. Укажите стиль данного текста

5. В стихотворении речь идет о времени года.

А)1С, 2Е, 3В, 4Д, 5А

В)1С, 2Е, 3А, 4В, 5Д

Д)1В, 2А, 3С, 4Е, 5Д

Е)1Е, 2Д, 3А, 4С, 5В

Текст № 3.

Но не только красотой славится береза: «деревом об четыре дела» издревле называют березу в народе, и одним из этих «дел» является то, что береза лечит от многих заболеваний. В этой статье я и хочу рассказать о целебных свойствах березы белой. Начнем с березовых почек: в них содержится столько полезных веществ, что приготовленные из них лекарства вполне могут заменить пол-аптеки.7. О «белой березе» писал

8. Судя по тексту, больше всего полезных веществ содержится в березовых(ой, ом)

9. Укажите тип речи

Д)повествование с элементами описания

Е)повествование с элементами рассуждения

10. Укажите стиль данного текста

Ключ: 1В 2Д 3А 4Е 5Д 6В 7С 8Д 9В 10С

7. Творческая работа. Напишите эссе «Береза».

. Инструктаж по выполнению домашнего задания.1 м.

1)Подобрать аргументы к эссе «Должен ли человек быть интеллигентным?»

2)Работа по карточкам. Расставить знаки.

1. Все пейзажи Левитана сыплющиеся пожухлые листья и загнивающие травы тихое гудение пчел перед холодами и тусклое предзимнее солнце едва заметно прогревающее землю темные стога и дальние избы передают печаль прощальных дней. 2.Солнце еще не поднялось из-за низкорослого корявого березняка видневшегося поодаль но первые оранжевые лучи острыми иглами пробивались через листву и мягко золотя восточный склон высоты сверкали россыпью розовых искр в росистой траве. 3.Плывут бегут смутные силуэты холмов и кустарников с мгновенным глухим рокотом проносятся под колесами чугунные мостики в далеких чуть белеющих полях мелькают огоньки глухих деревушек. 4.Научные труды Шокана Уалиханова по истории этнографии культуре географии праву религии тюркских и монгольских народов явились важным вкладом не только в евразийское но и мировое востоковедение. 5.Наступила полутьма уже разжиженная хмурым рассветом зазвенели комары которые составляли пожалуй единственное неудобство этого славного лесного жилья. 6.Со своими лихими жигитами Утемис отец Махамбета не раз отводил беду от родных юрт уводил свой аул в такие дали куда боялись подступиться наемники хана и карательные отряды казачьих атаманов а когда сын Айчуака Жанторе был избран ханом Младшего жуза Утемис не признал его. 7.Сдержанные рыдания матери заставили ребенка проснуться и взглянув на мать и на стоящую в дверях с зажженной восковой свечой бабушку ребенок тоже заплакал. 8.Поля и луг обращенные росою и туманом в бесконечные озера мало-помалу исчезали во мгле ночи звёзды острым блеском отражались в реке. 9.Мягкое и серебристое оно слилось там с синим южным небом и крепко спит отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков неподвижных не скрывающих собою золотых узоров звезд. 10. Давно уже не слышно было ни звона колокольчика ни стука колес по кремнистой дороге а бедный старик еще стоял на том же месте в глубокой задумчивости.

. Сабаты орытындысы. 2 м Подведение итогов урока. Рефлексия. Самооценка.

Поставьте имена числительные в нужном падеже: около 400 экземпляров, из 250 книг, к 500 участникам, с 300 школьниками, о 90 тетрадях.

Напишите эссе «Береза». Используйте сложные предложения.

2) Расставить знаки.

Что такое сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными — тип сложного предложения с подчинительной связью, характеризующийся наличием нескольких придаточных в одном предложении.

В русском языке выделяют три вида подчинения:

Придаточные предложения делятся на несколько видов, согласно своему значению.

Какие бывают виды, особенности

Особенности однородного подчинения в СПП:

«Надо идти, пока еще есть возможность, пока еще двигаются ноги». ( Арсеньев В. К. « По Уссурийскому краю»)

Сложноподчиненное предложение, состоит из трех простых предложений; первое является главным, второе и третье являются придаточными времени. Придаточные подчиняются главному предложению, отвечают на вопрос «до каких пор?». Придаточные связаны союзом «пока». Это предложение является примером однородного подчинения.

Параллельное (неоднородное) подчинение

Особенности параллельного подчинения в СПП:

«Все люди, когда удят рыбу, не кричат, не разговаривают, чтобы не пугать её, — Ларион поет неумолчно». ( Горький Максим. « Исповедь»)

Сложноподчиненное предложение, состоит из четырех простых предложений. Главным является часть «все люди не кричат, не разговаривают», придаточные — «когда удят рыбу», «чтобы не пугать». Часть «Ларион поет неумолчно» является второй главной частью, к ней не относятся придаточные. К части «когда удят рыбу» задается вопрос «когда?», является придаточным времени. К части «чтобы не пугать» задается вопрос «для чего?», является придаточным цели. Придаточные связаны союзными словами «когда» и «чтобы».

Последовательное подчинение

Особенности последовательного подчинения в СПП:

«Возвратясь в комнаты, Бегушев тем же раздраженным голосом приказал лакеям, чтобы они не пускали к нему графа Хвостикова, когда он вернется домой, и пусть бы он на глаза к нему не показывался, пока он сам не позовет его». ( Писемский А. Ф. « Мещане»)

Сложноподчиненное предложение, состоит из пяти простых предложений. Главным для первого придаточного («чтобы они не пускали к нему графа Хвостикова») является часть «Бегушев тем же раздраженным голосом приказал лакеям», главным для второго придаточного («когда он вернется домой») является первое придаточное («чтобы они не пускали к нему графа Хвостикова»). Главным для придаточного «и пусть бы он на глаза к нему не показывался» является часть «Бегушев тем же раздраженным голосом призал лакеям»; главным для придаточного «пока он сам не позовет его» является часть «и пусть бы он на глаза к нему не показывался». Придаточные связаны союзами и союзными словами «чтобы», «когда», «и», «пусть», «пока».

Знаки препинания

Таблица с примерами поможет определить, на какие виды делятся

сложноподчиненные предложения с тремя и более предикативными частями.


СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ 9 КЛАСС

Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными – упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания.

При этом лучше действовать по алгоритму:

Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений).

Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах. Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).

Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.

Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения – СПП с несколькими придаточными конкретно – и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.

Упражнения по теме «СПП с несколькими придаточными»

Упражнение 1. О ПРЕДЕЛИТЕ ВИД ПОДЧИНЕНИЯ В СПП:

1. Герой – это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества.

2. Чтобы выработать характер, надо воспитывать в себе волю, так как человек без воли игрушка в руках всякого проходимца.

3. Чтобы не обеднять свою жизнь, чтобы быть счастливым, человек должен уметь понимать другого.

4. Когда видишь человека, лицо которого искажено злобой, нужно лишь улыбнуться.

5. Утром Репин спешил в мастерскую и там буквально истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным и даже стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек отдавать все силы полотнам.

6. Бывало, войдешь в комнату, которая была расположена под его мастерской, слышишь топот его старческих ног, так как после каждого мазка он отходит поглядеть на свой холст.

7. Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом.

8. Если внимательно прочитать все написанное Пришвиным, убеждаешься в том, что он превосходно видел и знал природу, что писатель не успел рассказать нам о ней и сотой доли.

9. От людей, которые только что отложили прочитанную пришвинскую книгу, я несколько раз слышал, что его книги «настоящее колдовство».

10. В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.

Определите тип подчинения придаточных предложений в составе СПП.

Ответы к упражнению №2 по теме “Типы подчинения придаточных в составе СПП”.

1. параллельное 2. однородное 3. последовательное 4. однородное 5. параллельное 6. последовательное 7. последовательное 8. последовательное 9.последовательное 10. однородное 11. однородное 12. параллельное 13. параллельное 14. последовательное 15. последовательное 16. параллельное 17. последовательное 18. последовательное

Тест по теме «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»

1. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями последовательное подчинение?

1) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.

2) Саврасов заглянул к нам из другого мира, где живут ведуны-великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться.

3) Начинало слегка давить виски, как давит голову, когда долго кружишься на карусели.

4) Родился я в лесном хуторе и часть детства своего провел в дремучих лесах, где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, а волки стаями волочатся.

2. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями однородное соподчинение?

1) Он бережно поцеловал жену и пошел в комнату, где ожидали его краски, кисти, холст — все то, без чего он не мог представить себе ни одного дня жизни.

2) С кремлевской стены, на которой стоит царь Иван Васильевич, видно, как выбиваются из сил, борясь с течением, гребцы.

3) Было слышно, как беспокойно плещется рядом Нева и где-то над крышами гудит мокрый флаг.

4) Когда шел этот разговор, в соседней комнате стоял сельский мельник, которого для размола зерна вызвал на усадьбу Курбского Иван Колымет.

3. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями неоднородное (параллельное) соподчинение?

1) Все, что роте предстояло сделать в темноте, Рюмин не только последовательно знал, но и видел в том обостренном луче света, который центрировался в его уме.

2) Хотя над воротами надпись, что здание находится под охраной государства, никто его не охраняет.

3) Игнатий Хвостов рассказал товарищам о том, кто был Траян и каким жестоким преследованиям подвергал он первых христиан.

4) Неизвестно, построена ли яхта еще до первого приезда Петра Бажениным или же она была подарена русскому царю голландскими купцами.

4. Объясните постановку запятой и тире в сложноподчиненном предложении.

Но чтоб падали селенья,

Чтобы нивы пустовали —

Нам на то благословенье

Царь небесный дал едва ли! (А. К. Толстой).

1. Запятая отделяет соподчиненные придаточные части предложения, а тире отделяет две однородные придаточные части от главной части.

2. Запятая отделяет соподчиненные придаточные части предложения, а тире отделяет стоящие впереди главной части однородные придаточные, так как при чтении между ними делается значительная пауза (с целью интонационного выделения придаточных).

5. С помощью какого знака разделяются однородные придаточные в структуре многочленного сложноподчиненного предложения?

Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния когда еще дневной свет путается, неразрывно сцепившись, с ночным (М. Шолохов).

2. Точка с запятой, так как однородные придаточные распространены: есть однородные члены и обособленный оборот.

6. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?

Не знаю я, коснется ль благодать Моей души болезненно-греховной, Удастся ль ей воскреснуть и восстать. Пройдет ли обморок духовный? (Ф. Тютчев).

1. Однородное соподчинение.

2. Неоднородное соподчинение.

7. Нужна ли запятая на стыке двух подчинительных союзов в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Сколько всего запятых нужно поставить в этом предложении?

Федор ждал что когда увидит не репродукцию а холст которого касалась рука самого Сурикова должно оглушить перехватить дыхание должно потом сниться по ночам (В. Тендряков).

1. Запятая нужна; всего семь запятых.

2. Запятая не нужна; всего шесть запятых.

8. Определите тип подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении.

В это время обыкновенно неприлично ходить дамам, потому что русский народ любит изъясняться такими резкими выражениями, каких они, верно, не услышат даже в театре (Н. Гоголь).

1. Неоднородное соподчинение.

2. Последовательное подчинение.

9. Определите виды придаточных в многочленном сложноподчиненном предложении. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?

1. Неоднородное соподчинение придаточных: к главной части присоединяется придаточная часть цели и придаточная определительная часть.

2. Неоднородное соподчинение придаточных: к главной части присоединяется придаточная часть цели и придаточная часть места.

10. Из скольких частей состоит данное сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными и какой тип подчинения представлен в нем?

На следующий день Санин лежал еще в постели, как уже Эмиль, в праздничном платье, с тросточкой в руке и сильно напомаженный, ворвался к нему в комнату и объявил, что герр Клюбер сейчас прибудет с каретой, что погода обещает быть удивительной, что у них уже все готово, но что мама не поедет, потому что у нее опять разболелась голова (И. Тургенев).

1. Предложение содержит восемь частей; представлено однородное соподчинение придаточных.

2. Предложение содержит семь частей; представлено смешанное подчинение придаточных.

11. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Объясните, почему в предложении ставится только одна запятая.

Когда наступала зима и сад и дом заваливало снегами, по ночам раздавался волчий вой (А. Н. Толстой).

1. Предложение с последовательным подчинением придаточных.

2. Предложение с однородным соподчинением придаточных.

12. Проанализируйте сложные предложения. Выделите простые части, установите их число. Определите характер связи между ними.

Временами Мария готова была верить, что какой-то древний художник чудом угадал, что некогда явится в мир девушка Мария, и заранее создал ей портрет в барельефе таинственного, заколдованного дворца, который должен был сохраняться неприкосновенным под землей в течение столетий (В. Брюсов).

1. Предложение состоит из четырех частей, соединенных при помощи смешанного подчинения.

2. Предложение состоит из пяти частей, соединенных при помощи однородного соподчинения придаточных.

13. Проанализируйте сложные многочленные предложения с подчинительной связью. Установите способ связи придаточных и главной частей, назовите вид придаточных.

Поскольку романов у Чехова не было, представлялось очевидным, что он не имеет отношения ни к Достоевскому, ни к Тургеневу, ни к Гончарову (М. Громов).

1. Придаточная часть причины присоединяется к главной части посредством семантического причинного союза поскольку; придаточная изъяснительная присоединяется к главной части посредством функционального союза что; в многочлене представлено неоднородное соподчинение придаточных.

2. Предложение с последовательным подчинением придаточных; придаточная часть причины присоединяется к главной части семантическим причинным союзом поскольку; придаточная изъяснительная присоединяется к главной части функциональным союзом что.

14. Сколько запятых следует поставить в сложном предложении с несколькими придаточными? Назовите тип подчинения придаточных частей главной.

Среди дня корову выпускали в поле чтоб она походила по воле и чтоб ей стало лучше (А. Платонов).

1. Одна запятая; однородное соподчинение придаточных.

2. Две запятые; неоднородное соподчинение придаточных.

15. Назовите вид придаточных, установите способ связи придаточных и главной частей.

Туман держался долго, до одиннадцати часов, пока не нашласъ какая-то сила, которая подняла его вверх (В. Распутин).

1. Предложение со смешанным подчинением; придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом пока не, придаточная определительная часть присоединяется к главной части союзным словом которая.

2. Предложение с последовательным подчинением; придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом пока не, придаточная определительная часть присоединяется к главной части союзным словом которая.

16. Нужна ли запятая на стыке двух союзов — сочинительного и подчинительного? Сколько всего запятых следует поставить в этом сложном предложении?

В эту ночь Чубарев тоже не ложился, а когда наконец выпроводил всех из кабинета и взглянул на часы только пожал плечами (П. Проскурин).

1. Запятая не нужна; две запятые.

2. Запятая нужна; три запятые.

3. Запятая нужна; пять запятых.

17. Определите тип подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении. Нужна ли запятая перед союзом И?

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной (А. Ахматова).

1. Неоднородное соподчинение придаточных; запятая нужна.

2. Однородное соподчинение придаточных; запятая не нужна.

1. 3) 2. 3) 3. 1) 4. 2) 5. 2) 6. 1) 7. 1) 8. 2) 9. 1) 10. 2) 11. 2) 12. 1) 13. 1) 14. 1) 15. 2) 16. 1) 17. 2)

Центральное понятие при разборе СПП с несколькими придаточными – это способ присоединения придаточных частей к главной, а именно: однородное, параллельное или последовательное подчинение.

Обратимся к конкретному примеру разбора СПП с несколькими придаточными.

Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она.

1. Определяем грамматические основы, распознаем главные и придаточные части, анализируем способ подчинения; строим схему предложения.

Итак, у нас 4 грамматические основы – значит, предложение сложное. Часть 1 – главная, части 2, 3, 4 – придаточные изъяснительные (грустно думать о чем?). Придаточные относятся к одному слову в главной части, отвечают на один и тот же вопрос, являются одинаковыми по виду – следовательно, это однородное подчинение. Придаточные присоединяются к главной посредством подчинительного союза что (его можно опустить без потери смысла высказывания).

2. Характеризуем каждую часть предложения как предложение простое.

Как видим, для полноценного разбора сложного предложения необходимо иметь структурированные, последовательные знания не только в области сложного предложения, но и в области простого.

Успехов в изучении русского синтаксиса!

Остались вопросы?

Русский язык, 9 класс, урок 34

Тема: Синтаксический и пунктуационный разбор СПП с одной и несколькими придаточными частями.

Цель: образовательная: обобщить и систематизировать знания по теме, формировать умение распознавать виды придаточных, определять их место с СПП, знать способы связи придаточного с главным, правильно ставить знаки препинания; отрабатывать навыки анализа, сопоставления; подготовка к ЕНТ.

Развивающая: активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мышление.

Воспитательная: содействовать формированию нравственных качеств.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: урок практических работ.

Оборудование: презентация урока, карточки, тесты, схемы.

А) заполнить «слепые» схемы: 1-ая схема

Б) Составление кластера « Виды придаточных предложений»

3. Обобщение и систематизация изученного

1) Цифровой диктант ( если верно- цифра 1, если нет – 0)

1. Предложения бывают простые, сложные и составные.

2. Независимое предложение в составе сложноподчиненного предложения называется главным.

3. Простые предложения , входящие в состав сложного , всегда отделяются запятыми.

4. Придаточные определительные всегда стоят после главного предложения.

5. Косвенная речь – это чужая речь, оформленная как придаточное изъяснительное в сложноподчиненном предложении.

6. Придаточные обстоятельственные относятся ко всему главному и присоединяются к нему при помощи сочинительных союзов.

2) Определить вид придаточного, указав его в соответствии с номером предложения.

1. Очень важно, чтобы добро побеждало над злом.

2. Ничего не дает такого расцвета таланту, как дружба и простое товарищеское внимание.

3. Товарищ тот, кто вместе с тобой сражается, мыслит, творит.

4. Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой.

5. Был тот предночной час, когда стираются очертания, краски, расстояния, когда еще дневной свет путается, неразрывно сцепившись с ночным .

6. Я должен подумать, чтобы вспомнить, как все было. И трудно было понять, зачем возникают и гаснут эти звуки, кому они нужны и чего они хотят.

Объяснение строения, видов придаточных, знаков препинания в 5 и 6 предложений.

3) Ознакомление с планом синтаксического разбора СПП (памятки на каждой парте)

4) Практическая работа. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

1. Достойным уважения мы называем того, кто делает лучше и прекраснее все, к чему приблизится, чего коснется, о чем заговорит.

2. Благородное сердце также не может подозревать других в низости и коварстве, на которое само оно не способно.

3. Одна туча способна погрузить во мрак целую рощу, так же как одно слово способно омрачить величайшее счастье.

4. Если ты дважды подумаешь, прежде чем один раз скажешь, ты скажешь вдвое лучше.

5. Глубокие мысли всегда кажутся до того простыми, что нам представляется , будто мы сами додумались до них.

6. Как бы быстро ни летело время, оно движется крайне медленно для того, кто лишь наблюдает за его движением. ( Афоризмы)

5) Индивидуальные задания:

а) двум ученикам составить 2-3 СПП с придаточными предложениями разных видов;

б) начертить схемы предложений, определить вид придаточных (карточки);

6) Моделирование предложений. Самостоятельная работа. Перестроить предложения с причастными и деепричастными оборотами в СПП . Начертить их схемы, определить вид придаточных.

1. Человек, любящий и умеющий читать , – счастливый человек.

2. Успешно преодолевая свою лень, человек может много добиться.

3. Не трудясь, хлеба не добиться.

7) Сопоставление предложений ( отработка умения различать виды придаточных предложений разных значений с одним и тем же союзом или союзным словом).

1. По его щекам поползли блестящие капельки, какие бывают во время дождя. ( определительное).

2. Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта песня. (изъяснительное)

3. За высокой плотиной было одно место, куда не проникал ветер . ( определительное).

4. Я не знал, куда деваться. ( изъяснительное).

5. Медведь стоял там, где стоял лось .( место).

6. Я не забыл заметить, где поставили наших лошадей. ( изъяснительное)

4. Тестирование ( 2 варианта)

5. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка. Знаю, умею, – 1 балл, не, не уверен -0

(Сложите – сумма баллов – ваша оценка. Не огорчайтесь, если оценка не та, что вы ожидали. У вас есть время исправить).

Домашнее задание : повторить параграфы 15-23, разбор 4 СПП предложений из упр. 352.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *