ШМО ЭТО В ШКОЛЕ

Положение о ШМО. Из опыта работы.


ШМО ЭТО В ШКОЛЕ

Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Если методические объединения создают, значит, это кому-то нужно. Чем они полезны для учителей и администрации? Можно ли получить доплаты за членство? Оправдывают ли они свою работу? Разбираемся в этом вместе с учителями из Москвы и регионов.

Все знают, что в школе главным является директор, знают и про заместителей  заведующих воспитательной и учебной частью. Но знакомы ли вы с такой непростой должностью, как руководитель школьных методических объединений? Я являюсь руководителем школьного методического объединения учителей английского языка уже на протяжении 8 лет. Как руководитель, я стремлюсь к созданию эффективной команды, в которой каждый будет работоспособен, инициативен и с чувством высокой ответственности. В данной статье. я поделюсь некоторыми секретами организации эффективной команды ШМО.

Что такое ШМО?

это школьное методическое объединение учителей, преподающих один предмет или несколько предметов в рамках одной образовательной области.  Руководитель ШМО отвечает за работу учителей предметников, подчиняется  непосредственно заведующему учебной частью и ведет работу с районными методическими объединениями.

Любая команда создается для положительного достижения цели. Если мы говорим о команде учителей английского языка в школе, то она работает для эффективного изучения иностранного языка школьниками, достижения высоких результатов на олимпиадах разного уровня и высоких показатели учащихся на ОГЭ/ЕГЭ .

Ниже приведены некоторые моменты, которые помогают мне создавать эффективную команду в школе.

Руководитель должен хорошо знать возглавляемый коллектив

Он всегда поддерживает связь со всей командой. Не стоит поощрять межличностную конкуренцию, направляйте всех учителей к продуктивной работе. Развивайте личностные качества сотрудников и уважайте их интересы, так члены команды чувствуют, что они услышаны и их потребности учтены. Люди быстрее берут ответственность за то, что считают своим.

Как руководитель ШМО, я организую ежемесячные собрания, на которых каждый учитель может поднять на обсуждение волнующий его вопрос, попросить помощи.  Конечно, у каждого преподавателя свое понимание образовательного процесса, что ведет к разным взглядам на разнообразные вопросы и ситуации. Умение руководителя рассмотреть все стороны одного вопроса и выслушать все мнения для принятия единственного решения является неотъемлемой частью для эффективной работы коллектива. В этом деле хорошо помогает brainstorming, позволяя высказывать всем участникам коллектива без конфликтов в коллективе.

Руководитель должен понимать и правильно применять педагогические и организаторские склонности каждой личности в коллективе

Он поощряет учителей проявлять инициативу и прилагает максимум усилий для реализации их идей. У нас в школе есть учитель, который организовал кружок драмы на английском языке с помощью нашего методического объединения. Другие учителя ШМО помогали в составление рабочей программы и привлекали детей к участию в данном кружке.

Руководитель должен уметь объединять учителей в совместимые психологические группы для достижения положительного результата работы

Это учитывается, например, при составлении предметной недели английского языка, где учителя объединяются в группы для проведения мероприятий.  Учителям должно быть психологически комфортно работать в определенной группе.

Руководитель должен уметь создавать баланс целей и индивидуальных интересов членов коллектива

Каждому члену команды стоит понимать общую цель, к которой движется команда и конкретно свою цель в данном потоке работы. Цель команды должна быть объяснена учителям простым и ясным языком, краткими и лаконичными фразами. На первом собрании учителей перед учебным годом мы всегда расставляем приоритеты на год, ставим цели и задачи. В этом году у нас главная цель внедрение нового исследовательского процесса в обучение иностранным языкам для достижения эффективного и высокого качества образовательного процесса.

Говоря о балансе целей ШМО и индивидуальными интересами, я имею в виду, внедрение в план ШМО активностей карьерного роста учителей, повышение компетенции через посещение курсов, участие в районных, областных и федеральных конкурсах для учителей, таких как «Педагог года».

Руководитель должен предоставлять отчётность.

Он приводит промежуточные результаты в виде отчетов и выступлений на собраниях. Это поможет команде осознать, что поставленная цель может быть достигнута, что их работа продуктивна. Учителя, в свою очередь, готовят отчеты по проведенным мероприятиям, с фотографиями, описывают те успехи, которые были достигнуты к концу учебного года и проводят самоанализ открытых уроков.

Каждый учитель в команде должен обладать определенной квалификацией для успешной работы.

Задача руководителя следить за повышением квалификации учителей, прохождением актуальных курсов. Руководитель составляет график аттестации учителей, помогает в подготовке к аттестации и мотивирует учителей с первой категорией получать высшую категорию.

Руководитель подает пример. это хорошо, но личный поступки всегда эффективнее. Если вы хотите успешной работы вашей команды, то вам надо научиться подавать пример.

Я часто применяю вышеперечисленные принципы при планировании и организации работы нашего объединения. Попробуйте и вы!

Школьное методическое объединение учителей: советы начинающему председателю ШМО.

Работа Евелевой С. Ю. – методиста – председателя ШМО учителей предметов естественного цикла ГБОУ лицей №329 Невского района г. Санкт-Петербурга

Школьное методическое объединение является структурным подразделением школы, способствующим совершенствованию методического обеспечения образовательных программ, росту профессионального мастерства педагогов. Оно создается для организации взаимопомощи в целях обеспечения современного уровня преподавания и повышения качества обучения подрастающего поколения, совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении в целом.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании»  ( статья 32) организация и деятельность методических объединений относится к компетенции общеобразовательного учреждения. Ш МО возглавляет председатель из числа наиболее опытных и квалифицированных педагогов, который пользуется уважением коллег-педагогов и администрации учебного заведения. Председателя ШМО назначает директор образовательного заведения приказом в начале учебного года.

Для  продуктивной работы председателю ШМО необходимо ознакомиться с Положением о работе ШМО, с должностными обязанностями председателя ШМО, знать нормативные документы, иметь основные сведения об учителях, входящих  в состав методического объединения. Примеры некоторых таких документов представлены в данной работе.

Основные сведения об учителе.

Образование(что окончил и когда)_________________________________________________________

Дата последней аттестации_____________________________________

Основные педагогические достижения

Примерное положение о школьных предметных олимпиадах1

(можно использовать при работе методического объединения)

– пропаганда научных знаний и развитие у школьников интереса к творческой деятельности;

– создание условий для реализации способностей, склонностей, интересов обучающихся ранней профилизации;

– привлечение учащихся к научно-практической деятельности;

– выявление наиболее способных школьников для участия в городских предметных олимпиадах.

1.4.  Школьные олимпиады являются первым этапом

Всероссийской олимпиады и проводятся

5.1 Организаторы олимпиады и учителя – предметники несут ответственность за неподготовку олимпиадных заданий и за срыв сроков олимпиады.

5.2. Члены жюри несут ответственность за объективность проверки олимпиадных работ.

6.1. Отчет и протокол о проведении школьной предметной олимпиады составляется ответственным лицом.

6.2. Отчет  и протокол по каждой предметной олимпиаде предоставляется заместителю директора по учебно-воспитательной работе . На их основании делается общий отчет о школьном туре предметной олимпиады.

Примерное положение о школьной предметной неделе( можно использовать при работе методического объединения)

– совершенствовать профессиональное мастерство педагогов,               организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;

– вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым школьным дисциплинам;

– выявление обучающихся,  которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области.

2. Организация и порядок проведения предметной недели.

2.1. Предметная неделя проводится в соответствии с планом работы школы.

2.2. План подготовки и проведения предметной недели разрабатывается методическим объединением, согласовывается с заместителем директора по УВР и утверждается директором школы не позднее чем за две недели до  начала ее проведения.

2.3. Организатором предметной недели является методическое объединение.

2.4. Участниками предметной недели являются:

– все учителя, преподающие предмет или группу дисциплин        образовательной области, по которым проводится предметная неделя;

– ученики школы, изучающие предмет или образовательную область, по которым проводится предметная неделя.

2.5. В рамках предметной недели могут проводиться:

– предметные олимпиады, смотры, конкурсы , викторины и т.п.

– открытые уроки;

– внеклассные мероприятия по параллели учебных классов или

– общешкольные мероприятия;

2.6. Проведение предметной недели сопровождается разнообразной наглядной информацией, которая располагается в различных помещениях школы .

2.7. По итогам предметной недели наиболее активные ее участники ( как учителя, так и учащиеся) поощряются.

2.8. По окончании предметной недели на заседании методического объединения проводится анализ мероприятий, организованных в  ходе недели.

3.1. По итогам предметной недели руководитель МО сдает заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе, который курирует ее проведение, следующие документы:

– план предметной недели;

– тексты заданий для проведения предметных олимпиад, викторин, смотров, протоколы с их результатами;

– планы или сценарии открытых мероприятий;

– анализ итогов предметной недели ( справка).

2. материалы взяты из сборника О. И. Медведева, Т. А. Кобзарева «Организация работы методического объединения. Нормативные и инструктивно-методические материалы»., Волгоград , «Учитель»,2009г.

(Может быть использован в работе председателя ШМО)

Кол-во учащихся: в классе _____________на уроке_________________

3. Материалы взяты из сборника Л. Л. Олиференко . Аттестация учителей химии и биологии. Методические рекомендации. Айрис- Пресс, Москва, 2007

САМОАНАЛИЗ    УРОКА

(Материалы могут быть использованы в работе учителями)

– достигнута полностью

– достигнута частично

– не достигнута

3. Перечисление факторов, оказавших положительное влияние на достижение цели урока

4. Причины, препятствующие полному достижению цели урока.

5. Урок в системе уроков, Примерное планирование следующего урока.

4. Материалы взяты из сборника  Л. Л. Олиференко. Аттестация учителей химии и биологии. Методические рекомендации., Айрис-Пресс, Москва, 2007

Посещение учителями МО открытых мероприятий в районе и городе по предметам естественного цикла в 20.-20. уч. году.

(Данная форма может быть использована председателем ШМО для составления отчета о работе)

Предмет -______________    Учитель:_________________

Результативность обучения _______________(предмет) в ГБОУ ___________

По итогам 20.-20. учебного года.

(Данная сводная таблица может быть использована председателем ШМО для составления отчета )

Литература по теме: “Методическая работа в школе”  ( в помощь председателю ШМО)

Какие задачи решают МО в школе

В интернете огромное количество типовых положений о методических объединениях. Если не обращать внимания на предметную специфику, то задачи у всех МО примерно одинаковые. Это:

– развивать профессиональный потенциал педагогов;

– знакомить учителей с современными методиками и технологиями;

– координировать усилия и совершенствовать методики преподавания.

Председатель первичной профсоюзной организации «Альянс учителей» из города Копейска Челябинской области Данил Плотников подтверждает: эти задачи по-прежнему актуальны. Одно время в его школе вообще упразднили методобъединения, но, видя, что экзаменационные результаты учеников снизились, стали их возрождать.

Однако эффективность ШМО наши собеседники оценивают невысоко. Всему виной загруженность учителей: например, Данил Плотников в неделю проводит в школе 38 (!) уроков. В «Интеллектуале» учебная нагрузка у штатных педагогов небольшая (выручают совместители), но почти у каждого — несколько мест работы. При таком раскладе неудивительно, что и в Москве, и в Копейске ШМО собираются два-четыре раза в году.

Получите профессию педагога-организатора с дополнительной квалификацией «Социальный педагог» в Учебном центре Педсовета.

Что в программе?
— Практико-ориентированные методики работы социального педагога и педагога-организатора.
— Методы социально-педагогической работы с детьми, оставшихся без попечения родителей, и неблагополучными семьями.
— Поддержка кураторов и обратная связь от преподавателей.

А что в итоге?
Новая профессия и диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.

Предварительный просмотр

Директор средней школы №6

Положение о методическом объединении

1.  Общие положения

2. Задачи и содержание деятельности методического объединения.

Методическое объединение как структурное подразделение школы создается для решения следующих задач, возложенных на учебное заведение:

3.  Основные формы работы в методическом объединении.

4. Порядок работы.

5.     Документация методического объединения.

Для функционирования  методического объединения должны быть следующие документы:

6.     Права методического объединения.

Методическое объединение имеет право:

Чем реально полезны МО

«По идее, этот человек должен помогать коллеге-учителю, защищать его от директора. Но чаще всего происходит наоборот. Председатель ШМО ищет недостатки конкретного урока, за которые можно уцепиться, чтобы снизить коллеге стимулирующие выплаты или вообще принудить его уйти из школы», — поясняет эксперт.

Учителям

В школах, где работают активные учителя, методобъединения могут выступать заменой неэффективного профсоюза. Они становятся важным связующим звеном между учителями и администрацией в финансовых и управленческих вопросах.

«В «Интеллектуале» я заведовал кафедрой (методобъединением) социально-гуманитарных дисциплин: распределял нагрузку своих коллег, представлял директору все учебные программы и тематические планы. Насколько я знаю, в большинстве школ такого нет. Это плохо, потому что для учителей вопрос распределения нагрузки самый важный. От него напрямую зависит размер зарплаты», — приводит пример Всеволод Луховицкий.

Распределение стимулирующих выплат — еще одна важная задача методобъединения:

«В подавляющем большинстве школ учитель сам долго-долго собирает доказательства своей работы. Затем он все сдает секретарю и дальше просто ждет решения директора. Очень часто педагог остается этим решением недоволен и просто теряет интерес к работе. В нашей школе завкафедрой сначала распределяет баллы в присутствии коллег. После идет к директору и защищает свои выкладки вместе с другими завкафедрами. Директор, понимая, что все его решения получат огласку, подходит к распределению стимулирующих максимально объективно, и конфликты сводятся к минимуму», — рассказывает Луховицкий.

Что касается денег, то, так как нет закона, который обязывал бы создавать ШМО, нигде не сказано, должны ли учителя получать надбавки за эту работу.

Всеволод Луховицкий признается, что в Москве он не знает ни одного педагога, который бы получал за руководство ШМО больше 3000-5000 рублей, что по меркам столицы очень мало.

В городе Копейске Челябинской области руководство ШМО не приносит даже таких денег. Зато надбавку в 15 тысяч рублей и преимущество при аттестации на высшую категорию имеют руководители муниципальных методобъединений.

«Провинция живет бедно, поэтому на эту должность в муниципальном управлении образования назначают своих людей», — категорично заявляет Данил Плотников.

В целом выходит, что методические объединения школе все-таки нужны. Но не в том виде, когда они существуют исключительно в интересах директора, а как независимые общественные организации, в которых учителя решают учебные и профессиональные задачи. В том числе — по защите своих трудовых прав.

Материалы по теме:

Скачать

Методические объединения (МО) бывают школьными, муниципальными, региональными и всероссийскими.

На уровне конкретного учебного заведения МО объединяют учителей одного предмета. Если на всю школу приходится всего два историка или один географ, их прикрепляют к более крупным единицам — школьным методическим объединениям. Есть ШМО учителей гуманитарных дисциплин, естественно-научного профиля, точных наук. Кроме того, существуют объединения классных руководителей, учителей начальных классов, руководителей школьных кружков.

На муниципальном уровне МО разрабатывают единые стандарты преподавания того или иного предмета и проводят муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников. От ее результатов зависит рейтинг и конкретных учебных заведений, и муниципалитета в целом.

Региональные и российские МО сегодня по факту существуют только на бумаге, никакой самостоятельной активности у них нет. Хотя еще 10 лет назад в Москве перед началом учебного года и на зимних каникулах проходили городские собрания методобъединений.

«Ценность этих собраний была в том, что учителя из разных школ и даже регионов общались между собой. Но после того, как в государственной политике в образовании был выбран путь минимизации общественного диалога, собрания учителей стали считать ненужными и даже опасными. А вдруг учителя истории выступят против новых программ, которые вот-вот будут утверждены и станут единственными и обязательными? Или словесникам не понравятся учебники, предлагаемые издательством «Просвещение»?» — объясняет Всеволод Луховицкий, учитель русского языка в школе «Интеллектуал», член совета МПРО «Учитель».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *